Методические рекомендации по химической технологии неорганических веществ учебное пособие для студентов высших учебных заведений icon

Методические рекомендации по химической технологии неорганических веществ учебное пособие для студентов высших учебных заведений


НазваниеМетодические рекомендации по химической технологии неорганических веществ учебное пособие для студентов высших учебных заведений
страница1/12
Размер0.79 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


О.С. Половецкая, В.В. Платонов


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО

ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ


учебное пособие для студентов высших учебных заведений


Тула – 2011


СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ЕГО СТРУКТУРА

И ОРГАНИЗАЦИЯ………………………………………………………………………………………7

1.1.Структура производственного процесса…………………………………………………………...10

1.2. Принципы и формы организации производственного процесса…………………………………11

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 1………………………………………………………….13

ЗАДАЧИ К ГЛАВЕ 1…………………………………………………………………………………...14


ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКА ХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА………………………………..16

2.1. Технико-экономические показатели химико-технологических процессов…………………….16

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 2.1………………………………………………………...18

ЗАДАЧИ К ТЕМЕ 2.1…………………………………………………………………………………..18

2.2. Материальный и энергетический балансы химико-технологических процессов………………20

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 2.2…………………………………………………………26

ЗАДАЧИ К ТЕМЕ 2.2…………………………………………………………………………………..26


ГЛАВА 3. ХИМИЧЕСКОЕ СЫРЬЕ……………………………...…………………………………..28

3.1. Подготовка химического сырья к переработке……………………………………………...…….28

3.2. Экономические показатели процесса обогащения сырья………………………………………...38

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 3………………………………………………………….39

ЗАДАЧИ К ГЛАВЕ 3…………………………………………………………………………………...39


ГЛАВА 4. ВОДА В ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ…………………………………...42

4.1. Использование воды в химическом производстве………………………………………………..42

4.2. Промышленная водоподготовка……………………………………………………………………43

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 4………………………………………………………….46

ЗАДАЧИ К ГЛАВЕ 4…………………………………………………………………………………...46


ГЛАВА 5. ПРОИЗВОДСТВО СЕРНОЙ КИСЛОТЫ И ОЛЕУМА………………………………49

5.1. Общие сведения……………………………………………………………………………………..49

5.2. Производство серной кислоты из флотационного колчедана……………………………………49

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 5.2…………………………………………………………52

ЗАДАЧИ К ТЕМЕ 5.2…………………………………………………………………………………..53

5.3. Производство серной кислоты методом «мокрого катализа» (схема Амелина)………………..54

5.4. Производство серной кислоты башенным методом. Метод Ступникова……………………….57

5.5. Получение серной кислоты из отработавшей серной кислоты…………………………………..58

5.6. Концентрирование разбавленных растворов серной кислоты………………………………....58

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМАМ 5.3-5.6 ………………………………………………….61

ЗАДАЧИ К ТЕМАМ 5.3-5.6 …………………………………………………………………………..61


ГЛАВА 6. ПРОИЗВОДСТВО АММИАКА………………………………………………………….63

6.1. Сырье для производство аммиака……………………...…………………………………………..63

6.2. Производство аммиака при среднем давлении……………………..…………………………….65

6.3. Синтез аммиака при высоком давлении…………………………………………………………..66

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 6…………………………………………………………68

ЗАДАЧИ К ГЛАВЕ 6…………………………………………………………………………………..68


ГЛАВА 7. ПРОИЗВОДСТВО АЗОТНОЙ КИСЛОТЫ…...………………………………………..70

7.1. Общие сведения………….……………………….…………………………………………………70

7.2. Физико-химические основы производства азотной кислоты из аммиака……………………….70

7.3. Технологическая схема производства азотной кислоты из аммиака…………………………….72

7.4. Производство азотной кислоты под давлением 6-8 атм………………………………………….73

7.5. Производство суперконцентрированной азотной кислоты……….……………………………...75

7.6. Концентрирование разбавленных растворов азотной кислоты………………………………….76

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 7………………………………………………………….77

ЗАДАЧИ К ГЛАВЕ 7…………………………………………………………………………………...77


ГЛАВА 8. ПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ………………………………...79

8.1. Агротехническое значение минеральных удобрений…………………………………………….79

8.2. Классификация минеральных удобрений………………………………………………………….80

8.3. Производство азотных удобрений…………………………………………………………………81

8.4. Общая характеристика фосфорных удобрений…………………………………………………...91

8.5. Общие сведения о микроудобрениях и бактериальных препаратах…………………………….95

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 8………………………………………………………….97

ЗАДАЧИ К ГЛАВЕ 8……………………………..…………………………………………………….97


ГЛАВА 9.ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ ПРОИЗВОДСТВА…………………………………………99

9.1. Теоретические основы промышленного электролиза…………………………………………….99

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 9.1………………………………………………………..104

ЗАДАЧИ К ТЕМЕ 9.1……………………………..…………………………………………………..104

9.2. Электролиз водного раствора хлорида натрия…………………………………………………..106

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 9.2………………………………………………………..114


ЗАДАЧИ К ТЕМЕ 9.2…………..……………………………………………………………………..114


ГЛАВА 10. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ………………………………………….......117

10.1 Производство алюминия………………………………………………………………………….117

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 10.1………………………………………………………120

ЗАДАЧИ К ТЕМЕ 10.1……………………………..…………………………………………………120

10.2. Производство чугуна……………………………………………………………………………..122

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 10.2………………………………………………………136

ЗАДАЧИ К ТЕМЕ 10.2……………………………..…………………………………………………136

10.3. Производство и обработка стали………………………………………………………………...138

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 10.3………………………………………………………152

ЗАДАЧИ К ТЕМЕ 10.3……………………………..…………………………………………………153

10.4. Химико-технологические показатели металлургии……………………………………………155


^ ГЛАВА 11. ПРОИЗВОДСТВО СИЛИКАТНЫХ МАТЕРИАЛОВ……………………………...157

11.1. Общие сведения о силикатных материалах…………………………………………………….157

11.2. Типовые процессы технологии силикатных материалов………………………………………159

11.3. Производство вяжущих материалов…………………………………………………………….160

11.3.1. Производство портланд-цемента………………………………………………………………161

11.3.2. Производство воздушной извести……………………………………………………………..164

11.4. Производство стекла……………………………………………………………………………...166

11.5. Производство ситаллов…………………………………………………………………………..169

11.6. Производство керамических материалов……………………………………………………….170

11.6.1. Производство строительного кирпича………………………………………………………...171

11.6.2. Производство огнеупоров……………………………………………………………………...172

11.7. Перспективы развития производства силикатных материалов………………………………..174

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 11……………………………………………………….176

ЗАДАЧИ К ГЛАВЕ 11……………………………..………………………………………………….176


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………179


ПРЕДИСЛОВИЕ


Отсутствие пособий по технологии неорганических веществ для подготовки студентов естественнонаучных факультетов педагогических университетов и вузов обусловили издание учебно-методического пособия по химической технологии. Предлагаемое пособие, охватывает технологию неорганических веществ, и предназначена в качестве учебного пособия для студентов ТГПУ им. Л.Н.Толстого по специальности 050101 «Химия». При подготовке пособия авторы исходили из требований государственного образовательного стандарта к данной специальности и использовали опыт преподавания этой дисциплины в вузе.

В пособие даны сведения об основных компонентах химического производства; изложены общие закономерности химической технологии как теоретической основы химического производства; описаны свойства, применение и процессы производства таких важнейших неорганических веществ, как серная кислота, аммиак, азотная кислота, минеральные удобрения; даны сведения о производстве силикатных материалов, электрохимических производствах, металлургии.

Пособие может быть полезно преподавателям и студентам кафедр общей и неорганической химии, органической и биологической химии.


ВВЕДЕНИЕ


Под технологией понимают научное описание методов и средств производства в какой-то отрасли промышленности. Например, методы и средства обработки металлов составляют предмет технологии металлов. Процессы химической технологии включают в себя химическую переработку сырья, основанную на сложных химических и физико-химических явлениях.

Химическая технология – это наука о наиболее экономичных и экологически обоснованных методах химической переработки сырья в предметы народного потребления и средства производства.

Современная химическая технология, используя достижения естественных и технических наук, изучает и разрабатывает совокупность физических и химических процессов, машин и аппаратов, оптимальные пути осуществления этих процессов и управления ими при промышленном производстве различных веществ, продуктов, материалов, изделий.

Различают механическую и химическую технологию. Д.И.Менделеев так определял различие между ними: «…начинаясь с подражания, всякое механически-фабричное дело может совершенствоваться в своих даже самых основных принципах, если есть только внимательность и желание, но при этом одном, без предварительного знания, прогресс химических заводов немыслим, не существует и существовать, наверное, никогда не будет…».

Химическая технология базируется прежде всего на таких химических науках, как физическая химия, химическая термодинамика и химическая кинетика, но в то же время не просто повторяет, а развивает закономерности этих наук в приложении к крупнотоннажным промышленным процессам.

Развитие химической технологии как науки неотделимо от ее практических приложений. Химическая промышленность – одна из ведущих отраслей материального производства. Новые открытия и технологические разработки быстро становятся достоянием практики, тесно связывают науку с производством, и эта взаимная связь позволяет более рационально использовать сырье и топливно-энергетические ресурсы, создавать новые безотходные производства, в которых химико-технологические процессы протекают с высокими скоростями в оптимальных условиях, с получением продуктов высокого качества.


^ ГЛАВА 1. ХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ЕГО СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ

На химических предприятиях используют весьма разнообраз­ные технологические методы, главным образом химические, свя­занные с глубокими качественными изменениями материалов, из­менениями состава, внутренней структуры, состояния и свойств веществ, с превращением веществ.

Широкое применение этих методов обусловливает возможность комплексной переработки сырья для получения разных продуктов. С этим связано широкое развитие внутриотраслевого и межотрас­левого комбинирования, создание предприятий особого типа - комбинатов со сложной структурой, сложными формами управле­ния.

Химические методы производства определяют возможность использования огромного количества видов сырья, в том числе от­ходов и отбросов производства. При этом из какого-то одного ви­да сырья могут производиться разные продукты и, наоборот, для производства одного и того же продукта могут служить разные виды сырья.

Часть химических предприятий, использующих горнохимическое сырье, осуществляет не только его переработку, но и добычу, что весьма усложняет структуру этих предприятий и организацию производства.

В связи с тем, что в процессе химической переработки меня­ются состав, состояние веществ, получаются продукты со специаль­но заданными свойствами, к качеству сырья, его стандартности, его подготовке предъявляются высокие требования. Поэтому на химических предприятиях большое значение имеет правильная организация технического контроля сырья, стандартизации.

Химические методы переработки обусловливают в ряде произ­водств значительное потребление энергии (тепловой и электриче­ской), что определяет необходимость создания развитого энерге­тического хозяйства и особые требования к его организации для обеспечения надежной, четкой и бесперебойной его работы, под­держания параметров энергии на необходимом уровне.

Производство продукции на химических предприятиях обыч­но многостадийно, производственные потоки во многих случаях имеют сложную структуру, процессы производства сложны, расч­ленены на фазы, тесно связанные между собой, что требует точ­ной координации процессов, действий по стадиям производства, точного нормирования процесса, рабочей силы и обеспечения строгих пропорций производства.

На химических предприятиях применяются и получаются ядо­витые, взрывчатые и другие опасные вещества; многие процессы протекают при высоких температурах и давлениях. Это определя­ет особые условия труда работников и необходимость повышенных требований к охране труда, технике безопасности, систематиче­скому надзору за состоянием, условиями труда, обеспечения рабо­тающих спецпитанием, спецодеждой. Во вредных производствах особенно необходима автоматизация управления процессами.

Многие химические процессы протекают непрерывно не только в пределах цеха, но и предприятия в целом, что обусловливает большое значение непрерывного питания производства сырьем, материалами, бесперебойного снабжения ими предприятия. При­менение режима непрерывной работы предприятия в течение суток, месяца, года требует специального решения вопросов чере­дования времени работы и отдыха рабочих, организации их под­мены, правильного составления и выдерживания графика много­сменной работы и т. д.

Применение химических методов и непрерывность многих про­цессов производства даже при многостадийности последних опре­деляют короткий цикл производства на большинстве предприятий. С применяемыми методами связана сравнительно невысокая тру­доемкость продукции.

Особая эффективность применения химических методов, широ­кий возможный диапазон их применения в народном хозяйстве служат основой расширения сферы их применения не только при переработке, но и при добыче сырья. Для многих химических предприятий характерно, что наряду с химическими методами в основном производстве применяются и механические (дробление, просев, штампование и пр.), а в некоторых процессах они сов­мещаются (прессование, смешение и пр.), и деление методов производства на механические и химические представляется под­час условным.

Характерной особенностью химических предприятий является применение закрытых аппаратов. Это определяет трудности непо­средственного наблюдения за ходом процессов, за состоянием обо­рудования, учета количества полуфабрикатов, переходящих со стадии на стадию, а в связи с этим большое значение имеет осна­щение аппаратов КИП и автоматикой. Особые требования предъ­являются в части поддержания КИП и автоматики в исправности, систематического наблюдения за ними, осмотров и ремонтов.

Наряду с аппаратами широко применяются на химических предприятиях и машины, особенно в производстве изделий.

Все большее применение находит крупное оборудование - аппараты и машины большой единичной мощности. Характерной тенденцией развития является агрегирование аппаратов, создание технологических установок по взаимосвязанным процессам, состоя­щих из нескольких аппаратов одинакового или разного назначе­ния. Наличие таких установок определяет необходимость обслу­живания их большими бригадами. Для химических предприятий типичен коллективный характер труда обслуживающих рабочих (бригады агрегата, отделения, цеха).

С применением весьма разнообразного и сложного оборудова­ния связаны высокие требования к обслуживающему ремонтно­му персоналу, который должен знать особенности различных ви­дов оборудования, в частности связанные с ремонтом.

Разнообразие и сложность технологических процессов, приме­няемого оборудования, наличие КИП и автоматики требуют от ра­бочих обширных знаний технологии, особенностей применяемого оборудования, его конструкции. Поэтому к рабочим на многих процессах предъявляются высокие квалификационные требования.

В пределах функционирующего химического предприятия осу­ществляются разные по назначению, содержанию, методам прове­дения и регулирования, а также закономерностям протекания процессы, связанные с выполнением важнейших функций пред­приятия: производственной, экономической, социальной и др. Центральное место среди всех процессов занимает процесс произ­водства продукции так как для ее выпуска, собственно, и созда­ются предприятия.

Под производственным процессом, следует понимать процесс, посредством которого люди, связанные определенными производ­ственными отношениями, используя средства производства, созда­ют материальные блага, необходимые для существования и раз­вития общества.

В основе любого процесса производства лежит совокупность взаимосвязанных процессов труда. Необходимым условием осуще­ствления трудового процесса, а следовательно, и производственно­го, является наличие и взаимодействие трех простых моментов: средств труда, предмета труда и целесообразной человеческой деятельности.

Производственный процесс состоит из многих разнородных частичных процессов, имеющих различное назначение, содержание, характер протекания и др. Процесс производства всей продукции, включающий весь комплекс частичных процессов, в результате осуществления которых происходит преобразование предмета труда в готовый продукт, а также создаются все необходимые для этого условия, представляет собой совокупный производственный процесс.

Из комплекса процессов, входящих в его состав, следует преж­де всего выделить процессы производства основной продукции предприятия. Основной является продукция, предусмотренная пла­ном, определяющая специализацию, профиль предприятия и пред­назначенная в основном для потребления за его пределами. Про­цесс производства каждого вида основной продукции представля­ет собой частный производственный процесс.

Но на предприятии протекают различные вспомогательные, об­служивающие и подсобные процессы, назначение которых - об­служивать основное производство и другие части предприятия и создавать условия для нормального осуществления производства основной продукции. Особенностью вспомогательных процессов (ремонт оборудования, зданий, сооружении, производство и рас­пределение энергии, изготовление инструмента и др.) является то, что они имеют самостоятельный предмет труда и протекают, как правило, параллельно с основными или при их остановке. Обслу­живающие процессы (контроль качества продукции, транспорти­ровка сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и др.) протека­ют последовательно по отношению к основным процессам произ­водства и перемежаются с ними. К числу подсобных процессов относятся изготовление тары, упаковка продукции и т. п.

^ 1.1. Структура производственного процесса

Сложность и разнообразие процессов производства основной продукции в химической промышленности обусловлена производ­ством сложных по составу, структуре или конструкции продуктов, применением в одном и том же производстве весьма разнообраз­ных методов обработки и оборудования, требованиями высокой степени точности выдерживания параметров технологического ре­жима, многочисленностью и разнообразием видов применяемого сырья, применением разных видов энергии и энергоносителей, большой расчлененностью процесса и др.

Процесс производства продукции на химических предприятиях представляет собой обычно не однократное воздействие на сырье, а комплекс последовательно осуществляемых процессов. По мере превращения сырья в готовый продукт предмет труда претерпева­ет целый ряд изменений. Все изменения предмета труда условно отграничивают одну часть процесса от другой и являются основой для расчленения его на частичные процессы: стадии, фазы и oпeрации.

Расчленение процесса производства продукции на стадии, фазы, операции определяется характером продукта, технологичес­кими методами его производства, применяемыми орудиями труда, характером сырья и др.

^ Стадии, фазы как обособленные в технологическом отношении частичные процессы могут быть выделены обычно при производ­стве любого продукта. Они подразделяются на более мелкие ча­стичные процессы - операции.

Операция - часть производственного процесса, выполняемая на одном рабочем месте одним или несколькими рабочими или протекающая под их наблюдением. Она характеризуется единст­вом элементов производственно-трудового процесса и не прерыва­ется выполнением других работ.

Операции, направленные непосредственно на изменение пред­мета труда (изменение формы, молекулярного состава, состояния, внешнего вида, размера, взаиморасположения частей), называют­ся основными, или технологическими. К ним, например, относятся дробление, окисление, экстракция, полимеризация, смешение, формование изделий и др. Их совокупность представляет собой технологический процесс.

Кроме технологических операций технологический процесс мо­жет включать иногда технологические необходимые перерывы между операциями для осуществления естественных процессов (остывание, сушка, вызревание и др.), которые протекают обычно медленно. Таким образом, технологический процесс представляет собой совокупность процессов, в результате непосредственного осуществления которых происходят все необходимые изменения в предмете труда, т. е. достигается цель производственного про­цесса.

Кроме основных (технологических) операций и технологиче­ских перерывов процесс производства основной продукции вклю­чает ряд вспомогательных операций, назначение которых - спо­собствовать выполнению основных операций (транспортировка, контроль, сортировка продукции и т. д.). Помимо этих элементов, частей в производственный процесс может входить и межопераци­онное пролеживание.

Совокупность всех трудовых процессов (основных и вспомога­тельных операций) представляет собой рабочий процесс.

Структура любого процесса производства обычно не остается постоянной, так как зависит от многочисленных изменяющихся факторов (технологических методов производства, применяемого оборудования, разделения труда, организации производства и др.).


^ 1.2. Принципы и формы организации производственного процесса

На эффективность промышленного производства значительное влияние оказывает его организация.

Для достижения цели производства при наименьших затратах общественного труда и в кратчайшие сроки в основу его органи­зации должны быть приняты научно обоснованные принципы и методы, использованы прогрессивные формы и наиболее совершен­ные системы взаимоувязанных мер и действий.

Под принципами организации производства понимаются науч­но обоснованные руководящие правила, которые необходимо соб­людать как при построении производственной подсистемы пред­приятия, так и в процессе ее функционирования. Основными прин­ципами организации производства являются пропорциональность, непрерывность, параллельность, ритмичность и прямоточность.

^ Принцип пропорциональности означает определенное соответ­ствие производительности всех взаимосвязанных звеньев произ­водства (основных и вспомогательных цехов, участков), равенство производительности стадий основного производства. Принцип пропорциональности одновременно означает определенные соот­ношения численности работников (по участкам, по профессиям, квалификации). Нарушение этого принципа приводит к возникно­вению узких мест на одних стадиях, участках производства при наличии резервов по остальным.

Поддержание пропорций при функционировании предприятия - важное требование рациональной организации производства. В многономенклатурном производстве в связи с изменением ас­сортимента, а также в связи с различными темпами наращивания мощности на разных участках это представляет большие труд­ности.

^ Принцип непрерывности, понимаемый широко как непрерыв­ность (бесперебойность) функционирования производственной си­стемы, требует ликвидации или сокращения всех перерывов как в движении предмета труда, так и в использовании средств труда и рабочей силы, что в первом случае означает сокращение дли­тельности производственного процесса (цикла), а во втором - улучшение использования оборудования и работников. Возмож­ность соблюдения принципа непрерывности в большой мере зави­сит от соблюдения принципа пропорциональности. Наиболее пол­ное и законченное выражение в химической промышленности принцип непрерывности находит в автоматизированном непрерыв­ном аппаратурном производстве.

^ Принцип параллельности предполагает одновременное выпол­нение разных комплексов работ, относящихся:

а) к разным ста­диям (частям) процесса производства одного и того же вида про­дукции (одновременное протекание разных стадий), что означает непрерывное протекание процесса во всех его частях в непрерыв­ном производстве или непрерывное его повторение при цикличных процессах;

б) к частным процессам изготовления разных видов продукции;

в) к основным и вспомогательным процессам;

г) к ча­стичным процессам изготовления полуфабрикатов, входящих в го­товый продукт в виде частей, компонентов.

Совмещение процессов во времени дает возможность вести работы широким фронтом и обеспечивает сокращение длительно­сти производственного цикла - продвижения предмета труда по стадиям производства.

^ Принцип ритмичности производства находит свое выражение в выпуске в равные промежутки времени равного или равномерно возрастающего количества продукции в силу того, что в равные промежутки времени выполняется равный или равномерно возра­стающий объем работ и повторяется процесс производства во всех его стадиях. Но этого вытекает, что равномерность производст­ва - частный случай ритмичности.

Прямоточность как принцип организации производства пред­полагает кратчайший путь прохождения предмета труда в произ­водственном процессе (в пространстве), что достигается размеще­нием рабочих мест по ходу технологического процесса и обеспе­чивает сокращение объема и длительности транспортных работ.

Уровень организации производства, отражает достигнутую в тот или иной период степень реализации всех принципов его ор­ганизации. Чем полнее будут они соблюдены, тем лучше будет обеспечено использование всех элементов производства и тем вы­ше будет его эффективность. Уровень организации производства может быть оценен при помощи показателей, характеризующих степень реализации основных принципов. Однако в настоящее вре­мя еще нет единого общепринятого метода его оценки, несмотря на значительные работы, проводимые в этом направлении. Так, в промышленности применяются в настоящее время свыше 40 методик, включающих около сотни различных показателей.

Все применяемые в настоящее время на предприятиях методы оценки уровня организа­ции производства могут быть разделены на следующие группы:

- оценка при помощи одного комплексного показателя;

- оценка при помощи системы частных показателей: а) без последующего их сведения в одни интегральный показа­тель; б) со сведением их в один интегральный показатель.

Для управления процессами повышения эффективности произ­водства за счет совершенствования его организации важно на основе количественной оценки уровня организации правильно вы­брать основные направления его повышения. В первую очередь следует разрабатывать и внедрять мероприятия по тем направле­ниям, которым соответствуют наиболее низкие частные показа­тели.

Для выбора и обоснования оптимальных вариантов организа­ции производства большое значение имеет выбор критерия опти­мальности. Этот критерий должен быть согласован с критерием эффективности общественного производства. В качестве критерия оптимальности следует принимать один из наиболее важных по­казателей экономической эффективности производства: прибыль, себестоимость продукции, производительность труда.

Совершенствование организации производства должно обеспе­чивать повышение ее уровня, что серьезно влияет на повышение эффективности производства. Поэтому в процессе управления не­обходимо целенаправленно воздействовать на повышение уровня организации производства. Основные пути повышения уровня ор­ганизации производства, которые обеспечивают возможность наи­более полной реализации всех перечисленных принципов, - это правильное проектирование предприятия, обеспечивающее пропор­циональность мощностей всех стадий производства; прямоточность процессов; детальное нормирование численности работников про­изводственных подразделений и соблюдение установленных пла­ном пропорций; совершенствование организации труда, обеспечи­вающее более полное использование работников.

Большое значение имеет разработка и внедрение организаци­онных мероприятий по повышению и улучшению использования производственных мощностей, улучшение организации ремонта оборудования, обеспечивающее сокращение простоев оборудования, повышение трудовой дисциплины работников и др.

В повышении ритмичности, равномерности производства важ­ную роль играет организация материально-технического снабже­ния. Переход на прямые длительные связи с поставщиками сырья и материалов, например, обеспечивает сокращение и полное уст­ранение перебоев в снабжении.

Значительное место в повышении уровня организации зани­мает совершенствование планирования и нормирования производ­ства, координация деятельности основных и вспомогательных подразделений предприятий и ряд других путей и мероприятий.

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 1

    1. Укажите основные компоненты материального производства.

    2. В чем заключаются особенности химической отрасли промышленности?

    3. Какие принципы положены в основу размещения химических производств? Какие принципы положены в основу химических производств?

    4. Дайте определение понятиям сырье, полупродукт, побочный продукт. Приведите примеры из известных производств.

    5. Почему рациональное использование сырья имеет особое значение для химической промышленности? Подтвердите это примерами?

^ ЗАДАЧИ К ГЛАВЕ 1

    1. Определите объём и высоту насадочной башни олеумного абсорбера, если известно, что в час башней поглощается 3300 кг оксида серы(VI). Коэффициент скорости 1.53· 10-4 кг/(м2·Па); движущая сила процесса Δр = 5070 Па; удельная поверхность насадки 87.5 м23; площадь поперечного сечения башни 9.5 м2; коэффициент запаса 1,3.

    2. Определите константу скорости реакции окисления оксида серы(IV) в оксид серы(VI) при температуре 850 К. Константа скорости реакции при 793 К равна 5.45·105; Еакт = 87900 кДж/кмоль.

    3. Экзотермическая реакция первого порядка протекает при 573 К. Еакт=20 000 кДж/кмоль. В результате реакции температура повысилась до 678 К. Определите изменение скорости реакции.

    4. Константа скорости реакции окисления оксида серы(IV) в оксид серы(VI) на ванадиевом катализаторе 2.8· 10-5 с-1 при 763 К, а при 773 К константа скорости равна 3.20· 105 с-1. Определите кажущуюся энергию активации.

    5. При температуре 673 К скорость реакции в 10 раз меньше, чем при 700 К. Рассчитайте энергию активации процесса, если движущая сила процесса не меняется с изменением температуры.

    6. Определите реакционный объём реактора окисления оксида серы(IV) в оксид серы(VI) на ванадиевом катализаторе по следующим данным: расход газа 15 500 м3/ч, коэффициент запаса 1.3, время контактирования 0.12 с.

    7. Определите объём и высоту слоя катализатора однополочного реактора КС для окисления метанола в формальдегид, если расход газовой смеси 8960 м3/ч, а время контакта газа с катализатором, по экспериментальным данным, 5· 10-4 ч. Диаметр реактора 2.3.

    8. Рассчитайте количество теплоты, которое может выделяться при нейтрализации в производстве нитрата аммония и может быть использовано при последующем упаривании нитрата аммония. Концентрация исходной азотной кислоты – 50 %, аммиака – 100 %. Теплота нейтрализации 50 %-ной азотной кислоты – 105.09 кДж/моль. Расчет произвести для 1 т нитрата аммония.

    9. К 50 мл раствора карбоната натрия с концентрацией 2 моль/л и плотностью 1.22 г/мл медленно добавлено 45.5 мл 8 %-ного раствора сульфата меди(II) с плотностью 1.10 г/мл. Выпавший осадок отфильтрован. Вычислите массовые доли соединений, содержащихся в полученном фильтрате.

    10. К 40 мл смеси азота и монооксида азота прибавили 65 мл воздуха. После реакции объем газовой смеси составил 100 мл. Рассчитайте состав смеси (об. %) до и после реакции.

    11. Рассчитайте, сколько серебра можно получить при взаимодействии 18 г глюкозы с избытком аммиачного раствора оксида серебра. Какой объем (н.у.) газа выделится при спиртовом брожении такого же количества глюкозы, если выход продукта реакции составляет 75 %?

    12. Энергия активации реакции 2HI = H2 +I2 равна 186.4 кДж/моль. Рассчитайте константу скорости этой реакции при 700 К, если константа скорости при 456 К равна 0.942∙10-6 л∙моль-1∙мин-1.

    13. Вычислите расход соды и гидроксида кальция для очистки 1 м3 рассола, если он содержит (г-экв/л): ион кальция – 3.4, ион магния – 0.7. Содержание (г-экв/л) гидроксида натрия в очищенном растворе – 0.16, избыток соды – 1.5.

    14. Определите расход соды и гидроксида кальция для очистки 1 м3 рассола, содержащего (кг) 6.71 сульфата кальция, 0.63 хлорида магния и 0.33 хлорида кальция.

    15. Железная руда при сушке на воздухе потеряла 5 % массы. При анализе воздушно-сухой руды найдено (масс. %): влаги – 3, оксида железа(III) – 61.5 и пустой породы – 9. Рассчитайте начальный состав руды (перед сушкой), считая, что все железо в ней находится в виде Fe2O3.

1-16. Рассчитайте Кр реакции: NO + NO2↔N2O4 при давлении 106 Па, если в исходной смеси содержится 5 % NO2, а масса полимеризовавшегося оксида азота(IV) составляет 16.5 %.

1-17. Растворение образца цинк в соляной кислоте при 20 оС заканчивается через 27 мин, а при 40 оС такой же образец металла растворяется за 3 мин. За какое время данный образец цинка растворится при 55 оС?

1-18. В каком направлении произойдет смещение химического равновесия в системе: 2 FeO + 3 H2O(г) ↔ Fe2O3 + 3 H2 при уменьшении давления: а) влево; б) вправо; в) равновесие не сместиться?

1-19. Энергия активации некоторой реакции в отсутствии катализатора равна 76 кДж/моль и при температуре 27 оС протекает с некоторой скоростью k1. В присутствии катализатора при этой же температуре скорость реакции увеличивается в 3.38∙104 раз. Определите энергию активации реакции в присутствии катализатора.

1-20. Во сколько раз возрастает скорость реакции при увеличении температуры на 30 оС, если температурный коэффициент равен 3?


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Методические рекомендации по химической технологии неорганических веществ учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconМетодические рекомендации по химической технологии неорганических веществ учебное пособие для студентов высших учебных заведений
Охватывает технологию неорганических веществ, и предназначена в качестве учебного пособия для студентов тгпу им. Л. Н. Толстого по...
Методические рекомендации по химической технологии неорганических веществ учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М., 2001. Введение
Канке В. А. Философия: учебное пособие для студентов высших и средних специальных
Методические рекомендации по химической технологии неорганических веществ учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие для студентов химического факультета уфа риц башгу 2008 2 Учебное пособие предназначено для студентов химического 3-го курса химического факультета Башгосуниверситета. Оно включает 3 раздела, посвящённых
Связь химической технологии с теоретической химией, физикой, техникой, экономикой
Методические рекомендации по химической технологии неорганических веществ учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие для студентов III курса медико-психологического и медико диагностического факультетов / В. А. Овчинников, В. Н. Волков
Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальностям...
Методические рекомендации по химической технологии неорганических веществ учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconМетодические рекомендации для студентов 4 6 курсов, интернов. Воронеж, 2001. 25с. Предназначено как учебное пособие при написании истории болезни для студентов и интернов высших медицинских учреждений
Схема истории болезни: методические рекомендации для студентов 4 – 6 курсов, интернов. – Воронеж, 2001. – 25с
Методические рекомендации по химической технологии неорганических веществ учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconМетодические указания по написанию карты вызова (учебное пособие для врачей, фельдшеров службы скорой медицинской помощи, студентов медицинских учебных заведений)
Учебное пособие составлено в му ссмп им. В. Ф. Капиноса (главный врач М. А. Кириченко), на кафедре скорой медицинской помощи (зав...
Методические рекомендации по химической технологии неорганических веществ учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие для высших учебных заведений Издание 6-е
Охватывает период XVI- xviii вв. Это время становления и
Методические рекомендации по химической технологии неорганических веществ учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). Ростов н/Д: "Феникс", 2003. 576 с. (Серия "Высшая школа")
Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). Ростов н/Д: "Феникс", 2003....
Методические рекомендации по химической технологии неорганических веществ учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебно-методическое пособие для студентов 5 курса высших медицинских учебных заведений лечебного факультета
Содержит рекомендации по выполнению индивидуальных заданий по производственной практике. Соответствует учебному плану и типовой учебной...
Методические рекомендации по химической технологии неорганических веществ учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconУчебное пособие для студентов химического факультета. Уфа: риц башГУ, 2012. 89с. Введение
Химическая технология. Часть Физико-химические закономерности в химической технологии: Учебное пособие для студентов химического...
Методические рекомендации по химической технологии неорганических веществ учебное пособие для студентов высших учебных заведений iconОа белов криминалистическая регистрация: история, современное состояние и перспективы развития издание второе, дополненное Допущено умо по юридическому образованию вузов Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
Учебное пособие предназначено для курсантов, слушателей, сту­дентов высших образовательных учреждений юридического профиля, адъюнктов,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы