М. А. Антипина 25 декабря 2010 г. Теория, устройство и борьба за живучесть судна экзаменационные вопросы icon

М. А. Антипина 25 декабря 2010 г. Теория, устройство и борьба за живучесть судна экзаменационные вопросы


Скачать 68.04 Kb.
НазваниеМ. А. Антипина 25 декабря 2010 г. Теория, устройство и борьба за живучесть судна экзаменационные вопросы
М.А. Антипина 25 декабря 2010 г.<><><><><>ТЕОРИЯ, УСТРОЙСТВО И
Размер68.04 Kb.
ТипЭкзаменационные вопросы


УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по СПО

________________ М.А. Антипина


25 декабря 2010 г.


ТЕОРИЯ, УСТРОЙСТВО И БОРЬБА ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ К БИЛЕТАМ

группы С219, С229

2010 – 2011 уч. год


!.Технический надзор за судами. Функции Регистра Морского судоходства России и Российского Речного Регистра. Классификация судов речного флота.

Геометрия судна

2.Теоретический чертеж корпуса судна. Базовые координат­ные плоскости, принимаемые при построении теоретического чертежа судна.

3.Главные размерения судна. Соотношение главных размерений. Коэффи­циенты полноты формы судна.

4.Посадка судна и определение его осадки по маркам углубления во время эксплуатации. Разновидности приспособлений для измерения осадки суд­на и пользование ими. Устройство для измерения осадки из­нутри судна. Наметка и футшок. Измерение глубины с по­мощью наметки. Техника безопасности при измерении осадки судна и глубины пути.

5.Вычисление площадей, огра­ниченных кривыми линиями, и объемов, ограниченных кри­выми поверхностями, по правилу трапеций. Вычисление пло­щадей шпангоутов и ватерлиний по теоретическому чертежу.


Плавучесть

6.Плавучесть. Силы, действующие на судно. Центр тяжести и центр ве­личины судна. Условия плавучести и равновесия судна.

7.Объемные технико-эксплуатацион­ные измерители судна: грузоподъемность и регистровая вместимость (тоннаж) судна. Водо­измещение судна порожнем и в полном грузу. Полная (дедвейт) и чистая грузоподъемность.

8.Определение объемного водоизмещения по теоретическо­му чертежу и по приближенным формулам.

9.Кривая водоизме­щения, грузовой размер и грузовая шкала.

10.Строевая по шпангоутам и строевая по ватерлиниям.

11.Изменение сред­ней осадки от приема и снятия (расходования) груза. Кри­вая числа тонн на 1 см осадки судна.

12.Изменение осадки судна после перехода его из соленой воды в пресную и об­ратно.

13.Запас плавучести и грузовая марка на судах морского и речного флота.


Остойчивость

14.Остойчивость. Виды остойчивости. Основные сведения о нормах остойчивости речных и мор­ских судов по правилам Российского Речного Регистра и Регистра Морского судоходства России. Определение кренящего момента от давления ветра.

15.Начальная поперечная остойчивость. Элементы поперечной остойчивости. Поперечный метацентр и метацентрический радиус. Приближенные формулы для вычисле­ния метацентрического радиуса.

16.Метацентрическая формула поперечной остойчивости. Попе­речная метацентрическая высота. Момент, вызывающий угол крена на один градус. Условия остойчивости.

17.Опыт кренования, его назначение и методика проведения. Вычисление поперечной метацентрической высоты и положения центра тяжести судна путем кренования. Понятие о кренографе.

18.Влияние на остойчивость судна перемещение груза в вертикальном и горизонтальном поперечном направлениях. Опре­деление угла крена при перемещении груза.

19.Изменение остойчивости судна от приема и снятия (расходования) груза.

20.Влияние на остойчивость подвешенных, жидких и сыпучих грузов.

21.Ос­тойчивость судна при посадке на грунт и постановке в док.

22.Остойчивость при больших углах крена. Понятие об определении плеча статической остойчивости. Диаграмма ста­тической остойчивости, ее свойства и типы. Задачи, решае­мые по диаграмме статической остойчивости.

23.Динамическая остойчивость, динамический угол крена и диаграмма динамической остойчивости. Определение динами­ческого угла крена и минимального опрокидывающего момента по диаграмме статической и динамической остойчи­вости.

24.Продольная остойчивость. Элементы продоль­ной остойчивости. Продольная метацентрическая высота и радиус, их определение по формулам. Момент, вызывающий дифферент на 1 см. Изменение дифферента при изменении нагрузки. Дифферентовка судна в эксплуатации.


Непотопляемость

25.Непотопляемость. Общее понятие о непотопляемости. Роль водонепроницае­мых переборок и надводного борта в обеспечении непотоп­ляемости судов. Требования Регистра по обес­печению непотопляемости судов. Понятие об определении изменения осадки и остойчивости судна при затоплении отсеков. Основные сведения о таблицах непотопляемости А. Н. Крылова.


Управляемость

26.Управляемость. Устойчивость на курсе, поворотливость и рыскливость. Действие силы воды на движущееся судно.

27.Принцип действия руля и поворотных насадок. Определение площади пера руля и вращающего момента на баллере.

28.Циркуляция судна и ее элементы. Крен при повороте.

29.Влияние работы движи­телей и других причин на управляемость судна.


Качка

30.Качка. Основные понятия о качке и ее элементы. Плавность кач­ки как одно из навигационных качеств судна. Качка бортовая и килевая. Качка на спокойной воде и на волнении. Собст­венные и вынужденные колебания судна. Свободная качка и ее элементы.

31.Элементы волн. Зависимость между перио­дами качки судна и волны. Явление резонанса. Зависимость бортовой и килевой качки от курса и скорости судна при пла­вании на волнении. Успокоители качки.


^ Ходкость и судовые движители

32.Ходкость судна. Физическая сущность явлений, происходящих при движении судна на воде. Состав­ляющие сопротивления движения судна. Значение отдельных составляющих и их вычисление по приближенным формулам.

33.Факторы, влияющие на величину сопротивления воды. Меро­приятия по уменьшению сопротивления.

34.Главные двигатели Мощность и ее виды Понятие об определении потребной мощности главных двигателей.

35.Буксировочная мощность и пропульсивный коэффициент. Судовой комплекс и его КПД. Понятие о динамометрических испытаниях судна.

36.Судовые движители, их назначение, классификация и сравнительная характеристика. Активные и реактивные движители.

37.Гребной винт. Материалы и способы изготовления греб­ных винтов. Типы винтов. Прин­цип работы гребного винта. Основные геометрические эле­менты гребного винта. Винтовая линия и поверхность. Шаг винта, диаметр винта. Поверхность и форма лопасти, про­филь сечения, дисковое отношение, число лопастей и другие элементы. Понятие об обмере гребных винтов. КПД винта.

38.Понятие о взаимодействии гребного винта с кор­пусом судна. Согласование работы гребных винтов и главных двигателей судна. Винты «тяжелый» и «легкий».

39.Понятие о кавитации. Влияние кавитации на работу дви­жителей. Меры борьбы с кавитацией гребных винтов. Меры, применяемые для улучшения пропульсивных свойств греб­ных винтов: подбор винта, балансировка, обработка поверх­ностей и т. д. Меро­приятия, улучшающие ходовые качества судна. Влияние форм обводов подводной части судна на ход­кость.

40.Направляющие и поворотные насадки, принцип их ра­боты.

41.Крыло и действующие на него силы. Под­водные крылья и принцип их действия. Элементар­ные сведения из теории судов на воздушной подушке и ка­тамаранов. Крыльчатые движители.


Устройство судна.

42.Конструкция корпуса металлических судов. Общие понятия о проектировании и постройке судна.

43.Прочность судна. Внешние силы, действующие на судно. Понятие о продольной и поперечной, «местной» прочности. Понятие об эквивалентном брусе и напряжениях в корпусе судна.

44.Систе­мы набора корпуса и их технико-экономические преимуще­ства и недостатки. Область применения различных систем набора.

45.Штевни, форштевни, их конструкции в зависимости от типа и назначения судна. Днищевой набор. Продольные и поперечные связи днищевого набора: кили, кильсоны, стрин­геры, шпангоуты, их разновидности, конструкции и располо­жение.

46.Бортовой набор. Продольные и поперечные связи бор­тового набора: стрингеры, бортовые ветви шпангоутов, их разновидности, конструкции и расположение. Палубный на­бор. Продольные и поперечные связи палубного набора: карлингсы, стрингеры, бимсы, их разновидности, конструкции и расположение.

47.Поперечные и продольные переборки, их конструкция и назначение. Принцип расстановки поперечных переборок по длине судна и требования, предъявляемые к переборкам.

48.Наружная обшивка и палуба. Растяжка наружной об­шивки. Пояса наружной обшивки, особенности каждого из них и способы крепления между собой и набором. Пояса палубного настила, их крепление между собой и с палубным набором. Дополнительные крепления: пиллерсы, комингсы, фунда­менты, кронштейны, кожухи.

49.Конструкции современных самоходных судов: грузовых теплоходов, танкеров, грузопассажирских теплоходов, толка­чей-буксиров, ледоколов. Особенности конструкции судов смешанного (река—мо­ре) плавания. Понятие о конструкции судов технического флота. Типы земснарядов и их рабочее устройство.

50.Суда из алюминиевых сплавов. Преимущества и недостат­ки алюминиево-магниевых сплавов перед сталью при по­стройке корпусов судов на подводных крыльях.

51.Особенности пластмассы как строительного материала. Разновидности су­дов из пластмасс, их преимущества по сравнению с металли­ческими. Перспективы развития. Набор корпуса пластмассо­вых судов. Обшивка. Способы крепления деталей корпуса между собой и с обшивкой,

52.Основные типы железобетонных судов. Конструктивные и эксплуатационные особенности железобетонных судов. Роль арматуры, бетона. Преимущества и недостатки железобетон­ных судов.

53.Устройство палубных надстроек. Назначение палубных надстроек, их разновидности в за­висимости от типа и назначения судна. Расположение поме­щений в палубных надстройках у судов различных типов. Материалы, применяемые для набора и обшивок палубных надстроек. Корпус, наружная и внутренняя обшивка над­строек, палуба. Составные части каркаса и их крепление между собой. Крепление каркаса с палубой.


^ Вооружение и оборудование судна

54.Тросы и цепи, их назначение и разновидности. Определе­ние калибра и подбор тросов по нагрузке.

55.Ран­гоут и такелаж Мачты, их назна­чение, разновидности и устройство.. Составные части мачт и их вооружение. Крепление мачт с палубой. Тре­бования Правил технической эксплуатации к судовым мач­там. Устройства и приспособления для укладки и подъема мачты. Техника безопасности при укладке и подъеме мачты.

56.Назначение канатов (тросов) на судах. Разновидность ка­натов (тросов) по материалам и способу изготовления. Понятие о выделке канатов (тросов). Измерение, испытание, прием, уход и хра­нение канатов (тросов) на судне.

57.Сравнительная крепость стальных, растительных и синте­тических канатов (тросов). Преимущества и недостатки от­дельных видов канатов (тросов). Определение веса и кре­пости канатов (тросов) по таблицам Регистра или ГОСТу и по формулам. Подбор диаметра канатов (тросов) в зави­симости от нагрузки.

58.Назначение и разновидности цепей, применяемых на су­дах. Якорный канат, его составные части. Крепление якор­ного каната с якорем и корпусом судна. Уход за якорным канатом, укладка его в цепной ящик и хранение. Определение калибра якорной цепи для судов.

59.Гаки, скобы, талрепы, обухи, рамы, блоки, гордени, тали.

60.Якоря и стопоры Назначение, разновидности, преимущества и недостатки отдельных типов якорей. Составные части якорей. Расчет веса якоря. Швартов­ные бочки и буи.

61.Назначение стопоров. Стопоры переносные и стационар­ные. Стопоры для якорных цепей и их конструктивные осо­бенности. Составные части стопоров для якорных цепей и их устройство. Преимущества и недостатки типов стопоров. Тре­бования техники безопасности при постановке и снятии судна с якоря.


^ Судовые устройства

62.Рулевое устройство. Разновидности рулей: обыкновенные, пластинчатые, полубалансирные, балансирные; их основные части, устройство и крепление с корпусом судна. Рули заднего хода и поворот­ные насадки, их расположение, составные части и крепление с корпусом судна. Рулевые приводы: румпельный, секторный, винтовой. Сое­динение привода с баллером руля. Разновидности рулевых машин по принципу действия.

63.Виды передач от рулевых ма­шин к рулевым приводам: штуртрос, валики. Проводка штур­троса и его ограждение. Валиковая проводка и соединение валиков между собой.

Уход за рулевым устройством. Пре­дупреждение поломок и ремонт элементов рулевого устрой­ства в судовых условиях. Устранение слабины штуртроса. Рулевое устройство. Схемы рулевого устройства на судах различных типов. Тре­бования Правил технической эксплуатации к рулевому уст­ройству.

Подруливающее устройство Схема и принцип действия подруливающего устройства.

64.Якорное устройство. Назначение якорного устройства. Составные части, их рас­положение и назначение. Нормы снабжения судов якорями. Якорная характерис­тика. Разновидности якорных устройств в зависимости от типа судна и их назначения. Требования Правил технической эксплуатации к якорному устройству. Техника безопасности при работе на якорном устройстве.

65.Швартовное устройство. Назначение швартовного устройства. Составные элементы швартовного устройства: кнехты, киповые планки, клюзы, обносные скобы, утки, рамы, кранцы, вьюшки; их расположе­ние и крепление с корпусом. Техника безопасности при ра­боте со швартовными устройствами.

Схемы швартовных устройств на судах различных типов. Требования Правил технической эксплуатации к швартов­ным устройствам.

66.Буксирное устройство и устройство для толкания. Составные части буксирного устройства: кнехт, гак, арки, лебедки; их расположение и назначение. Крепление кнехта с корпусом судна. Буксирные гаки, их разновидности и со­ставные части. Конструкция буксирных арок и их крепление с корпусом судна. Составные части устройства для толка­ния: упоры, сцепы, натяжные устройства, устройства для за­крепления вожжевых и расчаливающих тросов.

67.Конструкция автоматических сцепов и натяжных устройств. Требования Правил технической эксплуатации. Уход за буксирными устройствами и устройством для толкания. Техника безопасности при работе с этими меха­низмами.

68.Шлюпочное устройство. Составные части шлюпочного устройства: шлюпбалки, шлюптали, шлюпочные лебедки, ростр-блоки, кильблоки. Раз­новидности и устройство шлюпбалок. Шлюпбалки: поворотные, заваливающиеся, гравита­ционные. Кильблоки. Крепление шлюпбалок на судне. Порядок спуска и подъема шлюпок. Уход за шлю­почным устройством. Испытание шлюпбалок. Схемы расположения шлюпочных устройств на судах. Требования Правил технической эксплуа­тации к шлюпочным устройствам. Техника безопасности при работе на шлюпочном устройстве.

69.Грузовое устройство. Разновидности грузовых устройств на судах. Грузовые стрелы, краны и их расположение. Такелаж грузовых стрел, его расположение и назначение. Тали. Разновидности талей и их применение. Уход за гру­зовыми устройствами. Техника безопасности при работе на грузовых устройствах. Расчет на прочность топенантов и шкентелей грузовых стрел. Подбор талей. Требования Правил технической экс­плуатации к грузовым устройствам.


^ Спасательное оборудование. Аварийное снабжение судна

70.Спасательное оборудование судна. Коллективные и инди­видуальные средства. Шлюпки. Нормы загрузки шлюпок. Определение пассажировместимости и грузоподъемности шлюпки.

71.Спасательные средства: шлюпки, плоты, скамейки и столы с воздушны­ми ящиками. Спасательные пояса и круги, их испытание на прочность и плавучесть. Требования Регистра Морского судоходства России, Правил технической эксплуатации судов и Международной Конвен­ции по охране человеческой жизни на море к спасательным средствам.

72.Спасательные принадлежности: круги, нагрудники, шары и концы. Спасательные жилеты. Размещение и хранение спасательных средств на судне Поль­зование спасательными средствами.

73.Нормы снабжения судов спасательными средствами. Ис­пытание спасательных принадлежностей. Требования Правил технической эксплуатации к спасательным средствам.

74.Разновидности аварийного имущества, применяемого для заделки трещин, трюмов и других повреждений подводной части корпуса судна. Нормы снабжения судов аварийным имуществом. Расположение, хранение и уход за аварийным имущест­вом на судне. Практическое применение пластырей, щитов и другого имущества для заделки повреждения корпуса.


^ Противопожарное оборудование

75. Противопожарные приборы и инвентарь: огнетушители, ведра, кошмы, топоры, багры, ломы, песок, лопаты. Разно­видности огнетушителей и их применение. Правила пользования огнетушителями. Расположение противопожарного оборудования на судне и требования, предъявляемые к нему. Нормы снабжения су­дов противопожарными средствами. Требования правил технической эксплуатации к противо­пожарным средствам.


^ Средства сигнализации.

76.Средства внутренней и внешней сигнализации на судне. Средства световой, звуковой, пиротехнической и электротех­нической сигнализации. Светосигнальные фонари, их устрой­ство, месторасположение на судне и назначение. Импульсные отмашки. Средства звуковой сигнализации, свистки, сирены, воздушные тифоны, звонки. Сигнальные фигуры и флаги. Пиротехнические сигнальные средства: ракеты, фальш­фейеры. Внутрисудовая связь. Судовая внутренняя переговорная сигнализация. Сигнализация о возникновении пожара и появлении воды в корпусе судна. Требования Правил технической эксплуатации и Правил РРР к средствам судовой сигнализации.


Задачи.


1. Для судна известны: длина – L = 100м, ширина – B = 11,2м; осадка – T = 3,3м; коэффициент полноты водоизмещения – δ = 0,7; коэффициент полноты площади ватерлинии – α = 0,65.

Сколько груза нужно снять с судна, чтобы уменьшить его осадку до 2,7м.

2. Для судна известны: длина –L = 113 м, ширина – B = 12,5 м; коэффициент полноты водоизмещения – δ = 0,7. Определить дедвейт судна, если его осадка порожнем – Tп = 1,9м, а с грузом – Tгр = 3,6 м.

3. Для судна известны: длина – L = 109м; ширина – В = 12,6м; T = 3,4м; коэффициент полноты водоизмещения – δ = 0,65; метацентрическая высота – h = 0,9м; плотность воды – ρ = 1т/м3.

На какое расстояние и куда нужно переместить 600 тонн груза, чтобы создать угол крена θ = 8°?

4. Для судна известны: длина–L = 90м; ширина–В = 13м; осадка –T = 5,6м; объёмное водоизмещение – V = 4100м3; площадь ватерлинии – S = 970м2; площадь мидель-шпангоута – ω = 71м2.

Определить коэффициенты полноты судна: водоизмещения – δ, площади ватерлинии – α, площади мидель-шпангоута – β.

5. Для судна известны: длина – L = 60м; ширина – В = 19м; осадка – T = 3,7м; коэффициент полноты водоизмещения – δ = 0,6; коэффициент полноты площади ватерлинии – α = 0,85.

Сколько груза должно принять судно, чтобы его осадка стала равной 4,1м?

6. Для судна известны: длина – L = 140м; ширина – В = 18м; осадка – T = 6м; коэффициент полноты водоизмещения – δ = 0,65; коэффициент полноты площади ватерлинии – α = 0,83; коэффициент полноты площади мидель-шпангоута – β = 0,97.

Определить: объёмное водоизмещение – V подводной части корпуса судна, площадь шпангоута – ω, коэффициент продольной полноты – φ и коэффициент вертикальной полноты – X судна.

7. Для судна известны: длина – L = 80м; ширина – В = 12м; осадка – T = 4м; коэффициент полноты водоизмещения – δ = 0,75; метацентрическая высота – h = 0,3 м. На судне переместили груз с палубы в трюм на расстояние 3,5 м.

Какое количество груза надо переместить, чтобы увеличить метацентрическую высоту – h до 0,5м?

8. Для судна известны: длина – L = 65м; ширина – В = 8м; осадка – T = 2м; коэффициент полноты водоизмещения – δ = 0,5; коэффициент полноты площади ватерлинии – α = 0,7.

Определить метацентрическую высоту – h пассажирского теплохода, если при скоплении пассажиров на борту (до 75 чел.) теплоход получил крен 7°

9. Для парусной яхты известны: длина – L = 15м; ширина – В = 4,5м; осадка – T = 0,9м; коэффициент полноты водоизмещения – δ = 0,4; коэффициент полноты площади ватерлинии – α= 0,75; метацентрическая высота – h = 0,45м; На мачте парусной яхты заело блок.

Можно ли для освобождения блока послать на мачту высотой l =15м матроса массой т = 75кг?

10. Для судна известны: длина – L = 115м; ширина – В = 20м; осадка – T = 3,5м; коэффициент полноты водоизмещения – δ = 0,65; коэффициент полноты площади ватерлинии – α = 0,75; метацентрическая высота – h = 1,3м. Для ремонта корпуса перенесли на расстояние 5м, с левого борта на правый, груз массой т = 200 тонн. Определить угол крена – θ°.

11. Для судна известны: длина – L = 115м; ширина – В = 25м; осадка – T = 4,5м; коэффициент полноты водоизмещения – δ = 0,7; коэффициент полноты площади ватерлинии – α = 0,8; плотность воды – ρ = 1т/м3. Судно приняло через пробоину 400 тонн воды. Для спрямления судна было принято столько же воды на противоположный борт.

Определить новые значения водоизмещения и осадки судна

12. Для судна известны: длина – L = 125м; ширина – В = 15м; осадка – T = 7,2м; объёмное водоизмеение – V = 5300м3; площадь ватерлинии – S = 1100м2; площадь мидель-шпангоута – ω = 85м2

Определить для судна коэффициенты полноты: водоизмещения – δ, площади ватерлинии – α, площади мидель-шпангоута – β, продольной – φ и вертикальной – X .

13. Для судна известны: длина – L = 112м; ширина – В = 27м; осадка – T = 3,6м; коэффициент полноты водоизмещения – δ = 0,75; коэффициент полноты площади ватерлинии – α = 0,8; плотность воды – ρ = 1т/м3

Сколько груза необходимо принять на судно, чтобы его осадка стала T1 = 5м?

14. Для судна известны: длина – L = 114м; ширина – В = 12,9м; осадка – T = 3,6м; коэффициент полноты водоизмещения – δ = 0,75; плотность воды – ρ = 1т/м3.

Определить объёмное и массовое водоизмещения судна

15. Для судна известны: длина – L = 113м; ширина – В = 12,5м; осадка порожнём – Tп = 2,5м; осадка с грузом – Tгр = 3,5м; коэффициент полноты водоизмещения – δ = 0,75; коэффициент полноты площади ватерлинии – α = 0,8; плотность воды – ρ = 1т/м3.

Определить дедвейт судна.

16. Для судна известны: длина – L = 102,5м; ширина – В = 13м; осадка – T = 2,1м; коэффициент полноты водоизмещения – δ = 0,66; коэффициент полноты площади ватерлинии – α = 0,75; плотность воды – ρ = 1т/м3.

Определить количество принятого груза и водоизмещение судна, если осадка увеличилась на 3,3м.

17. Для судна известны: длина – L = 95м; ширина – В = 10,8м; осадка – T = 2,5м; коэффициент полноты водоизмещения – δ = 0,65; метацентрическая высота – h = 1,3м; плотность воды – ρ = 1т/м3.

Определить новую метацентрическую высоту судна, если 200 тонн груза перенесли с палубы в трюм

на расстояние 4м.

18. Для судна известны: длина – L = 115м; ширина – В = 13,2м; осадка – T = 1,9м; коэффициент полноты водоизмещения – δ = 0,6; коэффициент полноты площади ватерлинии – α = 0,7; плотность воды – ρ = 1т/м3. Судно в порту приняло груз щебня в количестве 2000 тонн.

Определить новое водоизмещение и осадку судна.

19. Для судна известны: длина – L = 130 м; ширина – В = 13,6м; осадка – T = 1,8 м; коэффициент полноты водоизмещения – δ = 0,85; коэффициент полноты площади ватерлинии – α = 0,95. В порту теплоход принял груз соли. Осадка увеличилась на 2,5 м.

Определить массу принятого груза и новое водоизмещение

20. Для судна известны: длина – L = 85м; ширина – В = 13м; осадка – T = 2,9м; коэффициент полноты водоизмещения – δ = 0,6; коэффициент полноты площади ватерлинии – α = 0,7.

Сколько груза надо снять с судна, чтобы уменьшить его осадку до 2,0 м.

21. Для судна известны: длина – L = 130м; ширина – В = 12,5м; осадка – T = 3,2м; объёмное водоизмещение –V = 4300м3; площадь ватерлинии –S = 1200м2; площадь мидель-шпангоута – ω = 98м2.

Определить коэффициенты полноты: водоизмещения – δ, площади ватерлинии – α, площади мидель-шпангоута – β, продольной – φ и вертикальной – X .

22. Для судна известны: длина – L = 100м; ширина – В = 14м; осадка порожнём – Tп = 0,7м; осадка с грузом – Tгр = 3,4м коэффициент полноты водоизмещения – δ = 0,7; коэффициент полноты площади ватерлинии – α = 0,8; плотность воды – ρ = 1т/м3.

Определить дедвейт судна.

23. Для судна известны: длина – L = 115м; ширина – В = 13,5м; осадка – T = 3,5м; объёмное водоизмещение –V = 2100м3; площадь ватерлинии – S = 1010м2; площадь мидель-шпангоута –ω = 71м2.

Определить для судна коэффициенты полноты: водоизмещения – δ, площади ватерлинии – α, площади мидель-шпангоута – β, продольной – φ и вертикальной – X .

24. Для судна известны: длина – L = 119м; ширина – В = 13м; осадка – T = 3м; коэффициент полноты водоизмещения – δ = 0,8; плотность воды – ρ = 1т/м3.

Определить объёмное и массовое водоизмещение судна.

25. Для судна известны: длина – L = 90 м; ширина – В = 11,2м; осадка – T = 1,5 м; коэффициент полноты водоизмещения – δ = 0,8; коэффициент полноты площади ватерлинии – α = 0,95. В порту теплоход принял груз, в результате чего осадка увеличилась на 1,8 м.

Определить массу принятого груза и новое водоизмещение судна.


Преподаватель: =В.И.Коновалов=


^ Методические указания и пояснения к решению задач по ТУ и БЖЗС


Условности.

Для судна известны: длина – L; ширина – В; осадка – T; коэффициент полноты водоизмещения – δ; коэффициент полноты площади ватерлинии – α; коэффициент полноты площади мидель-шпангоута – β, продольной – φ и вертикальной – X; метацентрическая высота – h; угол крена – θ°; плотность воды – ρ = 1т/м3 объёмное водоизмещение – V = м3 ; площадь ватерлинии – S = м2; площадь мидель-шпангоута – ω = м2;

Форма корпуса определяется соотношениями главных размерений и ко­эффициентами полноты.

п/п

Соотношение

размерений

Что характеризует

1

L/B

В значительной степени определяет ходкость судна: чем боль­ше скорость судна, тем больше это отношение

2

В/Т

Характеризует остойчивость и ходкость судна

3

Н/Т

Определяет остойчивость и непотопляемость судна

4

L/H

В известной степени зависит прочность корпуса судна

Для характеристики формы обводов корпуса различных судов служат так называемые коэффициенты полноты. Они не дают полного представле­ния о форме корпуса, но позволяют численно оценить главные его особенно­сти.

Основные безразмерные коэффициенты полноты формы подводного объема корпуса судна.

Погруженный в воду объем корпуса судна, называе­тся объемным водоизмещением – V, м3




п/п

Коэффициент полноты

Название

Обознач.

Что характеризует

Рисунок

Вычисление

1

Коэффициент полноты водоизмещения (общей полноты)

δ

Отношение погруженного в воду объема корпуса ^ V (объемное водоизмеще-ние), к объему параллеле-пипеда со сторона­ми - L, В, Т



δ =

2

Коэффициент полноты площади ватерлинии

α

Отношение площади ва-терлинии S к площади прямоугольника со сторо-нами - L, B




α =

3

Коэффициент полноты пло-щади мидель — шпангоута

β

Отношение площади мидель-шпангоута ωф к площади прямоугольника со сторонами - В, Т






ωф =

4

Коэффициент

продольной

полноты

φ

Отношение объемного водоизмещения V к объему призмы, основанием кото-рой служит площадь мидель-шпангоута ωф, а длиной - длина судна L




φ=

5

Коэффициент вертикальной полноты

X

Отношение объемного водоизмещения V к объему призмы, основанием кото-рой слу­жит площадь ватер-линии S, а высотой - осадка судна - Т




X=


Приведенные выше коэффициенты полноты обычно определяются для судна, сидящего по грузовую ватерлинию. Однако они могут быть отнесены также и к другим осадкам, причем входящие в них линейные размеры, пло­щади и объемы берут в этом случае для действующей ватерлинии судна.


Эксплуатационные качества судна определяются его грузоподъемностью, грузо- и пассажировместимостью, скоростью, маневренностью, дальностью и автономностью плавания.


п/п

Эксплуатационное качество

Определение и сущность

Наименование

Обозначение, ед. измерения

1

Грузоподъемность




Вес различного рода грузов, которые может перевезти судно при условии сохранения проектной посадки.




1.1.Чистая

грузоподъемность

Dч.

Полный вес перевозимо­го судном полезного груза (вес в трюмах и вес пассажиров с багажом и за­пасы провизии, воды) при загрузке судна по расчетную осадку

1.2. Дедвейт

(иногда говорят –

полная грузоподъемность)

Dw

Общий вес перевозимого груза, а также запасов топлива, котельной воды, масла, эки­пажа с багажом, запасов всей воды и балласта, т.е. дедвейт ~ сумма всех пе­ременных грузов. Величина дедвейта для каждого судна является постоян­ной и определяется общим весом переменных грузов, принятых на судно по расчетную осадку

1.3. Водоизмещение

порожнем

Do

Сумма всех постоянных весов, из которых слагается вес конструкции построенного судна (корпус, ме­ханизмы, судовые устройства, системы и оборудование, инвентарное снабже­ние, вес запасов топлива, масла в системе для запуска двигателя и твердый балласт на некоторых судах)

1.4. Полное

водоизмещение

D = Do+ Dw

Водоизмещение порожнем плюс дедвейт (или водоизмещение в полном грузу). У современных судов дедвейт составляет 65 - 75 % от полного водоиз­мещения, у танкеров - 82 - 85 %.

2

Грузовместимость

м3

Суммарный объем всех грузовых поме­щений, измеряется




2.1.Зерновая

вместимость

Это теоретический объем грузовых помещений за вычетом объема набора корпуса и других конструк­ций внутри помещения (4-5 %)

2.2. Киповая

вместимость

Вместимость по штучному грузу и обычно на 8 - 10% меньше вместимости по сыпучему грузу

2.3. Регистровая

вместимость (или

регистровый тоннаж)

Рег. тонна

Единообразная оценка размеров судна, размеров помещения в мировой практике. Дан­ные, полученные в результате обмера судна, заносятся в его мерительное сви­детельство и в списки (регистровые книги) судов. За единицу объема принимают 1 регистровую тонну, равную 2,83 м3 (или 100 куб. футов). Это мера объема, которую нельзя путать с обычной тон­ной - мерой веса.

2.4.Валовая

вместимость

(брутто)

Объем помещений судна, опреде­ляемый по специальным правилам обмера. Этот объем, служащий для рас­чета сборов в портах и статистического учета флота, включает полный объем корпуса судна и его надстроек, за исключением объема двойного дна, не ис­пользуемого для размещения топлива, объема помещений, не полностью за­щищенных от попадания забортной воды, и некоторых других особо огово­ренных помещений.

2.5. Чистая

вместимость

(нетто)

Условный объем помещений судна, предназначенных для перевозки грузов или пассажиров, т.е. коммер­чески эксплуатируемых помещений.

3

Скорость хода

км/ч

(1 узел = 1 миля/ч)

Эксплуатационное качество судна, обеспечи­вающее экономическую эффективность транспортных операции Чем выше скорость, тем выше провозная способность судна

4

Дальность плавания

км

(миля)

(1миля = 1,83 км)

Расстояние, которое судно может пройти с заданной скоростью без пополнения запасов. Сейчас суда могут со­вершать рейсы 15 000 - 20 000 миль и более

5

Автономность плавания

сут.

Определяется временем работы судна без пополнения запасов топлива, смазки, провизии и воды

6

Маневренность




Способность судна выполнять заданные ма­невры, изменять направление и скорость движения

7

Живучесть




Способность судна при получении повреждений сохранять свои мореходные и эксплуатационные качества.



^ Вместимость судна.

Под вместимостью понимается валовая вместимость судна.

Валовая вместимость судов внутреннего плавания GT в регистровых тоннах опре­деляется по формуле:

GT = V / 2,83,

где V - валовая вместимость, м3, опре­деляемая путем обмера всех помещений судна или

подсчитываемая по формуле:

V = LBTδ + LBα(H-T) + Σ lbh,

где L и В — длина и ширина судна по конструктивной ватерлинии (КВЛ), м;

Н — высота борта, м;

Т осадка судна по конструктивную ватерлинию, м;

δ коэффициент полноты водоизме­щения;

α коэффициент полноты конструк­тивной ватерлинии;

l, b,h соответственно средние длина, ширина и высота надстроек или рубок, м.

В валовую вместимость не включаются объемы рулевой рубки, камбузов, туале­тов, всех световых люков и сходных мел­ких рубок.

Валовая вместимость судов смешанного (река — море) плавания определяется в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении № 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года.

Дедвейт — разность между водо­измещением при осадке судна по конст­руктивную ватерлинию, соответствующую назначенному летнему надводному борту, и водоизмещением порожнем.


^ Метацентрическая формула остойчивости MB = g∙D∙ hm sin θ

где gDhm = Кθ — коэффициент поперечной остойчивости, кН-м.

При малых углах крена sin θ ≈ θ и метацентрическая формула остойчивости будет иметь вид

MB = g∙D∙ hm θ

В тот момент, когда накрененное судно находится в равновесии, восстанавливающий момент будет равен кренящему моменту. Тогда выражение можно записать в виде:

Mкр = g∙D∙ hm θ

Отсюда можно определить угол крена в градусах:


θ = ,

где Мкр — кренящий момент, кН-м;

gD — вес воды, вытесненной судном, кН;

hm — метацентрическая высота, м.

Если принять θ = 1°, то можно опре­делить кренящий момент, необходимый для образования крена судна на :

В тех случаях, когда углы крена не превышают 10-15град, поскольку угол крена мал, последнее выражение можно записать в виде: θ =

Похожие:

М. А. Антипина 25 декабря 2010 г. Теория, устройство и борьба за живучесть судна экзаменационные вопросы iconМ. А. Антипина 25 декабря 2010 г. Теория, устройство и борьба за живучесть судна экзаменационные вопросы
Технический надзор за судами. Функции Регистра Морского судоходства России и Российского Речного Регистра. Классификация судов речного...
М. А. Антипина 25 декабря 2010 г. Теория, устройство и борьба за живучесть судна экзаменационные вопросы iconТеория коммуникации как основа паблик рилейшнз: pr в системах race и rosie
Вопросы для подготовки к итоговому экзамену по дисциплине «Теория и практика связей с общественностью. Технологии» (зимняя сессия...
М. А. Антипина 25 декабря 2010 г. Теория, устройство и борьба за живучесть судна экзаменационные вопросы iconЭкзаменационные вопросы по курсу Теория бухгалтерского учета
Документация, ее сущность, значение, реквизиты документов, требования, предъявляемые к оформлению документов
М. А. Антипина 25 декабря 2010 г. Теория, устройство и борьба за живучесть судна экзаменационные вопросы iconГр.441-444 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Маркетинг: учебник для студ вузов / под ред. В. В. Герасименко. – 2 –ое изд, доп. И перераб. – М.: Инфра, 2010
М. А. Антипина 25 декабря 2010 г. Теория, устройство и борьба за живучесть судна экзаменационные вопросы iconМеждународная конвенция об унификации некоторых правил относительно ограничений ответственности владельцев морских судов
Владелец морского судна несет ответственность только в пределах стоимости судна, фрахта и акцессориев судна за
М. А. Антипина 25 декабря 2010 г. Теория, устройство и борьба за живучесть судна экзаменационные вопросы iconЭкзаменационные вопросы по психиатрии и наркологии для студентов 5 курса, специальность «Лечебное дело»
Синим цветом отмечены экзаменационные вопросы, которые рекомендуются студентам для самостоятельного изучения
М. А. Антипина 25 декабря 2010 г. Теория, устройство и борьба за живучесть судна экзаменационные вопросы iconЭкзаменационные вопросы по предмету «Теория государства и права»
Предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся
М. А. Антипина 25 декабря 2010 г. Теория, устройство и борьба за живучесть судна экзаменационные вопросы iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «производственный менеджмент»
Экзаменационные вопросы по дисциплине «производственный менеджмент» для студентов 5 курса 1 и 2 образования специальности
М. А. Антипина 25 декабря 2010 г. Теория, устройство и борьба за живучесть судна экзаменационные вопросы iconВопросы цикла Судовождение на внутренних водных путях Вопросы дисциплины «Судовождение на ввп»
Ходкость судна. Дать определения скоростей: построечной, эксплуатационной, экономичной
М. А. Антипина 25 декабря 2010 г. Теория, устройство и борьба за живучесть судна экзаменационные вопросы iconЗаседание президиума Совета профсоюза 14 16 декабря 2010 года
Профсоюз работников Российской академии наук Расширенное заседание президиума Совета профсоюза 14 16 декабря 2010 года
М. А. Антипина 25 декабря 2010 г. Теория, устройство и борьба за живучесть судна экзаменационные вопросы iconFlag marshall islands port of registry
Тип судна, его назначение и район плавания, водоизмещщение, грузоподьёмность. Главные размерения судна
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы