Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" icon

Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"


Скачать 62.68 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Размер62.68 Kb.
ТипМетодические указания

КИЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УАНМ








“Утверждено"

на методическом заседании кафедры нормальной физиологии

Заведующий кафедры


профессор__________З.Д.СКРИПНЮК "______" _____________ в 2013 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Учебная дисциплина

ФИЗИОЛОГИЯ"
Модуль №1

“ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ВЫСШИЕ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ"
^

Смысловой модуль №9


Физиологичные основы поведения

Тема практического занятия №19

Исследование высшей нервной деятельности человека, типологических свойств нервной системы.

Курс

2-й

Факультет

Стоматологический



Киев - 2013
^

1.Актуальность темы :


Громадный эмпирический опыт человечества не мог пройти мимо индивидуальных различий как в соматической, так и в душевной организации. Поэтому с давних времен предпринимались многочисленные попытки создать классификацию людей, основанную на таких различиях, и дать объяснение причин, которые их обусловливают. Наибольшую популярность имеет не утратившая своей значимости и до настоящего времени классификация древнегреческого врача Гиппократа (IV–V вв. до н. э.). Он ввел понятие темперамент (от лат. temperamenturn – надлежащее соотношение частей).

Большим шагом вперед в разработке проблемы темперамента были работы академика И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. В основу своей классификации он положил характеристику нервных процессов, возбуждения и торможения – силу, уравновешенность, подвижность. Исходя из сочетания этих трех свойств Павловым выделены четыре основных типа высшей нервной деятельности (ВНД).
^

2.Учебные цели:


  • Трактовать состояние основных нервных процессов - возбуждения и торможения, которые обусловливают тип нервной системы, на основе анализа их силы, уравновешенности и подвижной.

  • Объяснять механизмы интегративной деятельности новой коры головного мозга при формировании языка у человека и оценивать ее функциональное состояние на основании физиологических критериев.
^

3.Базовый уровень подготовки


Студенты имеют навыки из предыдущих учебных дисциплин:

Названия предыдущих дисциплин

Получены навыки

Анатомия человека

Анализировать информацию о строении тела человека, систем, что его составляют, органов и тканей

Гистология, цитология, эмбриология

Интерпретировать микроскопическую и субмикроскопическую структуру клеток

Медицинская и биологическая физика

Трактовать общие физические и биофизические закономерности, которые лежат в основе жизнедеятельности человека

Медицинская биология

Объяснять закономерности проявлений жизнедеятельности человеческого организма на молекулярно-биологическом и клеточном уровнях.
^

4.Задание для самостоятельной работы во время подготовки к практическому занятию

4.1.Теоретические вопросы


  1. Понятие о сигнальных системах действительности. Сравнительная характеристика сигналов І и II сигнальных систем. Формы языка.

  2. Формирование II сигнальной системы в онтогенезе. Функции языка.

  3. Взаимоотношения между І и II сигнальными системами.

  4. Центры языка. Функциональная асимметрия головного мозга человека.

  5. Типы высшей нервной деятельности людей в зависимости от уровня функционирования сигнальных систем.

  6. Основные положения учения И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности людей и животных. Методы определения свойств нервных процессов.

4.2.Практические работы

  1. Определение художественного и умственного типов людей с помощью тестирования.

  2. Определение силы и подвижной нервных процессов в двигательном анализаторе (теппинг-тест).

  3. Определение функциональной подвижной нервных процессов с помощью ПННЗ- 01.

  4. Определение силы и подвижной нервных процессов с помощью корректурного метода.
^

5.Содержание темы


Схема 1.

ТИПЫ ВЫСШЕ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




обусловлены свойствами основных нервных процессов - возбуждения и торможения

сильный

слабый







неуравновешенный

уравновешенный



подвижный

инертный





сильный

уравновешенный подвижный


сильный

неуравновешенный

сильный

уравновешенный инертный

слабый







обусловлены уровнем развития І и ІІ сигнальной систем




Под свойствами нервных процессов понимают такие характеристики возбуждения и торможения, как сила, уравновешенность и подвижность этих процессов.

^ Сила нервных процессов. При измерении силы процесса возбуждения обычно пользуются кривой зависимости величины условной реакции от силы раздражителя. Условная реакция перестает увеличиваться при определенной интенсивности условного сигнала. Эта граница и характеризует силу процесса возбуждения. Показателем силы тормозного процесса является стойкость тормозных условных рефлексов, а также скорость и прочность выработки дифференцировочного и запаздывающего вида торможения.

^ Уравновешенность нервных процессов. Для определения уравновешенности нервных процессов сравниваются силы процессов возбуждения и торможения у данного животного. Если оба процесса взаимно компенсируют друг друга, то они уравновешены, а если нет, то, например, при выработке дифференцировок может наблюдаться срыв тормозного процесса, если он оказывается слабым. Если же доминирует тормозной процесс в силу недостаточности возбуждения, то в трудных условиях дифференци-ровка сохраняется, но резко уменьшается величина реакции на положительный условный сигнал.

^ Подвижность нервных процессов. О ней можно судить по скорости переделки положительных условных рефлексов в тормозные и обратно. Часто для определения подвижности нервных процессов применяется переделка динамического стереотипа. Если переход от положительной реакции к тормозной и от тормозной к положительной осуществляется быстро, то это свидетельствует о высокой подвижности нервных процессов.

В лаборатории И.П.Павлова было замечено, что поведение собак в естественной обстановке и во время выработки условных рефлексов различное. Некоторые животные очень подвижны, возбудимы и любопытны, другие медлительны и трусливы. Между этими крайними типами имеется ряд промежуточных. На основании свойств нервных процессов И.П.Павлову удалось разделить животных на определенные группы, причем эта классификация совпала с умозрительной классификацией типов людей (темпераментов), данной еще Гиппократом.

В основу классификации типов ВНД были положены свойства нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность. По критерию силы нервных процессов выделяют сильный и слабый типы. У слабого типа процессы возбуждения и торможения слабые, поэтому подвижность и уравновешенность нервных процессов не могут быть охарактеризованы достаточно точно.

Сильный тип нервной системы подразделяется на уравновешенный и неуравновешенный. Выделяется группа, которая характеризуется неуравновешенными процессами возбуждения и торможения с преобладанием возбуждения над торможением (безудержный тип), когда основным свойством является неуравновешенность. Для уравновешенного типа, у которого процессы возбуждения и торможения сбалансированы, приобретает значение быстрота смены процессов возбуждения и торможения. В зависимости от этого показателя различают подвижный и инертный типы ВНД. Эксперименты, проведенные в лабораториях И.П.Павлова, позволили создать следующую классификацию типов ВНД:

  • Слабый (меланхолик).

  • Сильный, неуравновешенный с преобладанием процессов возбуждения (холерик).

  • Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник).

  • Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик).

Типы ВНД, являются общими для животных и человека. Можно выделить особые, присущие только человеку типологические черты. По мнению И.П.Павлова, в их основе лежит степень развития первой и второй сигнальных систем. Первая сигнальная система - это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, из которых строятся образы внешнего мира.

Восприятие непосредственных сигналов предметов и явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды организма, приходящих от зрительных, слуховых, тактильных и других рецепторов, составляет первую сигнальную систему, которая имеется у животных и человека. Отдельные элементы более сложной сигнальной системы начинают появляться у общественных видов животных (высокоорганизованных млекопитающих и птиц), которые используют звуки (сигнальные коды) для предупреждения об опасности, о том, что данная територия занята и т.д.

Но лишь у человека в процессе трудовой деятельности и социальной жизни развивается вторая сигнальная система- словесная, в которой слово в качестве условного раздражителя, знака, не имеющего реального физического содержания, но являющегося символом предметов и явлений материального мира, становится сильным стимулом. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов - слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме). Одно и то же явление, предмет на разных языках обозначается словами, имеющими разное звучание и написание, из этих словесных (вербальных) сигналов создаются абстрактные понятия.

Способность понимать, а потом и произносить слова возникает у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах. Субъективный образ возникает в мозге на основе нейронных механизмов при декодировании информации и сравнении ее с реально существующими материальными объектами. С возникновением и развитием второй сигнальной системы появляется возможность осуществления абстрактной формы отражения - образование понятий и представлений.

Раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами. Человек может оперировать не только образами, но и связанными с ними мыслями, осмысленными образами, содержащими смысловую (семантическую) информацию. С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы. Способность опери ровать абстрактными понятиями, выражаемыми словами служив основой мыслительной деятельности.

Язык - это средство выражения мысли и форма существования мысли. Язык закрепляет в предложениях результаты работ! мышления, делает возможным обмен мыслями. Речь дает возмож ность создавать научные понятия, формулировать законы.

Речь может участвовать в регуляции деятельности различныx органов с помощью слова. Словесные раздражители являютс физиологически активными факторами, они изменяют функции внутренних органов, интенсивность обменных процессов, воздействуют на мышечную и сенсорные системы. Вовремя сказанное доброе слово может повышать работоспособность, способствовать хорошему настроению. Неосторожно произнесенное в присутствии больного слово может значительно ухудшить его состояние.

^ Физиологические основы речи. Деятельность второй сигнальной системы обеспечивается функцией двигательного, слухового и зрительного анализаторов и лобных отделов мозга. Регуляция речи связана с пусковой и регуляторной ролью коры, которая получает афферентные импульсы от рецепторов мышц, сухожилий и связок голосового аппарата и дыхательных мышц. Кортикальное ядро речедвигательного анализатора находится в области второй и третьей лобных извилин - речедвигательный центр Брока. Восприятие речи происходит с помощью речедвигательного и речеслухового анализаторов (центр Вернике).

Для декодирования речи, воспринимаемой в акустической форме, важнейшим условием является удержание в речевой памяти всех ее элементов, а в оптической форме - участие сложных поисковых движений глаз. Процессы декодирования речи осуществляются височно-теменно-затылочными отделами левого полушария (у правшей). При поражении этих отделов коры происходит нарушение понимания логико-грамматических конструкций и счетных операций.

Вторая сигнальная система допускает неоднозначные отношения между явлением, предметом и его обозначением (словом), что позволило человеку действовать разумно в условиях вероятностного событийного окружения (информационной неопределенности). Это во многом способствовало развитию способностей к интуитивному мышлению. Возникла принципиально новая форма мыслительной деятельности - построение умозаключений на основе использования многозначной (вероятностной) логики. Постоянное использование языка привело к тому, что человеческий мозг, как правило, оперирует неточными понятиями, качественными оценками легче, чем количественными категориями, числами.

Учитывая соотношения первой и второй сигнальной систем в том или ином индивидууме, И.П.Павлов выделил специфические человеческие типы ВНД в зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы в восприятии действительности. Людей с преобладанием функций корковых проекций, ответственных за первосигнальные раздражители, И.П.Павлов относил к художественному типу (у представителей этого типа преобладает образный тип мышления). Это люди, для которых характерна яркость зрительных и слуховых восприятии событий окружающего мира (художники и музыканты).

Если же более сильной оказывается вторая сигнальная система, то таких людей относят к мыслительному типу. У представителей этого типа преобладает логический тип мышления, способность к построению абстрактных понятий (ученые, философы). В тех случаях, когда первая и вторая сигнальные системы создают нервные процессы одинаковой силы, то такие люди относятся к среднему (смешанному типу), к которому относится большинство людей. Но есть еще один крайне редкий типологический вариант, к которому относятся очень редкие люди, имеющие особо сильное развитие и первой, и второй сигнальных систем. Эти люди способны как к художественному, так и к научному творчеству, к числу таких гениальных личностей И.П.Павлов относил Леонардо да Винчи.


^ ФАЗЫ ФОРМИРОВАНИЯ ΙΙой СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ

У взрослого человека деятельность Ι и ΙΙ сигнальных систем протекает в неразрывной связи. Можно отметить несколько фаз развития совместной деятельности сигнальных систем, предложенных Ивановым-Смоленским:

  1. У новорожденных характерно образование таких временных связей, когда непосредственные раздражители Ι сигнальной системы вступают в связь с непосредственными вегетативными и соматическими реакциями – связи типа Н-Н (непосредственный раздражитель-непосредственная реакция).

  2. Начиная со второго полугодия первого года. Период овладения “сенсорной” или “пассивной” речью, т.е. ребенок понимает, но не говорит. Закладывается начало совместной деятельности двух сигнальных систем – на словесный раздражитель возникает непосредственная вегетативная и соматическая реакция (связи типа С-Н).

  3. Конец первого года и второй год. Восприятие отдельных предметов, явлений вступает в связь с определенными звукосочетаниями, которыми ребенок отвечает на эти раздражители – непосредственный раздражитель вызывает словесную реакцию (связи типа Н-С) – “детский лепет”.

  4. На третьем году происходит овладение активной речью. Появление многочисленных связей между речевоспринимающими и речедвигательными отделами второй сигнальной системы (связи типа С-С) – словесный раздражитель – словесная реакция.



^ АСИММЕТРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

(от греч. asymmetria — несоразмерность) — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями.

Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого — оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), продуцирование сновидений.


Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала (вербального или образного), сколько способами его организации, характером переработки информации, т.е. типом мышления. Оба полушария способны к восприятию слов и образов и к их переработке (хотя возможности правого полушария в отношении экспрессивной речи минимальны), но эти процессы протекают в них по-разному.


“Левополушарное” мышление является дискретным и аналитическим, поскольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, к-рую можно закрепить и однозначно выразить в словах или дpyгиx условных знаках, что является обязательным условием социального общения.


“Правополушарное” — пространственно-образное — мышление является симультанным (одновременным) и синтетическим, поскольку создает возможность одномоментного “схватывания” многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой — затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию.


Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося" свою специфику в работу мозга в целом.

А. ф. г. м. свойственна только человеку, предпосылки к ее становлению передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или право-полушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.
^

Практические работы


Работа 1. Определение художественного и умственного типов людей с помощью тестирования

Цель работы: ознакомиться с методом определения уровня функционирования І и ІІ сигнальных систем

^ Ход работы: экспериментатор записывает на доске слова (9 слов) одного набора и дает задание испытуемому выписать слова в группе таким образом, чтобы в каждой группе было что-то общее. Повторить задание с другими наборами слов.

В выводах дать оценку произведенной группировке слов.

Например: плавать, орел, бегать, чешуя, овца, летать, перья, карась, шерсть.

Исследование выполняется по тестовой методике. Преподаватель на доске выписывает 9 слов, которые студенты должны сгруппировать в 3 группы по 3 слова в каждой и записать в протоколе тремя колонками. Для группировки слов студенты должны выделить какие-либо общие признаки, содержащиеся в этих словах.

При обсуждении различных вариантов группирования слов нужно выяснить, какими признаками руководствовался испытуемый: если в основу группировки он положил образные признаки – это результат деятельности Ι сигнальной системы, которая оперирует образами, если понятийные признаки – результат деятельности ΙΙ сигнальной системы.

Следует выяснить, на какие группы разделил людей И.П.Павлов по уровню развития у них сигнальных систем. При этом необходимо помнить, что у всех людей без исключения ведущей является ΙΙ сигнальная система.


Например: плавать, орел, бегать, чешуя, овца, летать, перья, карась, шерсть.


Возможны три способа группировки слов:


I — карась, орёл, овца

шерсть, чешуя, перья

бегать, плавать, летать

II — карась, чешуя, плавать

овца, шерсть, бегать

орел, перья, летать

III — беспорядочная группировка слов.


^ Оценка результатов: I- способ группировки является результатом анализа, когда выделяются общие существенные признаки предметов и обобщения их по этим признакам. В этом случае преобладает вторая(II) сигнальная система.

II- способ группировки отражает образное мышление, - предметы и явления обобщаются по их фактическим, наглядным связям, без глубокого анализа. Этот способ свидетельствует о преобладании первой(I) сигнальной системы.

Если испытуемый может решить I и II способом,— равновесие сигнальных систем.


Классификация понятий по «мыслительному» и «художественному» типу.

  1. Плавать, орел, бегать, чешуя, овца, летать, перья, карась, шерсть.

  2. Обоняние, ухо, зрение, звук, глаз, запах, нос, свет, слух.

  3. Шофер, трамвай, электричество, пар, машинист, бензин, поезд, автомобиль, вагоноважатый.

  4. Гнездо, мёд, мышь, берлога, воробей, хлеб, пшено, медведь, нора.

  5. П, 3, 2, Х, Ш, 10.

Работа 2. Определение силы и подвижной нервных процессов в двигательном анализаторе(теппінг-тест)

Исследование проводится с помощью прибора ДПФИ-1 (дистанционный прибор для физиологических исследований). Испытуемый в течение 2 минут в максимальном темпе должен работать кистью правой руки на телеграфном ключе. Общее количество ударов в единицу времени отражает подвижность нервных процессов в двигательном анализаторе. Разность частоты движений в первый и последний десятисекундный отрезки времени, выраженная в %, выражает динамическую мышечную выносливость и, следовательно, силу возбуждения.

Для оценки полученных результатов пользуются таблицей.

^ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕППИНГ-ТЕСТА

Общее число нажатий ключа за 2 мин

Число нажатий ключа

Оценочный уровень

За первые 10 с

За последние 10 с

Более 875

Более 82

Более 68

Очень высокий

875…807

82…78

68…64

Высокий

806…756

77…73

63…59

Выше среднего

755…634

72…60

58…50

Средний

633…585

59…54

49…46

Ниже среднего

584…541

53…48

45…41

Низкий

540 и менее

Менее 48

Менее 41

Очень низкий



^ Работа 3. Определение функциональной подвижной нервных процессов с помощью ПННЗ- 01

Подвижность нервных процессов оценивается по предельному темпу сложной реакции выбора из трех альтернатив: при появлении на экране прибора сигнала красного цвета – нажать правую кнопку правой рукой, зеленого – левую кнопку левой рукой, желтого – не реагировать. Темп работы регулируется автоматически в зависимости от точности и скорости реакций испытуемого.

Функциональная подвижность определяется количеством принятых сигналов за 120 с и оценивается в баллах (см. Табл.).

Шкала бальных оценок количества принятых сигналов.

Количество принятых сигналов за 120 секунд

Баллы

Более231

10

223…230

9

213…222

8

203…212

7

194…202

6

184…193

5

176…183

4

166…175

3

153…165

2

Менее 152

1

^ Рекомендации по оформлению результатов работы. В протоколе записать количество принятых раздражений за 2 минуты.

В выводах оценить функциональную подвижность нервных процессов, пользуясь данными таблицы.


^ Работа 4. Определение силы и подвижной нервных процессов с помощью корректурного метода

В работе используются таблицы Анфимова. Студенты получают задание – с максимальной скоростью и точностью вычеркнуть из таблицы какую-либо букву (например, “к”), но если перед “к” стоит “с”, вычеркивать не надо (условный тормоз). Все студенты одновременно начинают работать, через каждые 30 сек по команде преподавателя делают отметки на бланке. Работа продолжается до тех пор, пока не будет просмотрена вся таблица. По окончании работы студенты обмениваются бланками, проверяют ошибки, подсчитывают количество просмотренных знаков и допущенных ошибок за каждые 30 сек. работы и вычерчивают графики изменения работоспособности во времени (т.е. количество просмотренных знаков и количество ошибок).

Показателем силы нервных процессов является изменение работоспособности клеток головного мозга в течение работы. Если к концу работы работоспособность не уменьшилась (количество просматриваемых знаков не изменилось, а количество ошибок не увеличилось), значит, сила нервных процессов достаточно велика. Постепенное уменьшение количества просматриваемых знаков и увеличение количества ошибок к концу работы свидетельствует о низкой работоспособности головного мозга и слабости нервных процессов.

Среднее количество просматриваемых знаков за каждые 30 сек. отражает подвижность нервных процессов.

Такая оценка результатов не является совершенной. Следует учитывать характер ошибок, правильность реакции на тормозный раздражитель и другие факторы.



При обсуждении результатов работы можно рассмотреть формирование типа высшей нервной деятельности, понятия “генотип” и “фенотип”, возможность изменения свойств нервных процессов.


^ Ряды слогов для исследования объёма непосредственной памяти


сап, дуц, нор,ким

сеф, рип, доз, мек, сур, кил

мак, бул, фер, луг, гом, нер, дац, пуж


маф, тур,кор, лок

нар, пеф, зон, ляр, муп, коф

бен,рах, зел, пак, ниф, тор, вум, сал


бин, рец, мош, вар

бон, чек, ник, фал, зот, пун

хиз, леп, моф, шур, гин, цон, лем, дук


^

Примерный набор слов для исследования непосредственной и


логической памяти


Ряды слов не связанные между собой:


дождь, цифра, ряд, угол

стол, космос, банка, группа, перо, матрац

опыт, зонт, дочь, память, туман, руль, кольцо, свет


Ряды слов, которые возможно увязать логически:


солнце, туча, гроза, дождь

студент, группа, курс, факультет, институт, профессия

буква, слог, слово, фраза, абзац, страница, рассказ, книга
^

6. Материалы для самоконтроля


6.1. Дайте ответы на вопрос

  1. Если ребенка в раннем возрасте лишили общения с людьми, сможет или он овладеть языком? Можно ли его научить разговаривать позже?

  2. Можно ли научить обезьяну разговаривать? Почему?

  3. Раскрыть содержание понятия «язык животных». Какие средства общения имеют разные животные?

4. Можно ли воспитать в ребенке сильный уравновешенный подвижный тип высшей нервной деятельности?

5. В чем заключается специфика функции левого полушария мозга человека?

6. В чем заключается специфика функции правого полушария

мозга человека?

^ 6.2 Выберите правильный ответ:

1

При обследовании человека установили сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности по Павлову. Какой темперамент по Гиппократу у исследуемого?

А. сангвиник

В. холерик

С. флегматик

D. меланхолик

Е. другой

2

В литературе описанны случаи, когда нервное расстройство возникало у людей, вынужденных скрывать от своих близких родственников тяжелое заболевание. У людей каких темпераментов по Гиппократу достовернее всего могут возникать такие расстройства?

А. меланхолики и холерики

В. меланхолики и сангвиники

С. меланхолики и флегматики

D. холерики и сангвиники

Е. холерики и флегматики

3

У больного патологический процесс поразил лобную долю левого полушария, где расположенн центр языка Брока. Какие нарушения языка будут наблюдаться у этого человека?

А. не понимает значения слов

В. не может читать

С. не может говорить

D. не понимает значение слов и не может говорить

Е. не может читать и говорить

4

Центр языка находится асимметрично в левом полушарии у:

А. 70% праворуких и 70% леворуких

В. 95% праворуких и 70% леворуких

С. 95% праворуких и 95% леворуких

D. 95% праворуких

Е. 70% леворуких

5

Специфической особенностью высшей нервной деятельности человека является:

А. наличие коры больших полушарий

В. способность образовывать временные связи

С. наличие сенсорных систем

D. наличие сигнальных систем действительности

Е. способность коры к аналитико-синтетической деятельности

6

Секреция каких гормонов увеличивается у человека во время сна?

  1. Адреналин, вазопрессин

  2. Кортизол, вазопрессин

  3. Соматотропин, пролактин

  4. Соматостатин, пролактин

  5. Пролактин, кортизол

7

При обследовании человека определили, что у него ведущим является левое полушарие. Уровень функционирования, какой сигнальной системы является выше у этого человека и к какому типу высшей нервной деятельности он принадлежит?

А. умственный, ІІ сигнальная система

В. художественный, ІІ сигнальная система

С. средний, І и ІІ сигнальные системы

D. умственный, І сигнальная система

Е. художественный, І сигнальная система

8

При исследовании памяти человеку было более легко запомнить геометрические фигуры, чем словосочетания. Какое полушарие у этого человека ведет и какая система действительности имеет высший уровень функционирования?

А. правая, І сигнальная система

В. правая, ІІ сигнальная система

С. левая, І сигнальная система

D. левая, ІІ сигнальная система

Е. оба полушария, обе системы

9

Пятилетний ребенок после черепно-мозговой травмы на некоторое время потерял способность говорить, но через длительное время эта способность у него возобновилась. Какое полушарие было травмировано и за счет, каких свойств ЦНС детей, возобновления языка стало возможным?

А. левое полушарие, пластичность

В. правое полушарие, пластичность

С. левое полушарие, подвижность

D. правое полушарие, подвижность

Е. оба полушария, пластичность

10

Студент стоит перед дверями экзаменационной комнаты в состоянии эмоционального напряжения. Что из ниже приведенного составляет ведущий механизм формирования эмоционального напряжения в такой ситуацию?

А. недостаток времени

В. недостаток информации

С. недостаток энергии

D. недостаток времени и энергии

Е. недостаток энергии и информации



Литература




  1. “Физиология человека” под ред. Г.И.Косицкого, 1985, с.495-509.



  1. “Нормальна фізіологія” под ред. В.И.Филимонова, 1994, с.535-547.

  2. “Посібник з нормальної фізіології” под ред. В.Г.Шевчука, 1995, с.304-310.

  3. “Атлас по нормальной физиологии” под ред. С.А.Чеснокова, А.В.Коробкова, с.282.

  4. “Физиология человека” под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько, т.ΙΙ, с.268-269, 301, 309.

  5. Методразработки (метод.кабинет).

Похожие:

Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Объяснять механизмы влияния автономной нервной системы на висцеральные функции организма
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Исследование высшей нервной деятельности человека, типологических свойств нервной системы
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
В то же время нервные центры головного мозга получают информацию восходящими путями о состоянии регулируемых параметров, которое...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Отмеченное имеет применение в клинической практике, потому что врач-стоматолог имеет возможность целеустремленно усиливать, ослаблять...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Организм – это саморегулирующая система, потому анализ процессов регуляции функций организма позволяет врачу-стоматологу обнаружить...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Задний и средний мозг образуют ствол головного мозга. Этот отдел цнс имеет как сегментарные (двигательные и парасимпатические ядра...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина \" физиология\" iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Практические навыки из физиологии нервной и гуморальной регуляции висцеральных функций организма
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы