Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" icon

Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"


Скачать 35.56 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Размер35.56 Kb.
ТипМетодические указания

КИЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УАНМ








“Утверждено"

на методическом совещании кафедры нормальной физиологии

Заведующий кафедры


профессор__________З.Д.СКРИПНЮК "______" _____________ в 2013 г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Учебная дисциплина

ФИЗИОЛОГИЯ”
Модуль № 1

^ “ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ВЫСШИЕ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ”

Содержательный модуль №4


Роль автономной нервной системы в регуляции висцеральных функций.

Тема практического занятия №10

Исследование механизмов нервной регуляции висцеральных функций организма.

Курс

2-й

Факультет

Стоматологический



Киев – 2013


1.Актуальность темы:


Нервная регуляция висцеральных функций организма осуществляется при участии автономной нервной системы и имеет особенности в строении рефлекторных дуг автономных рефлексов, медиаторного механизма передачи возбуждения в синапсах автономной нервной системы, роли высших интегративных центров в регуляции.

Знание механизмов регуляции висцеральных функций при участии автономной нервной системы имеет значение в профессиональной деятельности врача-стоматолога, потому что нарушение висцеральных функций является самой распространенной причиной нарушений процессов протекающих в ротовой полости, что является поводом обращения пациентов к врачу-стоматологу.

2.Учебные цели:


  • Объяснять механизмы влияния автономной нервной системы на висцеральные функции организма

  • Анализировать изменения висцеральных функций при активации симпатической или парасимпатической нервной системы

  • Объяснять механизмы изменений висцеральных функций после блокады передачи информации в ганглионарных и нервно-органных синапсах автономной нервной системы

2.Базовый уровень подготовки


Студенты имеют навыки из предыдущих учебных дисциплин:

Названия предыдущих дисциплин

Получены навыки

Анатомия человека

Анализировать информацию о строении тела человека, систем, что его составляют, органов и тканей

Гистология, цитология, эмбриология

Интерпретировать микроскопическую и субмикроскопическую структуру клеток

Медицинская биология

^ Объяснять закономерности проявлений жизнедеятельности человеческого организма на молекулярно-биологическом и клеточном уровнях.

4.Задание для самостоятельной работы во время подготовки к практическому занятию

4.1.Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к практическому занятию

Термин

Определение


Висцеральные функции

Это функции внутренних органов и физиологические процессы, которые обеспечивают линейный рост тела, физическое, психическое и половое развитие, адаптивные реакции организма и гомеостаз.

Преганглионарный нейрон

Нейрон автономной нервной системы, тело которого расположено в ЦНС, информация по аксону передается к автономному ганглию.

Постганглионарный нейрон

Нейрон автономной нервной системы, тело которого расположено в ганглиях автономной нервной системы, информация передается по аксону к органам-эффекторам, которыми являются внутренние органе и кровеносные сосуды.

Метасимпатическая или энтериновая система

Это система нейронов, которые расположены в полых мышечных органах (например, пищеварительном канале) и обеспечивают местную регуляцию висцеральных функций благодаря местным рефлексам.


4.2. Теоретические вопросы

  1. Общий анализ строения автономной нервной системы. Симпатическая, парасимпатическая и мета симпатическая системы.

  2. Особенности строения рефлекторных дуг центральных и периферических рефлексов автономной нервной системы.

  3. Синапсы автономной нервной системы, их медиаторы, циторецепторы и блокаторы.

  4. Влияние симпатической, парасимпатической и метасимпатической систем на висцеральные функции.

  5. Роль разных уровней ЦНС в регуляции висцеральных систем организма.

Практические работы


  1. Исследование зрачкового рефлекса у человека.

  2. Исследование нервных механизмов зрачкового рефлекса.

  3. Исследование частоты сокращения сердца после стандартной физической нагрузки

5. Содержание темы


· Висцеральные функции организма – это функции внутренних органів и физиологические процессы, которые обеспечивают линейный рост тела, физическое, психическое и половое развитие, адаптивные реакции организма и гомеостаз.

· Регуляция висцеральных функций происходит с участием нервных и гуморальных механизмов.

Нервная регуляция висцеральных функций


· Осуществляется с участием автономной нервной системы (АНС).

· Автономная нервная система подразделяется на:

а) симпатическую

б) парасимпатическую

в) метасимпатическую (энтериновую)

· ^ Особенностью структурной организации автономной. нервной системы является:

1. Расположение центров в определенных отделах ЦНС:

а) центры симпатической нервной системы, где расположены тела преганглионарных нейронов, находятся в торако-люмбальном отделе спинного мозга: С 8Т 112, L 1-L 3;

б)центры парасимпатической нервной системы, где расположены тела преганглионарных нейронов, входят в состав ядер черепных нервів ІІІ, УІІ, ІХ, Х пар в стволе головного мезга, а также расположены в сакральных сегментах спинного мезга : S2-S 4.

2. Передача информации от ЦНС к органам-эффекторам происходит через два нейрона:

а) преганглионарные нейроны передают информацию от ЦНС к ганглиям , где расположены тела постганглионарных нейронов, через ганглионарные синапсы информация передается при помощи нейромедиатора ацетилхолина;

б) постганглионарные нейрони передаюти информацию от ганглиев к органам-эффекторам через нейро-органные синапсы при помощинейромедиаторов:

    • ацетилхолина - в парасимпатической нервной системе,

    • норадреналина - в симпатической нервной системе (за исключением постганглионарных нервных волокон, иннервирующих потовые железы, где медиатором является ацетилхолин).

в) ганглии автономной нервной системы имеют свойства нервных центров;

д) ганглии парасимпатической нервной системы расположены интрамульно или вблизи органов-эффекторов;

е) ганглии симпатической нервной системы расположены вдоль позвоночника – паравертебрально или на некотором расстоянии от него - превертебрально.

3. Виды циторецепторов в синапсах АНС

· Адренорецепторы

1) а1 - адренорецепторы

- расположены на мембране клеток гладких мышц, за исключением бронхиальных;

- активация их вызывает возбуждение клетки,

- они одинаково чувствительны к норадреналину и адреналину, но при высокой концентрации ;

- блокируются фентоламином, празозином;

механизм действия: при взаимодействии норадреналина с рецептором образуется внутриклеточный посредник – инозитолтрифосфат, благодаря чему увеличивается вход в клетку ионов Са2+ и происходит сокращение гладких мышц;

^ 2) а 2- адренорецепторы

- расположены на мембране клеток гладких мышц, в пресинаптических нервных терминалях, на мембране тромбоцитов, тучных клеток, жировых клеток;

- медиатор часто визывает угнетение функции клеток;

- блокируются йохимбином

- механизм действия: угнетается активация аденилатциклазы и внутриклеточного посредника - цАМФ.

^ 3) β1-адренорецептори

- расположены в кардиомиоцитах;

- активація их приводит к усилению функции;

- чувствительность к адреналину и норадреналину боьше, чем у альфа-адренорецепторов;

- блокируются пропранололом (обзиданом);

- механизм действия: активация аденилатциклазы и образование внутриклеточного посередника -цАМФ.

^ 4) β2- адренорецепторы

- расположены на мембранах гладких мышц сосудов, бронхиол, пищевого канала;

- активация их вызывает расслабление гладких мышц;

- более чувствительны к адреналину, чем норадреналину;

- более чувствительны к адреналину, чем альфа-адренорецепторы;

- блокируются пропранололом (обзіданом)

 механизм действия - такой же, как и для b1-адренорецепторов.

· Холинорецепторы

1).Н-холинорецепторы (никотиновые):

- расположены в автономных ганглиях в постсинаптических мембранах постганглионарных нейронов;

- активируются нейромедиатором ацетилхоліном;

- активация их вызывает возбуждение ;

- ганглиоблокаторы: гексаметоний, триметафан;

- механизм действия: активация их вызывает открытие ионных каналов и вызывает увеличение проницаемости мембран для Na+ и К+.

^ 2) М-холинорецепторы (мускариновые)

- расположены в нервно-органных синапсах парасимпатической нервной системы- в постсинаптических мембранах кардиомоцитов, гладких мышцах (за исключением системных сосудов), в железах;

- активируются нейромедиатором ацетилхолином;

- осуществляют тормозящие влияния на сердце и активирующие - на гладкие мышцы и железы;

- блокируются атропином;

- механизм действия:

а) тормозят атипичные волокна сино-атриального узла благодаря угнетению аденилатциклазы и увеличению проницаемости мембранных каналов для іонів К+, что приводит к уменьшению частоты генерации ПД водителем ритма сердца.

б) в гладких мышцах и железах под влиянием нейромедиатора образуется внутриклеточный посредник - инозитолтрифосфат.





· Метасимпатическая (энтериновая) система - это система нейронов, расположенных в полых мышечных органах (например, в пищевом канале) и обеспечивающих местную регуляцию висцеральных функцій благодаря местным рефлексам.,

На деятельность метасимпатической системы могут влиять симпатическая и парасимпатическая системы.

Схема регуляции моторной функции тонкой кишки с участием метасимпатической системы:




· Интегральные центры, влияющие непосредственно на центры автономной нервной системы , расположены на разых уровнях ЦНС: начиная от ствола мозга до коры головного мозга.

· Важными интегративными центрами, обеспечивающими регуляцию висцеральных функций организма, являеются структури лимбической системы\. В частности гипоталамус, который координирует деятельность автономной нервной системы и эндокринных желез, обеспечивая регуляцию висцеральных функций и адаптивных реакций организма...

6. Материалы для самоконтроля

6.1. Дайте ответы на вопрос:


  1. Хлебные злаки могут поражаться маточными рожками. Какие проявления будет иметь отравление хлебом из муки, которая содержит примеси из маточных рожков?

  2. Объясните механизмы расширения зрачков у человека, что наблюдается при сильной боли и гипоксии.

  3. Каким образом с помощью фармакологических средств можно исключить влияние как симпатической, так и парасимпатической систем на все органы и структуры организма?

  4. Какие фармакологические средства и почему можно использовать для угнетения моторики пищеварительного канала?

  5. В чем заключается основное отличие роли спинальных и стволовых центров от центров переднего мозга в регуляции автономных функций организма?



6.2.Выберите правильный ответ


1.Во время эксперимента в остром опыте на собаке возникла необходимость фармакологического выключения влияний всех отделе автономной нервной системы. Указать, что можно применить из ниже приведенного:

  1. атропин

  2. бензогексоний

  3. фентоламин

  4. обзидан

  5. аминазин

2.У потерпевшего, который попал в дорожно-транспортное приключение, при обследовании обнаружено увеличение частоты сердечных сокращений, увеличения артериального давления, расширение зрачков, сухость слизистой оболочки ротовой полости. Указать, при участии каких систем регуляции состоялись эти изменения:

  1. ваго-инсулярной

  2. парасимпатической

  3. симпато-адреналовой

  4. гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой

  5. метасимпатической

3.На собаке во время острого опыта раздражают постоянным электрическим током периферический конец перерезанного правого блуждающего нерва. Указать, какие из приведенных изменений будут наблюдаться в деятельности висцеральных органов:

  1. увеличение частоты дыхательных движений

  2. увеличение частоты сердечных сокращений

  3. увеличение просвета бронхов

  4. уменьшение частоты сердечных сокращений

  5. торможение моторики кишки

4.В правый глаз кроля закапали две капли раствора атропина и через полчаса наблюдали за расширением зрачка этого глаза. Это произошло в результате влияния атропина на:

  1. М-холинорецепторы нервно-органных синапсов

  2. Н-холинорецепторы ганглионарных синапсов

  3. β-адренорецептори нервно-органных синапсов

  4. а-адренорецепторы нервно-органных синапсов

5.Среди грибов, которые насобирали в лесу, были и несъедобные (бледная поганка), они содержат яд – мускарин, потому после употребления грибов в пищу возникли у человека признаки, которые свидетельствуют об отравлении грибами, это должно быть:

  1. расширение зрачков

  2. сужение зрачков

  3. бронходилятация

  4. гипертензия

  5. тахикардия

6.В остром опыте на собаке перерезали нервы, которые осуществляют регуляцию моторики кишок при участии ЦНС, моторика возобновилась спустя некоторое время благодаря рефлексам

  1. симпатическим

  2. парасимпатическим

  3. метасимпатическим

  4. висцеро-висцеральным

  5. соматическим

7.Пациенту ввели препарат для снижения артериального давления, назовите одну из возможных действий этого препарата:

  1. стимулирует β-адренорецептори

  2. блокирует а-адренорецепторы

  3. стимулирует а-адренорецепторы

  4. блокирует М-холинорецепторы

  5. блокирует -βадренорецептори

8.В остром опыте на собаке после двусторонней перерезки блуждающих нервов мало место повышение артериального давления, увеличение глубины и длительности дыхательных движений, увеличение частоты сердечных сокращений, уменьшение секреторной и моторной функции желудка благодаря активации рефлексов:

  1. соматических

  2. метасимпатических

  3. симпатических

  4. висцеро-висцеральных

9.При раздражении электрическим током первичных центров симпатической нервной системы обнаружили ее влияния на функции внутренних органов. Назовите, в каких структурах ЦНС осуществляли раздражение:

  1. продолговатый мозг и крестцовый отдел спинного мозга

  2. средний мозг и крестцовый отдел спинного мозга

  3. передние рога грудного и поясничного отделов спинного мозга

  4. боковые рога грудного и поясничного отделов спинного мозга

  5. ствол головного мозга и крестцовый отдел спинного мозга.

10.При раздражении в эксперименте первичных центров парасимпатической системы обнаружили брадикардию, усиление секреторной и моторной функции желудка, прилив крови к тазовым органам. Назвать место расположения первичных центров парасимпатической системы в ЦНС:

  1. ствол головного мозга и боковые рога крестцового отдела спинного мозга

  2. средний мозг и боковые рога грудного и поясничного отделов спинного мозга

  3. продолговатый мозг и передние рога спинного мозга

  4. продолговатый и средний мозг

7.Описание практических работ


Работа1. Исследование зрачкового рефлекса у человека.

Цель работы: установить, что происходит с диаметром зрачка при освещении глаза.


Ход работы: исследование зрачкового рефлекса проводят у человека. Ему предлагают закрыть один глаз рукой, а потом быстро убрать руку, чтобы свет попал на рецепторы сетчатки. Наблюдать, что происходит с диаметром зрачков при освещении глаза. Для освещения можно использовать дневной свет или лампу.

Результаты: записать, что произошло с диаметром зрачка при освещении глаза.

Выводы:___________________________________________________________



^ Работа 2. Исследование нервных механизмов зрачкового рефлекса.

Цель работы: установить парасимпатическую природу зрачкового рефлекса.

Ход работы: исследование проводят на кроле, которому предварительно в один глаз закапывают раствор атропина сульфата - блокатора М-холинорецепторов. Поочередно лампой освещают оба глаза и наблюдают, как изменяется диаметр зрачка в обоих глазах, сравнивают реакцию на свет.

Результаты: записать, что произошло с диаметром зрачка при освещении обоих глаз, учитывая то, что в один глаз предварительно закапали раствор атропина сульфата.
Выводы____________________________________________________________


^ Работа 3.Исследование частоты сокращения сердца после стандартной физической нагрузки

Цель работы: установить, как изменяется частота сокращений сердца после стандартной физической нагрузки по сравнению с покоем.

Ход работы: В состоянии покоя каждый студент у себя считает частоту пульса за 1 мин в покое. После этого выполняет 20 приседаний за 30 с (стандартная физическая нагрузка) и сразу же считает частоту пульса за 1-ю минуту отдыха.

Результаты: записать частоту пульса за 1 мин в покое и за 1 мин после физической нагрузки.

Выводы____________________________________________________________

Литература

Основная


  1. Физиология человека (учебник для медвузов). Покровский В.М., Коротько Г.Ф., ред. М.: Медицина, 2003, 2005.

  2. Физиология. Под ред. В.Г.Шевчука. Пособие по физиологии.- Винница: Новая книга. 2005. – 576 с. (русский перевод практических работ кафедрой).

  3. Методические указания для самостоятельной работы студентов. Утверждены на методическом заседании кафедры. 2006

Дополнительная


  1. Textbook of medical physiology / Arthur C. Guyton, John E. Hall.,. 2000, 2006.

2.Физиология человека: в 3-х томах. Перевод с английского. Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. – М: Мир, 1996




Похожие:

Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Объяснять механизмы влияния автономной нервной системы на висцеральные функции организма
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Исследование высшей нервной деятельности человека, типологических свойств нервной системы
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
В то же время нервные центры головного мозга получают информацию восходящими путями о состоянии регулируемых параметров, которое...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Отмеченное имеет применение в клинической практике, потому что врач-стоматолог имеет возможность целеустремленно усиливать, ослаблять...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Организм – это саморегулирующая система, потому анализ процессов регуляции функций организма позволяет врачу-стоматологу обнаружить...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Задний и средний мозг образуют ствол головного мозга. Этот отдел цнс имеет как сегментарные (двигательные и парасимпатические ядра...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Практические навыки из физиологии нервной и гуморальной регуляции висцеральных функций организма
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы