Магистерская диссертация icon

Магистерская диссертация


Скачать 313.2 Kb.
НазваниеМагистерская диссертация
страница1/6
Размер313.2 Kb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный

технический университет»


Гуманитарный факультет

Кафедра «Лингвистика и межкультурная коммуникация»

Направление 031100.68 – «Лингвистика»


К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ

Заведующая кафедрой

________________Г.А. Шушарина

«___» _____________20__г.


МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ


Троллинг как тип коммуникативного поведения

в Интернете (структура и функции)


Студент группы 6МЛм ____________ Д.И. Семёнов


Научный руководитель,

доктор филол. наук, профессор ____________ А.А. Шунейко


Нормоконтролёр ____________ А.А. Шунейко


Рецензент ____________ Л.А. Лисина


2012

Содержание


Введение…………………………………………………………………………….

1 Троллинг в коммуникативном пространстве Интернет……………………….

1.1 Определение понятия «сетевой троллинг»………………………………...

1.2 Предпосылки возникновения сетевого троллинга………………………...

1.3 Мотивы деятельности сетевых троллей……………………………………

2 Характеристика типичного тролля……………………………………………...

2.1 Тролль как особый вид Интернет-пользователя………………………......

2.2 Функции сетевого тролля…………………………………………………...

2.3 Способы эффективного взаимодействия…………………………………..

3 Анализ коммуникативного поведения сетевых троллей………………………

3.1 Классификация сетевого троллинга………………………………………..

3.2 Адвертивный троллинг.………………………………………………..........

3.3 Пользовательская оценка сетевого троллинга …………………………….

Заключение………………………………………………………………………....

Список использованных источников……………………………………………..

Приложение А Список терминов, имеющих отношение к троллингу…………

Приложение Б Графические материалы о сетевых троллях …………………....

Приложение В Статьи о троллях в средствах массовой информации………….

Приложение Г Образцы анкет и опросных листов……………………………....

Приложение Д Образцы коммуникативного поведения троллей……………....

3

9

9

20

24

28

28

39

41

47

47

50

57

63

66

75

83

91

108

109



Введение


Настоящая диссертационная работа посвящена изучению языковых аспектов троллинга как одной из форм коммуникативного поведения в веб-пространстве. Исследование проводится на материале русскоязычных сетевых ресурсов: чатов, форумов, сайтов, блогов и других сетевых мест реализации коммуникативных установок и целей.

Стремительные темпы развития троллинга в коммуникативном пространстве глобальной сети позволяют говорить о троллинге как о мощном, совершенствующемся виде коммуникации. В настоящее время к сферам распространения троллинга относится не только коммуникативное пространство сети Интернет, но и политическая и рекламная коммуникация. Об интересе к данной тематике также свидетельствует наличие сообществ, посвященных троллингу в социальных сетях. Например, социальная сеть «вКонтакте» [29] на данный момент (апрель 2012 г.) насчитывает 2806 сообществ по запросу «тролль», 956 по запросу «троллинг», 2909 сообществ по запросам «troll» и «trolling».

В современном обществе наблюдается устойчивый интерес к феномену «сетевого троллинга». Знание особенностей коммуникативного поведения и механизмов функционирования сетевых троллей имеет большое значение для функциональной и когнитивной лингвистики, а также для теории коммуникации. Кроме того, результаты анализа поведения сетевых троллей могут быть использованы для расширения базы знаний об общих особенностях коммуникативного поведения, этим и обусловлена актуальность работы.

^ Степень разработанности проблемы. К данной проблематике обращались: С. В. Масленченко [1], исследовавший субкультуру хакеров, М. С. Рыжков [2], анализировавший речевые стратегии участников интернет-дискурса, А. В. Белозерцев [3], занимавшийся вопросом личностно-ориентированной коммуникации, П. В. Шкапенко [4], проведший исследование прагмалингвистических принципов Интернет-дискурса, И. В. Ксенофонтова [5], затронувшая специфику сетевой коммуникации в условиях анонимности, О. Н. Анкудинова [6], проанализировавшая специфику современной интернет-коммуникации на примере социальных сетей, Т. Ю. Виноградова [7], уделившая внимание специфике общения в Интернете, В. А. Крючков [8], изучивший особенности иноязычной речевой группы. Однако, сетевой троллинг как одна из форм коммуникативного поведения остается на данный момент малоизученной проблемой.

Объектом данного исследования является коммуникативное пространство глобальной сети.

Предметом выступает функционирование троллей в пространстве Интернета.

Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть коммуникативные особенности взаимодействия троллей с другими участниками виртуальной коммуникации в глобальной сети.

Задачи, решаемые для достижения поставленной цели, состоят в том, чтобы:

  1. Установить координацию между понятиями «троллинг» и «провокация».

  2. Определить условия среды, в которой появляются сетевые тролли.

  3. Произвести классификацию типов сетевого троллинга.

  4. Установить функции сетевого троллинга.

  5. Определить способы эффективного взаимодействия с сетевыми троллями.

Теоретико-методологическая база. Теоретической базой настоящего исследования послужили работы представителей отечественной лингвистики, затрагивавших в своих трудах особенности письменной и устной речи: М. М. Бахтина [9], И. В. Арнольд [10], Ю. Н. Караулова [11], Е. А. Земской [12], В. В. Виноградова [13], В. В. Красных [14], Т. Г. Винокура [15], В. И. Карасика [16], Н. Д. Арутюновой [17], С. А. Лысенко [18].

Кроме того, для темы диссертации являются актуальными труды: М. С. Рыжкова [2], А. В. Белозерцева [3], П. В. Шкапенко [4], О. Н. Анкудиновой [6], И. В. Ксенофонтовой [5], В. А. Крючкова [8] и других ученых, проводивших исследования в среде Интернет-коммуникации.

В диссертации были также использованы концептуальные положения И. А. Авдеенко и А. А. Шунейко [19], охарактеризовавших специфику сценариев информационно-коммуникативных событий.

Основными методами исследования являются: метод структурного анализа, метод семантического анализа, метод коммуникативного анализа, анкетирование, эксперимент, включенное наблюдение.

В ходе разработки поставленной научной проблемы были исследованы:

1. Материалы, полученные в ходе проведения голосования среди пользователей сетевых ресурсов Хабаровского края и Москвы. Данный выбор обосновывается тем обстоятельством, что автор диссертации является администратором ряда сайтов Дальневосточного Федерального Округа.

2. Интернет-сайты, посвященные феномену троллинга в русскоязычном сегменте сети Интернет и содержащие справочные материалы о тактике коммуникативного поведения троллей или же непосредственно поддерживающие их деятельность.

3. Материалы, созданные троллями и поклонниками их творчества, как для внутреннего использования, так и для внешней репрезентации (изображения, комиксы, демотиваторы).

4. Интервью неформального характера, взятые автором диссертации у представителей администрации различных сетевых ресурсов и сетевых троллей. Последние отбирались по принципу самоидентификации.

Научная новизна диссертации, обусловленная комплексным исследованием феномена сетевого троллинга, заключается в следующем:

1. Дано научное определение сетевого тролля в коммуникации.

2. Впервые на основе коммуникативных актов сетевых троллей выделены приоритетные и периферийные функции сетевого троллинга.

3. Доказано присутствие троллинга во многих сферах функционирования социума.

4. Выявлена оценка троллинга пользователями популярных сетевых ресурсов.

^ Теоретическая значимость. Настоящее исследование имеет существенное значение для теории коммуникации, раскрывающее механизмы функционирования сетевых троллей в коммуникативном пространстве сети Интернет.

^ Практическая значимость настоящего исследования определяется возможностью использования его теоретических положений и практических результатов:

  • в разработке лекционных курсов, практических занятий и других видов учебной деятельности по общему языкознанию, теории коммуникации, межкультурной коммуникации и смежных гуманитарных и технических учебных дисциплинах;

  • при создании терминологических словарей и специализированных справочников по сетевой коммуникации и компьютерным технологиям;

  • в качестве базового материала при написании научных и академических трудов.

На защиту данной диссертации выносятся следующие положения:

1. Троллинг определяется в широком смысле как провокационная деятельность в жизни социума, а в узком смысле как один из видов коммуникативного поведения (наряду с флеймом, флудом, холивором, спамом) в пространстве Интернет. В основе данного явления лежат определенные мотивы и коммуникативные установки для достижения инициаторами поставленных перед собой целей, оценивая процесс реализации которых можно говорить о выполнении той или иной функции.

2. Тролль является участником виртуальной коммуникации, действующим в рамках сценария информационно-коммуникативных событий, основными характеристиками которого являются: сложность идентификации, достигаемая средствами анонимности; противоречивый характер сообщений, обусловленный различием откликов со стороны реагентов; нарушение максим качества и отношения Пола Грайса.

3. Результаты изучения отношения пользователей и администраторов сетевых ресурсов к любым инициаторам сетевого общения, свидетельствуют о том, что негативная оценка деятельности троллей превалирует над позитивной, а лучшим средством эффективного взаимодействия с ними являются игнорирование их сообщений и бан (технический запрет на осуществление любого рода деятельности). Высокий процент респондентов, неосведомленных о проблеме сетевого троллинга, говорит об их низком пороге настороженности, который, в свою очередь, продуцирует потенциальные риски получения ущерба реагентом.

4. Адвертивный троллинг представляет собой двойную скрытую провокацию, состоящую из провокационно-рекламного сообщения-ссылки в качестве основы и троллинга в комментариях для увеличения эффекта, произведенного на пользователей. Выведение реагентов из состояния психического равновесия является для инициатора провокации инструментом извлечения как финансовой выгоды, так и морального удовлетворения.

^ Апробация исследования.

Основные положения и результаты исследования были изложены автором на четырех конференциях, в том числе 2-х международных.

1. Сентябрь 2010 г., научная конференция студентов и аспирантов Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета в секции «Лингвистика» на кафедре «Лингвистика и межкультурная коммуникация» с докладом «Сетевой троллинг как вид коммуникативного поведения».

2. 15 - 20 февраля 2011 г. и 15 февраля - 1 марта 2012 г., III и IV международная электронная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум» (http://russian-scientists.ru/communication/forum/forum79/topic1451) (http://russian-scientists.ru/communication/forum/forum102/topic2238) соответственно.

3. Апрель 2012 г., научная конференция студентов и аспирантов Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета в секции «Проблемы коммуникации» на кафедре «Лингвистика и межкультурная коммуникация» с докладом «Функции сетевого троллинга».

Материалы и выводы диссертации опубликованы в четырех научных статьях:

1. Семёнов, Д. И. Студенческий научный форум 2010 / Д. И. Семёнов // «Учёные записки» Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. – 2010. - № II-2(2). – С. 168-169.

2. Семёнов, Д. И. «Сетевой троллинг как вид коммуникативного поведения» / Д. И. Семёнов // «Научно-техническое творчество аспирантов и студентов» // Материалы 41-й научно-технической конференции аспирантов и студентов. В 4 ч. Ч. 4. редкол.: А. М. Шпилёв (отв. ред.) и др. - Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2011. – С. 180-181.

3. Семенов, Д. И. Сетевой троллинг как вид коммуникативной деятельности / Д. И. Семенов // Международный журнал экспериментального образования. – Комсомольск-на-Амуре, 2011. № 8. – С. 135-136.

Достоверность результатов и научных выводов обеспечиваются исходными методологическими позициями, применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объекта и достаточным количеством фактического материала.

^ Объем и структура работы определяются спецификой темы исследования и логикой изложения. Настоящая работа состоит из введения, одной теоретической и двух практических глав (в каждой главе по три параграфа), заключения и библиографического списка источников из 84 наименований. Кроме того имеются пять приложений, содержащих дополнительные справочные материалы по теме исследования. Общий объем диссертации составляет 111 страниц.


1 Троллинг в коммуникативном пространстве Интернет


1.1 Определение понятия «сетевой троллинг»


Вопросом коммуникативных действий занимались Н. И. Формановская [20], Ю. Н. Караулов [11], В. Г. Костомаров [21], Е. М. Верещагин [22], И. А. Стернин [23]. Сам термин «коммуникативное поведение» был впервые использован на русском языке в 1989 году в работе И. А. Стернина «О понятии коммуникативного поведения [23], а первым специальным изданием в этой области стала его публикация «Очерк русского коммуникативного поведения» [24].

Поскольку И. А. Стернин полагает, что говорить о существовании коммуникативного поведения целесообразно для «определенной группы людей» [25, с. 4], значит, имеет смысл рассуждать о тех или иных особенностях коммуникативного поведения, которые характерны как малым сообществам, так и крупным формированиям. Таким образом, термин «коммуникативное поведение» применим для любой группы лиц, участвующих в каком-либо виде коммуникации – как вербальной, так и невербальной. Для вербального виртуального общения по нашему мнению характерны такие виды коммуникативного поведения, как «флейм» (разжигание конфликтов между пользователями), «флуд/оффтопик» (сообщения, не относящиеся к установленной теме обсуждения), «спам» (рассылка сообщений рекламного характера), «холивор» (горячий спор между приверженцами равнозначных точек зрения по определенному вопросу) и «сетевой троллинг» (сетевая провокация для достижения определенной цели). «Сетевой троллинг» является термином, используемом в компьютерном сленге, и по сути имеет ярко выраженный неформальный оттенок. В нашей работе данному термину присваивается статус научного понятия с целью рассмотреть функционирование троллей в их взаимодействии с жертвами сквозь призму научного знания. В настоящем исследовании мы придерживаемся понятий «инициатор» и «реагент», выделенных И. А. Авдеенко и А. А. Шунейко [19] и используем их в качестве равнозначных синонимов понятиям «сетевой тролль» и «жертва», соответственно.

Для уточнения роли, занимаемой троллингом среди других видов коммуникативного поведения, разграничим вышеобозначенные формы коммуникативного поведения.

Рассмотрим «флейм». Флеймер (от англ. flame – «пламя», «вспышка»; словообразования: a flamer, to flame) – пользователь различных сетевых ресурсов, намеренно разжигающий конфликты между другими участниками коммуникации с целью получить моральное удовлетворение от происходящего. Таким образом, очевидно сходство флеймера с троллем. Однако, обратим внимание, что на основе черты конфликтности можно сделать вывод, что не каждый флеймер является троллем, так как одного лишь поиска конфликта для тролля недостаточно, тогда как каждый тролль является флеймером, поскольку конфликтность – основа коммуникативного поведения тролля. Приведем примеры флейма: «Купи ей надувного мужика - и сдери тонировку. Еберется ведь как нибудь в сумерки о летучего голандца», «Непонимаю я тонировку - у лохов которым ТО неприносят. В чём понт то???» [30].

Следующей формой коммуникативного поведения является «флуд». Флудер (от англ. flood – «наводнение», «стихийное бедствие»; словообразования: a flood, to flood, a flooder) – пользователь сетевых ресурсов, отправляющий сообщения не в рамках созданной руководителем или модератором сетевого ресурса темы, а также допускающий в своей речи оскорбительные, бессодержательные, нецензурные и иные выражения. Кроме того, флудом также считается публикация нескольких сообщений подряд от одного пользователя с небольшим временным интервалом. Стоит отметить, что флудером может считаться как пользователь, нарочно допускающий обсуждение вне рамок заданной темы, что свидетельствует о неспособности вести конструктивную дискуссию в одном коммуникативном направлении, так и пользователь, нарочно вносящий хаос в обсуждение с целью достижения морального удовлетворения от бессвязной дискуссии, структура которой со стороны наблюдателя с трудом прослеживается. Примеры флуда: «ыввырывфловырвлывоффлоаралорашгфушгашлгоы-фрлаотфововововвввв» (бессодержательный набор литер) [31], «Пойду помоюсь малёк :) а вас с новым годом archangel_546!» [32].

Обратимся к «спаму». Спамер (от англ. spam – «нежелательная почтовая рассылка», «реклама»; словообразования: to spam, a spam, a spamming, a spambot) – пользователь сетевых ресурсов, предлагающий разнообразные товары и услуги за финансовую составляющую. В особенных случаях спамером может являться продвинутый пользователь Интернет, занимающийся отправкой различного рода бессодержательных, юмористических сообщений, нередко содержащих вирусы или вредоносные программы, целью распространения которых также является финансовая выгода. Составляющая спамера в тролле выражена менее существенно, чем в других коммуникативных формах. Однако, отметим, что спамер может квалифицироваться в качестве флудера с точки зрения правил сетевых ресурсов, так как к сообщениям вида «флуд» относятся любые сообщения, не относящиеся к теме обсуждения, в том числе и сообщения рекламного характера. Примеры спама: «Лучшие знакомства для секса: реальное общение. Познакомься с реальной телкой» [33].

Проанализируем холивор. Понятие сетевой троллинг дублирует часть семантики термина холивор (от англ. holy war – «священная война»), состоящей в противоречивых вопросах и поиске истины. Холиворы характеризуются спонтанностью, значит, коммуникативная установка может выполнять второстепенную роль или вовсе отсутствовать, тогда как в троллинге цель играет очень важную роль. Мы считаем, что основным плюсом подобных споров является коммуникация ради коммуникации, возможность выговориться, оценить позицию собеседника, пересмотреть собственное мировоззрение. В качестве негативных особенностей следует отметить: психологический вред, повышенную экспрессию инициаторов, бесполезность поиска истины в биполярных вопросах, когда оба собеседника правы и оба неправы одновременно. Примеры холивора: «Лучший клуб Испании: Реал Мадрид или Барселона?», «Кто лучше Жириновский или Прохоров?», «Кто умнее: мужчины или женщины?» [34].

Таким образом, сделаем вывод, что спамер и флудер соотносятся в такой характеристике, как «оффтопность», то есть сообщениях не по теме. Флудер и флеймер схожи по наличию общих характеристик: оффтопности и негативных реакций. Холивор не имеет ничего общего со спамом и флудом, однако он сходен с флеймом в экспрессии, выражаемой в сообщениях. Среди перечисленных форм коммуникативного поведения «сетевой троллинг» характеризуется наибольшей степенью провокационных действий (перечень слов, имеющих отношение к троллингу, см. в приложении А).

Рассмотрев троллинг в ряду других видов коммуникативного поведениия, соотнесем понятия провокация и троллинг. Для того, чтобы разграничить понятия «провокация» и «троллинг», обратимся к установившимся дефинициям данных терминов. Словарь Д. Н. Ушакова определяет провокацию как «умышленный вызов, подстрекательство с какой-либо целью» [35]. Троллинг – это провокация для достижения определенной цели. Однако, сетевой троллинг характеризуется также и другими особенностями, к которым, в частности, относится ложная самоидентификация в условиях сети с использованием возможностей смены никнейма, подтасовки информации, вброса клеветы, в то время как в провокации ложная идентификация используется значительно реже. Кроме того, троллем могут быть использованы различные приемы работы с текстом – различный регистр, ломаные буквы, работа с размером, цветом и шрифтом, графические средства – изображения, видеозаписи, а также ссылки и html код, отсутствующие в провокации. Сходство троллинга и провокации несомненно также и в элементе конфликта – суть которого состоит в том, чтобы бросить вызов кому-либо, только в провокации вызов чаще всего является открытым, что можно сравнить с толстым троллингом.

Взяв за основу теоретический аппарат описания коммуникативного поведения И. А. Стернина [25], мы выделили следующие понятия в троллинге: троллинг-ситуация, троллинг-акт, троллинг-общение, троллинг-действие.

Троллинг-ситуацию мы понимаем как набор высказываний в модели «инициатор-реагент», по контексту которой можно судить о конкретном виде сетевого троллинга.

Троллинг-акт нами определяется как законченный акт провокационной деятельности тролля в коммуникативном пространстве сети Интернет, то есть успешное выполнение инициатором одной из заранее поставленных перед ним целей.

Троллинг-общение – коммуникация с провокационным подтекстом в рамках сетевого ресурса.

Троллинг-действие – действие провокационного характера, которое можно рассматривать как успешное выполнение инициатором функции, так и попытку ее осуществления.

Перейдем к вопросу установления этимологии слов «тролль» и «троллинг».

По одной из версий, высказанной представителями Интернет-сообщества [36], слово «сетевой тролль» происходит от наименования древних сказочных существ, являющихся героями фольклора стран Скандинавии. Отметим, что данная версия имеет право на существование по причине сходства коммуникативного поведения Интернет-троллей с поведением сказочных существ, что наблюдается в проявлении таких эмоций тролля, как злоба и агрессивность, и таких персональных характеристик личности, как невежество, неуживчивость, самолюбие, непредсказуемость, безнравственность, а также внешнего вида – тролль со стороны наблюдателя представляется нам неприятного вида человеком, схожим с образом сказочного героя.

И. В. Ксенофонтова [5, с. 290] в работе «Специфика коммуникации в условиях анонимности: мемы, имиджборды, троллинг» утверждает, что слово «троллинг» приобрело популярность по той причине, что тролли часто упоминаются «в фольклоре стран Скандинавии…как уродливые, неприятные существа, созданные для того, чтобы творить зло и причинять вред». Мы ставим под сомнение точку зрения И. В. Ксенофонтовой, так как считаем, что слово «троллинг» не могло приобрести популярность только по одной причине существования данного слова с иной семантикой.

По второй версии считается, что слово «троллинг» образовалось путем калькирования английского слова «trolling» – «ловля рыбы на блесну или буксируемую приманку» [37].

По третьей версии слово происходит от искаженного калькирования слова «trawling» - «траление, ловля на мормышку, ловля рыбы сетью» [36]. В данном значении слово «троллинг» впервые появилось в конце 1980-х годов в Usenet-конференциях.

Так как сущность второй и третьей версии состоит в ловле рыбы, мы рассмотрим обе версии вместе. По нашему мнению, данные версии также имеют право на существование, если учитывать специфику поведения сетевого тролля, основная коммуникативная цель которого состоит в том, чтобы потенциальная жертва обратила внимание на провокационное сообщение, то есть «заглотила приманку», таким образом, попав на «крючок тролля», то есть провокация осуществлена успешно.

По четвертой версии термин «троллинг» образовался от фразы «trolling for newbies» (от англ. 
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Магистерская диссертация iconМагистерская диссертация
Исследование проводится на материале русскоязычных сетевых ресурсов: чатов, форумов, сайтов, блогов и других сетевых мест реализации...
Магистерская диссертация iconЗвание магистра получила в 2010 году. Магистерская диссертация касалась женской прессы в Польше. Йоанна Геруля сотрудничает с кафедрой журналистики Силезского университета. Её научные увлечения - это женская пресса в Польше, местная и региональная коммуникация с особым учётом силезского воеводства.
Йоанна Геруля, магистр, аспирантка в области журналистики и наук о сми, выпускница политологии, специальность журналистика и общественная...
Магистерская диссертация iconДиссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой

Магистерская диссертация iconСсылки по обсуждаемой теме
Диссертация «Памятники поздней поры верхнего палеолита бассейна Верхнего и Среднего Дона» автореферат специальность вак 07. 00. 06...
Магистерская диссертация iconДиссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Специальность 07. 00. 03 Всеобщая история Москва, 1995 г. Оглавление введение
Система организации и ведения боевых действий корейского государства в VI-XVII вв
Магистерская диссертация iconДиссертация на степень доктора философии была посвящена французскому Средневековью, заинтересовались советской историей, эпохой Сталина?
Верховный Совет рсфср принял Указ о переименовании Сталинградской области в Волгоградскую и города Сталинград в Волгоград
Магистерская диссертация iconKapл Густав юнг конфликты детской души
Сам Юнг издал эти сочинения отдельным томом, полный перевод которого предлагается вниманию читателя. Познакомиться с "ранним" Юнгом...
Магистерская диссертация icon29 марта в 12. 00 на факультете социологии Ургпу состоятся открытые занятия в магистратуре по направлению «Педагогическое образование»
Ургпу состоятся открытые занятия в магистратуре по направлению «Педагогическое образование». Магистерская программа «Обществоведческое...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы