Николай Бессонов. Цыганские артисты в годы войны. Н. Бессонов «Цыганская трагедия. 1941-1945. Том Вооружённый отпор» icon

Николай Бессонов. Цыганские артисты в годы войны. Н. Бессонов «Цыганская трагедия. 1941-1945. Том Вооружённый отпор»


Скачать 182.1 Kb.
НазваниеНиколай Бессонов. Цыганские артисты в годы войны. Н. Бессонов «Цыганская трагедия. 1941-1945. Том Вооружённый отпор»
страница1/5
Размер182.1 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5

Николай Бессонов. Цыганские артисты в годы войны.

Н. Бессонов «Цыганская трагедия. 1941-1945. Том 2. Вооружённый отпор». Санкт-Петербург, 2010. Глава «Мир искусства». С. 214-267.

 

К 65-летнему юбилею Великой Победы мы публикуем главу из новой документальной книги Николая Бессонова. Второй том «Цыганской трагедии» повествует о цыганах, вступивших в борьбу с фашизмом. Это исследование посвящено цыганским воинам и партизанам, медсёстрам и участникам фронтовых концертных бригад. На основе архивов и воспоминаний пожилых цыган автор раскрывает подробности грозной эпохи. Предлагаемая вашему вниманию седьмая глава повествует не только о тех, кто выступал на передовой или в госпиталях. Многие цыганские артисты ушли на фронт и били врага с оружием в руках. Не все они дожили до победы.

^ Светлая им память!

 

Мир искусства

Хотя формально эта глава начинается сейчас, в реальности вы читаете её уже давно. То здесь, то там уже мелькали истории об артистах, одевших шинель. Одни использовались командованием «по прямому назначению» — пели и плясали во фронтовых агитбригадах. Другие несли службу наравне со всеми. Пережидали в окопах артобстрел. Ловили врага в прорезь прицела.

Настало время подробнее вглядеться в историю людей из числа цыганской интеллигенции. Им довелось жить в страшную эпоху, но они сделали что могли. Ведь семьи хоровых цыган вросли в российское общество глубже, чем кочевники. На протяжение полутора столетий артисты общались с русской элитой: дворянством и деятелями культуры. В Москве, Петербурге и других крупных городах в дореволюционное время сложились островки обеспеченного оседлого быта. Артисты старались сохранять национальные обычаи, но одновременно пользовались преимуществами образования. Как свидетельствует Н.А.Панков, призыв на срочную воинскую службу был для цыганской городской молодёжи привычным явлением. И часто тянуть армейскую лямку было легче хотя бы потому, что парень попадал под начало офицера, который был завсегдатаем хора и страстным поклонником цыганского пения 1.

После революции шли сложные процессы. С одной стороны нелегко пришлось тем семьям, которые породнились с дворянством или буржуазией. Тяжким ударом стало закрытие ресторанов в период военного коммунизма. Вместе с тем в годы НЭПа положение стало медленно выправляться. И хотя о прежней роскоши можно было только вспоминать со вздохом сожаления, артистам удалось найти новые формы для прежнего художественного содержания. Хоры как самостоятельные творческие организмы ушли в прошлое. Взамен возникли ансамбли при тех или иных организациях. Появился, наконец, театр «Ромэн». Это порождение советской национальной политики существовало на государственной дотации и в первые годы приносило большие убытки. Отдадим большевикам должное. Они готовы были идти на издержки ради пропагандистского эффекта. Ну а на бытовом уровне сама возможность прокормиться в полуголодной стране являлась несомненным благом. «Ромэн» и прочие творческие коллективы сохранили искусство песни и пляски. Настал момент, когда на фоне крепнущего партийного официоза цыганское искусство стало для граждан СССР отдушиной в мир свободы и радости. Каждая встреча с «творчеством кочевого народа» становилась маленьким праздником. Разумеется, партийные идеологи недолюбливали цыган за их природную аполитичность, навязывали им «правильный» репертуар, а порой заставляли исполнять танцы с граблями в руках.

Цыгане не спорили. Охотно шли на уступки. А потом выходили на свой номер и «отбивали публике мозги» хлёсткой чечёткой или «вынимали душу» чудесной песней.

Война разбила уже сложившуюся систему концертных выступлений. Но не отменила главное — тягу зрителя к цыганскому искусству. В сумятице первых неудачных месяцев казалось, что всё рушится. И всё же постепенно страна психологически перестроилась на военный лад. Люди осознали масштабы происходящего и поняли, какой длительной и кровавой будет борьба. Лозунг «Всё для фронта, всё для победы» реализовывался руководством СССР с неуклонной последовательностью. Цыганским артистам было определено новое место. Теперь они выступали в госпиталях и на фронте.

Сейчас модно ругать партию большевиков, обвиняя её во всех бедах. У меня нет к этой партии никаких симпатий, но нельзя забывать, что после серии сокрушительных поражений Центральный Комитет ВКП(б) не впал в панику подобно французскому правительству. Гитлер рассчитывал на капитуляцию нашей страны после разгрома Красной Армии в приграничных сражениях. Однако Сталин и его сподвижники проявили силу духа и старались реагировать на события профессионально.

Плохо получилось?

А у кого в Европе вышло лучше? Уж не у тех ли государств, которые рухнули за месяц, не понеся и малой доли наших потерь? Что бы ни писали демократические журналисты, можно ли отрицать фантастически быструю эвакуацию промышленности и грамотную организацию производства на новом месте? Правильно ли не замечать, как с командных высот постепенно вытеснялись «полководцы» типа Ворошилова и вместо них возникла плеяда талантливых военачальников? Я полагаю, мы должны глядеть на наше прошлое объективно. И если Сталин проявил себя руководителем, умеющим разобраться в кадровом вопросе, системах вооружения и пропаганды, то следует воздать ему должное. В Советском Союзе достаточно быстро поняли, что загнать всех мужчин в «народное ополчение» — дело нехитрое, но для победы требуется и духовный ресурс, поэтому продолжали выпускаться книги, снималось кино, работали театры, а радио передавало не одни только военные марши.

 

*****

 

Лишь две войны в нашей бурной истории удостоились имени «Отечественная». И в обеих цыгане из мира искусства проявили себя одинаково. Они сделали для победы всё, что могли.

Возможно некоторым читателям известно, что в 1812 году часть хоровых цыган вступила в кавалерийские части кутузовской армии, а женщины и старики пожертвовали крупные суммы на закупку оружия 2.

Во время войны с Гитлером ситуация буквально повторилась. Я изучил папки с отчётами о военно-шефской работе театра за 1941-1945 годы. По сохранившимся документам можно проследить, в каких городах выступал коллектив «Ромэна» и восстановить график работы. Помимо обычных спектаклей артисты давали шефские концерты, выступали в госпиталях и воинских частях. Не буду утомлять читателя цифрами. Скажу только одно. Из архивных бумаг следует, что труппа работала «на износ». 22 июня 1941 года театр находился в Свердловске. Потом были Омск, Новосибирск, Ташкент, Ашхабад, Кутаиси, Батуми, Тбилиси, Ереван, Самарканд, Ессентуки, Ростов-на-Дону, Моздок, Махачкала, Гурьев, Куйбышев, Владивосток, Хабаровск, Чита... Этот перечень, разумеется, неполный. В каждом месте театр задерживался на 8-12 дней. В Сочи и в Баку оставались несколько дольше. Воспользовавшись этим, мастера цыганского искусства оказали помощь красноармейской художественной самодеятельности: поставили одноактные пьесы, обучили хоровым песням и массовым пляскам 3.

Бумаги позволяют восстановить репертуар, с которым выступали ромэновцы. Здесь явно просматриваются две части: цыганская и нагрузочная. К «нагрузке» относились так называемая «политическая сатира», художественное чтение, а также песни о Сталине и комсомоле. Вряд ли эти номера волновали красноармейцев до глубины души. Нечто подобное можно было каждый день слушать по радио и без цыган. Зато отработав «обязательную часть», ромэновцы разыгрывали сцены из своих спектаклей, пели народные песни и романсы, танцевали цыганские пляски 4. Вот за это их готовы были на руках носить!

В архиве сохранилось немало хвалебных отзывов после выступлений в воинских частях и госпиталях. Вот типичный пример — документ от 14 июля 1943 года:

«Артистам М. г. цыганского театра „Ромэн“

Мы, раненые бойцы и командиры госпиталя 953 приносим вам, дорогие товарищи своё красноармейское фронтовое спасибо! За время пребывания в Чите лучше вашего концерта не было. Вы вселили в нас бодрость на выздоровление и скорейшего возвращения на фронт бить нашего общего врага» 5.

Документация о выступлениях перед ранеными бойцами настолько обширна, что её нет смысла цитировать. На пожелтевших листах обычно стоят печати госпиталей, позволяющие восстановить их номера. Не буду пересказывать содержание. Практически каждый отзыв — это горячая благодарность за цыганское искусство. Однако, вижу смысл в том, чтобы перечислить хотя бы часть адресов, по которым выезжали артисты «Ромэна» с января по октябрь 1942 года. В архивную папку подшиты бланки из военно-морского госпиталя, из Бакинского военного госпиталя №320, из военного госпиталя №386 города Орджоникидзе. Кроме того нам известно, что ромэновцы приезжали в так называемые эвакогоспитали под номерами: 2129, 2116, 1544, 1417, 4485, 3546, 377, 1621, 2008, 2024, 3270, 3268, 3269, 4425, 3219, 1797, 1596, 1608, 3329, 1962, 1961, 1627, 3210, 4650, 2967, 4408. 6

 

http://svenko.net/img/history/glava-07-01.jpg

Благодарность артистам «Ромэна» за выступление перед ранеными.

14 июня 1943 года. Документ из архива РГАЛИ.

Ромэновцы дали себе слово — выступать перед ранеными во что бы то ни стало. Никакие трудности не могли их остановить. «Однажды бригада, выехавшая в госпиталь, находящийся за городом, попала в снежный буран, машину посреди дороги занесло. Актёры с большой опасностью, так как место было обрывистое, прошли всю ночь — но в госпиталь пришли и концерт раненым бойцам дали, обслужив все палаты лежачих больных»7.

— Мы были в городе Моздоке, город весь эвакуировался. Мы обслуживали отступающие воинские части,- вспоминала в 1967 году артистка Сантина Андреева. — На площади стояли люди с вещами… «Куда вы приехали? Тут ждут немцев!». А у нас приказ остаться и дать гастроли. Мы были очень дисциплинированными во время войны, и остались 8.

Воспоминания о военном времени навсегда врезались в память ромэновцам. Во время вечеринок, когда артисты вспоминали минувшее, разговор — случалось — переходил от забавных театральных эпизодов к концертам в госпиталях. И тогда смолкали шутки. На глазах у женщин появлялись слёзы. Цыганки вспоминали измученных забинтованных людей, калек с ампутированными руками или ногами. Сердце не выдерживало изо дня в день смотреть на эти страдания — но приходилось брать себя в руки, улыбаться, петь весёлые песни, говорить ободряющие слова. Выступления в больничных палатах были тяжёлым моральным испытанием. Даже долгие годы спустя об этих концертах говорили с гордостью и болью...9 Ольга Деметер-Чарская рассказывала так: «Когда мы выступали в госпиталях, у некоторых солдат не было руки. А им тоже хотелось нам похлопать. И вот мы видели, как такие раненые садились рядом — у одного нет правой руки, а у другого левой — и они хлопали вдвоём. Невозможно было спокойно на это смотреть»10.

 

*****

 

С какими спектаклями ездил «Ромэн» во время своих растянувшихся на 28 месяцев гастролей? В день объявления войны, 22 июня шла «Свадьба в таборе» по сценарию И.Ром-Лебедева. Помимо этого спектакля в репертуаре были «Чудесная башмачница», Кровавая свадьба» и «Цыгане» (по пушкинской поэме). Неизменным успехом пользовался сборный концерт, который назывался «Вечер цыганской песни и пляски».

Однако, грозные события сорок первого года заставили театр расширить репертуар. Пьеса А.Афиногенова «Всё о тебе» изначально задумывалась как спектакль о любви работницы виноградного совхоза и штурмана черноморского флота. Цыганский драматург Иван Ром-Лебедев переработал сценарий, дописав почти половину пьесы. Теперь действие начиналось в довоенные дни и продолжалось уже во время войны. Премьера состоялась 17 сентября 1941 года в Ашхабаде. По всей видимости эмоциональный накал спектакля не оставлял публику равнодушной. К концу 1944 года его сыграли 128 раз. На производственном совещании директор «Ромэна» оценил постановку пьесы «Всё о тебе» как большую творческую удачу. Он напомнил, что во время финальной сцены, когда Мария Скворцова благодарит героя-моряка за спасение всех, кто живёт в тылу — «военные, сидящие в зале плачут от радости и гражданские тоже плачут от счастья.»

Вторая постановка военного времени — это спектакль о партизанах «На берегах Днестра». Он был выпущен к юбилею Красной армии (23 февраля 1942 года) и прошёл 32 раза. Сценарий писал всё тот же Ром-Лебедев.

 

http://svenko.net/img/history/glava-07-02.jpg

 

http://svenko.net/img/history/glava-07-03.jpg

Спектакль «На берегах Днестра» был поставлен в 1942 году. По сюжету цыгане уходят в партизанский отряд и громят немецкие гарнизоны. Сцены, изображённые на фотографиях могут показаться наивными и наигранными. Но не будем забывать, что по большому счёту они правдивы. Цыганские мужчины и женщины действительно влились во время войны в ряды «народных мстителей». Воевали они отважно.

Фотографии из архива РГАЛИ.

 

В основе следующего спектакля лежала пьеса М.А.Светлова. Премьера состоялась в Ессентуках 11 июня 1942 года. Назывался спектакль «Действующие лица». Главную роль (Мариулу, бригадира цыганского колхоза) играли Ляля Чёрная и Е.Масальская. «Ромэн» сыграл эту вещь 97 раз.

Наконец, в Хабаровске 29 апреля 1943 года состоялась премьера «Цыганочки» (по новелле Сервантеса) 11.

Я ознакомился с рецензиями 1942-43 г.г. на гастроли «Ромэна». Статьи, напечатанные в разных городах, показывают, что столичный театр пользовался большим успехом. Вместе с тем становится предельно ясной и природа этого успеха. Триумф у публики был вызван главным образом цыганскими песнями и плясками, по которым так тосковала русская душа. Пьесы Ром-Лебедева в рецензиях ругают за низкий уровень драматургии. Так прямо и пишут: «газетные ходульные фразы», карикатурные образы немцев, слабая игра артистов-мужчин. Ромэновских актрис хвалят за уровень сценического мастерства (особенно Лялю Чёрную и Марию Скворцову). Но все отзывы единодушны в одном. Поют и пляшут в цыганском театре изумительно!

 

http://svenko.net/img/history/glava-07-04.jpg

Валя Вербицкая в довоенном спектакле «Свадьба в таборе». В.Вербицкая была награждена медалью «За оборону Кавказа». Фотография из архива РГАЛИ.

http://svenko.net/img/history/glava-07-05.jpg

Ольга Янковская в спектакле «Сломанный кнут». 1948 г. О.Янковская была награждена медалью «За оборону Кавказа». Фотография из архива РГАЛИ.

 

 

http://svenko.net/img/history/glava-07-07.jpg

Ольга Петрова в спектакле «Кабачок Макрель». 1959 г. О.Петрова была награждена медалью «За оборону Кавказа». Фотография из архива РГАЛИ.

Доходило до того, что по ходу пьесы артист или артистка исполняли положенную по сюжету песню — а публика бурными аплодисментами требовала ещё одну. Вообще-то в театре не положено выступать «на бис». Но цыгане без всякого смущения переступали через этот барьер. Им хотелось показать свои вокальные возможности и подарить исстрадавшимся людям радость. При чём тут пьеса? Они пели снова и снова. Из за этого спектакль плавно превращался в эстрадный концерт. Театральный критик О.Хавкин сурово осудил такую практику 12.

О том, насколько серьёзно всполошилось после печатного нагоняя театральное начальство, говорит специальный приказ. В распоряжении от 3 августа 1943 гитаристам-аккомпаниаторам строго настрого запрещалось играть для артистов музыку, которая за ними не закреплена 13. Но именно этот документ показывает, что к середине сорок третьего навести дисциплину на сцене ещё не удалось.

От себя добавлю — вот и прекрасно!

Не очень грамотные цыгане и цыганки понимали свою задачу гораздо лучше, чем образованные евреи и русские, которые ими руководили. Сила «Ромэна» была не в политической «правильности», не в драматургии, даже не в актёрской игре. Публика мечтала насладиться задушевными мелодиями, увидеть огненную таборную пляску, соприкоснуться с кочевой романтикой. Поэтому труппа театра выходила за предписанные рамки. Та же Ляля Чёрная знала, что её помнят в образе босоногой девушки из популярного фильма «Последний табор» — и поэтому часто скидывала во время танца туфли. А ведь перестраховщики из администрации это вовсе не приветствовали. Они опасались, что босая героиня спектакля будет воспринята партийным начальством как намёк на слабую работу советской обувной промышленности.

 

http://svenko.net/img/history/glava-07-06.jpg

Ляля Чёрная в спектакле «Цыгане». Довоенная фотография из архива РГАЛИ. Ляля Чёрная была награждена медалью «За оборону Кавказа».

Находясь на фронте, в мае сорок второго года, Ляля Чёрная полностью забывала о запретах. «Таборные девушки всегда плясали босыми на пыльных дорогах, — говорила она позже Николаю Эрденко. — И я выходила к нашим солдатам как кочевая цыганка».

 

*****

 

Настала пора рассказать о фронтовых концертных бригадах. Вот что писал об их создании Иван Ром-Лебедев в своём отчёте 1944 года:

«Бесконечные переезды, оторванность театра от Москвы, мешала ему долгое время добиться отправки бригад на фронт. И только летом 1942 г.,* во время пребывания на Северном Кавказе, после долгих обращений к командованию Южного фронта, театру было разрешено отправить бригады на фронт.

 

* спустя два года артист путает лето и раннюю весну.

 

Были организованы две бригады, выехавшие в г. Ростов н/Д и дальше на передовые линии. Одну бригаду возглавлял директор и художественный руководитель В.М.Югов, вторую зам.директора М.С.Киселевский.

Вся работа бригад была подчинена условиям фронта, концерты проводились в самое различное время дня и ночи. Ни один концерт, ни одно выступление не было сорвано, несмотря на то, что обе бригады попадали под сильнейший артобстрел и воздушные бомбардировки». Сохранились списки артистов, выезжавших на Южный фронт:

 

Первая бригада:

 

Югов Виктор Михайлович

Красавина Нина Владимировна

Ром-Лебедев Иван Иванович

Шопенко Борис Георгиевич

Чиженко Лина Ивановна

Тимофеева Александра Васильевна

Печелиева Ольга Тарасовна

Масальская Евгения Александровна

Вербицкая Валентина Владимировна

Шнурков Александр Иванович

Ананьев Константин Егорович

Хрусталёва Екатерина Васильевна

Иванов Григорий Петрович

Тимофеева Лариса Васильевна

Сильницкий Сергей Михайлович

Сильницкий Дмитрий Иванович

Янковский Евграф Ефимович

Деметер Пётр Степанович

Васильков Георгий Петрович

Мелешко Ромуальд Феликсович

 

Вторая бригада:

 

Андреева Сантина Ивановна

Ляля Чёрная [она же Надежда Сергеевна Киселёва, а позже по мужу — Хмелёва.]

Скворцова Мария Васильевна

Михайлова Надежда Калистратовна

Бизев Василий Фёдорович

Шишков Сергей Фёдорович

Деметер Мария Александровна

Поляков Валерьян Егорович

Тимофеев Иван Васильевич [он же Хрусталёв.]

Балясный Николай Давыдович

Конденко Иван Иванович

Янковская Ольга Ефимовна

Шишкова Надежда Николаевна

Василькова Любовь Петровна

Киселёв Владимир Сергеевич

Петрова Ольга Ивановна

Шнурков Анатолий Иванович

Черкасова Марина Ивановна

Хапаева Екатерина Афанасьевна

Морозевский Фёдор Васильевич

 

Оказавшись перед бойцами, ромэновцы исполняли народные песни и танцы. Иногда разыгрывали сцены из своих спектаклей. Например, концертные бригады показывали финал пьесы «Всё о тебе» или сцену и пляску из спектакля «На берегах Днестра» 14.

Реакция на цыганское искусство была восторженной:

«Московскому государственному театру „Ромэн“.

Исполнение цыганских песен и плясок находим отличным.

Народ, умеющий так петь и плясать — умеет и воевать. В умении воевать наша сила, залог нашей победы.

До встречи после победы над гитлеровскими мерзавцами, дорогие товарищи цыгане!» 15.

Эта благодарность появилась в архиве театра после выступления на Южном фронте 17 мая 1942 года. Днём раньше состоялось выступление в Сальском стрелковом полку Ростовской дивизии. Оно запомнилось тем, что во время концерта сверху спикировал фашистский самолёт, но вместо ожидавшихся бомб на артистов и бойцов посыпались листовки с призывом сдаваться в плен 16.

13 мая 1942 года цыганская бригада выступала перед командами 7-го Отдельного Дивизиона Бронепоездов на таганрогском участке фронта. В своём отзыве командир дивизиона, подполковник Шмакин написал: «После концерта бронепоезда с ободренным личным составом ушли выполнять боевой приказ. Актёры пожелали бойцам успехов и счастливого пути» 17.

Иногда фронтовики вообще не хотели отпускать ромэновцев из своей части. Сохранился документ за подписью полкового комиссара Степанова от 16 апреля 1942 года. Начальник политотдела пишет, что артисты, которые прибыли на участок фронта, занятый 339-й стрелковой дивизией, задерживаются ещё на два дня по просьбе бойцов и командиров 18. Как только бригада уехала, политработники отбили в столицу благодарственную телеграмму, информируя Моссовет о том, что коллектив театра с большим успехом выступал «в частях действующей дивизии» 19.

Кстати, из документов ясно, что только в период с 9 по 17 мая цыгане дали в Ростове-на-Дону 13 спектаклей, а также «12 концертов непосредственно на передовых позициях фронта». (Ростовский обл. отдел по делам искусств. Приказ № 384 от 18 мая 1942 года.) 20.

О том, как воспринимали свои разъезды сами ромэновцы, можно судить по письму артиста Евграфа Янковcкого. Адресовано оно Николаю Панкову и описывает те самые фронтовые гастроли. Я привожу текст письма ниже (позволив себе исправить грамматику).

«Сохранить коллектив было очень трудно. Мы как один согласились отдать пятьдесят процентов из зарплаты, чтоб только сохранить актёрский состав. Теперь относительно репетиций. Несмотря на то, что театр находится уже больше года в гастрольной поездке, он всё-таки побеждает трудные условия и делает чудеса в советской стране. Театр поставил две больших постановки, одна Афиногенова, другая Рома Лебедева. И ещё третья будет готова здесь. И все три на советскую тематику. Театр был по обслуживанию на Южном фронте, в городе Ростове. И там мы пробыли 10 дней. Выступлений было очень много, в день 5-6 концертов. В общем, приходили в театр к 10 утра и возвращались в 4-5 утра. Были очень близко около Таганрога, в километрах от фронта. Выступали в блиндажах и так далее. В общем работы и страху хватало. У меня даже хранятся от паразитского фашистского самолёта кусочки металла. Я надеюсь, что в августе я их привезу в Москву!! С большой гордостью я буду ехать в родную столицу!! Коля! Всё очень трудно охватить, мне кажется, что всё это невозможно описать. Это только глазами смотреть» 21.

 

  1   2   3   4   5

Похожие:

Николай Бессонов. Цыганские артисты в годы войны. Н. Бессонов «Цыганская трагедия. 1941-1945. Том Вооружённый отпор» iconНиколай Бессонов. Цыганские артисты в годы войны. Н. Бессонов «Цыганская трагедия. 1941-1945. Том Вооружённый отпор»
Н. Бессонов «Цыганская трагедия. 1941-1945. Том Вооружённый отпор». Санкт-Петербург, 2010. Глава «Мир искусства». С. 214-267
Николай Бессонов. Цыганские артисты в годы войны. Н. Бессонов «Цыганская трагедия. 1941-1945. Том Вооружённый отпор» iconПоложение о проведении патриотической акции «Дорогами Великой Победы», посвящённой 68-ой годовщине проведения Восточно-Прусской операции в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
Годовщине проведения Восточно-Прусской операции в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (далее – патриотическая акция),...
Николай Бессонов. Цыганские артисты в годы войны. Н. Бессонов «Цыганская трагедия. 1941-1945. Том Вооружённый отпор» iconБессонов Алексей Андреевич Воронина Раиса Сергеевна

Николай Бессонов. Цыганские артисты в годы войны. Н. Бессонов «Цыганская трагедия. 1941-1945. Том Вооружённый отпор» iconПатриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Церковью. Однако этого не произошло. Складывавшиеся веками национальные и патриотические традиции Русского Православия оказались...
Николай Бессонов. Цыганские артисты в годы войны. Н. Бессонов «Цыганская трагедия. 1941-1945. Том Вооружённый отпор» iconМосковская битва 1941-42
Московская битва 1941—42, боевые действия Советских Вооруженных Сил с 30 сентября 1941 по 20 апреля 1942, во время Великой Отечественной...
Николай Бессонов. Цыганские артисты в годы войны. Н. Бессонов «Цыганская трагедия. 1941-1945. Том Вооружённый отпор» iconСправочник "Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945" / М. Л. Дударенко, Ю. Г. Перечнев, В. Т. Елисеев и др. М.: Воениздат, 1985. 598 с
Справочник "Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945" / М. Л. Дударенко,...
Николай Бессонов. Цыганские артисты в годы войны. Н. Бессонов «Цыганская трагедия. 1941-1945. Том Вооружённый отпор» iconАндрей Бессонов Метод чтения Ильи Франка Tom Tit Tot (Том Тит Тот) once upon a time (давным-давно: «однажды в одно время»
«они вышли вон» из печи; to come — приходить), they were that overbaked (они так подгорели: «они были так перепечены») the crusts...
Николай Бессонов. Цыганские артисты в годы войны. Н. Бессонов «Цыганская трагедия. 1941-1945. Том Вооружённый отпор» iconТема: Україна в роки Другої світової (1939 – 1945) та Великої Вітчизняної (1941 – 1945) воєн
Ння про життя населення на окупованих територіях; розвивати вміння працювати з історичними джерелами; виховувати почуття поваги до...
Николай Бессонов. Цыганские артисты в годы войны. Н. Бессонов «Цыганская трагедия. 1941-1945. Том Вооружённый отпор» iconКонкурс "«You’re Super Star»"
Танцы народов мира (народный танец, в том числе цыганские, индийские, фламенко, ирландские и др.)
Николай Бессонов. Цыганские артисты в годы войны. Н. Бессонов «Цыганская трагедия. 1941-1945. Том Вооружённый отпор» iconПоложение о II молодежном фестивале короткометражного кино
В годы Великой Отечественной войны Мгинская земля, ныне Кировская, стала местом самого длительного и кровопролитного сражения. Оно...
Николай Бессонов. Цыганские артисты в годы войны. Н. Бессонов «Цыганская трагедия. 1941-1945. Том Вооружённый отпор» iconКиевская оборонительная операция 1941 года (7 июля 26 сентября 1941 г.)
Клинско-Солнечногорская оборонительная операция 1941 года (15 ноября 5 декабря 1941 г.)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы