Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" icon

Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"


Скачать 27.76 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Размер27.76 Kb.
ТипМетодические указания

КИЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УАНМ








“Утверждено"

на методическом совещании кафедры нормальной физиологии

Заведующий кафедры


профессор__________З.Д.СКРИПНЮК "______" _____________ в 2013 г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Учебная дисциплина

ФИЗИОЛОГИЯ”
Модуль № 1

^ “ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ВЫСШИЕ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ”

Содержательный модуль №5


Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций

^ Тема практического занятия №12

Исследование механизмов гуморальной регуляции висцеральных функций организма.

Курс

2-й

Факультет

Стоматологический



Киев – 2013


1.Актуальность темы:


Регуляция висцеральных функций организма осуществляется не только при участии автономной нервной системы, а также гуморальными механизмами регуляции, в частности, при участии гормонов. Знание гуморальных механизмов регуляции висцеральных функций имеет значение в профессиональной деятельности врача-стоматолога, потому что нарушение висцеральных функций является самой распространенной причиной нарушений, возникающих в ротовой полости. Только владея современными механизмами взаимодействия гормонов с клетками-мишенями и определив контуры регуляции в организме регулируемых параметров при участии гормонов, врач-стоматолог имеет возможность осуществлять свою профессиональную деятельность.

2.Учебные цели:


  • Трактовать понятие гуморальной регуляции физиологических функций.

  • Характеризовать факторы гуморальной регуляции.

  • Описывать основные механизмы действия гормонов на клетки-мишени.

  • Анализировать строение контура гуморальной регуляции и рисовать его схему.

2.Базовый уровень подготовки


Студенты имеют навыки с предыдущих учебных дисциплин:

Названия предыдущих дисциплин

Получены навыки

Анатомия человека

Анализировать информацию о строении тела человека, систем, что его составляют, органов и тканей

Гистология, цитология, эмбриология

Интерпретировать микроскопическую и субмикроскопическую структуру клеток

Медицинская биология

^ Объяснять закономерности проявлений жизнедеятельности человеческого организма на молекулярно-биологическом и клеточном уровнях.

4.Задание для самостоятельной работы во время подготовки к практическому занятию

4.1.Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к практическому занятию

Термин

Определение


Клетки-мишени

Клетки, с которыми взаимодействуют гормоны, изменяя их функции.

Вторичные посредники гормонов, или мессенджеры

Химические вещества, которые образуются в клетках-мишенях при взаимодействии гормонов с мембранными рецепторами клетки, образовывая комплекс гормон-рецептор, и осуществляют изменения в клетке, которые приводят к изменению физиологических функций клетки

4.2. Теоретические вопросы

    1. . Понятие о гуморальной регуляции и ее основные отличия от нервной.

    2. Факторы гуморальной регуляции. Свойства гормонов.

    3. Механизмы действия гормонов на клетки-мишени.

    4. Основные механизмы регуляции эндокринных желез.

    5. Контур гуморальной регуляции.

    6. Возрастные особенности нейрогуморальной регуляции функций организма.

4.3Практические работы


  1. Исследование механизма влияния адреналина на сердце

5. Содержание темы

Гуморальная регуляция висцеральных функций


· Гуморальная регуляция происходит благодаря биологически-активным веществам, которые поступают во внутреннюю среду организма и оказывают влияние на клетки органов и тканей, изменяя их функции.

Среди биологически-активных веществ основную роль в регуляции играют гормоны, местная регуляция может осуществляться благодаря метаболитам.

·Гормоны подразделяют на: истинные и тканевые

· Истинные гормоны секретируются эндокринными железами и специализированными клетками, тканевые гормоны - неспециализированными клетками.

· Истинные гормоны влияют на такие функции в организме:

а) делают возможным и обеспечивают физическое, психическое и половое развитие;

б) обеспечивают регуляцию гомеостаза;

в) обеспечивают регуляцию адаптивных реакций организма.

· По химическому строению гормоны относятся к:

- белкам и пептидам;

- производным аминокислот;

- стероидам – производным холестерола.

· С химическим строением гормонов связаны механизмы их действия на клетки-мишени:

а) гормоны, которые относятся к белкам и пептидам, взаимодействуют с рецепторами мембран, образуя комплекс гормон-рецептор (ГР);

б) стероидные гормоны проходят через мембраны клеток-мишеней и взаимодействуют с плазматическими рецепторами, образуя комплекс ГР, который проходит в ядро клетки;

в) тироксин и трийодтиронин проходит через мембрану клетки в ядро, где взаимодействует с рецепторами ядра, образуя комплекс ГР.

^ Механизмы действия гормонов на рецепторы мембраны и вторичные посредники (мессенджеры):


G-протеини:

- гуанозин-трифосфат (ГТФ) - связывающие белки, которые передают информацию от комплекса ГР к системе образования вторичных посредников в клетке, вызывая активацию: аденилатциклазы, образование Са2+-кальмодулина, инозитолтрифосфата (ІФз), других вторичных посредников – месенджеров.

G-протеины имеют ГТФ-активность.

^ 2) Аденилат-циклазный механизм (смотреть схему):

  1. Гормон связывается с рецептором мембраны, образуя комплекс ГР (шаг 1).Если рецептор сопряжен со стимулирующим G-протеином (Gs) - происходит активация аденилатциклазы, если с ингибирующим G-протеином (Gi) – она угнетается.

  2. Гуанозин-дифосфат (ГДФ) отсоединяется от сайта на G-протеине (шаг 2), уступая место ГТФ, которая связывается с. G-протеином, этот комплекс, активирует мембранный фермент аденилат-циклазу, которая превращает АТФ во вторичный посредник (месенджер) ц АМФ (шаг 3)

  3. ц АМФ (вторичный месенджер) активирует протеинкиназу А (шаг 4), которая фосфорилирует специфические белки, и они вызывают специфическую физиологическую функцию клетки (шаг 6)

  4. ц АМФ распадается до 5'АМФ (неактивная форма) под влиянием фермента фофсфодиэстеразы.

Схема механизма действия гормона с участием аденилатциклазы и образования вторичного посредника ц АМФ:




^ 2) Инозитолтрифосфатидный механизм (ІФ3)

1.Гормон образует комплекс с рецептором мембраны – ГР (шаг 1) и через G-протеин (шаг 2) активирует фосфолипазу С (шаг 3).

2.Под влиянием фосфолипазы С из липидов мембраны образуется диацилглицерол и ІФ3 (шаг 4) - вторичные месенджеры.

3.ІФ3 мобилзирует Са2+ с эндоплазматического ретикулума (шаг 5) Вместе Са2+ и диацилглицерол активируют протеинкиназу С (шаг 6), которая фосфорилирует белки и вызывает специфические физиологические функции в клетке (шаг 7)




Механизмы действия стероидных и тиреоидных гормонов на рецепторы цитоплазмы и ядра в клетке.


  1. 1.Стероидные или тиреоидные гормоны проходят через мембрану клетки (шаг 1) и связываются с рецепторами цитоплазмы или ядра, но их действие осуществляется в ядре.

  2. Конфигурация центральной части рецепторной молекулы связывается с ДНК. Присутствие гормона на рецепторе приводит к модификации (угнетению или облегчению) транскрипции гена (шаг 3), что приводит к продукции м РНК.

  3. Происходит трансляция m РНК в цитоплазму (шаг 4), следствием чего является образование новых специфических белков (шаги 5,6), что приводит к изменению физиологических функций.


Схема механизма действия тиреоидных гормонов на клетки-мишени:




6. Материалы для самоконтроля

6.1. Дайте ответы на вопрос:


  1. Может ли гуморальный сигнал при осуществлении рефлекса принимать участие в передаче информации от рефлекторного центра к исполнительному органу?

  2. При внутрикожном введении раствора адреналина наблюдается сужение сосудов кожи. Как можно обнаружить в эксперименте, активация какого вида адренорецепторов приводит к сужению сосудов?

  3. Будет ли влиять на клетки-мишени кортизол, если блокировать мембранные рецепторы этих клеток?

  4. В клетке блокированы все ее мембранные рецепторы. Действие каких гормонов на клетку остается возможным и почему?



6.2.Выберите правильный ответ:


1.К факторам гуморальной регуляции, которые секретируются специализированными и неспециализированными клетками и осуществляют преимущественно дистантное или местное влияние, принадлежат все перечисленные, кроме:

  1. гастрина

  2. простагландинов

  3. гистамина

  4. инсулина

  5. соматостатина

2.В остром опыте на кошке при раздражении эфферентного нерва, который иннервирует одну из эндокринных желез, зарегистрировали увеличение частоты сердечных сокращений, частоты дыхательных движений, повышение артериального давления и увеличение диуреза. Указать причастность этих изменений к деятельности перечисленных желез внутренней секреции:

  1. эпифиза

  2. коркового слоя надпочечников

  3. яичников

  4. мозгового слоя надпочечников

  5. щитовидной железы

3.При обследовании новорожденного здорового ребенка частота мочеотделений составляет 15-20 раз в сутки, удельный вес мочи низкий – 1,004-1,008; количество сахара в крови – 4,5 ммоль/л. Указать, благодаря каким гормонам создается это состояние новорожденного:

  1. избыточное выделение альдостерона

  2. избыточное выделение вазопрессина

  3. недостаточное выделение вазопрессина

  4. избыточное выделение ренина

  5. недостаточное выделение натрийуретического фактора.

4.Указать, какой из перечисленных гормонов взаимодействует с мембранными циторецепторами:

  1. тироксин

  2. кортизол

  3. альдостерон

  4. адреналин

  5. тестостерон

5.Указать, через какие посредники реализует свое влияние на клетки-мишени вазопрессин:

  1. диацилглицерол

  2. инозитолтрифосфат

  3. ц АМФ

  4. фосфолипаза С

  5. ц ГМФ

6.Жителям горных районов рекомендовано употреблять с едой йодированную соль или морепродукты, в которых содержится иод. Цель этих рекомендаций – предотвратить:

  1. гиперфункции щитовидной железы

  2. гиперфункции надпочечников

  3. гипофункции щитовидной железы

  4. гиперфункции аденогипофиза

  5. гипофункции нейрогипофиза

7.Какой из перечисленных гормонов увеличивает в клетках-мишенях концентрацию ц АМФ как вторичного посредника:

  1. альдостерон

  2. тестостерон

  3. эстрадиол

  4. глюкагон

  5. кортизол

8.При обследовании десятилетнего ребенка обнаружена задержка физического и психического развития. Указать, недостатком какого гормона это является последствием:

  1. кальцитонина

  2. тироксина

  3. инсулина

  4. паратгормона

  5. гонадотропина

9.После употребления пищи, богатой углеводами, проведен биохимический анализ крови у здорового человека на наличие глюкозы, уровень которой составлял 8,0 ммоль/л. Указать, секреция какого гормона будет увеличена в данном случае:

  1. глюкагона

  2. адреналина

  3. вазопрессина

  4. инсулина

  5. кортизола

10.Указать, какой из перечисленных гормонов взаимодействует с цитоплазматическими рецепторами:

  1. адреналин

  2. вазопрессин

  3. кортизол

  4. глюкагон

  5. тироксин

7.Описание практических работ

Практические работы


Работа 1. Исследование механизма влияния адреналина на сердце

Цель работы: установить, как изменяется частота сокращения сердца лягушки под влиянием адреналина и через какие рецепторы мембраны адреналин действует на клетки водителя ритма сердца.

Ход работы: исследование проводят на изолированном сердце лягушки, предварительно удалив его из грудной клетки после разрушения ЦНС у лягушки. Сердце помещают в стеклянную чашечку с раствором Рингера. Считают частоту сокращений сердца за 1 мин. Затем в раствор добавляют 1-2 капли раствора адреналина и снова считают частоту сокращений сердца. После этого переносят сердце в другую чашечку и отмывают его от адреналина, заменяя раствор Рингера. Снова считают частоту сокращений сердца и добавляют в чашечку 1-2 капли 0,1% раствора анаприлина (обзидана), который блокирует бета-адренорецепторы. Снова считают частоту сокращений сердца, после чего добавляют 1-2 капли раствора адреналина и снова считают частоту сокращений сердца.

Результаты:

Этап исследования

Частота сокращения сердца за 1 минуту

1. Исходная частота сокращений сердца

2. После добавления раствора адреналина

3.Послезамены раствора и отмывания сердца

4. После добавления раствора анаприлина (обзидана)

5.После добавления раствора адреналина

Выводы: 1.__________________________________________________________

2.__________________________________________________________

Литература

Основная


  1. Физиология человека (учебник для медвузов). Покровский В.М., Коротько Г.Ф., ред. М.: Медицина, 2003, 2005.

  2. Физиология. Под ред. В.Г.Шевчука. Пособие по физиологии Винница: Новая книга. 2005. – 576 с. (русский перевод практических работ кафедрой).

  3. Методические указания для самостоятельной работы студентов. Утверждены на методическом заседании кафедры. 2006

Дополнительная


  1. Textbook of medical physiology / Arthur C. Guyton, John E. Hall.,. 2000, 2006.

  2. Физиология человека: в 3-х томах. Перевод с английского. Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. – М: Мир, 1996







Похожие:

Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Объяснять механизмы влияния автономной нервной системы на висцеральные функции организма
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Исследование высшей нервной деятельности человека, типологических свойств нервной системы
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
В то же время нервные центры головного мозга получают информацию восходящими путями о состоянии регулируемых параметров, которое...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Отмеченное имеет применение в клинической практике, потому что врач-стоматолог имеет возможность целеустремленно усиливать, ослаблять...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Организм – это саморегулирующая система, потому анализ процессов регуляции функций организма позволяет врачу-стоматологу обнаружить...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Задний и средний мозг образуют ствол головного мозга. Этот отдел цнс имеет как сегментарные (двигательные и парасимпатические ядра...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Практические навыки из физиологии нервной и гуморальной регуляции висцеральных функций организма
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы