Ludwig Richard Conradi Missionar, Evangelist und Organisator der siebenten-Tags-Adventisten icon

Ludwig Richard Conradi Missionar, Evangelist und Organisator der siebenten-Tags-Adventisten


Скачать 486.52 Kb.
НазваниеLudwig Richard Conradi Missionar, Evangelist und Organisator der siebenten-Tags-Adventisten
страница1/8
Размер486.52 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8



Daniel Heinz


Ludwig Richard Conradi


Missionar, Evangelist und Organisator

der siebenten-Tags-Adventisten

in Europe


3., aktualisierte und erweitere Auflage


Peter Lang

Europäischer Verlag der Wissenschaften

Frankfurt am Mein 1998


Даниэль Хэйнц


Людвиг Рихард Конради


миссионер, евангелист и организатор

Церкви Адвентистов Седьмого Дня

в Европе и в России


МедНа

Николаев 2006


Оригинал

D.Heinz

Ludwig Richard Conradi

Missionar , Evangelist und Ornanisator der Siebenten- Tags-Adventisten in Europa

___________________________________________________________________

Перевод с немецкого Д.Гусаров

Свидетельсто государственного реестра

субьект издательского дела

серия ДК № 482 13.06.2001

Формат 60×43/8 .Бумага газетная .Печать офсетная.

Издательство «МедНа », г.Николаев

Отпечатано в типографии изадательства «МедНа »

ISBN 966-8348-07-9


^ Что жаловаться?

Смелее! С верой! С полной отдачей!

Наше дело будет расти!

Тысячи и тысячи душ

будут еще завоеваны для церкви.


Конради


Эта книга посвящена всем тем, кто ставит миссионерскую деятельность выше богословских дискуссий, кто проникнут любовью Иисуса к людям, кто всем сердцем ждет Его возвращения.


Предисловие

Когда начинаешь углубленно заниматься какой-либо историей, обычно наталкиваешься на какое-нибудь одно имя. Это имя имеет определенное звучание, пробуждает неопределенные представления, но ничего не говорит о человеке - носителе этого имени - о его характере и жизни. Когда начинаешь изучать изменчивую историю адвентизма в Европе, то внимание привлекает вновь и вновь встречающееся имя Людвига Рихарда Конради. Более 100 лет назад в 1886 году, он начал свою фантастически успешную миссионерскую и евангелическую деятельность сначала в Базеле, а затем в Гамбурге. Еще до своей смерти он стал легендой среди адвентистов седьмого дня и вплоть до сегодняшнего дня живет в рассказах и преданиях как человек, проложивший путь адвентистскому движению во многих странах Европы. Несмотря на переход к баптистам седьмого дня в конце своего жизненного пути, его значение и заслуги перед церковью адвентистов седьмого дня остаются неоспоримыми. Как никто другой он заслужил безграничное уважение современников и потомков за последовательное распространение адвентизма в течение более четырех десятков лет. После его ухода адвентистская история в Европе больше не знала такого стремительного роста и развития адвентистских общин. Многосторонность его деятельности и неслыханная работоспособность оказывают до сегодняшнего дня значительное влияние на развитие адвентизма на нашем континенте.

Предлагаемая в этой книге биография не имеет своей целью изобразить Л. Конради как некоего святого, без ошибок и промахов. Для того, чтобы представить его жизнь и образ мыслей в истинном свете, должны быть также освещены и проблематичные стороны его личности. В этом отношении данная книга предлагает адвентистам своего рода попытку "примирения с прошлым", где величие и ограниченность, триумф и трагизм необыкновенной жизни этого незаурядного человека навсегда останутся загадкой.

Я хотел бы выразить чрезвычайную признательность своиму студенту Францу Тоту за его компетентную помощь в наборе и подготовке к печати этой книги, а также благодарность своему отцу, доктору Хансу Хайнцу, который оказал значительный вклад в создание этой книги посредством своих критически-стимулирующих комментариев и всестороннего поощрения. В течение многих лет мне пришлось выискивать трудно доступные материалы, разбросанные по многочисленным архивам и библиотекам Соединенных Штатов, Германии, Англии, Австрии, Венгрии и России. В этой работе мне оказали всестороннюю поддержу и помощь д-р Г. Падцерац, д-р Б. Е. Пфайффер, г-жа X. Джемисон, г-н Халовяк, г-жа Л. Дедерен и г-н Т. Мерхант, за что также выражаю им свою благодарность.

Предлагаемое читателю третье издание этой книги претерпело коренное редактирование, а также значительно расширено за счет заключительной главы. Для сохранения плавности и непрерывности передачи содержания пришлось отказаться от постраничных сносок с подробным указанием литературных источников. Последняя глава книги предлагает суммарную попытку анализа миссионерской концепции Конради с точки зрения современного человека и подводит к заключению, что его модель сегодня, как и раньше, разумеется в модифицированной форме, остается актуальной и сохраняет свою действенность для обновленной, столь необходимой активизации адвентистского движения в центральной и северной Европе. Остается надеяться, что эта книга не только поможет сохранить интерес читателя к истории адвентизма в Европе, но также будет способствовать лучшему и более глубокому пониманию сути Церкви адвентистов и сможет доказать обоснованность существования адвентизма как всемирного миссионерского движения, имеющего особое эсхатологическое поручение.

Вена, 1985

Фриденсау, 1998

(3-е исправленное и расширенное издание)

Д. Хайнц

Введение

Исторические и теологические предпосылки

В течение 18 и 19-го веков среди христиан различного конфессионального происхождения, берущих за основу своего вероучения Библию, произошло пробуждение ожидающих Второго пришествия Христа. Ведущей фигурой этого движения в Америке был баптистский рядовой проповедник Вильям Миллер (1782-1849). После многолетнего систематического исследования Библии он порвал со своей в то время очень популярной прогрессивной верой в наступление лучшего будущего и пришел к убеждению, что история человечества близится к своему концу, который наступит при Втором пришествии Христа. В этой связи ему пришлось сопоставить 2 хилиастические модели: а) католическое учение о постмиллениуме, вытекающее из учения Августина и отождествляющее тысячелетнее царствование Христа с господством церкви в этом мире; б) с протестантским учением о постмиллениуме, исходящим из учения англиканского богослова Витби, согласно которому Второму пришествию Христа предшествует т.н. "золотая эпоха". Во время этого периода папство будет уничтожено, евреи обратятся в новую веру, и для церкви наступит период расцвета. И лишь Миллеру удалось по новому осветить библейское учение о скором Втором пришествии Христа и учение о премиллениуме.1

К этому убеждению он пришел изучая пророческое слово. На основании принципа исторической интерпретации, он пришел к выводу, что не все библейские пророчества исполнились во время существования старой церкви (претеризмус) или будут иметь место только лишь в отдаленном будущем (футуризмус), а непосредственно относятся к его (Миллера) временному периоду.

В основе этой историко-церковной системы толкования, которая позднее сыграла важнейшую роль в учении адвентистов седьмого дня, и особенно в мировоззрении Конради, лежат важные библейские высказывания. Например, это вера в то, что существуют истинные пророчества о будущем, в то, что ветхозаветная апокалиптика книги Даниила, которую библейская критика относит к Маккавейскому периоду до христа, выходит за рамки указанного периода, что в исполнении пророчеств есть определенная последовательность (мировая империя, время Антихриста, Божье царство), и что это наступающее царство Христа будет последним, универсальным деянием Бога, прекращающим ход мировой истории. Миллеру не удалось избежать однобокости и крайностей в применении этого принципа толкования Библии.

1 Учение о премиллениуме утверждает, что Христос возвратится еще до наступления периода тысячелетия в противовес различным точкам зрения о постмиллениуме, которые назначают возвращение Христа на время после тысячелетнего периода.

Он полагал, что возможно установить дату Второго пришествия Христа, и что это пролизойдет в 1844 г. После начального периода, на протяжении которого Миллер сохранял молчание, в 1839-1844 г.г. он с особым усердием успешно обнародовал свои новые познания. Он и его последователи, так называемые миллериты, не могли избежать искушения толковать апокалиптическое пророчество как книгу, инспирированную Богом. В результате они заменили экзистенциальную интерпретацию библейского пришествия хронологической, причем определяющим временным фактором для их толкования стала современная им эпоха.

После того как в 1844 году Второе пришествие не состоялось, милле-ритское межконфессиональное движение постепенно распалось. Небольшая группа, сплотившаяся вокруг Джеймса и Елены Вайт, Хирама Эдсона и Джозефа Бейтса, пришла к выводу, что пророческое исчисление Миллера относится не ко Второму пришествию Христа, а к другому событию - к кульминационному моменту искупительного служения Христа в качестве нашего Защитника в небесном святилище. Исходя из этого, они развили библейское учение о предварительном судебном следствии. Они также пришли к выводу, что дату Второго пришествия вычислить невозможно. Несмотря на это они продолжали твердо придерживаться убеждения о скором пришествии Христа. Наряду с этим они признали особое значение субботы как дня покоя, установленного Богом. Так, укрепленная пророческим служением Елены Вайт, начала свое существование всемирная Церковь адвентистов седьмого дня (сокращенно: АСД). Как уникальная миссия так и причина её существования нашли отражение в названии церкви. Адвентисты седьмого дня считают своим долгом осуществление своей двойной миссии: первое - через свою живую веру в скорое Второе пришествие Христа они желают обратить внимание на божественное решение проблем нашего мира (миссия пробуждения), и второе - реформационноя миссия - учением о субботе показать, что в конце концов, только повинующиеся Богу христианство устоит перед судом Всевышнего. В этом отношении ориентированная на миссионерское движение церковь АСД, имеющая в настоящее время более 10 мил. крещенных членов, живущих на территории 204 государств мира, превратилась в самое распространенное протестантское миссионерское общество в мире.


^ Церковь адвентистов в Европе

Представление о миссионерстве у ранних адвентистов было сначала весьма ограниченным. Тот факт, что они продолжали ожидать скорого Второго пришествия Христа, не позволил им осознать важность миссионерской работы в странах за пределами Северной Америки. И только с образованием структуры церковной организации в начале 60-х г.г. в адвентизме стало постепенно формироваться убеждение о необходимости миссионерского движения.

Михаил Чеховский (1818-1876), урожденный поляк, бывший католический священник, был первым адвентистским миссионером, который прибыл в Европу. Будучи эмигрантом, он познакомился с учением адвентизма в Северной Америке. После своего прихода в церковь адвентистов он пытался в течение нескольких лет добиться разрешения вернуться в Европу в качестве первого адвентистского миссионера, но его просьбы были отклонены, так как в глазах руководства адвентистской церкви его кандидатура не была подходящей для этой миссии. В ответ на это Чеховский примкнул к одному из направлений миллеритского движения, называемого "Advent Christians" (христиане-адвентисты), которое согласилось послать его в Европу в качестве миссионера и оказать ему финансовую поддержку.

Таким образом в июне 1864 г. Чеховский оказался в Лондоне с тем, чтобы оттуда продолжить свой путь на север Италии. Там, среди франко-говорящих вальденцев, его ожидал особый успех в миссионерской работе. В первое время он обосновался в Торе Пеличе неподалеку от Пинероло. Уже по прошествии нескольких месяцев он сумел организовать небольшую группу верующих во Второе пришествие и соблюдающих субботу. В сентябре 1865 года Чеховский покинул Пьемонт-Талер и продолжил свою евангельскую деятельность во французской части Швейцарии. Публикации журнала "L"Evangile Etemel" и других небольших изданий позволили ему быстрее и более целенаправленно заняться непосредственно миссионерской работой. Содержание его публикаций и лекций всецело отражало учение Адвентистов Седьмого Дня, но тем не менее он сознательно умалчивал о факте существования этой деноминации в Северной Америке. Его обширная миссионерская деятельность охватывала многие города Швейцарии, где он открыто проповедовал, проводил обряды крещения и объединял в небольшие группы обращенных к вере во Второе пришествие и субботу Господьню. Одна из таких групп была организована в 1867 г. в Трамелане. Впоследствии она стала первой официальной адвентистской общиной в Европе. В последующие годы Чеховский путешествовал по Венгрии и Румынии, где он также активно занимался миссионерской деятельностью. Умер он в Вене в 1876 г., истощенный нуждой и чрезмерным самопожертвованием, в полном одиночестве.

Между тем соблюдающие субботу верующие Швейцарии смогли наладить контакт с руководством церкви Адвентистов в Батл-Крике (Мичиган). Они совершенно случайно нашли адрес в одном из выпусков американского церковного журнала "Advent Review and Sabbath Herald", который Чеховский сохранил в кладовке одной маленькой деревянной церквушки в Трамелане. Адвентисты Северной Америки были чрезвычайно удивлены, когда узнали о том, что в Швейцарии уже существуют 50 адвентистов, которых объединил вокруг себя Чеховский. Один из них - Яков Ерцбергер - выпускник семинарии Св. Кришоны в Базеле, был приглашен в Батл-Крик в 1869 г. принять участие в сессии Генеральной конференции адвентистов. После этой сессии Ерцбергер вернулся в Европу рукоположенным пастором.

4 года спустя, в 1874 г., Джон Н. Эндрюс был официально послан от церкви Адвентистов Седьмого Дня первым миссионером в Европу с целью создания адвентистской миссии в Базеле. В течение почти 9-летнего беззаветного служения ему удалось заложить твердый фундамент для дальнейшего развития адвентизма в центральной Европе. В Базеле было открыто трактатное общество, которое позднее переросло в издательство, цель которого заключалась в регулярной публикации адвентистских изданий, среди которых были миссионерские журналы "Les Signes des Temps" и "Herold der Wahrheit" выходящие 1 раз в 2 месяца. Во время одной из своих многочисленных поездок по Швейцарии, Италии, Англии в 1875 г. Эндрюс приехал в Германию, где в Вовинкеле и Эльберфельде, в районе Вупперталя он встретился с уже существующей группой верующих, соблюдавших субботу. Эта группа была образована независимо от адвентистов в промежутке между 1860 и 1870 г.г., и руководил ею бывший литературный евангелист и рядовой пастор реформированной церкви Й. X. Линдеманн. Эта группа, созданная под пиетистско-протестантским влиянием и позднее принявшая название "Getaufte Christengemeinde" (Крещенная Христианская Община), стала центральным ядром, способствовавшим распространению адвентизма в Германии. Из её членов в 1876 г. в Вовинкеле и Золингене Ерцбергу удалось создать первую общину адвентистов в стране. Помимо Крещенной Христианской Общины в Райнланде в Германии существовала маленькая одиночная автономная группа верующих во Второе пришествие и соблюдающих субботу, возможно образованная еще во времена поздней реформации, но вероятнее всего в пиетическое время. Отсюда, без сомнения, берет свое начало определенная независимость немецкого адвентизма и развитие его особого самосознания.

Позднее в помощь Эндрюсу были посланы два других адвентистских проповедника из Северной Америки. Во Франции работал Д. Т. Бордо (1876), в Скандинавии Й. Г. Маттесон (1877), в Англии В. Инге и позднее Й. Н. Лафборо. После того, как в 1885 г. Елена Байт (1827-1915) приехала в Европу для того, чтобы посетить вновь организованные общины, миссионерская работа переживала период наивысшего подъема. К этому времени в Европе было уже около 800 крещенных адвентистов седьмого дня, которые являлись членами более 30 общин и групп. Общее количество членов церкви по всему миру составляло к этому моменту 20547 человек.

Елена Вайт задержалась в Европе почти на 2 года. В течение этого времени, посредством своих многочисленных проповедей и своего пророческого видения, лекций, личных бесед, она постаралась форсировать миссионерство в Европе и укрепить веру членов общин в основополагающие пункты адвентистского вероучения.

В 1887 г. Елена Вайт посетила Райнланд. Во время этой поездки ее сопровождал Людвиг Рихард Конради, который за год до этого был послал в центральную Европу с целью способствовать прорыву адвентистского миссионерского движения. Как мы увидим дальше, эту цель ему удалось блистательно осуществить в последующие годы. Таким образом, Елена Вайт имела все основания с похвалой отозваться о его миссионерских, проповеднических и организаторских заслугах: "Брат Конради самоотверженно работал в Европе... Он открыл ангелам двери".2 Как никто другой, до и после него, он трудился над созданием и формированием адвентистской общины в Европе в качестве проповедника, администратора, учителя и автора книг в течение четырех десятилетий, начиная с 1886 г. Кроме того, он оказал значительное влияние на создание и развитие адвентистской миссии в Африке, Ближней Азии и Южной Америке. Благодаря ему, адвентизм в Европе пережил в последующие годы феноменальный рост и был относительно независим в финансовом плане и в плане личных ресурсов от американского руководства всемирной церковью. Влияние Конради как одного из самых талантливых и блистательных руководителей адвентизма, не ослабевает до сих пор.


^ Конради - кто и каков он был

Конради можно заслуженно считать "одним из самых успешных миссионеров адвентизма".3 Именно поэтому его имя обрело почти символическую значимость для адвентисткой миссионерской работы по всему миру. Пожалуй, нет ни одной работы по истории церкви, которая по достоинству не оценила бы его заслуги в распространении адвентистской вести в Европе.

Помимо своей разнообразной миссионерской, евангельской и организаторской деятельности, он находил время для самообразования и с течением времени приобрел глубокие познания в области богословия и истории церкви, что нашло отражение в его обширных литературных трудах.4

Его книги и другие литературные труды, ставшие наряду с сочинениями Е. Байт, по мнению евангелического богослова П. Майнхольда, "практически каноническими произведениями",5 читаются и изучаются адвентистами и сегодня с большим интересом, хотя со времени разрыва Конради с адвентизмом, они больше не издавались. Многие из его книг в частности его основательное исследование посвященное истории субботы,6 а также или толкование библейских пророчеств,7 обратили на себя внимание и неадвентистких кругов. За эти и другие заслуги, американский колледж Салем присвоил Конради незадолго до его смерти, почетное звание доктора богословия.

Личность Конради оказала на его собратьев гораздо более сильное влияние, чем вся его литературная деятельность. Его необыкновенные дарования и энергия, его непоколебимый энтузиазм, его обширная лекторская деятельность оказали сильное воздействие на большинство адвентистов. Он был прирожденным борцом, руководителем-прагматиком с практически безудержной жаждой деятельности, неутомимым проповедником и организатором обходившимся всего лишь 3-4 часами сна. Он был постоянно в пути, его миссионерские путешествия пролегли по 4 матеркам, по всем странам Европы. Он пересек Атлантический океан более 70 раз, проповедовал на 63 языках (на 60 из них с помощью переводчика). Его проповеди и лекции, отличавшиеся огромной убедительностью, привели тысячи людей в адвентистскую церковь. Конференция без присутствия Конради, по мнению многих адвентистов того времени, не имела бы ни значения, ни успеха. С. Д. Бондарь, служащий Министерства Внутренних Дел в Петербурге и уполномоченный по делам малых протестантских деноминаций в царской России, посетил в 1910 г. в прибалтийском Митау евангельские собрания и конференцию адвентистов в качестве наблюдателя. Конради произвел на него неизгладимое впечатление: "Его проповеди, полные внутреннего огня и силы произносились с редким подъемом и воодушевлением. С замиранием сердца внимали слушатели его словам. Иные плакали."8

Его вдохновенные проповеди, которые отражали многие из его личных опытов веры, пленяли слушателей и воодушевляли их на миссионерскую деятельность. Он отличался страстной любовью к евангельской работе ("спасению душ"). Своих более молодых собратьев, которые позднее с глубоким почтением называли его "дедушка" или "папа Конради", он призывал: "Братья, вы должны из ничего создавать новообращенные души!"9


2 Цитата из: D. А. Delafield, Ellen G. White in Europe 1885-1887, Washington, D.C. 1975, 292. 5 Adventecho 81/9 (1.5.1982), 13.

4 Там же. См. также К. Hьtten, Seher, Grьbler, Enthusiasten, Stuttgart 1960 (6-е изд. ), 79; H. Reller (отв. ред.), Handbuch Religiцse Gemeinschaften, Gьtersloh 1979, 236.

5 Цkumenische Kirchenkunde, Stuttgart 1962, 541.

6 Die Geschichte des Sabbats und des Ersten Wochentages, Hamburg 1912.

7Prophetische Ausblick auf Zeit und Ewigkeit, Hamburg 1918 (13-е изд.); Das goldene Zeitalter, Hamburg 1923; Weissagung und Weltgeschichte, Hamburg 1919 (10-е изд.). Названия некоторых книг были несколько раз изменены. В связи с большим количеством переизданий их можно по праву отнести к наиболее распространенным произведениям в этой области в немецко-говорящих регионах.

8 Отчет С. Д. Бондаря о церкви адвентистов в России был опубликован Департаментом Иностранных Исповеданий Министерства Внутренних Дел под названием Адвентисты Седьмого Дня, Петербург 1911. Приведенная здесь цитата находится на стр. 87. Вплоть до сегодняшнего дня эта книга представляет собой самое сбалансированное и честное суждение о российском адвентизме, представленное когда-либо неадвентистом.

9 Интервью с X. Хайнцем, 23 декабря 1981 г., Богенхофен.


А.Ваучер, известный адвентистский теолог и историк церкви рассказывал, что в молодые годы, будучи проповедником и евангелистом, он не очень охотно встречался с Конради, потому что его первый вопрос всегда звучал одинаково: "Сколько душ?"10 Х.Тайхман, бывший секретарь и коллега Конради в Гамбурге писал: "Он был резок. Проповедники считали его человеком, достаточно жестко понукающим каждого к работе, он принуждал к внешнему успеху и держал проповедников на минимальном жаловании".11 Другой проповедник вспоминает: "От каждого проповедника он ожидал полной отдачи. Если проповедник спустя год после начала работы на новом месте не создал общины, это не сулило ему ничего хорошего".12 И действительно, Конради требовал от своих сотрудников большого трудолюбия, жертвенности и самоотверженности, но и сам был для них в этом смысле наилучшим примером. В 1926 году, почти в конце своего удачно прожитого жизненного пути, Конради рапортовал на сессии Генеральной конференции адвентистов в Милвауке (Висконсин):

"Я провел в Европе более 40 лет. Я не знаю никого другого, кто также 40 лет пробыл бы на фронте... Моя жена и я решили остаться в Европе до того момента, как наш Господь вернется на землю или до нашей смерти. Мы хотим остаться со своей паствой, которую мы вырастили. Я был 6 раз в сердце Африки. В мой первый приезд я заболел малярией и чуть не умер от этой болезни. Я трудился плечо к плечу с миссионерами.

В 1909 году я получил телеграмму: "Брат Конради, не смог ли бы ты поехать в Индию или Южную Америку?" Мне и моей жене не потребовалось и 5 минут для того, чтобы принять решение. Мне все равно - северный или южный полюс, Центральная Африка или какая-либо другая страна. Я еду. Мне 70 лет, но я еду. Во время моих поездок я почти не пользовался спальными вагонами. В Европе мы ездили вагонами 4-го класса. И это было хорошо, потому что когда нас бросили в темницу, там нам тоже не приносили подушек... Для молодого человека много лучше, если он привык к лишениям. Тогда в тюрьме он будет думать о небесном великолепии, как Павел и Сила...

Меня запирали в тюрьмы. Полиция десятки раз искала меня не потому, что я нарушил закон, но по причине проповеди евангелия. Не знаю, сколько раз стучали они в мою дверь в тех странах, в которых нет религиозной свободы. Но к чему жаловаться? Смелее! С верой! С полной отдачей! Наше дело будет расти! Тысячи и тысячи душ будут еще завоеваны для церкви!"13


10 Письмо А. Ваухера Даниилу Хайнцу, 26.1.1981, личное имущество Даниила Хайнца.

11 Письмо X. Тайхманна Даниилу Хайнцу, 3.2.1981, личное имущество Даниила Хайнца.

12 Письмо А. Маннесманна Даниилу Хайнцу, 6.4.1983, личное имущество Даниила Хайнца.

13 Review and Herald 103/27 (6.6.1926), 2-3 passim.

Разумеется, там, где есть истинный пионер и руководитель, там определенно нет разногласий. И ему противоречили редко. X. Тайхман писал: "Конради был натурой целеустремленной, не терпящей возражений и склонной к господству. Он был очень своенравным и не очень охотно уступал. Слово "извините" с трудом сходило с его уст".14 Иногда на молодых проповедников он производил впечатление гордого, неуживчивого и несговорчивого человека. Критику воспринимал он с трудом. В большинстве случаев ему пытались не противоречить, не компрометировать и не нападать на него. Без сомнения, слабости и ошибки, имеющиеся у него наряду с достоинствами, изображают его в менее выгодном свете. Но это, впрочем не может умалить его историческое значение в адвентистском миссионерстве. В общем, отношение к Конради в церкви адвентистов колеблется между восхищением и антипатией. Для многих адвентистов он является "памятником", который время от времени то свергают, то вновь воздвигают. На самом ли деле это так странно? На сегодняшний день мы знаем очень много о его служении, и тем не менее его личность остается загадкой и для адвентистов, и для неадвентистов. Это связано с тем, что он, как мы это увидим позднее, весь соткан из почти несовместимых противоречий. До сегодняшнего дня не удалось составить четкое представление о его личности. Многие вопросы остаются без ответа. Эта книга также не претендует на законченность и полноту, но предпринимает попытку проникнуть глубже в его жизнь и образ мыслей. До сегодняшнего дня такой попытки ещё не было. Г. Па-дератц уже работал в этом направлении. Его диссертация15 описывает зарождение адвентизма в Германии, но рассматривает лишь мимоходом жизнь и теологический рост основателей адвентизма.

Остается вопрос: кто же был на самом деле этот человек, который с такой невероятной самоотверженностью, энергией, убежденностью, рвением и прозорливостью почти полвека форсировал адвентистскую миссионерскую деятельность в Европе с тем, чтобы, в последствии, к концу своей жизни, на первый взгляд совершенно неожиданно и пагубно для себя самого, повернуться спиной к адвентистской церкви и стать одним из самых рьяных её противников? "Дело Конради" до сегодняшнего дня не разъяснено, хотя бы по той причине, что мы до сих пор слишком мало знаем о его личности. В его книгах содержится слишком мало автобиографических сведений. Кроме того, они дают слишком мало указаний об изменениях в его теологическом развитии, которые в случае с Конради, без сомнения, имели место.


14 Письмо X. Тайхманна Даниилу Хайнцу, 3.2.1981. Личное имущество Даниила Хайнца.

15 Padderatz, Gerhard, Conradi und Hamburg. Die Anfдnge der deutschen Adventgemeinde (1889-1914) unter besonderer Berьcksichtigung der organisatorischen, finanziellen und sozialen Aspekte, Hamburg 1987.


По крайней мере внешне, отношение Конради к адвентизму в течение всей его многолетней миссионерской деятельности, оставалось неизменным. Но как все это было на самом деле? Какие богословские вопросы волновали его? Что подтолкнуло Конради после стольких многих лет самоотверженного труда порвать с адвентистской церковью? Какие взаимоотношения имел он с адвентистским лидером и пророчицей Е. Байт и другими пионерами этой деноминации? Какое впечатление оставил он о себе у своих сотрудников? Каких успехов достиг в адвентистской миссионерской работе в Европе, Африке и Южной Америке?

Предлагаемая здесь вниманию читателя биография постарается ответить на эти и другие вопросы.

^ I. Происхождение и ранние годы.

Детство

О происхождении и детстве Конради мы знаем очень мало.16 Сам он практически не рассказывал о семье своих родителей и о своей ранней юности. Только лишь после побега в Соединенные Штаты в возрасте 16 лет его автобиографические данные становятся точнее и конкретнее. Сведения из других источников по поводу первого отрезка его жизни также очень скупы.17 По всей видимости у него не было особого интереса рассказывать подробности о жизни его родителей и о своем тяжелом детстве.

Карл Людвиг Рихард Конради родился в Карлсруе 20 марта 1856 года, как незаконнорожденный сын уроженки Констанца Ульрики Елизаветы Конради. К моменту рождения сына, матери было уже 38 лет, и по всей видимости она никогда не была замужем.18 Она была родом из мещанской семьи. Её отец, Антон Конради, который в 1811 году вступил в брак с Марией Бидерманн, был по профессии парикмахер и изготовитель париков. Елизавета Конради не имела профессии. Принимая во внимание положение своей семьи, Елизавета скрыла рождение своего сына. Это, пожалуй, все, что мы знаем о матери Конради. О его отце нам ничего не известно. Его имя, насколько мне это удалось установить, нигде не упоминается, ни в списках различных приходских книг, ни в других свидетельствах. Конради, взявший фамилию своей матери, упоминает, что его отец умер в молодом возрасте.19

В любом случае, для Елизаветы Конради было очень сложно во время экономического кризиса и политических переворотов, достигших своей наивысшей точки в немецко-французской войне 1870/71 г.г., обеспечить своему сыну хорошее образование. Сначала она уговорила одного железнодорожного служащего взять его в качестве приемного ребенка. Она позволила воспитать его в римско-католическом духе, и уже вскоре отдала его местным священнослужителям на обучение латинскому, греческому, французскому и другим предметам, так что позднее он без труда смог поступить в гимназию.


16 См.: Из произведений Конради: Reminiscences, Seventh Day Baptist Historical Society; «Начало немецкой миссии в Северной Америке и Европе», Botschafter 30/29 (25.7.1930), 225-229; The Impelling Force of Prophetic Truth, London 1935, V-ХШ; «Report of Conference», The Sabbath Recorder 113/11 (12.9.1932), 246-248; Биографические данные о молодости Конради можно найти в: С. F. Randolph, «Rev. Louis Richard Conradi, D. D. A Biographical Sketch», The Sabbath Recorder 128/10 (4.3.1940), 5-12: J. McGeachy, «The Passing of an Old Pioneer», The Sabbath Observer 6/1 (1940), 1-2.

17 Поиски сведений в Баденском краевом архиве в Карлсруе (место рождения Конради) не были безуспешными, но и там удалось найти очень мало информации о его родителях и происхождении.

18 Согласно архивным данным она не была замужем до 24 мая 1889. Исходя из этого можно заключить, что позднее она вряд ли вышла замуж.

19 Слух о том, что Конради был незаконнорожденным сыном католической монашки и католического священника, до сих пор не подтвержден.


Он был способным и прилежным учеником, больше всего ему нравились история, география и иностранные языки. Вполне вероятно, что целью матери было дать ему образование католического священника. Будучи еще ребенком, он уже имел желание когда-нибудь служить миссионером в дальних странах. Эта детская мечта, спустя десятилетия, на самом деле воплотилась в реальность.

По словам Конради, вскоре после смерти его отца и обучения у железнодорожного служителя, жизнь его радикально изменилась. Поскольку на жизнь он должен был частично зарабатывать сам, то по настоянию его матери ему необходимо было обучиться какому-либо ремеслу. Он хотел поступить на работу на пивоваренный завод. Но прежде он должен был пойти в обучение к бочару в Опенхайме. Там началась для него тяжелая и полная лишений жизнь.

Мастер очень плохо относился к нему. ("Он получал больше побоев, чем хлеба"20). Часто он должен был работать сверхурочно и до поздней ночи. Однажды вечером, после того как он от переутомления расплескал вино из бочки, которую с трудом тащил, один из работников хотел безотлагательно доложить об этой небрежности мастеру. Молодой Конради убедительно попросил его рассказать об этом лишь на следующее утро. И в ту же самую ночь он уже удирал во все лопатки вдоль Рейна в неизвестное будущее.

Бегство и обращение

Мать Конради и его мастер часто угрожали отправить его в Америку, если они будут им недовольны. Теперь же побег в Америку казался ему единственным выходом из затруднительного положения. Если принять во внимание его семейную ситуацию, никому и в голову не придет долго искать причины его страстного стремления к независимости и резкого протеста против какого бы то ни было человеческого авторитета. Несколько месяцев спустя его мать писала об эмиграции сына по причине опасения предрассудков своих родственников, которые ничего не должны были знать о его существовании. Его, оторванного от семьи и предоставленного на расправу жестокому работодателю, ничего более не удерживало от бегства на чужбину. С деньгами, полученными от матери, он смог добраться до Роттердама, а в сентябре 1872 г. он наконец-то въехал в Нью-Йорк. Никого не зная, и совершенно не владея английским, он уже на следующий день нашел работу на одной из ферм Лонг Айленда. Фермер заставил Конради показать свои руки, и когда увидел покрытые мозолями и твердые как железо руки, послал его на большое поле выкорчевывать корни деревьев. На фермера произвели большое впечатление усердие в работе и прилежность молодого человека.


20 ^ The Sabbath Recorder 120/10 (11.5.1936), 259

В воскресенье он регулярно посылал его на богослужения в близлежащую методическую церковь, что позволило ему быстро освоиться с английским языком и приобрести дополнительные познания из Библии. Изучение Священного Писания в воскресной школе доставляло ему особую радость, поскольку он, будучи католиком, хорошо разбирался в катехизисе, но саму Библию знал плохо. ("Мы, католики, не были наставлены в Священном Писании. Для нас мерилом был катехизис."21) Предполагается, что именно здесь впервые пробудился его интерес к теологии. Но эта первая встреча со Священным Писанием не сформировала его религиозного сознания, так как в течение последующих лет он превратился в скептика, подвергающего сомнению всё и вся.

В течение 1872-1878 Конради вел бродячий образ жизни и не приобрел никакой твердой почвы под ногами. Вскоре из Лонг Айленда он отправился в Балтимор, а оттуда в Чикаго. Там он посетил евангельские лекции о значении библейских пророчеств для современности, которые сначала очень заинтересовали его. Но когда евангелист сказал, что Христос придет через 14 дней, разочарованный Конради покинул собрание.

Во время своих странствий он должен был зарабатывать на жизнь тяжелым трудом. Однажды он нашел работу упаковщика на холодильном комбинате, затем работал на пивоваренном и винодельческом заводе. Но не мог выдерживать непосильно тяжелого труда и не задерживался долго на одном месте. Между тем он добрался до Цинцинати в Огайо, где заболел оспой, что едва не стоило ему жизни. Более-менее оправившись после болезни, он отправился на юг страны, в Новый Орлеан. Зима 1876 г. застала его на хлопковых плантациях, где вместе со всего лишь несколько лет назад освобожденными от рабства неграми, он собирал хлопок. Тяжелое бремя этих людей затронуло его до глубины души. На их телах все еще можно было увидеть шрамы от побоев розгами. Он ютился вместе с ними в их тесных, убогих хижинах, и бывшие рабовладельцы угрожали ему револьвером, если он будет сообщать чернокожим, не умеющим писать и читать, действительный вес собранного ими хлопка. В течение этого времени помимо духовного угнетения и беспокойств, жизнь его осложнилась пристрастием к табаку и алкоголю.

В январе 1878 г. в его жизни произошел неожиданный переворот, когда он впервые встретился с адвентистами седьмого дня в местечке недалеко от города Афтон (Айова).22 Как и 6 лет назад по прибытии в Нью-Йорк, один фермер-методист попросил его распахать целинный участок земли. В течение этой недели, несмотря на гнетущую нищету, он нашел жилище и питание в адвентистской семье Джеймса Бертона.


21 Reminiscences, 1.

22 См.: ^ General Conference Bulletin 7/17 (1913), 268. Там Конради подробно описывает свою первую встречу с адвентистами.


Впечатление, оказанное этой семьей на молодого Конради, оставило неизгладимый отпечаток и изменило всю его последующую жизнь. Здесь он пережил нечто такое, чего он еще никогда в жизни не встречал: истинное христианское благочестие, любовь к ближнему и участие. Щедрость и жертвенность, проявленный) со стороны хозяев, ежедневные семейные богослужения и искренние молитвы детей о благополучии их гостя, - все это не могло не оказать своего воздействия на Конради. Уже вскоре он начал самостоятельно исследовать Священное Писание и посещать субботние богослужения адвентистов. Его обращение не было неожиданным, но было следствием длительной духовной борьбы. С самого начала его очаровали библейские пророчества книг Даниила и Откровения, которые он изучал теперь с помощью комментариев адвентистского теолога Урии Смита. После того, как он узнал, что многочисленные библейские пророчества в самом деле исполненялись в истории, его сомнения в божественной природе Священного Писания рассеялись. "Все возражения и опасения против Священного Писания исчезли как туман при появлении солнца, и через несколько дней мне стало совершенно ясно, что Священное Писание - это, на самом деле слово Божие."23 Конради решил, что с этого момента будет соблюдать субботу, день покоя, установленный Богом. Прежде он написал письмо своему другу Штангу, будущему епископу города Провиденс (штат Род Айланд), с просьбой дать ему разъяснение в этом особом вопросе. Штанг, изучавший ранее вместе с Конради латынь в школе и также мечтавший стать миссионером, послал ему в этой связи книгу знаменитого американского архиепископа и кардинала Джеймса Гиббонса "Faith of Our Fathers" в надежде сохранить своего друга в католической вере. Но книга эта оказала на Конради совершенно противоположное действие. Он обнаружил, что закон о соблюдении воскресенья не имел библейского происхождения, а возник на основе послеапостольской церковной традиции.

Его обращение окончательно завершилось с приобретением знания и опыта о прощении грехов и принятии новой жизни от Иисуса. Когда он написал матери о своем обращении, та пришла в ужас и лишила его наследства. Но это не обеспокоило его ни малейшим образом. "Иисус был мне особо дорог. С радостью я освободился от всего суетного. Моя мать лишила меня наследства... Я лишился всего, и тем не менее я приобрел в Нем все".24 И в конце своей жизни он сообщил: "Германия - это страна, в которой я родился, но страна моего духовного рождения - это Америка."25 В июле 1878 г. он крестился во время одного из адвентистских лагерных собраний и с ликующим сердцем был принят в адвентистскую общину. "Теперь я твердо знал, что у меня есть любящий Отец на небе, и что Спаситель - мой лучший друг".26

23Botschafter, 226.

24Impelling Force, V.

25Review and Herald 103/26 (4.6.1926), 4.

26Botschafter, 226.

В течение этого времени адвентистская община в Айове была подорвана нападками двух пасторов, Б. Ф. Снока и В. X. Бринкерхофа, которые оставили церковь адвентистов в 1865 году и организовали свою собственную общину в г. Марион. Снок и Бринкерхоф особенно оспаривали статус Е. Уайт как Божьей вестницы. Эта вновь образованная община под названием "Марион парти" фактически была одним из первым направлений, отколовшимся от адвентистской Церкви. Вполне возможно, что это движение зародило в молодом Конради недоверие и подозрение против Елены Байт и её пророческого дара ещё задолго до того, как он смог более или менее без предрассудков оценить её притязания. В любом случае, в конце своей жизни он вспоминал, что многие адвентистские общины в Айове сознательно и преднамеренно избегали тему пророческого предназначения Е. Уайт, вызывающую столько разногласий.27 Кто бы мог подумать, что 50 лет спустя в своей полемике против адвентизма он будет вновь использовать критические аргументы Снока и Бринкерхофа.28

Конради пережил глубокое обращение. Ничто не могло удержать его от поиска Христа, его Спасителя, в ежедневных личных молитвах или в общественных субботних богослужениях. Нередко он вставал за 4 часа до восхода солнца для того, чтобы использовать это время для изучения Библии и молитвы. Его не останавливали большие расстояния, которые он должен был преодолевать пешком. Чтобы посетить богослужения в небольшой адвентистской общине, находящейся в соседнем городе, он в течение продолжительного времени проходил каждую субботу по 30 км.

Удивительным фактом в обращении Конради было то, что он сразу же почувствовал внутреннее побуждение передать свою новую веру другим. С самого начала он страстно желал проповедовать. Вскоре ему было предложено проводить библейские уроки в одной из баптистских церквей. Иногда на занятия приходили до 100 человек вместе с пастором и заслушивались его захватывающими проповедями о библейских пророчествах. Будучи молодым человеком, он смог в течение короткого времени приобрести достаточно обширные знания в области истории и Библии. Его миссионерская деятельность не осталась без вознаграждения. Одна баптистская семья присоединилась к церкви адвентистов. Конради предложили изучать теологию в адвентистском колледже в Батл-Крик, штат Мичиган, но у него не было достаточно средств для этого. Осенью 1878 он посетил курсы для рядовых членов в Сигурни (Айова). Там он познакомился с адвентистским пастором и евангелистом С. Н. Хаскеллом, который в свою очередь также убеждал Конради продолжить обучение в адвентистском колледже.


27 Reminiscences, 3.

28 Ср.: G. Damsteegt, ^ Foundations of the Seventh-day Adventist Message and Mission, Grand Rapids, Mi. 1978, 276.

Когда его община в Афоне собрала ему средства для обучения, он наконец-то принял решение отправиться в тогдашнюю адвентистскую цитадель в Батл-Крике.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Ludwig Richard Conradi Missionar, Evangelist und Organisator der siebenten-Tags-Adventisten iconLudwig Richard Conradi Missionar, Evangelist und Organisator der siebenten-Tags-Adventisten
Эта книга посвящена всем тем, кто ставит миссионерскую деятельность выше богословских дискуссий, кто проникнут любовью Иисуса к людям,...
Ludwig Richard Conradi Missionar, Evangelist und Organisator der siebenten-Tags-Adventisten iconLudwig Thoma Lausbubengeschichten (Хулиганские истории) Der vornehme Knabe
Шекбауэру приехала летом одна семья). Die war sehr vornehm (благородна, аристократична), und sie ist aus Preußen gewesen (была из...
Ludwig Richard Conradi Missionar, Evangelist und Organisator der siebenten-Tags-Adventisten iconDie wissenschaftliche Arbeit 2 Der kleine Mak-schweröImotor m 332 C. 4 Малый двигатель Mak м332 c на тяжелом топливе. 12
Чн 12/14 und die Diagnostikaparatur “Sapphir” ausnutzen. Die Elektronenrechenmaschine wird die Ergebnisse fixieren und bearbeiten....
Ludwig Richard Conradi Missionar, Evangelist und Organisator der siebenten-Tags-Adventisten iconÄrztlicher Direktor und Vorstand der internen und hämato-onkologischen Abteilungen

Ludwig Richard Conradi Missionar, Evangelist und Organisator der siebenten-Tags-Adventisten iconSprach- und Studienreise für Architekturstudenten aus der tu irkutsk an der Universität Kassel

Ludwig Richard Conradi Missionar, Evangelist und Organisator der siebenten-Tags-Adventisten iconMittel der Bildlichkeit und der Bildhaftigkeit

Ludwig Richard Conradi Missionar, Evangelist und Organisator der siebenten-Tags-Adventisten iconStefan Zweig Schachnovelle
Америку с востока на запад; das Turnier; das Spiel; der Ost; der West; abklappern – исходить, избегать /в поисках чего-либо/) und...
Ludwig Richard Conradi Missionar, Evangelist und Organisator der siebenten-Tags-Adventisten iconBundesrepublik deutschland. Geographische lage, das klima die Bundesrepublik Deutschland liegt in der Mitte Europas. Geographische Lage und Klima haben die historische Entwickung Deutschlands und der Deutschen bestimmt

Ludwig Richard Conradi Missionar, Evangelist und Organisator der siebenten-Tags-Adventisten iconСто немецких стихотворений Johann Wolfgang Goethe (1749 – 1832) Wandrers Nachtlied
«отшелестели»; rauschen – шелестеть) Scherz (шутка, забава: der Scherz) und Kuss (поцелуй: der Kuss)
Ludwig Richard Conradi Missionar, Evangelist und Organisator der siebenten-Tags-Adventisten iconPolysemie und Homonymie als Erscheinungsformen der Asymetrie des sprachlichen Zeichens

Ludwig Richard Conradi Missionar, Evangelist und Organisator der siebenten-Tags-Adventisten iconЦельс ПРАВДИВОЕ СЛОВО
Текст книги Цельса переведен с греческого текста Оригена по критическому изданию: «Die griechischen christlichen Schriftsteller der...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы