Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию icon

Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию


Скачать 19.97 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Размер19.97 Kb.
ТипМетодические указания

КИЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УАНМ








“Утверждено"

на методическом заседании кафедры нормальной физиологии

Заведующий кафедрой


профессор__________З.Д.СКРИПНЮК "______" _____________ 2013 г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Учебная дисциплина

ФИЗИОЛОГИЯ”
Модуль № 1

^ “ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ВЫСШИЕ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ”

Смысловой модуль №7





Тема практического занятия №16

Исследование сомато-сенсорної системы.

Курс

2-й

Факультет

Стоматологический



Киев - 2013


1.Актуальность темы :


Существование живого организма является невозможным без восприятия и обработки информации с внешней и внутренней среды. Оба этих процесса осуществляются на основе функционирования сенсорных систем. Сенсорные системы превращают адекватные раздражения в нервные импульсы и передают их в центральную нервную систему. На разных уровнях головного мозга эти сигналы фильтруются, обрабатываются и превращаются. Этот процесс завершается осознанными ощущениями, представлениями, узнаванием образов и тому подобное.

У человека соматосенсорный анализатор играет существенную роль в познании внешнего мира. Через рецепторы кожи человек получает представление о плотности и упругости тел, их поверхности (гладкость, шероховатость и др.), температуре и так далее. У ребенка первые представления о форме предметов, об их величине и пространственном соотношении развиваются на основе совместной деятельности нескольких анализаторов, к которым вместе с зрительным, двигательным и другими относится и тактильный. Не менее важное значение тактильного анализатора - это источник рефлекторных реакций, особенно защитных.

2.Учебные цели


  • Трактовать понятие сенсорных систем (анализаторов), общие принципы их структурной и функциональной организации.

  • Объяснять роль разных уровней организации сенсорных систем - рецепторного, спинально-ствольного, таламического и корковых отделов.

  • Анализировать механизмы формирования мышечно-суставной чувствительности.

  • Изображать схематически строение анализатора (по І.П.Павлову) и схему строения сомато-сенсорной системы.

  • Избирать адекватные методы исследования кожной чувствительности и анализировать результаты этих исследований.

3.Базовый уровень подготовки


Студенты имеют навыки с предыдущих учебных дисциплин:

Названия предыдущих дисциплин

Полученные навыки

Анатомия человека

Анализировать информацию о телосложении человека, системы, которые его составляют, органы и ткани

Гистология, цитология, эмбриология

Интерпретировать микроскопическую и субмикроскопическую структуру клеток

Медицинская и биологическая физика

Трактовать общие физические и биофизические закономерности, которые лежат в основе жизнедеятельности человека

Медицинская биология

Объяснять закономерности проявлений жизнедеятельности человеческого организма на молекулярно-биологическом и клеточном уровнях.

4.Задание для самостоятельной работы во время подготовки к практическому занятию

4.1. Теоретические вопросы


  1. Сенсорные системы, их строение и функции.

  2. Система кожно-мышечной чувствительности, ее строение и функции.

  3. Система температурной чувствительности, ее строение и функции.

  4. Физиологичные механизмы боли.

  5. Опиатная и неопиатная антиноцицептивные системы организма, их значения.

  6. Физиологичные механизмы обезболивания.



4.2.Практические работы

  1. Общий анализ кожной чувствительности (опыт Горовица).

  2. Исследование тактильной чувствительности кожи человека.

  3. Исследование холодовой и тепловой чувствительности кожи человека.

  4. Исследование болевой чувствительности кожи человека.

5.Содержание темы

Тема: Исследование соматосенсорной системы.

5.1.Структурно-логическая схема:




Сенсорная система - это система введения информации от рецепторов к ЦНС, ее обработка на разных уровнях организации, в том числе на уровне коры больших полушарий головного мозга, который приводит к формированию ощущений, образов внешней действительности.




5.2




1.Общий анализ кожной чувствительности (опыт Горовиця): в результатах описать, какие ощущения возникают при прикосновении щепотками пальцев к колбе с горячей водой (>45оС) В выводах определить возможные причины разной последовательности ощущений, нарисовать схемы ведущих путей специфических каналов передачи информации от тактильных, тепловых и ноцицепторов.




2. Исследование тактильной чувствительности кожи человека : при анализе результатов исследования оценить значительную плотность локализации тактильных рецепторов на коже пальцев и соматотопическую организацию соматосенсорной зоны коры, в частности поля S1, которое обеспечивает точную локализацию прикосновения.

Указывают виды тактильных рецепторов кожи, которые активируются в разных участках при прикосновении волосом Фрея, при контакте щепоток пальцев с поверхностью (воспользоваться таблицей).
Некоторые виды рецепторов кожи



А-свободные нервные окончания; Б - комплекс клетки Меркеля с нервной терминалью; В- тельце Мейсснера; Г - тельце Пачини; 1-нервная терминаль, 2 - вспомогательные клетки, 3 - миелиновые нервные волокна, 4 - капсула.


3.Исследование холодовой и тепловой чувствительности кожи человека : при анализе результатов обратить внимание на большую плотность холодовых рецепторов в сравнении с тепловыми и скорость передачи информации от них афферентными волокнами.

4.Исследование болевой чувствительности кожи человека : при анализе результатов исследования обратить внимание на два вида боли - быструю боль, медленную боль; выяснить, какой вид боли исследовали студенты. Сравнить два вида боли и определить их роль:



Ноцицептивная сенсорная система имеет:

1) ноцицепторы (рецепторы повреждения) являются свободными нервными окончаниями афферентных нейронов - это высокопороговые механо-, термо-, хеморецепторы, активация которых приводит к ощущению боли; порогами для разных видов ноцицепторов является : сила давления > 40 г/см2, температура > +45оС; температура < +15 оС; хемоноцицепторы активируются благодаря появлению химических веществ при повреждении клеток в межклеточном веществе - брадикинина, увеличение концентрации ионов калия, молочной кислоты, гистамина, серотонина, протеолитических ферментов и других анальгетиков;

2) существуют специальные ведущие пути -палеоспино-(тригемно-) таламические, которые проходят через неспецифические ядра таламуса;

3) ноцицептивная система непосредственно действует вместе с антиноцицептивной (анальгезирующей) системой, активация которой приводит к повышению порога ноцицептивной чувствительности.

Антиноцицептивная (анальгезирующая) система - это система, которая приводит к угнетению болевого ощущения благодаря увеличению порога к ноцицептивному стимулу.

Антиноцицептивная система имеет структурные функциональные компоненты на разных уровнях ЦНС, в том числе в спинном мозге и головном мозге:

1) комплекс угнетения афферентных ноцицептивных стимулов в задних рогах спинного мозга, благодаря пресинаптическому торможению;

2) большое ядро шва, которое расположено по средней линии между мостом и продолговатым мозгом; ретикулярное парагигантоклеточное ядро, которое расположено в боковом отделе продолговатого мозга; от этих ядер импульсы приходят заднебоковыми столбами к спинному мозгу, подавляя афферентные ноцицептивные сигналы;

3) центральное серое околоводопроводное вещество и перивентрикулярный участок среднего мозга и верхнего отдела моста, что окружают сильвиев водопровод и частично третий и четвертый желудочки; нейроны этих анальгезирующих ядер посылают импульсы к большому ядру шва и ретикулярному парагигантоклеточному ядру, которое приводит к угнетению афферентных ноцицептивных стимулов в задних рогах спинного мозга. В свою очередь, стимуляция выше расположенных структур мозга активирует перивентрикулярные ядра и и передньобоковой пучок гипоталамуса, который приводит к анальгезирующему эффекту.

Схема ноцицептивной системы (А) анальгезирующей системы головного и спинного мозга (Б), благодаря которой подавляются афферентные ноцицептивные стимулы в задних рогах спинного мозга под воздействием енкефалинергичных нейронов (пресинаптическое торможение).

Больше 35 лет тому назад было выявлено в эксперименте, что введение морфина в перивентрикулярные ядра или в центральное серое вещество вызывает анальгезирующий эффект. Открытие эндогенных опиатов и опиатных рецепторов в нейронах головного и спинного мозга позволило выявить механизмы действия опиатной анальгезирующей системы и других неопиатных анальгезирующих систем. Условно их можно классифицировать следующим образом:

В основе анальгезирующего эффекта при нажиме на определенные точки кожи (пресопункутура) или иглоукалывания (акупунктура) или действия электрической вибрации в отдельных точках а также отвлекающих средств (перцев пластырь, горчичники) есть активация антиноцицептивной системы.

Литература

Основная


  1. Физиология человека (учебник для медвузов). Покровский В.М., Коротько Г.Ф., ред. М.: Медицина, 2003, 2005.

  2. Физиология. Под ред. В.Г.Шевчука. Пособие по физиологии.- Винница: Новая книга. 2005. – 576 с. (русский перевод практических работ кафедрой).

  3. Методические указания для самостоятельной работы студентов. Утверждены на методическом заседании кафедры. 2013

Дополнительная


  1. Textbook of medical physiology / Arthur C. Guyton, John E. Hall.,. 2000, 2006.

  2. Физиология человека: в 3-х томах. Перевод с английского. Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. – М: Мир, 1996

Похожие:

Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Практические навыки из физиологии нервной и гуморальной регуляции висцеральных функций организма
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Возбуждение – это процесс, который возникает на мембране возбудимой структуры при раздражении и сопровождается уменьшением ее мембранного...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Объяснять механизмы влияния автономной нервной системы на висцеральные функции организма
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
На протяжении 15 практических занятий студенты изучали материал 6 содержательных модулей в соответствии с конкретными целями каждого...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Исследование высшей нервной деятельности человека, типологических свойств нервной системы
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Исследование проведения возбуждения нервными волокнами и через нервно-мышечный синапс. Исследование потенциала действия целостных...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
На разных уровнях головного мозга эти сигналы фильтруются, обрабатываются и превращаются. Этот процесс завершается осознанными ощущениями,...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания к лабораторно-практическому занятию №3
Методические указания к лабораторно-практическому занятию №3 «Оценка освещенности рабочих мест». Ростов-на-Дону : Рост гос строит...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы