Министерство образования и науки Украины Донбасская государственная машиностроительная академия
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
студентов IV курса специальности 7.090202
Краматорск 2006
Министерство образования и науки Украины Донбасская государственная машиностроительная академия
Утверждаю:____________________ Согласовано:____________________ ____________________ ____________________ Проректор ДГМА Начальник ОРП и УЗ ЗАО НКМЗ Проф. Ковалевский С.В. Тупик И.Я.
^ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
студентов IV курса специальности 7.090202
Утверждено на заседании методического совета ДГМА Протокол № от г.
Краматорск 2006  Рабочая программа и методические указания по конструкторско-технологической практике студентов IV курса специальности 7.090202. /Сост. А.Г. Косенко, Ю.Б. Борисенко, В.И. Тулупов, Д.П. Шистко, Н.П. Харченко, А.В. Колесников.- Краматорск: ДГМА, 2006 . – 23 c.
Изложены цели и задачи конструкторско-технологической практики. Приведены перечень основных вопросов, подлежащих изучению, и требования к составлению отчета. Даны рекомендации по сбору и обработке данных для курсового проектирования по технологии машиностроения; автоматизации производственных процессов; организации, планированию и управлению производством.
Составители: А.Г. Косенко, доц., Ю.Б. Борисенко, ассист., В.И. Тулупов, ассист., Д.П. Шистко, асссист. Н.П. Харченко, нач. бюро ОРП и УЗ НКМЗ, А.В. Колесников, инженер ОРП и УЗ НКМЗ.
Отв. за выпуск С.В. Ковалевский, проф.
 СОДЕРЖАНИЕ
1Цель и задачи практики 4 Организация практики 5 Обязанности студента-практиканта 5 Обязанности руководителей практики от вуза и предприятия 5 2.3 Календарный график практики 7 2.4 Ведение рабочей тетради, содержание отчета и сдача зачета по практике 8 Содержание практики 10 Конструкторская подготовка производства 10 Технологическая подготовка производства 10 Организация производства в базовом цехе 10 Индивидуальное задание №1 по изучению технологии сборки узла (изделия) и обработки деталей 11 Индивидуальное задание №2 по сбору материалов для курсового проектирования по технологии машиностроения, автоматизации производственных процессов, организации, планированию и управлению производством 11 Индивидуальное задание №3 по конструкторской части практики 12 Индивидуальное задание №4 по изучению оборудования, оснащенного системами с ЧПУ 13 Индивидуальное задание №5 по специальной части для курсового проекта 13 Стандартизация, метрология и организация технического контроля на предприятии 14 Экономика и планирование 14 Экономия металлов, энергии и материалов 14 3.12 Организация охраны труда и окружающей среды 14 3.13 Гражданская оборона 15 Учебные занятия и экскурсии 15 Список рекомендуемой литературы 16 Приложение А. Состав модулей, распределение времени на их усвоение, сроки контроля 17 Приложение Б. Образец оформления титульного листа рабочей тетради 18 Приложение В. Отзыв и оценка работы на практике 19 Приложение Г. Образец оформления титульного листа отчета 19 Приложение Д. Пример составления реферата отчета 20 Приложение Е. Этапы и сроки выполнения курсового проекта 21
^
Настоящая программа разработана с учетом “ Методических указаний по разработке сквозных и рабочих программ производственной практики студентов “ и “ Общих требований к производственной практике по специальности 7.090202 “. Конструкторско-технологическая практика завершает учебную программу студентов IV курса и является одной из главных производственных практик в общем цикле теоретической и практической подготовки студентов. Цель конструкторско-технологической практики – закрепление и углубление полученных в процессе теоретического обучения знаний, пополнение их новыми сведениями по прогрессивной технологии, применению новейшего обрабатывающего оборудования, систем автоматизации и механизации технологических процессов; накопление практического опыта самостоятельной инженерной деятельности по технологии механической обработки деталей, конструированию технологической оснастки, измерительной и контролирующей аппаратуры; сборке изделий машиностроения. Основные задачи практики – приобретение и закрепление навыков решения конструкторских, технологических, технико-экономических и организационных задач в условиях реального производства, подробное ознакомление со всеми видами технологической и конструкторской документации, порядком ее разработки, оформления и производственного использования, изучение вопросов стандартизации, охраны труда, организации производства, изучение основных экономических показателей работы механических цехов, подбор необходимых материалов для курсового проектирования по технологии обработки типовых деталей и сборке машин; автоматизации производственных процессов в машиностроении; организации, планированию и управлению производством; изучение роли инженера-технолога на производстве. В результате прохождения практики студенты должны: ЗНАТЬ: круг вопросов, решаемых каждой из служб завода, и их взаимодействие, функциональные обязанности службы главного технолога, технолога цеха и мастера участка, главного конструктора и начальника конструкторского бюро; заводскую систему конструкторской и технологической документации, порядок ее подготовки, утверждения, хранения и использования; технологические возможности оборудования, приспособлений, инструментов; конструкторско-технологическую и организационную подготовку, механическую обработку и сборку выпускаемой продукции; нормирование операций. УМЕТЬ: выбирать рациональные пути решения инженерных задач; разрабатывать исходные данные для конструирования; проводить технологические, конструкторские и технико-экономические расчеты, анализировать экономическую эффективность результатов; конструировать технологическую оснастку и измерительный инструмент; выполнять требования по охране труда, технике безопасности и противопожарной безопасности. ПОЛУЧИТЬ НАВЫКИ: менеджмента; использования техдокументации и справочной литературы (каталогов, материалов техотделов); решения конструкторских, технологических, технико-экономических и организационных вопросов производства.
^
2.1 Обязанности студента – практиканта
Студент должен: - до начала практики знать место и время прохождения практики, иметь рабочую тетрадь с записанным в ней календарным планом прохождения практики; получить в библиотеке необходимую методическую и техническую литературу; - иметь направление на практику, студенческий билет и фотографии для пропуска; - выполнять правила внутреннего распорядка, строго соблюдать пропускной режим предприятия, правила техники безопасности и трудовой дисциплины; - всю работу на практике проводить в строгом соответствии с календарным планом и программой практики; -выполнить программу практики и индивидуальные задания; - нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками; - ежедневно записывать в рабочую тетрадь объем выполненной им работы и подписывать ее у руководителей практики от предприятия и академии; - участвовать в изобретательской, рационализаторской работе и организационных мероприятиях; -проводить агитационную работу по подбору абитуриентов для поступления в академию.
^ предприятия
Профилирующая кафедра: - обеспечивает предприятия и студентов программами и календарными графиками прохождения практики; - подбирает базы практики с учетом подготовки специалистов по индивидуальным договорам; - выделяет в качестве руководителей практики опытных преподавателей, хорошо знающих производство, организует комиссию для приема зачета по практике; - организует студенческие конференции по практике. Руководитель практики от кафедры: - обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед выездом студентов на практику (знакомит с программой практики, порядком ее прохождения, характером индивидуальных заданий); - совместно с администрацией предприятия организует экскурсии студентов, чтение лекций специалистами предприятия по новым достижениям науки и техники, передовому опыту, организации производства, охране труда, инженерной психологии, патентоведению и контролю качества продукции, охране природы, правовым вопросам, стандартизации и др.; - осуществляет подбор и согласование с техническими службами завода тем реального курсового и дипломного проектирования; - оказывает методическую помощь в выполнении программы практики и индивидуальных заданий, руководит научно-исследовательской работой студентов; - осуществляет контроль над обеспечением предприятием нормальных условий труда, проведением обязательных инструкций по охране труда и технике безопасности, а также выполнением студентами правил внутреннего распорядка на предприятии; - рассматривает отчеты студентов о практике, дает отзывы об их работе с замечаниями и предложениями по улучшению практической подготовки студентов, принимает участие в работе комиссии по приему зачетов.
Предприятие – база практики: - представляет студентам в соответствии с программой места практики, обеспечивающие наибольшую эффективность ее прохождения; - соблюдает согласованные с вузом календарные планы прохождения практики и создает условия для получения студентами знаний по специальности; - предоставляет студентам возможность пользоваться литературой, технической документацией, оказывает помощь в подборе материалов для курсового проектирования и выполнения индивидуальных заданий; - несет полную ответственность за безопасность на рабочих местах студентов, проходящих практику на данном предприятии. Руководитель практики от предприятия: - обеспечивает студентам возможность работать с технической документацией, контролирует ведение рабочей тетради и подготовку отчетов; - знакомит студентов с организацией работ на конкретных производственных участках, с технологическими процессами и оборудованием; - осуществляет постоянный контроль над работой студентов, консультирует их по производственным вопросам; - составляет на каждого студента производственную характеристику, проверяет и подписывает отчеты о практике, дает оценку работы практиканта, составляет отзыв по окончании практики; - проводит обязательные инструктажи по охране труда и технике безопасности, а в необходимых случаях – обучение безопасным методам работы, знакомит с передовыми методами труда; контролирует соблюдение студентами установленных правил трудового распорядка.
^
Для успешного выполнения программы практики студенту рекомендуется выдерживать следующий календарный график выполнения основных этапов работы (таблица 1), объем времени и место их проведения. Распределение часов по модулям и сроки контроля этапов практики приведено в приложении А..
Таблица 1 - Календарный график практики
-
^ | № недели | Место выполнения | Модуль 1 (11 триместр) | 1.1 Оформление на предприятие: изучение правил внутреннего распорядка, техники безопасности, противопожарной техники и производственной санитарии | 1 | Отдел кадров, бюро пропусков, отдел техники безопасности (ОТБ), ОТО | 1.2 Изучение функций бюро и отделов ОГК | 1 | ОГК, бюро, отделы | 1.3 Изучение функций бюро и отделов ОГТ | 1 | ^ | 1.4 Подбор темы и необходимых материалов для выполнения дипломного и курсового проект по технологии обработки типовых деталей и сборки машин | 1 | | 1.5 Изучение вопросов по маркетинговым исследованиям и сертификации продукции на базовом предприятии | 2 | | 1.6 Изучение функций служб механосборочного цеха | 2 | Цех | 1.7 Изучение работы заготовительных цехов и участков | 3 | ^ | 1.8 Анализ назначения узла, принцип работы, условия эксплуатации. Разработка схемы технологического маршрута сборки узла. Точностные расчеты сборочной технологии | 4-5
|
ОГТ, базовые механосборочные цеха
| 1.9 Выбор деталей-представителей, их служебное назначение, анализ на технологичность. Определение серийности производства | 6
| 1.10 Анализ базовых технологических процессов механической обработки | 7
| 1.11 Выбор заготовки для деталей-представителей | 8 | 1.12 Разработка маршрута обработки деталей (проектируемый вариант), точностные расчеты технологии изготовления детали | 9
| Продолжение таблицы 1- Календарный график практики
-
^ | 2.1 Постановка задачи на конструкторские разработки установочно-зажимных и контрольных приспособлений, средств автоматизации по проектируемым технологическим процессам | 1-2 | ОГТ, базовые механосборочные цеха | 2.2 Изучение разработки технологии для станков с ЧПУ | 3 | 2.3 Подбор и анализ материалов для спецчасти курсового проекта | 4 | ОТБ, ОГТ | 2.4 Изучение вопросов охраны труда, защиты окружающей среды и экологии машиностроения | 5 | 2.5 Изучение работы служб отдела технического контроля и организации контроля качества продукции | 6 | ОТК, ОГТ | 2.6 Оформление отчета, увольнение с предприятия. Защита отчета | 7-8 | ОТО, ОГТ |
^ и сдача зачета по практике
Рабочая тетрадь является основным текущим документом студента, по которому контролируется выполнение основных этапов календарного плана и индивидуальных заданий. Титульный лист рабочей тетради заполняется в соответствии с приложением Б. Обязательными разделами рабочей тетради являются календарный план (см. табл.1), подписанный руководителями практики, а также заверенный печатью отзыв (и оценка) о работе студента на практике от предприятия (приложение В). Рабочая тетрадь заполняется студентом ежедневно в произвольной форме и должна содержать соответствующие рабочие записи, чертежи, эскизы, схемы, таблицы, технико-экономические показатели и другую текстовую или графическую информацию, получаемую на предприятии в соответствии с выполняемым календарным планом и необходимую для оформления отчета о практике, выполнения курсового проекта. Особое внимание должно быть уделено проработке индивидуальных заданий. В рабочей тетради должны содержаться предложения студента по усовершенствованию техпроцессов, технологической оснастки, оборудования, организации труда и т. п. Не реже одного раза в неделю студент обязан представлять рабочую тетрадь на просмотр руководителям практики от академии и предприятия, которые записывают замечания, делают соответствующие указания и уточняют задания на ближайшую рабочую неделю или более короткий промежуток времени. По записям в рабочей тетради студент оформляет отчет и сдает на кафедру в конце практики. Рабочая тетрадь остается у студента, и ее материалы используются при курсовом и дипломном проектировании. Отчет о практике (подписанный на предприятии и заверенный печатью в ОТО), оформленный в соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСТД, содержит: титульный лист (приложение Г); реферат; содержание; введение; основную часть записки; выводы и предложения; перечень ссылок; приложения. Реферат (приложение Д) содержит краткие сведения о представленных в отчете материалах. Текст реферата не должен превышать одну страницу. В начале приводится объем отчета (количество страниц, таблиц, рисунков, приложений, использованных литературных источников) и ключевые слова (в именительном падеже, через запятые, заглавными буквами). В тексте реферата кратко отражается объект и полученные студентом результаты практики. Во введении необходимо изложить цель и задачи практики, краткую характеристику предприятия, назначение выпускаемой продукции, перспективы развития отрасли, для которой изготавливается изделие, общую характеристику организации труда. В основной части отчета студент излагает результаты выполнения раздела 3 рабочей программы (п. 3.1…3.13) с чертежами, схемами и т. п. Необходимо также отразить участие студента в научно-исследовательской и изобретательской работе на предприятии. Отчет должен также содержать краткие выводы по результатам практики, оценку полноты решения поставленной задачи, а также предложения по совершенствованию организации практики. Материалы приложений к отчету хранятся у студента и используются им для выполнения в 9-м семестре курсового проекта по технологии машиностроения; курсовых работ по автоматизации производственных процессов и организации, планированию и управлению производством; эти материалы будут использованы и при работе над дипломным проектом. Приложения к отчету должны содержать: - технологический процесс сборки узла; - технологический процесс изготовления детали (с режимами резания, моделями станков, нормами времени, эскизами наладок, чертежами станочных приспособлений, специальных режущих инструментов, контрольно-измерительных инструментов и приспособлений; средствами автоматизации); - суммарную станкоемкость деталей узла по типоразмерам оборудования; - себестоимость выпускаемой продукции, фондоотдачу, производительность труда, стоимость станков и другого оборудования, применяемого в базовом техпроцессе. Отчет о практике должен быть оформлен и подписан руководителем практики от предприятия (печать на титульном листе обязательна). Защита отчета студентом производится перед комиссией, как правило, на предприятии или на кафедре в последний день практики. Зачет по практике дифференцированный. Оценка знаний студента производится с учетом уровня выполнения программы практики, качества подготовки отчета и рабочей тетради, содержания доклада и глубины ответов на заданные вопросы.
3 Содержание практики
Модуль1 (11 триместр) ^
Организация подготовки производства на стадии конструирования машин, инструментов, деталей машин, приспособлений. Структурная схема конструкторского отдела и функции его отдельных подразделений. Порядок проектирования новых изделий. Виды конструкторской документации. Стандартизация, унификация, механизация инженерных работ при разработке конструкторской документации, порядок ее размножения и хранения. Порядок внесения изменений. Взаимосвязь конструкторского отдела с цехами и службами завода. Системы автоматизированного конструирования выпускаемой продукции и средств техоснастки (САПР ТП).
^
Организация подготовки производства на стадии разработки технологической документации. Структурная схема технологического отдела и функции его отдельных подразделений. Виды технологической документации. Порядок проектирования технологических процессов. Стандартизация и унификация при разработке технологической документации. Схема прохождения документации по заводу, порядок ее размножения и хранения. Порядок внесения изменений в технологическую документацию в цехах и службах завода. Взаимосвязь отдела главного технолога с цехами и службами завода. Системы автоматизированного проектирования техпроцессов, способы, методы и организация подготовки управляющих программ для станков с ЧПУ (САПР ТП). Использование групповой технологии и типовых технологических процессов.
^
Структура управления цехом, функции административно управленческого персонала. Программа выпуска продукции цехом, система плановых заданий и графиков, порядок запуска деталей в производство, система планово-экономичес-кого планирования. Прогрессивные методы обработки, оборудование, техоснастка, внутрицеховой транспорт, организация рабочих мест, сбор и транспортирование стружки, механизация и автоматизация технологических процессов, планировка цеха, схема грузопотоков. Поступление и хранение материалов и заготовок незавершенного производства, готовой продукции, размещение складов, способы складирования. Организация техники безопасности и охраны окружающей среды.
^ сборки узла (изделия) и обработки деталей
Руководители практики подбирают студенту узел (или изделие), по которому необходимо проработать и изучить следующие вопросы: – служебное назначение и технологическая схема сборки, сборочные размерные цепи; технологический процесс сборки, техоснастка и наладка сборочных операций; механизация и автоматизация сборочных работ; операционные технологические процессы механической обработки двух различных по конструкции деталей (корпусных, валов, втулок, зубчатых колес, рычагов, дисков, планок, вал - шестерен, вилок, втулок, шатунов и т.п.) с вычерчиванием эскизов обработки, а также данными по станкам, инструментам, станочным и контрольным приспособлениям, режимам резания и нормам времени. Материалы данного раздела будут использованы в курсовом и дипломном проектировании.
^ проектирования по технологии машиностроения, автоматизации производственных процессов, организации, планированию и управлению производством
По материалам практики студенты выполняют в 9-м семестре курсовой проект по технологии машиностроения и курсовые работы по автоматизации производственных процессов; организации, планированию и управлению производством. В конечном итоге основная задача практики, как и всего процесса обучения в вузе,– приобретение студентом умения самостоятельно решать инженерные задачи. Поэтому необходимо стремиться к выполнению реальных курсовых и дипломных проектов по заказам предприятия, учитывающих потребности конкретного цеха или отдела, а также возможное место работы будущего специалиста. Это требование обязательно для практикантов, которые будут направлены на работу на данное предприятие в соответствии с заключенными прямыми договорами на индивидуальную подготовку специалистов. Подобрать такие темы можно в инженерных службах цеха или предприятия с помощью руководителей практики от академии и предприятия. Сбор материалов выполняется по технологическому процессу обработки детали, выбранной в качестве задания для курсового проектирования. При этом необходимо рассмотреть следующие вопросы: – конструкция узла (или изделия) и технические требования, предъявляемые к сборочной единице, в которую входит деталь; проработка чертежа детали и анализ ее на технологичность; возможные варианты получения заготовок; определение припусков в условиях производства; методика определения себестоимости заготовки; критический анализ технологического процесса механической обработки детали; анализ базирования детали с точки зрения единства и постоянства баз, точности выполняемых размеров; – эскизы наладок технологического процесса с указанием режущих инструментов, приспособлений, размеров обработки, режимов резания, норм времени, разрядов работы, шероховатости; возможность повышения производительности путем применения современного оборудования, прогрессивных инструментов и т.п.; – эскизы схем приспособлений, применяемых на операциях технологического процесса, анализ их с точки зрения обеспечения базирования детали, точности выполняемых размеров; основные направления автоматизации техпроцесса. Грамотно подобранные материалы для курсового проектирования будут в полной мере использованы и при выполнении дипломного проекта. Содержание основных этапов курсового проектирования приведено в приложении Е.
Модуль2 (12 триместр) ^
Существенный раздел курсового и дипломного проектов составляют работы по расчету и конструированию средств технологического оснащения процессов механической обработки, сборки, контроля и т. п. Анализ технологии механообработки и сборки, средств техоснастки и организации производства на базовом предприятии служит основанием для выбора объектов, по которым выполняется данный раздел практики, в частности: – проектирование специальных или модернизация существующих станочных или контрольно-измерительных приспособлений; – проектирование спец инструментов (предпочтение следует отдавать инструментальным системам) и переналаживаемых станочных приспособлений; – проектирование средств автоматизации (приборов активного контроля, автоподналадчиков и т.п.); – проектирование средств уборки (утилизации) отходов, например, транспортеров удаления стружки и т.п. Выполнение данного индивидуального задания необходимо представить в виде технического предложения, содержащего следующие пункты: наименование и область применения объекта; цель и назначение разработки; технические требования; состав изделия; требования безопасности, эстетические и эргономические требования; условия эксплуатации; выявление вариантов возможных решений; сравнительная оценка рассматриваемых вариантов по показателям качества изделия (надежности, экономичности, эстетичности, эргономике), показателям технологичности, стандартизации и унификации; обоснование выбора оптимального варианта оснастки.
^ оборудования, оснащенного системами с ЧПУ
Устройствами с ЧПУ оснащаются современные металлорежущие станки, системы инструментообеспечения, транспортно-накопительные устройства, автоматизированные склады, роботы, контрольно-измерительные машины и т.п., причем удельный вес оборудования с ЧПУ неуклонно возрастает. В связи с этим необходимо: - изучить оборудование с ЧПУ, применяемое на базовом предприятии; - изучить системы ЧПУ базового предприятия; - разработать расчетно-технологическую карту на операцию обработки одной из деталей, входящих в узел, выбранный в качестве базового для курсового и дипломного проектирования; - оценить уровень использования и перспективы развития оборудования с ЧПУ; - подробно изложить результаты выполнения раздела 3.7 в отчете о прохождении практики.
^ специальной части для курсового проекта
Специальная часть является обязательным разделом каждого курсового проекта и предназначена для повышения качества подготовки инженеров-механиков по технологии машиностроения. Тема специальной части должна быть непосредственно связана с темой курсового проекта и должна быть посвящена научно-исследовательской, либо проектно-конструкторской работе. Специальное задание к курсовому проекту может, разрабатываться по следующим основным направлениям: а) выполнение работы по тематике, разрабатываемой кафедрой или отделами заводов и направленной на исследование или внедрение (освоение) новых, прогрессивных технологических процессов; б) разработка оригинальных конструкций высокопроизводительной оснастки (приспособлений для обработки деталей или сборки изделий, контрольно-измерительных устройств, средств автоматизации, режущих инструментов) и их технико-экономическое обоснование; в) глубокая проработка одного из технологических вопросов дипломного проекта, связанных с повышением качества изделий при выполнении отделочных операций, автоматизацией процессов обработки и др. Кроме этого, по специальной части проектов могут выдаваться задания, связанные с расчетами или теоретическими исследованиями различных технологических процессов, узлов механизмов, оборудования, технологической оснастки и т.п., с созданием новых инженерных методов расчета узлов, устройств и т. д. Поскольку специальная часть предусматривает углубленную проработку одной из актуальных задач проекта, то при ее разработке должен быть выполнен подробный анализ патентных материалов и литературных данных по рассматриваемой проблеме. Объем специальной части должен составлять 10... 15% общего объема курсового проекта.
^ технического контроля на предприятии
Основные задачи и структура службы стандартизации на предприятии. Унификация конструкций и типизация технологических процессов. Обеспечение внедрения и соблюдения стандартов на предприятии. Метрологическая служба на предприятии. Влияние стандартизации и метрологии на качество продукции предприятия. Мероприятия по улучшению качества продукции на предприятии. Организация, методы и средства контроля. Мероприятия по предупреждению брака. Структура ОТК. Контрольно-измерительная аппаратура , приспособления и инструменты.
^
Для успешного выполнения курсовой работы по организации, планированию и управлению производством необходимо изучить организацию производства в цехе, систему планирования, техническое нормирование и систему оплаты труда, методы расчета и анализа себестоимости, а также организационно-технические мероприятия в цехе, показатели производственной программы цеха.
^
Следует изучить и критически проанализировать состояние дел с экономией материальных ресурсов на базовом предприятии, а также отметить перспективы использования малоотходных и ресурсосберегающих технологий.
^
Система организации работ по охране труда и промышленной санитарии. Устройства промышленной санитарии. Порядок обучения правилам ТБ, ведение документации, проверка и учет. Системы защиты от поражения электрическим током, защита от шумов, вибраций и пыли. Организация охраны природы. Охрана водного и воздушного бассейнов от загрязнений.
^
Задачи гражданской обороны (ГО) на базовом предприятии и в цехе. Система оповещения ГО. Виды формирования ГО в цехе. Коллективные и индивидуальные средства защиты. Размещение оборудования в цехе с учетом норм ГО.
^
Перечень необходимых занятий и экскурсий приведен соответственно в таблицах 2 и 3 .
Таблица 2 – Теоретические занятия
-
Тема занятий | Форма занятий | Кто проводит | 1 | 2 | 3 | 1 Методика проведения и организационные вопросы практики 2 Консультации по основным вопросам программы практики 3 Инструктаж по технике безопасности и охране труда 4 Перспективы развития предприятия: использование ЭВМ, АСУ, ГАП, САПР 5 Ресурсосберегающие технологии на предприятии 6 Основные этапы изготовления изделий машиностроения 7 Основы организации конструкторской и технологической подготовки производства |
Лекция
Консультации Лекции
Лекции
Лекции Лекции
Лекции |
Кафедра
Кафедра ОТБ завода
ОТО
ОТО ОТО
ОТО |
Таблица 3 - Экскурсии в период практики
-
Планируемые экскурсии | Цель экскурсии | Кто проводит | 1 Общее ознакомление с предприятием 2 Заготовительные цехи и участки 3 Механосборочные цеха
4 Вычислительный центр завода | Знакомство с заводом и его продукцией
Изучение технологии получения заготовок Изучение процессов механообработки и сборки Знакомство с видами вычислительных работ, документацией, вычислительной техникой | ОТО
ОТО
ОТО
ОТО
|
^
1 Гжиров Р.И. Краткий справочник конструктора. - Л.: Машиностроение, 1983.-464с. 2 Технология машиностроения: В 2 кн. Кн.1. Основы технологии Машино- строения: Под ред. С.Л. Мурашкина. – М.: Высш. шк., 2003. – 278с. 3 Технология машиностроения: В 2 кн. Кн.2. Производство деталей машин: Под ред. С.Л. Мурашкина. – М.: Высш. шк., 2003. – 295с. 4 Технология машиностроения: Т.1. Основы технологии машиностроения: Под ред. А.М. Дальского. – М.:Изд – во МГТУ им. Баумана, 2001. – 594с. 5 Технология машиностроения. Т.2. Производство машин: Под ред. Г.Н. Мельникова. – М.: Изд – во МГТУ им. Баумана, 2001. – 640с. 6 Суслов А.Г. Научные основы технологии машиностроения. – М.: Машино- строение, 2002 – 684 с. 7 Маталин А.А. Технология машиностроения. - Л.: Машиностроение, 1985.-512с. 8 Технология машиностроения (специальная часть) / А.А. Гусев, Е.Р. Ковальчук, И.М. Колесов и др. - М.:Машиностроение, 1986.-480с. 9 Новиков М.П. Основы технологии сборки машин и механизмов. - М.: Машинострое- ние, 1980.-592с. 10 Петренко А.И. Основы построения систем автоматизированного проектирования / А.И. Петренко, О.И. Семенков - Киев: Вища шк., 1985.-294с. 11 Пуш В.Э. Автоматические станочные системы / В.Э. Пуш, Р.М. Пигерт, В.Л. Сосон- кин. - М.: Машиностроение, 1982.-319с. 12 Проектирование технологии / Под общ. ред. Ю.М. Соломенцева. - М.: Машинострое- ние, 1990.-416с. 13 Режимы резания металлов: Справочник. / Под ред. Ю.В. Барановского. - М.:Машиностроение, 1972.-407с. 14 Справочник технолога-машиностроителя: В 2т. / Под ред. А.Г. Косиловой и Р.К. Ме- щерякова. - М.: Машиностроение, 1985.-Т.1-656с. 15 Сафраган Р.Э. Технологическая подготовка производства для станков с ЧПУ /Р.Э. Сафраган, Ю.И. Кузнецов, Б.А. Гончаренко. - Киев: Техника, 1981.-240с. 16 Станочные приспособления: Справочник: В 2т. / Под ред. Б.Н. Вардашкина. - М.: Ма- шиностроение, 1984.-Т.1-592с.; Т.2-656с. 17 Активный контроль в машиностроении: Справочник / Под ред. Е.И. Педя. - М.:Машиностроение,1978.-352с. 18 Тверской М.М. Автоматическое управление режимами обработки деталей на стан- ках.- М.: Машиностроение, 1982. - 320с.
Приложение А
Состав модулей, распределение времени на их усвоение, сроки контроля
11 и 12 триместр, 6 кредитов ×36=216 часов, 108 часов- аудиторная работа, 108 часов- самостоятельная работа
-
№ п/п | Краткое содержание модуля | Триместр | Общ. кол-во часов | Кредиты ECTS | Кол. ауд. час. | Распред. контр. Точек (КТ) | Мин. кол. баллов | ^ | Неделя провед | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ^ ) | 1 | Изучение функций бюро и отделов ОГК и ОГТ. Изучение работы и функций заготовительных и механосборочных цехов и обеспечивающих служб. Анализ маркетинговых исследований. Анализ назначения узла, принцип работы, условия эксплуатации. Разработка техпроцессов сборки узла и механообработки деталей- представителей. | 11 | 108 | 3 | 54 | КТ1 | 25 | 45 | 5 | КТ2 | 30 | 55 | 10 | Всего за модуль | 55 | 100 | | ^ | 2 | Изучение разработки технологии для станков с ЧПУ. Постановка задачи на конструкторские разработки установочно-зажимных и контрольных приспособлений, средств автоматизации по проектируемым технологическим процессам. Изучение вопросов охраны труда, защиты окружающей среды и экологии машиностроительного производства. Изучение работы служб отдела технического контроля и организации контроля качества продукции | 12 | 108 | 3 | 54 | КТ3 | 25 | 45 | 5 | КТ4 | 30 | 55 | 10 | Всего за модуль | 55 | 100 | | Всего | 216 | 6 | 108 | | | | |
КТ1 Изучение функций бюро и отделов ОГК. Изучение функций бюро и отделов ОГТ. Подбор темы и необходимых материалов для выполнения дипломного и курсового проекта по технологии обработки типовых деталей и сборки машин. Изучение вопросов по маркетинговым исследованиям и сертифика- ции продукции на базовом предприятии. Изучение функций служб меха- носбо рочного цеха.Изучение работы заготовительных цехов и участков. Анализ назначения узла, принцип работы, условия эксплуатации. Раз- работка схемы и технологического маршрута сборки узла. Точностные расчеты сборочной технологии.
КТ2 Выбор деталей-представителей, их служебное назначение, анализ на техно- логичность. Определение серийности производства. Анализ базовых техно- логических процессов механической обработки.Выбор заготовок для дета- лей-представителей. Разработка маршрута обработки деталей, точностные расчеты технологии изготовления детали.
КТ3 Постановка задачи на конструкторские разработки установочно-зажим- ных и контрольных при способлений, средств автоматизации по проекти- руемым технологическим процессам. Изучение разработки технологии для станков с ЧПУ. Подбор и анализ материалов для специальной части курсового проекта.
КТ4 Изучение вопросов охраны труда, защиты окружающей среды и экологии машиностроительного производства. Изучение работы служб отдела техни ческого контроля и организации контроля качества продукции.
Приложение Б
Образец оформления титульного листа рабочей тетради
Донбасская государственная машиностроительная академия
^
Студента______________________________________________________ Группы _____________________________________________________ Базовое предприятие____________________________________________
Приложение В
Образец оформления отзыва руководителя практики от предприятия
Отзыв и оценка работы на практике______________________________
______________________________________________________________ (наименование предприятия)
Подпись руководителя практики от предприятия_________________________ _________ (должность, Ф.И.О.)
__________________________________ ______________________ (печать предприятия) (дата)
Приложение Г
Образец оформления титульного листа отчета
^
ДОНБАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
О Т Ч Е Т о прохождении конструкторско-технологической практики на________________________________________ ( наименование предприятия)
Ф.И.О._____________________________________
Группа_____________________________________
Руководитель практики от предприятия__________
Нач. ОТО завода_____________________________
Руководитель практики от академии_____________
М. П.. Оценка______________
Приложение Д
Пример составления реферата отчета о практике
Р Е Ф Е Р А Т
Отчет о конструкторско-технологической практике: 45с., 16 рис.,6 табл., 2 приложения, 12 источников
Объект - материалы конструкторско-технологической практики. Цель работы - обработка, систематизация и анализ материалов для курсового проектирования по технологии машиностроения В отчете изложены материалы по изучению конструкторско-технологической подготовки и организации производства на базовом производстве. Определены темы курсового и дипломного проекта, выполнен первичный анализ технологических материалов по сформированным темам. Разработан маршрут сборки узла, определена структура проектируемых вариантов техпроцессов обработки деталей-представителей. Намечены перспективные решения разработки оптимальных технологий, выбора оборудования, оптимальных способов получения заготовок. Разработано техническое задание по конструированию установочно-зажимных и контрольных приспособлений.
КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЗАГОТОВОК И СБОРКИ ИЗДЕЛИЙ, РАЗМЕРНАЯ ЦЕПЬ, ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, ОХРАНА ТРУДА Приложение Е
Этапы и сроки выполнения курсового проекта
^ курсового проекта | Выполнение, % | Срок выполнения (неделя) | 1 | Изучение служебного назначения и конструкций объектов проектирования | 2 | 1 | 2 | Анализ технологичности объектов проектирования | 4 | 1 | 3 | Анализ маркетинговых исследований и сертификации продукции на базовом предприятии | 6 | 2 | 4 | Анализ базовых технологических процессов мех обработки и сборки: схем базирования, оборудования, построения операций, сборочных стендов, транспортных средств, организации производства, средств механизации и автоматизации | 8 | 2 | 5 | Обоснование программы выпуска и типа производства | 10 | 2 | 6 | Разработка технологии и схемы сборки; точностные расчеты детали и узла | 12 | 3 | 7 | Выбор вида и способа получения заготовки | 20 | 3 | 8 | Обоснование выбора оборудования, станочных и контрольных приспособлений, режущих и вспомогательных инструментов, транспортных средств, организации производства, средств механизации и автоматизации | 22 | 4 | 9 | Составление маршрута обработки заготовки и предварительная разработка операций | 25 | 5 | 10 | Расчет припусков и операционных размеров, выполнение чертежа заготовки | 30 | 5 | 11 | Разработка операций технологического процесса | 35 | 6 | 12 | Определение режимов резания и техническое нормирование операций | 40 | 6 | 13 | Разработка технологических карт наладок | 48 | 7 | 14 | Технико-экономическое обоснование выбранного варианта технологического процесса | 52 | 8 | 15 | Проектирование станочного приспособления (обоснование вида и конструкции выбранного приспособления, схем базирования; описание устройства и принципа работы; силовые, прочностные и точностные расчеты) | 62 | 9 | 16 | Проектирование контрольного приспособления (обоснование принятой конструкции, описание устройства и принципа работы, расчеты на точность) или проектирование наладки на контрольно-измерительную машину | 72 | 10 | Продолжение приложения Е.- Этапы и сроки выполнения курсового проекта
17 | Выбор, обоснование и проектирование средств автоматизации | 80 | 11 | 18 | Выполнение специальной части проекта | 90 | 12 | 19 | Разработка требований техники безопасности, эргономики и экологии | 92 | 13 | 20 | Разработка предложений по внедрению в производство результатов курсового проектирования | 95 | 13 | 21 | Оформление пояснительной записки (50-60 с.), графической части (4-5 л. формата А1) и технологической документации (маршрутных, операционных карт и карт эскизов) техпроцессов | 100 | 14 | 22 | Защита курсового проекта | | 14 |
Рабочая программа и методические указания по конструкторско-технологической практике студентов IV курса специальности 7.090202
Составители: Анатолий Григорьевич Косенко, Юрий Борисович Борисенко, Владимир Иванович Тулупов, Дмитрий Павлович Шистко
Редактор Нелли Александровна Хахина
Подп. в печ. Формат 60x 84/16. Ризограф. печать. Усл. печ. л. 1,25 Уч. - изд. л. 0,91 Тираж 100 экз. ___________________________________________ ДГМА. 84313 , Краматорск, ул. Шкадинова,72 |