Скачать 51.41 Kb.
|
Лекция «Предпосылки выделения психологии из философии» «Философия психологии» 3 курс В течение примерно двух столетий, предшествовавших отделению психологии от философии, не прекращались попытки построить психологию по образцу естественно-научных дисциплин, точнее, физики и химии. Для этого были веские основания. За относительно короткий срок физикой были изучены законы движения материальных тел — от шара на наклонной плоскости до планет Солнечной системы. Благодаря возрожденным атомистическим представлениям удалось установить химический состав воды, воздуха и других веществ. Возникли стройные математические теории, объяснявшие множество различных, иногда казавшихся мистическими явлений, таких как магнитные свойства железа или вспышка молнии. Почти в то же время, когда Вильгельм Вундт на собственные средства создавал первую в мире психологическую лабораторию, другой бывший ассистент Германа Гельмгольца — Генрих Герц — экспериментально доказал существование электромагнитных волн. Придав уравнениям электродинамики симметричную форму, он показал взаимосвязь электрических, магнитных и световых явлений, что сыграло огромную роль в понимании природы электромагнитных явлений и создании радиосвязи, телевидения и радиолокации. Все это вместе с относительно поздним началом преобразований в психологии и общественных науках порождало веру в возможности распространения космического порядка, предполагаемого физическим редукционизмом, на движения человеческой души. Психология должна былаa стать «механикой представлений», «интеллектуальной физикой» или «ментальной химией». Так и не став ни первой, ни второй, ни третьей, она постепенно стала проявлять свою специфику как чрезвычайно сложной науки. Эта специфика состоит в необходимости сочетания генетического, функционального и структурного подходов, то есть изучения развития, а не только структуры или функции. Оказалось, что в психологических исследованиях возможно и даже необходимо движение не только от простого к сложному, но и от сложного к простому — при условии, что сохраняется приверженность основным принципам научной методологии. ^ 1. Разработка концепции эксперимента (Бекон, Галилей, Ньютон). Если общим признаком когнитивных течений является подчеркивание роли знания в качестве ведущего фактора, определяющего действия человека, то истоки этого подхода нужно искать в конце 16-го века — на рубеже Возрождения и Нового времени. Именно в это время английский философ и политический деятель Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) с особой силой подчеркнул освободительную роль индивидуального опыта человека в преодолении «идолов» невежества и освященных авторитетом заблуждений. Знания надо черпать из природы, а не из древних знаний (против Аристотелевской теории). Необходимо собирать факты, а потом их обобщать. Опытное, рационально осмысленное знание — это важнейший элемент свободного человеческого действия. Давая человеку власть над природой, знание становится подлинной силой. Но первоначально необходимо было отделить науку от религии. В «Новый Эрганом» предложил теорию двойстенных истин (ранее она была предложена в 10 в. Альбертом Великим). 1. философия – область знаний, которая основана на опыте и разуме. 2. теология – область знаний, основанная на вере т откровении. Эти направления независимы. А к какой области необходимо отнести душу? Поддержана идея дуализма: У души выделены 2 сферы: чувствующая, которая неотделима от телесной организации, может быть изучена опытным путем (философия); Разумная часть – божественная часть, которую д. изучать теология. Разумная часть состоит:
У каждого человека может преобладать одна функция, что определит его род занятий. Опыт Ф. Бэкон разделил на: - житейский (способ взаимодействия человека, который навязан ему обстоятельствами жизни); - искусственный – экспериментальный (позволяет человеку изменить что либо за счет комбинирования, моделирования и изучить это). Эксперимент – активная форма получения фактов, которые естественным путем получить невозможно, в основании которого лежат правила индукции (от единичного к целому). Разработал первую схему проведения эксперимента: Полученные факты рассортировывались по 3 позициям:
Сформулировал основные принципы экспериментального исследования:
В 1879 г. Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии. Ее прославили своими именами Кюльпе, Крепелин, Леман, Бехтерев, Кеттелль, Стенли Холл, Уоррен, Стрэттон, Титченер и др. Были изучены зрительные феномены (визуальный контраст, цветовая слепота, оптические иллюзии), чувство времени, слуховые, тактильные восприятия, реактивность и многое другое. Вундтом выделено четыре основных требования, которые должно удовлетворять психологическое исследование, чтобы оно могло считаться экспериментальным, а именно: 1) лицо, производящее наблюдение, именуемое обычно в психологии испытуемым, должно иметь возможность самому определять момент начала исследуемого феномена; 2) испытуемый должен иметь возможность пережить данный феномен с максимальным вниманием; 3) должна существовать возможность многократного повторения наблюдения в одинаковых условиях; 4) следует создать возможность изучения исследуемого феномена в различных условиях возникновения путем вариации сопутствующих условий. Вариация этих условий должна происходить либо путем их частичного исключения, либо посредством их квантитативного или квалитативного изменения. Согласно классификации Вундта, следует различать три основных вида психологического эксперимента: А. ^ , или, как его именуют другие, метод раздражения (Eindrucksmethode; Reizmethode). Ситуацией, в которой в этом случае находится испытуемый, считается то или иное раздражение. На субъекта воздействуют каким-либо раздражением и подробно описывают его поведение в данной ситуации. В качестве примера можно привести следующий простой опыт: допустим, испытуемому в руки дают предмет, вес которого то увеличивается, то уменьшается на очень незначительную величину; он в каждом случае должен сообщать об изменении веса. Б. ^ (Ausdrucksmethode). В физиологии и психологии уже давно установлено, что некоторые телесные процессы имеют безусловную симптоматическую связь с нашими переживаниями. Таковыми, прежде всего, как это мельком было отмечено и выше, считаются пульс, дыхание, изменение объема кровопритока к различным частям тела, мышц, мимические и пантомимические движения. Все эти изменения, в силу их симптоматического значения для душевных процессов, можно назвать выразительными движениями (Ausdrucksbewegung). В. ^ представляет собой третью группу психологического эксперимента. Вундт считал его соединением методов впечатления и выражения. И действительно, простая схема метода реакции включает в себя две фазы, первая из которых напоминает метод впечатления, а вторая — выражения. Метод реакции применяется для изучения простых волевых актов или для выявления природы двигательных реакций вообще. Г. ^ В психологии естественнонаучный метод в чистом виде применяется редко. Чаще он комбинируется с методом самонаблюдения. Наиболее значительным успехом нового эмпирического естествознания после открытия Коперника стала полная перестройка физического знания, осуществленная Галилео Галилеем (1564—1642). Руководствуясь принципами «Лучше найти истину в незначительных вещах, чем долго спорить о величайших вопросах, не достигая никакой истины» и «Измеряй всё, что измеримо, а что неизмеримо, делай измеримым», Галилей отверг аристотелевский перцептивно-натуралистический подход к описанию природы и фактически вернулся к атомизму Демокрита. В построенной им физической картине мира не нашлось места таким сенсорно-перцептивным качествам, как цвет, запахи, вкус и звук. Так сформировалась абстрактно-математическая перспектива гомогенного и гармонического описания природы. Благодаря Галилею, основным орудием научного познания впервые стал эксперимент — метод исследования, позволяющий проверять предположения с причинной связи явлений. Его также часто называют гипотетико-дедуктивным методом, поскольку любое утверждение (даже самых авторитетных, допустим, церковных источников) первоначально считается гипотезой, а не принимается просто на веру. Некоторое утверждение считается истинным только тогда, когда эмпирически, то есть путем наблюдения в более или менее контролируемых условиях подтверждаются следствия, выводимые из него путем логических — дедуктивных — умозаключений. Свою законченную, классическую форму механистическое описание мира приобрело в работах великого английскoro физика Исаака Ньютона. Им же была дана близкая к современной трактовка эксперимента. 2. ^ принципов симметрии, уравновешенности, математического редукционизма. Важнейшей претеоретической метафорой этого подхода стала красота и внутренняя уравновешенность, геометрически выражающаяся в симметрии. Хорошо известно, например, что законы движения планет Кеплера были побочным результатом его попыток создать учение о гармонии «музыки сфер» (искомые сферы, впрочем, оказались эллипсами). Первоначально эти астрономические законы даже были выражены в форме нотной записи. Уже в 20-м веке о значении подобной эстетической эвристики в естествознании хорошо сказал швейцарский математик Герман Вейль. «Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство... Насколько я могу судить, все априорные утверждения физики имеют своим источником симметрию». Наиболее универсальная формулировка эстетической эвристики принадлежит Нобелевскому лауреату физике, американцу Ричарду Фейнману, по мнению которого «Истину можно узнать по ее красоте» (You can recognize truth by its beauty). ^ Подобно Бэкону, в господстве человека над природой видел цель науки один из основателей философии Нового времени ^ (1596—1650). Он оказал огромное влияние на современников и потомков своей убежденностью в том, что природа полностью объяснима законами математической механики и все физические, химические и физиологические (как мы бы сказали сегодня) процессы могут быть сведены к машинным моделям, типа модели рефлекторной дуги. Философия Декарта последовательно дуалистична, пассивная протяженная материя и активная, но бестелесная мысль фигурируют в ней в качестве двух самостоятельных и одинаково реальных субстанций, объединенных третьей — Божеством. В то время как чисто механические законы управляют движениями предметов, тела и, отчасти, страстями души (то есть эмоциями и аффектами), мышление человека является творческим и рациональным, соответствующим законам логики и математики. Подчиняющийся действию законов механики материальный мир может быть познан нами до конца, поскольку основу нашего мышления составляет врожденное понимание — интуиция — математических понятий и аксиом. Стремясь найти конечные, «прочные как скалы» основания для всякого знания, Декарт приходит к знаменитому аргументу cogito ergo sum — можно усомниться абсолютно во всем, но при этом, по крайней мере, сама сомневающаяся мысль существует. За двенадцать столетий до Декарта к той же идее самоочевидности индивидуального сознания пришел крупнейший христианский теолог и философ Августин Аврелий (Блаженный Августин, 354—430), считавший первичным и непосредственно данным человеку лишь его рефлексивное знание о знании (scio me scire — «Я знаю, что я знаю»). Наряду с математической интуицией (актуализация врожденных идей (концепция Платона), которые могут быть доведены до осознания) врожденными в этой концепции оказались идеи «Я» и Бога. «Я сомневаюсь, значит мыслю. Я мыслю следовательно существую. Я могу помыслить о боге, следовательно он тоже существует». То, что бог зависим от человека не понравилось богослужителям, тогда Декарт пошел на уступку – «Бог – источник активности материи, это - гарант безошибочной деятельности души (источник достоверных знаний)». В конфликтах между критическим разумом и страстями, приковывающими человека к материальному миру, человек должен стремиться обрести мир в своей душе. Для этого необходимо победить себя, а не судьбу, изменить свои желания, а не порядок вещей.
Подчеркивая дуализм духа и материи, сам Декарт все-таки допускал возможность их слабого взаимодействия, в форме изменения не количества, а лишь направления материального движения. Последователи Декарта, однако, вскоре отвергли и эту возможность, так как изменение направления меняет ускорение, а следовательно, и общее «количество движения». Физическое и психическое надолго стали рассматривать как непересекающиеся, параллельные миры. Для пояснения принципа параллелизма при этом часто использовалась метафора часов: однажды заведенные и достаточно точные часы могут очень синхронно фиксировать одни и те же события, создавая видимость причинно-следственной связи, хотя механизмы часов будут оставаться при этом полностью независимыми друг от друга. ^ были свойственны всем философским направлениям, опиравшимся на картезианство (от латинизированного варианта имени Декарта). Это относилось как к тем, главным образом, континентальным авторам, которые попытались развить рационалистические моменты учения Декарта, так и к представителям философии британского эмпиризма. Для последнего — особенно в варианте так называемого сенсуализма — характерно признание чувственного, или сенсорного опыта единственным источником наших знаний о мире. Считалось, что всякое знание может быть либо непосредственно представлено как описание этого сенсорного опыта, либо в конце концов логически сведено к нему. ^ Наиболее видным продолжателем и интерпретатором Декарта стал выдающийся исследователь законов аффективной жизни Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677). Выступал против дуализма Декарта, он утверждал, что нет двух субстанций. Субстанция – едина, она является причиной самой себя, она несотворима (против идеи бога), неуничтожима, бесконечна в пространстве и времени. Согласно Спинозе, все конечное и конкретное в мире является лишь модификациями этой единственной субстанции, называемой им Богом-природой. Конкретные вещи несводимы к своим первоосновам. Предложил свою концепцию. Его концепция представляет собой попытку синтеза основных понятий картезианской философии, выполненную «геометрическим методом», то есть представленную как совокупность аксиом и выводимых из них теорем по образцу «Начал» Евклида. Основанием для синтеза послужила присутствующая у Декарта третья субстанция, Божество. Субстанция имеет 2 атрибута (свойства) - протяженности и духовности (духа), которые могут находиться в разных состояниях («модусах»). Для протяженности такими модусами являются покой и движение, а для духа — рассудок, разум, воля, желание и аффект. Более того, каждый из модусов представлен одновременно и в сфере психического и в сфере телесного. Таким образом, любая вещь может рассматриваться как единство модусов двух атрибутов (с двух сторон – телесная организация и психические особенности). Психика присуща всем субстанциям, иначе как объяснить движение (отказался от идеи бога как первопричины). Гилозоизм – все имеет душу (Фалес). Так как протяженность и духовность - два атрибута, которые зависят от субстанции, то они не зависят друг от друга (психо-физиологический параллелизм). Но! У них одинаковый порядок вещей (в психике воспроизводится порядок материальной организации). Законы, порядок вещей в 2 атрибутах примерно одинаковый. Особенно важными в концепции Спинозы оказываются аффекты. Спиноза подробно рассматривает в своих работах несколько разновидностей аффектов, такие как любовь, ненависть, ревность, удовольствие, печаль, уважение, презрение, надежда и страх, воля. Наблюдая их телесные проявления, индивидуальная душа впервые осознает свое существование, в результате чего появляется самосознание. Влечение – исходный аффект, который не осознается, когда он осознается он становится желанием – желание, отнесенное к идеям – воля. Воля - высший аффект, в котором в наибольшей степени представлены рациональные компоненты. Во всех остальных аффектах рациональный компонент представлен в более меньшей степени. Проблема воли – проблема выбора идей, каждая из которых имеет разную степень осознанности. Выбранная идея – руководство к действию. Воля – осознанная необходимость, знание всех обстоятельств на основе которого строится поведение. Спиноза определяет аффекты, в особенности отрицательные, как смутные идеи и считает их основной причиной «рабской несвободы» наших мыслей и действий. Человек становится свободным и рациональным по мере того, как он познает необходимую связь вещей, тем самым освобождаясь от аффектов. Конечные цели процессов познания и нравственного развития, таким образом, полностью совпадают — они приближают нас к отчетливому осознанию необходимого и вечного, являясь выражением нашего инстинктивного стремления к истине, или, по формулировке Спинозы, нашей интеллектуальной любви к Богу. Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания. В этом аспекте рационализм противопоставляется эмпиризму как сенсуализму с его признанием только чувственной данности знания. Эмпиризм как направление в теории познания признает чувственный опыт источником всякого знания. От такого понимания эмпиризма идет представление об эмпирическом исследовании как дающем фактическую основу для научных обобщений и высказываний. Эмпирическое и теоретическое знание различным образом соотносились в ходе развития науки. Уже на классическом этапе научное познание опирается на эмпирический базис, позволяющий оценивать правомерность научного знания, проверить его. Основатель эмпиризма Джон Локк (1632-1704) считал, что непосредственно осознавать можно лишь отдельные сенсорные состояния («идеи»). Нет врожденных идей! Человек рождается чистым листом! Содержание души формируется при жизни, на основе опыта человека, вследствие взаимодействия с внешним миром. Первый источник знаний – наши чувства! (идея Тихомирова – предварительное решение задачи на неосознаваемом, эмоциональном уровне). Помимо внешнего опыта существует и внутренний опыт (внутренняя переработка, особая деятельность души). Продукты внутреннего опыта самобытны, неповторимы (принцип уникальности). Внутренний опыт может и не выражаться во внешнем, это – особый вид деятельности. Внешний опыт – чувственные формы познания (ощущения); Внутренний опыт – рациональные формы (рефлексия). Психические явления зависят от телесной организации и внешних условий. Некоторым из них соответствует объективное содержание. Это так называемые первичные качества — движение, протяженность, телесность, форма, число, иными словами, именно те категории, которые были включены в картину мира галилеевско-ньютоновской физики. Другие категории, подобно цвету, звукам, запахам, являются субъективными. Хотя эти вторичные качества и вызываются воздействием внешних раздражителей на наши органы чувств, в мире им ничего прямо не соответствует. Физическое и психическое выступают у Локка не как две самостоятельные субстанции, а как две формы нашего сознательного опыта — внешняя (ощущения) и внутренняя (рефлексия). Локк подверг критике картезианское утверждение о существовании интуиции и врожденных идей: «В интеллекте нет ничего, что не было бы ранее в наших ощущениях». Рефлексия – познание идей внешнего опыта; внутренние чувства, которые соответствуют внешним чувствам по механизмам, есть результатом внутреннего опыта, формирования и развития первичных идей. Это – интуиция, самонаблюдение, самопознание, самосозерцание. Первичные идеи – идеи, которые с большей адекватностью и подобием воспроизводят характеристики внешнего мира. Субъект добавляет к свойствам вещей свои собственные. Взамен врожденного знания Декарта им были предложены законы образования сложных идей из простых ощущений. Этими законами Локк считает упоминавшиеся уже Аристотелем законы ассоциаций ощущений по близости в пространстве и времени, а также по внешнему сходству. НО! ЛОКК не является ассоцианистом, т.к. выделяет 4 процесса формирования сложных идей: 1) ассоциация (связывание простых идей в более сложные). Он доминирует и является единственным только у душевнобольных, детей, взрослых в просо ночном состоянии. Остальные процессы – логические. 2) соединение, объединение (по разным признакам); 3) установление отношений между идеями (формирование абстракций «материнство», «друг»); 4) абстракция (отвлечение, обособление) В рационализме вершиной индивидуализма стала монадология Г.В. Лейбница (1646—1716). Согласно этой философской концепции, реальный мир состоит не из одной, как у Гоббса и Спинозы, и не из двух, как у Декарта, а из бесчисленного количества автономных и психически деятельных субстанций, или монад. Сам этот термин использовался уже пифагорейской школой древнегреческой философии, но содержательным прообразом монад стали простейшие организмы, наблюдаемые Лейбницем с помощью одного из первых микроскопов. То, что на поверхности кажется нам единым телом, в действительности есть совокупность множества монад. Монада – уникальная единица, которая имеет автономию, независимую линию развития. Принцип уникальности, индивидуальности. Каждая монада содержит в себе фрагменты знаний об истории (врожденные идеи - априоризм) и, отчасти, о будущем мира, который независимо от этого знания непрерывно развертывается во времени по изначально заданной программе. Эта программа, или «пред установленная Богом гармония», определяет и отношения монад между собой. Каждая монада имеет стремление – перейти от неясных, смутных стремлений, желаний к ясным представлениям. Индивидуальная жизнь – постоянный переход от смутной перцепции к ясной. Монады отличаются рядом особенностей (степенью активности), например, минералы и растения представляют собой как бы спящие монады с бессознательными представлениями, тогда как монады, образующие животных, могут быть способны к ощущениям и памяти. Монады отличаются также перспективой, под которой им открывается история мира, и отсутствием различения деталей — когда другие монады удаляются настолько, что скрываются из вида. Фактически это индивиды, одиноко блуждающие во Вселенной. «Предустановленная Богом гармония» совсем не случайно напоминает множество однажды заведенных часовых механизмов. Монады образовывают иерархию:
Намеченный Лейбницем подход к объяснению произвольных движений постулирует иерархическую организацию монад, образующих человеческое тело. В верхней части такой иерархии расположены монады, способные к относительно более отчетливому восприятию себя и Вселенной. Одна из них занимает при этом абсолютно главенствующее положение, репрезентируя то, что можно было бы назвать «душой человека». Предполагается, что эта монада способна к особенно ясному восприятию (апперцепции) и самовосприятию (интроспекции). Апперцепция - как воздействия всего предыдущего опыта человека на результат нового акта восприятия. Именно в ее интересах в норме и происходят разнообразные движения тела. Иными словами, когда рука движется, выполняя некоторое волевое действие, то цель производимого рукой движения в общем случае соответствует целям и точке зрения главенствующей монады («души»), а не возможным локальным целям и ограниченному полю зрения («малым перцепциям») любой из многочисленных монад, составляющих руку или тело. В этом и только в этом смысле, по мнению Лейбница, допустимо говорить о произвольности движений тела и даже о свободе воли вообще. Монаде души свойственно самосознание (зачатки идеи), поскольку она может проходить несколько стадий развития: А) душа не имеет никаких представлений; Б) смутные представлений (душа не выделяет себя как уникальную, независимую) В) может осознавать представления, выделять себя из них («Я хочу!», «Мне необходимо!» и т.д. )
^ проявляется: - координация всех монад во вселенной; - обеспечение приемственности состояний монад (актуальное состояние содержит в себе ростки будущих состояний. Каждая монада – беременна будущим состоянием монад). Положены основы генетического принципа непрерывности развития – незаметные переходы в восхождении вещей по степени совершенства, причинная взаимосвязь предыдущих и последующих состояний. - соответствие внутреннего состояния монад их телесным проявлениям. Нет никакой связи между внутренним и телесным содержанием (параллелизм), но имеется некое функциональное соответствие телесной оболочки и состояния Я. С рационалистических позиций Лейбниц критически оценил сенсуализм своего главного оппонента Локка: «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в наших ощущениях — кроме самого интеллекта» (в разуме нет ничего кроме самого разума). А значит единственный путь познания - рациональный. Великий математик и логик, Лейбниц ввел в употребление ряд центральных понятий будущей когнитивной науки, такие как «алгоритм», «изоморфизм» и «модель». Следуя более ранним соображениям Томаса Гоббса, он последовательно развивает мысль о машинном моделировании мышления человека: если бы удалось присвоить каждой простой мысли некоторое число, то при возникновении научных и житейских споров всегда можно было бы попытаться найти рациональное решение с помощью математических вычислений, опирающихся на законы логики. – математический редукционизм. В письме к одному из потенциальных спонсоров, принцу Евгению Савойскому, Лейбниц писал, что такой универсальный вычислительный аппарат («Универсальная Характеристика») мог бы быть создан, при условии достаточного финансирования «группой способных людей» за какие-нибудь «5 лет». |
![]() | Лекция «Предпосылки выделения психологии из философии» «Философия психологии» В течение примерно двух столетий, предшествовавших отделению психологии от философии, не прекращались попытки построить психологию... | ![]() | Вопросы к экзамену предмет, цели и задачи дифференциальной психологии. Современное развитие науки. Предпосылки выделения дифференциальной психологии в самостоятельную отрасль науки Предмет, цели и задачи дифференциальной психологии. Современное развитие науки. Предпосылки выделения дифференциальной психологии... |
![]() | Лекция 18. Человек и религия Лекция 1 Философия, ее смысл и функции. Истоки философии и её смысл. Философское мировоззрение. Методы философии > Структура и функции философии. 1вопрос. Термин «философия» Мудрость обязательно предполагала особого рода знаний – знания единого во всём, в отличие от знания отдельных вещей. Философия с... | ![]() | Факультет философии и психологии вгу, кафедра педагогики и педагогической психологии Я – будущий психолог образования – всё о профессии педагогов-психологов, основных направлениях деятельности психологов образования... |
![]() | Вопросы государственного экзамена по психологии специальность: 050602. 65 «Изобразительное искусство» Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы развития отечественной и зарубежной психологии. Характеристика методов... | ![]() | Лекция История психологии как наука ... |
![]() | Вопросы по курсу «Психология и педагогика» Предмет психологии. Теоретическое и практическое значение психологии в современных условиях. Развитие психологии. Различные подходы... | ![]() | Вопросы по коррекционной педагогике с основами специальной психологии Предмет, задачи, основные категории специальной психологии. Отрасли специальной психологии |
![]() | Вопросы к экзамену 7семестр 2012 По педагогической психологии для студентов 4 курса з/о мгэи специальности «психология» Предмет и задачи педагогической психологии. Место педагогической психологии в системе научного знания | ![]() | Лекция № Античная философия Вопросы к лекции Вопрос № Возникновение античной философии и ее основные этапы Античная (Древнегреческая) философия возникает в VII-VI веках до н... |
![]() | Лекция № Античная философия Вопросы к лекции Вопрос № Возникновение античной философии и ее основные этапы Античная (Древнегреческая) философия возникает в VII-VI веках до н... |