Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" icon

Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"


Скачать 45.58 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Размер45.58 Kb.
ТипМетодические указания

КИЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УАНМ








“Утверждено"

на методическом совещании кафедры нормальной физиологии

Заведующий кафедры


профессор__________З.Д.СКРИПНЮК "______" _____________ в 2013 г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Учебная дисциплина

ФИЗИОЛОГИЯ”
Модуль № 1

^ “ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ВЫСШИЕ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ”

Содержательный модуль №5


Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций

^ Тема практического занятия №13

Исследование роли гормонов в регуляции физического, психического, полового развития

Курс

2-й

Факультет

Стоматологический



Киев – 2013


1.Актуальность темы:


Группа гормонов, которые делают возможным и обеспечивают психическое, физическое развитие, линейный рост тела, половое развитие занимает важное место в профессиональной подготовке врача-стоматолога, потому что своевременное выявление гипо- или гиперфункции эндокринных желез может дать возможность улучшить или нормализовать состояние нарушенных функций ротовой полости и целостного организма.

2.Учебные цели:


  • Анализировать регулируемые параметры и делать выводы о состоянии механизмов регуляции процессов линейного роста тела, физического, психического и полового развития с участием гормонов.

  • Делать выводы о состоянии физиологических функций организма и его систем и органов при изменении концентрации гормонов передней доли гипофиза (СТГ), щитовиднойїжелезы (Т3 – Т4).

  • Анализировать возрастные особенности функций организма, связанные с деятельностью эндокринных желез.

2.Базовый уровень подготовки


Студенты имеют навыки с предыдущих учебных дисциплин:

Названия предыдущих дисциплин

Получены навыки

Анатомия человека

Анализировать информацию о строении тела человека, систем, что его составляют, органов и тканей

Гистология, цитология, эмбриология

Интерпретировать микроскопическую и субмикроскопическую структуру клеток

Медицинская биология

^ Объяснять закономерности проявлений жизнедеятельности человеческого организма на молекулярно-биологическом и клеточном уровнях.

4.Задание для самостоятельной работы во время подготовки к практическому занятию

4.1.Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к практическому занятию

Термин

Определение


Клетки-мишени

Клетки, с которыми взаимодействуют гормоны, изменяя их функции.

Вторичные посредники гормонов, или мессенджеры

Химические вещества, которые образуются в клетках-мишенях при взаимодействии гормонов с мембранными рецепторы клетки, образовывая комплекс гормон-рецептор, и осуществляют изменения в клетке, которые приводят к изменению физиологических функций клетки

Гипофункция эндокринной железы

Это уменьшение выделения в кровь гормонов эндокринной железой, благодаря чему уменьшается концентрация гормонов

Гиперфункция эндокринной железы

Это увеличение выделения в кровь гормонов эндокринной железой, благодаря чему увеличивается концентрация гормонов в крови.

4.2. Теоретические вопросы

  1. Роль гипоталамо-гипофизарной системы в регуляции функций эндокринных желез.

  2. Роль гормона аденогипофиза соматотропина (СТГ) в обеспечении физического развития организма и линейного роста тела.

  3. Роль гормонов щитовидной железы тироксина, трийодтиронина в обеспечении психического и физического развития организма, регуляции метаболизма, функций висцеральных систем.

  4. Роль половых гормонов в регуляции полового и физического развития, половых функций организма.

4.3Практические работы


  1. Исследование роли тиреоидных гормонов (Т3 – Т4) на рост, психическое развитие, интенсивность метаболизма в эксперименте (видеофильм).

  2. Исследование влияния избытка тиреоидных гормонов в эксперименте (видеофильм)

5.Содержание темы

1. Гормоны, которые делают возможным и обеспечивают линейный рост тела и физическое развитие


К гормонам этой группы относят гормон роста (СТГ), который образуется в аденогипофизе, а так же гормоны щитовидной железы тироксин и трийодтиронин, гормон поджелудочной железы инсулин, полове гормоны.

^ 1.1.Роль гормона роста (СТГ) в регуляции линейного роста тела и физического развития


СТГ по химическому строению является полипептидом, который является гомологом плацентарного лактогена и гормона пролактина у человека.

СТГ выделяется передней долей гипофиза (аденогипофизом).

^ Регуляция секреции СТГ:


    • существует суточный (циркадный) биологический ритм секреции гормона;

    • секреция увеличивается во время сна, стресса, физической работы, гипогликемии, концентрация его більша в молодом воздасте до половой зрелости;

    • секреция уменьшается под влиянием соматостатина - ингибирующего гормона (СТГ-ИГ) гипоталамуса, соматомединов (гормоны , образующиеся в печени под влиянием СТГ), ожирении, гипергликемии, беременности.

^ 1) Гипоталамическая регуляция секреции СТГ (смотреть схему контура регуляции):




      • Соматолиберин, образуется в гипоталамусе и транспортируется с кровью к аденогипофизу, где стимулирует синтез и секрецию СТГ

      • Соматостатин так же образуется в гипоталамусе, транспортируется с кровью к аденогипофизу и угнетает секрецию СТГ аденогипофизом.

      • Регуляция секреции СТГ происходит благодаря каналу отрицательной обратной связи:

        • под влиянием СТГ в клетках-мишенях - в гепатоцитах образуются гормоны соматомедины, которые стимулируют секрецию соматостатина в гипоталамусе и тем самым угнетают секрецию СТГ аденогипофизом, а так же непосредственно угнетают секрецию СТГ в аденогипофизе,

        • СТГ и соматолиберины сами так же угнетают секрецию самих себя через влияние на гипоталамус

        • СТГ угнетает секрецию самого себя, стимулируя секрецию соматостатина в гипоталамусе.

1.2.Механизмы действия СТГ


    • В печени (в гепатоцитах) под влиянием СТГ образуются соматомедины (інсулино-подобные факторы роста: ИФР-1), которые действуют непосредственно на клетки-мишени;

    • В клетках-мишенях, на которые действуют соматомедины, есть рецепторы, которые имеют тирозин-киназную активность, как и инсулиновые рецепторы.

1.3.Дествие СТГ через соматомедины, которые увеличивают:


      1. синтез белков в хондроцитах и тем самым - линейный рост тела,

      2. синтез белков в мышцах и тем самым – увеличивают массу тела,

      3. синтез белков в большинстве внутренних органов и тем самым – увеличивают размеры внутренних органов.

1.4.Непосредственное действие СТГ на клетки-мишени:


        1. увеличивает концентрацию глюкозы в крови

        2. увеличивает липолиз

        3. стимулирует синтез белков в мышцах и тем самым увеличивает массу тела.

Гипосекреция аденогипофизом СТГ

У детей возникает задержка роста (гипофизарный нанизм), средняя степень ожирения, задержка полового созревания

Причиной гипосекреции могут быть

    • недостаточная секреция СТГ в аденогипофизе

    • уменьшение секреции в гипоталамусе соматолиберина

    • уменьшение секреции соматомединов в печени ( у пигмеев врожденный дефицит соматомединов – ИФР-1)

    • уменьшение количества рецепторов в клетках-мишенях.

^ Гиперсекреция аденогипофизом СТГ:

1) возникает увеличение роста тела (гигантизм);

2) у взрослого человека возникает:

а) периостальный рост костей- акромегалия (увеличение надбровных губ, челюсти, кисти, стопы)

б) увеличение размера языка - макроглоссия;

в) увеличение размера губ – макрохейлия;

г) гиперплазия десен;

д) увеличение размеров челюсти приводит к расширению межзубных промежутков и затруднению еды

в) снижается толерантность к глюкозе.

2.Роль тиреоидных гормонов трийодтиронина и тироксина (Т3, Т4) в регуляции психического и физического развития, интенсивности метаболизма, функций висцеральных систем кровообращения, дыхания:


  • это йодированные гормоны , синтез которых происходит в фоллкулах щитовидной железы с участием йода: трийодтиронин (Т3) и тироксин (Т4),

  • синтез гормонов происходит под влияние тиреотропного гормона (ТТГ) - гормона аденогипофиза,

  • транспорт этих гормонов кровью к клеткам-мишеням происходит с участием тироксин-связывающих-глобулинов (ТСГ)

  • на периферии в тканях Т4 превращается в Т3, который в 4 раза более активный, чем Т4.

2.1.Регуляция секреции тиреоидных гормонов

Гипоталамо-гипофизарный механизм регуляции (смотреть схему контура регуляции)





(1) В гипоталамусе происходит секреция тиреолиберина, который с кровью транспортируется в аденогипофиз.

(2) Под влиянием тиреолиберина в аденогипофизе происходит секреция тиреотропина (ТТГ), который с кровью транспортируется к щитовидной железе.

(3) Под влиянием ТТГ стимулируется синтез и секреция фолликулярными клетками тиреоидных гормонов через вторичный посредник ц АМФ.

(4) Концентрація тиреоидных гормонов является регулированным параметром, увеличение концентрации тиреоидных гормонов угнетает их секрецию в аденогипофизе (хотя возможно и отрицательное влияние на гипоталамус)

^ Тиреоид-стимулирующие иммуноглобулини (ТСГ):

    • являются компонентами фракции иммуноглобулинов IgG и антителами к ТТГ-рецепторам фолликулярных клеток щитовидной железы,

    • реагируют с ТТГ-рецепторами как и ТТГ, стимулируют секрецию Т3 и Т4

    • при таких заболеваниях концентрация тиреоидных гормонов в крови високая, а ТТГ - в крови мало, ибо его секреция угнетается отрицательной обратной связью.

2.2.Механизм действия гормонов на клетки-мишени


Тиреоидные гормоны проходят через мембрану клетки в цитоплазму и далее в ядро клетки, где образуется комплекс с рецепторным белком (ГР), его С-терминальным концом молекулы. Конфигурация центральной части молекулы приспособлена для связывания с ДНК. Присутствие гормона на рецепторе приводит к модификации транскрипции гена – увеличивается скорость транскрипции m РНК, следствием чего является синтез новых белков в клетках мишенях:



2.3.Роль тиреоидных гормонов


2.3.1.Участие в регуляции роста

  • нормальный линейный рост тела возможен только в присутствии тиреоидных гормонов

  • они являются синергистами СТГ и соматомединов, которые влияют на образование костей

  • тиреоидные гормоны стимулируют в костях оссификацию, что приводит к нормальному образованию костей в соответствии с возрастом ребенка, при недостатке гормонов возраст костей меньше хронологического возраста ребенка.

^ 2.3.2.Участие в развитии психических функций в перинатальном периоде и у взрослых людей

1) Перинатальный период

    • Развитие психических функций ЦНС полностью зависит от тиреоидных гормонов в перинатальном периоде.

    • При гипосекреции этих гормонов развивается умственная отсталость -кретинизм

2) У взрослых

  • при гиперсекреции возникает повышение возбудимости ЦНС, раздражительность у человека,

  • при гипосекреции возникает замедление речи, сонливость, ухудшение памяти, уменьшение объема умственных функций.

^ 2.3.3. Действие на автономную нервную систему

Тиреоидные гормоны увеличивают влияние симпатической нервной системы и катехоламинов (адреналин, норадреналин) на клетки-мишени, которые имеют адренорецепторы (преимущественно бета-адренорецепторы), так как эти гормоны увеличивают синтез новых белков - адренорецепторов. Поэтому увеличение частоты и силы сокращений сердца под влиянием тиреоидных гормонов является следствием увеличения влияния симпато-адреналовой системы на бета-адренорецепторы кардиомиоцитов.

^ 2.3.4. Действие на основной обмен

Основной обмен – это энергетические затраты организма, которые характеризуют интенсивность метаболизма и определяются в стандартных условиях (натощак, при температуре комфорта, лежа, во время физического и психического покоя) Тиреоидные гормоны увеличивают интенсивность метаболизма, поэтому основной обмен увеличивается. Причиной увеличения интенсивности метаболизма является увеличение в клетках-мишенях синтеза новых белков, а именно – фермента Na+-K+-АТФ-азы, которая увеличивает гидролиз АТФ и тем самым увеличивает скорость действия натрий-калиеєвих насосов мембран, насосы нуждаются в энергии АТФ, потому увеличивается количество митохондрий в клетках-мишенях. Следствием отмеченного и является увеличение интенсивности метаболизма, что сопровождается увеличением потребления кислорода организмом, а это приводит к увеличению вентиляции легких, минутного объема крови (увеличение частоты и силы сокращения сердца).

Потребление кислорода увеличивается во всех тканях благодаря стимуляции интенсивности метаболизма за исключением мозга, половых желез и селезенки.

Увеличение интенсивности метаболизма приводит к увеличению теплопродукции, что влияет на процессы терморегуляции. Люди, которые имеют увеличенную концентрацию гормонов, плохо переносят жару.

^ 2.3.5. Другие метаболические эффекты

Увеличение потребления кислорода отображает увеличение интенсивности метаболизма в целом, в частности, имеет место при действии стрессовых факторов, при действии которых происходит увеличение:

    • всасывания глюкозы в пищеварительном канале

    • гликогенолиза, глюконеогенеза, окисления глюкозы

    • синтеза и деградация белков, преобладает катаболизм


Изменения в ротовой полости (для студентов стоматологического факультета):

1) При гипотиреозе щитовидной железы- недостатка гормонов у беременной матери во второй половине беременности после рождения ребенка наблюдаются:


а) задержка прорезывания зубов;

б) аномалии развития эмали.

2) Становление функции щитовидной железы происходит раньше других у человека в эмбриогенезе и совпадает с периодом формирования зачатков молочных зубов:

  • на 10 неделе образуются амелобласты

  • на 12 неделе образуются одонтобласты

  • на 16 неделе начинается период дентино- и амелогенеза

  • на 17 неделе – начало развития постоянных зубов.

  • В эксперименте на животных доказано, что после резекции щитовидной железы у матери у плода возникают следующие изменения:

    • а) ускоряется начало функционирования щитовидной железы

    • б) возникает системная гипоплазия – недостаточное образование элементов ткани зубов и задержка срока их прорезывания;

    • в) изменения структуры дентина, гиперцементоз, патологическое стирание зубов.

^ 3) При гипотиреозе щитовидной железы у взрослого человека возникают в ротовой полости характерные изменения:

  • увеличение размеров губ и языка (макрохейлия и макроглоссия), что ухудшает речь и глотание.;

  • слизистая оболочка ротовой полости отекает

  • десна бледные, отечные.

  • При гипертиреозе щитовидной железы:

    1. у взрослого человека изменения в полости рта неспецифические и связанные с общими изменениями висцеральных систем в организме

    2. у ребенка после рождения имеет место ускоренное прорезывания зубов.

^ 3.Основные влияния половых гормонов на процессы полового развития


Гонадотропными гормонами аденогипофиза есть лютеиинизиующий гормон (ЛГ) и фоликулостимулирующий гормон (ФСГ), который принадлежит к гликопротеинам. Они так названы за свое действие на женские половые железы - яичники. У женщин ФСГ вызывает стимуляцию фолликула яичника и образование эстрогена; у мужчин он вызывает образование спермы. ЛГ способствует образованию тестостерона мужскими половыми железами, а у женщин – изменения в яичнике, что приводят к овуляции и продукции прогестерона.

Гонадолиберин – это гипоталамический рилизинг-гормон (ГН-РГ) как для ЛГ, так и для ФСГ. Он является полипетидом, состоящим из 10 аминокислот, синтезируется в терминальной пластинке гипоталамуса.

3.1.Гипоталамическая регуляция секреции половых гормонов у мужчин.


Тестостерон является андрогеном, который синтезируется и секретируется клетками Лейдига. ЛГ увеличивает секрецию тестостерона путем активации фермента десмолазы холестерола. Дополнительные половые органы содержат фермент 5а-редуктазу, которая превращает тестостерон в его активную форму – дигидротестостерон. Ингибиторы 5а-редуктазы можно использовать для лечения начала гипертрофии простаты именно потому, что они блокируют образование активной формы тестостерона в простате.


Схема контура регуляции секреции гормонов яичек:




  • ^ Аркуатные ядра гипоталамуса продуцируют гонадолиберины, которые через систему портальных сосудов поступают к аденогипофизу и стимулируют секрецию ФСГ и ЛГ. ФСГ действует на клетки Сертоли, которые секретируют ингибин, который через отрицательную обратную связь подавляет секрецию ФСГ в аденогипофизе.

  • ЛГ действует на клетки Лейдига, стимулируя продукцию тестостерона. Тестостерон путем итратестикулярного паракринного действия опосредует влияние ФСГ на сперматогенез в клетках Сертоли.

  • Тестостерон подавляет секрецию ЛГ, влияя через канал отрицательной обратной связи на гипоталамус, где подавляется выделение гонадолиберина, а также путем прямого отрицательного действия на аденогипофиз.

  • Ингибин через канал отрицательной обратной связи подавляет секрецию ФСГ в аденогипофизе




В пубертатном периоде у мужчин и женщин начинается :

  • пульсирующее высвобождение гонадолиберинов в гипоталамусе

  • ФСГ и ЛГ выделяются из аденогипофиза также пульсирующим образом

  • Гонадолиберины действуют на аденогипофиз, увеличивая количество рецепторов в мембранах клеток и, тем самым, увеличивают свое влияние на них (это называют - сенситизация)

3.2. Гипоталамическая регуляция секреции половых гормонов у женщин.


Синтез эстрогенов и прогестерона: Тэка-клетки под воздействием ЛГ продуцируют преимущественно андрогены. Андрогены диффундируют к гранулярным клеткам, которые содержат фермент ароматазу, которая при действии ФСГ превращает андрогены (тестостерон) в эстрогены (17β-Естрадиол).




^ Схема контура регуляции секреции яичников:

1) У женщин пульсирующим типом происходит выделение гонадолиберинов в гипоталамусе, под виянием которых в аденогипофизе выделяются ФСГ и ЛГ.

2) ФСГ и ЛГ стимулируют следующие процессы:

  • стероидогенез в фолликулах яичников и желтом теле,

  • развитие фолликулов,

  • овуляцию,

  • лютеинизацию

3) Роль каналов отрицательной и положительной обратной связи в регуляции выделения эстрогенов и прогестерона:

  • эстрогены имеют позитивное и негативное влияния на образование ЛГ и ФСГ в разные фазы менструального цикла (в фолликулярную фазу – негативное влияние, в середине цикла – позитивное, в фазу желтого тела - негативное)

  • прогестерон имеет негативное влияние на секрецию ФСГ и ЛГ в фазу желтого тела преимущественно через гипоталамус.


Действие эстрогенов и прогестерона:



6. Материалы для самоконтроля

6.1. Дайте ответы на вопрос:


  1. Какие гормоны обеспечивают психическое развитие ребенка? Можно ли своевременно обнаружить их недостаток и предотвратить возникновение умственной отсталости?

  2. Какие гормоны обеспечивают физическое развитие и линейный рост тела у человека? Можно ли своевременно обнаружить их недостаток и предотвратить последствия их отсутствия.

  3. Почему пигмеи маленького роста? Назовите возможные причины.

  4. Какие половые гормоны преобладают у женщин, назовите их роль.

  5. Какие половые гормоны преобладают у мужчин? Назовите их роль.

6.2.Нарисуйте схему контура регуляции:


  1. Выделения гормонов щитовидной железы (тироксина и трийодтиронина) и поддержания постоянства их концентрации.

  2. Выделения соматотропина (СТГ) и поддержания его концентрации.

  3. Выделения женских половых гормонов и поддержания их концентрации.

  4. Выделения мужских половых гормонов и поддержания их концентрации

  5. Нарисуйте схему взаимодействия трийодтиронина и тироксина с клетками-мишенями



7.Описание практических работ


Работа 1. Исследование роли тиреоидных гормонов (Т3 – Т4) на рост, психическое развитие, интенсивность метаболизма в эксперименте (видеофильм)

Цель работы: установить влияние трийодтиронина и тироксина (Т3, Т4) на рост, поведение, интенсивность метаболизма.

Ход работы: в видеофильме показаны исследования поведения, роста, вентиляции легких и поглощения кислорода у козленка после удаления щитовидной железы. Такие же исследования были проведены у козленка с нормальной функцией щитовидной железы (интактный козленок).

Результаты: в видеофильме показано, что козленок после удаления щитовидной железы по сравнению с интактным козленком 1) отставал в росте, 2) был вялым, мало двигался, 3) вентиляция легких у него была увеличена, увеличено потребление кислорода.
Выводы______________________________________________________________________


^ Работа 2. Исследование влияния избытка тиреоидных гормонов в эксперименте (видеофильм)

Цель работы: установить влияние избытка гормонов щитовидной железы (Т3, Т4) на интенсивность метаболизма.

Ход работы: курам в пищу давали измельченную щитовидную железу птиц и поэтому у них увеличивалась концентрация гормонов Т3, Т4 в крови.

Результаты: избыток гормонов Т3, Т4 в крови у кур приводил к увеличению интенсивности метаболизма, следствием чего была их преждевременная линька – куры сбрасывали старое оперение и заменяли его на новое.

Выводы:__________________________________________________________________

Литература

Основная


  1. Физиология человека (учебник для медвузов). Покровский В.М., Коротько Г.Ф., ред. М.: Медицина, 2003, 2005.

  2. Физиология. Под ред. В.Г.Шевчука. Пособие по физиологии.- Винница: Новая книга. 2005. – 576 с. (русский перевод практических работ кафедрой).

  3. Методические указания для самостоятельной работы студентов. Утверждены на методическом заседании кафедры. 2006

Дополнительная


  1. Textbook of medical physiology / Arthur C. Guyton, John E. Hall.,. 2000, 2006.

  2. Физиология человека: в 3-х томах. Перевод с английского. Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. – М: Мир, 1996




Похожие:

Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Объяснять механизмы влияния автономной нервной системы на висцеральные функции организма
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Исследование высшей нервной деятельности человека, типологических свойств нервной системы
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
В то же время нервные центры головного мозга получают информацию восходящими путями о состоянии регулируемых параметров, которое...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Отмеченное имеет применение в клинической практике, потому что врач-стоматолог имеет возможность целеустремленно усиливать, ослаблять...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Организм – это саморегулирующая система, потому анализ процессов регуляции функций организма позволяет врачу-стоматологу обнаружить...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Задний и средний мозг образуют ствол головного мозга. Этот отдел цнс имеет как сегментарные (двигательные и парасимпатические ядра...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Практические навыки из физиологии нервной и гуморальной регуляции висцеральных функций организма
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы