Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук icon

Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук


Скачать 98.03 Kb.
НазваниеЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук
Размер98.03 Kb.
ТипЛекция


Академия социального управления


ЛЕКЦИЯ




По дисциплине: «Социология»


Тема 2. Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории




Доктор социологических наук,

профессор Григорьев А.А.


Москва - 2013

Тема 2. Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории


Основные вопросы темы:


1. Отличительные признаки научного знания в социальном познании и их взаимосвязь с развитием науки и культуры

2. Идеалы научности в классической социологии

3. Неклассические идеалы научности в социологии

4. Современный этап развития социологического знания


1. Отличительные признаки научного знания в социальном познании и их взаимосвязь с развитием науки и культуры


Основная задача социологии как науки состоит в производстве новых знаний о функционировании и развитии общества. Однако знания об обществе формируются не только наукой. Свой вклад в познание общества вносят обыденное познание, философия, искусство, религия и другие формы миропостижения. В связи с этим возникает вопрос об особенностях научного познания, который решается путем выделения идеалов, норм и критериев научности, раскрытием особенностей научного познания по сравнению с другими формами познания, обоснованием функций и методов социологической науки.


^ Основные формы познавательной деятельности


Обыденное познание: стихийно-эмпирическое отображение способов практического изменения объектов; нерасчлененность субъектной и практической сторон познания; несистематизированное накопление опыта; рецептурный характер предписаний и рекомендаций применительно к наличным ситуациям деятельности; использование естественного языка и средств, методов познания, применяемых в повседневном производстве и быту; ограниченность познания непосредственными запросами сегодняшней практики.


Религия: предметом познания являются в основном сверхчувственные и сверхрациональные «проблемы». Бог, дьявол, ангелы, душа, бессмертие, спасение, грех, искупление – вот о каких предметах идет речь в системах истины веры; чувственно воспринимаемые вещи и явления выступают только «видимыми знаками невидимого мира»; основные постулаты, утверждения, требования считаются священными; постижение истины веры – это адаптация души к сверхчувственному миру, освобождение души от волнения и беспокойства, достижение душевного покоя, которая основывается на ценностно-нормативных моделях и поведенческих образцах; главным методом обоснования истины является ссылка на священные источники (Библия, Коран, Талмуд и др.) и авторитеты в форме цитирования, а открытия осуществляются благодаря «божественному вдохновению».


Философия: устремлена к целост­ному постижению универсума, ее интересует мир в целом, задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего; стремится выяснить предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения к действительности, направлена на выявление крите­риев для понимания и оценки всего существующего; уносится в мир мыслимых сущностей, которые постигаются только умом и не доступны чувственному познанию; фи­лософия создает своеобразный язык предель­но широких понятий, обладающих статусом всеобщности и не­обходимости; в качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире прини­мается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм общественного сознания — науки, искусства, религии, политики, права, морали и пр.


Искусство: выражает личностные смыслы жизни при помощи художественных об­разов наглядно, зримо, образно в живописи, литературе, драматургии, музыке; обращено не к рассудочному, а к чувственно-ассоциативному и эмоциональному строю человеческого восприятия; худо­жественное видение мира нельзя представить как сугубо рацио­нальное. Для художника важны движения души, предощущения, наслаждение, цепь ассоциаций, а не норма, стандарт, законосо­образность.


Наука: особая, профессионально-организованная познавательная деятельность, направленная на получение нового знания, обладающего следующими свойствами: объектная предметность (эмпирическая или теоретическая), общезначимость, обоснованность (эмпирическая и/или теоретическая), определенность, точность, проверяемость (эмпирическая или логическая), воспроизводимость предмета знания, объективная истинность, полезность (практическая или теоретическая).


^ В качестве критериальных признаков научного знания обычно выделяют: предметность, однозначность, определенность, точность, системность, логическая доказательность, проверяемость, теоретическая и/или эмпирическая обоснованность, инструментальная полезность (практическая применимость). Соблюдение этих свойств должно гарантировать объективную истинность научного знания, поэтому часто «научное знание» отождествляют с «объективно-истинным знанием».

К числу главных отличительных признаков науки от обыденного познания относятся следующие1:

1). Наука нацелена на выявление и исследование объективных законов функционирования, развития и преобразования изучаемых объектов.

2). Движение научного познания обусловлено не столько непосредственными запросами сегодняшней практики, сколько потребностями общества в разработке будущих способов и форм практического освоения мира.

3). Выработка наукой специального языка, пригодного для описания изучаемых ею объектов.

4). Использование в науке специальных средств научного познания (научной аппаратуры, экспериментальных установок, лабораторий и т.д.).

5).Разработка специальных способов обоснования истинности получаемого знания.

6). Обоснование особых методов и методологии изучении и исследования объектов.

7). ^ Специальная подготовка субъекта научной деятельности, формирование в сознании ученых определенной системы ценностных ориентаций и установок.

Все перечисленные признаки в полной мере относятся и к социологии как самостоятельной науке об обществе и выступают критерием отличия научного знания об обществе от других форм социального познания.

^ В науке разработаны особые процедуры получения нового знания: описание, объяснение, понимание и интерпретация2.

Описание в социологическом познании чаще всего представляет количественную или словесную характеристику предмета по его признакам, упорядоченное изложение обстоятельств дела с целью вызвать ясное и отчетливое представление об изучаемом явлении.

^ Последовательность операций при установлении и описании фактов:

  • описание единичных событий, результатов деятельности, поведения и сознания людей;

  • описание совокупности однородных событий в конкретной ситуации;

  • обобщение выделенных совокупных событий в понятиях научной теории: группировка и типологизация фактов;

  • выявление и объяснение устойчивости фактов в данной ситуации на основе описательных гипотез;

  • формулирование систематизированных и обоснованных научных фактов, позволяющих подтвердить, уточнить, либо опровергнуть предшествующее знание.

^ Конечный продукт процедуры описания – научные факты, представленные в некоторых концептуальных понятиях и моделях.


Объяснение – это исследовательская процедура, ориентированная на выявление причинной зависимости объекта исследования, постижение закономерностей его функционирования и развития, раскрытие его сущности.

^ Основные типы объяснений в социологии:

- причинное объяснение;

- объяснение через закон (номологическое объяснение);

- структурно-функциональное объяснение;

- субстратное объяснение;

- системное объяснение;

- типологическое объяснение;

- историческое (генетическое) объяснение и др.


В социально-гуманитарном знании объяснение всегда существенно дополняется пониманием и интерпретацией. Изучением проблем понимания и интерпретации занимается герменевтика. Наиболее известными представителями герменевтики стали Х.Г.Гадамер, П.Рикёр, Г.Кун, А.Апель, Э.Коррет, М.Хайдеггер.


^ Основные утверждения герменевтики:


  • Понимание (интерпретация, разъяснение, толкование) является процессом проникновения в глубину смысловой структуры текста.

  • Цель понимания состоит в том, чтобы перенести смысловую связь из другого мира (исторического, личностного) в свой собственный. «Понимать, – пишет П.Рикёр, – означает переноситься в другую жизнь».

  • ^ Герменевтический круг – это принцип понимания текста, основанный на взаимосвязи части и целого: понимание целого складывается из понимания отдельных частей, а для понимания частей необходимо понимание целого.

  • Первичное проявление смысла становится возможным благодаря тому, что истолкователь с самого начала ожидает найти определенный смысл в тексте. Разработка предварительного смысла текста и его последовательный пересмотр и является процессом понимания смысла текста.

  • Субъект более сложен, чем обрисовывался классическими представлениями. Сознание – лишь тонкая пленка, покрывающая глубинные пласты человеческой субъективности.

  • ^ Человек погружен в мир, является его неотъемлемой частью. Знание человека интерсубъективно. Интерсубъективность основана на представлении об особого рода реальности, складывающейся при взаимоотношениях людей. В своих истоках эта реальность есть взаимодействие «Я» и «Другого».

  • ^ Содержание понимания определяется в своих самых фундаментальных чертах традицией фундаментальной культуры, к которой принадлежит субъект, а, в конечном итоге – языком.


Придание смыслов, значений текстам, явлениям и событиям осуществляется с помощью языка.

Язык тесно связан с мышлением человека, со способностью абстрагирования, т.е. мысленного вычленения отдельных качеств и рассмотрения их в известной независимости от предмета и от остальных его свойств. Только с помощью языка человек в состоянии формулировать абстрактные понятия, а именно они являются важнейшим инструментом познания.


^ Общие функции естественного языка:

- обозначение. Каждое слово – знак (звуковой, письменный), обозначает определенное значение. Смысл слова, имеющего несколько значений, определяется контекстом. Поэтому в исследованиях необходимо пояснение смыслового содержания употребляемых терминов.

- обобщение. Слово выражает то общее, существенное, что присуще определенной группе явлений. Понятия, суждения, утверждения, выражаемые в словах и предложениях, имеют различную степень общности. Чем большей степенью общности обладает слово, тем большую значимость имеет правильное понимание его смыслового содержания. В исследованиях требуется точное определение тех признаков, которые характеризуют объем и содержание понятия, обозначаемого данным словом.

- коммуникация, под которой понимается передача другому лицу, группе лиц знаний, чувств, отношений. ^ Информационная сторона языка проявляется в передаче знаний. Выразительность языка характеризуется тем, в какой степени он передает чувства и отношения говорящего (пишущего) к сообщаемому предмету. Воздействия языка позволяют мобилизовать людей на успешное решение задачи, внушить веру в свои силы, ободрить в трудной обстановке и т.д.


^ Более богатый язык позволяет выразить больше оттенков мысли, обнаруживает глубину и высокую развитость мышления. Бедный язык свидетельствует об убогости, неразвитости мысли и самого человека.


^ Язык науки - система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая той или иной областью научного познания для по­лучения, обработки, хранения и применения знаний.


^ Отличия языка науки от естественного языка:


  • Каждая наука имеет свой собственный язык, свою собственную терминологию. Когда мы говорим о социологических представлениях об обществе, мы пользуемся не словами естественного языка, но терминами социологии, даже если эти термины звучат так же, как слова обычного языка.

  • ^ Главное требование к языку науки - это ясность, не зависящая от личного опыта разных исследователей. Наука добивается ясности путем использования терминологии.

  • ^ В отличие от слов естественного языка, термин всегда описывает строго определенное, единое для всех, множество реальных объектов или их взаимодействий и отношений. Такое единство достигается благодаря тому, что каждый термин имеет строгое определение, и для понимания термина необходимо знать как его собственное определение, так и определения всех терминов, использованных в его определении, вплоть до базовых, неопределяемых, понятий.

  • ^ Для понимания термина необходимо представлять себе ту реальность, которая за ним стоит. Если за термином не стоит никакая реальность, он лишен смысла.

  • ^ В науке допустимо только использование ее терминов. Если какое-то отношение или взаимодействие в данной науке не определено, то пользоваться им нельзя. Но ничто не мешает вначале дать определение, а потом использовать полученный таким образом новый термин. Благодаря этой возможности научная терминология не является чем-то застывшим, но развивается вместе с наукой.


^ Способы и методы познания, методологические основания науки связаны с развитием общества и, прежде всего, с культурой общества. В переведенном на русский язык главном труде русско-американского социолога П. Сорокина «Социальная и культурная динамика» была обоснована глубокая взаимосвязь науки и культуры.


Сорокин выделял два фундаментальных и в некотором смысле противоположных типа культуры, один из которых он назвал идеациональной культурой, а другой – чувственной. Интегрированные системы культуры со сбалансированным синтезом обоих чистых видов он назвал идеалистической культурой. В историческом развитии три отмеченных типа культуры постоянно флуктуируют, сохраняя общую тенденцию перехода от идеациональной к чувственной, а затем к смешанной (идеалистической) культуре. С изменением типа культуры в науке, как и в любой другой социокультурной составляющей, происходят соответствующие изменения3.

Идеациональной, идеалистической и чувственной культурам соответствуют типы истины, которые в исследовании названы истиной веры, истиной разума и истиной чувств. С переходом от одного типа культуры к другому кардинально изменяются представления о материи, о пространстве и времени, о живом и неживом, о причинности, об эволюции и развитии мира и общества. Главные особенности этих систем истины рассматриваются Сорокиным с точки зрения их предмета и метода обоснования.

Предметом в системе истины веры являются в основном сверхчувственные и сверхрациональные «проблемы». Например, соответствуют ли адские муки тяжести содеянных преступлений? Бог, дьявол, ангелы, душа, бессмертие, спасение, грех, искупление – вот о каких предметах идет речь в системах истины веры. Чувственно воспринимаемые вещи и явления выступают только «видимыми знаками невидимого мира». Главным методом обоснования истины является ссылка на священные источники и авторитеты в форме цитирования, а открытия осуществляются благодаря «божественному вдохновению». (Постижение истины веры – это адаптация души к сверхчувственному миру, освобождение души от волнения и беспокойства, достижение душевного покоя – А.Г.)

^ В системе истины чувств познание сосредоточивается на чувственно-воспринимаемых предметах. Объективизм, бихевиоризм, механицизм – вот примеры доминирующих подходов в этой системе истины. Обоснование истины опирается на показания органов чувств, усиленных с помощью различных инструментов познания. Выводы и утверждения основываются на опытных и экспериментальных данных. (Истина чувств – это научная, прежде всего эмпирическая истина в классической трактовке рациональности. Постижение истины чувств ориентировано в конечном счете на физическую адаптацию тела к окружающей среде, на освобождение тела от физической боли организма – А.Г.).

^ Система истины разума занимает промежуточное положение и пытается органически соединить достоинства систем истины веры и истины чувств. Она воплощает в себе отчасти идеалистически-рациональные, отчасти чувственно-эмпирические предметы познания. В обосновании истины используются как способы логического рассуждения, так и показания органов чувств, экспериментальные проверки с демонстрацией свидетельств их непротиворечивости и гармоничности.


Взаимосвязь социологической науки и культуры выявляется прежде всего в тех ценностных установках, которые характеризуют науку соответствующего периода развития общества. Ценностные характеристики научного познания тесно связаны со стилем научного мышления эпохи и во многом обусловлены господствующим типом рациональности, научной картиной мира. Ценностные ориентиры научного познания находят свое реальное воплощение в идеалах, нормах и принципах научного исследования. Однако в процессе исторического развития наука не только закрепляла сложившиеся идеалы научности, но иногда и кардинально меняла их.


^ Основные стадии исторической эволюции знаний об обществе


Стадии становления науки

Характерные черты

1) древняя восточная преднаука (вавилоно-шумерская, египетская, древнеиндийская, древнекитайская)

непосредственная подчиненность практическим потребностям; рецептурность (инструментальность) «научного» знания; эмпирический характер происхождения и обоснования знания; кастовость и закрытость носителей знания.

2) античная наука

теоретичность (источник научного знания — мышление), логическая доказательность, независимость от практики, открытость критике, демократизм.

3)средневековая европейская наука

теологизм, непосредственное обслуживание социальных и практических потребностей религиозного общества, схоластика, догматизм. Образцами средневековой науки были астрология, алхимия.

4)новоевропейская классическая наука

объективные методы исследования, эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивно-аксиоматический способ построения теории, дисциплинарная организация, усиление связи науки с производством

5) неклассическая наука

релятивизм (пространства, времени, массы), индетерминизм, эволюционность систем и объектов, субъектобъектность научного знания, гипотетичность, вероятностный характер научных законов и теорий, плюрализм научных методов и средств, интуиция, творческий конструктивизм.

6)постнеклассическая наука

предмет – сверхсложные системы, нелинейный (многовариантный) эволюционизм, антропологизм, проблемная предметность, социальность (коллективность) научно-познавательной деятельности, экологическая и гуманистическая ценность научной информации, методологический плюрализм, конструктивизм, консенсуальность, целесообразность научных решений.


Историческое развитие социологии (как и любой науки) предполагает чередование этапов:

  • нормальной науки;

  • кризисов;

  • научных революций;

  • рождения и утверждения новых парадигм;

  • восстановления нового этапа нормальной науки.

Нормальная наука - это наведение порядка в знаниях в рамках принятой парадигмы. «Именно наведением порядка занято большинство ученых в ходе их научной деятельности» (Т.Кун). Наведение порядка в рамках парадигмы осуществляется решением трех классов проблем: установление значительных фактов; сопоставление фактов и теории; разработка теории.

«^ Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу». (Т.Кун).


^ Четыре глобальные научные революции

(каждая связана со становлением особого типа научной рациональности):


1). Научная революция XVII в., которая ознаменовала собой по­явление классического естествознания и определила осно­вания развития науки на последующие два века. Все новые достижения непротиворечивым образом встраивались в общую галилеево-ньютонианскую картину мира;


2). ^ Научная революция конца XVIII — первой половины XIX в., приведшая к дисциплинарной организации науки и ее даль­нейшей дифференциации. В этот период родилась социология как самостоятельная наука;


3) ^ Научная революция конца XIX — начала XX в., породившая неклассическую науку и характеризующаяся открытием те­ории относительности и квантовой механики. Были пересмотрены исходные представления о пространстве, времени и движении (в космологии возникла концепция нестацио­нарности Вселенной, в химии — квантовая химия, в био­логии произошло становление генетики, возникает кибер­нетика и теория систем).


4) ^ Научная революция конца XX в., в ходе которой рождается постнеклассическая наука. Лидеры постнеклассической науки — биология, экология, нанонаука, социогенетика, синергетика, глобалистика, науки о человеке. Преимущественный предмет исследования постнеклассической науки — сверхсложные системы, включающие человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития (механические, физические, химические, биологические, экологические, инженерно-технические, технологические, компьютерные, медицинские, социальные и др.).

Таким образом, наука в процессе своего развития кардинально меняла идеалы научности. На этой основе и формировались определенные представления о том, как изучать жизнь людей и общества.


Социология изначально складывалась как многопарадигмальная наука. В метасоциологии, изучающей развитие социологической науки, выделяется пять главных парадигм (метапарадигм) социологии:

1. Позитивистская метапарадигма основана на постулате евроцентризма научного знания, обратимости (линейности) общественного развития. Ей свойственно признание объективности социальных реалий, вера в точность, строгость и достоверность инструментария социального познания, убеждение в том, что законы социального мира в принципе аналогичны законам природы.

2. Интерпретивная метапарадигма, утверждающая множество возможностей развития и субъективно сконструированных миров. Методология интерпретивной метапарадигмы основывается на постулате о том, что каждая социальная общность имеет неповторимый ценностный мир, что обстоятельства всегда субъективны, что исследователь тоже не абсолютно беспристрастен, а потому не может быть единого, универсального объяснения социальных реалий.

3. Интегральная метапарадигма, трактующая процесс социокультурной динамики социума, становящегося все более открытым и динамичным, через призму неопределенных флуктуаций, непреднамеренных последствий. Методология интегральной метапарадигмы постулирует культурный плюрализм, функционирующий в континууме закрытости/открытости социума, предполагает интегральное использование каналов познания.

4. Рефлексивная метапарадигма модерна кристаллизуется под влиянием фрагментации социальной реальности, представляющей собой «ускользающий» мир. Методология рефлексивной метапарадигмы исходит из изменения картины мира: крайний динамизм, глобальность пространства, размывание культурно-территориальной идентичности. К этому следует добавить тенденции структурно-функционального «старения» обществ Европы, что стало предметом специального рассмотрения 6-й Конференции Европейской социологической ассоциации.

5. Нелинейная метапарадигма постмодерна обусловлена переходом значительной части современного социума нового порога динамической сложности, что повлекло за собой глоболокальное многообразие, пронизанное неупорядоченными колебаниями. Ее методология нацелена на исследование проявлений нелинейной социокультурной динамики, разрывов социума, на изучение того, способствует концу знакомого мира и созданию мира нового с новым представлением о порядке и хаосе.


^ 3. Идеалы научности в классической социологии


Классическая наука, возникшая в период становления техногенной цивилизации в ХVII веке, не только возродила греческие идеалы доказательности и обоснованности знания, но и создала новый идеал научности для исследования явлений природы и общества. Основу этого идеала составил экспериментальный метод, опирающийся на точный анализ наблюдаемых явлений и математическую обработку их результатов Особо важную роль в становлении классической науки сыграло развитие математики. Как подчеркивал Анри Пуанкаре, «без языка математики большая часть глубоких взаимосвязей между вещами навсегда осталась бы неизвестной».

Для культуры техногенной европейской цивилизации как и для класссической науки базовой ценностью считается рациональность. Ей присущ дух разумно-рассудочного подхода к действительности, прагматического способа ее освоения. Элементарное представление о ценностях рациональности связывает с ними целесообразность, разумность, ясность, отчетливость. Рациональность означает способность мыслить и действовать на основе разумных норм, а в широком смысле это соответствие де­ятельности разумным правилам. В науке рациональность предстает как наиболее адекватное средство научного поиска, где за шелухой яв­лений, видимости и «кажимости» исследователь пытается распознать сущность, основу, причину и закономерность.

^ Достоверность и объективность фактов, математический анализ, сжатое формализованное представление научных законов и опытная их проверка стали выступать основными ценностями научного познания по отношению к ненаучному знанию (мифологическому, обыденному, стихийно-эмпирическому, религиозному и т.д.). При этом ценилась предельная специализация ученых и дифференциация наук.

Классическая наука исходила из предпосылки, что субъект познания может вносить искажения в результаты познания, нарушая тем самым совпадение результата познавательной деятельности со свойствами объекта познания. Принцип объективности предполагал устранение из знания всего, что связано с субъектом и средствами его познавательной деятельности. Такой подход в значительной мере был связан с представлением в европейской христианской культуре о греховной природе человека и, следовательно, испорченной природе субъективных желаний, устремлений субъекта. Ценностью классической науки была своеобразная «изоляция» субъекта познания от познаваемого им объекта и от средств познания. Вплоть до конца XIX века идеалы классической науки не претерпели существенных изменений.

К числу основателей и классиков социологии относят О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, К.Маркса, М.Вебера, Г.Зиммеля, З.Фрейда. ^ Вклад в социологию её основателей и классиков обобщенно характеризуется следующими парадигмами4:


  • О. Конт: создание позитивистской социологии

  • Г. Спенсер: обоснование структурно-функциональной эволюции общества

  • Э. Дюркгейм: обоснование коренных постулатов структурного функционализма

  • Диалектико-материалистическая социология К. Маркса и Ф. Энгельса

  • «Понимающая» социология М. Вебера (социология М. Вебера рядом исследователей относится уже к интерпретивным парадигмам, сторонники которых полагают, что общество есть производное от социальных действий индивидов).

  • Формально-релятивистская социология ^ Г. Зиммеля

  • Социальный психоанализ З. Фрейда


Каким образом идеалы и ценности классической науки воплощались в трудах основателей и классиков социологии?

Выделение социологии в самостоятельную науку было подготовлено всем предшествующим развитием знаний об обществе и мире в целом. Заслуживает внимания тот факт, что первоначальным названием социологии было понятие «социальная физика», применявшееся с ХVII века для обозначения обществоведения согласно существовавшему тогда представлению об обществе как части природы. К тому времени стала очевидной продуктивность объективистского подхода естественных наук, заключающегося в том, что реальность развивается по естественным законам, и чтобы приспособить ее к потребностям человека, нужно узнать эти законы. В познании общества было достигнуто понимание того, что в его развитии многое определяется не намерениями и действиями отдельных индивидов, а связями и отношениями между ними, что все формирования в обществе представляют собой организованные целостности, функционирующие и развивающиеся по фундаментальным законам. Многие нарушения социального порядка (девиантное поведение, аномия, конфликты, кризисы, войны и другие) в социологии получали соответствующее своему времени и мировоззрению объяснение.

Огюст Конт (1798-1857) - основоположник научной социологии.

Огюст Конт был одним из первых, кто ясно осознал самостоятельность и значимость социальной реальности, которая не сводится к совокупности индивидов, а является сложившимися отношениями между людьми. Социальность человека заключается в том, что он не только действует по своим личным импульсам, но и подчиняется тем отношениям, которые сложились в обществе независимо от него. Конт подчеркивает целостный, неделимый характер социальной реальности и взаимозависимость ее частей. Будучи изначально естественным образованием, общество, по Конту, становится «искусственным и добровольным порядком». Социальный (или человеческий) порядок является для Конта основным параметром социальной реальности. Совершенствование социального порядка в конечном счете проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования, развиваться физически, морально и интеллектуально. Раскрывая механизм этого совершенствования, Конт формулирует своеобразный закон формирования человеческого порядка: живые всегда и все более и более управляются умершими. Этот закон указывает на колоссальное влияние всех предыдущих поколений на формирование социального порядка. Но здесь же содержится возможность возникновения кризисов, «критических эпох», когда социальная связь нарушается в результате «бунта живых против мертвых».

Возможность патологических явлений и дезорганизации общества заложена и в существующем разделении труда, которое грозит разложением общества на множество изолированных групп. Конт отмечает тенденцию фатальной склонности к основательному рассеиванию идей, чувств и интересов. Возможно, это была одна из первых формулировок тенденции, которая сегодня понимается как закон возрастания социальной энтропии. Преодоление этой тенденции, по Конту, возможно за счет управления. Для Конта управление социальными процессами – естественная, необходимая функция, развившаяся самопроизвольно, вместе с самим обществом. «Нормальное» управление – то, которое, обеспечивая социальную сплоченность и порядок, в минимальной степени опирается на материальную силу и в максимальной – на убеждение, согласие, общественное мнение, знание законов естественного развития социальной реальности.

    • социология должна была противопоставить философским представлениям позитивную социологическую теорию, позволяющую проводить изменения в обществе эволюционным путем, учитывая все общественные факторы и интересы всех социальных групп;

    • социология должна состоять из социальной статики (изучение структуры общества, взятой как бы в застывшем состоянии) и социальной динамики (процессе социальных изменений), наиболее существенной для изучения общества;

    • закон трех стадий прогресса общества: теологическая, метафизическая, позитивная;

    • изменения в обществе обусловлены многими факторами, но решающим является интеллектуальная эволюция.

Герберт Спенсер(1820-1903):

    • основа мировоззрения - принцип эволюционности в развитии общества и природы;

    • ввел идею изменчивости и "планового" эволюционизма в социологию;

    • личности могут обладать гораздо большей самостоятельностью, чем биологические клетки;

    • двумя полюсами эволюции признавал военный и промышленный тип устройства общества, и она (эволюция) идет по направлению ко второму;

    • социальные революции считал болезнью.

Карл Маркс (1818-1883):

    • основа теории - материалистическое понимание истории (принцип материального фактора исторического развития он понимал как развитие производительных сил общества, которые в сочетании с соответствующими отношениями между людьми создают общественно-экономическую формацию);

    • материальные силы, господствующие в обществе, определяют надстройку (политические, нравственные, духовные и иные общественные институты);

    • общественное развитие - результатирующая экономического процесса и соответствующего ему развития классовых сил, переходит с одного этапа на другой, как правило, через тотальный общественный кризис - социальную революцию, как двигатель истории.


^ Социология рубежа XX в (90-е гг. XIX в. - 20-е гг. XX в.)

Основная проблема - разработка методов социологического мышления и становление категориального аппарата. Социология усложнялась содержательно, и все более приобретала плюралистический характер.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917):

- разработчик метода социологии: исследование социальных явлений через функции, которые они выполняют в обществе;

- подходить к социальным фактам как вещи;

- надындивидуальный характер общества;

-развитие общества через возрастающее многообразие форм деятельности;

- первая теории аномии;

-эмпирическое изучение самоубийств.

Макс Вебер (1864-1920):

    • энциклопедическая теория, основывающаяся на признании особого характера социальных наук;

    • все общественные институты и структуры фактически основываются и регулируются тем смыслом, которым их наделяют люди;

    • социология становится наукой об идеальных типах, регулирующих социальное действие людей;

    • социология обобщает частное, индивидуальное, субъективное знание и поднимает его до уровня научного обобщения.


^ 4. Неклассические идеалы научности


Неклассический идеал научности начал складываться в начале XX века в связи с серьезными цивилизационными сдвигами и кризисными процессами в культуре. В этом идеале уже учитывался относительный характер научных истин, их зависимость от уровня развития средств познания и от культуры своего времени. В неклассической науке уже учитывалась связь наблюдателя со средствами и объектом познания. Особую значимость наряду с описанием и объяснением в научных процедурах приобрело понимание изучаемой реальности.

Началось бурное развитие эмпирической социологии, широкое распространение и совершенствование методов и техники конкретных социологических исследований.

В социологии утвердился особый подход к социальной реальности, который получил название «понимающей социологии». Стал активно использоваться индетерминистический подход и принцип неопределенности. Теория относительности и принципы квантовой механики наложили свой отпечаток практически на все отрасли социологического знания. Даже в менеджменте появились многочисленные теории управления с признаками неклассической науки. Ядром их явилась теория человеческих отношений, многие ответвления которой пытались изжить представление об организации как рационально устроенной машине, а использовали аналогии живого организма, подчеркивали позитивную роль конфликта.


^ Основные неклассические социологические теории и парадигмы:

Символический интеракционизм:

  • Дж. Мид — основоположник парадигмы символического интеракционизма

  • Ч. Кули: теория «зеркального Я»

  • Г. Блумер: изучение коллективного поведения неструктурированных и слабостуктурированных социальных групп (толпы, массы, общественности, социальных движений)

  • А. Шютц — основоположник феноменологической социологии


Социология знания:

  • К. Маннгейм: институционализация социологии знания

  • П. Бергер и Т. Лукман: современная социология знания

  • Г. Гарфинкель – основоположник этнометодологии


Теории социального обмена:

  • Б.Скиннер: формирование теоретико-эмпирических оснований теории социального обмена

  • Дж. Хоманс: основание теории социального обмена

  • П. Блау: применение теории социального обмена к формальным организациям


Остановимся подробнее на характеристике наиболее важных неклассических парадигм социологии.

^ Символический интеракционизм. Дж. Мид. Основные положения:

- в результате общения формируются значения важных объектов и они становятся символами.

- значительное число символов являются общими для людей.

- в процессе общения индивиды постоянно интерпретируют символы для лучшего взаимопонимания.

- различные группы формируют свои миры, которые меняются с изменением их значений.

^ Феноменологическая социология. Общество понимается как явление, которое конструируется субъектом на основе смыслов и значений, заданных средой. В результате коммуникаций сознаний образуется формальная структура общества. Наиболее полно субъектность реализуется в мире повседневности, в «жизненном мире».

Технология производства порождает анонимные социальные отношения. Бюрократа не интересует судьба работника, его индивидуальные особенности. Он в мире бумаг, которые порождают особый когнитивный стиль общения.

Постоянно происходит плюрализация жизненных миров. Современный человек страдает от углубляющегося состояния бездомности. В культуре недопустима модернизация.

В целом феноменологическая социология обратилась к ежедневному опыту индивида в отличие от «системного мира» изучаемого в классических теориях.


^ 5. Cовременный этап развития социологического знания

.

Современный и «постсовременный» (П.Штомпка) этап развития социологического знания характеризуется расширением диапазона прикладных исследований и возрождением интереса к теоретической социологии. Современный этап развития социологического знания – это социология 20-70-е гг. ХХ в., «постсовременный» этап – конец XX – начало XXI века.


К числу современных парадигм и теорий относятся5:


  • Интегральная социология П. Сорокина

  • Т. Парсонс: интегральная cтруктурно-функциональная теория

  • Р. Мертон: парадигма структурного функционализма в версии среднего уровня

  • Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе и др.): становление критической теории

  • Э. Фромм: гуманистический психоанализ

  • Ю. Хабермас: создание метапарадигмальной теории коммуникативного действия




  • Современная постмарксистская социология:

  • Ч. Миллс: социологический радикализм

  • Марксистская социология в СССР и России

  • И. Валлерштайн: марксистский анализ мировых систем

  • Аналитический марксизм (Г. Коуэн, Э. Райт)




  • Р. Эмерсон: теория социальной сети

  • Дж. Коулмен: парадигма рационального выбора

  • Э. Гидденс: концепция современности; теория структурации

  • Структуралистский конструктивизм П. Бурдье


Наиболее значительной теоретической концепцией данного этапа явился структурный функционализм социолога Талкотта Парсонса (1902 - 1979), позволивший представить общество как систему во всей ее целостности и противоречивости. Он же является разработчиком фундаментальной теории социального действия.

П.А.Сорокин (1889-1968) развил учение, получившее название «Интегральная социология», где общество рассматривается как динамическая социокультурная система.

- фундаментальное исследование социальной и культурной динамики;

- теории социальной стратификации и мобильности

Теория структурации Э.Гидденса. Любое социальное явление объясняется через преобразование его структурных элементов. Методологические предпосылки теории структурации Гидденс формулирует в виде «новых правил социологического метода»:

1 правило. Производство и воспроизводство общества суть результат человеческой социальной деятельности. Все социальные институты возникают из взаимодействия агентов. Этим подчеркивается активный, рефлектирующий характер деятельности человека. Социальная деятельности рассматривается как самовоспроизводящаяся реальность.

2 правило. Структуры следует понимать не только как ограничивающие выбор человека, но и как дающие возможность воспроизводить человеческую деятельность. Структура общества – ряд воспроизводимых практик.

3 правило. «Погружение» в форму жизни – необходимое средство, благодаря которому исследователь способен описывать общество. Погружение предполагает способность участвовать в жизни как в ансамбле практик.

4 правило. Главная задача социологического анализа состоит в герменевтической интерпретации форм жизни на язык социальных наук. Структурация социальных систем означает изучение способов, которыми производятся и воспроизводятся социальные системы.

Системная интеграция осуществляется через механизмы гомеостата, обратные связи и рефлексивную саморегуляцию. Нормы и правила являются одновременно и результатом, и условием деятельности индивидов.

Структуралистский конструктивизм П.Бурдье. Основные понятия: поле - капитал - габитус. «Поле» понимается как относительно замкнутая и автономная социальная подсистема, порождаемая взаимодействиями между агентами. Принцип относительности справедлив и для социальных взаимодействий. Позиции агентов в поле отличаются объективированным в них капиталом. Три категории капиталов: экономический капитал (блага, деньги); культурный капитал (образование, уровень культуры); социальный капитал (ресурсы семьи, друзей, ассоциаций, клубов). Символический капитал – разновидность социального (обладание авторитетом, репутацией). Объем и структура капиталов и определяют позицию агента в поле взаимодействий.

«Габитус» определяется как система приобретенных схем восприятия и оценивания, как определенный потенциал личности, как принцип распределения по классам и как организационный принцип действия. Именно габитус производит практики в соответствии со схемами, порожденными историей. Другими словами, габитус является источником и регулятором общественной жизни, хотя выступает составной частью личности.

В целом концепция Бурдье нацелена на преодоление одностороннего рационализма и объективизма в социальном познании.


В настоящее время, которое именуется «поздней современностью», формируется новый постнеклассический идеал научности, опирающийся на эволюционные представления и принципы самоорганизации в самой науке. Постнеклассическая наука рассматривает результат научной деятельности как ценностную структуру в единстве со средствами познания, внутринаучными ценностями и ценностями субъекта познания. Например, особую ценность в междисциплинарных исследованиях приобретает так называемый «полипрофессионализм» ученого, его способность на высоком профессиональном уровне использовать знания и методы многих наук. Ценностью становится интерсубъективность познания, которая предполагает согласие и договоренность субъектов познания, которые достигаются в процессе научного дискурса. Научный дискурс становится необходимой процедурой познания и внутринаучной ценностью познания.

Активно развивается теория хаоса, основой которой явилось открытие особого режима функционирования сложных систем – динамического хаоса. Весь мир сегодня, в том числе и общество, наиболее адекватно представляются неустойчивым режимом динамического хаоса. Ценность хаоса в научной среде связана с увеличением разнообразия научных идей и концепций, с поощрением «инакомыслия» и «безумных идей», с увеличением творческих возможностей и производством инноваций в неустойчивых состояниях «на грани порядка и хаоса». В эволюционной динамике хаос оказывается необходимым компонентом механизмов самоорганизации, поскольку, как выразился Ф.Варела, «хаос есть способ самообновления». Во-первых, хаос необходим для выхода системы на одну из возможных структур. Во-вторых, хаос лежит в основе механизма объединения простых структур в сложные, механизма согласования темпов их эволюции. В-третьих, хаос может выступать как механизм переключения, смены различных режимов развития системы, переходов от одной относительно устойчивой структуры к другой6. Перечисленные утверждения в полной мере относятся и к процессам обновления социологического знания.

Одним из активно развивающихся направлений современной социологии является исследование будущего, охватывающее общие долгосрочные перспективы будущего Земли и человечества.


^ К числу парадигм и теорий «поздней современности» относят:


Постструктурализм ( предвестник постмодернистских теорий):

  • М. Фуко: основание теории археологии знания

  • Грамматология Ж. Дерриды

  • У. Эко: семиотическая концепция массовой коммуникации

  • Р. Барт: социосемиотический анализ мифов


Постмодернистские теории:

  • З. Бауман: социология постмодерна

  • Ж. Бодрийяр: создание «антисоциальной» теории

  • Н. Луман: концепция аутопойезиса

  • Социальная синергетика: изучение самоорганизующихся структур общества

К числу социологических теорий «поздней современности» также относят:

  • У. Бек: создание теории «Общества риска»

  • Д. Ритцер: теория макдональдизации общества

  • С.А.Кравченко: концепция играизации общества


Особенности постнеклассического подхода в социологии можно проиллюстрировать на примере теории самореферентных систем Н.Лумана. Общество понимается как самовоспроизводящаяся и самореферентная система, способная не только воспроизводить себя, но и описывать себя. Выделил три вида социальных систем: взаимодействия; организации; социетальные системы. Социальная реальность конструируется коммуникациями. Средства коммуникации (язык, письменность, печать, радио и др.) облегчают достижение понимания. Символически обобщенные средства коммуникации (истина, право, собственность, деньги, власть, любовь) облегчают обработку громадных объемов информации и порождают как принятие (консенсус), так и отказ коммуникации (конфликт).

Таким образом, социальная система – это совокупность коммуникаций, а не людей и их действий. В результате анализа такой системы Луман приходит к выводу, что социальные процессы нелинейны, плюралистичны, неустойчивы. Разложение социальной системы – процесс постоянный, противостоять которому можно только непрерывным структурированием.


^ Изменение мировоззренческих ориентиров социологии «поздней современности» характеризуется следующими тенденцими:


- стремление к разработке представлений об обществе в рамках единой общенаучной картины мира, включающей все масштабы и сферы от микромира до Вселенной;


- установка на многопарадигмальный характер социальной науки, на открытость социологии к разнообразию подходов, уважительное отношение к альтернативным позициям, меж­дисциплинарный подход;


- принятие идеи социокультурной обусловленнос­ти науки;


- доминирование идеи коэволюции, согласованного развития природных процессов и целесообразной человеческой деятельно­сти (отношения с природой требуют диалога с ней и снятия того напряжения, которое создает техногенная цивилизация и функциони­рование мира искусственного);


- внедрение в ми­ровоззрение людей идей необратимости, нелинейности развития, альтернативности, вариабельности и сценарного подхода;


- появление новых гуманитарных смыслов в ответ на вызовы исторического и техногенного развития (социогенетическая этика, сохранение генофонда человека и др.);


- осмысление процессов диалога культур, нацеленность на сочета­ние достижений как техногенной цивилизации, так и традицион­ных типов общества и культур Востока;


- осознание необходимости нового видения человека как органической части природы, как равноправного члена системы природы, а не как ее властителя, почтение к естественным системам и процессам.


Суть современного изменения мировоззренческих ориентиров можно выразить словами представителя русского космизма Н.Ф. Федорова: «Человек сделал, по-видимому, все зло, какое только мог относительно и природы (истощения, опустошения, хищничество), относительно и друг друга (изобретение губительных орудий и вообще средств для взаимного уничтожения)». У человека осталось только «общее дело» с природой – выживание, которое требует единения с природой на гуманистической, нравственной основе.


Выводы по теме:

Вытекающие из ценностных ориентиров идеалы научности и связанные с ними нормы и принципы исследования на протяжении истории науки об обществе не только дополнялись и накапливались, но и претерпевали коренные изменения, внося тем самым качественные изменения в основания научного познания социальной жизни в ходе цивилизационного развития.

В то же время для социологического познания важную роль играли ценностные критерии и принципы исследовательской работы, которые использовались в качестве оснований ценностной оценки исследований на протяжении всей истории развития науки. К их числу относятся:

- критерий непротиворечивости утверждений и выводов;

- принцип простоты, благодаря которому часто удается найти вполне удовлетворительные решения социальных задач;

- принцип минимального числа допущений при построении теории, который служит конкретизацией более общего принципа У.Оккама «не умножать сущностей без надобности»;

- принцип адекватности и эффективности полученных результатов.


1 См.: Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы.- М.: Гардарики, 2006, с. 105-119.

2 Подробнее см.: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2001.

3 См.: Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. – М.: Астрель, 2006.

4 Подробнее с парадигмами и теориями перечисленных далее авторов можно познакомиться по учебнику: Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Учебник для вузов. — М.: Экзамен, 2004.


5 См.: Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Учебник для вузов. — М.: Экзамен, 2004.

6 См.: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. – СПб.: Алейя, 2002.


Похожие:

Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук
Отличительные признаки научного знания в социальном познании и их взаимосвязь с развитием науки и культуры
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 16. Формирование мировой системы Доктор социологических наук
...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Социология личности. Социальная детерминация поведения личности Доктор социологических наук
Охватывает весь спектр поведенческих норм (право, мораль, предписания религии, этикет, правила общения) и оказывается в конечном...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 13. Культура общества Доктор социологических наук
Понятие «культура» — одно из самых многозначных и многогранных в философии и гуманитарных науках. Существует несколько десятков определений...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 15. Социальные конфликты Доктор социологических наук
Изучение темы предполагает сформировать представление об основных подходах к пониманию роли и функций социальных конфликтов, усвоить...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 3
Основные виды и типы исследований. Задачи организации социологических исследований
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 12. Семья и брак Доктор социологических наук
Охватывает всю сферу семейной жизни, а регулирует только отношения супругов. Брак можно определить как социально признанный и одобренный...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 1
Социология изучает общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Предметом её изучения являются структуры...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук iconПрограмма дошкольного образования
Н., канд пед наук, Дякина А. А., доктор филол наук, Евтушено И. Н., канд пед наук, Каменская В. Г., доктор псих наук, Кузьмишина...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук iconЛекция №2 Тема: Основные принципы проведения анализа. Информациионная база анализа. (2 часа)
...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения
Известный польский социолог П. Штомпка начинает свою книгу «Социология социальных изменений» словами: «Изучение социальных изменений...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы