Методическое пособие для выполнения курсового проекта по дисциплине: «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками» icon

Методическое пособие для выполнения курсового проекта по дисциплине: «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками»


Скачать 147.36 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для выполнения курсового проекта по дисциплине: «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками»
страница1/2
Размер147.36 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГОУ СПО

«Брянский автотранспортный техникум»


Методическое пособие

для выполнения курсового проекта

по дисциплине: «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками».


Спец. 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (на автомобильном транспорте)»


2012


Дисциплина «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками» относится к ряду специальных дисциплин при подготовке техников по специальности 190701.

Изучение дисциплины «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками» завершается курсовым проектом, выполняемым студентами по индивидуальным заданиям.

Цели выполнения курсового проекта:

1. Закрепить и углубить теоретические знания, полученные при изучении

дисциплины;

2. Научит студентов применять полученные теоретические знания для

решения поставленных перед ними практических задач по организации

перевозок пассажиров;

3. Привить студентам навыки пользования технической, нормативной и

справочной литературой;

4. Подготовить студентов к успешной сдаче Итоговой государственной

аттестации, а в дальнейшем – к самостоятельной деятельности в

автотранспортных предприятиях.

Своевременное и качественное выполнение курсового проекта во многом зависит от уровня знаний, полученных по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, от умения самостоятельно организовывать процесс изучения дисциплины.


^ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА


Курсовой проект включает: пояснительную записку, состоящую из рукописного текста, графическую часть - чертежи.


^ Содержание пояснительной записки:

- титульный лист,

- ведомость курсового проекта,

- задание на курсовой проект,

- содержание,

- разделы пояснительной записки:

1 ВВЕДЕНИЕ

^ 2 РАСЧЁТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

2.1 Определение длины маршрута

2.2 Определение времени движения, рейса, сообщения, оборотного рейса

2.3 Расчёт скоростей движения

2.3.1 Среднетехническая скорость

2.3.2 Скорость сообщения

2.3.3 Эксплуатационная скорость

2.4 Пассажиропотоки. Цели и методы их изучения


2.5 Построение эпюр распределения пассажиропотоков по участкам маршрута

и часам суток

2.6 Расчёт потребного количества автобусов, интервала и частоты

движения

2.7 Составление расписания движения автобусов

2.8 Определение показателей по расписанию движения автобусов

2.9 Составление таблицы стоимости проезда

2.10 Расчёт производственной программы по эксплуатации

2.10.1 Списочное количество автобусов

2.10.2 Автомобиле-дни в хозяйстве

2.10.3 Автомобиле-дни в эксплуатации

2.10.4 Среднесуточный пробег одного автобуса

2.10.5 Общий годовой пробег

2.10.6 Производительный пробег автобусов за год

2.10.7 Выработка автобуса за автомобиле-день работы в пассажиро-

километрах и в пассажирах

2.10.8 Объём перевозок пассажиров за год

2.10.9 Пассажирооборот за год

^ 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Организация труда водителей

3.2 Организация диспетчерского управления движением автобусов на

маршруте

4 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

4.1 Расчёт доходов от перевозки пассажиров

4.2 Доходная ставка за 1 пассажирокилометр

5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

6 ЛИТЕРАТУРА

^ Содержание графической части:


Первый лист: Схема маршрута (А2).

Второй лист: Эпюра распределения пассажиропотока по участкам

маршрута (А3).

Третий лист: Эпюра распределения пассажиропотока по часам суток (А3).

Четвёртый лист: Расписание движения автобусов (А1).


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ.


1 ВВЕДЕНИЕ

Во введении необходимо кратко изложить роль и значение автобусного транспорта, задачи автотранспортных предприятий по обслуживанию пассажиров.

Для изложения этого раздела рекомендуется использовать материалы, публикуемые в журнале «Автомобильный транспорт», газете «Транспорт России». Кроме того, непосредственно в автопредприятии можно изучить специальную литературу, ознакомиться с планом мероприятий по улучшению обслуживания пассажиров.

Во введении излагаются цели и задачи курсового проекта. Рекомендуется воспользоваться Л-1.


^ 2 РАСЧЁТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

2.1 Определение длины маршрута


В пояснительную записку необходимо переписать акт замера протяжённости маршрута, представленного в таблице 2.1 (См. приложение 1), определить расстояние между пунктами и в целом по маршруту.

Расстояние между остановочными пунктами определяется как разность показаний спидометра между последующим и предыдущим остановочными пунктами.

Длина маршрута определяется исходя из акта замера протяжённости маршрута,

как разность показаний спидометра между последним и первым пунктами.


^ 2.2 Определение времени движения, рейса, сообщения, оборотного рейса


Рейсом называется пробег автобуса в одном направлении или пробег от начального до конечного пункта маршрута.

Время рейса включает в себя:

- время движения за рейс;

- суммарное время простоя на промежуточных остановочных пунктах за рейс;

- время простоя на одном конечном пункте.

tр = tдв р + tп р + tк о, мин

где tр – время рейса, мин;

tдв р – время движения, мин;

tп р – суммарное время простоя на промежуточных пунктах, мин;

tк о – время простоя на одном конечном пункте, мин;


Для определения времени движения tдв р необходимо суммировать значения времени движения, приведённые в таблице 2.2 (См. приложение 1).


Время сообщения равно сумме времени движения и времени простоя на промежуточных пунктах:

tс = tдв р + tп р , мин

где tдв р – время движения, мин;

tп р – суммарное время простоя на промежуточных пунктах, мин (приведено в таблице 2.2) (См. приложение 1).


Оборотным рейсом называется пробег автобуса в обоих направлениях (прямом и обратном).


Время оборотного рейса включает время рейса в прямом направлении и время рейса в обратном направлении:


Tоб = tр пр + tр об , мин


где Tоб – время оборотного рейса, мин

tр пр – время рейса в прямом направлении, мин

tр об – время рейса в обратном направлении, мин

tр пр = tр об.


^ 2.3 Расчёт скоростей движения


2.3.1 Среднетехническая скорость


Lм * 60

υт = ــــــــــــــــــ ;  ч/км

tдв


где Lм – длина маршрута, км

tдв – время движения , мин

60 – для перевода минут в часы.

2.3.2 Скорость сообщения


Lм * 60 Lм * 60

υс = ــــــــــــــــــ  = ــــــــــــــــــ ;  ч/км

tдв р+ tп р tс


где tп р – суммарное время простоя автобуса на промежуточных

пунктах, мин

tс – время сообщения автобуса от начального до конечного

пункта, мин.


2.3.3 Эксплуатационная скорость

Lм * 60 Lм * 60 2Lм * 60

υэ = ـــــــــــــــــــــــــــــــــــ  = ـــــــــــــــــــــ = ــــــــــــــــــــ ;  ч/км

tдв р+ tп р + tк о tр Tоб


где tк о – время простоя автобуса на одном конечном пункте, мин

tр – время рейса, мин

Tоб – время оборотного рейса, мин


^ 2.4 Пассажиропотоки. Цели и методы их изучения


Здесь следует дать понятие о пассажиропотоках, целях и методах их изучения. [Л - 7, стр.16-20].

Обеспечение рациональной организации пассажирских перевозок, улучшение обслуживания населения должны производиться на основе подробного изучения пассажиропотоков.

Пассажиропотоком называется количество пассажиров, которое перевозится или должно быть перевезено на каждом отрезке пути между остановками автобусного маршрута или в целом по сети автобусных маршрутов в одном направлении в единицу времени.

Задачей обследования является получение достоверных данных о мощности, распределении и колебаниях пассажиропотоков на автобусных маршрутах. Это даёт возможность рационально организовать работу автобусов на линии, правильно составить расписания их движения, выбрать типы подвижного состава, распределить автобусы по маршрутам и целесообразно расположить остановочные пункты.

Обследования пассажиропотоков могут быть сплошными и выборочными.

Сплошные обследования проводят на всех видах транспорта или на всех автобусных маршрутах с целью решения общих задач отдельных видов транспорта, а также комплексных транспортных вопросов: развитие и корректировка транспортной сети, улучшение координации работы различных видов пассажирского транспорта, перераспределение подвижного состава между маршрутами и т.п.

Выборочные обследования проводят на отдельных маршрутах, рейсах для решения частных вопросов, связанных с изменением расположения остановочных пунктов, изменением расписания движения автобусов, использованием автобусов на отдельных рейсах, определением пассажирооборота и объёма пассажирских перевозок по отдельным направлениям, рейсам, маршрутам и т.п.

На автотранспорте приняты следующие методы обследования пассажиропотоков: таблично-опросный, табличный, анкетный, талонный, глазомерный, отчётно-статистический.

Таблично-опросный метод основан на опросе пассажиров в автобусе. Сущность обследования данным методом заключается в том, что при обследовании учётчик, узнав от пассажира, до какой остановки он следует, должен в специально разработанной учётной таблице напротив пункта посадки проставить пункт


назначения. Таким образом, определяется передвижение пассажиров между остановочными пунктами маршрута.

Табличный метод основан на подсчёте пассажиров учётчиками, находящимися на остановочных пунктах или внутри автобуса. В первом случае учётчики ориентировочно определяют пассажирообмен основных остановочных пунктов или определяют наполнение проходящих автобусов примерным подсчётом количества пассажиров, находящихся в автобусе. Во втором случае учётчики подсчитывают количество входящих и выходящих пассажиров по каждому остановочному пункту.

Анкетный метод основан на заполнении населением, пассажирами или учётчиками специальных анкет. Обследование проводят или путём рассылки анкет по почте, или непосредственным опросом и заполнением анкет по месту жительства, работы, учёбы, во время поездки, на конечных остановочных пунктах.

Данные этого весьма трудоёмкого метода обследования не отражают фактического объёма перевозок на маршруте и используются для разработки новой, корректировки действующей транспортной сети или отдельных её узлов, маршрутов в целях улучшения работы транспорта. Этот метод в сравнении с другими позволяет получить ответ на большой круг интересующих вопросов и, в частности, выявить потребность населения в передвижениях по различным направлениям и в различные места вне зависимости от существующей транспортной сети.

Талонный метод позволяет определить, помимо основных показателей пассажиропотоков, также корреспонденции поездок пассажиров между остановочными пунктами маршрута. При этом методе обследования пассажирам при входе в автобус выдаются, а при выходе отбираются специальные талоны.

Визуальный или глазомерный метод обследования служит для сбора данных по остановочным пунктам со значительным пассажирообменом. Учётчики визуально определяют наполнение автобусов по условной бальной системе, и эти сведения заносят в специальные таблицы. Величина балла устанавливается:

1 балл – пассажирами занято до половины мест для сидения;

2 балла – занято более половины мест для сидения;

3 балла – заняты все места для сидения и до 50% мест для стояния;

4 балла – автобус полностью загружен, на войти в автобус можно;

5 баллов – автобус перегружен, войти нельзя.

Визуальным методом в бальной оценке наполнения могут пользоваться водители или кондукторы автобусов, которым выдаётся учётная таблица.

Отчётно-статистический метод применяется при анализе данных о выручке от перевозки пассажиров на маршрутах и проданных билетах. Сведения о проданных билетах позволяют определить количество перевезённых пассажиров по всему маршруту, колебания пассажиропотоков по направлениям маршрута, часам суток, месяцам и сезонам года. Для получения полных данных, кроме пассажиров, взявших разовые билеты, необходимо учитывать пассажиров, имеющих сезонные, месячные и другие виды проездных билетов.

Разрабатываются и внедряются автоматизированные методы, обеспечивающие получение информации в обработанном виде без участия людей.


^ 2.5 Построение эпюр распределения пассажиропотоков по участкам

маршрута и часам суток

(Графическая часть проекта 2-й и 3-й лист).


На основании данных о размерах пассажиропотока на отдельных участках маршрута за сутки - таблица 2.3 (См. приложение 2) строим эпюру изменения пассажиропотока по участкам маршрута – рисунок 1 (См. приложение 3).


На основании данных о распределении пассажиропотока по часам суток - таблица 2.4 (См. приложение 2) и выбрав масштаб, строим эпюру распределения пассажиропотока по часам суток – рисунок 2 (См. приложение 4).


Здесь следует указать какое время считать «Часом пик» в прямом и в обратном направлениях, и какое количество пассажиров перевозиться в это время.


Необходимо указать наиболее напряжённые участки маршрута и какое количество пассажиров в «час пик» перевозится в прямом и в обратном направлениях.


^ 2.6 Расчёт потребного количества автобусов, интервала и частоты движения


Количество автобусов рассчитывается по формуле:

Qmax

Ам = ــــــــــــــــــــ * Tоб , ед



где Ам – потребное количество автобусов, ед

Qmax - максимальная мощность пассажиропотока на наиболее напряжённом участке в «час пик», чел

qн – номинальная вместимость автобуса, чел

Tоб – время оборотного рейса, ч.


qн = qс + n * Sсв , чел

где qс - количество мест для сидения;

Sсв - площадь пола автобуса свободная от сидений, м2

n – норматив количества стоящих пассажиров на 1 м2 свободной площади пола автобуса, чел. (n = 3).


Интервал движения – это промежуток времени, через который автобусы следуют друг за другом. Его величина зависит от времени оборотного рейса и количества автобусов на маршруте. Он определяется делением времени оборотного рейса (Tоб) на количество автобусов (Ам):

Tоб

И = ـــــــــــــــــــــ , мин

Ам

где И – интервал движения

Частота движения – это количество автобусов, проходящих в «час пик» в одном направлении.

Она определяется по формуле:

Qmax

h = ـــــــــــــــــــ , авт/ч.



где h – частота движения.


^ 2.7 Составление расписания движения автобусов


В этом подразделе курсового проекта следует указать требования, предъявляемые к расписанию, т.е. что оно должно обеспечивать. Процесс разработки маршрутных расписаний делится на два этапа: подготовка и расчёт исходных данных; составление расписания [Л - 7, стр.28-30].

Движение автобусов по маршрутам осуществляется в строгом соответствии с утверждённым расписанием движения.

Маршрутное расписание движения автобусов представляет собой

основной документ для отдела эксплуатации автопредприятия, на основании которого строят работу всех звеньев эксплуатационной и технической служб.

Правильно составленное маршрутное расписание должно обеспечивать наименьшее время ожидания пассажирами автобуса и поездки к месту назначения, нормальное наполнение по всем перегонам маршрута; высокую регулярность на протяжении всего периода движения; высокую скорость сообщения при соблюдении безопасности поездок; эффективное использование автобусов; нормальный режим труда водителей; согласованность интервалов движения по отправлению на узловых остановках; выполнение плановых показателей работы автотранспортных предприятий.

Маршрутное расписание содержит название конечных пунктов, данные о протяжённости маршрута, типе и количестве подвижного состава, времени начала и окончания движения, принятом режиме труда водителей, дифференцированных нормативах времени рейса по периодам движения.

Составление расписаний – исключительно важная и очень трудоёмкая работа.

При составлении расписаний необходимы следующие данные:

- материалы изучения пассажиропотока и расчёты интервалов движения;

- установленные нормативы времени рейса по направлениям маршрута и периодам суток;

- данные о нулевых пробегах;

- принятые формы организации труда автобусных бригад;

- расписания движения автобусов и других видов пассажирского транспорта на соприкасающихся и примыкающих маршрутах;

- пункты заправки автобусов топливом и нормами времени на пробег и заправку;

- пункты для предоставления обеденных перерывов водителям;

- данные о режиме работы промышленных предприятий, организаций и учреждений;

- принятые меры контроля за регулярностью движения;

На основании маршрутного расписания составляют автобусное или рабочее расписание на каждый выход, станционное (диспетчерское) расписание, информационное расписание на остановочных и конечных пунктах для пассажиров.

По проектируемому маршруту расписание составляют следующим образом: к времени отправления первого автобуса от конечного пункта А прибавляется время сообщения в одном направлении (без времени простоя на конечном пункте). Определив время прибытия автобуса в пункт Б, тотчас же назначают время отправления из пункта Б. Используя данные об интервалах движения автобусов, по вертикали заносят в бланк все отправления автобусов от пункта А. Затем к времени отправления автобусов прибавляют время сообщения, определяют время прибытия и отправления автобусов из пункта Б. К времени отправления первого автобуса из пункта Б прибавляется время сообщения в обратном направлении, таким образом определяется время прибытия автобусов в пункт А после выполнения одного оборота. Время отправления автобусов из пункта А назначается далее через заданный интервал движения. Такие действия повторяют в течение всего периода работы автобусов на маршруте. Начало и окончание работы автобусов должно соответствовать пассажиропотоку.

Расписание движения автобусов на маршруте представлено в таблице 2.5 (См. приложение 5).

Согласно Трудовому кодексу РФ в течение рабочего дня (смены) водителю и кондуктору должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут. Перерыв на обед должен предоставляться по возможности в часы спада пассажиропотока, но не позднее чем через 4-5 часов с начала работы. В целях организации беспересадочного движения пассажиров перерыв на обед и смена бригад предоставляется преимущественно на конечных пунктах маршрута. Время простоя на конечном пункте в продолжительность обеденного перерыва не включается.


^ 2.8 Определение показателей по расписанию движения автобусов

Для определения продолжительности работы автобуса необходимо от времени прибытия в автопредприятие вычесть время выхода автобуса из АТП и время обеденного перерыва.


Τн = Τз – Τвых – Τоб.пер, ч

где Τн – время в наряде, ч

Τз – время заезда автобуса в парк, ч

Τвых – время выхода из парка, ч

Τоб.пер – время обеденного перерыва, ч .

Таким образом, продолжительность работы определяется для автобусов, работающих по односменному режиму.

Если режим работы автобусов двухсменный, то продолжительность работы каждой смены определяется следующим образом:

Для первой смены – от времени начала смены (прибытия на конечный пункт, где происходит смена водителей) вычесть время выхода из автопредприятия и время обеденного перерыва;

Для второй смены – от времени возвращения в АТП вычесть время начала смены и время обеденного перерыва.

Общее количество автомобиле-часов работы (АЧэ) определяется путём суммирования времени работы каждого автобуса за день.

Средняя величина времени в наряде определяется делением общего количества автомобиле-часов работы (АЧэ) за день на количество автобусов, предусмотренное расписанием (Ам):


АЧэ

Тн ср = ـــــــــــــــــــــ , ч

Ам


Количество рейсов каждого автобуса (Zр) берём из расписания:

Zр = 2 * nоб , ед

где nоб – количество оборотных рейсов


Σ Zр = Zр * Ам, ед

где Σ Zр – общее количество рейсов по маршруту за сутки


Пробег с пассажирами по маршруту равен:

Lпасс = Lм * Σ Zр , км

Для определения общего пробега необходимо к пробегу с пассажирами прибавить нулевой пробег всех автобусов:

Lоб = Lпасс + Lо, км

где Lо – нулевой пробег всех автобусов, км

Lо = lо * Ам, км

где lо – нулевой пробег одного автобуса за сутки, км

Величина одного нулевого пробега приведена в задании на курсовой проект.


Коэффициент использования пробега равен отношению пробега с пассажирами к общему пробегу:

Lпасс

β = ــــــــــــــــــ ;

Lоб


где β – коэффициент использования пробега.

Величина коэффициента использования пробега округляется с точностью до 0,001.


^ 2.9 Составление таблицы стоимости проезда


Перевозка пассажиров в автобусе осуществляется за плату. Размер оплаты за проезд и перевозку багажа на автомобильном транспорте называют тарифами или тарифной платой. Размер тарифных плат является одним из важнейших элементов, оказывающих влияние на объём перевозок пассажиров и степень использования транспортных средств.

На пригородных маршрутах применяются покилометровые тарифы, т.е. стоимость проезда пассажира зависит от дальности поездки.

Вначале на каждый маршрут составляется таблица расстояний - таблица 2.6 (См. приложение 6).

В таблице расстояний указываются расстояния между каждым остановочным пунктом и нарастающим итогом по маршруту.

Зная стоимость одного пассажиро-километра можно определить стоимость проезда по каждому участку и маршруту в целом путём умножения стоимости одного пассажиро-километра на расстояние поездки.

Стоимость проезда определяем с точностью до 10 коп, стоимость менее 5 коп – отбрасывается, а более 5 коп – принимается 10 коп.

Взамен платы за проезд каждый пассажир получает билет, абонементный талон и др. (в зависимости от системы сбора платы).

Билеты вручаются пассажиру через кассы автовокзалов, автостанций, кондуктора, водителя.

Билет на право проезда является основным документом, по которому контролируется правильность поступления платы за оказанные услуги пассажиру в его передвижении и перевозке багажа.

Таблицу стоимости проезда составляют исходя из стоимости 1 пассажиро-километра - таблица 2.7 (См. приложение 6).

^ 2.10 Расчёт производственной программы по эксплуатации


Прежде чем приступить к расчёту производственной программы составляют таблицу показателей - таблица 2.8 (См. приложение 7).

2.10.1 Списочное количество автобусов

Аэ

Ас = ــــــــــــــــــــ , ед

αв

где Аэ – эксплуатационное число автобусов (по расписанию);

αв – коэффициент выпуска (дано в задании).

Списочное количество автобусов принимается с точностью до 0,1.


2.10.2 Автомобиле-дни в хозяйстве

АДх = Ас * Дк, авт-дн.

где Дк – календарное число дней (дано в задании).


2.10.3 Автомобиле-дни в эксплуатации

АДэ = АДх * αв, авт-дн


2.10.4 Среднесуточный пробег одного автобуса

Lоб

Lсс = ـــــــــــــــــــ , км

Аэ

где Lоб – общий пробег за день всех автобусов по расписанию.


2.10.5 Общий годовой пробег

Lоб. г = Lсс * АДэ , км


2.10.6 Производительный пробег автобусов за год

Lпр. г = Lоб * β , км

где β – коэффициент использования пробега


2.10.7 Выработка автобуса за автомобиле-день работы в пассажиро-километрах и в пассажирах

а) в пассажиро-километрах:

Wрд = q * γ * Τн * υэ * β , пасс-км;

где q – вместимость автобуса по числу мест для сидения;

γ – коэффициент динамического использования вместимости;

υэ – эксплуатационная скорость, км/ч;

β – коэффициент использования пробега.


б) в пассажирах:

Wрд

Uрд = ــــــــــــــــــ , пасс

lср

где lср – средняя дальность поездки одного пассажира, км (дано в задании)


2.10.8 Объём перевозок пассажиров за год

Qгод = Uрд * АДэ , пасс


2.10.9 Пассажирооборот за год

Пассажирооборот – это количество перевезённых пассажиров, умноженное на среднее расстояние поездки одного пассажира (lср ).


Pгод = Qгод * lср , пасс-км


Примечание: Выработка автобуса в пассажиро-километрах, пассажирах за день, годовые объёмы перевозок пассажиров принимаются в целых единицах.


После определения всех технико-эксплуатационных показателей их сводят в таблицу - таблица 2.9 (См. приложение 7).


^ 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Организация труда водителей


Здесь следует изложить формы организации труда водителей, которые применяются в автопредприятиях, выбрать рациональную для разрабатываемого в курсовом проекте маршрута. Изложить сущность принятой формы организации труда. Составить график работы водителей на месяц. Определить фактический месячный фонд рабочего времени.

Формы организации труда водителей и соответствующие им графики работы подробно изложены в Л -1, стр. 22 – 28.

Водители являются основными участниками транспортного процесса, поэтому от организации их работы в значительной мере зависит уровень производительности труда, качество перевозок и безопасность движения. Поэтому при организации труда водителей необходимо строго придерживаться установленного нормируемого режима труда и отдыха, правильного чередования утренних, дневных и вечерних смен работы. Нормируемая продолжительность их рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.

Особенности регулирования труда и отдыха водителей автомобилей в соответствии с трудовым законодательством РФ устанавливает Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённое Министром от 20 августа 2004г. № 15. Режим труда и отдыха, предусмотренный этим Положением, обязателен при составлении графиков работы водителей. Расписание движения автобусов во всех видах сообщений должны разрабатываться с учётом норм и требований Положения.

Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей предусматривается суммированный учёт рабочего времени (как правило, за месяц) в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная ил еженедельная продолжительность рабочего времени.

При суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям автобусов может устанавливаться не более 10 часов. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских линиях, с их согласия может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены не позже, чем через 4 часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее 2-х часов без учёта времени для отдыха и питания. Время кратковременного отдыха предоставляется в месте дислокации. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

В состав рабочего времени водителя включается: время управления автомобилем; время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии; время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии; время стоянки в местах посадки и высадки пассажиров; время простоев не по вине водителей; время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля; время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей.

Водители в соответствии с законодательством РФ пользуются правом на время отдыха: перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания; ежедневный отдых; еженедельный отдых; отдых в праздничные дни; ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством РФ, коллективным договором.

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2-х часов не позднее 4-х часов после начала работы. При установленной графиком продолжительности ежедневного рабочего времени более восьми часов водителю предоставляется 2 перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2-х часов.

При суммированном учёте рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

В праздничные дни допускается работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие (на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения). При суммированном учёте рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учётного периода.

В зависимости от режима работы автобуса на линии его закрепляют за одним, двумя или тремя водителями, смена которых производится на автобусных станциях, как правило, на конечных.

В автотранспортных предприятиях применяются следующие основные формы организации труда автобусных бригад: строенная, двухсполовинная, спаренная, сдвоенная, полуторная, одиночная и по разрывному графику (с разделением смены на две части).

Прежде чем приступить к составлению графика работы водителей необходимо определить месячный фонд рабочего времени того месяца, на который будет разрабатываться график. Для водителей автобусов принят суммированный учёт рабочего времени, как правило, месячный.

Месячный фонд рабочего времени определяется по формуле:

ФРВпл = (Дк – Дв – Дп) * tсм, ч

где Дк – число календарных дней в месяце;

Дв – количество воскресных дней;

Дп – количество праздничных дней;

tсм – продолжительность смены, ч; (Принимаем 6,7 ч из расчёта 40 ч работы в неделю).

Определяем количество рабочих смен за месяц (nсм):

ФРВпл

nсм = ــــــــــــــــــــــ ;

Τсм + 0,38

где Τсм – продолжительность одной смены, ч

0,38 – норма подготовительно-заключительного времени (с учётом предрейсового осмотра) на 1 смену, ч.

Фактический месячный фонд рабочего времени (ФРВф) составит:

ФРВф = (Τсм + 0,38) * nсм ;


Переработка за месяц составит (Пер):

Пер = ФРВф - ФРВпл , ч

Переработка за месяц допускается в пределах 10 часов, следовательно Пер = допустима по ТК РФ.

После выбора формы организации труда водителей и на основании выполненных расчётов составляется график работы водителей на месяц - таблица 3.1 (См. приложение 8).

^ 3.2 Организация диспетчерского управления движением автобусов на маршруте


При изложении этого вопроса следует учесть, что на конечных пунктах маршрута имеются пассажирские автостанции.

В этом подразделе следует указать основные задачи диспетчерской службы автостанции, по каким вопросам должны быть информированы пассажиры пригородных сообщений, где производится посадка (высадка) пассажиров в автобусы пригородных сообщений, организацию продажи билетов пассажирам.

Руководство движением автобусов на пригородных, городских и междугородных маршрутах осуществляется по диспетчерской системе. Система диспетчерского руководства представляет собой централизованное управление движением автобусов, непрерывный контроль и оперативное регулирование движения по всей автобусной сети в целях организации бесперебойного и регулярного движения автобусов на каждом маршруте.

Организация и диспетчерское управление движением автобусов в пригородном сообщении имеет характерные особенности. Они состоят в том, что перевозки пассажиров в пригородном сообщении включают не только трудовые и культурно-бытовые поездки, но и массовые поездки населения в предвыходные и выходные дни с целью отдыха в загородных условиях работы на дачных участках. Поэтому пассажиропотоки в эти дни увеличиваются, изменяется объём перевозки и средняя дальность поездки пассажиров и по сезонам года. Эти особенности должны учитываться при организации и управлении движением автобусов.

Пригородные автобусные маршруты начинаются в черте города и проходят за его пределами, заканчиваясь обычно в районном центре, в зоне отдыха вблизи железнодорожной станции, в посёлках городского типа и др.

Протяжённость пригородного автобусного маршрута за пределами городской черты достигает, как правило, до 50 км.

Пригородные маршруты обычно начинаются и заканчиваются на автовокзалах и автостанциях. Поэтому диспетчерское управление движением автобусов организуется централизованно и выполняется аппаратом диспетчеров автовокзалов и автостанций и линейными диспетчерами на промежуточных остановочных пунктах. Контроль за движением автобусов осуществляется по перегонам и в целом по маршруту.

Основными задачами диспетчерского управления движением автобусов являются:

- контроль за своевременным прибытием и отправлением автобусов по каждому остановочному пункту;

- контроль за наполнением автобусов;

- контроль за отправлением автобусов в рейс;

- оформление путевой документации;

- управление движением автобусов на маршруте;

- регулирование движения автобусов при отклонении времени движения от расписания;

- учёт изменения спроса на перевозки и своевременная передача информации о времени отправления автобуса и наличии свободных мест.

Контроль за прибывающими автобусами ведётся в соответствии с расписанием движения, с отметками в «Диспетчерской ведомости», где также фиксируется время отправления в рейс.

Отправление автобуса в рейс производит дежурный диспетчер автовокзала или автостанции.

При отправлении автобуса в рейс, дежурный диспетчер проверяет соответствие наличия пассажиров в автобусе количеству, указанному в «Ведомости продажи билетов».

В течение 5-15 минут после отправления автобуса диспетчер сообщает на следующий остановочный пункт фактическое время отправления и сведения о наличии свободных мест. В случае опоздания прибытия автобуса в данный пункт более чем на 20 минут против расписания, диспетчер обязан сообщить об этом на следующий остановочный пункт, а при опоздании более чем на 1 час- по всему маршруту.

Руководствуясь систематической информацией о регулярности движения автобусов на маршруте, диспетчерский аппарат и линейные диспетчеры автовокзалов и автостанций принимают оперативные меры по восстановлению регулярности движения на наиболее напряжённых направлениях. Для этого используются различные приёмы: увеличения скоростей движения автобусов на маршруте; задержка автобуса на автостанции (автовокзале); использование резервных автобусов; замена обычного рейса полуэкспрессным или экспрессным; отмена очередного рейса или введение дополнительных рейсов, предусмотренных специальным расписанием.

Кроме того, в обязанности диспетчерской службы входит дополнительное информационное обслуживание пассажиров на автовокзалах, автостанциях и промежуточных остановочных пунктах.


^ 4 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

4.1 Расчёт доходов от перевозки пассажиров

Доходы от перевозки пассажиров (Д) определяются по формуле:

Д = Тпкм * Рпкм * kльг , руб

где Д – доходы от перевозки, руб

Тпкм – тариф за 1 пасс-км, руб

kльг – коэффициент, учитывающий льготный проезд пассажиров


^ 4.2 Доходная ставка за 1 пассажирокилометр


Доходная ставка за 1 пасс-км (dст) определяется по формуле:

Д

dст = ــــــــــــــــــ , руб

Рпкм


5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Исходя из исходных данных: протяжённости маршрута, времени движения за рейс, суммарного времени простоя на промежуточных остановочных пунктах за рейс, времени простоя на конечном остановочном пункте и данных обследования пассажиропотока по часам суток и участкам маршрута и произведённых расчётов в заключении следует обобщить результаты проделанной работы:

- сколько и какой марки автобусов должно быть задействовано на проектируемом маршруте для полного удовлетворения потребностей пассажиров в пассажирских перевозках при высоком уровне качества обслуживания. Сколько при этом составит интервал и частота движения на маршруте. Какова будет средняя величина времени в наряде за смену. Чему будет равно время рейса и время оборотного рейса.

- сколько в результате расчёта производственной программы по эксплуатации составит: списочное количество автобусов, общий годовой пробег автобуса, пробег с пассажирами, коэффициент использования пробега, выработка автобуса за автомобиле-день работы в пассажирах и в пассажиро-километрах, объём перевозки пассажиров на маршруте за год, пассажирооборот.

- какие были разработаны вопросы организации труда водителей, и вопросы организации диспетчерского управления движением автобусов на маршруте.

- какие экономические показатели работы автобусов были определены и сколько они составили.


6 ЛИТЕРАТУРА


1. Спирин И.В. «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками», М, 2008г.

2. Туревский И.С. «Автомобильные перевозки». М: Форум: Инфра-М, 2008г.

3. Устав автомобильного транспорта от 8.112007 №259-ФЗ.

4. «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами». Приказ Министерства транспорта РФ от 8.01.97г. №2.

5. Гудков В.А., Миродин Л.Б., «Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками». М, Транспорт, 1997г.

6. Минавтотранс РСФСР «Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте». М. 1983г.

7. «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками» Программа и методические указания, Н.Новгород, 2007 г.

8. Методические указания по выполнению курсового проекта Н.Новгород, 2007 г.





^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОЕКТА.


Графическая часть курсового проекта выполняется на 2-х листах. Первый лист чертёжной бумаги формата А1(594*841 мм) делится на три части. Первая часть (слева) формата А2 (594*420) и 2 формата А3 (297*420) (справа) – рисунок 3 (См. приложение 9).

На листе 1 вычерчивается схема маршрута (А2). Схема маршрута выполняется в виде линий движения автобусов с указанием конечных и всех промежуточных остановок.

На листе 2 вычерчивается эпюра распределения пассажиропотока по участкам

маршрута (А3) (то же что и рисунок 1 См. приложение 3).

На листе 3 вычерчивается эпюра распределения пассажиропотока по часам суток (А3) (то же что и рисунок 2 См. Приложение 4).

На листе 4 вычерчивается расписание движения автобусов (А1). Для этого используется графический метод разработки маршрутных расписаний – рисунок 4 (См. приложение 10). Как правило, его применяют в основном в малых городах и при незначительном числе автобусов на маршруте. Метод основан на построении графика движения автобуса в координатах путь – время. Наклон линий соответствует скорости движения автобусов. График обеспечивает наглядность интервалов движения в различные периоды суток и прост в использовании. При большом числе выходов затрудняется прослеживание работы их в течение суток.

Ниже расписания вычерчиваются 2 таблицы – таблица 4 и таблица 5 (См. приложение 11).


ПРИЛОЖЕНИЯ





^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГОУ СПО

«Брянский автотранспортный техникум»


КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Тема проекта: «Организация работы автобусов на пригородном маршруте Брянск- Жуковка».


Шифр проекта КП 190701.3401

Группа О - 34

Студент И.И. Иванов

Руководитель С.В. Саламатина

Н.контроль Г.В. Брагинец


2011
  1   2

Похожие:

Методическое пособие для выполнения курсового проекта по дисциплине: «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками» iconМетодическое пособие для выполнения курсового проекта по дисциплине: «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками»
Спец. 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (на автомобильном транспорте)»
Методическое пособие для выполнения курсового проекта по дисциплине: «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками» iconПлан доклада защиты кп по дисциплине: «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками»
Уважаемый председатель и члены государственной комиссии, темой Курсового проекта является
Методическое пособие для выполнения курсового проекта по дисциплине: «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками» iconВопросы к экзамену по дисциплине: «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками»

Методическое пособие для выполнения курсового проекта по дисциплине: «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками» iconМетодическое пособие Для выполнения курсового проекта 5 курса Специальность 050501. 15 Профессиональное обучение «Автомобили и автомобильное хозяйство»
Методическое пособие устанавливает правила разработки и оформления курсового проекта студентами 5 курса специальности 050501. 15...
Методическое пособие для выполнения курсового проекта по дисциплине: «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками» iconКурсовой проект по дисциплине : «Организации и управлении пассажирскими автомобильными перевозками» на тему
Улучшение организации движения пассажирских автобусов на городском маршруте №60-м «Чичерина-Центральный рынок»,обслуживаемый «муп...
Методическое пособие для выполнения курсового проекта по дисциплине: «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками» iconОбщие методические указания по выполнению курсового проекта
С. 13. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия. Методические указания и задания для выполнения курсового...
Методическое пособие для выполнения курсового проекта по дисциплине: «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками» iconУчебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» для студентов, обучающихся по направлению 080500 «Менеджмент»
Б82 Боргардт Е. А. Маркетинг: учебно-методическое пособие по выполнению курсовых работ / Е. А. Боргардт – Тольятти: Тольяттинский...
Методическое пособие для выполнения курсового проекта по дисциплине: «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками» iconМетодическое пособие «управление поставками, ассортиментом и товарными запасами»
На какие разделы проекта влияет управление поставками, ассортиментом и товарными запасами
Методическое пособие для выполнения курсового проекта по дисциплине: «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками» iconМетодическое пособие для студентов обучающихся по специальности профессиональное обучение
...
Методическое пособие для выполнения курсового проекта по дисциплине: «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками» iconФамилия Имя
В друг у кого то есть знакомые которые занимаются пассажирскими перевозками напишите Лысенку Константин!
Методическое пособие для выполнения курсового проекта по дисциплине: «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками» iconМетодические рекомендации к выполнению курсового проекта на тему: "Проект озеленения и благоустройства части жилой застройки в г. Пермь" для студентов специальности 260500
Методические рекомендации предназначены для студентов 4 курса очной формы обучения специальности 260500 "Садово-парковое и ландшафтное...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы