Некоммерческий проект «Природа – детям!». Создание Экологической комнаты в детском саду icon

Некоммерческий проект «Природа – детям!». Создание Экологической комнаты в детском саду


Скачать 34.11 Kb.
НазваниеНекоммерческий проект «Природа – детям!». Создание Экологической комнаты в детском саду
Размер34.11 Kb.
ТипДокументы


Некоммерческий проект «Природа – детям!».

Создание Экологической комнаты в детском саду.


Инициативная группа Лидерской программы «Прорыв» ТЦ «Маяк»

совместно с администрацией ГБОУ детского сада комбинированного вида №2699 .


Москва 2013.


СОДЕРЖАНИЕ:


Раздел I. Проект «Природа – детям».

    1. Цель проекта……………………………………………………………………………………………………….……3

    2. Предпосылки………………………………………………………………………………………………………….…3

    3. Задачи Экологической комнаты……………………………………………………………………………….3

    4. Что такое Экологическая комната………………………………………………………………………………..3

    5. Исходные данные………………………………………………………………………………………………………4



Раздел II. Дизайн-концепция Экокомнаты.

    1. Расположение экологической комнаты ……………………………………………………………….…………….5

    2. Состав экологической комнаты……………………………………………………………………………………………5

    3. Живой уголок……………………………………………………………………………………………………………………….5

    4. Зона обучения……………………………………………………………………………………………………………………..5

    5. Зона коллекций, макетов и демонстрационных материалов…………………………………………..6

    6. Зона релаксации…………………………………………………………………………………………………………………..7

    7. Библиотека……………………………………………………………………………………………………………………………7

    8. Лаборатория……………………………………………..............................................................................7



Приложения:

Приложение I: Справка от заведующей ДОУ ……………………………………………………………………

Приложение II: План БТИ…………………………………………………………………………………………………..

^ Приложение III: Фотографии комнаты до ремонта………………………………………………………….

Приложение IV: Список рекомендуемых растений………………………………………………………….

Приложение V: Рекомендации по содержанию сезонных животных живого уголка…….


^ РАЗДЕЛ 1. Проект «Природа детям!»



    1. Цель проекта.



Общественный некоммерческий проект «Природа - детям» направлен на создание и обустройство Экокомнаты в бюджетном детском саду №2699 в г Москве. Проект «Природа – детям» носит полностью благотворительный характер и создается по инициативе участников Лидерской Программы «Прорыв» в рамках лидерского курса ТЦ «Маяк» в ответ на запрос администрации Детского Садика.

Посредством создания «Экологической комнаты» мы хотим сформировать развивающую среду для экологического образования детей дошкольного возраста в одном из детских садов города Москвы.



    1. Предпосылки.

За последние годы экологическая обстановка в мире сильно изменилась, и ставит перед нами и будущими поколениями совершенно новые задачи, которые требуют отказа от разрушительного, потребительского отношения к природе и формирования чуткого и осознанного подход к окружающей среде. Таким образом, экологическое образование во всем мире становится одним из важней направлений образования.

По новым, санитарным нормам из-за все возрастающего числа детей с аллергиями, живые уголки в детских группах дошкольных учреждений запрещены. Альтернативным решением данного вопроса является создание Экологической комнаты. В настоящее время лишь несколько садиков в Москве могут похвастаться наличием Экокомнат.

Мы хотим внести свой вклад в экологическое воспитание будущих поколений и создать экологическую комнату в одном из дошкольных образовательных учреждений.



    1. ^ Задачи Экологической комнаты:

- создать пространство для постоянного и активного общения детей с природой, в котором ребенок осознает, что состояние природы зависит от действий каждого, и в немалой степени от самого ребенка;

- познавательное воспитание ребенка, формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, познавательное развитие ребенка;

- формирование экологически грамотного поведения: создание условий для регулярного ухода за животными и растениями, воспитание чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы



    1. ^ Что такое «Экологическая комната»?

Экологическая комната – это специально оборудованное помещение внутри детского садика, разделенное на несколько тематических зон.

В нашей экологической комнате предусмотрены следующие развивающие зоны:

  1. Зимний сад и живой уголок.

  2. Зона обучения.

  3. Зона коллекций, макетов и демонстрационных материалов.

  4. Зона релаксации.

  5. Библиотека.

  6. Лаборатория.



    1. Исходные данные:

От заведующей ГБОУ города Москвы детского сада комбинированного вида №2699( И. А. Белкиной в июле 2013 года поступило пожелание об организации Экологической комнаты (см. Приложение I). Мы уточнили ситуацию в городе Москве по экологическому воспитанию малышей и узнали, что живые уголки в детских садах действительно запрещены санитарными нормами. При этом, детские сады оборудованные экологическими комнатами можно пересчитать по пальцам.

Складывающаяся в мире экологическая ситуация начинает усложняться и требует смены ценностных ориентиров, формирования экологически грамотного поведения, которое базируется на эмоциональном отношении к окружающему миру, понимании существующих в природе взаимосвязей, осознании зависимости благополучия человека от состояния окружающей среды, при этом нарастает проблема отчуждения ребенка от природы. Поэтому, мы считаем, что экологическое образование становится одним из важнейших направлений образования.

Просьба руководства детского садика нашла живой отклик среди участников Лидерской программы «Прорыв». С этой целью мы решили создать проект «Природа – детям!». Данный проект подразумевает устройство экологической комнаты в отдельном детском саду. Но миссия проекта выходит за рамки создания одной экокомнаты. Это наш вклад в будущее следующих поколений, когда экологическая проблема будет одной из ведущих. Мы хотим обратить внимание как можно большего числа на существующую проблему.


РАЗДЕЛ 2. Дизайн-концепция Экокомнаты.



    1. Расположение экологической комнаты.

Детский сад №2699 расположен по адресу г.Москва, 2-ой Сетуньский проезд, дом 12, корпус 2. Для устройства экологической комнаты выделено угловое помещение на 1 этаже в южном крыле здания площадью 51,3 кв.м.



    1. ^ Состав экологической комнаты:

Экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Она настраивается на восприятие чего-то нового, таинственного, необычного. Комната подразделяется на три функциональных зоны.

Оформление экологической комнаты должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы, экологически неблагоприятные строительные материалы (прежде всего синтетические).


  1. Зимний сад и живой уголок.

  2. Зона обучения.

  3. Зона коллекций, макетов и демонстрационных материалов.

  4. Зона релаксации.

  5. Библиотека.

  6. Лаборатория.



    1. Живой уголок.

В этом уголке размещаются природные объекты для ухода и наблюдений. Как правило, это аквариум, клетка с попугайчиками или золотистый хомячок. Здесь же размещаются книги, иллюстрации, содержащие информацию об этих животных, предметы ухода за ними. Содержание животных и выращивание растений в группах позволяет воспитателю организовывать длительные наблюдения и использовать одни и те же объекты для различных целей. Большое влияние на ребенка оказывает также возможность постоянного общения с живым существом и ухода за ним.


    1. ^ Зона обучения.

Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями, микроскопами, интерактивной доской. Они могут располагаться по кругу или буквой «П», то есть таким образом, чтобы педагог работал не «над», а вместе с детьми. Это важно для реализации принципов педагогики сотрудничества, диалоговой формы обучения. За столами дошкольники находятся только в том случае, если выполняют определенную практическую работу. При других видах деятельности (например, чтение литературных произведений, работа с ящиком ощущений, игры) дошкольники удобно располагаются на диванах, креслах, низеньких мягких стульчиках или на полу (на ковре). Такие участки также должны быть предусмотрены при оформлении помещения.


    1. ^ Зона коллекций, макетов и демонстрационных материалов.

Данная зона предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:

  • ^ Доступность объектов для сбора. Коллекции детского сада должны включать, прежде всего, образцы, которые могут собрать сами дошкольники и их родители, - камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т.п.;

  • Разнообразие. В зоне коллекции в той или иной степени представлены (насколько это возможно) объекты как живой, так и неживой природы;

  • ^ Краеведческий аспект. В коллекциях должны быть представлены природные объекты местности, где располагается дошкольное учреждение. Это позволит воспитателю использовать в работе уже привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций. Местный материал составляет основу, базовое ядро коллекций;

  • ^ Страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться за счет материала, привозимого дошкольниками и их родителями из различных регионов нашей страны и других стран, которые они посещают во время различных путешествий, отдыха. Любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для начала разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, то есть способствовать формированию основ глобального мышления;

  • ^ Природоохранный аспект. Его реализация способствует формированию у дошкольников основ экологического мышления. Это важно и с точки зрения биоэтики. Не нужно включать в состав объектов коллекции бабочек, жуков, растений собранных и засушенных детьми и родителями. Лучше начинать знакомить детей с деревьями, травами, животными непосредственно в природе, а для закрепления материала использовать хорошие рисунки, фотографии, видеофильмы, слайды. Не рекомендуется также покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных. Во-первых, ребенок должен уже с детства понимать, что спрос рождает предложение: чем больше коллекций покупается, тем больше отлавливается животных, причем часто среди них преобладают самые крупные, красивые, редкие виды. Это как раз пример того, что даже от конкретного действия ребенка – желания иметь коллекцию красивых бабочек – зависит жизнь насекомых, распространенных в далеких от него странах;

  • Безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка – как с точки зрения различных механических повреждений (например, у камней не должно быть острых кромок, их острые грани можно обстучать молоточком), так и с точки зрения здоровья (используемые птичьи перья и другие объекты должны быть чистыми, не являться аллергенами и т.п.). Камни, образцы песка, семена, соцветия растений (которые упали на землю) нужно собирать вдали от мест, посещаемых собаками и кошками.




    1. ^ Зона релаксации.

Представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями. В релаксационной зоне могут быть размещены фонтаны, обработанные пеньки, бревна разных размеров, служащие в качестве стульев и столов.


    1. ^ Зона библиотеки.

Зона библиотеки – уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, атласы, периодические издания (экологические журналы). В уголке не рекомендуется располагать методические пособия для педагогов, как это иногда делается. Всю педагогическую литературу лучше размещать в методическом кабинете. В зоне библиотеки могут находиться куклы — сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы.


2.8. Лаборатория

Создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них положительный образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке. размещаются стеллажи (полки) для оборудования и материалов, растениями для наблюдений..

Для демонстраций отдельных опытов педагогом подойдут прозрачные пластмассовые банки для круп. Обязательно нужны лупы. В качестве дополнительного оборудования можно приобрести микроскопы, барометр, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. Микроскоп не должен быть сложным в использовании, лучше всего подходит специальные детский электронный микроскопы, к которым прилагаются и различные препараты для исследований.

Материалы для работы. В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий).

Особенность проведения занятий в лаборатории. Как уже указывалось, приходя в лабораторию, дети становятся «учеными» и изучают различные природные объекты, явления. Во время проведения опытов они надевают белые халаты и получают опознавательные значки, которые прикрепляются на груди. На таком значке, сделанном из бумажного прямоугольника или круга, пишутся фамилия и имя ребенка, например: «Ученый Степанов Миша».


Приложение I:


Приложение II:

План БТИ




^ Приложение III: Фотографии комнаты до ремонта







^ Приложение IV. Список рекомендуемых растений.

Аспидистра, бальзамин, фуксия, бегония (вечноцветущая) герань зональная, фикус, гибискус, аспарагус перистый, аспарагус Шпренгера, герань (душистая, крупноцветковая), примула, толстянка, алоэ, бегония (лотосовидная, крапчатая, королевская), адиантум, колеус, колумнея, маранта, плющ (обыкновенный и восковой), нефролепис, плектрантус, традесканция, сансевиера, сеткреазия, фикус (мелколистный), эониум, фиалка узамбарская, драцена, кринум, камнеломка, хлорофитум, каланхоэ и др.


^ Приложение V: Рекомендации по содержанию сезонных животных уголка природы:

Весной с пробуждением насекомых в живом уголке устраивают инсектарии, куда помещают бабочек, гусениц, жуков.

Инсектарий - это искусственное жилище для насекомых, сделанное в банке или в старом аквариуме, который закрывают металлической сеткой или марлей. Дно покрывают слоем песка, смешанного с землей; из грунта выкапывают кустики травы, цветущего клевера или других некрупных растений; можно также поставить банку с букетиком сорванных луговых цветов.

По мере надобности растения в инсектарии опрыскивают водой или заменяют новыми.

Бабочек недлительное время можно содержать в просторных банках-садках, куда кладут ветки с зелеными листьями. Сверху банку также закрывают марлей.

Для водных обитателей (улитка, жук-водолюб, жук-плавунец и др.) устраивают аквариумы. Для этого пригодны даже небольшие стеклянные банки. На дно помещают чистый песок слоем в 2-3 см, сажают водные растения (роголистник, элодею, валиснерию). Воды наливают не более чем на 2/3 банки: иначе улитки могут выползти, а жуки улететь.

Жуков - плавунца, водолюба - обязательно помешают в отдельные банки, так как эти хищники нападают на других обитателей аквариума. Сосуды целесообразно закрыть марлей.

Для содержания тритона используют аквариум или широкую стеклянную банку, но из воды должны выступать камни или широкие палки, на которых тритон будет сидеть, вылезая из воды.

Устройство террариума заключается в следующем. Дно старого аквариума покрывают слоем влажного песка (4-6 см), в который сажают небольшой кустик травы, мох, лесные растения (папоротник, черника и др.); хорошо приживается ципирус. Для лягушек и жаб устраивают небольшой водоем (в песок вкапывается мисочка с водой). Для содержания ящерицы в террариуме создаются другие условия: она любит тепло, сухие теплые камешки, укромные уголки. Поэтому дно аквариума покрывают песком, на котором располагают разной величины камешки, веточки, сажают мох. В поилке должна все время стоять чистая свежая вода. Из цветочного горшка, маленькой баночки сооружают подобие пещерки.


Похожие:

Некоммерческий проект «Природа – детям!». Создание Экологической комнаты в детском саду iconНекоммерческий проект «Природа – детям!». Создание Экологической комнаты в детском саду
Лаборатория
Некоммерческий проект «Природа – детям!». Создание Экологической комнаты в детском саду iconЛ. Н. Смирнова Логопедия в детском саду
Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей....
Некоммерческий проект «Природа – детям!». Создание Экологической комнаты в детском саду iconMy Little Life
Это было давно, еще в детском саду. В тот день я, играя какой-то игрушкой, никого не трогал и никому не мешал. Но тут ко мне подошел...
Некоммерческий проект «Природа – детям!». Создание Экологической комнаты в детском саду iconАнализ профессиональной деятельности учителя-логопеда 1 квалификационной категории Сергеевой Ирины Владимировны Учителем-логопедом в мдоу-црр детском саду №158 я работаю с 1997 год
Специализированные группы для детей с нарушением зрения. В детском саду есть логопедическая служба. Я занимаюсь с детьми специализированных...
Некоммерческий проект «Природа – детям!». Создание Экологической комнаты в детском саду iconОбщественный проект "профессии в большом городе"
В настоящее время в Санкт-Петербурге реализуется некоммерческий общественный проект «професии в большом городе», направленный на...
Некоммерческий проект «Природа – детям!». Создание Экологической комнаты в детском саду iconПрограмма профилактики Санитарно-эпидемиологическое образование Выявление кариесогенной ситуации Валеология
Сколько времени должно длиться занятие по гигиеническому воспитанию в детском саду?
Некоммерческий проект «Природа – детям!». Создание Экологической комнаты в детском саду iconВыпускные вечера в детском саду
Итого стоимость вечера от 7 000 рублей, оплата за наличный и безналичный расчет, заключение договора
Некоммерческий проект «Природа – детям!». Создание Экологической комнаты в детском саду iconУслуги
Оказание помощи семьям через организацию присмотра и ухода за детьми на время занятости родителей, адаптировать детей к условиям...
Некоммерческий проект «Природа – детям!». Создание Экологической комнаты в детском саду iconПоложение о проведении городского конкурса социальной экологической рекламы
Конкурс социальной экологической рекламы направлен на изменение отношения людей к проблеме соблюдения чистоты в черте города и за...
Некоммерческий проект «Природа – детям!». Создание Экологической комнаты в детском саду iconВедущая – Светлана Фролова (Санкт-Петербург)
М. А. Шолохова, Институт Сказкотерапии Т. Д. Зинкевич-Евстегнеевой. Многолетний опыт работы с детьми и родителями: в детском саду,...
Некоммерческий проект «Природа – детям!». Создание Экологической комнаты в детском саду iconВедущая – Светлана Фролова (Санкт-Петербург)
М. А. Шолохова, Институт Сказкотерапии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Многолетний опыт работы с детьми и родителями: в детском саду,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы