Лекция. Роль финансов в развитии международного сотрудничества icon

Лекция. Роль финансов в развитии международного сотрудничества


Скачать 76.98 Kb.
НазваниеЛекция. Роль финансов в развитии международного сотрудничества
Размер76.98 Kb.
ТипДокументы

Лекция. Роль финансов в развитии международного сотрудничества

1. Понятие и структура мировых финансов

2. Мировой финансовый рынок

3. Международные валютно-кредитные и финансовые организации

3.1. Банк международных расчетов.

3.2. Международный валютный фонд.

3.3. Всемирный банк.

3.4. Европейский банк реконструкции и развития.

4. Региональные международные кредитно-финансовые институты

1. Понятие и структура мировых финансов

Мировые финансы – совокупность финансовых ресурсов мира, которые находятся в обращении и образуют мировой финансовый рынок.

Структура мировых финансов:

1) финансовая помощь: межгосударственные кредиты и гаранты; кредиты и гаранты международных организаций;

2) мировой финансовый рынок: валютный рынок; рынок ценных бумаг; рынок банковских кредитов; рынок страховых услуг;

3) золотовалютные резервы: частные золотовалютные резервы; официальные золотовалютные резервы.

В мировом хозяйстве постоянно происходит перелив денежного капитала, формирующегося в процессе кругооборота капитала. Стержнем мировых финансовых потоков являются материальные процессы воспроизводства. Мировые финансовые потоки обслуживают межгосударственное движение товаров, работ, услуг и капитала между субъектами мирового рынка, отражают конъюнктуру мирового рынка, выступая информационной основой корпоративного менеджмента.

Основными каналами мировых финансовых потоков являются:

- валютно-кредитное и расчетное обслуживание купли-продажи товаров, работ и услуг;

- зарубежные инвестиции в основной и оборотный капитал;

- операции с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами;

- валютные операции;

- перераспределение части национального дохода через бюджет в форме взносов государств в международные организации и др.

^ 2. Мировой финансовый рынок

Мировой финансовый рынок — совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран.

К функциям мирового финансового рынка относятся следующие особенности:

  1. Аккумуляция свободных денежных средств и их перераспределение между отдельными отраслями, странами и регионами во всемирном масштабе.

  2. Ускорение и рост эффективности производства.

Структура мирового финансового рынка. В рамках мирового финансового рынка выделяют:

  • национальный финансовый рынок;

  • международный финансовый рынок.

Мировой финансовый рынок не существует в форме единого рынка, это лишь совокупность взаимосвязанных национальных рынков. Под международным финансовым рынком понимают ссудно-заемные операции в валютах вне стран их происхождения и, следовательно, не подлежащих прямому государственному регулированию со стороны этих стран.

Классификация мирового финансового рынка. По признаку функциональных различий (или в зависимости от экономического содержания операции) мировой финансовый рынок, как национальный, так и международный, можно разделить на два основных сектора:

Денежный рынок делится на:

  • межбанковский рынок (то есть рынок межбанковских депозитов), который представляет собой совокупность операций между банковскими учреждениями по предоставлению взаимных краткосрочных ссуд;

  • учетный рынок — учет векселей частного и государственного сектора (казначейские) хозяйствования, а также иных краткосрочных обязательств (иных коммерческих бумаг).

Рынок капитала делится на:

  • кредитный рынок (учитывает механизм кредитования);

  • фондовый рынок (делится на рынок акций и рынок облигаций).

Субъекты и институциональная структура мирового финансового рынка. Базовые субъекты хозяйствования, представленные на мировом финансовом рынке:

    1. предприятия;

    2. население;

    3. правительства;

    4. профессиональный субъекты.

Профессиональные субъекты финансового рынка (финансовые посредники):

1) Институты, которые обслуживают функционирование рынка (в том числе, инвестиционно-дилерские компании).

2) Промежуточные заёмщики (обеспечивающие и связанные с непосредственным перетоком капитала).

3) Международные организации (МВФ, МБРР и т.д., они работают по иным условиям, нежели все остальные участники мирового финансового рынка).

4) Трастовые компании, которые оказывают услуги по управлению определенными активами клиентов (управление пакетами ценных бумаг, управление по доверенности, агентские фонды).

5) Страховые компании (занимаются медицинским, гражданским и другими видами страхования).

6) Национальные банки.

7) Пенсионные фонды привлекают ресурсы путем привлечения государственных и частных пенсионных выплат. Им предоставлены определенные льготы, в частности, в сфере налогообложения.

8) Инвестиционные фонды – компании, которые продают свои акции публике, а затем инвестирует вырученные средства в самые различные ценные бумаги.

9) Взаимные фонды (предоставляют определенные удобства своим участникам, в частности, доступ к котировкам ценных бумаг на вторичном рынке).

10) Коммерческие банки – основные посредники в части небанковского сектора, покупают ценные бумаги, государственные краткосрочные облигации и держат их в своем портфеле. Они относятся к институтам как первичного, так и вторичного рынков.

11) Инвестиционные банки – посредники на рынке ценных бумаг между корпорациями, желающими продать (разместить) свои ценные бумаги, и потенциальными инвесторами, как индивидуальными, так и институциональными. Работают как на национальном рынке, так и на евросегменте.

12) Инвестиционно-дилерские конторы обслуживают своих клиентов, покупая у них ценные бумаги либо продавая их.

Составляющими инфраструктуры мировых финансовых рынков являются:

- финансовые (низконалоговые) центры оффшорного бизнеса - территории и государства (как правило, островные), привлекающие иностранный капитал путем предоставления специальных налоговых и других льгот, уменьшая или полностью исключая налогообложение доходов иностранных компаний, зарегистрированных в стране расположения центра;

- международные банковские зоны - часть территории государства либо территории и государства (как правило, островные), привлекающие банковские капиталы путем предоставления налоговых и других специальных льгот, а равно льготного режима регистрации (лицензирования) и ведения деятельности кредитных учреждений, регистрирующихся в зоне;

- свободные экономические зоны - часть территории государства, на которой в целях поощрения внешнеэкономической активности субъектов национальной экономики с помощью инструментов налогового и административного регулирования создаются условия льготного ведения бизнеса, производственной и кредитно-финансовой деятельности;

- свободные таможенные зоны - часть территории государства, на которой любые материальные ценности, являющиеся предметом внешнеторговых сделок, не подлежат таможенному контролю, не облагаются импортными пошлинами, а для их ввоза в зону не требуется таможенная декларация.

Основой глобализации мировых финансовых рынков является глобализация производственного процесса, т. е. ситуация, когда внутренний, национальный рынок предприятия-резидента потерял для него свое первостепенное значение и фирма больше не ориентируется на собственную страну и занимается удовлетворением таких потребностей и на таком уровне, которые были бы характерны для всего мира.

Другой причиной глобализации мировых финансовых рынков является необходимость изыскания финансовых ресурсов для решения глобальных проблем мирового развития, таких, как преодоление бедности и отсталости; проблем мира, разоружения и предотвращения мировой ядерной войны (проблема мира и демилитаризации); продовольственная; природных ресурсов (распадающуюся на две отдельные: энергетическую и сырьевую); экологическая; демографическая; развитие человеческого потенциала и др.

Еще одной причиной является собственно финансовая, связанная со стремлением каждого финансового агента получать близкую к остальным агентам прибыль на один и тот же финансовый актив, в каком бы финансовом институте он ни был размещен.

Глобализация финансовых рынков тесно связана с развитием телекоммуникационных средств, которые позволяют функционировать международным финансовым рынкам 24 ч в сутки.

Международные финансы представлены множеством субъектов. Однако процесс глобализации выражается в том, что постепенно развиваются организации, которые все в большей мере контролируют и управляют международным финансовым рынком. Начало этому было положено основанием в 1944 г. МВФ и МБРР. То количество финансовых сделок, на которое эти мировые организации оказывают непосредственное влияние, их доля в общем объеме финансовых операций мира и может служить условным показателем степени глобализации мировых финансов.

В процессе глобализации мировых финансовых рынков возникла мировая финансовая сеть, соединяющая ведущие финансовые центры разных стран: Нью-Йорк, Лондон, Токио и Цюрих. Международные финансовые центры – это исторически сложившиеся в процессе развития национальных рынков центры экономической жизни, в которых сосредоточены крупнейшие и влиятельнейшие в своих регионах кредитно-финансовые институты (банки, осуществляющие международные валютные, кредитные и финансовые операции; сделки с ценными бумагами, золотом, а также страховые и инвестиционные компании).

Следующий аспект финансовой глобализации связан с международной финансовой интеграцией, т.е. с устранением барьеров между внутренним и мировым финансовым рынком с развитием множественных связей между ними. Финансовый капитал может без ограничений перемещаться с внутреннего на мировой финансовый рынок, и наоборот. При этом финансовые институты основывают филиалы в ведущих финансовых центрах для выполнения функций заимствования, кредитования, инвестирования и оказания других финансовых услуг.

Финансовая интеграция приносит в равной степени выгоду и заемщикам, и кредиторам. Однако и заемщики, и кредиторы подвержены риску в равной степени, включая рыночный, процентный, валютный и политический риски.

Международная финансовая интеграция ставит перед финансовыми институтами и другими участниками рынка новые проблемы. Во-первых, инвесторам может быть сложно получить надежные данные относительно деятельности на международных рынках капитала; например, многие финансовые операции, такие, как процентные свопы, относятся к забалансовым статьям и не фиксируются чётко по обычным каналам отчетности.

Другая проблема состоит в том, что интеграция финансовых рынков привела к упрощению начала процедуры обращения финансового ресурса. Финансовым институтам, особенно тем, чья деятельность оказывает значительное влияние на состояние финансового рынка, трудно своевременно спрогнозировать или обнаружить дестабилизирующие потоки средств для того, чтобы сформировать корректирующую стратегию, как это случилось на российском финансовом рынке в августе 1998 г.

И наконец, рыночная интеграция может усилить уязвимость финансового рынка и усложнить проблему контроля за его деятельностью.

Третьим аспектом финансовой глобализации являются финансовые инновации, т. е. создание новых финансовых инструментов и технологий. Финансовые инструменты, такие, как евродолларовые депозитные сертификаты, еврооблигации с нулевым купоном, синдицированные кредиты в евровалюте, валютные свопы и краткосрочные обязательства с изменяющимся процентом, стали весьма популярны на международных финансовых рынках и выступают конкурентами прямым банковским кредитам.

Технологические инновации повысили скорость совершения международных операций и их объем. Современные телекоммуникации помогают банкам привлекать сбережения с депозитных пулов всего мира и направлять средства заемщикам на условиях самого высокого дохода и самых низких затрат.

Глобализация мировых финансовых рынков означает их универсализацию, т.е. создание однотипных процедур обращения финансовых инструментов и стандартизацию использующих их финансовых институтов.

Таким образом, финансовая глобализация имеет определенные позитивные последствия: снижение недостатка финансовых ресурсов в разных регионах мира; усиление конкуренции на национальных финансовых рынках, что сопровождается как снижением стоимости финансовых услуг, так и процессом «дезинтермедиации» (вымывания посредничества).

Однако глобализация сопровождается и определенными негативными последствиями: возрастание нестабильности национальных финансовых рынков, так как вследствие либерализации они становятся более доступными для спекулятивных операций и финансовый кризис, начавшийся в одной стране, быстро распространяется на соседние страны; усиление зависимости реального сектора мировой экономики от ее денежного, финансового компонента, в свою очередь, состояния национальных экономик от состояния национальных и мировых финансов (национальные финансы все больше зависят от поведения нерезидентов, все активнее присутствующих на национальных финансовых рынках, так, финансовый кризис 1998 г в России во многом был спровоцирован поведением нерезидентов напуганных финансовым кризисом в Азии).

^ 3. Международные валютно-кредитные и финансовые организации

3.1. Банк международных расчетов

Международные валютно-кредитные и финансовые организации - международные экономические институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений.

Банк международных расчетов (БМР) - первый международный банк. Он создан в 1930 г. на основании межправительственного соглашения Англии, Бельгии, Германии, Италии, Франции и Японии и был размещен в Базеле. Целью создания БМР провозглашалось содействие сотрудничеству центральные банков стран-участниц и обеспечение международных расчетов между ними.

Являясь учредителями БМР, центральные банки этих стран выступают одновременно и его клиентами. Приоритет в управлении деятельностью БМР традиционно сохраняется за странами Западной Европы, хотя США наращивают здесь свое влияние. Более 40 государств в настоящее время являются членами БМР. Юридически БМР имеет структуру акционерной компании. Управление деятельностью БМР осуществляется Общим собранием и Советом директоров, а сам Банк, в сущности, является акционерной расчетной палатой.

Цели Банка международных расчетов:

• содействие сотрудничеству между центральными банками;

• обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций;

• выполнение роли доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих членов.

Ключевые области деятельности Банка могут быть разделены на следующие категории:

1. Форум для международного валютного сотрудничества; контроль за банковской деятельностью; экономическое и валютное сотрудничество в Европе.

2. Выполнение роли центра валютно-экономических иссле­дований в целях анализа функционирования международных финансовых рынков и согласования валютной политики государств для наиболее эффективного выполнения своих функций центральными банками (сбор и публикация данных о развитии международного банковского дела, системе управления в центральных банках).

3. Кредитно-банковские операции:

а) депозитно-ссудные операции с центральными банками;

б) прием правительственных вкладов по особым соглашениям;

в) операции с валютой и ценными бумагами (кроме акций);

г) инвестиционные услуги для центральных банков;

д) краткосрочное финансирование центральных банков.

4. Функции агента и доверенного лица центральных банков в осуществлении операций на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота) и операций, связанных с кредитами и займами ЕС.

3.2. Международный валютный фонд

Международный валютный, фонд (МВФ), (International Monetary Fond, IMF) — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами и оказания финансовой помощи странам-членам для ликвидации валютных затруднений, вызванных нарушениями равновесия платежных балансов. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции (1—22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Хэмпшир). Практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 г.

В настоящее время членами МВФ являются 182 государства. Членом организации может стать любая страна, проводящая самостоятельную внешнюю политику и готовая принять права и обязательства, предусмотренные Уставом МВФ.

Официальные цели МВФ состоят в том, чтобы:

• содействовать сбалансированному росту международной торговли;

• поддерживать устойчивость обменных курсов валют;

• способствовать созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами Фонда и устранению валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли;

• предоставлять странам-членам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность временных платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов;

• служить форумом для консультаций и сотрудничества в области международных валютных вопросов.

Отвечая за бесперебойную работу мировой валютной и платежной системы, Фонд уделяет особое внимание состоянию ликвидности в мировом масштабе, т.е. уровню и составу резервов, имеющихся у государств-членов и предназначенных для покрытия торговых и платежных потребностей. Одной из важных функций Фонда является также предоставление дополнительных ликвидных средств своим членам за счет распределения специальных прав заимствования (СДР). СДР (или СПЗ) — международная счетная валютная единица, используемая как условный масштаб для соизмерения международных требований и обязательств, установления валютного паритета и курса, как международное платежное и резервное средство.

МВФ устроен в виде акционерного общества, и поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его деятельность определяется долей в капитале.

Решения в Совете управляющих МВФ в основном принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам (например, внесение изменений в Устав, установление и пересмотр величины долей стран-членов в капитале, ряд вопросов функционирования механизма СДР, политики в области валютных курсов и т.п.) "специальным (квалифицированным) большинством", предусматривающим в настоящее время две категории: 70% и 85% от всей суммы голосов стран-членов.

Капитал МВФ складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота страны-члена является наиболее важным элементом ее финансовых и организационных отношений с Фондом. Во-первых, квотой определяется количество голосов в Фонде. Во-вторых, на размерах квоты основаны масштабы доступа члена МВФ к финансовым ресурсам организации согласно установленным лимитам. В-третьих, квота определяет долю члена МВФ при распределении СДР.

Финансовые операции МВФ осуществляются только с официальными органами стран-членов — казначействами, центральными банками, валютными стабилизационными фондами. Средства Фонда могут поступать в распоряжение его членов в рамках целого ряда подходов и механизмов, различающихся главным образом по видам проблем финансирования дефицита платежного баланса, а также уровнем выдвигаемых МВФ условий. Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку свободно используемой валюты или СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны.

МВФ взимает со стран-заёмщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату, или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.

По истечении установленного периода страна-член обязана произвести обратную операцию — выкупить свою национальную валюту у Фонда, вернув ему заимствованные средства. Помимо этого, страна-заемщица должна досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения состояния ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Кредиты считаются погашенными также в том случае, если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством-членом.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен условием что общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке) (в исключительных обстоятельствах его действие может приостанавливаться).

Международный валютный фонд оказывает также техническую помощь странам-членам. Она осуществляется через направление миссий в центральные банки, министерства финансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь, посылку экспертов в эти органы на 2—3 года, проведение экспертизы готовящихся законодательных документов.

Страны-участницы обязаны регулярно информировать МВФ - своих золотовалютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса и т. д. Членство в Фонде является обязательным условием для вступления страны в МБРР и другие, родственные ему валютно-кредитные организации.

^ 3.3. Всемирный банк

Всемирный банк (ВБ) — это межправительственная финансово-кредитная организация, мощнейший мировой инвестиционный институт, объединяющий 182 государства-акционера. Учрежден одновременно с МВФ. ВБ первоначально был призван с помощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западневропейские страны, экономика которых была подорвана второй мировой войной.

Согласно уставу Всемирного банка его членами могут стать только члены МВФ.

Сферами деятельности Банка являются:

предоставление займов, грантов и технической помощи в первую очередь в инфраструктурных отраслях экономики;

оказание консультационно-аналитических и трейнинг-услуг;

стимулирование притока инвестиций в страну из других международных финансовых источников.

Основные задачи.

1. Координация движения капитала в мировом масштабе.

2. Устранение политических и экономических различий между развитыми и развивающимися странами.

3. Стабилизация мировой экономики.

4. Работа в качестве ведущего интеллектуального центра.

Направления текущей деятельности.

1. Разработка стратегии по сокращению уровня бедности.

2. Работа в области трудовых ресурсов.

3. Организационное развитие.

4. Защита окружающей среды.

5. Рассмотрение проблем задолженности.

6. Развитие частного сектора.

Всемирный банк предоставляет займы развивающимся странам с целью снижения нищеты и финансирования капиталовложений, способствующих экономическому росту. Предоставленные средства вкладываются в дороги, электростанции, школы и оросительные сети, а также используются для осуществления такой деятельности, как пропаганда сельскохозяйственных знаний и внедрение достижений в области сельского хозяйства, подготовка преподавателей и реализация программ улучшения качества питания детей и беременных женщин.

Все полномочия Банка возложены на Совет управляющих. Каждое государство-член ВБ представлено в Совете одним управляющим. Обычно им является правительственное должностное лицо на уровне министра. Уставный капитал Всемирного банка, образуемый путем подписки стран-членов на его акции, составляет около 200 млрд. долл.

В настоящее время Всемирный банк по своему акционерному капиталу превратился в крупнейший банк мира. Несмотря на резкое увеличение капитала Банка в последние годы, оплаченная часть снизилась до 7% суммы акций Банка, распределяемых среди стран-членов. Остальная часть подписки может быть востребована Банком лишь в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств.

В последние годы Банк выступает в роли крупнейшего заемщика на мировом финансовом рынке, заняв среди межгосударственных инвестиционных банков наибольший удельный вес в сумме выпускаемых ими облигационных займов. Акционерный капитал распределен по соответствующей формуле на основе квот стран-членов МВФ, а голоса стран-членов распределены пропорционально количеству принадлежащих им акций. В настоящее время наибольшая доля голосов принадлежит США, за которыми следует Япония, Германия, Франция и Великобритания.

В момент учреждения Всемирного банка он представлял собой одну организацию — Международный банк реконструкции и развития (МБРР). В последующие годы у Банка появились и другие подразделения. В 1956 г. была создана Международная финансовая корпорация (МФК) для оказания содействия росту частного сектора развивающихся стран путем предоставления консультаций этим странам и осуществления в них капиталовложений без правительственных гарантий. В 1960 г. была учреждена Международная ассоциация развития (MAP), которой было поручено оказание помощи беднейшим странам мира на льготных условиях. В 1988 г. было организовано Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) для содействия иностранным инвестициям в развивающихся странах путем страхования инвесторов от политических рисков.

Эти подразделения были созданы в разных целях, и каждое имеет собственный устав и собственных членов. Президент МБРР одновременно является президентом каждого подразделения, и один и тот же Совет исполнительных директоров управляет деятельностью МБРР, МФК и MAP. У МАГИ есть собственный Совет директоров, большинство членов которого входит в состав Совета исполнительных директоров МБРР. МБРР, MAP, МФК и МАГИ совместно образуют группу Всемирного банка.

В группу ВБ входят также еще две организации:

• Международный центр по урегулированию инвестиционных разногласий (МЦУИР), созданный в 1966 г., с функциями советника и арбитра в конфликтах, которые могут возникать между государствами, являющимися его членами, и иностранными инвесторами, вложившими капиталы в экономику этих государств;

• Специальный фонд помощи для Южной Африки, образованный в 1985 г., в распоряжение которого были переданы специальные средства на оказание чрезвычайной помощи бедным африканским странам, начавшим реализацию крупных программ структурных реформ.

Международная ассоциация развития (МАР) создана для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у ВБ. Ассоциация предоставляет им, как правило, беспроцентные кредиты на срок от 30 до 40 лет в зависимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой платежей на 10 лет. Средства МАР формируются за счет взносов (по подписке и добровольных) более богатых участников, а также прибыли и платежей по предоставленным кредитам. Российская Федерация вносит существенный вклад в пополнение средств Ассоциации.

Несмотря на юридическую самостоятельность, МАР во многих случаях осуществляет совместную с ВБ деятельность и имеет общий с ним персонал, помещения и другое техническое обеспечение.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) создан для стимулирования расширения инвестиций путем обеспечения условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами. Центр осуществляет также Консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвестором гарантий от политических рисков, а именно: экспроприации, военных действий и гражданских беспорядков, нарушений условий контрактов и т. п. Агентство предоставляет также консультативные услуга правительствам по вопросам возможностей и условий привлечения инвестиций.

Среди заявок на страхование инвестиций предпочтение отдается обоснованным с финансовой, экономической и экологической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. Страховые полисы МАГИ гарантируют частные инвестиции в течение 15-20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн. долл.

^ 3.4. Европейский банк реконструкции и развития

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) учрежден в 1991 г. для содействия странам Центральной и Восточной Европы, в том числе СНГ, в становлении рыночной экономики. Учредителями Банка в настоящее время являются 60 государств, включая все европейские страны, РФ, ряд стран других регионов мира (США, Японию) и такие организации, как ЕС и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР расположена в Лондоне, а 28 представительств - во всех странах-участницах (кроме Армении).

Совет управляющих во главе с председателем и двумя заместителями руководит Банком и состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и представителей от ЕС и ЕИБ.

ЕБРР взаимодействует со многими международными институтами и в первую очередь с Группой ВБ. Он привлекает к участию в осуществлении различных проектов также частные национальные коммерческие банки, инвестиционные фонды и другие кредитно-финансовые учреждения.

Привлекая средства на международных рынках на весьма выгодных условиях, ЕБРР предоставляет свои услуги по коммерческим ценам. Главным образом, это дополнение усилий других кредиторов для оказания поддержки предприятиям, нуждающимся в финансовых ресурсах. Гарантии на экспортные кредиты и розничные банковские услуги он не предоставляет. Банк действует как в государственном, так и в частном секторах экономики, принимая на себя риски, непосильные многим национальным и зарубежным инвесторам.

Основными функциями ЕБРР являются: прямое финансирование, т. е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов; инвестирование средств в акционерные капиталы, а также гарантирование размещения акций государственных и частных предприятий; предоставление гарантий для содействия заемщикам в получении доступа к источникам капитала; финансирование с помощью посредников мелких и средних предприятий

К числу операционных приоритетов Банка относятся: развитие частного сектора, охват всех стран-операций, работа с финансовыми посредниками, вложения в акционерные капиталы. Кроме того, он стремится обеспечивать экологически чистое и устойчивое развитие экономики стран-участниц, в том число путем повышения эффективности энергоиспользования.

В своей деятельности Банк придерживается следующих основных принципов: ограничение объема финансирования пределами 35% общих издержек по каждому проекту; требование к другим, в частности промышленным инвесторам, приобретения контрольных пакетов акций или достаточных прав на управление предприятиями; предоставление на проекты частного сектора не более двух третей суммы заимствуемых средств и не менее одной трети акционерного капитала; требование к другим участникам софинансирования выделения дополнительных средств; не предоставление средств инвесторам для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций; необязательность денежной формы доли местного участника проекта.

^ 4. Региональные международные кредитно-финансовые институты

Азиатский банк развития (АзБР) был создан в 1963 г. под эгидой Экономической комиссии для Азии и Дальнего Востока, позднее переименованной в Экономическую и социальную комиссию для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Соглашение об учреждении Банка было подписано в 1965 г. и вступило в силу в 1966 г. Банк приступил к операциям в 1966 г.

Цели АзБР: содействие экономическому росту и сотрудничеству в регионе Азии и Дальнего Востока; снижение уровня нищеты; улучшение положения женщин; развитие трудовых ресурсов, включая планирование в области народонаселения; обеспечение рационального природопользования.

Функции: предоставление займов и вложение собственных средств в целях достижения экономического и социального прогресса развивающихся государств-членов; предоставление технической помощи и услуг экспертов в подготовке и осуществлении программ и проектов развития; стимулирование государственных и частных инвестиций в целях развития; оказание помощи в координации планов и целей развития.

Структура: 1. Совет управляющих. 2. Совет директоров. 3. Президент.

Источники финансирования. Финансовые ресурсы состоят из обычных капитальных ресурсов, включающих подписной капитал, резервный капитал и средства, полученные путем заимствований на рынках капитала, а также специальных фондов (финансируемых в основном за счет взносов государств-членов), созданных в целях льготного кредитования и оказания технической помощи.

Деятельность. Операции Банка распространяются на весь спектр экономического развития. Основное внимание уделяется сельскому хозяйству, энергетике, развитию рынка капитала, транспорту и коммуникациям и социальной инфраструктуре.

АзБР осуществляет также совместное финансирование с официальными, коммерческими и экспортно-импортными организациями и производит вложения собственных средств.

Межамериканский банк развития (МАБР) был создан в 1959 г. с целью оказания помощи в ускорении экономического и социального развития в Латинской Америке и Карибском бассейне.

Функции: содействие вложениям государственного и частного капитала в Латинскую Америку в целях развития; использование собственного капитала, средств, полученных на денежных рынках, и других доступных ресурсов для финансирования первоочередных экономических и социальных проектов в регионе; поощрение частных капиталовложений в проекты, способствующие экономическому развитию, и дополнение частных капиталовложений, когда частный капитал оказывается недоступным на нормальных условиях; сотрудничество со странами-участницами в целях ориентации их политики развития на более эффективное использование их ресурсов при поощрении большей взаимодополняемости их экономик и расширения внешней торговли; обеспечение технической помощи в подготовке, финансировании и осуществлении планов и проектов развития.

Структура: 1. Совет управляющих. Комитет Совета управляющих. 2. Совет директоров-исполнителей. 3. Администрация, президент, департаменты, страновые отделения и представители.

Источники финансирования. Финансовые ресурсы Банка складываются из обычных капитальных ресурсов (подписной капитал, резервный капитал и средства, получаемые в результате заимствований) и трастовых фондов, создаваемых государствами-членами для финансирования конкретных проектов развития. Банк управляет специальными фондами, предназначенными для льготного кредитования экономически менее развитых стран. Подписная доля капитала Банка состоит из оплаченного капитала и того, который может быть востребован. Основная часть акционерного капитала по подписке находится в виде капитала, могущего быть востребованным, или гарантий по заимствованиям Банка на мировых финансовых рынках.

Операции Банка охватывают весь спектр экономического развития. Особое внимание уделяется производительным секторам (сельское хозяйство и рыболовство, промышленность, включая добывающую, туризм и малые предприятия, инфраструктура, энергетика и транспорт), социальным секторам (охрана окружающей среды и государственная система здравоохранения, образование, наука и техника, развитие городского хозяйства), планированию и реформам, финансированию и инвестициям.

Банк имеет свои отделения в странах Латинской Америки и во Франции.

Помимо МАБР, действуют и иные кредитно-финансовые институты: Межамериканская инвестиционная корпорация (МАЙК), Карибский банк развития (КБР или Карибанк), Центральноамериканский банк экономической интеграции (ЦАБЭИ), однако количество участвующих в них стран, а следовательно и их влияние на международные процессы в этом регионе незначительно.

На Ближнем Востоке и среди арабских государств Северной Африки наиболее влиятельным институтом является Исламский банк развития, который был создан в 1974 г. с целью содействия экономическому развитию и социальному прогрессу стран-членов и мусульманских общин в соответствии с принципами шариата.

Функции: инвестирование средств в акционерный капитал; кредитование производственных предприятий и проектов; предоставление финансовой помощи государствам-членам в других формах в целях экономического и социального развития и некоторые другие.

Структура: 1. Совет управляющих. 2. Совет директоров-исполнителей. 3. Секретариат, администрация, президент Банка, вице-президенты, региональные отделения.

Финансовые ресурсы Банка состоят из уставного капитала и дополнительных финансовых средств.

Направления деятельности: предоставление займов для финансирования проектов в области инфраструктуры, участие в капитале сельскохозяйственных и промышленных предприятий и проектов, финансирование проектов, имеющих быструю отдачу и др.

Кроме него, здесь действуют: Арабский банк экономического развития Африки (АБЭРА), Арабский фонд экономического и социального развития (АФЭСР), Арабский валютный фонд (АВФ), Кувейтский фонд арабского экономического развития (КФАЭР).

Среди африканских финансовых организаций наибольший интерес представляет Группа Африканского банка развития (АфБР). Она включает в себя Африканский банк развития (АБР), Африканский фонд развития (АФР), Доверительный фонд Нигерии (ДФН).

Эти три института являются самостоятельными юридическими лицами. Два, входящие в Группу Фонда, были созданы согласно положениям Соглашения об учреждении Африканского банка развития (1964 г.).

Цели: содействие экономическому развитию и социальному прогрессу региональных государств-членов; финансирование инвестиционных программ и проектов; мобилизация ресурсов путем организации совместного финансирования, осуществляемого Банком совместно с дву- и многосторонними институтами развития; содействие ведению международного диалога и росту взаимопонимания по вопросам развития, касающимся Африки; поощрение государственных и частных инвестиций; предоставление необходимой технической помощи в подготовке проектов развития.

Основные направления деятельности: подготовка и проведение макро-реформ; рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды; участие женщин в процессах развития; содействие развитию частного сектора; сокращение уровня задолженности и нищеты; экономическая интеграция и многонациональные проекты; содействие торговле.

Другие африканские кредитно-финансовые институты: Восточноафриканский банк развития (ВАБР), Банк развития государств Центральной Африки (БДЕАС), Западноафриканский банк развития (БОАД).

Важную роль в процессах экономической интеграции в Западной Европе играют валютно-кредитные и финансовые институты, созданные в рамках Европейского экономического сообщества (ныне Европейского союза).

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) был учрежден в соответствии с Римским договором в 1958 г. ЕИБ предоставляет долгосрочные кредиты и гарантии компаниям, государственным органам и финансовым институтам для финансирования преимущественно инфраструктурных объектов в менее развитых регионах ЕС.

Деятельность этого банка, первоначально охватывающая только участников ЕС, в последующем распространилась и на другие европейские государства, а также развивающиеся, в частности, на страны, подписавшие Ломейские конвенции.

Европейский фонд развития (ЕФР) (с 1958 г.) предоставляет в основном субсидии и льготные долгосрочные кредиты под низкие проценты развивающимся странам, ассоциированным с ЕС.

Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА) был учрежден в 1962 г. в целях улучшения условий для развития сельского хозяйства в странах ЕС. Программы, осуществляемые Фондом, направлены на модернизацию сельского хозяйства. Из этого Фонда фермерам выплачиваются различные компенсации и субсидии, в частности, экспортные.

С 1960 г. приступил к операциям Европейский социальный фонд, образованный для улучшения возможностей занятости населения.

С 1975 г. осуществляется деятельность Европейского фонда регионального развития, созданного для кредитования программ, целью которых является постепенное уменьшение региональных диспропорций.

Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) был создан в 1973 г. в связи с введением Европейской валютной системы с целью регионального межгосударственного валютного регулирования. Фонд предоставлял кредиты странам-членам ЕВС для погашения дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с регулированием валютного курса. Согласно Маастрихтским соглашениям (1991—1993 гг.) был переименован в Европейский валютный институт (ЕВИ) с 1994 г.


Похожие:

Лекция. Роль финансов в развитии международного сотрудничества iconЛекция. Роль финансов в развитии международного сотрудничества
Мировые финансы – совокупность финансовых ресурсов мира, которые находятся в обращении и образуют мировой финансовый рынок
Лекция. Роль финансов в развитии международного сотрудничества iconЛекция: «Основы организации финансов экономических субъектов»
Понятие финансов организаций, их функции. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий
Лекция. Роль финансов в развитии международного сотрудничества iconВопросы к экзамену сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства Основы использования финансов в общественном воспроизводстве
Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
Лекция. Роль финансов в развитии международного сотрудничества iconПрограмма международного спортивного форума «россия спортивная держава» иv международных спортивных игр «дети азии»
Научно-практическая конференция «Международные спортивные игры «Дети Азии» как формат развития международного спортивного сотрудничества...
Лекция. Роль финансов в развитии международного сотрудничества iconРегламент о проведении
Укрепление дружбы между народами и развитие международного сотрудничества в области спорта
Лекция. Роль финансов в развитии международного сотрудничества iconРаботы
«Роль религии и религиозных организаций в общественном развитии (или в правовой системе Украины)»
Лекция. Роль финансов в развитии международного сотрудничества iconО проведении кубка мира по гиревому спорту в 2013 году
Укрепление дружбы между народами и развитие международного сотрудничества в области спорта
Лекция. Роль финансов в развитии международного сотрудничества icon1 Предмет и основные разделы информатики (И). Роль информатики в развитии современного общества
Предмет и основные разделы информатики (И). Роль информатики в развитии современного общества
Лекция. Роль финансов в развитии международного сотрудничества iconПроект северо-западный федеральный округ
«Роль науки и общественных организаций в устойчивом развитии сельских территорий»
Лекция. Роль финансов в развитии международного сотрудничества iconА. Г. Кобилев, А. А. Водолазский, В. П. Худякова, О. А. Кракашова, С. А. Тихоновскова экономика
Товарное производство и его роль 26 в экономическом развитии общества 26
Лекция. Роль финансов в развитии международного сотрудничества iconЛекции Роль питания в развитии детского организма
Основные требования к питанию детей различных возрастных групп в детских учреждениях
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы