Методические указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ icon

Методические указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ


Скачать 188.17 Kb.
НазваниеМетодические указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ
страница1/4
Размер188.17 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

Муромский институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет»


МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО


Методические указания к семинарским занятиям

для студентов образовательных программ

030501.65, 030500.62 Юриспруденция

Часть 1.


Составитель:

Н.Н. Федосеева


Муром

2010

УДК 341.01(075)

ББК 67.412.1


М53

Рецензент


Кандидат философских наук,

зав. кафедрой государственных и международно-правовых дисциплин

Муромского института (филиала)

Владимирского государственного университета

Каткова Л. В.


М53 Международное право. Метод. указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ 030501.65, 030500.62 Юриспруденция в 2-х частях. Часть 1. / сост.: Н.Н. Федосеева. – Муром: Изд.- полиграфический центр МИ ВлГУ, 2010. – 56 с.

Содержат необходимые для студентов сведения по подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Международное право». Приведены планы семинаров, вопросы для обсуждения, практические задания и задачи. Кроме того, указан список рекомендуемых международных и национальных нормативных правовых актов, а также научных изданий, необходимых для выполнения заданий и задач.




УДК 341.01(075)

ББК 67.412.1




^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Международное право представляет особую систему права, состоящую из совокупности международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих публичные отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государство-подобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц в целях подержания всеобщего мира и достижения сотрудничества.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция», международное право является общепрофессиональной дисциплиной. Целью изучения курса международного права является овладение студентами теоретическими знаниями международно-правового регулирования отношений между различными субъектами мирового сообщества.

В соответствии с учебным планом перед студентами, изучающими этот курс, ставятся следующие основные задачи:

- выделение из всего спектра международных отношений той их совокупности, которые являются объектом и предметом правового регулирования международным публичным правом, поскольку наряду с ним имеет место международное частное право, регулирующее особую сферу общественных отношений, именуемых как гражданско-правовые при наличии в них так называемого иностранного элемента;

- усвоение особенностей международного права, которое следует рассматривать как: а) особую систему юридических принципов и норм, посредством которых обеспечивается правовое регулирование всего многообразия международных отношений, имеющих официальный характер; б) науку, представляющую собой систему обобщенных представлений и знаний о международных отношениях и необходимости их правового регулирования; в) учебную дисциплину, преподаваемую в высших учебных заведениях, готовящих специалистов в области правоведения, внешней политики и международных отношений, дипломатии, регионоведения, геополитики;

- изучение основных понятий и категорий, отраслей и институтов, принципов и норм международного права. При этом важно научиться выделять среди них те, что имеют прикладное значение, т.е. знание которых может быть непосредственно использовано студентами в их будущей практической деятельности;

- приобретение устойчивых навыков работы с международными договорами и другими международно-правовыми актами, являющихся источниками международного права, а также умения толковать и использовать их применительно к конкретным ситуациям международной жизни.

Для усвоения основных теоретических положений международного права и международных правовых, а также для выработки умений применения в практической деятельности полученных знаний и норм для решения конкретных задач в сфере международных публичных отношений государственным образовательным стандартом по специальности «Юриспруденция» при изучении дисциплины «Международное право» предусматривается проведение семинарских занятий.

Настоящие методические указания состоят из двух частей. Первая часть состоит из восьми разделов, вторая – из девяти, соответствующих темам семинарских занятий по международному праву у студентов четвертого курса в восьмом учебном семестре. Каждый раздел содержит наименование темы занятия, план семинарского занятия по данной теме, контрольные вопросы для обсуждения, специальные термины по теме, практические задания и задачи.

Изучение теоретического материала целесообразно проводить по опорным пунктам плана занятия, по ним же студентам следует готовить и выступления с докладами. Затем рекомендуется приступить к ответам на контрольные вопросы для проверки усвоения учебного материала. При решении практических заданий и студенты должны руководствоваться правовыми актами и научной литературой, перечень которых приводится в каждом разделе настоящих методических указаний. Студенты должны определить юридическое значение фактических обстоятельств, упомянутых в задаче и после этого дать ответы на вопросы задачи. Ответы обязательно должны быть обоснованы ссылками на конкретные международные и национальные правовые нормы. Прежде чем приступать к выполнению контрольных вопросов и заданий необходимо изучить рекомендуемую литературу.

Основная учебная литература по всем темам


  1. Бирюков П.Н. Международное право. Учебное пособие. М., 1998.

  2. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 1996.

  3. Лукашук И.М. Международное право. Особенная часть. М., 1997.

  4. Международное право / Под ред. Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова. М., 1999.

  5. Международное право / Под ред. Г.В. Игнатенко. М., 1999.

  6. Международное право / Под ред. К.А. Бекяшева. М., 1998.

  7. Международное право. Словарь-справочник / Под ред. В.Н. Трофимова. М., 1997.

  8. Международное публичное право. Сборник документов / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. В 2 т. М., 1996

  9. Международное право. Учебник для ВУЗов / под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко. – 3-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2008.

  10. Каламкарян Р.А. Международное право: учебник / Р.А. Каламкарян, Ю.А. Мигачев. – М.: Эксмо, 2004

  11. Международное публичное право. Учебник / под ред. К.А. Бекяшева. – 2-е изд, перераб., доп. – М.: Проспект, 2003.

  12. Ильин Ю.Д. Международное публичное право: лекции. М.: Юрист, 2004

  13. Практикум по международному праву / Под ред. Г.В. Игнатенко, С.Ю. Марочкина, О.И. Тиунова. – М. Норма, 2002

  14. Международное право: методические указания по выполнению контрольных работ / Сост. Н.Н. Федосеева. – Муром: ИНЦ МИ ВлГУ, 2008

^ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Тема: «Международное право как особая система юридических норм. Взаимодействие международного и внутригосударственного права»

План занятия

  1. Концепция правопонимания: теория монизма и теория дуализма.

  2. Понятие международного права как особой правовой системы, его основные черты и особенности.

  3. Соотношение (сходства, различия, взаимодействие) международного публичного и международного частного права.

  4. Соотношение (сходства, различия, взаимодействие) международного и внутригосударственного права.

  5. Система международного права, его отрасли и институты. Эволюция системы международного права.

  6. Роль и функции международного права.

Литература

Правовые акты:

  1. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г.

  2. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Подписан в г. Хельсинки 01.08.1975)

  3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года

  4. Статут Международного Суда ООН

  5. Парижская хартия для повой Европы 1990 г.

  6. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945)

  7. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.

  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»

Научная литература:

  1. Даниленко, Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда // Государство и право, - 1995, - № 11.

  2. Каширкина, А.А. Доктринальные подходы к соотношению международно-правовых и национальных норм // Журнал российского права, – 2009, - № 6.

  3. Малюшин, А.А. Проблемы взаимодействия внутригосу-дарственного и международного прецедентного права // Международное публичное и частное право, - 2008, - № 5.

  4. Ралько, В.В. Международное право: традиционные и актуальные подходы к формированию межгосударственной системы права // Международное публичное и частное право, - 2009, - № 3.

  5. Фархутдинов, И.З. Международное право: молодое и вечное // Право и политика, - 2006, - № 7.

  6. Тихомиров, Ю.А. Международные договоры Российской Федерации и российское законодательство // Законодательство и экономика, - 1998, - № 12.

Специальные термины

Теория дуализма, теория монизма, геополитика, международное сообщество, международное публичное право, международное частное право, международный правопорядок, норма международного права, отрасль международного права, система международного права, jus cogent (императивные нормы международного права), универсальное международное право; региональное международное право, общее международное право, европейское международное право.

Контрольные вопросы

1. Какие отношения регулируются международным правом?

2. Какие факторы международной жизни оказывают влияние на развитие современного международного права?

3. Что понимается под международным сообществом? Какие образования являются субъектами международного сообщества?

4. В чем специфика международно-правового метода регулирования?

5. Приведите примеры взаимного влияния и согласования международного права и внутригосударственного права.

6. Что понимается под институциональными и договорными формами международного сотрудничества?

7. Какие методы изучения международно-правовых явлений существуют?

8. Как соотносятся международное право и дипломатия? Международное право и сравнительное правоведение?

9. Как соотносятся международное право и геополитика?

10. В чем проявляется единство и дифференциация системы международного права?

11. Какие отрасли международного права являются новыми, а какие возникли достаточно давно?

12. Какие отрасли и институты образуют Общую часть международного права, а какие - Особенную часть международного права?

13. Может ли международное право регулировать внутригосударственные отношения? Приведите примеры.

14. Может ли внутригосударственное право регулировать международные отношения? Приведите примеры.

Задания

1. Приведите примеры международных общественных отношений, регулируемых: международным нравом; моралью; международным частным правом.

2. Выделите основные тенденции развития современного международного права.

3. Приведите пример международного правоотношения. Выделите и опишите его структуру (юридический факт, субъекты, объект, содержание).

4. Международное право это –

а) право, регулирующее отношения между государствами и иные, связанные с ними отношения;

б) право, применяемое к государствам в их взаимных отношениях и к индивидам в их отношениях с государством;

в) право, регулирующее отношения между субъектами международного права;

г) право, применимое к субъектам международного сообщества, т.е. к государствам, международным организациям и, в исключительных случаях, к индивидам;

д) совокупность норм внутригосударственного права, регулирующих участие Российской Федерации в международных отношениях.

Какое из этих определений более правильное? Оцените каждое определение.

5. Государства соблюдают нормы международного права, так как они:

- боятся международной ответственности;

- привыкли делать это;

- уважительно относятся к мировому общественному мнению, которое требует соблюдения норм международного права;

- считают, что это соответствует их интересам;

- осознают ценность норм международного права;

- желают, чтобы их международная политика соответствовала общепринятому стандарту.

Сформулируйте ваше мнение по данному вопросу.

6. Верны ли следующие утверждения:

международное право - это право, создаваемое государствами;

международное право - это право, создаваемое для государств;

международное право - это право, создаваемое в результате соглашения государств?

Дайте оценку каждому утверждению.

7. Государственный секретарь США (1973-1977) Г. Киссинджер отмечал, что американская доктрина внешней политики эволюционировала па протяжении двух столетий от идей изоляционизма («США должны идти своим путем и не вмешиваться во внутреннюю политику европейских государств») к идеям мессианства («США должны нести миру идеалы демократии»). Как вы относитесь к этим идеям? Есть ли сегодня необходимость в формировании основного принципа внешней политики России? Где этот принцип должен быть закреплен? Каково должно быть его содержание?

8. Одна из наиболее оригинальных концепций международного права была разработана проф. Йельского университета М. Макдугалом. Он писал: «Международное право в абстрактном представлении наиболее адекватно определяется как сочетание двух форм силы - формальной власти, связанной с эффективным контролем, и потока решений, в котором общественные предписания формулируются, предъявляются и фактически применяются в целях осуществления политики сообщества». Что хотел сказать американский ученый? Как вы относитесь к этому определению? Насколько оно соответствует реальному положению вещей?

9. Известный русский ученый проф. Н.М. Коркунов определяет международное право как учение о форме охраны юридических отношений совместной деятельностью нескольких государственных властей. В чем особенности этого определения? Согласны ли вы с автором?

10. Какими - частноправовыми или публично-правовыми являются отношения, возникающие в связи с заключением договора между Российской Федерацией и Германией о проведении выставки? Отношения, возникающие в связи с заключением договора между Бурятией и Монголией о строительстве моста через реку, по которой проходит Государственная граница РФ? Отношения между Российской Федерацией и Международным валютным фондом, связанные с получением РФ кредита?

11. Международного права не существует, поскольку: нет международной законодательной власти; отсутствует эффективный международный суд; нормы международного права часто нарушаются; отсутствуют международные принудительные механизмы; отсутствуют нормы, единые для всех субъектов международного права. Согласны ли вы с этими аргументами? Если нет, то почему?


^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Тема: «Становление и развитие международного права»

План занятия

1. Подходы к периодизации международного права.

2. Возникновение международного права. Первые международные договоры и дипломатические связи в Двуречье, государств древности - Египта, Индии, Китая, Греции, Рима.

3. Становление институтов международного нрава в Европе в условиях феодальных отношений. Роль церкви.

4. Международное право в практике Киевской Руси и Московского государства.

5. Формирование буржуазных принципов и институтов международного нрава. Значение Вестфальского мира 1648 г.

6. Великая французская революция и международное право.

7. Конгрессы, конференции, договоры XIX в. - начала XX в. Международное право «цивилизованных пародов».

8. Первая мировая война и ее значение для развития международного нрава. Лига Наций.

9. Вторая мировая война и ее значение для развития международного права. Становление системы ООН.

10. История пауки международного права. Современная наука международного нрава. Наука международного права в России.

Литература

Правовые акты

  1. Резолюция 44/23 Генеральной Ассамблеи ООН «Десятилетие международного права Организации Объединенных Наций» (Принята 17 ноября 1989 г.)

  2. Резолюция 47/32 Генеральной Ассамблеи ООН «Десятилетие международного права Организации Объединенных Наций» (Принята 25 ноября 1992 г.)

  3. Декларация об установлении нового международного экономического порядка" (Принята 01.05.1974 Резолюцией 3201 (S-VI) на 2229-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)

  4. Конвенция о мирном решении международных столкновений (принята 18 октября 1907 г. в Гааге)

  5. Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики" (Пакт Бриана - Келлога) (Подписан в г. Париже 27.08.1928)

  6. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Подписан в г. Хельсинки 01.08.1975)

  7. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945)

Научная литература:

  1. Амплеева, Е.Е. Периодизация и некоторые проблемы становления понятийного аппарата международного права // История государства и права, - 2009, - № 1.

  2. Баскин Ю.А., Фельдман Д.И. История международного права. - М., - 1990.

  3. Буткевич, О.В. Международное право Древнего Египта // Государство и право. 2003- № 5.

  4. Де Артега Э.Х. Современное международное право / Пер. с исп. Ю.И. Панченко; Под ред. Г.И. Тункина. - М.: Прогресс, - 1983.

  5. Левин, Д.Б. Наука международного права в России в конце XIX и начале XX века. - М., - 1982.

  6. Мухин, И.А. Роль международного права в становлении правового регулирования охраны окружающей среды в Российской Федерации // Право и политика, - 2005, - № 3.

Специальные термины

Амфиктионии, дипломатия, империя, колониализм, проксения, режим капитуляций, симмахии, уния, фециалы, jus gentium.

Контрольные вопросы

1. Когда, по вашему мнению, было создано международное право?

2. Каковы особенности международного нрава: в рабовладельческом обществе; в феодальном обществе; в раннекапиталистическом обществе; в современном обществе?

3. Каким образом христианство повлияло на формирование и развитие международного права?

4. Каким образом повлияли на развитие международного права следующие события: крестовые походы; открытие Америки Колумбом; Реформация; Вестфальский мир 1648 г.; Великая французская революция 1789 г.; Первая мировая война; Октябрьская революция 1917 г.; Вторая мировая война; создание системы ООН?

5. В чем особенности развития международного права в Азии ( Китай, Индия, Япония)?

6. В чем особенности развития международного права в Африке и Латинской Америке?

7. Что такое европейское международное право?

8. Какие проблемы в настоящее время наиболее активно прорабатываются наукой международного права?

Задания

1. Приведите примеры первых международных договоров и дипломатических связей в Древнем Египте и Вавилоне, Индии и Китае, Греции и Риме.

2. Ознакомьтесь с небольшим отрывком из договора египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттушилем III (1296 г. до н.э.): «Да будет прекрасный мир и братство между детьми детей великого царя хеттов и Рамсеса, великого царя Египта. Египет и страна хеттов да пребывают, подобно нам, в мире и братстве на все времена... Если пойдет какой-либо враг против владений Рамсеса, то пусть Рамсес скажет великому царю хеттов: иди со мной против пего со всеми твоими силами... Если Рамсес разгневается на своих рабов, когда они учинят восстание, и пойдет усмирять их, то заодно с ним должен действовать и царь хеттов... Если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать в своей стране, но вернет в страну Рамсеса... Все начертанное на серебряной доске, тысяча богов и богинь страны хеттов обязуются исполнять по отношению к тысяче богов и богинь Египта...».

Какие институты и принципы международного права закреплены в этом договоре? Какие институты международного права применялись в Древнем мире?

2. При проведении переговоров македонского царя Персея с римским легатом Марцием (II в. до н.э.) последний назначил место встречи на реке Пенее, в Фессалии. «Переговоры открылись спором о формальностях, кто первым должен перейти реку и с каким числом людей. Одни полагали, что надо отдать преимущество царскому достоинству, а другие - имени римского народа, тем более, что о переговорах просил Персей. Марций разрешил спор шуткой, сказав, что сын должен подойти к отцу, а его звали Филиппом, так же, как отца Персея».

Какое значение имели правила этикета в международных отношениях? Какое значение они имеют сейчас? Как мог бы быть разрешен данный спор в настоящее время?

3. По мнению известного русского ученого В.Н. Александренко, «Рим не признавал существования международного союза, в котором он был бы членом, равноправным с другими пародами... Рим заслуживает имя скорее патрона, чем повелителя мира... Политический эгоизм Рима исключал возможность правильного и постоянного международного порядка, на началах мирного сожития с другими народами основанного».

В чем заключаются особенности отношений Древнего Рима с другими народами? Можно ли утверждать, что эти отношения были основаны на международно-правовых началах? В чем проявляется влияние римской культуры на современное международное право?

4. Известный русский ученый проф. Д.И. Каченовский писал: «Я думаю, что русский человек по складу своего ума очень способен понимать международные вопросы и, если захочет, найдет в себе спокойствие, нужное для основательного их решения. У нас нет исторических раздоров с Европою. Мы связаны с нею одними узами гражданственности... В просвещенном русском человеке нет национальной исключительности, нет веры в феодальные предания, нет особенной вражды к тому или иному племени, какую мы находим на западе... Нас недаром считают на западе отличными дипломатами...». Согласны ли вы с мнением Д.И. Каченовского? Зависит ли содержание и применение международного нрава от отдельного государства? В какой степени? Что позитивного внесла российская юриспруденция в науку международного права?

5. Подробно заполните следующую таблицу


Период

Хронология

Основные

источники МП

Основные

события

Характеристики МП в

данный период

Древнее века













^ Средние века













Новое время













^ XX век

(Новейшее МП)













XXI век

(Современное МП)














^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

  1   2   3   4

Похожие:

Методические указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ
М53 Международное право. Метод указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ 030501. 65, 030500. 62 Юриспруденция...
Методические указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов дневной формы обучения неэкономических специальностей
Экономика. Методические указания к практическим занятиям для студентов дневной формы обучения неэкономических специальностей. / Сост....
Методические указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ iconУчебник для вузов. М.: Баро-пресс, 2001. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент. М.: Юнити, 2001
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим или лабораторным занятиям
Методические указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ iconМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям. По этим схемам мы будем изучать криминология
...
Методические указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ iconМетодические указания к лабораторным занятиям составлена в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины «Теория электрической связи» для студентов специальности
Методические указания предназначены для выполнения студентами лабораторных работ и лучшего усвоения основ связи, изучения состава...
Методические указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ iconМетодические указания для подготовки студентов к лабораторным занятиям
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Организация международного туризма» для студентов специальности
Методические указания предназначены для студентов специальности 080102 «Мировая экономика» всех форм обучения
Методические указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ iconМетодические указания по выполнению курсовых работ для студентов 3 4 курсов под общей редакцией профессора С. П. Кундаса
Методические указания предназначены для студентов 3 4 курсов всех специальностей и специализаций мгэу им. А. Д. Сахарова
Методические указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ iconМетодические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности
Методические указания предназначены для студентов специальности "Финансы" всех форм обучения
Методические указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ iconМетодические указания к проведению практических занятий для студентов специальности
Методические указания содержат контрольные вопросы и практические задания по основным темам курса «Теория бухгалтерского учета» для...
Методические указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ iconМетодические указания и программа-задание для студентов 3-го курса
Методические указания предназначены для руководства при курсовом проектировании и могут использоваться архитекторами в практической...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы