Н. В. Гоголя \"Мёртвые Души.\" Коломацкая Анастасия Андреевна Купаева Т. В г. Тольятти 2011. Введение. Стр. «3,4» описание помещиков. Стр. «5,6,7,8» Заключение Стр. «9» Литература icon

Н. В. Гоголя "Мёртвые Души." Коломацкая Анастасия Андреевна Купаева Т. В г. Тольятти 2011. Введение. Стр. «3,4» описание помещиков. Стр. «5,6,7,8» Заключение Стр. «9» Литература


Скачать 25.17 Kb.
НазваниеН. В. Гоголя "Мёртвые Души." Коломацкая Анастасия Андреевна Купаева Т. В г. Тольятти 2011. Введение. Стр. «3,4» описание помещиков. Стр. «5,6,7,8» Заключение Стр. «9» Литература
Н. В. Гоголя "Мёртвые Души."<> <> Коломацкая Анастасия Андреев
Размер25.17 Kb.
ТипЛитература

МОУ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №81


Помещичья Русь в поэме Н. В. Гоголя

"Мёртвые Души."

Коломацкая Анастасия Андреевна


Купаева Т.В


г.Тольятти 2011.

Введение. Стр. «3,4»

§1. Описание помещиков. Стр. «5,6,7,8»

Заключение Стр. «9»

Литература Стр. «10»



Введение

К работе над «Мертвыми душами» Гоголь приступил в 1835 году. В это время писатель мечтал о создании большого эпического произведения, посвященного России. А.С. Пушкин, одним из первых оценивший своеобразие таланта Николая Васильевича, посоветовал ему взяться за серьезное сочинение и подсказал интересный сюжет. Он рассказал Гоголю об одном ловком мошеннике, который попытался разбогатеть, закладывая в опекунский совет купленные им мертвые души как души живые. В то время было известно немало историй о реальных скупщиках мертвых душ. В числе таких скупщиков называли также одного из родственников Гоголя. Сюжет поэмы был подсказан действительностью.

«Пушкин находил, – писал Гоголь, – что такой сюжет “Мертвых душ” хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров». Сам Гоголь считал, что для того, «чтобы узнать, что такое Россия нынешняя, нужно непременно по ней поездиться самому». В октябре 1835 года Гоголь сообщал Пушкину: «Начал писать “Мертвые души”. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с которым бы можно коротко сойтись. Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь».

Первые главы своего нового произведения Гоголь с тревогой прочитал Пушкину, ожидая, что они вызовут его смех. Но, закончив читать, Гоголь обнаружил, что поэт помрачнел и произнес: «Боже, как грустна наша Россия!». Это восклицание заставило Гоголя по-иному взглянуть на свой замысел и переработать материал. В дальнейшей работе он старался смягчить то тягостное впечатление, которое могли бы произвести "Мертвые души" – перемежал смешные явления с грустными.

Большая часть произведения создавалась за границей, главным образом в Риме, где Гоголь старался избавиться от впечатления, произведенного нападками критики после постановки «Ревизора». Находясь вдалеке от Родины, писатель ощущал неразрывную связь с ней, и только любовь к России была источником его творчества.

После гибели Пушкина, явившейся для Гоголя тяжелым ударом, работу над «Мертвыми душами» писатель считал духовным заветом, выполнением воли

великого поэта: «Я должен продолжать мною начатый большой труд, который писать с меня взял слово Пушкин, которого мысль есть его создание и который обратился для меня с этих пор в священное завещание».

В мае 1842 года книга поступила в продажу и, по воспоминаниям современников, была раскуплена нарасхват. Читатели сразу же разделились на два лагеря – сторонники взглядов писателя и те, кто узнал в персонажах поэмы себя. Последние, главным образом, помещики и чиновники, сразу обрушились на писателя с нападками, а сама поэма оказалась в центре журнально-критической борьбы 40-х годов.

После выхода первого тома Гоголь полностью посвятил себя работе над вторым (начатым еще в 1840 году). Каждая страница создавалась напряженно и мучительно, все написанное казалось писателю далеким от совершенства. Летом 1845 года, во время обострившейся болезни, Гоголь сжег рукопись этого тома. Позднее он объяснил свой поступок тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Гоголь мечтал переродить людей путем прямого наставления, но не смог – он так и не увидел идеальных «воскресших» людей. Однако его литературное начинание было позднее продолжено Достоевским и Толстым, которые смогли показать перерождение человека, воскресение его из той действительности, которую так ярко изобразил Гоголь


§1.Описание помещиков.


В поэме Н. В. Гоголя изображена крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу. Привилегированное положение дворянства накладывало на него ответственность за экономическое и культурное развитие государства.Гоголь задумал монументальное произведение в трех томах, великую «национальную поэму». Он стремился показать не только современную Россию, но пытался заглянуть в ее завтрашний день, раскрыть положительные начала русской жизни, указать родине путь к спасению. В поэме Гоголя «Мертвые души» выведена целая галерея типажей, ставших нарицательными именами.

Каковы же основные представители этого сословия? Писатель дает в поэме крупным планом образы помещиков, этих хозяев России. Причем он изображает не лучшую просвещенную часть дворянства, а тех, кто составлял его основную массу. Знакомство с обитателями патриархальных барских усадеб — Маниловым, Ноздревым, Собакевичем, Коробочкой, Плюшкиным — выявляет основные типичные черты российского провинциального дворянства: паразитизм, алчность, бездумное расточительство, умственное и моральное убожество. Как замечательный писатель-реалист Гоголь раскрывает эти общие качества в индивидуальных, ярких и неповторимых образах, создавая типические характеры.

Расположение помещиков в поэме не случайно. Сначала мы вместе с Чичиковым попадаем в поместье Манилова, которое называют парадным фасадом помещичьей России, а затем последовательно гостим у хозяйственной, аккуратной "скопидомки" Коробочки, чтобы потом побывать в разоренной усадьбе фамильярного, бесшабашного Ноздрева и у основательного кулака Собакевича. Завершает это безотрадное путешествие картина полнейшей ветхости и запустения деревни Плюшкина. В такой последовательности мы видим движение — от лучшего к худшему. И касается это, главным образом, не столько барских усадеб, сколько их обитателей.

Манилов при первом знакомстве производит приятное впечатление культурного деликатного человека. Но уже в этой беглой характеристике слышится знаменитая гоголевская ирония. Об этом говорит и книга, два года заложенная закладкой на четырнадцатой странице, и сравнение его глаз с сахаром. В облике этого героя явственно проступает приторная слащавость. Склонность Манилова к изысканным, витиеватым оборотам речи говорит о его стремлении казаться просвещенным, высококультурным человеком. Но эти внешние обходительные манеры не могут скрыть пустоты его души. Все занятия Манилова состоят в бессмысленных мечтаниях, глупых и неосуществимых прожектах. На эту мысль наводит и описание его усадьбы, которое является у Гоголя важнейшим приемом характеристики помещиков. Каков хозяин, такова и усадьба. У Манилова в деревне царят беспорядок и разорение. Это впечатление усугубляется описанием пейзажа с преобладанием неопределенного, серого цвета. Невольно вспоминается авторская характеристика людей типа Манилова: "ни то ни се", "ни в городе Богдан ни в селе Селифан". Характер Манилова во всей полноте выражается в его речи и в том, как он ведет себя во время сделки с Чичиковым. Гоголь смешно описывает растерянность Манилова. Понимая, что предложение милейшего гостя явно противоречит закону, он не в силах отказать такому приятнейшему человеку. Его озабоченность находит выражение в размышлении о том, "не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?" Комизм ситуации заключается в том, что заботу о политике государства проявляет человек, не знающий, сколько крестьян у него умерло, не умеющий наладить свое собственное хозяйство. И такие люди являются правящим классом России!

Другой тип помещицы предстает перед нами в образе Коробочки. В отличие от Манилова она хозяйственна и практична. Она хорошо знает цену "копейке". Поэтому она так боится продешевить, продавая Чичикову необычный товар. Все доводы предприимчивого дельца разбиваются о ее несокрушимую "дубинноголовость" и жадность. Значит, при всех индивидуальных особенностях она отличается такой же пошлостью и "мертводушием", как Манилов.

Зато какой неукротимой энергией, активностью, бойкостью, стремительностью веет от Ноздрева, этого кутилы, лихача, известного в городе "исторического человека". Его совершенно не занимают мелочные заботы о накоплении денег. Нет, у него другая, противоположная страсть — бездумно и легко тратить деньги на кутежи, картежные игры, покупку ненужных вещей. Каков же источник его доходов? Он тот же, что и у других помещиков — крепостные крестьяне, которые обеспечивают своим господам праздную и беззаботную жизнь. Именно на этой благодатной почве буйно расцветают такие качества Ноздрева, как наглое вранье, хамское отношение к людям, нечестность, бездумье. Это отражается в его отрывочной, быстрой речи, в том, что он постоянно перескакивает с одного предмета на другой, в его оскорбительных, бранных, циничных выражениях типа "скотовод эдакой", "свинтус ты за это", "такая дрянь". Говоря об одном герое, автор вместе с тем дает характеристику подобным ему людям. Ирония автора заключается в том, что в первой части фразы он аттестует таких ноздревых как "хороших и верных товарищей", а затем добавляет: "... и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы". За что? Конечно, за их страстишку нагадить ближнему. Усадьба Ноздрева помогает лучше понять и его характер, и жалкое положение его крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно. Поэтому нетрудно сделать вывод о бесправном и нищенском положении крепостных Ноздрева.

У Собакевича в противоположность Ноздреву все отличается добротностью и прочностью. Но это не производит отрадного впечатления, потому что Гоголь гиперболически подчеркивает уродство и нелепость построек Собакевича и обстановки его дома. При описании внешности этого героя писатель применяет блестящий художественный прием — он сравнивает Собакевича со "средней величины медведем". Это позволяет читателю не только зримо представить себе облик героя, но и увидеть его животную сущность, отсутствие высшего духовного начала. Если Манилов хотя бы пытался усвоить внешние манеры интеллигентного гуманного человека, то Собакевич не скрывает своего глубокого презрения к просвещению, определяя его словом "фук". Именно собакевичи были главной опорой трона, они убивали все гуманное и прогрессивное. Собакевич — ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. Позорный торг из-за "мертвых душ" обнаруживает определяющую черту его характера — неудержимое стремление к наживе, алчность, стяжательство. При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует прием гиперболизации. Достаточно вспомнить его чудовищный аппетит или портреты полководцев с толстыми ногами и "неслыханными усами", украшавшими его кабинет.

Ирония и сарказм в характеристике Манилова, Коробочки, Ноздрева и Собакевича сменяются гротескным изображением Плюшкина. Он, безусловно, наиболее омертвелый среди "мертвых душ", так как именно в этом герое Гоголь показал предел душевной опустошенности. Он даже внешне потерял человеческий облик, ибо Чичиков, увидя его, не мог понять, какого пола эта фигура. Наглость и хамство Ноздрева, его стремление напакостить ближнему все-таки не мешали ему появляться в обществе и общаться с людьми. Плюшкин же полностью замкнулся в своем эгоистическом одиночестве, отрезав себя от всего мира. Ему безразличны судьбы своих детей, его тем более не трогает судьба мрущих от голода крестьян. Все нормальные человеческие чувства полностью вытеснены из души Плюшкина страстью к накопительству. Но если у Коробочки и Собакевича собранные деньги шли на укрепление хозяйства и тратились осмысленно, то маразматическая скупость Плюшкина перешла все пределы и обратилась в свою противоположность. Занятый собиранием всякой дряни, вроде черепков и старых подошв, он не замечает того, что разрушается его хозяйство. Судьба крепостных Плюшкина особенно впечатляюще говорит о трагической участи русского народа, которым правят алчные, жадные, пустые, расточительные и выживающие из ума люди. Поэтому гоголевская поэма неизбежно заставляет задуматься о том, каким страшным злом России на протяжении веков было крепостное рабство, как оно калечило и ломало судьбы людей, тормозило экономическое и культурное развитие страны.

Все гоголевские помещики – характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их внешнем разнообразии суть остается неизменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые. Истинных движений живой души мы не видим ни в пустом мечтателе, ни в крепколобой хозяйке, ни в «жизнерадостном хаме», ни в похожем на медведя помещике. Все это лишь видимость с полным отсутствием духовного содержания, потому эти герои и смешны.


 


Заключение

Поэма «Мертвые души» названа так не случайно. Белинский пишет, что «мертвыми душами» являются сами помещики и чиновники.

Н.В. Гоголь хотел показать, как это страшно, когда «мертвые души» обладают непомерной властью и владеют сотнями крестьянских душ, многие из которых были талантливее и умнее, чем их хозяева. Мир вещей,в окружении которых живут герои Гоголя, мелочи и условности, в которых они утопают, позволяет говорить о том, что живых душ в этой галерее типов не встретишь, внутреннее содержание подменяется вещественным фоном. Такой подход автора к раскрытию характеров героев - своего рода предупреждение, напоминание о постепенно утрачиваемом истинно человеческом шансе сберечь душу. Писатель как бы говорит о том, что всякий человек с "живой" душой в молодые годы и душой , "мертвеющей" с течением времени, имеет ещё шанс на воскресение.


Литература

http://www.examens.ru/otvet/1/11/1186.html

http://www.kostyor.ru/student/?n=37
http://www.licey.net/lit/gogol/history
Лучшие сочинения 6-11 класс. Н.В. Малинина
Учебник литературы 9 класс. В.Я. Коровина
“Мертвые Души” Н.В. Гоголь


Похожие:

Н. В. Гоголя \"Мёртвые Души.\" Коломацкая Анастасия Андреевна Купаева Т. В г. Тольятти 2011. Введение. Стр. «3,4» описание помещиков. Стр. «5,6,7,8» Заключение Стр. «9» Литература iconН. В. Гоголя "Мёртвые Души." Коломацкая Анастасия Андреевна Купаева Т. В г. Тольятти 2011. Введение. Стр. «3,4» описание помещиков. Стр. «5,6,7,8» Заключение Стр. «9» Литература
В то время было известно немало историй о реальных скупщиках мертвых душ. В числе таких скупщиков называли также одного из родственников...
Н. В. Гоголя \"Мёртвые Души.\" Коломацкая Анастасия Андреевна Купаева Т. В г. Тольятти 2011. Введение. Стр. «3,4» описание помещиков. Стр. «5,6,7,8» Заключение Стр. «9» Литература iconЗадача 1 стр. 3 Задача 2 стр. 7 Задача 3 стр. 11
Используя графический метод решения линейных программ, найти максимальное и минимальное значение линейной функции на одном и том...
Н. В. Гоголя \"Мёртвые Души.\" Коломацкая Анастасия Андреевна Купаева Т. В г. Тольятти 2011. Введение. Стр. «3,4» описание помещиков. Стр. «5,6,7,8» Заключение Стр. «9» Литература iconТема: Особенности мужского и женского организмов в зрелом возрасте Стр
Тема: Введение в геронтологию. Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста. Медицинская...
Н. В. Гоголя \"Мёртвые Души.\" Коломацкая Анастасия Андреевна Купаева Т. В г. Тольятти 2011. Введение. Стр. «3,4» описание помещиков. Стр. «5,6,7,8» Заключение Стр. «9» Литература iconСодержание: I. Основные положения стр
Права и обязанности подписчиков стр
Н. В. Гоголя \"Мёртвые Души.\" Коломацкая Анастасия Андреевна Купаева Т. В г. Тольятти 2011. Введение. Стр. «3,4» описание помещиков. Стр. «5,6,7,8» Заключение Стр. «9» Литература iconВведение стр. 3 Стратиграфия месторождения стр. 6
В настоящее время нефть и газ составляют более 65% мирового потребления первичных источников энергии. В 2003 году потребление нефти...
Н. В. Гоголя \"Мёртвые Души.\" Коломацкая Анастасия Андреевна Купаева Т. В г. Тольятти 2011. Введение. Стр. «3,4» описание помещиков. Стр. «5,6,7,8» Заключение Стр. «9» Литература icon3 стр.: Программа практики (вклеивание ксерокопии) 4 стр
Руководитель практики от кафедры профессиональной иноязычной подготовки
Н. В. Гоголя \"Мёртвые Души.\" Коломацкая Анастасия Андреевна Купаева Т. В г. Тольятти 2011. Введение. Стр. «3,4» описание помещиков. Стр. «5,6,7,8» Заключение Стр. «9» Литература iconСтр. 2 ЛистА стр. 3 ЛистБ

Н. В. Гоголя \"Мёртвые Души.\" Коломацкая Анастасия Андреевна Купаева Т. В г. Тольятти 2011. Введение. Стр. «3,4» описание помещиков. Стр. «5,6,7,8» Заключение Стр. «9» Литература iconСтр. 3 ЛистА стр. 4 ЛистБ

Н. В. Гоголя \"Мёртвые Души.\" Коломацкая Анастасия Андреевна Купаева Т. В г. Тольятти 2011. Введение. Стр. «3,4» описание помещиков. Стр. «5,6,7,8» Заключение Стр. «9» Литература iconСтр. 2 ЛистА стр. 3 ЛистБ

Н. В. Гоголя \"Мёртвые Души.\" Коломацкая Анастасия Андреевна Купаева Т. В г. Тольятти 2011. Введение. Стр. «3,4» описание помещиков. Стр. «5,6,7,8» Заключение Стр. «9» Литература iconСтр. 2 ЛистА стр. 3 ЛистБ

Н. В. Гоголя \"Мёртвые Души.\" Коломацкая Анастасия Андреевна Купаева Т. В г. Тольятти 2011. Введение. Стр. «3,4» описание помещиков. Стр. «5,6,7,8» Заключение Стр. «9» Литература iconРеферат до 15 страниц (7 15 стр.) На основании реферата сделать доклад максимум на 5 минут (примерно 1,5 стр.)
Параллельно с докладом, сделать презентацию – 5-10 слайдов (картинки, графики, определения, схемы)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы