О. В. СкобелкинКУРСОВАЯ РАБОТА СТУДЕНТА-ИСТОРИКА I. ЧТО ТАКОЕ КУРСОВАЯ РАБОТА? 1) на 1 курсе: Курсовая работа на 1-м курсе – это небольшое исследовательское сочинение не научного, а исключительно учебного характера. Основная цель такой работы – научиться извлекать из источника всю необходимую информацию по теме исследования и связно излагать ее в соответствии с планом курсовой работы. Именно поэтому курсовые работы первокурсников пишутся на основе изучения, как правило, 1-го или, в исключительных случаях, 2-х – 3-х источников с использованием очень ограниченного круга исследовательской литературы или даже вообще без нее. Оценку за курсовую работу студентов первого курса выставляет научный руководитель. ^ Курсовые работы на 2–3 курсах представляют собой части будущей выпускной квалификационной работы. При написании таких курсовых используется гораздо более широкий круг источников и привлекается вся доступная исследовательская литература по теме. Для студентов 2–3 курсов, пишущих курсовые работы под научным руководством преподавателей кафедры истории России, на кафедре проводится защита курсовой работы. Это – своеобразная репетиция будущей публичной защиты выпускной квалификационной работы в Государственной экзаменационной комиссии (в конце 4-го курса). Оценку за работу выставляет не научный руководитель, а кафедральная комиссия, перед которой защищается студент. ^ 1) на 1 курсе: Студенты 1 курса выбирают темы своих курсовых работ либо на кафедре истории России, либо на кафедре археологии и истории Древнего мира. ^ Выбрав тему, нужно напротив ее названия написать свою фамилию, инициалы, указать курс и отделение. Затем, узнав часы консультации своего научного руководителя, прийти к нему на консультацию и получить конкретные рекомендации по написанию курсовой на данную тему (план, источники, литература и т.д.). Возможно написание курсовой работы и на тему, предложенную самим студентом. В этом случае начинать работу надо с консультации у предполагаемого научного руководителя. ^ 2) на 2–3 курсах: Студентам 2–3 курсов, лучше начинать со встречи со своим научным руководителем; они вместе формулируют тему будущей выпускной квалификационной работы и, уже исходя из нее, – темы курсовых 2-го и 3-го курсов. Как правило, курсовые работы на 2–3 курсах представляют собой главы будущей выпускной квалификационной работы. ^ 1) Разделы курсовой работы. Курсовая работа состоит из следующих обязательных разделов: 1) титульный лист; 2) оглавление; 3) введение; 4) основной текст, разбитый на главы (и параграфы); 5) заключение; 6) список использованных источников и литературы; ^ Титульный лист всегда находится на 1-й странице курсовой работы, но эта страница не нумеруется. (См. Приложение 1.) 3) Оглавление. Оглавление помещается всегда на 2-й странице работы. Рекомендую использовать следующий способ: делается таблица из двух столбцов; количество строк соответствует количеству разделов работы и количеству параграфов; в левый столбец заносятся номера и названия разделов и параграфов, в правый – номер страницы, с которой данный раздел начинается; затем через функцию "Формат → Границы и заливка → Граница: Тип: нет" убираются линии, образующие таблицу, после чего на странице остается только текст. (См. Приложение 2.) ^ Введение состоит из следующих обязательных элементов: а) краткая характеристика эпохи (не более 1-й страницы); завершить эту вводную часть введения следует своего рода "переходом", который по смыслу и стилистически подводит к формулированию цели работы; б) формулировка цели работы. Например: "^ - выяснить, что представляло собой русское войско в середине XVII в." в) хронологические и географические рамки исследования. (Если работа посвящена общероссийской, а не региональной теме, то географические рамки исследования не указываются.) Например: "Хронологические рамки исследования. Исследование охватывает период с конца 40-х до начала 60-х гг. XVII в. Именно в этот период Г. Котошихин находился на приказной службе в России и, следовательно, состояние войска именно этого периода было описано им впоследствии." "^ Географически исследование охватывает территорию Воронежского уезда в границах 2-й половины XVII в." г) характеристика источниковой базы работы, т. е. указание на то, на основе каких источников пишется курсовая работа и подробная характеристика этих источников. Например: "Источниковая база работы. Работа пишется на основе изучения сочинения Г. К. Котошихина "О России в царствование Алексея Михайловича"." Далее в этом разделе Введения необходимо рассказать о самом Котошихине и об истории создания его сочинения, перечислить основные публикации этого источника. Эту информацию можно извлечь из предисловия к публикации сочинения Котошихина, а также из комментариев к ней. Вся приводимая информация должна подтверждаться ссылками. Ссылаться на предисловия (введения) и комментарии к публикациям, авторами которых являются историки-исследователи, следует так же, как и на статьи из сборников (см. раздел V, 2). После этого необходимо дать общую характеристику источника и объяснить, чем и насколько важен данный источник для изучения заявленной темы. Если в работе анализируется широкий круг источников разных типов, то при написании данного раздела целесообразно характеризовать сначала источники одного типа (начинать следует с самого важного для данной темы типа), затем – другого и т. д. Внутри каждой группы (типа) источников изложение материала следует начинать опять-таки с самых важных для раскрытия заявленной темы источников. ^ в тексте Введения каждого из источников следует делать ссылку на него; при этом в примечании библиографическое описание источника дается без сокращений и сразу же оговаривается сокращение, которое будет (если будет) использоваться при ссылках на этот источник в дальнейшем (см. раздел V, 2); д) краткий историографический обзор, в котором дается характеристика использованных исследовательских работ. Например: Историографический обзор. К изучению русского войска в XVII в. исследователи обращались не раз. Первой работой на эту тему была вышедшая в свет в 1734 г. книга Г. Г. Ромодановского…" (далее следует характеристика соответствующих работ). Материал в данном разделе следует излагать не бессистемно, а подчиняясь определенной логике. Если в дипломной работе используется небольшое количество исследований, историографический обзор можно построить, например, по хронологическому принципу: начинать с самой первой по времени написания (а не издания!) работы и заканчивать характеристикой самых "свежих" исследований. Если же в дипломной работе используется широкий круг исследовательской литературы, то при изложении материала целесообразно разбить все исследовательские работы на группы. Например: 1-я группа – общие работы, в которых лишь затрагивается изучаемые вопросы; 2-я группа – работы, посвященные непосредственно изучаемой проблеме; 3-я группа – работы, посвященные отдельным аспектам изучаемой темы и т. д. Внутри каждой группы материал следует излагать в определенном порядке, например, хронологическом. ^ в тексте Вашего Введения какой-либо из работ (или автора, работам которого дается сразу общая характеристика) следует делать ссылку на данную работу (работы); при этом в примечании библиографическое описание книги или статьи дается без сокращений и сразу же оговаривается сокращение, которое будет (если будет) использоваться при ссылках в дальнейшем (см. раздел V, 2); е) структура работы. Например: "Структура работы. Работа состоит из Введения, четырех глав, Заключения и Списка использованных источников и литературы. Первая глава посвящена ... Во второй главе речь идет о ..." (и т. д.) ^ Основной текст состоит из глав, которые, в свою очередь, могут быть разбиты на параграфы. В конце каждой главы желательно формулировать выводы. (Как писать основной текст – см. раздел IV, 3.) 6) Заключение. В Заключении подводятся итоги исследования и на основании выводов по главам формулируются окончательные выводы. ^ В список использованных источников и литературы вносятся все источники и исследования, использованные в данной курсовой работе. Запрещается вносить в список названия работ, которые студент сам не читал и в курсовой не использовал. (Оформление списка – см. раздел V). ^ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. Работа над курсовым сочинением слагается из следующих основных этапов: а) на 1 курсе: 1) составление плана (первоначального варианта оглавления) курсовой работы; 2) составление списка использованных источников и литературы; 3) работа над текстами источников и изучение исследовательской литературы; 4) написание черновика курсовой работы; 5) написание окончательного варианта курсовой работы. б) на 2–3 курсах: К указанным 5-ти этапам добавляется: 6) защита курсовой работы на кафедре. ^ Первоначальный вариант оглавления курсовой работы либо дается научным руководителем, либо составляется самим студентом. В последнем случае, после его составления, необходимо показать Ваш вариант оглавления научному руководителю еще до начала сбора материала. ^ Хотя список использованных источников и литературы является последним разделом работы, составлять его следует с самого начала работы над темой. На 1-м курсе обычно научный руководитель рекомендует источники литературу по теме курсовой работы. В этом случае студенту надо лишь составить список по существующим правилам и правильно оформить библиографическое описание каждого издания (см. ниже). На старших курсах литературу по теме исследования подбирает студент. В этом случае список литературы следует перед началом работы показать научному руководителю. ^ На этом этапе идет сбор материала для курсовой работы. Делается это в форме выписок из источников и литературы. Выписки можно делать различными способами. ^ Методы работы могут быть различными. Вот пример одного из методов (имена файлов и папок условны): - создается папка "Выписки"; - внутри нее в соответствии с оглавлением курсовой работы создаются файлы, соответствующие главам и/или параграфам курсовой (Например: "Выписки ГлI-§1", "Выписки ГлI-§2" и т. д.); - выписки делаются в текстовом редакторе Word, и каждая выписка помещается в соответствующий файл; - каждая выписка должна иметь сноску (имеется соответствующая опция Word), оформленную по правилам (см. ниже) - внутри каждого файла с помощью опций "Вырезать" и "Вставить" выписки располагаются в соответствии с внутренним планом данного раздела курсовой работы (главы или параграфа); ^ Текст курсовой работы пишется на основе сделанных выписок: - создается папка "Текст курсовой работы"; - внутри нее создаются файлы, соответствующие главам и параграфам курсовой работы, в которых будут содержаться тексты данных разделов; - из файла "Выписки §1" с помощью опций "Копировать" (а не "Вырезать" – иначе вы можете лишиться части своих выписок) и "Вставить" первая выписка копируется в файл "Текст §1". При этом если выписок много, рекомендуется в файле "Выписки §1" отметить, что данная выписка уже использована для написания текста (это можно сделать, например, изменив шрифт данной выписки); - в файле "Текст §1" на основании скопированной выписки Вы пишете свой собственный текст, сохраняя скопированную сноску со ссылкой на соответствующий источник. После этого использованная выписка в данном файле уничтожается. Если она потребуется вам еще раз, то Вы вновь обращаетесь к файлу "Выписки § 1"; - точно так же Вы работаете со всеми остальными выписками. Действия, изложенные в пп. 2 и 3 можно выполнить без помощи компьютера. В этом случае последовательность действий будет следующей: п. 2. - выписки делаются на отдельных листах (удобнее всего тетрадного формата); на каждом листе делается только одна выписка; - в верхнем левом углу дается ссылка на то, откуда сделана выписка. Эти ссылки понадобятся для того, чтобы, в ходе написания текста курсовой, можно было оформлять сноски, уже не обращаясь к прочитанным Вами книгам и статьям; - в верхнем правом углу указывается пункт плана работы (глава, параграф), к которому относится данная выписка. Если одна и та же фраза (фрагмент) источника относится сразу к двум и более пунктам плана, необходимо сделать несколько одинаковых выписок, указав для каждой соответствующий пункт плана; - выписку целесообразнее делать в форме полной "закавыченной" цитаты, а затем подчеркнуть основные моменты, основную мысль (мысли), содержащиеся в этой цитате. После того как все выписки будут сделаны, их следует сгруппировать по пунктам (главам и параграфам) плана работы. ( Именно для этого делались пометки в верхнем правом углу каждой выписки.) В результате выписки по первому пункту составят одну стопку, по второму - другую, и т.д. Например. Тема курсовой - "Русское войско в середине XVII века". План работы: Введение; Глава I. Кавалерия; Глава II. Пехота; Глава III. Артиллерия; Глава IV. Комплектование и содержание войска; Заключение. Источник - сочинение Григория Котошихина "О России в царствование Алексея Михайловича". Использование в работе специальной исследовательской литературы - не предусматривается. Вы читаете текст Котошихина и по ходу чтения делаете выписки. Поскольку Котошихин писал по своему плану, а не по плану Вашей курсовой, информация, скажем, о кавалерии может быть разбросана по разным главам и страницам его сочинения, перемежаясь как сведениями, Вас интересующими, но относящимися к другим пунктам Вашего плана, так и сведениями, которые для данной курсовой просто не нужны. Выписывайте только то, что относится к пунктам Вашего плана. ^ В верхнем правом углу, в зависимости от того, о чем идет речь в выписке, Вы пишите: "Кавалерия", "Пехота" и т.д., то есть указываете главу курсовой, к которой относится данная выписка:
При этом Ваша первая выписка может относиться к главе IV курсовой работы ("Комплектование и содержание войска"), следующая - к главе II ("Пехота"), следующая - вновь к главе IV и т.д. Затем все выписки с пометкой "Кавалерия" Вы собираете в одну стопку, с пометкой "Пехота" - в другую, "Артиллерия" - в третью, "Комплектование и содержание войска - в четвертую. Теперь все Ваши выписки собраны по главам курсовой. п. 3. - возьмите все выписки, относящиеся к главе I (или к §1 главы I), просмотрите их и составьте рабочий план будущей главы (или параграфа). Это чрезвычайно важный этап работы, поскольку изложение материала внутри главы (если разбивка глав на параграфы не предусматривается) или параграфа должно быть логичным, последовательным, без повторений и "перепрыгиваний" от одного сюжета к другому и обратно; - разложите выписки в соответствии с этим планом, в той последовательности, в которой вы будете использовать их при написании текста; - пишите текст главы, подтверждая информацию, взятую из выписки, ссылкой на источник или исследование (переписывая в примечание то, что записано в верхнем левом углу каждой выписки). Точно так же пишется текст каждого из разделов курсовой работы. При написании текста курсовой работы не злоупотребляйте прямыми цитатами. Лучше излагать информацию источника своими словами (обязательно ссылаясь при этом на источник), а цитировать стоит наиболее яркие места источника. Такие цитаты служат с одной стороны иллюстрациями, а с другой – вносят, так сказать, колорит эпохи в курсовую работу. Прямое цитирование в тексте курсовой работы необходимо в том случае, если Вы производите текстологический анализ соответствующего места из источника. Это необходимо также и тогда, когда Ваши рассуждения и выводы могут быть непонятны читателю без предварительного прочтения отрывка из источника. ^ . Работая с текстами источников, а также исследований, написанных достаточно давно, не переносите из них стиль изложения в собственный текст. Если Вы все же используете отдельные слова и выражения источника или авторов, стиль изложения которых не отвечает современным нормам, берите эти слова в кавычки. Делать ссылку в этом случае не надо. Черновик курсовой работы оформляется точно так же, как и окончательный вариант (см. раздел V.). Срок подачи черновика курсовой научному руководителю – не позднее 15 апреля. ^ Этот этап работы заключается в том, что в текст работы вносятся исправления в соответствии с замечаниями научного руководителя, и текст переписывается набело. ^ курсовой работы; для студентов 1 курса – не позднее 30 апреля. Нарушение сроков сдачи может повлечь за собой снижение оценки, поскольку будет оцениваться черновик, а не окончательный вариант Вашей работы; для студентов 2–3 курсов – в середине мая проводится защита курсовых работ; к защите научный руководитель допускает только окончательный вариант Вашей работы. ^ 1) Оформление работы в целом. Работа пишется в текстовом редакторе Word и сдается научному руководителю в распечатанном виде. Шрифт: ^ ; размер шрифта: в тексте работы – № 14, в сносках – № 12; заголовки разделов – набираются прописными (заглавными) буквами полужирным шрифтом, заголовки параграфов – строчными буквами полужирным шрифтом. Выравнивание: текста и сносок – по ширине, все заголовки – по центру. Абзац в тексте и в сносках – 1,25 или 1,27 см. Поля: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое –1,5 см. Межстрочный интервал: для текста работы – полуторный; ![]() для сносок – одинарный. Включен режим автоматической расстановки переносов (Сервис → Язык → Расстановка переносов → Автоматическая расстановка переносов). ^ (Титульный лист) – нумеруются. (Вставка → Номера страниц → Вверху страницы, От центра) Каждый раздел курсовой работы (оглавление, введение, главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения) начинается с новой страницы. Например: ^ Параграфы начинаются на той же странице, на которой закончился предыдущий текст; от него заголовок нового параграфа отделяется пустой строкой; заголовок параграфа выравнивается по центру. Например: ^ §1. Стрельцы. Объем курсовой работы: а) для студентов 1-го курса: не более 15–20 страниц б) для студентов 2–4 курсов – объем не регламентируется. 2) Оформление ссылок. ^ на используемые источники и литературу являются обязательным элементом курсовой работы. Делаются они в форме постраничных примечаний и помещаются внизу каждой страницы (так называемый "подстрочник"). В текстовом редакторе WORD ранних версий для этого используется кнопка "АВ1" ("Добавить сноску"). ^ Примеры оформления ссылок (обратите внимание на знаки препинания!!!): Когда Вы первый раз ссылаетесь на источник, монографию или статью, ссылка должна быть полной. а) книга: Греков Б. Д. Киевская Русь. М.; Л., 1953. С. 28. Источниковедение истории СССР. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1981. С. 65. б) статья в журнале или сборнике; источник, опубликованный в сборнике: Авдусин Д. А. Современный антинорманизм // Вопр. истории. 1988. №7. С. 24. Иордан. О происхождении и деяниях гетов // Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. М., 1985. Вып. 1. С. 219. в) ссылка на архив: Государственный архив Воронежской области (далее – ГАВО). Ф. И-182. Воронежская приказная изба. Оп. 2. Д. 65. Л. 19. Если Вы ссылаетесь на источник, монографию или статью во 2-й, 3-й и т.д. раз, необходимо применять сокращения. Есть следующие правила сокращения в примечаниях: а) если Вы ссылаетесь только на какую-то одну книгу или статью одного и того же автора, а других работ этого автора не используете, то во 2-й и последующих ссылках на данную работу пишутся фамилия и инициалы автора, "Указ. соч." и номер страницы: Греков Б. Д. Указ. соч. С. 43. ^ Если в курсовой работе используется более одной работы одного и того же автора, то использовать "Указ. соч." нельзя, так как будет неясно, на какое именно сочинение данного автора Вы ссылаетесь. В этом случае применяются следующие сокращения: б) не указываются выходные данные книг, названия и выходные данные журналов и сборников: ^ Авдусин Д. А. Современный антинорманизм. С. 31. в) если название слишком длинное, Вы сокращаете его, указав в самой первой ссылке на данное издание, как именно Вы сокращаете: Первая ссылка: Иордан. О происхождении и деяниях гетов // Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. М., 1985. Вып. 1. С. 219 (далее – Иордан. О происхождении...). 2-я и последующие ссылки: Иордан. О происхождении... С. 220. Это правило касается и всех аббревиатур типа ГАВО (Государственный архив Воронежской области), РГАДА (Российский государственный архив древних актов), ПСРЛ (Полное собрание русских летописей) и т.п. В самой первой ссылке Вы в сноске даете полное название и в скобках указываете аббревиатуру; в последующих ссылках – используете только аббревиатуру. г) если на одной и той же странице Вы несколько раз подряд ссылаетесь на какое-то одно издание, то вторая и все последующие ссылки на него должны выглядеть так: ^ (если ссылаетесь на ту же страницу, что и в предыдущей сноске). Там же. С. 57. (если ссылаетесь на другую страницу, нежели в предыдущей ссылке). 3) Оформление списка использованных источников и литературы. Список имеет следующую структуру: - неопубликованные источники; - опубликованные источники; - список литературы. В тексте эти части списка заголовков не имеют, а отделяются друг от друга интервалом в одну строку. Перечисляемые в списке источники и литература не нумеруются. Неопубликованные источники размещаются в алфавитном порядке по названиям хранилищ (архивов, отделов рукописей и т.п.). "Внутри" каждого хранилища – по порядковым номерам фондов, описей и дел. Опубликованные источники размещаются в списке по алфавиту. Список литературы строится также в алфавитном порядке: по фамилиям авторов и названиям работ без автора. Если использовано несколько работ одного автора – в алфавитном порядке названий на фамилию данного автора. Обратите внимание: библиографическое оформление работ в списке литературы несколько отличается от оформления в подстрочных примечаниях. Примеры библиографического описания в списке использованных источников и литературы (обратите внимание на знаки препинания!!): 1. Книга под фамилией автора Описание книги начинается с фамилии автора, если авторов у книги не более трех. Бирюков П. Н. Международное право: учеб. пособие /П. Н. Бирюков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 416 с. Карасева М. В. Финансовое право: практикум /М. В. Карасева, В. В. Гриценко. – М.: Юристъ, 2000. – 152 с. Алешкина Э. Н. История государства и права России: метод. рекомендации к курсу /Э. Н. Алешкина, Ю.А. Иванов, В.Н. Чернышев. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. – 384 с. 2. Книга под заглавием Описание книги начинается с заглавия, если она написана четырьмя и более авторами. На заглавие описываются коллективные монографии, сборники статей и т.п. ^ Государственная и местная власть: Правовые проблемы: Россия-Испания: сб. науч. тр. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2000. – 312 с. Культурология: учеб. пособие для студ. вузов /[под ред. А.И. Марковой]. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 315 с. ^ Практикум по уголовному праву. Часть общая /К. А. Панько [и др.]. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. – 128 с. Философия: Опыт самоопределения: учеб. пособие /Сабурова Л. А. [и др.]. – Ижевск, 1996. – 194 с. 3. Статья из журнала Иванова Е. Ю. На грани элитарной и массовой культур: К осмыслению "игрового пространства" русского авангарда /Е. Ю. Иванова // Обществ. науки и современность. 2001. №1. С. 162–174. Кряжков В. Административные суды: какими им быть? /В. Кряжков, Ю. Старилов // Рос. юстиция. 2001. №1. С. 18–20. Шпак В. Ю. Анализ аксиом политики, власти и правосознания: На основе работ И. А. Ильина В. Ю. Шпак, В. В. Макеев, А. А. Паршина // Философия права. 2000. №2. С. 28–32. Модельный регламент представительного органа местного самоуправления (думы) муниципального образования: проект // Журн. рос. права. 2000. №10. С. 72–93. 4. Статья из продолжающегося издания Арапов А. В. Идея Священного брака в русской философии Серебряного века /А. В. Арапов // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.1, Гуманит. науки. 1998. №2. С. 223–230. Леженин В. Н. Развитие положений римского частного права в российском гражданском законодательстве /В.Н. Леженин // Юрид. зап. / Воронеж. гос. ун-т. 2000. Вып. 11. С. 19–33. 5. Статья из сборника Астафьев Ю. В. Судебная власть: федеральный и региональный уровни /Ю. В. Астафьев, В. А. Панюшкин // Государственная и местная власть: Правовые проблемы: (Россия – Испания): сб. науч. тр. Воронеж, 2000. С. 75–92. 6. Статья из собрания сочинений Локк Дж. Опыт о веротерпимости /Дж. Локк // Собр. соч.: в 3 т. М., 1985. Т. 3. С. 66–90. Асмус В. Метафизика Аристотеля /В. Асмус // Аристотель. Соч.: в 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 5–50. 7. Библиографическое описание документа из Internet Бычкова Л.С. Конструктивизм /Л.. Бычкова // Культурология XX век – "К". – (http//www.philosophy.ru/edu/ref/enc/k.htm1). Психология смысла: природа, строение и динамика Леонтьева Д. А. – 1-е изд. – 1999. – (http//www.smysl.ru/annot.php). В списке использованных источников и литературы ^ ДЛЯ КНИГ – НЕОБХОДИМО УКАЗЫВАТЬ ИЗДАТЕЛЬСТВО ИЛИ ТИПОГРАФИЮ. При описании книг необходимо также ставить тире перед местом издания и перед количеством страниц в книге (на источники и статьи, помещенные в сборниках, это правило не распространяется). В списке указывается не конкретная страница, а ОБЩИЙ ОБЪЕМ КНИГИ или первая и последняя страницы СТАТЬИ. ^ Курсовая работа оценивается по 3-х балльной шкале: "удовлетворительно", "хорошо", "отлично". Оценка "неудовлетворительно" не ставится – научный руководитель обязывает студента довести качество работы хотя бы до степени "удовлетворительно". Оценка выставляется в ведомость и зачетную книжку в графу "Зачеты". Невыполнение курсовой работы приравнивается к несданному зачету. ^ Приложение 1. Пример оформления титульного листа курсовой работы: ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Исторический факультет Кафедра истории России РОМАНОВ Федор Алексеевич (1 курс д/о) ^ В СЕРЕДИНЕ XVII ВЕКА (Курсовая работа) Научный руководитель: доцент В.В. Голицын Воронеж – 2013 Приложение 2. Пример оформления оглавления: -2- ОГЛАВЛЕНИЕ
|
![]() | Литература по теме. Для студентов 2-3 курсов, пишущих курсовые работы под научным руководством преподавателей кафедры истории России, на кафедре проводится Охватывает период с конца 40-х до начала 60-х гг. XVII в. Именно в этот период Г. Котошихин находился на приказной службе в России... | ![]() | Конкурс
на получение
стипендий от
Посольства
Франции на
написание
диссертации
под совместным
научным руководством
открыт на сайте
www.bgfrussie.ru. Стипендии на диссертацию под совместным научным руководством предназначаются для франко- и англо-говорящих российских аспирантов,... |
![]() | Учебно-методическое пособие для студентов III курсов. / Сост.: коллектив сотрудников кафедры пропедевтики внутренних болезней под общей редакцией профессора Ш. З. Загидуллина. Уфа, Изд. Бгму, 1997 г. 33с Обследование больного и оформление истории болезни. Учебно-методическое пособие для студентов III курсов. / Сост.: коллектив сотрудников... | ![]() | Издательство академии наук венгрии Доктор Янош Золтан, работая под моим руководством на кафедре госпитальной хирургии (3-я хирургическая клиника) Будапештского университета... |
![]() | Методические рекомендации по написанию курсовой работы для студентов специальности 040201 социология введение Курсовые работы являются неотъемлемой частью подготовки специалистов по социологии. Студенты обязаны выполнять курсовые работы на... | ![]() | Приложение к Положению об академическом рейтинге студентов мгимо (У) мид россии, утвержденному Ученым советом 8 июня 2004 года ПООЩРЕНИЕ НАУЧНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ мгимо (У) мид россии Целью поощрения научной и общественной работы с использованием ресурсов системы академического рейтинга является стимулирование студентов... |
![]() | Методические рекомендации по подготовке к семинарам, планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов, Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правоохранительные органы в рк» для студентов юридического факультета / Сост. Сухотерин... | ![]() | Методические рекомендации по подготовке к семинарам, планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, тематику письменных работ по курсу и тестовые задания для самоконтроля Предназначен для студентов дневного и заочного отделений юридического факультета |
![]() | Методические рекомендации по подготовке к семинарам, планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, тематику письменных работ по курсу и тестовые задания для самоконтроля Предназначен для студентов дневного и заочного отделений юридического факультета | ![]() | Методические рекомендации для студентов 4 6 курсов, интернов. Воронеж, 2001. 25с. Предназначено как учебное пособие при написании истории болезни для студентов и интернов высших медицинских учреждений Схема истории болезни: методические рекомендации для студентов 4 – 6 курсов, интернов. – Воронеж, 2001. – 25с |
![]() | Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов 3 4 курсов под общей редакцией профессора С. П. Кундаса Методические указания предназначены для студентов 3 4 курсов всех специальностей и специализаций мгэу им. А. Д. Сахарова |