Скачать 27.76 Kb.
|
КИЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УАНМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Киев – 2013 1.Актуальность темы:Регуляция висцеральных функций организма осуществляется не только при участии автономной нервной системы, а также гуморальными механизмами регуляции, в частности, при участии гормонов. Знание гуморальных механизмов регуляции висцеральных функций имеет значение в профессиональной деятельности врача-стоматолога, потому что нарушение висцеральных функций является самой распространенной причиной нарушений, возникающих в ротовой полости. Только владея современными механизмами взаимодействия гормонов с клетками-мишенями и определив контуры регуляции в организме регулируемых параметров при участии гормонов, врач-стоматолог имеет возможность осуществлять свою профессиональную деятельность. 2.Учебные цели:
2.Базовый уровень подготовкиСтуденты имеют навыки с предыдущих учебных дисциплин:
4.Задание для самостоятельной работы во время подготовки к практическому занятию4.1.Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к практическому занятию
4.2. Теоретические вопросы
4.3Практические работы
5. Содержание темыГуморальная регуляция висцеральных функций· Гуморальная регуляция происходит благодаря биологически-активным веществам, которые поступают во внутреннюю среду организма и оказывают влияние на клетки органов и тканей, изменяя их функции. Среди биологически-активных веществ основную роль в регуляции играют гормоны, местная регуляция может осуществляться благодаря метаболитам. ·Гормоны подразделяют на: истинные и тканевые · Истинные гормоны секретируются эндокринными железами и специализированными клетками, тканевые гормоны - неспециализированными клетками. · Истинные гормоны влияют на такие функции в организме: а) делают возможным и обеспечивают физическое, психическое и половое развитие; б) обеспечивают регуляцию гомеостаза; в) обеспечивают регуляцию адаптивных реакций организма. · По химическому строению гормоны относятся к: - белкам и пептидам; - производным аминокислот; - стероидам – производным холестерола. · С химическим строением гормонов связаны механизмы их действия на клетки-мишени: а) гормоны, которые относятся к белкам и пептидам, взаимодействуют с рецепторами мембран, образуя комплекс гормон-рецептор (ГР); б) стероидные гормоны проходят через мембраны клеток-мишеней и взаимодействуют с плазматическими рецепторами, образуя комплекс ГР, который проходит в ядро клетки; в) тироксин и трийодтиронин проходит через мембрану клетки в ядро, где взаимодействует с рецепторами ядра, образуя комплекс ГР. ^G-протеини: - гуанозин-трифосфат (ГТФ) - связывающие белки, которые передают информацию от комплекса ГР к системе образования вторичных посредников в клетке, вызывая активацию: аденилатциклазы, образование Са2+-кальмодулина, инозитолтрифосфата (ІФз), других вторичных посредников – месенджеров. G-протеины имеют ГТФ-активность. ^ (смотреть схему):
Схема механизма действия гормона с участием аденилатциклазы и образования вторичного посредника ц АМФ: ![]() ^ 1.Гормон образует комплекс с рецептором мембраны – ГР (шаг 1) и через G-протеин (шаг 2) активирует фосфолипазу С (шаг 3). 2.Под влиянием фосфолипазы С из липидов мембраны образуется диацилглицерол и ІФ3 (шаг 4) - вторичные месенджеры. 3.ІФ3 мобилзирует Са2+ с эндоплазматического ретикулума (шаг 5) Вместе Са2+ и диацилглицерол активируют протеинкиназу С (шаг 6), которая фосфорилирует белки и вызывает специфические физиологические функции в клетке (шаг 7) ![]() Механизмы действия стероидных и тиреоидных гормонов на рецепторы цитоплазмы и ядра в клетке.
Схема механизма действия тиреоидных гормонов на клетки-мишени: ![]() 6. Материалы для самоконтроля6.1. Дайте ответы на вопрос:
6.2.Выберите правильный ответ:1.К факторам гуморальной регуляции, которые секретируются специализированными и неспециализированными клетками и осуществляют преимущественно дистантное или местное влияние, принадлежат все перечисленные, кроме:
2.В остром опыте на кошке при раздражении эфферентного нерва, который иннервирует одну из эндокринных желез, зарегистрировали увеличение частоты сердечных сокращений, частоты дыхательных движений, повышение артериального давления и увеличение диуреза. Указать причастность этих изменений к деятельности перечисленных желез внутренней секреции:
3.При обследовании новорожденного здорового ребенка частота мочеотделений составляет 15-20 раз в сутки, удельный вес мочи низкий – 1,004-1,008; количество сахара в крови – 4,5 ммоль/л. Указать, благодаря каким гормонам создается это состояние новорожденного:
4.Указать, какой из перечисленных гормонов взаимодействует с мембранными циторецепторами:
5.Указать, через какие посредники реализует свое влияние на клетки-мишени вазопрессин:
6.Жителям горных районов рекомендовано употреблять с едой йодированную соль или морепродукты, в которых содержится иод. Цель этих рекомендаций – предотвратить:
7.Какой из перечисленных гормонов увеличивает в клетках-мишенях концентрацию ц АМФ как вторичного посредника:
8.При обследовании десятилетнего ребенка обнаружена задержка физического и психического развития. Указать, недостатком какого гормона это является последствием:
9.После употребления пищи, богатой углеводами, проведен биохимический анализ крови у здорового человека на наличие глюкозы, уровень которой составлял 8,0 ммоль/л. Указать, секреция какого гормона будет увеличена в данном случае:
10.Указать, какой из перечисленных гормонов взаимодействует с цитоплазматическими рецепторами:
7.Описание практических работПрактические работыРабота 1. Исследование механизма влияния адреналина на сердце Цель работы: установить, как изменяется частота сокращения сердца лягушки под влиянием адреналина и через какие рецепторы мембраны адреналин действует на клетки водителя ритма сердца.Ход работы: исследование проводят на изолированном сердце лягушки, предварительно удалив его из грудной клетки после разрушения ЦНС у лягушки. Сердце помещают в стеклянную чашечку с раствором Рингера. Считают частоту сокращений сердца за 1 мин. Затем в раствор добавляют 1-2 капли раствора адреналина и снова считают частоту сокращений сердца. После этого переносят сердце в другую чашечку и отмывают его от адреналина, заменяя раствор Рингера. Снова считают частоту сокращений сердца и добавляют в чашечку 1-2 капли 0,1% раствора анаприлина (обзидана), который блокирует бета-адренорецепторы. Снова считают частоту сокращений сердца, после чего добавляют 1-2 капли раствора адреналина и снова считают частоту сокращений сердца.Результаты:
Выводы: 1.__________________________________________________________2.__________________________________________________________ЛитератураОсновная
Дополнительная
|