Литература для наших дней: классические или современные авторы? Высшее образование сегодня: роскошь или необходимость? icon

Литература для наших дней: классические или современные авторы? Высшее образование сегодня: роскошь или необходимость?


Скачать 31.37 Kb.
НазваниеЛитература для наших дней: классические или современные авторы? Высшее образование сегодня: роскошь или необходимость?
Размер31.37 Kb.
ТипЛитература

МБОУ Тебисская СОШ имени 75-летия Новосибирской области

Чановского района Новосибирской области.


Конкурс эссе «Мысли вслух!»

Темы:

  1. Литература для наших дней: классические или современные авторы?

  2. Высшее образование сегодня: роскошь или необходимость?

3.Тест или текст? (Чему учит современная школа?)

4.Мобильный телефон: источник свободы или зависимость

5.Жизнь за границей – мечта или антипатриотизм.


Работу выполнила ученица 11 класса

Сунгатулина Садия Тимерчановна




^ 1.Литература для наших дней: классические или современные авторы?

Думается, при ответе на этот вопрос следует провести некоторые разграничения. Во времена ССР у нас были не только отечественные, из прошлых веков, но и современные советские классики, как их именовали. С первыми всё понятно – Пушкин, Толстой, Лермонтов, Гоголь, Чехов и многие другие авторы, оставившие глубокий след не только в российской, но и в мировой литературе. Их творчество пережило столетия, востребовано сейчас, и не будут они забыты ещё много-много лет.

Иное дело – классики советские. Кто помнит сейчас имена авторов таких романов и повестей, как «Цемент», «Гидроцентраль», «Битва в пути», «Земля кузнецкая» и т.д. А ведь в своё время их тоже величали классиками советского реализма, производили в лауреаты Ленинских и Государственных премий, избирали депутатами высшего эшелона. И дело не в том, хорошо они писали или плохо. Их творчество было связано прочной пуповиной с идеологией партии, пронизано несуществующим интернационализмом, дружбой всех народов. Вещи на заказ, а мода на вещи постоянно меняется. Кому интересно читать про склоки между главным агрономом хозяйства и директором машинно-тракторной станции.

Оскоромились, воспевая великую КПСС, такие известные, почитаемые и читаемые авторы, как Михаил Исаковский, Алексей Сурков, Евгений Евтушенко и десятки других, кто пророчил ей жизнь в веках, мировую масштабность.

И классика прошлых веков не у всех авторов выдержала проверку временем. Не вызывают трепета в душе «Нравы Растеряевой улицы» Успенского, поскольку таких улиц в нынешней России тысячи и тысячи.

Живёт любовная лирика Тютчева, Фета и всех тех, кто воспевал красоту души, кто умел понятно и просто говорить о вечности.

Современные авторы? Это кто? Неужели Донцова и Устинова, которые громогласно заявили в присутствии президента РФ, что именно они – совесть народа, выразители его дум и чаяний. Не секрет, что и на них, и на других «знаменитостей» трудятся целые бригады литрабов. Зачем закрывать глаза на правду?

В своё время труд Д. Гранина « Иду на грозу» обсуждался и в печати, и, как тогда говорилось, в рабочих коллективах, резонанс был всенародного масштаба. А его же «Мой лейтенант», за который он в качестве лауреата получил немалую сумму денег? Поднимите руку, кто прочёл его от корки до корки? Какие классики, если популярнейшую некогда Римму Казакову с грехом пополам издали тиражом в пять тысяч книг. Бульварное чтиво – это пожалуйста, сотни тысяч книг втиснуты во все магазины и библиотеки, хотя в нашем райцентре и книжный магазин ликвидирован за ненадобностью.

Писатель Васильев признался, что сочиняет свои книги на компьютере. Как ни вспомнить довольно ядовитое присловье ещё середины прошлого века: «Пушкин гусиным пером писал вечные мысли, сейчас «вечным» пером пишут гусиные мысли». Увы, кануло в прошлое и «вечное» перо, всё заменил компьютер. Обидно! Наши родители рассказывают, как в Новосибирске отстаивали ночные очереди на подписку, как раскупали книги, изданные стотысячными тиражами за два-три дня.

Я за настоящую русскую классику, где не критикуют царя и помещиков, а воздают должное женской красоте, храбрости мужчин, величию нашей России.

^ 2.Высшее образование сегодня: роскошь или необходимость?

Образование в широком смысле этого слова понимается как комплекс знаний, присущих одному человеку. Если они носят чисто профессиональный, чаще всего научный или производственный характер, то такого индивида называют специалистом узкого профиля. В том случае, если проявлены глубокие знания в нескольких областях науки, техники, а то и в искусстве, мы имеем дело с энциклопедистом, человеком уникальных умственных способностей.

Считается, и это давняя традиция, что наибольший и систематизированный объём знаний даст высшее учебное заведение. В принципе это так, но в каждом правиле есть исключение. В советские времена был широко известен учёный-самоучка, сделавший поистине гигантский вклад в науку. Ему, имеющему на руках всего лишь свидетельство об окончании семи классов, учёный совет присвоил звание доктора наук, его избрали членом-корреспондентом АН ССР. Сообщалось о шахтёре с начальным образованием, который свободно владел восемнадцатью европейским языками.

Высшее образование необходимо хотя бы потому, что к нему прилагается соответствующий диплом. При найме на работу он играл едва ли не главную роль, он же был гарантией, что тебя «не съедят» по причине неграмотности. Именно поэтому в советский период были созданы высшие партийные, профсоюзные и партийные школы. Там выдавали, после прохождения учебной программы на самых льготных условиях, «корочки», которыми и подпирались высокие занимаемые посты, исключительно коммунистами. По возрасту или умственным способностям, они не могли окончить вуз, а «рулить» хотелось… К тому же, такие дипломы одно время котировались выше институтских.

Нынче высшее образование можно считать роскошью, если взять за основу связанные с этим расходы. Бесплатное образование в вузах усыхает шагреневой кожей, а откуда в семье механизатора, учителя, медика возьмутся неподъёмные суммы? Зато при толстом семейном кошельке для студента жизнь куда как легче и не трудно догадаться, почему. И ещё одно отличие: сейчас дипломом никого не удивишь, особенно в частной фирме. Был спрос на юристов, их «штамповали» чуть ли не в вечерних школах. Вспомним об экономистах: их сейчас, безработных, хоть пруд пруди. Вывод прост: необходимо не формальное институтское образование, а те знания, которые можно получить на должном уровне. В любой коммерческой структуре наплюют на твой диплом, если знаний кот наплакал.

Высшее образование необходимо, если ты станешь асом в компьютерных «заморочках», юристом, способным доказать, что дважды два – пять, если освоишь хотя бы один иностранный язык и станешь докой в управленческих вопросах. Иначе «вышка» в знаниях станет роскошью, напрасной тратой времени денег. Даже в сельской глубинке сейчас можно найти дипломированных трактористов, почтальонов, а то и дворников. Основная часть безработных – обладатели дипломов, полученных в институтах или техникумах. Нет для них подходящих кресел, и вряд ли они появятся в обозримом будущем.

Вывод прост: высшее образование может быть и роскошной необходимостью и необходимой роскошью. Главное вовремя понять, что тебя больше устраивает, и не молиться в открытые ворота.

^ 3.Тест или текст? (Чему учит современная школа?)

Не знаю почему, но на ум приходят прочитанные в «Евгении Онегине» Пушкина довольно язвительные строки: «Нас всех учили понемногу, чему-нибудь и как- нибудь». Оговорюсь сразу, что не хочу в чём-то упрекать, тем более обвинять наших милых учителей, взваливать только на них всё, что происходит сейчас в наших школах. А назвать это, извините за прямоту, можно одним словом: задолбали!

Сколько посещаю школу, столько в ней постоянных перелопачиваний учебной программы, о которых до сельской местности доходит уже не сама суть новаций, а их эхо. Не успеют наши педагоги настроиться на один лад, как уже приходится подставлять другой бок под новые указания и рекомендации. Ладно, если диплом учителя ещё пахнет свежей типографской краской, если он или она всего лишь вчера перестали ходить на дискотеку. Им пока не мешает накопленный многолетний опыт, тут проявляется свойство хамелеона: если вокруг всё синее, почему я должен быть коричневым?

Но есть немало прекрасных специалистов, отдавших любимой профессии десятки лет жизни. Они ещё учились писать перьевыми ручками с наклоном и нажимом. Была одна таблица умножения, стабильные учебники, преемственность поколений и традиции. И вдруг: всё, что было – не отвечает, не соответствует, не современно!

Наши учителя-ветераны осваивают компьютер, запоминают английские обозначения там, где вполне уместны и русские. Учителя не закостенели, не отстали от жизни, они устали. Не от работы, а от постоянной перестройки, которую честнее назвать ломкой без последующего вразумительного восстановления. Но они помнят и том, что раньше система образования в нашей стране была лучшей в мире, без натяжек. Все наши родители, не говоря о бабушках и дедушках, получили хотя бы основное общее образование. Но, окончив даже девять классов, они отлично справлялись с обязанностями бухгалтеров, экономистов, а то и юристов. Теоретические знания обогащались самообразованием, опытом, стабильностью законов и инструкций. Они хорошо знакомы с произведениями русских классиков, знают наизусть множество стихов.

За счёт засилия иностранщины мы всё хуже знаем великий русский язык, не можем писать без ошибок. Результат? На факультете журналистики(!) в Московском университете вынуждены были открыть курсы для студентов, которые ухитрились попасть в элитный вуз со знанием родного языка в объёме церковно-приходской школы. Если дальше так пойдёт, то, как Екатерина Великая, станем делать четыре ошибки в слове «ещё».

И надо ли удивляться, что при такой чехарде со школьной программой, учителя загружены до предела, у них нет ни времени, ни сил, чтобы заняться нами, пусть не лично с каждым, но спокойнее, взвешеннее, полноценнее.

Чему нас учат? Всем предметам, рекомендованным школьной программой. С «шириной» здесь вроде бы всё в порядке, а с «глубиной…?» Зависит от способностей самого ученика, его усидчивости, желания получить хорошие знания или стремления поскорее расстаться со школой.

Учителя не жалуются нам на свой непосильный труд, говорят правильные слова о Родине, патриотизме, любви к ближнему. Чему учат в школе? Ничему плохому, лишнему, криминальному. Но отсутствие негатива ещё не гарантирует преобладание позитива, поскольку добра никогда не бывает много, а зло кощунственно и в малой дозе.


^ 4.Мобильный телефон: источник свободы или зависимость.

Первые мобильные телефоны можно было назвать таковыми лишь потому, что они не были подсоединены проводами к телефонной сети, и их можно было передвигать с места на место. Но по объёму они напоминали большой чемодан, поставленный «на попа». Это была ещё только техническая экзотика, не получившая широкого распространения.

Наступление мобильника по всему миру началось с того времени, когда он «усох» до габаритов строительного кирпича. Его уже можно было носить с собою в сумке или в большом кармане, пользоваться с относительным комфортом. Стоила новинка солидных денег, а у нас ещё требовалось получить разрешение на её покупку и использование. Это был источник свободы при широком общении людей, это было престижно и круто.

Теперь мобильник уже не роскошь, а удобное и быстрое средство телефонной связи. Парадокс, но чем больше функций вколачивают в «трубку», тем плотнее её пользователи получают зависимость от неё, правда, пока ещё не совсем рабскую.

На первой стадии все технические новшества задумываются и предназначаются для блага человека, мобильный телефон – не исключение. Раньше служебный или домашний телефон свидетельствовал о высоком социальном положении человека, как бы подчёркивая, на какой ступени служебной лестницы он находится. Рядовой обыватель не мог об этом и мечтать. Но мобильник уравнял всех в средствах связи, как в своё время револьвер Кольта – американцев в правах и свободах.

Идёт, к примеру, в дождь или мороз десятилетняя девчушка, прижав к уху вожделенную «мобилу». Какие неотложные дела ей приспичило решать сиюминутно, в пожарном порядке? Через пять минут будет дома или среди ровесников, где всё можно обсудить «вживую»! Зачем водитель рискует своей жизнью и чужими, болтая по мобильнику и мало обращая внимания на дорогу? Всё просто – есть телефон, надо звонить. Это зависимость, это мобильный наркотик, это телефонная болезнь. Какая здесь свобода?

Доказано, что мобильники вредны своим излучением, а мы облучаем им мозги, можем оставить возле детской кроватки, у постели больного. Выключили? Нет, он всё равно в действии, уже не в телефонном, а вредоносном.

Общий для всех вывод сформулировать вряд ли возможно, это зависит от самого человека, если хотите, его культуры. Уважающий себя и окружающих, владелец «трубы» не станет пользоваться ею во время концерта, в кинозале, на школьном уроке, при беседе с пациентом или посетителем. У нас такое можно видеть сплошь и рядом. Следовательно, зависимость: если есть телефон, почему он должен молчать?

В отдалённой деревне, в семье ветеранов, в походе или командировке мобильник – источник свободы. Не надо бежать к соседям или ближайшему телефону-автомату. Можно привести десятки примеров, когда мобильник выступает как друг и помощник.

И всё же стрелка всё больше отклоняется от положения «зависимость» к положению «источник свободы». Исчезнет желание и здесь во что бы то ни стало быть не хуже других, появится культура телефонного общения на должном уровне, и мобильник станет средством оперативной связи, одним из атрибутов технической цивилизации.


^ 5.Жизнь за границей – мечта или антипатриотизм.

Патриот – это человек, любящий свою Родину, преданный ей, украшающий её своим трудом. Но это развёрнутое определение не даст ответа на самый главный, пожалуй, вопрос: любя Родину, обязательно ли при этом жить на её территории?

Начнём с того, что в наше время думы о загранице перестали быть мечтой для многих россиян по двум причинам. Мы сейчас имеем достаточно полное представление о жизни за «бугром» и знаем, что там не висят «баксы» на деревьях для всех желающих, не встречают объятиями приезжих, не отводят им для проживания дворцы и виллы. Во главе всего стоит сэр Доллар. Те наши соотечественники, у которых в кошельке ни «зелени», ни евро, о жизни за рубежом не помышляют. Наш район достаточно маленький, но и здесь можно найти людей, которые путешествовали в зарубежный рай и вернулись обратно. Жилось им там вполне сытно, однако они не смогли приспособиться к новым реалиям, перестроить свою психику. За границей не принято занимать денег до зарплаты, одалживать спички или соль, распространяться о личной жизни. При первом же прогуле тебя без лишней волокиты выставят за ворота, и нет ни женсовета, ни комиссии по трудовым спорам, никто не заступится. Поэтому данная категория наших соотечественников уже не смотрит на запад сквозь розовые очки, не рвётся туда без оглядки.

Для наших миллионеров и миллиардеров заграница тоже не мечта. Они живут там больше, чем в России: у них там деньги в банках, недвижимость, все блага земные. Так можно ли назвать патриотом человека, который на законном вроде бы основании хапает миллионы и переводит их в иностранные банки? Следовательно, проживание в России, разглагольствования о её благе уже не патриотизм, а пародия на него.

В годы Великой Отечественной тысячи детей, а то и внуков, так называемых белоэмигрантов, сражались с фашизмом в движении Сопротивления, собирали средства для отторгнувшей их Родины. Они помнили о ней, хранили её традиции, да и сейчас знают русский язык и литературу лучше нас.

Патриотизм многолик, он не имеет привязки к тому месту, где ты появился на свет. Мечтать о капиталистическом рае в стране, где этот самый капитализм реставрируют и культивируют? Да сколько угодно, если ты на этом зациклился! Кто нынче патриот? Тот, кто не плачет о тысячах вырубленных гектарах леса, а посадил хотя бы одно дерево. Патриотично побеждать, прославляя Отчизну, в конкурсах, фестивалях, смотрах, соревнованиях. Для властей патриотично не оставлять своих зарубежных соотечественников в беде и, по примеру США, направлять боевые корабли туда, где ни за что, ни про что погубили хотя бы одного россиянина. Патриотично отстаивать интересы русскоязычного населения в ближнем и дальнем зарубежье, не засорять печать и телевидение английскими терминами.

Сама по себе жизнь за рубежом не делает человека автоматически антипатриотом, если он действует во благо Родины. Если не набивает карман, а старается получить высшее образование по мировым стандартам, освоить новые технологии, опять-таки с расчётом на свою страну. Патриотизм не разделим с ложью, цинизмом, криводушием. У любимой Родины не воруют миллионы, дворцы и замки строят здесь, а не украшают ими чужие пределы. Мечтать не вредно, но нельзя при этом жить двойной жизнью. Не считаю патриотами при всех их заслугах, всех, кто подстраховывается двойным гражданством, готов в любой момент обосноваться в уютном местечке, кто называет, например, Газпром национальным достоянием, а львиную долю прибыли оставляет в своём кармане.

Для нас, молодых, заграница перестаёт быть сладкой ловушкой, бархатной мышеловкой. Мы приложим все силы, чтобы быть патриотами не на словах, а на деле. Я уверена, что у нас это непременно получится!

Похожие:

Литература для наших дней: классические или современные авторы? Высшее образование сегодня: роскошь или необходимость? iconЛитература для наших дней: классические или современные авторы? Высшее образование сегодня: роскошь или необходимость?
С первыми всё понятно – Пушкин, Толстой, Лермонтов, Гоголь, Чехов и многие другие авторы, оставившие глубокий след не только в российской,...
Литература для наших дней: классические или современные авторы? Высшее образование сегодня: роскошь или необходимость? iconЛитература для наших дней: классические или современные авторы? Что есть «литература для наших дней»
О литературных предпочтениях говорить гораздо легче, чем указать, при чтении каких книг должна произойти, по встреченному мной у...
Литература для наших дней: классические или современные авторы? Высшее образование сегодня: роскошь или необходимость? iconВысшее образование сегодня: роскошь или необходимость?
Им образованием встречались редко: два-три учителя, редко специалист совхоза. В основном на различных должностях трудились люди со...
Литература для наших дней: классические или современные авторы? Высшее образование сегодня: роскошь или необходимость? iconЛитература для наших дней: классические или современные
Классическая литература не перестаёт быть новой», так говорил английский писатель Эдвард Бульвер. Почему же стоит читать наиболее...
Литература для наших дней: классические или современные авторы? Высшее образование сегодня: роскошь или необходимость? iconЛитература для наших дней: классические или современные
Наурсбаева Анастасия Омашевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области – Усть-Луковская...
Литература для наших дней: классические или современные авторы? Высшее образование сегодня: роскошь или необходимость? iconЛитература для наших дней. Классические или современные
Став студентом физико-технического института, я часто вел разговоры на темы нематематические, в частности по литературе. Уставая...
Литература для наших дней: классические или современные авторы? Высшее образование сегодня: роскошь или необходимость? iconЮ. Р. Шейх-Заде
Мнемотехника или искусство запоминания впервые появилось в древней Греции и сохранилось до наших дней в виде специальных приемов,...
Литература для наших дней: классические или современные авторы? Высшее образование сегодня: роскошь или необходимость? iconШляпы Классические вещи вроде тренча или галстука постоянно трансформируются : меняются и материал, и форма, и сами правила носки этих вещей.
При этом их необходимость в гардеробе современного человека едва ли кто-то оспорит. Шляпу же, некогда совершенно незаменимую вещь,...
Литература для наших дней: классические или современные авторы? Высшее образование сегодня: роскошь или необходимость? iconКвалификационные требования
Образование: высшее техническое (предпочтительно), высшее экономическое. Наличие ученой степени либо зарубежное образование (на уровне...
Литература для наших дней: классические или современные авторы? Высшее образование сегодня: роскошь или необходимость? iconОбразование и опыт работы: Высшее техническое образование, связанное с математикой или программированием. Опыт работы в сфере it от 1-го года Навыки и знания
Она оказывает услуги по технической поддержке пользователей и бизнес приложений, что включает в себя
Литература для наших дней: классические или современные авторы? Высшее образование сегодня: роскошь или необходимость? iconЛитература для Компьютерная литература литература и игры школьная литература поступающих в вузы
Детская литература Начальная школа Иностранные языки Юридическая, экономическая литература
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы