Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" icon

Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"


Скачать 41.72 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Размер41.72 Kb.
ТипМетодические указания


КИЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УАНМ








“Утверждено"

на методическом совещании кафедры нормальной физиологии

Заведующий кафедры


профессор__________З.Д.СКРИПНЮК "______" _____________ в 2013 г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Учебная дисциплина

ФИЗИОЛОГИЯ”
Модуль № 1

^ “ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ВЫСШИЕ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ”

Содержательный модуль №4


Роль центральной нервной системы (ЦНС) в регуляции двигательных функций.

Тема практического занятия №9

Исследование роли ствола мозга в регуляции двигательных функций организма.

Курс

2-й

Факультет

Стоматологический



Киев – 2013


1.Актуальность темы:


Задний и средний мозг образуют ствол головного мозга. Этот отдел ЦНС имеет как сегментарные (двигательные и парасимпатические ядра черепных нервов), так и надсегментарные (двигательные ядра и ядра регуляции висцеральных функций) механизмы регуляции.

Поражение в участке ствола головного мозга приводят к нарушению регуляции как двигательных, так и висцеральных функций организма, что может привести к нарушению процессов функционирования челюстно-лицевого аппарата, с чем постоянно сталкивается в своей проффесиональной деятельности врач-стоматолог.

2.Учебные цели:


  • Анализировать механизмы влияния структур переднего мозга и ствола мозга на активность моторных систем спинного мозга.

  • Делать выводы о состоянии двигательных функций организма - мышечного тонуса, позы, локомоций, двигательных рефлексов, что имеют место после поперечного перереза на разных уровнях ЦНС и повреждения двигательных структур.

  • ^ Делать выводы о роли ведущих путей ЦНС в обеспечении двигательных функций.

2.Базовый уровень подготовки


Студенты имеют навыки из предыдущих учебных дисциплин:

Названия предыдущих дисциплин

Получены навыки

Анатомия человека

Анализировать информацию о строении тела человека, систем,, что его составляют, органах и ткаяхи

Гистология, цитология, эмбриология

Интерпретировать микроскопическую и субмикроскопическую структуру клеток

Медицинская биология

^ Объяснять закономерности проявлений жизнедеятельности человеческого организма на молекулярно-биологическом и клеточном уровнях.

4.Задание для самостоятельного работы во время подготовки к практическому занятию

4.1.Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к практическому занятию

Срок

Определение


Поза антигравитации

Поза, для которой характерно увеличение тонуса мышц- разгибателей конечностей и туловища, благодаря этому туловище человека или животного поднимается над поверхностью земли против силы земного притяжения.

Децеребрационная ригидность

Увеличение тонуса мышц-разгибателей конечностей и туловища после поперечного разреза ствола мозга между задним и средним мозгом.

4.2. Теоретические вопросы


  1. Виды сенсорной информации, которые поступают в задний и средний мозг. Вестибулярный аппарат, условия раздражения отолитовых и ампулярных вестибулорецепторов.

  2. Ретикулярная формация ствола головного мозга, механизмы поддержки ее постоянного тонуса. Восходящие и нисходящие пути ретикулярной формации и их влияния.

  3. Роль заднего мозга в обеспечении позы тела. Явление децеребрацинной ригидности. Шейные и вестибулярные рефлексы положения. Значение этих рефлексов и роль заднего мозга в их осуществлении.

  4. Двигательные рефлексы среднего мозга. Роль среднего мозга в обеспечении позы тела и ориентации организма в окружающей среде.

4.3.Практические работы.


  1. Определение роли вестибулярного аппарата в обеспечении двигательных функций организма.

  2. Исследование стволовых установочных позных рефлексов у морской свинки.

  3. Исследование статокинетических рефлексов на вращение у человека.

5. Содержание темы

Мотонейроны спинного мозга и нейроны двигательных ядер черепных нервов- это общий конечный путь к скелетным мышцам. Именно на этих мотонейронах конвергируют сигналы из разных уровней ЦНС и приходят афФерентными путями от рецепторов . Нервные пути, которые передают сигналы мотонейронам, выполняют три взаимосвязанных функции: 1)  сигнализируют о произвольной активности; 2)  готовят позу тела к устойчивому состоянию для движения; 3)  координируют действия разных мышц для осуществления плавных и точных движений. Программа произвольных движений формируется в структурах мозга, а команды поступают к мышцам по пирамидному пути (кортико-спинальному), корково-ядерным, корково-ретикулярным и другим.
Ствол мозга состоит из продолговатого мозга, моста и среднего мозга и содержит двигательные и чувствительные ядра, выполняющие моторные и сенсорные функции для лица и головы тем же путем, которым спинной мозг выполняет эти же функции по отношению к шее, туловищу и конечностям. В то же время ствол мозга выполняет множество специальных функций (в частности, функции контроля некоторых висцеральных функций, позы равновесия, движения глаз) и служит как бы узловой станцией для «командных сигналов» от высших центров. В контроле над движениями тела и его равновесием важную роль играют вестибулярные и ретикулярные ядра ствола мозга.




^ Ретикулярные ядра. Их подразделяют на ретикулярные ядра моста и ретикулярные ядра продолговатого мозга. Эти две системы ядер функционируют антагонистично друг к другу: ядра моста активируют мотонейроны, которые иннервируют антигравитационные мышцы (экстензоры), ядра продолговатого мозга тормозят их.

^ Ретикулярные ядра моста передают возбуждающие сигналы в спинной мозг через мосторетикулоспинальный тракт, локализованный в переднем столбе спинного мозга. Волокна этого тракта активируют мотонейроны спинного мозга, которые посылают активирующие импульсы к мотонейронам спинного мозга, которые иннервируют разгибательные мышцы конечностей. Ретикулярные ядра моста имеют высокую возбудимость. Дополнительно они получают возбуждающие импульсы как от вестибулярных ядер, так и от глубоких ядер мозжечка. Таким образом, активирующая ретикулярная система моста вызывает активацию антигравитационных мышц всего тела.

^ Ретикулярные ядра продолговатого мозга передают тормозящие сигналы к тем же антигравитационным нейронам спинного мозга, но через другой путь  ретикулоспинальный тракт продолговатого мозга, расположенный в боковых столбах спинного мозга. Ретикулярные ядра продолговатого мозга получают коллатерали из кортикоспинального тракта, руброспинального тракта и других двигательных путей. Нормальная активность тормозной ретикулярной системы продолговатого мозга поддерживает равновесие с участием активирующей системы ретикулярной формации моста, в результате мускулатура тела не имеет избыточного напряжения. Команды из верхних отделов мозга могут прервать тормозное влияние системы продолговатого мозга, когда мозгу необходимо возбуждение системы моста для контроля вертикального положения тела. Возбуждение ретикулярной системы продолговатого мозга может затормозить мотонейроны антигравитационных мышц (экстензоров) в тех случаях, когда нужно выполнять какие-то движения.

Активирующие и тормозящие ретикулярные ядра - обязательная часть контролирующей системы, которой управляют сигналы из моторной коры; кроме того, эти ядра создают основной уровень тонического сокращения для противостояния силам гравитации и могут тормозить отдельные группы мышц для обеспечения других функций.

^ Вестибулярные ядра функционально связаны с ретикулярными ядрами моста, они активируют мотонейроны антигравитационных мышц. Латеральные вестибулярные ядра передают сильные возбуждающие сигналы через латеральный и медиальный вестибулоспинальный путь к мотонейронам, которые иннервируют мышцы-экстензоры. Без участия вестибулярных ядер ретикулярная система моста значительно ослабляет свое активирующее влияние на гравитационную мускулатуру шеи, спины, верхних и нижних конечностей. Специфическая роль вестибулярных ядер заключается в селективном контроле возбуждающих сигналов, которые поступают с вестибулярного аппарата к разным антигравитационным мышцам для поддержки равновесия.


Схема кортико-спинального тракта (А), расположения красного ядра и руброспинального тракта (Б), расположения ретикулярных ядер моста и вестибулярных ядер продолговатого мозга (В)


^ Красное ядро среднего мозга функционирует во взаимодействии с кортикоспинальным трактом, имея тесные связки с моторной корой (корково-красноноядерные волокна), мозжечком, ретикулярной формацией, оливой. От гигантских клеток красного ядра отходят аксоны, образующие руброспинальный тракт. Волокна этого пути заканчиваются преимущественно на вставочных нейронах промежуточной зоны серого вещества спинного мозга, но часть аксонов контактирует непосредственно с мотонейронами спинного мозга.
В гигантоклеточной части красного ядра (как и в моторной коре) представлены все мышцы тела, стимуляцией этого отдела можно получить одиночные и групповые сокращения мышц. Кортикоруброспинальный путь служит дополнительным маршрутом для передачи относительно дискретных сигналов из моторной коры в спинной мозг. Если разрушены кортикоспинальные волокна и сохранены кортикоруброспинальные пути, дискретные движения частично сохраняются, но тонкие движения пальцев и кисти существенно нарушаются. Так, блокада кортикоруброспинальных путей нарушает двигательную активность мышц в области запястья. Кортикоспинальный и руброспинальный тракты располагаются в боковых столбах спинного мозга, контролируют более дистальные мышцы конечностей и вместе составляют латеральную двигательную систему спинного мозга. Вестибулоретикулоспинальная система лежит медиальный в спинном мозге и эта система называется медиальной двигательной системой спинного мозга.

^ А. Роль ствола мозга в регуляции позы и мышечного тонуса

Для выяснения механизмов роли основных структур ствола мозга в регуляции позы и мышечного тонуса применяют в экспериментах на животных метод перерезок мозга на разных уровнях ЦНС.



Так разрез ствола мозга между задним и средним мозгом у кошек приводит к возникновению децеребрацонной ригидности - повышению тонуса мышц-экстензоров (конечностей, туловища, шеи) в силу того, что преобладают активирующие влияния латеральных вестибулярных ядер Дейтерса через вестибулоспинальные пути преимущественно на гамма-мотонейроны мышц экстензоров. В то же время, тормозные влияния на мотонейроны мышц-экстензоров практически отсутствуют, потому что красные ядра, которые их осуществляют, находятся выше линии перерезки. Повышение тонуса мышц-экстензоров лежит в основе позы антигравитации.

У мезенцефального животного, где есть баланс между активирующими и тормозными влияниями на спинальные мотонейроны, поза является нормальной.

^ Б. Роль ствола мозга в регуляции двигательных установочных тонических рефлексов.

1.Статические вестибулярные рефлексы позы

    • возникают с вестибулорецепторов, которые расположены в мешочке и маточке предверия улитки, при изменении положения головы в пространстве;

    • замыкаются на уровне продолговатого мозга, активируя ядра Дейтерса с той стороны, куда наклонена голова, следствием чего есть повышение тонуса мышц-экстензоров с этой стороны и сохранение позы равновесия.

^ 2.Статические рефлексы выпрямления

      • возникают с вестибулорецепторов, которые расположенные в мешочке и маточке преддверия улитки, при изменении положения головы и тела в пространстве - голова теменем книзу;

      • замыкаются на уровне среднего мозга при участии двигательных центров, которые обеспечивают выпрямление головы, - теменем кверху;

      • вторая фаза рефлекса - выпрямление туловища возникает благодаря раздражению рецепторов суставов шеи и рецепторов шейных мышц.

^ 3.Стато-кинетические рефлексы

а) углового ускорения

    • возникают с рецепторов полукружных каналов улитки во время движения с угловым ускорением;

    • замыкаются на уровне двигательных центров среднего мозга и обеспечивают перераспределение тонуса мышц флексоров и экстензоров конечностей и туловища, чтобы сохранить равновесие при вращении;

    • возникает нистагм глазных яблок - медленное движение их в сторону вращения и быстрый возврат - в противоположную сторону.

б) линейного ускорения в горизонтальной или вертикальной плоскости

      • аналогичные рефлексам углового ускорения, направленные на сохранение равновесия во время движения в определенной плоскости;

      • замыкаются на уровне двигательных центров спинного мозга.

^ В.Роль ствола мозга в обеспечении первичных ориентировочных рефлексов.

В среднем мозге на уровне четверохолмия находятся первичные зрительные (верхние или передние двухолмики) и слуховые центры (нижние или задние двухолмики), которые анализируют световую и звуковую информацию, которая поступает из внешней среды. На основании этого осуществляются координированные рефлекторные реакции у животного: поворот головы, глазных яблок, ушных раковин в сторону раздражителя – первичные ориентировочные рефлексы, что сопровождается перераспределением мышечного тонуса и созданием так называемой позы “оперативного покоя”.

6. Материалы для самоконтроля

6.1. Дайте ответы на вопрос:


  1. Как доказать, что децеребрационная ригидность обусловлена избыточным гамма-усилением спинальных миотатических рефлексов?

  2. На каком уровне ЦНС расположены центры, которые обеспечивают поддержание антигравитационной стандартной позы стояния у млекопитающих? Какое явление это подтверждает?

  3. На каком уровне ЦНС расположены центры, которые обеспечивают поддержание равновесия тела у кошек и собак? Какое явление об этом свидетельствует?

  4. Каким образом статокинетические рефлексы обеспечивают поддержание постоянного равновесия тела?

  5. Каким будет тонус мышц-разгибателей у “мезенцефальной” кошки сравнительно с интактной и децеребрированой? Чем предопределенно нарушение экстензорного тонуса, который наблюдается у мезенцефального животного?

6.2.Выберите правильный ответ:


1.У пассажира во время морского путешествия возникли признаки морской болезни (тошнота, рвота). Какие из приведенных структур раздражаются больше всего?

  1. Вестибулярные рецепторы

  2. Слуховые рецепторы

  3. Ядра блуждающих нервов

  4. Проприорецепторы мышц головы

  5. Экстерорецепции кожи головы

2.У лягушки разрушили вестибулярный аппарат с правой стороны, следствием чего стало ослабление тонуса мышц :

  1. разгибателей с правой стороны

  2. разгибателей с левой стороны

  3. сгибателей правой стороны

  4. сгибателей с левой стороны

  5. разгибателей с обеих сторон

3.У животного разрушили красные ядра, следствием чего стала потеря одного из видов рефлексов:

  1. статокнетических

  2. брюшных

  3. шейных тонических

  4. миотатических спинальных

  5. сухожильных

4.В эксперименте на животном с децеребрацинной ригидностью после разрушения одной из структур мозга:

децеребрацонная ригидность исчезла благодаря повреждению:

  1. вестибулярных ядер

  2. красных ядер

  3. черного вещества

  4. ретикулярных ядер

  5. оливы

5.У животного исчезли ориентировочные рефлексы на световые раздражители после разрушения структур ствола мозга, а именно:

  1. передних двухолмиков

  2. задних двухолмиков

  3. красных ядер

  4. вестибулярных ядер

  5. черного вещества

6.У больного нарушен акт глотания в результате повреждения одной из структур, а именно центров:

  1. спинного мозга

  2. продолговатого мозга

  3. мозжечка

  4. таламуса

  5. черного вещества

7.У животного после повреждения четверохолмия в среднем мозге будет иметь место отсутствие одного из рефлексов:

  1. миотатического

  2. выпрямления

  3. ориентировочного

  4. статических

  5. статокинетических

8.После прекращения вращения человека в кресле Барани у него наблюдали нистагм глазных яблок. Центр этого рефлекса расположен:

  1. продолговатом мозге

  2. мосту

  3. среднем мозге

  4. промежуточном мозге

  5. мозжечке

9.У кошки во время наклона головы вниз осуществляется рефлекторное ослабление тонуса мышц-разгибателей передних конечностей и выпрямления задних конечностей благодаря рефлексам:

  1. статическим вестибулярным позы

  2. статическим выпрямления

  3. статокинетическим

  4. миотатическим

  5. опоры

10.Кошка падала с подставки головой книзу, но приземлилась на конечности головой кверху. Этому способствовало раздражение рецепторов:

  1. зрительных

  2. кожи стопы

  3. мышечных веретен

  4. вестибулорецепторов преддверия улитки я

  5. вестибулорецепторов ампулярных






7.Описание практических работ


Работа 1. Определение роли вестибулярного аппарата в обеспечении двигательных функций организма.

Цель работы:установить роль вестибулярного аппарата у животного в обеспечении позы равновесия .

Ход работы. У лягушки произвести одностороннее разрушение вестибулярного аппарата и наблюдать, как изменилась ее поза по сравнению с интактной лягушкой. Поместить исследуемую лягушку в аквариум с водой и наблюдать ее позу и движения.

Рекомендации к оформлению результатов работы. Описать последствия одностороннего разрушения вестибулярного аппарата у лягушки

В выводах указать, как рефлекторно влияет вестибулярный аппарат на тонус мышц-разгибателей конечностей и сохранение позы равновесия.



^ Работа 2. Исследование стволовых установочных позных рефлексов у морской свинки.

Цель работы: установить виды установочных позных рефлексов у морской свинки и проанализировать, при раздражении каких рецепторов они возникают и какое имеют приспособительное значение.

Ход работы. 1) Поместить морскую свинку на дощечку и, наклоняя дощечку вперед, назад, в стороны так, чтобы изменить положение головы в пространстве, наблюдать за изменением тонуса мышц на стороне наклона.


2) Быстро перемещать дощечку, на которой находится морская свинка вверх, а затем – вниз, наблюдать, как изменяется тонус мышц конечностей в момент начала движения в вертикальной плоскости с ускорением.

3) На поверхности стола изменить положение морской свинки, положив ее на бок. Наблюдать за этапами восстановления прежней позы.

4) Поместить морскую свинку на вращающуюся в горизонтальной плоскости платформу и наблюдать изменение позы при вращении особенно вначале и конце движения.

Рекомендации к оформлению результатов работы. Описать наблюдаемые изменения в каждом из исследований.

В выводах указать виды исследуемых установочных тонических рефлексов и их приспособительное значение.



^ Работа 3. Исследование статокинетических рефлексов на вращение у человека.

Цель работы: установить виды установочных тонических рефлексов у человека при вращении его в горизонтальной плоскости.

Ход работы. 1)Исследуемый студент садится в кресло Барани и наклоняет головы вниз на 30о. Закрывают замок фиксирующего устройства и вращают кресло 10 оборотов за 20с в любом направлении. Быстро останавливают кресло и предлагают исследуемому пройти вперед по прямой линии. Наблюдают за точностью движения по прямой линии.


2) Исследование повторяют, вращая кресло с такой же скоростью, но теперь предлагают исследуемому студенту в момент остановки кресла поднять голову и в этот момент наблюдают за движением глазных яблок.

Рекомендации к оформлению результатов работы. Описать наблюдаемые явления.

В выводах указати, как и почему изменяется тонус мышц на стороне вращения и противоположной стороне, какое это имеет значение при вращении. Указать почему возникают движения глазных яблок при вращении, какое это имеет приспособительное значение.

Литература

Основная


  1. Физиология человека (учебник для медвузов). Покровский В.М., Коротько Г.Ф., ред. М.: Медицина, 2003, 2005.

  2. Физиология. Под ред. В.Г.Шевчука. Пособие по физиологии.- Винница: Новая книга. 2005. – 576 с. (русский перевод практических работ кафедрой).

  3. Методические указания для самостоятельной работы студентов. Утверждены на методическом заседании кафедры. 2006

Дополнительная


  1. Textbook of medical physiology / Arthur C. Guyton, John E. Hall.,. 2000, 2006.

2.Физиология человека: в 3-х томах. Перевод с английского. Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. – М: Мир, 1996


Похожие:

Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Объяснять механизмы влияния автономной нервной системы на висцеральные функции организма
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Исследование высшей нервной деятельности человека, типологических свойств нервной системы
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
В то же время нервные центры головного мозга получают информацию восходящими путями о состоянии регулируемых параметров, которое...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Отмеченное имеет применение в клинической практике, потому что врач-стоматолог имеет возможность целеустремленно усиливать, ослаблять...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Организм – это саморегулирующая система, потому анализ процессов регуляции функций организма позволяет врачу-стоматологу обнаружить...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Задний и средний мозг образуют ствол головного мозга. Этот отдел цнс имеет как сегментарные (двигательные и парасимпатические ядра...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Практические навыки из физиологии нервной и гуморальной регуляции висцеральных функций организма
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы