Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию icon

Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию


Скачать 40.93 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Размер40.93 Kb.
ТипМетодические указания

КИЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УАНМ








“Утверждено"

на методическом заседании кафедры нормальной физиологии

Заведующий кафедрой


профессор__________З.Д.СКРИПНЮК "______" _____________ 2013 г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Учебная дисциплина

ФИЗИОЛОГИЯ”
Модуль № 1

“ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ВЫСШИЕ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ”
^

Содержательные модули №1-9





Тема контрольного занятия №20

Контроль усвоения модуля №1 «Общая физиология и высшие интегративные функции»

Курс

2-й

Факультет

Стоматологический



Киев – 2013


На протяжении 15 практических занятий студенты изучали материал 6 содержательных модулей в соответствии с конкретными целями каждого из них:

  1. Введение в физиологию.

  2. Физиология возбудимых структур.

  3. Нервная регуляция функций организма.

  4. Роль центральной нервной системы (ЦНС) в регуляции двигательных функций.

  5. Роль автономной нервной системы в регуляции висцеральных функций.

  6. Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций.

  7. Сенсорные системы

  8. Физиологические основы поведения

  9. Высшая нервная деятельность человека



Номер модуля, количество учебных часов / количество кредитов ЕСТS

Количество содержательных модулей, их номера

Количество практических занятий

Конвертация в баллы традиционных оценок

Минимальное количество баллов*

Традиционные оценки

Баллы при выполнении индивидуальных заданий как виде СРС

5”

4”

3”

2”

Модуль 1

120/4,0

9

(№1-9)

19

6

5

4

0

-

76



Две темы не входили в состав аудиторных занятий, и студенты изучали их самостоятельно в соответствии с методическими указаниями, контроль усвоения этих тем осуществляется во время итогового модульного контроля:





История развития физиологии в ХІХ веке

1 час

Итоговый модульный контроль




Вклад работ И.М.Сеченова, И.П.Павлова, П.К.Анохина, П.Г.Костюка в развитие мировой физиологии. Украинская физиологическая школа

1 час

-“-
^

Учебные цели


Контроль усвоения модуля №1 «Общая физиология и высшие интегративные функции» соответственно с конкретными целями содержательных модулей №1-9 позволяет оценить успеваемость студентов по реализации некоторых конечных целей дисциплины

  • ^ Анализировать регулируемые параметры и делать выводы о механизмах нервной и гуморальной регуляции физиологичных функций организма и его систем (в частности, двигательных и висцеральных функций в организме).

  • Интерпретировать механизмы и закономерности функционирования возбудимых структур организма.

  • Объяснять физиологичные основы методов исследования функций организма

  • Анализировать возрастные особенности функций организма и их регуляцию (в частности, роль гормонов в регуляции психического, физического и полового развития).

  • Анализировать состояние сенсорных процессов в обеспечении жизнедеятельности человека.

  • Объяснять физиологические основы методов исследования функций организма.

  • Объяснять механизмы интегративной деятельности организма.
^

3.Базовый уровень подготовки


Студенты имеют навыки из предыдущих учебных дисциплин:

Названия предыдущих дисциплин

Получены навыки

Анатомия человека

Анализировать информацию о строении тела человека, систем, его составляющих, органов и тканей

Гистология, цитология, эмбриология

Интерпретировать микроскопическую и субмикроскопическую структуру клеток

Медицинская биология

Объяснять закономерности проявлений жизнедеятельности человеческого организма на молекулярно-биологическом и клеточном уровнях.
^

4.Задание для самостоятельной работы во время подготовки к итоговому модульному контролю


4.1.Перечень теоретических вопросов к итоговому модульному контролю.
^

Содержательный модуль 1: Введение в физиологию


  1. Физиология как наука. Понятие о функциях. Методы физиологичных исследований.

  2. Становление и развитие физиологии в ХІХ веке.

  3. Вклад работ И.М.Сеченова, И.П.Павлова, П.К.Анохина, П.Г.Костюка в развитие мировой физиологии.

  4. Украинская физиологичная школа.
Содержательный модуль 2: Общая физиология возбудимых структур

  1. Потенциал покоя, механизмы происхождения, его параметры, физиологическая роль.

  2. Потенциал действия, механизмы происхождения, его параметры, физиологическая роль.

  3. Возбудимость. Критический уровень деполяризации, порог деполяризации клеточной мембраны.

  4. Изменения возбудимости клетки при развитии одиночного потенциала действия.

  5. Значение параметров электрических стимулов для возникновения возбуждения.

  6. Механизмы проведения возбуждения нервными волокнами.

  7. Закономерности проведения возбуждения нервными волокнами.

  8. Механизмы передачи возбуждения через нервно-мышечный синапс.

  9. Сопряжение возбуждения и сокращение. Механизмы сокращения и расслабления скелетных мышц

  10. Типы мышечных сокращений: одиночные и тетанические; изотонические и изометрические.

Содержательный модуль 3: Нервная регуляция функций организма

  1. Биологическая регуляция, ее виды и значения для организма. Контуры биологической регуляции. Роль обратной связи в регуляции.

  2. Понятие о рефлексе. Строение рефлекторной дуги и функции ее звеньев.

  3. Рецепторы, их классификация, механизмы возбуждения.

  4. Проприорецепторы, их виды, функции. Строение и функции мышечных веретен.

  5. Механизмы и закономерности передачи возбуждения в центральных синапсах.

  6. Виды центрального торможения. Механизмы развития пресинаптического и постсинаптического торможения.

  7. Суммация возбуждения и торможения нейронами ЦНС.

Содержательный модуль 4: Роль ЦНС в регуляции двигательных функций

  1. Двигательные рефлексы спинного мозга, их рефлекторные дуги, физиологическое значение.

  2. Проводниковая функция спинного мозга. Зависимость спинальных рефлексов от деятельности центров головного мозга. Спинальный шок.

  3. Двигательные рефлексы заднего мозга, децеребрационная ригидность.

  4. Двигательные рефлексы среднего мозга, их физиологичное значение.

  5. Мозжечок, его функции, симптомы поражения.

  6. Таламус, его функции.

  7. Лимбическая система, гипоталамус, их функции.

  8. Базальные ядра, их функции, симптомы поражения.

  9. Сенсорные, ассоциативные и двигательные зоны коры головного мозга, их функции.

  10. Взаимодействия разных уровней ЦНС в регуляции двигательных функций. Локомоции, их регуляция. Функциональная структура произвольных движений. Возрастные изменения двигательных функций.

Содержательный модуль 5: Роль автономной нервной системы в регуляции висцеральных функций

  1. Общий план строения автономной нервной системы. Автономные рефлексы, их рефлекторные дуги.

  2. Синапсы автономной нервной системы, их медиаторы, циторецепторы и блокаторы передачи возбуждения в синапсах.

  3. Влияние симпатической нервной системы на висцеральные функции.

  4. Влияние парасимпатической нервной системы на висцеральные функции.

  5. Роль метасимпатической системы в регуляции висцеральные функций

  6. Единство симпатической и парасимпатической систем в регуляции функций.

Содержательный модуль 6. Гуморальная регуляция висцеральных функций и роль эндокринных желез в регуляции

  1. Гуморальная регуляция, ее отличия от нервной. Характеристика факторов гуморальной регуляции.

  2. Свойства гормонов, их основные влияния. Механизм действия гормонов на клетки-мишени.

  3. Контур гуморальной регуляции. Регуляция секреции гормонов эндокринными железами.

  4. Роль гипоталамо-гипофизарной системы в регуляции функций эндокринных желез.

  5. Роль соматотропина (СТГ), тироксина и трийодтиронина, инсулина в регуляции линейного роста тела, процессов физического, психического развития организма.

  6. Роль кальцитонина, паратгормона, кальцитриола в регуляции постоянства концентрации ионов кальция и фосфатов в крови.

  7. Роль гормонов поджелудочной железы в регуляции функций организма.

  8. Роль гормонов щитовидной железы (Т3, Т4) в регуляции функций организма.

  9. Физиология женской половой системы, ее функции, роль половых гормонов.

  10. Физиология мужской половой системы, роль половых гормонов.

  11. Общее представление о неспецифической адаптации организма к стрессовой ситуации. Роль гормонов в неспецифической адаптации.

  12. Роль симпатоадреналовой системы в регуляции неспецифической адаптации организма к стрессовой ситуации.

  13. Роль гипофизарно-надпочечниковой системы в регуляции неспецифической адаптации организма к стрессовой ситуации. Основные влияния глюкокортикоидов и минералокортикоидов на организм.

Содержательный модуль 7. Сенсорные системы

  1. Сенсорные системы, их строение и функции.

  2. Вкусовая сенсорная система, ее строение, функции, методы исследования.

  3. Обонятельная сенсорная система, ее строение и функции.

  4. Соматосенсорная система, ее строение и функции.

  5. Физиологические механизмы боли.

  6. Опиатная и неопиатная антиноцицептивные системы организма, их значения.

  7. Физиологические механизмы обезболивания.

  8. Слуховая сенсорная система, ее строение и функции.

  9. Функции внешнего и среднего уха. Внутреннее ухо, частотный анализ звуковых сигналов.

  10. Зрительная сенсорная система, ее строение и функции.

  11. Основные зрительные функции и методы их исследования.

Содержательный модуль 8. Физиологические основы поведения

  1. Биологические формы поведения. Врожденные формы поведения. Инстинкты, их физиологическая роль.

  2. Приобретенные формы поведения. Условия образования и сохранения условных рефлексов, их отличия от безусловных.

  3. Память, виды и механизмы образования.

  4. Потребности и мотивации, их роль в формировании поведения.

  5. Эмоции, механизмы формирования, биологическая роль.

Содержательный модуль 9. Высшая нервная деятельность человека

    1. Функции новой коры головного мозга и высшая нервная деятельность человека.

    2. Биологическая и информационная теории эмоций, их роль в формировании поведения.

    3. Функциональная асимметрия коры больших полушарий головного мозга, его интегративная функция.

    4. Речь, ее функции, физиологичные основы формирования

    5. Мышление. Развитие абстрактного мышления у человека. Роль мозговых структур в процессе мышления.

    6. Типы высшей нервной деятельности человека. Темпераменты и характер.

    7. Возрастные аспекты высшей нервной деятельности у человека.


4.2. Перечень практических заданий и работ к итоговому модульному контролю.
  1. ^

    Осуществлять расчеты параметров функций и графически отображать процессы, которые происходят в возбудимых структурах.

  2. Рисовать схемы и объяснять строение и механизмы:

    1. контуров биологической регуляции, рефлекторных дуг двигательных рефлексов;

    2. ^

      развития процессов возбуждения и торможения в ЦНС, процессов их суммации и координации рефлексов;

    3. рефлекторных дуг двигательных рефлексов на всех уровнях ЦНС и проводящих путей, которые обеспечивают взаимодействие разных уровней ЦНС;

    4. ^

      рефлекторных дуг автономных рефлексов, которые обеспечивают регуляцию висцеральных функций;

    5. действия разных гормонов на клетки-мишени и регуляции их секреции, контуров регуляции висцеральных функций при участии гормонов.


  3. Оценивать состояние сенсорных систем по показателям исследования их функций.

  4. Рисовать схемы строения специфических каналов передачи информации в сенсорных системах и объяснять механизмы формирования соответствующих ощущений и образов внешней действительности.
  5. ^

    Рисовать схемы, которые объясняют формирование биологических форм поведения, и трактовать механизмы каждого из его этапов, роли эмоций в поведении.

  6. Оценивать и трактовать результаты исследований, которые характеризуют типы ВНД человека.

  7. ^

    Оценить состояние организма при физической нагрузке по показателям функций.

5.Регламент проведения итогового модульного контроля


Итоговый модульный контроль осуществляется по завершению изучения модуля на контрольном занятии. До итогового модульного контроля допускаются студенты, которые выполнили все виды учебных заданий, предусмотренные учебной программой, и при изучении модуля набрали за текущую учебную деятельность количество баллов, не меньше 76.

^ Максимальное количество баллов, которое может набрать студент по результатам итогового модульного контроля, – 80, минимальное количество баллов – 50.

Контроль теоретической и практической подготовки студента во время итогового модульного контроля осуществляется по такому регламенту:

1) Проведение компьютерного тестового контроля (на протяжении 60 минут: выполнение 6^ 0 тестовых заданий выборочного типа с одним правильным ответом).

2) В течение оставшегося времени контрольного занятия студентом осуществляется решение ситуационных задач, рисование графиков, схем, контуров регуляции, других интегрированных заданий, при осуществлении чего они должны анализировать и интерпретировать данные, представленные в задании, и правильно сделать обоснованные выводы.

^ Студентам предлагается выполнить 5 интегрированных ситуационных заданий, выполнение которых позволяет оценить успешное усвоение модуля

Проверка выполнения учебных заданий осуществляется преподавателем во время контрольного занятия по мере их выполнения студентом.

Задания должны быть стандартизированы и направлены на контроль достижения конечных целей студентом во время изучения модуля. Задания утверждены заведующим кафедрой.

^ Критерии оценивания:

Комплексное количество баллов, которое студент набирает по результатам итогового модульного контроля, имеет такие составляющие:

1) По результатам компьютерного тестового контроля студент получает:

40 баллов - если он дал правильные ответы не меньше, чем на 80%

^ 30 баллов – если он дал правильные ответы не меньше, чем на 70%

20 баллов – если он дал правильный ответ не меньше, чем на 60%.

2) При выполнении запланированных заданий - решение ситуационных задач, рисование графиков, схем, контуров регуляции, других интегрированных заданий студент получает:

40 баллов – если студент дал правильные ответы не меньше, чем на 80% ситуационных задач и других интегрированных заданий, сумел анализировать и интерпретировать представленную ситуацию и сделать аргументированные выводы;

30 баллов – если студент дал правильные ответы не меньше, чем на 70% ситуационных задач и других интегрированных заданий, сумел анализировать и интерпретировать представленную ситуацию и сделать аргументированные выводы;

20 баллов – если студент дал правильные ответы не меньше, чем на 60% ситуационных задач и других интегрированных заданий, сумел анализировать и интерпретировать представленную ситуацию и сделать аргументированные выводы;

10 баллов - если студент дал правильные ответы не меньше, чем на 50% ситуационных задач и других интегрированных заданий, сумел анализировать и интерпретировать представленную ситуацию и сделать аргументированные выводы;

0 баллов - если студент не выполнил все запланированные ситуационные задачи и другие интегрированные задания, не сумел анализировать и интерпретировать представленную ситуацию и сделать аргументированные выводы;

Преподаватель, который по поручению заведующего кафедрой осуществляет проведение итогового модульного контроля, должен оценить и определить: 1) сколько баллов набрал студент при решении ситуационных задач и других интегрированных заданий, 2) сколько баллов набрал студент по результатам компьютерного тестового контроля (данные компьютера) и 3) суммарное количество баллов по результатам итогового модульного контроля. Об этом преподаватель должен сообщить студентам в конце контрольного занятия, записать количество баллов в тетради студента, где выполнялись задания, и в журнале успеваемости. Поставить свою подпись и дату проведения итогового модульного контроля.


Пример билета для решения ситуационных задач и других интегрированных заданий:

“Утверждаю”

Заведующий кафедрой

нормальной физиологии

___________проф..В.Г.Шевчук

“_____”___________2006
^

Итоговый модульный контроль


Модуль 1.” Общая физиология”.

БИЛЕТ №1.

1. Человек поскользнулся и теряет равновесие так, что его голова и туловище наклоняются в правую сторону, при этом рефлекторно с правой стороны увеличивается тонус мышц разгибателей, что позволяет возобновить позу равновесия. Дайте ответы:

  1. раздражение каких рецепторов возникло при изменении положения головы в пространстве;

  2. где находится локальный нервный центр двигательного тонического рефлекса, благодаря которому состоялось возобновление позы равновесия;

  3. назовите и нарисуйте схему нисходящих проводящих путей от нервного центра к мотонейронам мышц - разгибателей туловища и конечностей, тонус которых увеличивается, и одновременно отметьте на схеме, как изменяется тонус мышц-антагонистов;

  4. какое название имеет отмеченный тонический двигательный рефлекс.

2.Удар молоточком по сухожилию трехглавой мышцы плеча привел к рефлекторному разгибанию предплечья в локтевом суставе. Дайте ответы:

  1. назовите вид рефлекса;

  2. при раздражении каких проприорецепторов возникает этот рефлекс;

  3. где находится локальный нервный центр этого рефлекса;

  4. нарисуйте схему рефлекторной дуги рефлекса.

3.В эксперименте на наркотизированной лягушке постукивание пинцетом по животу приводит к рефлекторному уменьшению частоты сокращения сердца благодаря раздражению висцерорецепторов, информация от которых передается в ЦНС. Дайте ответы:

  1. где находится локальный нервный центр этого рефлекса

  2. нарисуйте схему рефлекторной дуги этого рефлекса;

  3. назовите медиаторы и циторецепторы в ганглионарном и нервно-органном синапсах.

  4. почему в боксе запрещен удар в живот ниже пояса.

4.У женщины в период менопаузы обнаружили уменьшение плотности костной ткани (деминерализацию), благодаря чему она зимой имела перелом лучевой кости. Исследование крови показало, что концентрация ионов кальция в крови уменьшена. Дайте ответы:

  1. какие гормоны выделяются в кровь при уменьшении концентрации ионов кальция в крови

  2. где они образуются;

  3. почему происходит деминерализация кости;

  4. нарисуйте схему контура регуляции выделения гормонов при уменьшении концентрации ионов кальция

  5. назовите, что является регулируемым параметром в контуре регуляции выделения этих гормонов.

5.Действие гормона адреналина на изолированных гладких мышцах сосудов приводит к увеличению силы их сокращения. Дайте ответы:

  1. какие механизм действия адреналина на клетки-мишени гладких мышц системных сосудов;

  2. как это можно проверить в эксперименте;

  3. нарисуйте схему, которая объясняет механизм действия адреналина на клетки-мишени гладких мышц кровеносных сосудов;

  4. назовите возможные механизмы увеличения силы сокращения гладких мышц сосудов при действии адреналина.

Литература

Основная


  1. Физиология человека (учебник для медвузов). Покровский В.М., Коротько Г.Ф., ред. М.: Медицина, 2003, 2005.

  2. Методические указания для самостоятельной работы студентов. Утверждены на методическом заседании кафедры. 2006

Дополнительная


  1. Textbook of medical physiology / Arthur C. Guyton, John E. Hall.,. 2000, 2006.Физиология человека: в 3-х томах. Перевод с английского. Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. – М: Мир, 1996.




Похожие:

Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Практические навыки из физиологии нервной и гуморальной регуляции висцеральных функций организма
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Возбуждение – это процесс, который возникает на мембране возбудимой структуры при раздражении и сопровождается уменьшением ее мембранного...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Объяснять механизмы влияния автономной нервной системы на висцеральные функции организма
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
На протяжении 15 практических занятий студенты изучали материал 6 содержательных модулей в соответствии с конкретными целями каждого...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Исследование высшей нервной деятельности человека, типологических свойств нервной системы
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Исследование проведения возбуждения нервными волокнами и через нервно-мышечный синапс. Исследование потенциала действия целостных...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
На разных уровнях головного мозга эти сигналы фильтруются, обрабатываются и превращаются. Этот процесс завершается осознанными ощущениями,...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания к лабораторно-практическому занятию №3
Методические указания к лабораторно-практическому занятию №3 «Оценка освещенности рабочих мест». Ростов-на-Дону : Рост гос строит...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы