Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию icon

Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию


Скачать 25.71 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Размер25.71 Kb.
ТипМетодические указания


КИЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УАНМ








“Утверждено"

на методическом совещании кафедры нормальной физиологии

Заведующий кафедры


профессор__________З.Д.СКРИПНЮК "______" _____________ в 2013 г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Учебная дисциплина

ФИЗИОЛОГИЯ”
Модуль № 1

^ “ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ВЫСШИЕ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ”

Смысловой модуль №2


Возбудимые структуры.

Тема практического занятия №5

Практические навыки по физиологии возбудимых структур.

Курс

2-й

Факультет

Стоматологический



Киев – 2013

1.Актуальность темы:


Эта тема объединяет все предыдущие темы физиологии возбудимых структур и позволяет студенту анализировать и оценивать параметры и процессы, которые лежат в основе функций возбудимых структур, потому что именно такую профессиональную деятельность осуществляет врач-стоматолог в своей практике.

2.Учебные цели:


    • Объяснять механизмы развития потенциала покоя и потенциала действия в нервных и мышечных волокнах и интерпретировать их параметры.

    • Объяснять механизмы действия электрического тока на возбудимые структуры и интерпретировать влияние электрических импульсов с разными параметрами на мембранные потенциалы нервных и мышечных волокон.

    • ^ Делать выводы о возбудимости нервных и мышечных волокон на основании величины порога деполяризации.

    • Объяснять механизмы и закономерности проведения нервного импульса нервными волокнами, интерпретировать причины нарушения проводимости.

    • Объяснять механизмы химической передачи возбуждения через нервно-мышечный синапс.

    • Интерпретировать механизмы блокады нервно-мышечного проведения возбуждения.

    • Объяснять механизмы сопряжения возбуждения и сокращения в поперечно-полосатых мышечных волокнах, сокращение и расслабление.

    • Интерпретировать зависимость характера сокращения мышц от силы и частоты раздражения

    • Интерпретировать роль факторов, от которых зависит сила сокращения мышц.

    • Интерпретировать электромиограмму.

3.Базовый уровень подготовки


Студенты имеют навыки из предыдущих учебных дисциплин:

Названия предыдущих дисциплин

Получены навыки

Анатомия человека

Анализировать информацию о строении тела человека, систем, что его составляют, органов и тканей

Гистология, цитология, эмбриология

Интерпретировать микроскопическую и субмикроскопическую структуру клеток

Медицинская и биологическая физика

Трактовать общие физические и биофизические закономерности, которые лежат в основе жизнедеятельности человека

Медицинская биология

^ Объяснять закономерности проявлений жизнедеятельности человеческого организма на молекулярно-биологическом и клеточном уровнях.

4.Задание для самостоятельной работы во время подготовки к практическому занятию

4.1. Теоретические вопросы


  1. Потенциал покоя, его параметры, механизмы происхождения, физиологическая роль.

  2. Потенциал действия, его параметры, механизмы происхождения, физиологическая роль.

  3. Возбудимость. Критический уровень деполяризации, порог деполяризации клеточной мембраны.

  4. Изменения возбудимости клетки при развитии одиночного потенциала действия.

  5. Значение параметров электрических стимулов для возникновения возбуждения.

  6. Механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам.

  7. Закономерности проведения возбуждения по нервным волокнам.

  8. Механизмы проведения возбуждения через нервно-мышечный синапс. Медиатор, мембранные циторецепторы и блокаторы нерно-мышечных синапсов.

  9. Сопряжение возбуждения с сокращением. Механизмы мышечного сокращения.

  10. Виды мышечных сокращений: одиночные и тетанические; изотонические и изометрические.

4.2.Практические работы


1.Исследование параметров электрического импульса для возникновения ПД в волокнах раздражающего нерва..

4.3.Основные схемы, которые должны уметь рисовать и объяснять студенты


  1. Схемы развития во времени МПП и ПД.

  2. Схема, которая иллюстрирует, как изменяется значение МПП в случае гиперполяризации и деполяризации клеточной мембраны.

  3. Схема изменений возбудимости клеток во время развития ПД.

  4. Схема, которая объясняет механизм формирования двухфазного ПД при биполярном методе его регистрации.

  5. Схема, которая объясняет механизмы изменения возбудимости клеток во время действия на них разных факторов.

  6. Схема, которая объясняет значение силы электрического раздражения для возникновения в клетке ПД.

  7. Схема, которая объясняет механизм проведения ПД немиелиновым нервным и мышечным волокнами.

  8. Схема, которая объясняет особенность механизма проведения ПД миелиновым нервным волокном.

  9. Схема, которая объясняет строение нервно-мышечного синапса и механизмы проведения через него возбуждения.

  10. Схема одиночного и тетанического сокращений.

  11. Схема, которая объясняет механизмы мышечного сокращения.

6. Материалы для самоконтроля




6.1.Выберите правильный ответ


1.Блокада образования в клетке АТФ повлияет непосредственно на один из процессов на мембране возбудимой клетки, в результате чего прекратится:

  1. действие натрий-калиевых насосов

  2. натриевая активация

  3. натриевая инактивация

  4. калиевая активация

  5. кальциевая активация

2.Уровень критической деполяризации мембраны изменился от –50 мВ к –40 мВ, в то время как МПС не изменился. Следствием этого станет:

  1. возникновение деполяризации

  2. возникновение гиперполяризации

  3. увеличение амплитуды ПД

  4. уменьшение возбудимости

  5. увеличение скорости проведения

3.Во время фазы реверсии ПД в нервном волокне будет иметь место:

  1. натриевая активация

  2. натриевая инактивация

  3. вход ионов хлора через мембрану

  4. увеличение возбудимости

  5. вход ионов кальция через мембрану

4.Поток ионов через этот канал приводит к высвобождению нейромедиатора:

  1. натриевый канал

  2. калиевый канал

  3. кальциевый канал

  4. хлорный канал

  5. лиганд-зависимый канал

5.Уменьшение силы сокращения мышц у больных миастенией является следствием уменьшения:

  1. миелинизации нервных волокон

  2. скорости проведения возбуждения нервами

  3. концентрации кальция в мышечных клетках

  4. количества медиатора, который выделяется нервной терминалью

  5. количества холинорецепторов концевой пластинки

6.Увеличение амплитуды тетанического сокращения мышцы является следствием непосредственного увеличения:

  1. частоты ПД в мышечных волокнах

  2. амплитуды ПД в мышечных волокнах

  3. возбудимости мышечных волокон

  4. концентрации кальция в мышечных волокнах

  5. расходов АТФ в мышечных волокнах

7.Во время активной фазы в мышечном волокне увеличивается преимущественно:

  1. концентрация ионов натрия

  2. концентрация ионов кальция

  3. концентрация ионов калия

  4. амплитуда ПД

  5. возбудимость

8.Во время поддержки статической позы тела в сокращении принимают участие преимущественно медленные (красные) мышечные волокна, потому что они:

  1. имеют большую возбудимость

  2. имеют анаэробный метаболизм

  3. имеют большую силу

  4. долго не утомляются

  5. генерируют большую частоту ПД

9.У больного имеет место уменьшение скорости проведения возбуждения по аксонам нервных волокон, причиной отмеченного может быть, скорее всего:

  1. увеличение амплитуды ПД

  2. уменьшение частоты ПД

  3. увеличение ионной асимметрии

  4. демиелинизация нервных волокон

  5. уменьшение порога деполяризации

10.У человека мышцы прикреплены к двум костям, соединенных суставом, что приводит к их растяжению и потому в них возникает максимальная сила сокращения благодаря:

  1. выходу кальция из цистерн плазматической сетки

  2. увеличению амплитуды ПД, которая генерируется

  3. увеличение скорости сопряжения возбуждения с сокращением

  4. увеличение количества поперечных мостиков при сокращении

  5. увеличению концентрации АТФ

7. Практические работы


Работа 1. Исследование параметров электрического импульса для возникновения ПД в волокнах раздражающего нерва.


Цель работы: обнаружить значение полярности, силу и длительность электрического импульса для возникновения возбуждения в волокнах исследуемого нерва при раздражении двигательных точек на предплечье человека.

Для работы необходимо электрический стимулятор, который дает на выходе прямоугольные электрические импульсы дозированного напряжения, раздражающие электроды, резиновая лента, изотонический раствор натрия хлорида.

Ход работы. В исследовании применяется униполярный способ раздражения. Под пассивный электрод положить марлевую прокладку, смоченную изотоническим раствором натрия хлорида, и с помощью резиновой ленты закрепить его на поверхности плеча. Активный электрод разместить на поверхности кожи предплечья человека в двигательной точке какого-либо нерва, например поверхностного сгибателя пальцев руки. Двигательная точка нерва — это участок кожи тела, под которой нерв расположен наиболее поверхностно. Двигательные точки мышц — участки кожи тела, которые отвечают местам входа в эти мышцы нервных волокон (рис. 4).




Рис..4. Двигательные точки руки


Если при раздражении двигательной точки нерва в его волокнах возникнет возбуждение, то это приведет к сокращению мышц, которые иннервируются этим нервом, а, следовательно, к сгибанию пальцев руки.

Нужно убедиться в правильности расположения активного электрода в двигательной точке исследуемого нерва. Для этого, переключив стимулятор на работу в режиме “ритмичная серия”, провести пробное раздражение нерва импульсами достаточной силы (20-25 В) и длительности (5-10 мс) при частоте раздражении 1 имп/с. Уточнив размещение активного электрода, уменьшить напряжение к нулевой отметке.

Переключить стимулятор на работу в режиме “одиночные импульсы”. Постепенно увеличивать силу раздражающего импульса в диапазоне от 0 до 30 В и после каждого перемещения ручки плавной регуляции напряжения проводить пробное раздражение исследуемого нерва. Исследование продолжать к моменту появления в ответ на раздражение едва заметного сгибания пальцев. Переключив стимулятор на работу в режиме “постоянный ток”, по шкале вольтметра прибора определить напряжение, при котором возникло сгибание пальцев. Принимая во внимание то, что при работе стимулятора в режиме “одиночные импульсы” напряжение на его выходе автоматически удваивается, для оценки настоящего напряжения импульса, который вызывал возбуждение нерва, показания вольтметра нужно умножить на 2.

Перевести стимулятор на работу в режиме “одиночные импульсы” и опять убедиться, что найденное напряжение электрического импульса является достаточной для возбуждения нерва. Переключить тумблер полярности раздражения в положение “плюс”. В этом случае активный электрод становится анодом. Не изменяя напряжения, провести раздражение исследуемого нерва анодным импульсом и заметить, возникнет ли сгибание пальцев руки.

Повернуть тумблер полярности раздражения в предыдущее положение. Убедиться, что катодный (позитивный) импульс найденной силы, как и раньше, вызывает возбуждение в исследуемом нерве. Начать постепенно уменьшать длительность раздражающего импульса, проводя пробные раздражения исследуемого нерва после каждого перемещения соответствующей ручки регуляции. Посмотреть, при любой ли длительности электрического импульса сгибаются пальцы руки у исследуемого человека.

Рекомендации относительно оформления результатов работы. В протоколе исследования указать, при каком напряжении раздражающего электрического импульса начали сгибаться пальцы руки у исследуемого человека. Возникло ли это сгибание при любом значении напряжения, длительности и полярности импульса?

В выводах отметить, при каких параметрах электрического импульса возникает ПД в возбудимых структурах.

Примечание: если исследование не проводится, то преподаватель сообщает студентам параметры электрического тока, при которых наблюдается сгибание пальца руки при раздражении двигательной точки, а студенты их анализируют и записывают выводы.

Литература

Основная


  1. Физиология человека (учебник для медвузов). Покровский В.М., Коротько Г.Ф., ред. М.: Медицина, 2003, 2005.

  2. Физиология. Под ред. В.Г.Шевчука. Пособие по физиологии.- Винница: Новая книга. 2005. – 576 с. (русский перевод практических работ кафедрой).

  3. Методические указания для самостоятельной работы студентов. Утверждены на методическом заседании кафедры. 2006

Дополнительная


  1. Textbook of medical physiology / Arthur C. Guyton, John E. Hall.,. 2000, 2006.

Физиология человека: в 3-х томах. Перевод с английского. Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. – М: Мир, 1996


Похожие:

Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Практические навыки из физиологии нервной и гуморальной регуляции висцеральных функций организма
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Возбуждение – это процесс, который возникает на мембране возбудимой структуры при раздражении и сопровождается уменьшением ее мембранного...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Объяснять механизмы влияния автономной нервной системы на висцеральные функции организма
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
На протяжении 15 практических занятий студенты изучали материал 6 содержательных модулей в соответствии с конкретными целями каждого...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Исследование высшей нервной деятельности человека, типологических свойств нервной системы
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Исследование проведения возбуждения нервными волокнами и через нервно-мышечный синапс. Исследование потенциала действия целостных...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
На разных уровнях головного мозга эти сигналы фильтруются, обрабатываются и превращаются. Этот процесс завершается осознанными ощущениями,...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания к лабораторно-практическому занятию №3
Методические указания к лабораторно-практическому занятию №3 «Оценка освещенности рабочих мест». Ростов-на-Дону : Рост гос строит...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы