Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" icon

Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"


Скачать 38.46 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Размер38.46 Kb.
ТипМетодические указания

КИЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УАНМ








“Утверждено"

на методическом совещании кафедры нормальной физиологии

Заведующий кафедры


профессор__________З.Д.СКРИПНЮК "______" _____________ в 2013 г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Учебная дисциплина

ФИЗИОЛОГИЯ”
Модуль № 1

^ “ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ВЫСШИЕ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ”

Содержательный модуль №4


Роль центральной нервной системы (ЦНС) в регуляции двигательных функций.

Тема практического занятия №10

Практические навыки по нервной регуляции функций организма и роли ЦНС в регуляции двигательных функций и системной деятельности организма.

Курс

2-й

Факультет

Стоматологический



Киев – 2013


1.Актуальность темы:


Тема является обобщающей, так как студент имеет возможности проанализировать все известные механизмы координации рефлексов с участием в целом ЦНС и ее роли в регуляции 1) позы, 2) локомоций, 3) произвольных движений.

Поражение любого участка мозга приводит к нарушению регуляции как двигательных, так и висцеральных функций организма.

2.Учебные цели:

1.Учебные цели:


  • Описывать контуры биологической регуляции функций, объяснять роль обратной связи в обеспечении приспособительной реакции организма

  • Объяснять механизмы передачи информации в синапсах центральной нервной системы, роль нейромедиаторов, нейромодуляторов.

  • Объяснять механизмы развития возбуждения и торможения, их суммации и роль этих процессов в интегративной функции центральной нервной системы.

  • Делать выводы о состоянии двигательных функций организма – позах, локомоциях, двигательных рефлексах, которые имеют место в эксперименте после поперечного разреза на разных уровнях ЦНС и при повреждении двигательных структур.

  • ^ Делать выводы о состоянии двигательных систем организма, которые объединяют структуры разных уровней ЦНС и об их организации.

  • Анализировать регулируемые параметры при осуществлении двигательных рефлексов и механизмы активации рецепторов как следящих устройств

  • Делать выводы о состоянии двигательных рефлексов, которые замыкаются на разных уровнях ЦНС, описывать строение их рефлекторных дуг.

  • Делать выводы о состоянии проводящих путей ЦНС, оценивать их роль в обеспечении сенсорных и двигательных функций.

  • Анализировать механизмы влияния структур переднего мозга, ствола мозга на активность моторных систем спинного мозга

  • Анализировать возрастные особенности регуляции двигательных функций.

  • Объяснять роль коры головного мозга и лимбической системы в формировании системной деятельности организма

  • Объяснять физиологические основы электроэнцефалографии

2.Базовый уровень подготовки


Студенты имеют навыки из предыдущих учебных дисциплин:

Названия предыдущих дисциплин

Получены навыки

Анатомия человека

Анализировать информацию о строении тела человека, систем, что его составляют, органов и тканей

Гистология, цитология, эмбриология

Интерпретировать микроскопическую и субмикроскопическую структуру клеток

Медицинская биология

^ Объяснять закономерности проявлений жизнедеятельности человеческого организма на молекулярно-биологическом и клеточном уровнях.

4.Задание для самостоятельной работы во время подготовки к практическому занятию

4.1 Теоретические вопросы.


Содержательный модуль 3: Нервная регуляция функций организма

  1. Биологическая регуляция, ее виды и значения для организма. Контуры биологической регуляции. Роль обратной связи в регуляции.

  2. Понятие о рефлексе. Строение рефлекторной дуги и функции ее звеньев.

  3. Рецепторы, их классификация, механизмы возбуждения.

  4. Проприорецепторы, их виды, функции. Строение и функции мышечных веретен.

  5. Механизмы и закономерности передачи возбуждения в центральных синапсах.

  6. Виды центрального торможения. Механизмы развития пресинаптического и постсинаптического торможения.

  7. Суммация возбуждения и торможения нейронами ЦНС.

Содержательный модуль 4: Роль ЦНС в регуляции двигательных функций

  1. Двигательные рефлексы спинного мозга, их рефлекторные дуги, физиологическое значение.

  2. Проводниковая функция спинного мозга. Зависимость спинальных рефлексов от деятельности центров головного мозга. Спинальный шок.

  3. Двигательные рефлексы заднего мозга, децеребрационная ригидность.

  4. Двигательные рефлексы среднего мозга, их физиологичное значение.

  5. Мозжечок, его функции, симптомы поражения.

  6. Таламус, его функции.

  7. Лимбическая система, гипоталамус, их функции.

  8. Базальные ядра, их функции, симптомы поражения.

  9. Сенсорные, ассоциативные и моторные зоны коры головного мозга, их функции.

  10. Взаимодействия разных уровней ЦНС в регуляции двигательных функций. Локомоции, их регуляция. Функциональная структура произвольных движений. Возрастные изменения двигательных функций.

4.2. Практические работы


1) Пальценосовая проба.

4.3.Рисовать схемы и объяснять строение и механизмы

    • контуров биологической регуляции, рефлекторных дуг двигательных рефлексов

    • развития процессов возбуждения и торможения в ЦНС, процессов их суммации и координации рефлексов

    • рефлекторных дуг двигательных рефлексов на всех уровнях ЦНС и проводящих путей, которые обеспечивают взаимодействие разных уровней ЦНС

Содержание темы



Программа произвольных движений формируется в структурах мозга, а команды поступают по нисходящим проводящим путям к соответствующим центрам ЦНС и от них к мышцам
Команды для произвольного движения выходят из ассоциативной области коры. В планировании принимают участие базальные ядра и латеральная часть мозжечка. Эти же структуры через таламус передают информацию премоторной и моторной областям коры. Моторная кора посылает сигналы по кортикоспинальному и кортикобульбарному трактам к двигательным нейронам мозгового ствола и спинного мозга. Во время движения вносятся коррективы благодаря сенсорной информации от рецепторов мышц, сухожилий и суставов, которые с помощью обратной связи поступают к коре больших полушарий и мозжечка. Из мозжечка информация поступает в ствол мозга, где проектируется на пути, которые имеют отношение к позе и координации движений: руброспинальный, бульборетикуло–спинальный, тектоспинальный и вестибулоспинальный тракты. Поза постоянно корректируется не только перед началом, но и во время движения: Движения сглаживаются и координируются мозжечком и его связями. Базальные ядра и латеральная часть мозжечка имеют обратную связь с премоторной и моторной корой, принимая участие в планировании и организации произвольного движения.

Роль моторных зон коры в регуляции двигательных функций


^ Премоторная зона коры и дополнительная моторная кора (поле 6)

- отвечает за генерацию планирования движений, что дальше передается к первичной моторной зоне коры, где начинается запуск движений

- дополнительная моторная кора программирует комплекс согласованных движений, активируется при осмыслении двигательных функций.

^ Первичная моторная кора (поле 4)

- отвечает за осуществление движений. Согласно с программой активируются группы нейронов моторной коры, которые передают сигналы к стволу мозга и спинного мозга, где расположены мотонейроны низшего уровня, которые обеспечивают выполнение произвольных движений;

- имеет соматотопическую организацию (гомункулус, смотреть схему)



Схема строения моторных зон коры и соматотопической организации первичной моторной коры.

Роль мозжечка в регуляции двигательных функций


Функции мозжечка

  • Контролирует позу равновесия и движение глазных яблок (vestibulocerebellum)

  • Планирует и принимает участие в начале движений (pontocerebellun)

  • Обеспечивает синергии - регуляцию скорости, силы, объема и направления движений (spinocerebellum)


Связи мозжечка

1)Афферентные пути к коре мозжечка:

  • от проприорецепторов по спиноцеребеллярным путям (Флексига и Говерса) к клеткам Пуркинье;

  • от двигательных центров ствола мозга через интернейроны к клеткам Пуркинье;

  • от продолговатого мозга - нижней оливы к клеткам Пуркинье: играют роль в процессах обучения двигательным навыкам;

  • от ассоциативных зон коры головного мозга - понтоцеребеллярный тракт – обучение двигательным навыкам.

2)Эфферентные пути от коры мозжечка:

  • Клетки Пуркинье - являются единственным выходящим каналом передачи информации от коры мозжечка;

  • Канал от клеток Пуркинье является всегда тормозным - нейромедиатор - гамма-аминомасляная кислота (ГАМК);

  • Выходящие пути от клеток Пуркинье передают информацию на:

    • глубокие ядра мозжечка

    • вестибулярные ядра (Дейтерса).

  • Этот тормозной эфферентный путь модулирует исходные сигналы от мозжечка и регулирует скорость, объем и направление движений (синергии).

Клинические проявления нарушений функций мозжечка:

  • атаксия - является следствием потери координации, а именно разрешения на начало движения, недостаточной согласованности движений, неспособности выполнять быстрые движения противоположного направления (дисдиадохокинезия);

  • интенционный тремор - возникает во время попыток выполнения произвольных движений;

  • дезеквилибрия – потеря способности удерживать позу равновесия;

  • неспособность прекратить движения;

  • нистагм глазных яблок

  • скандируемая речь.

Роль базальных ядер в регуляции двигательных функций


· Базальные ядра, которые принимают участие в регуляции двигательных функций, - это полосатое тело (corpus striatum), бледный шар (globus palidum), субталамические ядра и структура среднего мозга - черная субстанция (substancia nigra).

· Они модулируют исходные сигналы через таламус к моторной коре, что обеспечивает планирование и начало плавных движений.

· Много синаптических связей является тормозными, выделяется в них нейромедиатор ГАМК.




^ Схема строения базальных ядер и контроль двигательных функций: А. Контроль приобретенных двигательных навыков. Б. Сознательное планирование движений. В. Нейромедиаторы. 1 - премоторная и дополнительная зоны коры; 2 – первичная моторная кора; 3 – префронтальная кора; 4 – сомато-сенсорная кора; 5 – переднемедиальное и переднелатеральное ядра таламуса; 6 – субталамическое ядро; 7 – черное вещество; 8 – хвостатое ядро; 9 – скорлупа; 10 – бледный шар.

Важное место, которое определяет физиологичную роль базальных ядер, занимают две нейронных системы - скорлупы и хвостатого ядра

^ Нейронная система скорлупы. Скорлупа имеет входы преимущественно из прилегающих к первичной моторной коре областей, но не из самой первичной моторной коры. Выходы из системы скорлупы осуществляются в основном в первичную моторную кору, премоторную и дополнительную моторную области. Одно из главных заданий базальных ядер (в частности скорлупы) при осуществлении двигательного контроля является контроль комплексных стереотипов двигательной деятельности (например, написание букв алфавита).

^ Нейронная система хвостатого ядра. Хвостатое ядро получает много информации из ассоциативных областей коры, которая интегрирует разные виды сенсорной и моторной информации, чтобы формировать программы стереотипных движений. Из коры сигналы поступают в хвостатое ядро, потом передаются в бледный шар, оттуда в релейные ядра таламуса и опять поступают обратно в префронтальную, премоторную и дополнительную моторные области коры. Анатомические особенности системы хвостатого ядра находят объяснение в его функции: хвостатое ядро играет важную роль в сознательном (когнитивному) контроле двигательной активности. Действительно, большинство наших двигательных актов возникают в результате обдумывания их и сопоставлении с информацией, имеющейся в памяти.

^ Нейромедиаторы базальных ядер. Взаимодействие между нейронами базальных ядер осуществляют разные нейромедиаторы:

^ Повреждение базальных ядер:

- бледного шара

- возникает неспособность поддерживать устойчивую позу;

- субталамических ядер

- исчезает торможение двигательных структур с контралатеральной стороны;

- следствием этого является большая амплитуда движений (гемибализм);

- полосатого тела

- исчезает торможение двигательных структур;

следствием этого является возникновение быстрых, длительных и некоординированных движений;

черной субстанции

- вызывает деструкцию допаминергических нейронов из-за того, что уменьшается концентрация возбуждающего медиатора - допамина, преобладают очень активные тормозные пути от полосатого тела к бледному шару; следствием этого является возникновение таких симптомов, которые имеют место у людей с болезнью Паркинсона:

а) ригидность

б) тремор

в) уменьшение произвольных движений

6. Материалы для самоконтроля

6.1. Дайте ответы на вопрос:


    1. У человека наблюдаются астения, мышечная дистония и нарушение равновесия. Какой из отделов ЦНС поражен? Какие еще симптомы можно обнаружить у человека, если это предположение правильно.

    2. У человека наблюдаются гипокинезия и тремор в состоянии покоя. О повреждении какого отдела ЦНС можно говорить? Какие еще симптомы можно обнаружить у человека, если это предположение правильно.

    3. Какие рефлекторные реакции на звук и свет можно дополнительно обнаружить у собаки и кошки? Сравнить с реакциями, которые наблюдаются у мезенцефальных животных. Почему?

    4. Какие двигательные рефлекторные реакции можно дополнительно обнаружить у стриарных собаки и кошки, мартышки? Сравнить с реакциями, которые наблюдаются у таламических животных. Почему?

6.2.Выберите правильный ответ:


1.В эксперименте установлено, что в ответ на растяжение мышцы наблюдается ее рефлекторное сокращение. Раздражение каких рецепторов вызывает эту рефлекторную реакцию?

  1. Сухожильные рецепторы Гольджи

  2. Мышечные веретена.

  3. Суставные рецепторы

  4. Тактильные рецепторы

  5. Болевые рецепторы

2.В эксперименте на животном сделали перерез мозга между определенными отделами ЦНС и наблюдали ослабление мышечного тонуса, а также отсутствие антигравитационной позы. Между какими отделами мозга сделан перерез?

  1. Задним и средним

  2. Задним и спинным

  3. Передним и средним

  4. Передним и промежуточным

  5. Мозжечком и передним

3.У больного с нарушением мозгового кровообращения в участке продолговатого мозга при обследовании обнаружили усиление тонуса мышц-сгибателей на фоне снижения тонуса мышц-разгибателей. В каких структурах мозга возникло раздражение, которое привело к этим изменениям?

  1. Вестибулярные ядра

  2. Красные ядра

  3. Черное вещество

  4. Бледный шар

  5. Четверохолмия

4.Во время вращения на карусели у ребенка наблюдалось увеличение частоты сердечных сокращений, тошнота, увеличилось потовыделение. Раздражение каких рецепторов привело к этим реакциям?

  1. Вестибулярных преддверия

  2. Вестибулярных полукружных каналов

  3. Проприорецепторов мышц шеи.

  4. Зрительных

  5. Слуховых

5.В результате разрушения определенных структур ствола мозга животное потеряло ориентировочные рефлексы в ответ на сильные звуковые раздражители. Какие из вышеприведенных структур были разрушены?

  1. Передние холмики четверохолмия

  2. Задние холмики четверохолмия

  3. Красные ядра

  4. Черное вещество

  5. Вестибулярные ядра

6.Котенка положили на спину, однако он рефлекторно возвращает голову теменем кверху. Раздражение каких рецепторов приводит к такой рефлекторной реакции

  1. Вестибулорецепторы полукружных каналов

  2. Вестибулорецепторы преддверия

  3. Зрительные рецепторы

  4. Слуховые рецепторы

  5. Проприорецепторы мышц шеи

7.У собаки во время нейрохирургической операции на мозжечке удалили флокулонодулярный отдел с червем. К каким изменениям мышечного тонуса это приведет?

  1. Усиление тонуса мышц разгибателей

  2. Усиление тонуса мышц сгибателей

  3. Ослабление тонуса мышц разгибателей

  4. Тонус мышц не изменился

  5. Ослабление тонуса мышц сгибателей

8.Морская свинка находится на дощечке, которую опускают вниз. Как изменится тонус мышц конечностей, и какой из приведенных нервных путей его обеспечит?

  1. Усилится тонус мышц-разгибателей, вестибулоспинальный

  2. Ослабится тонус мышц-разгибателей, ретикулоспинальный

  3. Усилится тонус мышц-сгибателей, вестибулоспинальный

  4. Ослабится тонус мышц-сгибателей, руброспинальный

  5. Ослабится тонус мышц-сгибателей, кортикоспинальный

9.Во время нейрохирургической операции у пациента раздражали затылочный отдел коры левого полушария. Какие нарушения вероятнее всего будут наблюдаться?

  1. Зрительной функции справа

  2. Зрительной функции слева

  3. Слуха справа

  4. Слуха слева

  5. Обоняния

10.В результате кровоизлияния в мозг у обследуемого потеряна возможность выполнения точных движений пальцами рук. Какой из приведенных нервных путей наиболее вероятно поврежден?

  1. Кортикоспинальный

  2. Кортикоруброспинальный

  3. Кортикоретикулоспинальный

  4. Кортиковестибулоспинальный

  5. Тектоспинальный

7.Описание практических работ

Работа 1. Пальценосовая проба

Цель работы: установить способность человека выполнять тонкие точные движения.

Ход работы. В положении сидя, исследуемый закрывает глаза и вытягивает руки вперед. Указательным пальцем правой, а потом левой руки касается кончика носа.

Рекомендации к оформлению результатов работы. Описать точность и плавность наблюдаемых движений.

В выводах указать, какие структуры ЦНС принимали участие в обеспечении тонких, точных движений, и оценить их функции.

Литература

Основная


  1. Физиология человека (учебник для медвузов). Покровский В.М., Коротько Г.Ф., ред. М.: Медицина, 2003, 2005.

  2. Физиология. Под ред. В.Г.Шевчука. Пособие по физиологии.- Винница: Новая книга. 2005. – 576 с. (русский перевод практических работ кафедрой).

  3. Методические указания для самостоятельной работы студентов. Утверждены на методическом заседании кафедры. 2006

Дополнительная


  1. Textbook of medical physiology / Arthur C. Guyton, John E. Hall.,. 2000, 2006.

2.Физиология человека: в 3-х томах. Перевод с английского. Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. – М: Мир, 1996





Похожие:

Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Объяснять механизмы влияния автономной нервной системы на висцеральные функции организма
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Исследование высшей нервной деятельности человека, типологических свойств нервной системы
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
В то же время нервные центры головного мозга получают информацию восходящими путями о состоянии регулируемых параметров, которое...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Отмеченное имеет применение в клинической практике, потому что врач-стоматолог имеет возможность целеустремленно усиливать, ослаблять...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Организм – это саморегулирующая система, потому анализ процессов регуляции функций организма позволяет врачу-стоматологу обнаружить...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Задний и средний мозг образуют ствол головного мозга. Этот отдел цнс имеет как сегментарные (двигательные и парасимпатические ядра...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Практические навыки из физиологии нервной и гуморальной регуляции висцеральных функций организма
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы