Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Социальная структура общества и ее компоненты icon

Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Социальная структура общества и ее компоненты


Скачать 73.72 Kb.
НазваниеЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Социальная структура общества и ее компоненты
Размер73.72 Kb.
ТипЛекция


Академия социального управления


ЛЕКЦИЯ




По дисциплине: «Социология»


Тема 8. Социальная структура общества и ее компоненты




Доктор социологических наук,

профессор Григорьев А.А.


Москва - 2013


Тема 8. Социальная структура общества и ее компоненты


Основные вопросы темы:

1. Подходы к пониманию социальной структуры общества.

2. Социальные статусы и социальные роли.

3. Социальные группы, общности, коллективы, команды.

4. Социальные институты и социальные организации.

5. Структура (состав) населения.


1. Подходы к пониманию социальной структуры общества


Термин «структура» в переводе с лат. означает строение, расположение, порядок. ^ Социальная структура представляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, придающих обществу устойчивость, стабильность и качественную определенность.

В современной социологии существует несколько подходов к раскрытию социальной структуры общества. Эти подходы не столько противопоставляются, сколько дополняют друг друга. Для решения тех или иных задач в исследованиях, проводимых в интересах социального управления, используются чаще всего 4 подхода.

  • В соответствии с первым подходом, социальная структура - совокупность функционально взаимосвязанных социальных статусов и социальных ролей.

  • В соответствии со вторым подходом, социальная структура - это совокупность социальных групп и социальных общностей.

  • В соответствии с третьим подходом, социальная структура - совокупность социальных институтов и организаций, призванных регулировать отношения между людьми в различных сферах общественной жизни.

  • В соответствии с четвертым подходом (интегральным), социальную структуру общества определяют как совокупность социально-классовых (классы, страты, прослойки), социально-демографических, национально-этнических, социально-профессиональных (профессионально-квалификационных), социально-территориальных (поселенческих) групп, а также отношений, которые возникают между ними.

Иногда говорят и о пяти подструктурах общества:

1. социально-классовая

2. социально-демографическая (состоит из социальных групп, которые выделяются на основе демографических критериев - возраст, пол, семейное положение)

3. национально-этническая (социально-национальная). Группы, из которых состоит данная подструктура - этносы, народы, нации, национальные меньшинства и т.д.

4. социально-профессиональная (шахтеры, учителя, военнослужащие и т.п.)

5. территориальная (жители больших городов, жители малых городов, сел и т.д.)

^ 2. Социальные статусы и социальные роли


Социальный статус - это положение человека в обществе, которое он занимает как представитель определенной социальной группы.





Социальные статусы принято делить на предписанные (аскриптивные) и достигаемые. В любом случае социальный статус характеризует возможности человека, его престиж, права и обязанности.

Предписанным называют статус, который индивид получает независимо от собственного желания, способностей, а в силу своего пола, возраста, родословной принадлежности, положения родителей и т.д. Все прирожденные статусы - предписанные, но не все предписанные статусы являются прирожденными. Например, статус военнослужащего нормативно определен федеральным законом «О статусе военнослужащих». Подобные предписанные статусы закреплены за другими государственными служащими. Это предписанный статус, но не прирожденный.

Достигаемым называют статус, связанный с осознанным выбором индивида, с его заслугами. Достигаемый статус предполагает участие индивида в конкурентной борьбе, демонстрацию своих способностей, таланта. На данный момент большинство профессиональных статусов являются достигаемыми.




Статусы обладают ранговым измерением и обычно представляются в виде иерархии. По разным основаниям (власть, доход, образование, престиж и др.) ранг статуса может быть неодинаковым. Разными могут быть объективные или нормативные статусы и субъективные статусы человека. Это порождает проблемы статусной несовместимости (статусной неконсистентности), связанные с тем, что осознание (понимание) своего положения и объективное положение в социальной структуре расходятся.


Социальная роль - это модель ожидаемого поведения, которой должен придерживаться индивид, набор функций, которые должен исполнять человек, занимающий конкретное место в структуре общества. В организации роль определяется нормативно определенными обязанностями и правами. В обществе содержание социальной роли определяется типом общества, исторической эпохой, типом культуры. Овладение социальных ролей связано с процессом социализации.

Социализация – социальный процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями.

Агенты социализации - группы или социальные контексты,  в рамках которых осуществляются важнейшие процессы  социализации. Обычно это люди или представители организаций и учреждений, ответственные за освоение социальных норм и ролей. Поскольку социализация подразделяется на первичную и вторичную, выделяют агентов первичной и агентов вторичной социализации.







Отдельный индивид всегда выполняет много социальных ролей. Иногда некоторые роли оказываются несовместимыми. Это порождает ролевые конфликты, являющиеся одним из источников девиантных поступков и действий людей.


^ 3. Социальные группы, общности, коллективы, команды


Социальные группы, общности, коллективы и команды являются реальными социальными образования, возникающие в результате взаимодействия людей. Они выступают основными посредниками между отдельным человеком и обществом.

^ Социальная группа - это относительно устойчивое объединение людей, имеющих общие социальные признаки, однотипные отношения, совместную деятельность. Чаще всего группы имеют какие-либо отличительные особенности, что позволяет выделять их среди других групп. Такие отличия могут быть отражены в названии группы, определенных ритуалах, занимаемой территории и т.д.

К. Левин определял группу исходя из двух основных критериев:

- непосредственное взаимодействие (группа лицом к лицу), т.е. поведение каждого из членов может оказывать влияние на других (эти группы ограничены);

- взаимозависимость. Группы являются целым, члены которого взаимосвязаны, т. е. зависят друг от друга при удовлетворении своих личных потребностей или достижении личных целей.

Согласно К.Левину, именно эти два критерия определяют группу. Он не считал основными другие критерии, такие, как общие цели, общие установки, групповое сознание.

^ Р.К. Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

^ Г.М. Андреева под малой группой понимает группу, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Она подчеркивает, что если сделать выжимку из этого определения, то можно сказать, что малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.








Иногда группой называют чисто статистически выделенные по некоторым социальным признакам совокупности людей. В таком случае говорят о номинальной группе.

Реальные социальные группы отличаются очень большим разнообразием характера взаимодействий входящих в группу людей от сплоченных малых групп до агрегаций. Агрегация (квазигруппа) – это суммативная совокупность людей, собранных в едином физическом пространстве, но не осуществляющих сознательного взаимодействия.

Квазигруппам свойственны следующие черты:

  • спонтанность образования;

  • отсутствие устойчивых взаимосвязей между участниками;

  • кратковременность существования.

Примеры квазигрупп: публика, толпа, социальные круги (профессиональные, светские), временные неустойчивые объединения людей, которые возникают ради обмена информацией, например, конференции.

Грань между квазигруппами и социальными группами весьма зыбкая: социальные группы могут превращаться в квазигруппы, и наоборот - квазигруппы в социальные. Например, толпа недовольных людей в результате возбуждения может очень быстро структурироваться и превратиться в единую сплоченную силу.

Основные черты, свойственные социальной группе:

1. Устойчивое взаимодействие между участниками группы, которое способствует стойкости, стабильности существования группы.

2. Социальные группы характеризуются высоким уровнем единства и сплоченности.

3. Группы отличаются четко выраженной однородностью состава, т.е. наличием таких признаков, которые характерны для всех индивидов, входящих в группу.

Для анализа социальных групп используют следующие параметры:

1. Состав группы.

2. ^ Структура группы. Анализ может производиться с точки зрения структуры власти и подчинения, структуры коммуникации, структуры групповой деятельности (имеются в виду статусы и роли, занимаемые и исполняемые участниками социальной группы), структура межличностных отношений (для ее определения используется социометрия).

3. Групповые нормы и групповые ценности.

4. Групповые санкции (система санкций).

5. Групповые процессы (в их рамках изучают лидерство, руководство, феномен формирования группового мнения, групповое давление, конформизм, конфликт как явление).


^ Функции, свойственные социальным группам:

1. Функция социализации. Социальная группа способствует развитию человека, благодаря ей человек овладевает социальными умениями, навыками, усваивает систему ценностей, модели поведения, которые одобряются обществом и той группой, которой человек принадлежит.

2. ^ Инструментальная функция. Именно благодаря социальным группам, в социальных группах человек осуществляет совместную деятельность, причем эта деятельность носит организованный и эффективный характер.

3. ^ Экспрессивная функция - удовлетворение группой эмоциональных потребностей человека.

4. Функция поддержки.


Классификация групп


Среди отечественных классификаций групп можно выделить подход ^ Г. М. Андреевой, представленный в учебнике по социальной психологии (Андреева, 1996). Здесь все группы подразделяются прежде всего на условные и реальные.











Все разнообразие реальных человеческих групп можно подразделить на первичные и вторичные группы, как это сделал в начале прошлого века американский социолог Ч. Кули.





Первичные  это контактные группы, в которых люди не только взаимодействуют «лицом к лицу», но и тесно объединены эмоциональной близостью. Такие группы характеризуются интимными и продолжительными отношениями небольшого числа людей. Первичным группам свойственно доставлять удовлетворение их членам. Здесь каждый из них видит в другом уникальную индивидуальность, и все взаимоотношения между членами группы носят исключительно личный характер. В качестве примеров типичных первичных групп можно назвать семью, круг близких друзей. Принадлежность к тем или иным первичным группам сама по себе является ценностью для ее членов и обычно не преследует никаких других целей.





^ Вторичные группы характеризуются безличным взаимодействием их членов, которое обусловлено теми или иными официальными организационными отношениями. Такие группы противоположны по своей сути первичным. Значимость членов вторичных групп друг для друга определяется не на основе их индивидуальных свойств, а вследствие умений выполнять определенные функции. Люди объединяются во вторичные группы прежде всего стремлением к получению каких-либо экономических, политических или иных выгод. Примерами таких групп являются организация, профессиональный союз, политическая партия.





Группы также подразделяются на формальные и неформальные. В основу такого деления кладется характер структуры группы..






В больших организациях характер связей между членами группы определяется решениями другой группы или какого-то лица извне. Внешняя регламентация определяет формальную (официальную) структуру группы. В соответствии с такой регламентацией члены группы должны взаимодействовать друг с другом определенным, предписанным им образом. Формальная структура создается для того, чтобы обеспечить выполнение определенных официальных задач. Если из нее выпадает какой-либо индивид, то освободившееся место занимает другой, такой же специальности и квалификации. Связи, составляющие формальную структуру, безличны.





^ Неформальная структура является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной. Люди вступают в неформальные отношения друг с другом для того, чтобы удовлетворить некоторые свои потребности  в общении, объединении, привязанности, дружбе, получении помощи, доминировании, уважении и т. д. Неформальные связи возникают и развиваются спонтанно, по мере того как индивиды взаимодействуют друг с другом. На основе таких связей образуются неформальные группы.




В 1942 г. американский социальный психолог Г. Хаймен ввел в научный оборот термин «референтная группа», применив его к такой группе, в соответствии с которой индивид оценивает свое собственное поведение или ситуацию, в которой находится. Хаймен проводил различие между группой членства, т. е. такой, к которой человек принадлежит в действительности, и группой референтной, которая используется как некоторая основа для сравнения.





По размеру социальные группы делят на большие и малые. Малые социальные группы включают в себя от двух-трех человек до 20-30. Малая социальная группа - это малочисленная по составу социальная группа, все участники которой имеют возможность осуществлять непосредственный контакт друг с другом.

Малая социальная группа характеризуется следующими чертами:

  • наличие непосредственного контакта между ее участниками, межличностного взаимодействия и взаимного влияния;

  • наличие общей цели и общей деятельности;

  • распределение внутригрупповых статусов, ролей и функций (выраженная внутригрупповая структура);

  • общность интересов, норм поведения, наличие групповых ценностей, наличие традиций, ритуалов и т.д.;

  • малым группам характерна локализация в пространстве, т.е. есть некоторое пространство, на котором эта группа базируется, устойчивость во времени;

  • относительно постоянный состав.

Примеры социальных групп: студенческая группа, спортивная команда, школьный класс и т.д.

^ Большие социальные группы - это большие по составу группы людей, которые функционируют в масштабах всего общества. Примеры: социально-профессиональные группы, национально-этнические, социально-классовые, социально-демографические.


^ Социальные общности – естественно возникшие устойчивые социальные образования, характеризующиеся солидарными связями, духовным единством, взаимопониманием и поддержкой. К числу социальных общностей относят нации, территориальные сообщества, религиозные общины, этнические группы. В некоторых исследованиях общности фактически отождествляются с естественно возникшими большими социальными группами и все признаки социальных групп в таком случае переносятся на социальные общности.

Коллективы. Коллектив группа людей, сплоченных общностью понимания социально значимых ценностей, отношениями товарищеского сотрудничества и взаимопомощи и действующих для достижения совместных целей.

Коллектив является разновидностью групповой деятельности, т. е. выступает высшим этапом развития группы на основании показателя сплоченности последней. Другими словами, коллектив — сплоченная группа.

^ Основные признаки коллектива (его отличительные особенности по сравнению с «простой» группой):

— высокая сплоченность;

— ценностно-ориентационное единство;

— глубокая идентификация и ответственность за результаты совместной групповой деятельности.

Под коллективом часто имеется в виду кадровый состав организации, учреждения, или их подразделений как единое целое.

Коллективы обычно подразделяются на основании таких признаков, как вид деятельности и величина. Тогда выделяют трудовые и нетрудовые (школьные, вузовские, спортивные и т. п.) коллективы, а также малые, средние и большие коллективы соответственно. Трудовые коллективы в свою очередь делятся на производственные (промышленные, строительные, сельскохозяйственные, торговые и т. п.) и непроизводственные (педагогические, научные, медицинские т. п.).

В трудовых коллективах выделяются первичные коллективы — коллективы низовых подразделений в организационной структуре предприятия (фирм), выполняющие однородные функции и характеризующиеся регулярными непосредственными личными контактами. Это означает, что первичные коллективы являются малыми группами, тогда как коллективы в целом обычно относятся к средним социальным группам.


В последнее время в управленческой практике стала выделяться особая категория социальных групп — команда. Команда - это специальный вид группы. Все, что говорится о группах, применимо и к командам, тем не менее представляется необходимым специально остановиться на работе в командах. Команда создается для решения конкретных задач и обладает следующими дополнительными по сравнению с группой характеристиками:

  • члены команды преследуют общую цель или задачу;

  • осуществление этой цели или задачи требует сотрудничества членов команды и координации их усилий;

  • взаимодействие членов команды друг с другом осуществляется регулярно и часто.

Причины создания команд. Команды могут создаваться по различным причинам и принимать разнообразные формы. Чаще всего команды создаются для решения конкретных, дискретных задач. Небольшие команды часто формируются для разработки стратегии или политики в определенной области, и их, как правило, называют рабочими группами, или командами по выполнению определенной задачи.

Команды формируются также и для осуществления определенных проектов. ^ Проектные команды обычно создаются на конкретный срок, и перед ними ставятся определенные задачи. Проектные команды отличаются от команд по выполнению задач или рабочих групп тем, что, как правило, создаются на более долгий срок и имеют в своем составе по крайней мере нескольких членов, которые посвящают большую часть своего рабочего времени работе над проектом. Часто проектные команды имеют также большую степень автономности в работе по отношению к остальной части организации.

Очень важное влияние на эффективность работы команды оказывает правильность распределения в ней ролей. Белбин (Belbin, 1981) в своем исследовании управленческих команд выделил восемь ключевых ролей, которые должны выполнять преимущественно различные члены команды. Тогда каждый член команды выполняет свои обязанности, не мешает другому, и в то же время все области деятельности являются занятыми. Белбин считал, что в команде должны присутствовать следующие роли:

  • Исполнитель (Implementer)

  • Координатор (Coordinator)

  • Приводящий в действие (Shaper)

  • "Мыслитель" (Plant)

  • Исследователь ресурсов (Resourse investigator)

  • Оценивающий (Monitor-evaluator)

  • Коллективист (Teamworker)

  • Доводящий до конца (Completer-finisher)


Каждая командная роль характеризуется определенными функциями в командной работе и требует соответствующих качеств от тех, кто выполняет эту роль. Обобщенно представленные командные роли и типичные их черты сведены в следующую таблицу:




Белбин предложил пять принципов для образования и сплочения управленческой команды:

  • Каждый ее член может внести свой вклад в работу команды, исполняя две принципиально отличные роли: свою профессиональную роль (продажа, производство и т.п.) и роль в команде, описанную в перечне Белбина.

  • Эффективность команды будет зависеть от того, насколько правильно ее члены осознают относительное распределение сил и приспосабливаются к нему, как в профессиональных ролях, так и в командных.

  • Каждой команде необходим определенный баланс групповых ролей; оптимальный баланс может быть определен исходя из целей и задач группы.

  • Личные характеристики членов команды позволяют им хорошо приспособиться к исполнению одних ролей и ограничивают их возможности по успешному выполнению других.

  • Только когда в команде имеется баланс групповых ролей, исполняемых подходящими для этих ролей людьми, она может наилучшим образом использовать свои технические ресурсы.


Достоинства и недостатки командной работы.

Работа командой имеет следующие достоинства:

  • возможность объединения разнообразных знаний и навыков для решения задачи или проблемы;

  • повышение ценности особого вклада каждого участника;

  • возможность для людей учиться друг у друга;

  • взаимная поддержка;

  • возможность для членов команды вдохновлять и мотивировать друг друга;

  • определенная степень независимости от остальной части организации.

Работа командой имеет и определенные недостатки, даже в том случае, если команда работает хорошо:

  • слишком большая изоляция от остальной части организации приводит к тому, что цели команды вступают в противоречие с целями организации;

  • давление команды на своих членов обусловливает нереалистичное восприятие окружающей действительности (групповое мышление);

  • конкуренция между командами вызывает конфликты;

  • возникают конфликты между отдельными членами команды.

Конечно, у плохо работающей команды могут быть и другие недостатки.


^ 4. Социальные институты и социальные организации


Институт (от лат. institutum — установление, устройство, обычай) предполагает действующий и вплетенный в функционирование общества комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих деятельность человека; это явление надындивидуального уровня, его нормы и ценности довлеют над действующими в его рамках индивидами. Само же понятие «социальный институт» стало входить в обиход благодаря исследованиям западных социологов. Институциональность предполагает определенную формализацию отношений, переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Понятие «социальный институт» в этом отношении характеризуется срединным положением между общностью как чисто самоорганизующейся системой и административной организацией. Хотя в обществе существуют различные социальные институты (политические, религиозные институты, институты семьи, школы, брака и т.п.), все они отличаются от административных организации меньшей степенью формализованности и закрепленности того или иного вида человеческой деятельности.


Социальный институт - это организованная система связей, а также социальных норм, правил поведения, регулирующих отношения между людьми в различных сферах общественной жизни, и способствующих удовлетворению социально значимых потребностей. Социальные институты возникают и функционируют только тогда, когда в обществе имеет место социально значимая потребность, удовлетворение которой требует от людей совместных организованных действий.

Несмотря на все разнообразие потребностей, свойственных человеку, можно говорить о 5 фундаментальных потребностях общества и соответственно выделяется пять фундаментальных социальных институтов:

1. Потребность в материальных благах, поддерживающих существование человеческого организма (институт производства материальных благ и услуг);

2. Потребность в защищенности и социальном порядке (она породила политические институты, в частности - государство);

3. Потребность в продолжении рода (институты, которые удовлетворяют эту потребность - семья и брак);

4. Потребность в познании окружающего мира, в передаче жизненного опыта от поколения в поколение (за эти потребности отвечает институты образования, науки и культуры);

5. Потребность в решении духовных проблем (она породила институт религии);


Институционализация - это процесс рождения социального института. Он предполагает несколько этапов:

1. Появление потребности, удовлетворение которой требует от людей организованных действий;

2. Формулирование целей;

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного взаимодействия людей (на этом этапе методом проб и ошибок люди подбирают оптимальные нормы и правила);

4. Формирование (появление) процедур, ритуалов, принятие норм, правил, процедур и т.д.;

5. Создание системных санкций для поддержания норм и правил;

6. Создание системы социальных статусов и ролей, которые охватывали бы всех людей, задействованных в функционировании института.

Социальные институты выступают в качестве упорядочивающего, организующего начала в жизни общества.


Социальному институту характерен набор признаков, свидетельствующих о развитии института:

  • наличие норм и правил;

  • набор социальных ролей и статусов;

  • культурные символы;

  • утилитарные черты (материальная база, на основе которой функционирует институт);

  • идеология (система идей, которая оправдывает существование этого института, оправдывает то, каким образом действуют люди в рамках этого института);

  • совокупность учреждений, на базе которых функционирует социальный институт;


Универсальные функции социальных институтов:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;

2. Функция интеграции (интегративная) - объединяет людей на почве причастности к институту;

3. Регулятивная;

4. Транслирующая (опыт и знания об институте передаются от поколения к поколению).

Все социальные институты выступают в качестве упорядочивающего, организующего начала в жизни общества, и с этой точки зрения все социальные институты выполняют регулирующие функции в обществе. Однако среди них целый ряд социальных институтов выполняют функции, непосредственно связанные с решением проблем управления в обществе. Такие институты принято называть социальными институтами управления. Управление появляется тогда и там, где возникает потребность организовать и направить усилия людей для ведения какого-либо общего дела или дости­жения актуальной общей цели. Поскольку такая потребность существовала в обществе всегда, на протяжении всей истории развития общества неотъемлемым атрибутом общественной жизни являлись институты управления.

Основными социальными институтами управления в современном обществе являются:

- институты государственного управления, чаще называемые системой государственного управления;

- институты местного самоуправления;

- институты социальной защиты прав и свобод человека;

- институты менеджмента.

Термин «институт» в данном случае может употребляться как в единственном, так и во множественном числе, поскольку каждый из перечисленных институтов может включать ряд более частных институтов, таких, например, как институт государственной службы, институт муниципальной службы, институт управления персоналом, институт социальной работы и т.д.


^ Социальные организации


Термин «организация» употребляется чаще всего в трех смыслах. Во-первых, организация обозначает некоторую деятельность по налаживанию устойчивых связей, координации действий людей, выработке норм поведения, распределению функций. Здесь организация выступает как процесс целенаправленного управляющего воздействия. Во-вторых, организация понимается как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого. В третьих, под организацией понимается объединение людей, совместно реализующих интересы, программы или цели на основе определенных норм и правил. Именно в этом смысле говорят об организации как реальном социальном образовании.

Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики. Они могут быть государственными, муниципальными, частными, коммерческими, некоммерческими, общественными и т.д1.

Классификацию и типологию организаций можно осуществлять по разным основаниям. Например, разновидности организаций можно представить в виде большого набора правовых форм. На основе Гражданского кодекса Российской Федерации типология организаций может быть представлена схемой, приведенной на рис. 1.





Рис. 1. Типология организаций


Основоположником теории административных организаций был М. Вебер. Он выделил семь характерных черт социальной организации:

1) разделение труда в соответствии с организационным регламентом;

2) иерархический порядок подчиненности на множестве сотрудников организации;

3) наличие публичной канцелярии, где собраны письменные документы организации;

4) официальная процедура подготовки должностных лиц к работе в организации;

5) наличие штатных сотрудников, для которых работа в организации является основным занятием;

6) правила, регламентирующие должностные обязанности и поведение сотрудников в организации;

7) лояльность сотрудников по отношению к установленным правилам.

М. Вебер трактовал бюрократическую организацию со структурно-функциональной точки зрения, считая бюрократию наиболее рациональным способом организации социальных действий.

Современная теория социальных организаций разработана российским социологом ^ А. Пригожиным.

Организация включает три разнокачественных аспекта:

1) искусственно создаваемый инструмент для удовлетворения тех или иных общественных потребностей (производство товаров, охрана порядка, подготовка кадров). С этой точки зрения важны цели организации и эффективность их достижения;

2) человеческая общность, объединение людей. Здесь важны социальные статусы и роли, межличностные отношения и т. п.;

3) безличная структура, определяемая организационными и культурными факторами. Этот аспект включает такие параметры, как иерархия, управляемость, адаптивность, надежность и т. п.

Определяющим признаком организации является ее цель, достижение которой обусловливает необходимость иерархии и управления.

Выделяется три вида целей организации:

1) цели-задания, поступающие в организацию из вышестоящей организационной системы;

2) цели-ориентации, отражающие реализацию через организацию жизненных целей ее сотрудников;

3) цели системы, необходимые для функционирования организации как безличной структуры.

^ Организационная иерархия подразумевает:

1) централизацию, обусловленную невозможностью непосредственного взаимодействия большого количества людей и необходимостью выделения посредника, выполняющего функции координации;

2) одностороннюю личную зависимость подчиненных от начальников;

3) власть, т. е. контроль поведения сотрудников организации ее правилами.

При анализе структуры организаций следует иметь в виду двойственность структуры социальной организации. Проблема связана с тем, что организация — не только социальная общность, объединяющая индивидов, но и безличная структура, включающая систему формальных связей и норм, направленных на достижение определенных целей. Эта двойственность прослеживается на индивидуальном уровне (личность и должность), групповом уровне (коллектив и подразделение), уровне отношений (лидерство и руководство).

Успешное функционирование организации возможно только при условии согласования интересов отдельных сотрудников, их групп и организации в целом. Организации – это управляемые социальные системы.

^ Управление в организациях включает следующие аспекты:

1) целенаправленное воздействие на сотрудников посредством приказов, заданий, стимулов, методов контроля и т. п.;

2) организационный порядок, т. е. систему объективированных норм;

3) самоорганизацию, т. е. спонтанные процессы, дополняющие целенаправленное воздействие и официальный регламент.

Социальные организации включают формальную и неформальную части.

Формализация заключается в следовании строгой системе культурных образцов, определяющей поведение сотрудников организации. На внешнем уровне формальные правила реализуются в виде документов, имеющих официальную силу в организации. Формализация может осуществляться двумя путями: искусственного конструирования социальной организации; официального закрепления исторически сложившихся схем взаимодействия.

Социальная организация в значительной степени определяется своей формальной компонентой, но не сводится к ней. Никакие формальные установления не могут быть адекватны всему богатству реальных ситуаций, в которые попадает организация. Поэтому формальная часть организации дополняется неформальной, выполняющей компенсирующие функции самоорганизации.

Организация имеет также «групповую» структуру. В ее структуре выделяются макрогруппы, порождаемые социальной стратификацией и социальной структурой общества (представители одной национальности, приверженцы общих политических взглядов, люди одного возраста и т. п.), и микрогруппы, критерием выделения которых служит наличие тесных связей между их членами (более сильных по сравнению с внешними связями). Микрогруппы могут носить административный (подразделения) и социально-психологический характер (дружеские компании).

Важнейшей характеристикой социальной организации является организационная культура. Организационная культура — это совокупность организационных и творческих установок, мотиваций и поведений, складывающихся на основе ценностных представлений, разделяемых большинством членов коллектива или его «ядром». Организационная культура влияет на все процессы в социальной организации, на формы протекания конфликтов, способы их урегулирования и результаты.


^ 5. Структура (состав) населения


Структура (состав) населения  распределение людей, образующих население, по группам (упорядоченным частям) в соответствии со значениями того или иного признака. Понятия «состав населения» и «структура населения» обычно не различают, хотя, строго говоря, они не идентичны. Структура населения обладает упорядоченностью частей и определяется отношениями между ними. А под составом населения обычно понимают простое распределение населения по группам. Без анализа состава населения невозможно понять многие социальные процессы в обществе и решать возникающие проблемы как в обществе в целом, так и в отдельных регионах и территориальных образованиях.

Структура населения по наиболее важным признакам изучается путем переписей населения, которые в нашей стране проводились в 2002 и 2010 годах. Вот некоторые итоги всероссийской переписи 2010 года2.




Наиболее важен состав населения по следующим признакам:

- соотношение городского и сельского населения;

- соотношение мужчин и женщин;

- возрастно-половой состав населения;

- брачное состояние;

- национальный состав;

- уровень образования;

- источники средств существования.






















Социологи иногда выделяют социальный состав населения.^ Социальный состав населени  это его распределение по социальным группам. В определенном смысле социальный состав является обобщающим и результирующим, так как группы населения можно выделить по полу, возрасту, брачному состоянию, этнической принадлежности и т. д. Чаще всего социальные группы выделяются по месту людей в экономической системе общества и уровню образования, но и в таком узком значении социальный состав является одной из важнейших характеристик любого населения.

В настоящее время можно выделить следующие социальные группы, которые имеют аналоги во всех развитых странах мира:

1) административная элита, высшие государственные служащие;

2) рабочий класс, который можно разделить на квалифицированных и неквалифицированных рабочих, а также на рабочих, имеющих и не имеющих акции своего предприятия;

3) предприниматели всех видов, среди которых можно выделить крупных, средних и мелких предпринимателей;

4) интеллигенция, которую можно разделить по профессиональному признаку: врачи, преподаватели, профессиональные военные и т. д.;

5) крестьянство, среди которого выделяются фермеры и работники коллективных хозяйств;

6) занятые индивидуальным трудом;

7) население, живущее за счет пособий,  пенсионеры, безработные и др.;

8) маргинальные слои населения  бомжи, криминальные элементы и т. п.


В интересах тех или иных исследований в структуре населения могут выделяться и другие социальные группы.


1 См.: Фролов С.С. Социология организаций. Учебник. – М.: Гардарики, 2001.

2 См.: Итоги всероссийской переписи населения 2010 года.


Похожие:

Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Социальная структура общества и ее компоненты iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Социальная структура общества и ее компоненты
Термин «структура» в переводе с лат означает строение, расположение, порядок. Социальная структура представляет собой совокупность...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Социальная структура общества и ее компоненты iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 1
Социология изучает общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Предметом её изучения являются структуры...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Социальная структура общества и ее компоненты iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Социология личности. Социальная детерминация поведения личности Доктор социологических наук
Охватывает весь спектр поведенческих норм (право, мораль, предписания религии, этикет, правила общения) и оказывается в конечном...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Социальная структура общества и ее компоненты iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества
Становление глобалистики как отрасли исследований процессов глобализации и глобальных проблем современного общества
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Социальная структура общества и ее компоненты iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 13. Культура общества Доктор социологических наук
Понятие «культура» — одно из самых многозначных и многогранных в философии и гуманитарных науках. Существует несколько десятков определений...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Социальная структура общества и ее компоненты iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 11. Политические институты общества
Охватывает всю совокупность негосударственных отношений общества, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства,...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Социальная структура общества и ее компоненты iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Социальная стратификация и социальная мобильность
Охватывает тех, кто однажды уже оказался в беде, кто погрузился в нищету, во все более углубляющуюся пауперизацию, в подчинение другим....
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Социальная структура общества и ее компоненты icon1. Социальная структура и ее исторические типы
«структура» прежде всего объединяются два таких термина, как элементы и взаимосвязь между этими элементами. Таким образом, можно...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Социальная структура общества и ее компоненты iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения
Известный польский социолог П. Штомпка начинает свою книгу «Социология социальных изменений» словами: «Изучение социальных изменений...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Социальная структура общества и ее компоненты iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 3
Основные виды и типы исследований. Задачи организации социологических исследований
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема Социальная структура общества и ее компоненты iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 16. Формирование мировой системы Доктор социологических наук
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы