Методические рекомендации и материалы по педагогической практике для студентов заочного отделения по специальности «Дошкольная педагогика и психология» icon

Методические рекомендации и материалы по педагогической практике для студентов заочного отделения по специальности «Дошкольная педагогика и психология»


НазваниеМетодические рекомендации и материалы по педагогической практике для студентов заочного отделения по специальности «Дошкольная педагогика и психология»
Размер78.3 Kb.
ТипМетодические рекомендации


Коми государственный педагогический институт


ПРАКТИКА

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ


Методические рекомендации и материалы

по педагогической практике для студентов заочного отделения

по специальности «Дошкольная педагогика и психология»


Сыктывкар 2008

Печатается по решению кафедры педагогики и методики дошкольного образования от протокол №


Авторы – составители:

Ткачук Т. А., доцент, кандидат педагогических наук,

Егорова Е. Л., доцент, кандидат педагогических наук,

руководитель педагогической практики


Рецензент:

Третьяк А.В., доцент, кандидат педагогических наук.


^ Ткачук Т. А., Егорова Е. Л.

Практика в педагогическом колледже: Методические рекомендации и материалы по педагогической практике для студентов заочного отделения по специальности «Дошкольная педагогика и психология». Сыктывкар: Изд-во КГПИ, 2008. 27с.


В пособии представлены материалы, необходимые для проведения практики в педагогическом колледже по специальности «Дошкольная педагогика и психология».

Методические рекомендации и материалы предназначены для студентов педагогических вузов и колледжей, преподавателей – методистов и руководителей практики, а также для преподавателей психолого-педагогических дисциплин.


Содержание


Пояснительная записка ………………………………………………………….3


Содержание практики в педагогическом колледже ……………………………4

Организация и проведение учебной работы ……………………………...4

Руководство и организация воспитательной работы …………………….6

Руководство педагогической практикой в ДОУ ………………………….7

Рекомендации по оформлению документации по практике в педагогическом колледже……………………………………………………………………..7


Список литературы ……………………………………………………………...10


Приложение 1. Обязанности группового руководителя на практике в педагогическом колледже ……………………………………………………………...12

Приложение 2. Обязанности студентов на практике в педагогическом колледже ……………………………………………………………………………..12

Приложение 3. Варианты и схемы анализа учебного занятия в педагогическом колледже …………………………………………………………………...13

Приложение 4. Варианты и схемы анализа деятельности студентов педагогического колледжа на практике в ДОУ …………………………………….…..17

Приложение 5. Образцы оформления документации по практике в педагогическом колледже ………………………………………………………………...19

Приложение 6. Отчет о практике студента (примерный перечень вопросов)24

Приложение 7. Рекомендации по оформлению документов на оплату труда работников образовательных учреждений …………………………………….25


^ Пояснительная записка


В профессиональной подготовке студентов значимое место занимает практика в педагогическом колледже, цель которой связана с практической подготовкой специалиста к преподавательской деятельности в средних профессиональных учебных заведениях.

Задачи практики:

  1. Развить профессиональные умения и навыки педагогической деятельности студентов педагогического колледжа.

  2. Включить студентов – практикантов в различные формы учебной работы в качестве преподавателя.

  3. Формировать навыки воспитательной работы со студентами педколледжа.

  4. Помочь освоить алгоритм деятельности преподавателя в качестве руководителя педагогической практикой студентов педагогического колледжа в дошкольном образовательном учреждении.

Сроки и организация педагогической практики определяются «Программой педагогического института» по специальности «Дошкольная педагогика и психология».

Базой практики являются учебные заведения, обеспечивающие подготовку и переподготовку специалистов дошкольного образования.

Методические рекомендации и материалы предназначены для студентов, групповых руководителей, преподавателей педагогического колледжа.

Студенты-практиканты при наличии данных методических рекомендаций получают весь набор материалов, необходимых для прохождения педагогической практике в колледже.

Групповые руководители в соответствии с методическими рекомендациями могут оказывать консультативную помощь студентам по выполнению всех мероприятий практики и осуществлять контроль учебно-воспитательного взаимодействия студента-практиканта со студентами и преподавателями колледжа.

Преподаватели колледжа, руководствуясь методическими рекомендациями, могут проводить необходимую подготовку студента к реализации учебно-воспитательного процесса в педколледже в соответствии с календарно-тематическим планом. В методических рекомендациях представлен весь перечень документов на оплату и требования к их оформлению.
^



Содержание практики


Практика в педагогическом колледже включает следующие виды работ:

  • организация и проведение учебной работы (преподавательская деятельность)

  • руководство и организация воспитательной работы (внеклассная деятельность)

  • руководство педагогической практикой студентов педколледжа в ДОУ (методическая деятельность)

Объем практики в педагогическом колледже для студентов составляет:

  • 3 урока по предметам специальности (6 часов): 1 урок по педагогике (2 часа); 1 урок по методике (по выбору студента) (2 часа), 1 урок по психологии (2 часа).

  • 1 внеклассное мероприятие (1 час).

  • 2 выхода со студентами колледжа в дошкольное образовательное учреждение: (6 часов – утренняя смена и 4 часа – вечерняя смена).



Организация и проведение учебной работы

(преподавательская деятельность)


Учебная работа студентов на практике в педагогическом колледже предполагает:

  • наблюдение за демонстрацией преподавателем-наставником методов и приемов организации различных видов учебной работы со студентами педагогического колледжа

  • подготовку и проведение уроков по педагогике, методике (на выбор студентов), психологии

  • анализ и самоанализ, оценка и самооценка преподавательской деятельности


^ Наблюдение различных видов учебной работы преподавателя

педагогического колледжа

Процесс наблюдения за учебным занятием предусматривает: предварительное ознакомление с темой учебного занятия; непосредственное наблюдение занятия; анализ учебного занятия.

^ Предварительное ознакомление с темой учебного занятия реализуется через:

    • знакомство с программой, календарно-тематическим планом, основной и дополнительной научно-методической литературой посещаемого учебного занятия;

    • определение цели посещения.


Сведения о посещаемом учебном занятии можно получить из предварительной беседы с преподавателем. В беседе можно использовать следующие вопросы:

      1. Особенности учебной группы, в которой будет проводиться урок.

      2. Местоположение темы наблюдаемого учебного занятия в системе других тем.

      3. Трудности, предполагаемые в изучении этой темы.

      4. Цели учебного занятия и как предположительно они будут реализованы.

      5. Методы и приемы обучения, которые преподаватель в предстоящем занятии выделяет как основные.

Каждого преподавателя педагогического колледжа, учебное занятие которого вы планируете посетить, необходимо заранее предупредить о дате и цели вашего посещения.

После того как определены дата и цель вашего посещения, необходимо составить программу наблюдения. При составлении программы наблюдения и его организации не забывайте о специфике учебного предмета.

^ Анализ учебного занятия можно представить как систему правил и операций, необходимых для изучения процесса осуществления урока, а также причин, влияющих на результативность учебного занятия.

Анализ занятия должен быть объективным, т.е. раскрывать отношения, закономерности, реализуемые в ходе урока. При анализе учитываются внешние и внутренние составляющие учебного занятия (специфические условия проведения урока, особенности типа учебного занятия, субъективные отношения между преподавателями и студентами).

Предметом анализа является ряд последовательных количественных и качественных изменений в ходе учебного занятия. Варианты и схемы анализа учебного занятия в педагогическом колледже представлены в приложении 3.


Подготовка и проведение урока

Подготовка к уроку предполагает:

  1. Определение темы и вида урока согласуется с преподавателем педколледжа.

  2. Формулировка цели и задач, которые должны быть реализованы в ходе урока, а также формулировка учебной задачи для студентов.

  3. Составление плана урока, в соответствии с его структурой.

  4. Подбор и изучение литературы по теме урока. Определение основной литературы, для составления конспекта и дополнительной литературы по теме для студентов.

  5. Составление конспекта урока. При составлении конспекта урока обратите внимание:

    • какой материал будет дан студентам под запись, какой изложен устно (выделите их в конспекте);

    • на методы опроса студентов, активизации познавательной деятельности;

    • на использование наглядности, доски, ТСО;

    • на методику контроля и учета знаний студентов в процессе изложения материала;

    • какие примеры можно привести в соответствии с темой урока, доступные для студентов, имеющие практическую профессиональную направленность;

    • на возможность включения заданий, направленных на формирование практических умений и навыков студентов;

    • на методику объяснения домашнего задания, его место в системе урока;

    • на методы закрепления, пройденного материала;

    • на выводы, подведение итога урока.

  6. Уточнение даты и места проведения урока.


Подготовка преподавателя – практиканта к выступлению перед студентами. Работа на этом этапе складывается из нескольких аспектов:

  • несколько раз прочитайте конспект урока;

  • убедитесь, что вы в достаточной степени владеете содержанием учебного материала;

  • потренируйтесь в воспроизведении материала;

  • проверьте, укладываетесь ли вы во временные рамки урока;

  • хорошо продумайте, как вы начнете урок, как представитесь учащимся, как урок завершите.


В обязательном порядке необходимо не позднее, чем за три дня до проведения урока заверить конспект у преподавателя педагогического колледжа и руководителя педагогической практикой института. Образец оформления титульного листа конспекта урока представлен в приложении 5.


Руководство и организация воспитательной работы

(внеклассная деятельность)


1. Изучение тематики внеклассных мероприятий.

2. Беседа с классным руководителем о группе, в которой планируется проведение внеклассного мероприятия.

3. Определение темы, задач, формы внеклассного мероприятия.

4. Разработка содержания внеклассного мероприятия.

5. Утверждение конспекта внеклассного мероприятия классным руководителем и руководителем института.

6. Проведение внеклассного мероприятия в соответствии с планом классного руководителя.

7. Анализ внеклассного мероприятия.


^ Руководство педагогической практикой в ДОУ

(методическая деятельность)


Одним из направлений в работе преподавателя педагогического колледжа является организация со студентами различных видов практики в ДОУ. Преподаватель выступает в роли методиста, который осуществляет контроль за деятельностью студентов-воспитателей, корректирует ее, оказывает методическую помощь как студентам при подготовке к практике, так и педагогическому коллективу ДОУ.

Последовательность работы по руководству педагогической практиков в ДОУ:

1. Определение даты выхода на практику в ДОУ с преподавателем-методистом.

2. Проверка дневника по практике у студента педколледжа.

3. Анализ содержания деятельности студента колледжа на конкретный день практики (конспекты занятий, режимных моментов и др.).

4. Проведение консультаций со студентами колледжа по проведению предстоящих мероприятий.

5. Наблюдение за реализацией педагогического процесса студентом педколледжа на практике в ДОУ.

6. Анализ и оценка педагогической деятельности студента педколледжа в ДОУ

Варианты и схемы анализа деятельности студентов педагогического колледжа на практике в ДОУ представлены в приложении 4.


Рекомендации по оформлению документации по практике

в педагогическом колледже


По окончании практики в педагогическом колледже студент сдает следующую документацию:

  1. Путевка

  2. Дневник

  3. Конспект урока по педагогике (или методике); конспект внеклассного мероприятия (на кафедру педагогики и методики дошкольного образования); конспект урока по психологии (на кафедру психологии развития).

  4. Сведения на оплату сотрудников учебного заведения (см. Приложение 7).

Документы сдаются групповому руководителю практикой за 10 дней до итоговой конференции.


Оформление путевки по практике в педагогическом колледже

  1. Титульный лист заполняется студентом на установочной конференции по практике (см. Приложение 5).

  2. Во внутренней стороне путевки указываются: дата проведения урока, тема урока, количество часов, оценка (за каждый час), подпись преподавателя педагогического колледжа и подпись группового руководителя по педагогике (или психологии) (см. Приложение 5).

  3. Обратную сторону путевки (характеристику, итоговые оценки) заполняет групповой руководитель по педагогике. Печать ставит руководитель учебного заведения (директор педагогического колледжа).


Оформление дневника по практике в педагогическом колледже

  1. Титульный лист (см. Приложение 5).

  2. На первой странице дневника указываются: место проведения практики; сроки практики (дата первого урока и последнего); Ф. И. О. преподавателей педагогического колледжа по педагогике, психологии, методикам, внеклассной работе, руководителя практики в ДОУ; Ф. И. О. группового руководителя по педагогике и психологии института (см. Приложение 5).

  3. Остальные страницы дневника заполняются по следующей схеме: дата проведения урока, тема урока, Ф. И. О. преподавателя педагогического колледжа, анализ урока, оценка, подпись преподавателя педагогического колледжа и института (см. Приложение 5).

  4. На последней странице дневника (по итогам практики) студентом составляется отчет по практике (заверенный руководителем педагогического колледжа) (см. Приложение 5).



^ Оценка практики


По результатам практики выставляется дифференцированная оценка. Общая оценка практики складывается из оценок, полученных студентами за выполнение каждого раздела работы (учебная работа, руководство педагогической практикой в ДОУ, внеклассная работа). Оценка не ставится в случае не выполнения одного или нескольких заданий.

При оценивании каждого вида деятельности учитываются следующие критерии:

  1. Уровень овладения студентами знаниями:

  • ориентировка в содержании преподаваемого предмета в целом и в конкретной теме курса;

  • интерпретация научных фактов в соответствии с особенностями аудитории;

  • логика построения содержания учебного материала;

  • аргументированность предлагаемого учебного материала.

  1. Уровень сформированности профессиональных педагогических умений студента педагогического колледжа:

  • умение осуществлять личностно-ориентированный подход в педагогическом процессе;

  • умение активизировать учебно-познавательную деятельность студентов педагогического колледжа;

  • умение осуществлять самоанализ, самоконтроль, корректировать собственную деятельность.

  1. Степень самостоятельности и творчества в организации деятельности:

  • самостоятельность в разработке содержания;

  • самостоятельность в разработке методики;

  • проявление творчества в педагогической деятельности.

  1. Личностное отношение студентов к практике.

  2. Качество оформления и своевременность сдачи документации:

  • соответствие требованиям;

  • эстетика оформления;

  • предоставление документации в срок.



Список литературы


  1. Абдуллина О.А., Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов. М. 1989.

  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. 1989. 192с.

  3. Блохина Л.А. Методика воспитательной работы в современной школе. М. 1997.

  4. Вавилова Л.Д., Шабалина А.В., Шестакова О.Г. Педагогическая практика: Методические рекомендации по организации и прохождению педагогической практики для студентов 3,4 курсов стационарного обучения по специальности «Дошкольная педагогика и психология». Сыктывкар. 1998.

  5. Горленко В.П. Педагогическая практика: новые учебные подходы // Педагогика. 1996. № 5.

  6. Захарова В.М. Методические указания по курсу «Методика преподавания педагогических дисциплин в дошкольных педагогических училищах». М. 1977.

  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2001. 384с.

  8. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. 222с.

  9. Коджаспирова Г.В. Педагогический словарь: для студентов высш. и средн. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2001. 176с.

  10. Конаржевский Ю. А. Анализ урока М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 336с.

  11. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Изд-е 2-е, доп. и перераб. Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. 224с.

  12. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 272с.

  13. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 272с.

  14. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 432с.

  15. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухова М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство, 2002. 288с.

  16. Педагогическая практика как средство профессионального образования специалистов дошкольного профиля. Череповец. 1984.

  17. Педагогическая практика студентов факультета дошкольного образования: Учеб. пособие / Л.М. Волобуева, В.И. Ядешко, Л.И. Павлова и др.; Под ред. В.И. Ядешко, Л.М. Волобуевой. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 224с.

  18. Семушина Л.Г., Борщанская Б.Р., Подлесская Н.С. Преподавание курса дошкольной педагогики в педагогическом училище: Пособие для преподавателей и студентов / Л.Г. Семушина, Б.Р. Борщанская, Н.С. Подлеская. М.: Просвещение, 1990. 125с.

  19. Управление современной школой / Под ред. Поташника. М. 1992.

  20. Харламов И.Ф., Горленко В.П. Педагогическая практика: старые и новые подходы // Педагогика. 1997. № 6.

  21. Ядловская Г. Педагогическая практика учащихся педагогического училища // Дошкольное воспитание. 1991. № 6.



Приложение 1

Обязанности группового руководителя на практике

в педагогическом колледже


  • Проводит консультации со студентами по вопросам практики: содержанию практики, ведению документации.

  • Проверяет готовность конспекта урока студента, оказывает необходимую помощь.

  • Посещает уроки студента в педагогическом колледже.

  • Анализирует и оценивает педагогическую деятельность студента в ходе урока.

  • Осуществляет контроль за работой, состоянием документации студента по практике.

  • Поддерживает тесную связь с преподавателями педагогики и частных методик, классными руководителями педагогического колледжа.

  • Имеет право не допустить студента к проведению урока, если: конспект представлен не в срок; содержание конспекта не отвечает задачам учебного занятия.

  • Составляет характеристику на студента за время прохождения практики и выставляет итоговую оценку.

  • Проверяет отчетную документацию студента по практике.

  • Принимает участие в установочных и итоговых конференциях.



Приложение 2

Обязанности студентов на практике в педагогическом колледже


  • Студент должен принимать участие в установочной конференции, получить сопроводительный пакет документов по практике (путевка, сведения на оплату).

  • Студент должен вести дневник по практике, в котором фиксируются: наблюдения уроков преподавателей педагогического колледжа; анализ содержания, методы и формы организации воспитательно-образовательной работы со студентами колледжа и т.д.

  • Конспект урока студент согласовывает с преподавателем колледжа.

  • Студент, который дает урок в педагогическом колледже, должен иметь конспект урока, заверенный преподавателем колледжа и групповым руководителем. Без утвержденного конспекта студент к уроку не допускается.

  • Заблаговременно до урока студент подбирает материал, готовит необходимые для проведения урока пособия.

  • Заверять конспект студент должен не позднее 3-х дней до проведения урока.

  • Студент должен принимать участие в итоговой конференции.

Приложение 3


Варианты и схемы анализа учебного занятия

в педагогическом колледже


Примерная программа наблюдений за уроком и его анализа

(Составитель В.И. Ядешко)


  1. Соответствие темы, цели и содержания урока; место данного урока в системе уроков по теме.

  2. Структура урока: целесообразность структуры; этапы урока и их последовательность, взаимосвязь; соотношение этапов работы по времени; возможности более рациональной структуры урока.

  3. Начало урока:

    • готовность помещения и рабочих мест учащихся к уроку;

    • готовность учащихся к уроку;

    • связь с предыдущим уроком, постановка перед учащимися общей или ближайшей задачи.

  4. Проверка знаний, умений и навыков учащихся:

    • вид проверки (индивидуальный, фронтальный или др. виды опроса);

    • содержание и методика вопросов, их характер (воспроизводящие, проблемные);

    • качество ответов учащихся, активность группы;

    • сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной форм работы учащихся;

    • итог проверки знаний;

    • оценка знаний;

    • возможность проверки знаний другими, более рациональными методами.

  5. Содержание и методы изучения нового материала:

    • тема урока, ее связь с предыдущей темой, значение для изучения последующего материала;

    • соответствие содержания урока программе;

    • объем и система знаний, сообщаемых преподавателем;

    • научность, воспитывающий характер, последовательность, ясность, доступность изложения нового материала;

    • активизация познавательной деятельности: способы поддержания интереса и внимания учащихся на отдельных этапах изложения материала; постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций;

    • роль и место использования ТСО, средств наглядности, доски, учебников, справочников, дополнительной литературы;

    • роль и место самостоятельной работы учащихся при изучении нового материала;

    • методика контроля и учета знаний учащихся в процессе изложения материала;

    • соответствие применяемых методов содержанию урока, целесообразность их выбора, возможность проведения урока более рациональными методами.

  6. Закрепление нового материала:

    • какой материал отобран преподавателем для закрепления, мотивы отбора;

    • методика и способы закрепления нового материала;

    • оценка осознанности усвоения учащимися нового материала.

  7. Домашнее задание:

    • объяснение домашнего задания в системе урока;

    • практическая или теоретическая направленность задания;

    • репродуктивный или творческий характер задания;

    • предпосылки интереса к следующему уроку.

  8. Заключение и общая оценка урока:

    • значение урока в образовательно-воспитательном процессе, в плане практических навыков, умений;

    • отношение учащихся к уроку;

    • общая организация урока и дозировка времени на его этапах;

    • какие коррективы можно было бы внести при проведении повторных уроков на эту тему.

  9. Личность преподавателя на уроке.

Знание материала урока, технология его проведения:

    • коммуникативные и организационные умения преподавателя;

    • педагогическая компетентность;

    • педагогический такт.


Алгоритм анализа учебного занятия

(Составитель Морева Н.А.)


  1. Цель урока, сформулированная преподавателем и поставленная перед студентами.

  2. Тип и вид урока.

  3. Определить соответствие содержания урока его виду и цели.

  4. Определить структуру и этапы урока.

  5. В каждом этапе занятия выделить задачи и результат.

  6. Проанализировать соответствие психолого-педагогических воздействий преподавателя задаче этапа урока и его конечным результатом.

  7. Анализ содержательной стороны учебного занятия:

    • соотношение теоретического и фактического материала;

    • соответствие методов требованиям активизации мыслительной деятельности студентов;

    • выявление способов выражения студентами осознанности усвоенных знаний;

    • определение способов информирования студентов о содержании домашнего задания (объем заданий, особенности методики задавания на дом, дифференцированность заданий с учетом специфики учебной группы, специализации студентов и их индивидуальных особенностей).

    • использование наглядности (таблиц, схем и т.д.), средств ТСО.

  8. Общий вывод по уроку:

  • определяются причины достоинств и недостатков урока;

  • характеризуется конечный результат;

  • рекомендации по совершенствованию учебного процесса.


Схема самоанализа урока

(составители Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.)


1. Какие задачи я решаю или решила на уроке: а) образовательные; б) воспитательные; в) развивающие (что)? Была ли обеспечена их компетентность? Какие задачи были для меня главными, стержневыми, как учла в задачах особенности группы?

2. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено время для опроса изученного материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Логическая связь между различными этапами урока.

3. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, чтобы студенты не потерялись в объеме второстепенного?

4. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения (обязательно это сделать!)

5. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход у студентам? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объем, или только содержание, или степень помощи, оказанной студентам, или все в совокупности?

6. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков студентами? В каких формах и какими методами он осуществлялся?

7. Целесообразно ли использовались средства обучения?

8. За счет чего обеспечивалась работоспособность студентов в течение всего урока?

9. За счет чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера? Как было реализовано воспитательное влияние?

10. Рационально ли использовалось время на уроке?

11. Были ли возможными иные методические варианты проведения урока?


Вопросы для анализа воспитательного мероприятия

(Составитель Морева Н.А.)

1. Какой вид воспитательного мероприятия вы наблюдали?

2. В чем его педагогическая ценность?

3. Какова профессиональная направленность данного мероприятия?

4. Реакция студентов на предложенное содержание внеклассного мероприятия. Степень их участия в мероприятии.


Приложение 4


Варианты и схемы анализа деятельности студентов педагогического колледжа на практике

в ДОУ


Схема анализа дневника по практике студентов

педагогического колледжа

  1. Обратите внимание на структуру дневника.

  2. Определите содержание деятельности студента на конкретный день практики.

  3. Соответствует ли требованиям планирование занятий, индивидуальной работы с детьми, прогулка, игровая деятельность, проведение режимных моментов и т.д.

  4. Обратите внимание на записи, которые делает в дневнике студент. В дневнике должны быть:

  • записи наблюдений занятий, режимных моментов;

  • записи наблюдений и анализа работы воспитателя, студента – напарника, собственной работы студента;

  • конспекты занятий, подписанные руководителем – методистом и воспитателем группы;

  • планы воспитательной работы с дошкольниками;

  • список группы детей, план практики на семестр, режим дня конкретной возрастной группы, сведения о дошкольном учреждении.



Примерная схема анализа режимных моментов

Режимные процессы (прием детей, прогулка, сон, умывание, организация питания и т.д.)

  1. Условия для организации процесса (окружающая обстановка, единство требований)

  2. Методика проведения (использование показа, разъяснения, приучения, упражнения, игровых приемов, художественной литературы, контроля, требований, оценки, учет индивидуальных особенностей)

  3. Приемы, создающие положительное отношение к режимным процессам, смена видов деятельности, соблюдение гигиенических требований.

  4. Использование режимных процессов для решения воспитательных задач.

  5. Отражение работы в документации.


Примерная схема анализа занятия

  1. Вид занятия, тема, цель, задачи, вид, время проведения.

  2. Санитарно-гигиенические условия; подготовленность оборудования, необходимого для детей и воспитателя; психологическая подготовка детей к занятию, мотивирование учебной деятельности, создание эмоционального фона.

  3. Тип, структура занятия, форма проведения, соответствие целям и задачам. Рациональное использование времени.

  4. Содержание занятия, соответствие программе, уровню развития детей. Какие знания, умения и навыки формируются. Информационная насыщенность занятия. Полнота и последовательность ознакомления с материалом. Научный уровень материала, его изложение, связь с жизнью.

  5. Оптимальность выбора методов и приемов работы на каждом этапе занятия. Насколько выбранные методы обеспечивают сознательность и прочность усвоения знаний. Содействие познавательной самостоятельности и активному мышлению детей. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

  6. Стимулирование познавательной деятельности детей. Приемы управления вниманием детей. Стимулирование положительного отношения к учебной деятельности. Методика содержательной оценки знаний, результатов продуктивной деятельности детей.

  7. Воспитание детей в процессе занятия. Какие качества личности формируются. Какие приемы и средства воздействия используются, их эффективность.

  8. Подведение итогов занятия. Основные выводы, достижение поставленных целей и задач, определение места занятия в системе занятий по данной теме, разделу.



Анализ работы студентов педагогического колледжа на практике в ДОУ

  1. Дайте первое слово студенту, работу которого наблюдали.

  2. Предложите высказаться студентам, наблюдавшим за работой.

  3. Выслушайте мнение воспитателя группы.

  4. Дайте заключительный анализ и оценку деятельности студента педагогического колледжа.



Приложение 5


^ Образцы оформления документации по практике

в педагогическом колледже


Образец оформления титульного листа конспекта урока

Коми государственный педагогический институт

Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования


^ КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПЕДАГОГИКЕ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Составила:

студентка ОЗО 3 курса 1 группы

Иванова Наталья Петровна


Преподаватель:

Карпушова В.Н.

подпись:


Руководитель практики:

Коснырева О. А.

подпись:


Дата проведения: 15.04.200…

группа: 34

место проведения: Сыктывкарский педагогический колледж № 2


200…




Продолжение приложения 5


Образец оформления титульного листа путевки


^ КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Храниться в личном деле

Группа __ОЗО__


ПУТЕВКА № ________

студент ки________3 курса Ивановой Натальи Петровны

факультета. ПМНО ДПП .

время практики с 12 февраля по 1 марта 200…г.


Педагогический колледж №2

г. Сыктывкар



Продолжение приложения 5


Образец оформления внутренней стороны путевки


Дата


Содержание занятий


Кол-во часов

Оценка

Подпись

19.02.

Проведение урока по педагогике на тему «Эстетическое

1 час

4







воспитание детей старшего дошкольного возраста

1 час

5




21. 02.

Проведение урока по методике физо на тему «Подвижная

1 час

5







игра»

1 час

5




25. 02.

Проведение классного часа на тему «Здоровый образ













жизни»

1час

5




















Образец оформления внутренней стороны дневника


Дата

Группа

Ф.И.О.

преподавателя

Дисциплина

Анализ урока

Оценка

Подпись преподавателя, руководителя






















Продолжение приложения 5


Образец оформления титульного листа дневника



Коми государственный педагогический институт

Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования


ДНЕВНИК

по практике в педагогическом колледже

студентки ОЗО 3 курса 1 группы

Ивановой Натальи Петровны


200…



Окончание приложения 5


Образец оформления второй страницы дневника




Сведения об образовательном учреждении:

Сыктывкарский педагогический колледж № 2


Сроки практики: 12 февраля – 1 марта 200… г.


Преподаватель по педагогике:

Паршукова Магдалена Алексеевна


Преподаватель по психологии:

Бибикова Наталья Алексеевна


Преподаватель по методике ФИЗО:

Гусева Юлия Дмитриевна


Классный руководитель:

Трофимова Анастасия Николаевна


Руководитель практики в ДОУ № 114:

Бибикова Наталья Алексеевна


Руководитель по педагогике:

Махотина Елена Николаевна


Руководитель по психологии:

Копылова Наталья Сергеевна




Приложение 6


Отчет о практике студента

(примерный перечень вопросов)


      1. Место прохождения практики.

      2. Календарные сроки.

      3. Первые впечатления от знакомства со студентами и преподавателями педколледжа, краткое содержание бесед с ними.

      4. Посещение уроков преподавателей педколледжа: количество посещенный уроков по психологии, педагогике, методикам, из анализ, оценка с точки зрения современных требований.

      5. Подготовка студентов к собственным урокам:

        • анализ собственной теоретической подготовки;

        • этап подготовки и проведения урока, который вызвал особые трудности, пути их преодоления;

        • сроки подготовки к каждому уроку;

        • характер помощи, оказанной студенту руководителями практики;

        • поведение студентов колледжа, формы активизации, используемые на уроке, количество активноработающих, пути установления контакта с учебной группой;

        • применение учебно-наглядный пособий и технических средств; отметить пособия, созданные самим студентом;

      6. Ознакомление с воспитательной работой; ее самостоятельное проведение.

      7. Участие студентов в педагогической практике студентов колледжа.

      8. Оценка роли практики в профессиональном росте студента.

      9. Предложения по улучшению содержания и организации педагогической практики.



Приложение 7


Рекомендации по оформлению документов

на оплату труда работников образовательных учреждений

за руководство педагогической практикой


  1. Все документы заполняются без исправлений, одним человеком.

  2. Печать ставиться только в «Акте приема выполненных работ».

  3. Подпись педагога должна быть и в «Договоре …» и в «Акте …».


Заполнение «Договора возмездного оказания услуг»

  1. «Договор …» заполняется в 2-х экземплярах.

  2. Число (правый верхний угол) – дата начала практики.

Сроки выполнения работ (п.1.2.) – указываются сроки практики строго по приказу.

  1. п.1.1. – объем часов (см. ниже «Норма расчета часов»)

  2. Название вида деятельности педагога: (п.1.1.)

Руководство педагогической практикой студентов … (очного, заочного отделения) ДПП по … (педагогике, психологии, методике …, внеклассной работе, практике в ДОУ) в количестве … человек

  1. п.1.2. – Размер и порядок оплаты:

71,4 руб. – педагог, имеющий высшее образование

54,4 руб. – педагог, не имеющий высшего образования

108,8 руб. – педагог, имеющий ученую степень или звание «Заслуженный…»


Заполнение «Акта приема выполненных работ»

  1. «Заказчик» - Исаков Валерьян Николаевич

  2. «Исполнитель» - сначала указывается должность, образовательное учреждение, а затем Ф.И.О. педагога

  3. Графа «Дата» - даты (не раньше начала практики и не позже ее окончания)

  4. Графа «Часы от и до» - часы можно не указывать.

  5. Графы «Вид учебных занятий» и «Темы занятий» можно объединить и заполнять следующим образом:

^ Руководство педагогической практикой студентов … (очного, заочного отделения) ДПП по педагогике: Иванова Н.П., Петрова К.Ю., Сидорова Р.О., и т.д.

Руководство педагогической практикой студентов … (очного, заочного отделения) ДПП по психологии: Иванова Н.П., Петрова К.Ю., Сидорова Р.О., и т.д.

^ Руководство педагогической практикой студентов … (очного, заочного отделения) ДПП по методике …: Иванова Н.П., Петрова К.Ю., Сидорова Р.О., и т.д.

Руководство педагогической практикой студентов … (очного, заочного отделения) ДПП по внеклассной работе: Иванова Н.П., Петрова К.Ю., Сидорова Р.О., и т.д.

^ Руководство педагогической практикой студентов … (очного, заочного отделения) ДПП по практике в ДОУ: Иванова Н.П., Петрова К.Ю., Сидорова Р.О., и т.д.

  1. Графа «Курс» - по заочному отделению указывается курс (3,4); по очному отделению указывается группа (646).

  2. Графа «Количество студентов» - указывается общее количество человек.

  3. Графа «Количество часов» - подсчитывается и указывается общее количество часов (по количеству студентов)

  4. На обратной стороне «Акта …» должна быть подпись педагога («Исполнитель»), подпись директора образовательного учреждения с расшифровкой, подпись группового руководителя с расшифровкой, печать образовательного учреждения


Все документы сдаются групповому руководителю, а гр. руководитель – зав. практикой (весь пакет документов)


^ Документы с исправлениями и неверно оформленные

приниматься не будут!


Норма расчета часов

на оплату труда работников образовательных учреждений

по педагогической практике на факультете ПМНО

(специальность «Дошкольная педагогика и психология»)

на одного студента


Должность

3 курс (4 г.о.) 4 курс (6 л.о.)

Преподаватель педагогики

3 часа

Преподаватель психологии

3 часа

Преподаватель методики

3 часа

Руководитель практики в ДОУ

2 часа

Классный руководитель

1,5 часа

Руководитель образовательного учреждения

0,5 часа

Итого:

13 часов



Похожие:

Методические рекомендации и материалы по педагогической практике для студентов заочного отделения по специальности «Дошкольная педагогика и психология» iconМетодические рекомендации и материалы по педагогической практике для студентов заочного отделения по специальности «Дошкольная педагогика и психология»
Печатается по решению кафедры педагогики и методики дошкольного образования от протокол №
Методические рекомендации и материалы по педагогической практике для студентов заочного отделения по специальности «Дошкольная педагогика и психология» iconМетодические указания для студентов 3 курса заочного отделения специальности «юриспруденция»
Методические указания для студентов 3 курса заочного отделения юридического факультета (6 семестр). – Казань: Издательство чоу впо...
Методические рекомендации и материалы по педагогической практике для студентов заочного отделения по специальности «Дошкольная педагогика и психология» iconКонспект лекций по дисциплине «Психология» для студентов дневного и заочного отделения
Психология. Конспект лекций для студентов дневного и заочного отделения технических специальностей. / Пгту. Каф. Социологии и социальной...
Методические рекомендации и материалы по педагогической практике для студентов заочного отделения по специальности «Дошкольная педагогика и психология» iconВопросы к экзамену 7семестр 2012 По педагогической психологии для студентов 4 курса з/о мгэи специальности «психология»
Предмет и задачи педагогической психологии. Место педагогической психологии в системе научного знания
Методические рекомендации и материалы по педагогической практике для студентов заочного отделения по специальности «Дошкольная педагогика и психология» iconМетодические указания для студентов 4 курса заочного отделения специальности «юриспруденция»
Ббк: 67. 410 : 67. 411 : 67. 404 : 67. 407 : 67 : 67. 99 : 67. 405 : 67. 405 (2 Рос. Тат.) : 67. 404
Методические рекомендации и материалы по педагогической практике для студентов заочного отделения по специальности «Дошкольная педагогика и психология» iconМетодические рекомендации по преддипломной практике для студентов специальностей
А. В. Короб, методист по учебно-производственной практике факультета иностранных языков БарГУ
Методические рекомендации и материалы по педагогической практике для студентов заочного отделения по специальности «Дошкольная педагогика и психология» iconТренер и группа В. Э. Пахальян
Книга предназначена, в первую очередь, студентам, обучаю­щимся по специальности 031000 «Педагогика и психология». Материалы пособия...
Методические рекомендации и материалы по педагогической практике для студентов заочного отделения по специальности «Дошкольная педагогика и психология» iconА. Н. Шишкин Подготовлено на кафедре «Экономика и управление» содержание введение 3 общие положения 4 примерная тематика курсовых работ
Методические рекомендации разработаны для студентов дневного отделения специальности 080505. 65 – «Управление персоналом»
Методические рекомендации и материалы по педагогической практике для студентов заочного отделения по специальности «Дошкольная педагогика и психология» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 80 Контрольные задания для проверки текущих и остаточных знаний, полученных в ходе
«Трудовое право», преподаваемой в вузах для студентов, специализирующихся по специальности «юриспруденция». Все материалы программы...
Методические рекомендации и материалы по педагогической практике для студентов заочного отделения по специальности «Дошкольная педагогика и психология» iconМетодические указания по конструкторско-технологической практике студентов IV курса специальности 090202 Утверждено на заседании методического совета дгма
Рабочая программа и методические указания по конструкторско-технологической практике студентов IV курса специальности 090202. /Сост....
Методические рекомендации и материалы по педагогической практике для студентов заочного отделения по специальности «Дошкольная педагогика и психология» iconМетодические рекомендации к выполнению курсового проекта на тему: "Проект озеленения и благоустройства части жилой застройки в г. Пермь" для студентов специальности 260500
Методические рекомендации предназначены для студентов 4 курса очной формы обучения специальности 260500 "Садово-парковое и ландшафтное...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы