Лекция 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Сущность, структура и основные принципы функционирования системы управления персоналом. Методы управления персоналом. Основные элементы системы управления персоналом. Структура, численность и функции современной службы управления персоналом, ее место в системе управления организацией. Отличия функций отечественных и западных кадровых служб. Оценка эффективности работы службы персонала. Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом. Минимальный ролевой набор менеджера по управлению персоналом, его ключевые компетентности. Функции руководителя подразделения в ключевых областях работы с персоналом. ^ До недавнего времени понятие ≪управление≫ трактовалось как≪администрирование≫, или ≪линейное руководство≫. Действительно, большую часть объема работ по управлению кадрами брали на себя линейные руководители подразделений. Само по себе это явление не должно подвергаться критике. Тенденции развития управления персоналом в международной хозяйственной практике говорят как раз о приоритетности передачи большого объема функций по управлению людьми непосредственным руководителям того или иного коллектива. Негативная сторона этого явления для отечественной хозяйственной практики состоит в том, что руководители не получают необходимой консультативной, методической помощи и часто выполняют функции, к которым профессионально не готовы. Это, в свою очередь, ведет к превалированию автократических (авторитарных) подходов к формированию стиля и методов руководства. Неразвитость кадровых служб, неподготовленность руководителей к управлению персоналом неизбежно сказываются на общей управленческой философии и культуре организации, на общем моральном климате в коллективе, не говоря уже о взаимоотношениях руководителей со своими сотрудниками. Это ведет к неудовлетворенности работников своим трудом, к сковыванию инициативы и творческого начала в их работе. Необходимо отметить, что в последние годы все большее число отечественных организаций используют в своей практике международный опыт управления персоналом, который во многом обогащается российской спецификой. Этому способствует также тот факт, что в настоящее время многие отечественные научные, учебные и производственные организации активно занимаются обобщением и совершенствованием методологии и практики управления персоналом. Данные функции управления реализуются в рамках системного подхода через определённые области работы с персоналом или подсистемы ^ Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие. Двумя главными аспектами анализа системы управления персоналом являются функциональный и содержательный. В рамках функционального аспекта система управления персоналом включает подсистему линейного руководства и ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций. Подсистема общего и линейного руководства осуществляет управление организацией в целом, отдельными функциональными и производственными подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют: руководитель организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры. Реализуемые ими функции подразделяют: (Рис.3.1.).
Функции этих подсистем выполняются различными подразделениями по работе с кадрами организации. ![]() ![]()
Рисунок 3.1. Система управления человеческими ресурсами В аспекте содержательного анализа система управления персоналом включает следующие основные элементы: 1 — группу специалистов аппарата управления; 2 — комплекс технических средств СУ; 3 — информационную базу для управления персоналом; 4 - комплекс методов и методик организации труда и управления персоналом; 5 — правовую базу; 6 — совокупность программ управления информационными процессами решения задач управления персоналом. Характеристика данных элементов приведена в таблице 3.1. Таблица 3.1. Общая характеристика основных элементов СУ
Существование и функционирование системы управления персоналом как составляющей общей системы управления организацией обусловлено рядом основополагающих принципов:
Реализация данных принципов позволяет обеспечить построение эффективной системы управления персоналом как важной функциональной подсистемы организации. ^ Служба управления персоналом является инструментом реализации кадровой политики организации. Не существует точной даты появления первой структуры, занимающейся персоналом. Известно, что в 1900 г. американский бизнесмен Б.Гудриг организовал в своей фирме первое бюро найма, в 1902 г. американская фирма «Нэшнл кэш рэджистер» создала у себя отдел найма, а фирма «Плимптон пресс» в 1910 г. сформировал отдел кадров. В настоящее время службы управления персоналом в крупных компаниях включают в себя более 100 человек и около десятка различных подразделений. Рассмотрим функциональную структуру службы управления персоналом крупной компании (рис. 3.2.). Надо понимать, что система функций, выполняемых службой управления персоналом, напрямую влияет на состав и численность работников этой службы. ![]() Рис.3.2. Современная структура службы управления персоналом Функции различных отделов в рамках службы управления персоналом распределяются следующим образом:
Конкретная структура и состав службы управления персоналом зависит от ряда факторов: количественный и качественный состав работников организации; сфера деятельности организации; система управления организацией; качественный состав линейных руководителей; наличие объектов социальной инфраструктуры. ^ может быть представлено несколькими вариантами, сложившимися в зарубежной и отечественной практике. Вариант 1: структурная подчиненность кадровой службы руководителю по администрированию. ![]() Рис. 3.3. Первый вариант подчиненности кадровой службы в системе управления организацией В данном варианте выполнение задач службой персонала рассматривается в рамках его роли как штабного подразделения функциональной подсистемы. Вариант 2: структурное подчинение службы управления персоналом, как штабного отдела, общему руководству организации. ![]() Рис.3.4. Второй вариант подчиненности кадровой службы в системе управления организацией Преимуществом второго варианта является близость кадровой службы ко всем сферам руководства организации. Такая структура наиболее целесообразна для небольших организаций на начальных этапах их развития, когда руководство еще четко не определило статус кадровой службы. Вариант 3: структурная подчиненность кадровой службы в качестве штабного органа непосредственно высшему руководству. ![]() Рис.3.5. Вариант включения кадровой службы в систему управления организацией Данный вариант можно рассматривать как наиболее типичный для достаточно развитых фирм с выделением сферы управления персоналом в качестве равнозначной подсистемы управления в ряду других подсистем. ^ Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом – это совокупность документов организационного, организационно - методического, организационно - распорядительного, технического, нормативно - технического, технико-экономического и экономического характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации труда и управления персоналом и утвержденные в соответствующем порядке компетентными органами или руководством организации. Группировка нормативно-методических материалов, их содержание, примеры и наименования некоторых документов приведены в табл. 3.2. Таблица 3.2. Нормативно-методические документы системы управления персоналом
На основе типовых документов с учетом особенностей организации работники службы управления персоналом разрабатывают документы для внутреннего использования. К числу важнейших из них относятся: Правила внутреннего трудового распорядка Коллективный договор Положение о подразделении. Типовая структура Положения включает следующие разделы:
Должностная инструкция К документам методического характера относятся те, которые регламентируют выполнение функций по управлению персоналом. Сюда входят:
^ Для того, чтобы служба управления персоналом могла эффективно выполнять свои функции, ее должен возглавлять незаурядный лидер. Он должен быть знаком с сутью бизнеса организации и должен быть готов к тесному сотрудничеству с линейными руководителями в целях достижения общего результата. Исходя из видения будущего кадровых служб и опираясь на опыт успешных корпораций, можно определить ключевые роли для профессии менеджера по персоналу.
Фактически эти шесть профессиональных ролей являются минимальным ролевым набором для эффективно работающей управленческой команды в системе кадрового менеджмента отдельно взятой организации. Исследователи на основе экспертных оценок выделили одиннадцать ключевых областей компетентности менеджера по управлению персоналом, которые были объединены в три группы: личная порядочность, целеустремленность и продуктивность, навыки командной работы. 1. Личная порядочность:
2. Целеустремленность и продуктивность:
3. Навыки командной работы:
Экспертная оценка значимости этих ключевых областей компетентности для успешной работы менеджера по персоналу дала возможность проранжировать их в следующем порядке (по мере убывания степени важности):
Таким образом, система управления персоналом организации является важнейшей подсистемой управления организацией. Подразделением, которое непосредственно занимается управлением человеческими ресурсами, является служба управления персоналом, которая в российских организациях обычно называется отделом кадров. Руководитель и специалисты службы управления персоналом должны обладать целым рядом компетенций, главными из которых эксперты считают этичность, коммуникабельность, навыки командной работы. Эти и другие компетенции позволяют эффективно реализовывать такие направления деятельности кадровых служб, как планирование персонала, привлечение необходимых работников, профессиональное обучение и переобучение персонала, управление служебно-квалификационным продвижением, оптимизация численности персонала и др. |
![]() | Лекция система управления персоналом сущность, структура и основные принципы функционирования системы управления персоналом. Методы управления персоналом Сущность, структура и основные принципы функционирования системы управления персоналом. Методы управления персоналом. Основные элементы... | ![]() | 3. Система управления персоналом организации 1 Методы построения суп Процесс построения суп базируется на определенных принципах. Принципы построения суп – правила, основные положения и нормы, которыми... |
![]() | 7. Управление персоналом Концепция и принципы управления персоналом. Предметом курса «Управление персоналом» Предметом курса «Управление персоналом» является система знаний, связанных с целенаправленным воздействием на людей, занятых трудом... | ![]() | Вопросы к экзамену по дисциплине «Управление персоналом»: Трудовой и кадровый потенциал общества, организации. Соотношение понятий. Раскрыть понятие, привести цифровой материал Философия управления персоналом. Локальный акт «Философия управления персоналом» |
![]() | Программа Магистра "Стратегии управления человеческими ресурсами" Программа предназначена для специалистов и профессиональных консультантов в области управления персоналом, а также для тех руководителей... | ![]() | 2. Методология управления персоналом Философия управления персоналом организации является неотъемлемой частью философии организации, ее основой |
![]() | Тема №3 «Процесс, особенности, принципы и система управления персоналом» По мнению А. Файоля: управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать | ![]() | Инструкция офис-менеджера (. doc, 91КБ) I. Общие положения Принципы подбора и расстановки персонала офиса, принципы управления персоналом офиса |
![]() | Вопрос 2 основные принципы организации системы гос и мун управления Система управления разделена вертикально и горизонтально. Вертикальное разделение – это разделение на уровни власти, а горизонтальное... | ![]() | Система управления фабрикой Организационная структура аппарата управления предприятием это совокупность управленческих звеньев, обеспечивающих выполнение задач... |
![]() | Тема персонал как объект управления философия управления персоналом организации В современной литературе используются такие понятия как трудовые ресурсы, персонал, человеческие ресурсы, трудовой потенциал работника,... |