Методические рекомендации по их решению составлены в соответствии с рабочей программой курса и учебным пособием «Управление персоналом», рекомендованным icon

Методические рекомендации по их решению составлены в соответствии с рабочей программой курса и учебным пособием «Управление персоналом», рекомендованным


Скачать 302.54 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по их решению составлены в соответствии с рабочей программой курса и учебным пособием «Управление персоналом», рекомендованным
страница1/8
Размер302.54 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8


ВВЕДЕНИЕ


Содержащиеся в данном учебном пособии задачи и рекомендации по их решению, предназначены для методического обеспечения проведения практических занятий по курсу «Управление персоналом» со студентами очной и заочной форм обучения экономических и инженерных специальностей.

Кроме того, здесь приведен перечень вопросов для выполнения контрольных работ.

Студенты выбирают номер варианта контрольной работы по последним цифрам шифра зачетных книжек.

Студенты, у которых нечетные варианты, должны осветить следующие вопросы:

  1. Примерное положение об отделе кадровой службы предприятия.

  2. Основные обязанности и права работников отдела кадровой службы.

  3. Взаимосвязь и взаимодействие кадровой службы с другими структурными подразделениями предприятия в организации работы с персоналом.

  4. Формы и методы подбора и расстановки персонала предприятия.

Студенты, у которых четные варианты, должны раскрыть следующие вопросы:

  1. Правовые основы работы с персоналом

  2. Прием на работу

  3. Перевод на другую работу

  4. Увольнение с работы

Для решения задач, приведенных в данном пособии необходимо изучить рекомендованную литературу и нормативно - правовые акты, действующие на момент выполнения письменной работы.

Задачи и методические рекомендации по их решению составлены в соответствии с рабочей программой курса и учебным пособием «Управление персоналом», рекомендованным автором.


^ 1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Управление является гармоничным соединением человеческих и материальных ресурсов с целью выполнения поставленных задач. Когда речь идёт об управлении персоналом, значит мы говорим и об управлении пред­приятием.

В конце 80 х годов учёными было выделено четыре основные функции управления персоналом: планирование, организация, мотивация труда и контроль. А теперь тезисно рассмотрим каждую из них.

Планирование определяет: цели, наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения целей; систему показателей, характеризующих ход работ по достижению поставленных задач. Наиболее ответственной задачей планирования является прогнозирование и моделирование на основе анализа количественных и качественных показателей.

Организация - это создание условий, необходимых для успешного функционирования предприятия в настоящем и будущем. В организации, как формы деятельности, важное значение имеет принцип Эмерсона, который первым обратил внимание на проблему принципов научного подбора и обучения персонала.

Мотивация труда - совокупность материальных и моральных стимулов, на основе которых персонал во время трудовой деятельности ставит перед собой конкретные цели.

Контроль - это форма проверки выполнения поставлен­ных в управлении персоналом задач. Здесь важное значение имеет передача информации, установление вертикальных и горизонтальных связей. В системе управления контроль осуществляется с помощью обратных связей. Он обеспе­чивает количественную и качественную оценку труда персонала и учёт результатов его деятельности.

В управлении персоналом важное значение имеют принципы управления, т.е. фундаментальные основы управления, которые определяют закономерности формирования

формирования управляемой системы: ее структуры, методы воздействия на коллектив, они формируют мотивацию поведения членов коллектива, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда. Различают несколько принципов управления: принцип правовой защищённости, принцип оптимизации управления, принцип единоначалия и ряд др.

Кроме функций и принципов управления, важное значение имеют методы управления. В современной экономической литературе различают организационно - распорядительные (административные), экономические и социально-экономические.

Среди методов управления важное значение имеют административные. Они основываются на правовом обеспечении управления, главными целями которого являются: правовое регулирование отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов предприятия и его работников в соответствии с действующим законодательством.

Задачи 1-4 составлены на основании учебной программы курса. Они имеют больше теоретический характер, чем прикладной. При их решении необходимо описать общие функции, принципы и методы управления персоналом. Следует иметь в виду, что в условиях задач заключен общий характер управления, поэтому они применимы для предприятий всех форм собственности. Их решение позволит будущему специалисту хорошо ориентироваться в сложной проблеме управления персоналом.


Задача 1

Используя исходные данные, приведённые в таблице 1.1. и номер своего варианта, дайте на них развёрнутые ответы.

Таблица 1.1. - Исходные данные


Номер варианта

Вопросы

0

1 Как понимаете функцию планирования управления персоналом?

2 В чем сущность принципа Эмерсона?

1

1. Какие основные цели планирования управления персоналом?

2. Основные принципы производительности по Эмерсону

2

1. Опишите сущность функции организации управления персоналом

2. Как понимаете словосочетание «рынок или план»?

3

1. Перечислите основные задачи организации управления персоналом

2. Как понимаете мотивацию труда в управлении персоналом?

4

1. Опишите функцию мотивации труда в системе управления персоналом

2. Какой оптимальной группой должны быть ИГР?

5

1. Перечислите основные функции материального вознаграждения работников предприятия

2. Для чего необходима функция контроля в управлении персоналом?

6

1. Раскройте основные формы стимулирования труда персонала предприятия

2. Как осуществляется вертикальная связь контроля?

7

1. Перечислите дополнительные стимулы вознаграждения труда персонала предприятия

2. Раскройте схему передачи информации

8

1. В чем основа горизонтальной связи передачи информации в управлении персоналом?

2. Основные требования к контролю в управлении персоналом

9

1. Раскройте схему взаимосвязи основных функций управления персоналом

2. Перечислите дополнительные стимулы вознаграждения работников предприятия

Задача 2

В таблице 1.2. приведены исходные данные для решения задачи по принципам управления персоналом. Используя их, дайте ответы на поставленные вопросы.

Таблица 1.2. - исходные данные

Номер варианта

Вопрос

0

1. Перечислите основные принципы управления персона­лом .

2. Какой, по Вашему мнению, основной принцип управле­ния?

1

1. Как понимаете принцип правовой защищённости?

2. Что представляет собой норма управляемости персона­лом?

2

1. Как понимаете принцип оптимизации управления персо­налом?

2. Какая норма управляемости персоналом в строительст­ве?

3

1. Как понимаете принцип децентрализации управления персоналом?

2. Какая норма управляемости персоналом в пищевой промышленности?

4

1. Охарактеризуйте принцип единоналичия в управлении персоналом

2. Изобразите на схеме иерархическую пирамиду управле­ния

5

1. Раскройте принцип делегирования полномочий в управ­лении персоналом

2. От чего зависит норма управляемости персоналом?

6

1. Как понимаете принцип соответствия в управлении пер­соналом? 2. Что понимаете под оснащённостью труда руководителя предприятия?

7

1 . Как понимаете принцип первого руководителя?

2. Для чего необходимы знания и опыт руководителя?

8

1. Охарактеризуйте принцип повышения квалификации работников

2. Дайте характеристику типов производств

9

1. Как понимаете принцип цели в управлении персоналом?

2. Какое место занимает руководитель в структуре управ­ления?


Задача 3

В таблице 1.3. приведены исходные данные по методам управления персоналом, используя их, дайте ответы на поставленные вопросы.

Таблица 1.3. Исходные данные

Номер варианта

Вопрос

0

1. Перечислите основные методы управления персона­лом.

2. Какой, на Ваш взгляд, основной метод управления персоналом?

1

1. Как понимаете административный метод управления?

2. Что такое технико-экономический анализ управления персоналом ?

2

1. Как понимаете экономический метод управления пер­соналом? 2. Что такое установление государственных заказов?

3

1. Как понимаете социально - психологические методы управления персоналом?

2. Особенности управления персоналом с учетом соблю­дения требований налогового зак-ва

4

1. Изобразите на схеме систему методов управления пер­соналом 2. Как понимаете ценообразование на продукцию и учет ценовой политики в управлении персоналом?

5

1. Как понимаете организационное воздействие в управлении?

2. Что такое экономические нормы и нормативы?

6


1. Для чего необходимо организационно-методическое инструктирование персонала?

2. Что такое социальное планирование в управлении пер­соналом?

7

1. Как понимаете распорядительное воздействие?

2. Что собой представляет моральное стимулирование в управлении персоналом?

8

1. Перечислите внутренние и внешние факторы воздей­ствия на управление персоналом

2. Как понимаете кадровую политику в управлении пер­соналом?

9

1. Какие знаете методы исследования в управлении пер­соналом?

2. Как понимаете социальное развитие коллектива и его воздействие на управление персоналом?

Задача 4

На основании данных таблицы 1.4., необходимо дать ответы на поставленные вопросы.

Таблица 1.4. Исходные данные

Номер варианта

Вопрос

0

1. Какие существуют функции управления?

2. Как понимаете экономические методы управления пер­соналом?

1

1. Какие знаете принципы управления персоналом?

2. Как понимаете административные методы управления персоналом?

2

1. Какие существуют формы стимулирования персонала?

2. Как понимаете социально-психологические методы управления персоналом?

3

1. Какая существует схема передачи информации в управ­лении персоналом?

2. Как понимаете принцип делегирования полномочий в управлении персоналом?

4

1. Для чего необходима функция контроля в управлении персоналом?

2. Как понимаете социальное планирование и место в нем управления персоналом?

5

1. Для чего необходимо материальное стимулирование в управлении персоналом?

2. Раскройте функцию мотивации труда в управлении пер­соналом

6

1. В чем содержание принципа Эмерсона?

2. Для чего необходим подбор и расстановка кадров на предприятии?

7

1. Как понимаете принцип единоналичия в управлении персоналом?

2. Для чего необходимо моральное стимулирование в управлении персоналом?

8

1. Что представляет собой организационно-методическое инструктирование работников предприятия?

2. Опишите иерархическую пирамиду управления персона­лом?

9

1. Что такое технико-экономическое обоснование управле­ния персоналом?

2. Как понимаете норма управляемости персоналом и для чего её необходимо знать?


^ 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Для решения задач 5-12 следует изучить структуры управления производством, которые состоят из ячеек. Под ячейками понимают предприятия, организации, учреждения и их подразделения. Самой верхней ячейкой является предприятие, организация или учреждение. Их представляют соответствующие руководители. Затем идут ячейки заместителей руководителя предприятия (если указано, что управление осуществляется через них). Далее следуют ячейки начальников цехов, отделов, секторов, смен и участков. Цепочки замыкаются ячейками мастеров и бригадиров. Такова сущность схем линейных структур управления.

Линейно - штабная структура управления - это модернизированная линейная структура. Как правило, для выработки и принятия более грамотного решения, верхние ячейки и часто ячейки, стоящие ниже одной ступенью, снабжаются штабами (инженерно-техническими или экономическими службами),

Функциональная структура управления представляет собой такую структуру, при которой управление по каждой функции осуществляется отдельной ячейкой.

Линейно - функциональная структура отличается от линейно - штабной тем, что штабы верхней ячейки по функциям выходят напрямую на штабы нижних ячеек, а штаб предпоследней ячейки по отдельным функциям выходит непосредственно на последнюю ячейку.

Структура управления по проекту представляет собой как бы дополненную линейно - функциональную структуру управления. К ней добавляются несколько управлений по отдельным индивидуальным проектам. Каждое такое управление по своему проекту является выше рангом, чем верхняя ячейка, и выходит непосредственно на нее и ячейку, находящуюся ступенью ниже.

Смешанная структура управления характерна для средних и крупных предприятий, в ней выделены высший, средний и низкий уровни организационной структуры управления.

Задачи 13 или 14 можно решить только после изучения разделов абсентизм и стиль руководителя. Абсентизм означает невозможность работника отчитаться за работу, которую по графику он должен выполнить. Показатели текучести и абсентизма внутренне корректируются друг с другом. Если текучесть высокая, то абсентизм тоже довольно высокий. Для расчёта абсентизма используются следующие формулы:

А= Д п / N*Д или А= Рп / N*Р

где Дп - число рабочих дней, потерянных в определённый период из - за отсутствия на работе;

Д - число рабочих дней;

N - среднее число работников;

Рп - общее число пропущенных часов;

Р - общее число рабочих часов по графику.

Различают авторитарный, демократический и либеральный стиль руководителя.

К решению задач 15-18 необходимо приступать после изучения классификации персонала. Причем последняя задача рекомендуется для студентов, специализирующихся по отраслям пищевой промышленности.

Задачи 19 - 20 следует решать после изучения функций отдела кадров в планировании численности персонала. При этом требуется четкое усвоение таких показателей, как явочный, списочный и среднесписочный состав кадров, их сменяемость и текучесть.

Явочный состав представляют собой работники, которые явились на работу. В свою очередь, он в сумме с численностью работников, находящихся в командировке, отпуске, на амбулаторном и стационарном лечении, занятых выполнениём государственных и общественных обязанностей и т.д., представляет списочный состав кадров. Среднесписочная численность представляет собой отношение суммарного списочного состава кадров за какой - либо период к единицам времени (дням, месяцам), составляющим его.

Оборот по приему или найму представляет собой отношение соответственно всех вновь принятых или уволенных за определенный период к среднесписочной численности работающих за этот же период. Сменяемость определяют отношением меньшего из чисел принятых или уволенных к среднесписочной численности за тот или иной период времени, умноженным на 100. Текучесть пред­ставляет собой отношение численности уволенных по собственному желанию, за прогулы, и другие нарушения трудовой дисциплины к среднесписочной численности работающих за соответствующий период, умноженное на 100. Плановую потребность рабочих по профессиям и разрядам определяют отношением суммарной трудоемкости по видам работ и разрядам к эффективному годовому фонду времени одного рабочего с учетом уровня выполнения норм труда. Численность (Ч) аппаратчиков определяют по формуле:

Ч = (М *С / Ноб) * Ксп

где М - количество аппаратов (агрегатов);

С - число смен;

Ноб- норма обслуживания;

Ксп - коэффициент отношения списочного числа рабочих к явочному.

Другой способ определения плановой численности рабочих (работников) осуществляется делением планового объема работы в натуральном или денежном измерении на плановую производительность труда (выработку) в соответствующем измерении.


Задача 5

Смена имеет несколько участков. В каждый участок входят несколько бригад. Используя данные, приведенные в таблице 2.1., и номер соответствующего варианта, изобразите схему линейной структуры управления сменой

Таблица 2.1. Исходные данные

Таблица 2.1.

Исходные данные

Номер варианта

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

^ Количество участков смены

2

3

4

2

3

4

2

3

4

2

^ Количество бригад на участке

2

2

2

3

3

3

4

4

4

5

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методические рекомендации по их решению составлены в соответствии с рабочей программой курса и учебным пособием «Управление персоналом», рекомендованным iconМетодические рекомендации по их решению составлены в соответствии с рабочей программой курса и учебным пособием «Управление персоналом», рекомендованным
Содержащиеся в данном учебном пособии задачи и рекомендации по их решению, предназначены для методического обеспечения проведения...
Методические рекомендации по их решению составлены в соответствии с рабочей программой курса и учебным пособием «Управление персоналом», рекомендованным icon7. Управление персоналом Концепция и принципы управления персоналом. Предметом курса «Управление персоналом»
Предметом курса «Управление персоналом» является система знаний, связанных с целенаправленным воздействием на людей, занятых трудом...
Методические рекомендации по их решению составлены в соответствии с рабочей программой курса и учебным пособием «Управление персоналом», рекомендованным iconВопросы к экзамену для специальности 2-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»
Составлены в соответствии с рабочей учебной программой, утвержденной Министерством образования рб 19. 08. 09
Методические рекомендации по их решению составлены в соответствии с рабочей программой курса и учебным пособием «Управление персоналом», рекомендованным iconМетодические указания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения по специальности
...
Методические рекомендации по их решению составлены в соответствии с рабочей программой курса и учебным пособием «Управление персоналом», рекомендованным iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Методические указания составлены в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования...
Методические рекомендации по их решению составлены в соответствии с рабочей программой курса и учебным пособием «Управление персоналом», рекомендованным iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Бухгалтерский учет» для учащихся 4 курса заочной формы обучения
Составлены в соответствии с учебной программой, утвержденной директором Минского колледжа тдлп 20. 02. 2008 г и в соответствии с...
Методические рекомендации по их решению составлены в соответствии с рабочей программой курса и учебным пособием «Управление персоналом», рекомендованным iconА. Н. Шишкин Подготовлено на кафедре «Экономика и управление» содержание введение 3 общие положения 4 примерная тематика курсовых работ
Методические рекомендации разработаны для студентов дневного отделения специальности 080505. 65 – «Управление персоналом»
Методические рекомендации по их решению составлены в соответствии с рабочей программой курса и учебным пособием «Управление персоналом», рекомендованным iconПрактика по психологии для студентов неспециальных факультетов V курса методические рекомендации
Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова»....
Методические рекомендации по их решению составлены в соответствии с рабочей программой курса и учебным пособием «Управление персоналом», рекомендованным iconМетодические указания к лабораторным занятиям составлена в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины «Теория электрической связи» для студентов специальности
Методические указания предназначены для выполнения студентами лабораторных работ и лучшего усвоения основ связи, изучения состава...
Методические рекомендации по их решению составлены в соответствии с рабочей программой курса и учебным пособием «Управление персоналом», рекомендованным iconМетодические рекомендации к контрольной работе по дисциплине «Римское право»
В соответствии с учебным планом института управления,бизнеса и права студенты заочной формы обучения должны выполнить контрольную...
Методические рекомендации по их решению составлены в соответствии с рабочей программой курса и учебным пособием «Управление персоналом», рекомендованным iconМетодические указания для подготовки курсовых работ учебным планом направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление»
Учебным планом направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» для бакалавров очной формы обучения предусматривается...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы