Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию icon

Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию


Скачать 24.18 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Размер24.18 Kb.
ТипМетодические указания


КИЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УАНМ








“Утверждено"

на методическом совещании кафедры нормальной физиологии

Заведующий кафедры


профессор__________З.Д.СКРИПНЮК "______" _____________ в 2013 г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Учебная дисциплина

ФИЗИОЛОГИЯ”
Модуль № 1

^ “ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ВЫСШИЕ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ”

Содержательный модуль №6


Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций.

^ Тема практического занятия №15

Практические навыки из физиологии нервной и гуморальной регуляции висцеральных функций организма

Курс

2-й

Факультет

Стоматологический



Киев – 2013


1.Актуальность темы:


Тема практического занятия является обобщающей, потому что обеспечивает формирование алгоритмов, которые позволяют студенту обнаружить основные закономерности в регуляции висцеральных функций организма, а именно роль эндокринных желез в формирование процессов развития зубочелюстной системы детей и взрослых на протяжении всей их жизни, в поддержке параметров гомеостаза, а так же нейро - гуморальные механизмы регуляции приспособительных реакций организма при изменении внешней или внутренней среды, в том числе - специфической и неспецифической адаптации организма. Отмеченные механизмы регуляции висцеральных функций являются основой для профессиональной подготовки каждого врача-стоматолога.

2.Учебные цели:


  • Объяснять механизмы влияния автономной нервной системы на висцеральные функции организма

  • Анализировать изменения висцеральных функций при активации симпатиеской или парасимпатической нервной системы

  • Интерпретировать механизмы изменения висцеральных функций после блокады передачи информации в ганглионарных и нейроорганных синапсах автономной нервной системы

  • Анализировать регулируемые параметры и делать выводы о механизмах регуляции функций эндокринных желез

  • Делать выводы о состоянии физиологических функций организма, его систем и органов при изменении концентрации гормонов в организме.

  • Анализировать возрастные особенности функций организма, которые связаны с деятельностью эндокринных желез.

  • Анализировать регулируемые параметры и делать выводы о состоянии механизмов регуляции процессов линейного роста тела, физического, психического и полового развития при участии гормонов.

  • Анализировать регулируемые параметры, и делать выводы о состоянии механизмов регуляции постоянства внутренней среды при участии гормонов.

  • Объяснять механизмы регуляции неспецифической адаптации организма при участии гормонов

3.Базовый уровень подготовки


Студенты имеют навыки из предыдущих учебных дисциплин:

Названия предыдущих дисциплин

Получены навыки

Анатомия человека

Анализировать информацию о строении тела человека, систем, его составляющих, органов и тканей

Гистология, цитология, эмбриология

Интерпретировать микроскопическую и субмикроскопическую структуру клеток

Медицинская биология

^ Объяснять закономерности проявлений жизнедеятельности человеческого организма на молекулярно-биологическом и клеточном уровнях.

4.Задание для самостоятельной работы во время подготовки к практическому занятию

4.1.Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к практическому занятию

Термин

Определение


Контуры регуляции продукции и поддержания постоянства концентрации гормонов

Контуры регуляции при участии гипоталамо-гипофизарной системы, где регулируемыми параметрами является концентрация гормона.

Контуры регуляции параметров гомеостаза при участии гормонов

Контуры регуляции по отклонению, где регулируемыми параметрами являются параметры гомеостаза.

Лимбическая система или “ висцеральный мозг”

Это часть головного мозга, который составляет край коркового вещества вокруг ворот полушария большого мозга, и связанных с ней глубоких структур – миндалевидного тела, гиппокампа и перегородковых ядер.

4.2.Теоретические вопросы


    1. Роль автономной нервной системы в регуляции висцеральных функций

    2. Гуморальная регуляция висцеральных функций, механизмы действия гормонов на клетки мишени

    3. Роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций:
  • физического, психического и полового развития организма


  • параметров гомеостаза

  • адаптации организма к изменению внутренней или внешней среды (неспецифической адаптации)

4.3. Рисовать схема и объяснять строение и механизмы:


    1. рефлекторных дуг автономных рефлексов, которые обеспечивают регуляцию висцеральных функций;

    2. действия разных гормонов на клетки-мишени;

    3. контуры регуляции секреции гормонов

    4. контуры регуляции параметров гомеостаза.

5.Содержание темы


Нервная и гуморальная регуляция висцеральных функций осуществляется при участии лимбической системы или “висцерального мозга”.

Лимбическая система является одним из высших интегративных центров, который обеспечивает вместе с гипоталамусом регуляцию висцеральных функций, они являются неотъемлемой составляющей поведенческих реакций, их вегетативным компонентом, который сопровождает эмоциональное возбуждение и обеспечивает приспособительные реакции организма, в том числе при действии стрессовых факторов.

^ Лимбическая система - это часть головного мозга, которая составляет край коркового вещества вокруг ворот полушария большого мозга, и связанных с ней глубоких структур – миндалевидного тела, морского конька (гипокампа) и перегородковых ядер. Лимбическая кора есть филогенетически самой старой частью большого мозга.

Т
Рис.: Лимбичечкая система.

А. Расположение лимбической системы в виде кольца по краю неокортекса.

Б. Афферентные и эфферентные связи лимбической системы.
аким образом, в состав лимбической системы входят: структуры лимбической коры - морской конек – гиппокамп (амоннов рог, зубчатая извилина и основание гиппокампа), парагиппокамповая извилина, поясная извилина и филогенетически старые структуры обонятельного мозга (обонятельные луковицы, обонятельные холмики и кора над миндалиной), а также сюда можно отнести орбитофронтальную, островковую и частично височную кору. К подкорковым структурам лимбической системы принадлежат миндалины, септальные ядра, переднее таламическое ядро, а также предоптическая зона и маммилярные тела гипоталамуса.

На рисунке представлена структура и главные связи лимбической системы: свод соединяет гиппокамп с сосочковыми телами, а они - с передними ядрами таламуса. Аксоны передних ядер таламуса идут к коре поясной извилины, которая соединена с гиппокампом и замыкает цикл циркуляции эмоционального возбуждения

Одна из особенностей лимбической системы – не многочисленность ее связей с новой корой, хотя они есть, потому что новая кора корригирует эмоциональное возбуждение, но оно не может возникать или исчезать благодаря силе воли и является пролонгированным.

Раздражение отдельных участков лимбической системы вызывает вегетативные реакции, в частности, изменения кровяного давления и частоты дыхания. Эти реакции возникают в случае раздражения многих структур лимбической системы, потому маловероятным является наличие в ней отдельных центров, которые регулируют конкретные вегетативные реакции. Это единственная по функциям структура, которая обеспечивает висцеральный компонент поведенческих реакций, которые сопровождаются эмоциональным возбуждением.

Лимбическая система через гипоталамус обеспечивает регуляцию висцеральных функций при участии автономной нервной системы, а через гипоталамо-гипофизарную систему регулирует функции эндокринных желез, в том числе, реакции неспецифической адаптации организма к действию стрессовых факторов.

6. Материалы для самоконтроля

6.1. Дайте ответы на вопрос:


    1. Какие приспособительные реакции организма при действии стрессовых факторов обеспечивает симпатоадреналовая система?

    2. Какие гормоны принимают участие в неспецифической адаптации организма к действию стрессовых факторов?

    3. Какая роль висцеральных систем организма при действии стрессовых факторов?

    4. Какие отделы ЦНС обеспечивают координацию между соматическими и висцеральных висцеральными функциями организма?

    5. Какую роль играет циркуляция возбуждения в структурах лимбической системы?

6.2.Выберите правильный ответ:


1.В остром опыте на кроле перерезали на шее симпатические нервы, которые иннервируют сосуды уха, что привело к их расширению благодаря:

  1. активации парасимпатических нервов

  2. отсутствию действия симпатических нервов

  3. активации метасимпатической системы

  4. блокады мускариновых холинорецепторов

  5. активации никотиновых холинорецепторов

2.Женщина возрастом 25 лет на протяжении 6 месяцев принимала оральные контрацептивы (содержат половые гормоне), чтобы предотвратить беременность. Отметить, секреция каких гормонов гипофиза была угнетена:

  1. соматотропина

  2. соматомединов

  3. тиреотропина

  4. гонадотропинов

  5. вазопрессина

3.Жителям горных районов рекомендовано употреблять йодированную соль, чтобы предотвратить возникновение гипофункции:

  1. гипофиза

  2. щитовидной железы

  3. паращитовидных желез

  4. коры надпочечников

  5. мозгового вещества надпочечников

4.При анализе в моче обнаружили увеличение концентрации фосфатов и уменьшение концентрации ионов кальция. Отмеченное может свидетельствовать о выделении в кровь гормонов

  1. инсулина

  2. глюкагона

  3. альдостерона

  4. кортизола

  5. паратирина

5.У женщины 60 лет увеличились размеры кистей, стоп, языка, губ, надбровных дуг. Это может быть следствием увеличения секреции гормонов:

  1. тестостерона

  2. соматотропина

  3. тироксина

  4. кортизола

  5. адреналина

6.”Медвежья болезнь” (опорожнение кишок) возникает во время действия стрессовых факторов благодаря активации моторики кишок:

  1. парасимпатическими нервами

  2. симпатическими нервами

  3. адреналином

  4. альдостероном

  5. глюкагоном

7.Увеличение частоты и силы сокращения сердца при гиперфункции щитовидной железы является следствием увеличения в кардиомиоцитах:

  1. мускариновых холинорецепторов

  2. никотиновых холинорецепторов

  3. альфа-адренорецепторов

  4. бета1-адренорецепторов

  5. бета2-адренорецепторов

8.У девочки 15 лет обнаружили недостаточное развитие грудных желез, матки, сухость влагалища, что может быть следствием снижения продукции гормонов:

  1. соматотропина

  2. гонадотропина

  3. тестостерона

  4. соматомединов

  5. тироксина

9.Пигмеи имеют нормальное психическое и физическое развитие, но маленький рост, что является следствием недостатка:

  1. соматотропина

  2. инсулина

  3. инсулиноподобного фактора роста

  4. трийодтиронина

  5. паратирина

10.Путем нейросекреции попадает к гипофизу один из гормонов:

  1. меланостатин

  2. соматостатин

  3. вазопрессин

  4. эндорфин

  5. тиреолиберин



Литература

Основная


  1. Физиология человека (учебник для медвузов). Покровский В.М., Коротько Г.Ф., ред. М.: Медицина, 2003, 2005.

  2. Физиология. Под ред. В.Г.Шевчука. Пособие по физиологии.- Винница: Новая книга. 2005. – 576 с. (русский перевод практических работ кафедрой).

  3. Методические указания для самостоятельной работы студентов. Утверждены на методическом заседании кафедры. 2006

Дополнительная


  1. Textbook of medical physiology / Arthur C. Guyton, John E. Hall.,. 2000, 2006.

  2. Физиология человека: в 3-х томах. Перевод с английского. Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. – М: Мир, 1996



Похожие:

Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Практические навыки из физиологии нервной и гуморальной регуляции висцеральных функций организма
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Возбуждение – это процесс, который возникает на мембране возбудимой структуры при раздражении и сопровождается уменьшением ее мембранного...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Объяснять механизмы влияния автономной нервной системы на висцеральные функции организма
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
На протяжении 15 практических занятий студенты изучали материал 6 содержательных модулей в соответствии с конкретными целями каждого...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Исследование высшей нервной деятельности человека, типологических свойств нервной системы
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Исследование проведения возбуждения нервными волокнами и через нервно-мышечный синапс. Исследование потенциала действия целостных...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
На разных уровнях головного мозга эти сигналы фильтруются, обрабатываются и превращаются. Этот процесс завершается осознанными ощущениями,...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания к лабораторно-практическому занятию №3
Методические указания к лабораторно-практическому занятию №3 «Оценка освещенности рабочих мест». Ростов-на-Дону : Рост гос строит...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы