Однако\nпосттравматическое\nстрессовое\nрасстройство\nвозникает\nдалеко не у\nвсех участников\nтой или иной\nэкстремальной\nситуации. Это\nзависит от ряда\nфакторов:\n\n• особенностей\nличности, значимости\nдля человека\nситуации; icon

Однако посттравматическое стрессовое расстройство возникает далеко не у всех участников той или иной экстремальной ситуации. Это зависит от ряда факторов: • особенностей личности, значимости для человека ситуации;


Скачать 76.59 Kb.
НазваниеОднако посттравматическое стрессовое расстройство возникает далеко не у всех участников той или иной экстремальной ситуации. Это зависит от ряда факторов: • особенностей личности, значимости для человека ситуации;
Размер76.59 Kb.
ТипДокументы
6b4d3b30.gif">Посттравматическое стрессовое расстройство. В результате воздействия на личность травмирующего фактора, опасной, экстремальной ситуации может развиваться посттравматическое стрессовое расстройство. Это вторичная, проявляющаяся через определенное время после окончания самой экстремальной ситуации реакция организма на травмирующее событие. ПТСР может иметь затяжной характер и повлиять на всю дальнейшую жизнь человека.

Однако посттравматическое стрессовое расстройство возникает далеко не у всех участников той или иной экстремальной ситуации. Это зависит от ряда факторов:

• особенностей личности, значимости для человека ситуации;

• биопсихических особенностей индивида (особенностей нервной системы, половозрастных особенностей);

• опыта нахождения в экстремальной ситуации;

• наличия у человека психических травм;

• различных форм зависимого поведения или склонности к ним;

• отсутствия или наличия поддержки со стороны значимых лиц.

Далеко не каждое травмирующее событие может вызвать ПТСР. Выделяют четыре характеристики психической травмы:

1) произошедшее событие осознается, т. е. человек понимает причины своего состояния, помнит само травмирующее событие и видит возможные последствия травмы для себя, своих близких и т. п.;

2) психотравмирующее событие обусловлено внешними обстоятельствами;

3) травмирующая ситуация разрушает привычный для человека уклад жизни;

4) пережитое событие вызывает ужас, ощущение беспомощности, бессилия.

Посттравматическое стрессовое расстройство может развиваться вслед за травмирующими событиями, которые выходят за рамки обычного человеческого опыта. К стрессорам, вызывающим ПТСР, относят: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, а также события, являющиеся результатом целенаправленной, часто преступной деятельности (диверсии, террористические акты, пытки, массовое насилие, боевые действия, попадание в ситуацию «заложника», разрушение собственного дома и т. п.). ПТСР возникает в том случае, когда стресс превышает психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и разрушает защиту.

Посттравматическое стрессовое расстройство представляет собой комплекс реакций человека на травму. Под травмой в данном случае понимается переживание, потрясение, которое у большинства людей вызывает страх, ужас, беспомощность.

В соответствии с особенностями проявления и течения различают три подвида ПТСР:

1) острое, развивающееся в сроки до трех месяцев;

2) хроническое, имеющее продолжительность более трех месяцев;

3) отсроченное, когда расстройство возникло спустя шесть и более месяцев после травмы.

Посттравматическое стрессовое расстройство накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека, поэтому требуется коррекция данного состояния, с тем чтобы сгладить его последствия. Схематически взаимосвязь различных по времени возникновения, продолжительности и глубине стадий формирования постстрессовых нарушений представлена на рисунке 3.


Рис. 3. Стадии формирования постстрессовых нарушений

Динамику психопатологических последствий целесообразно рассматривать в трех аспектах:

1) синдромодинамика первичного эго-стресса (осознание психотравмирующей реальности);

2) социально приемлемые варианты психопатологической эволюции личности (длительных патологических изменений психики) участников чрезвычайной ситуации – психические (невротические) и психосоматические расстройства (нарушения в организме под влиянием негативных психологических воздействий);

3) социально-негативные варианты психопатологической эволюции личности участников чрезвычайной ситуации – расстройства социального поведения.

После первых аффективно-шоковых (острых) реакций появляются признаки первичного травматического эго-стресса:

1. Фрустрационная регрессия. Факт пребывания в чрезвычайной ситуации сопровождается автоматическим снижением психики на уровень пубертатного кризиса[1], что находит свое проявление в подчеркнутой дисциплине, субординации, подчиняемости, при этом повышается вероятность бурных вспышек разрушительного или хаотически-дурашливого поведения, спутанности речи. Особое место занимает фрустрация потребностей самоопределения (ограничение прав и свободы). Здесь могут наблюдаться следующие проявления условно-патологической динамики личности:

• персонификация источника угрозы с переживанием образа врага и образа магического помощника;

• при наличии внешней блокады проявления агрессии возможны аутоагрессивные действия[2] либо дальнейшая фрустрационная регрессия (протяженностью не более трех лет) с нарушением сфинктериальной дисциплины (медвежья болезнь). Эмоциональность связана с переживанием чувства беспомощности перед реальной опасностью.

2. Аффект болезненного недоумения, который характерен для начального периода эго-стресса и отражает наличие упорных и безуспешных попыток осмысления новой, психотравмирующей реальности.

3. Аффект психалгии – невыразимого словами переживания душевной боли, страданий, для которого характерны длительность, скрытность с оттенком признания безнадежности, безвозвратности. Длительная психалгия может стать причиной внешне немотивированных вспышек алкогольных и токсикоманных эксцессов, суицидов. Это возможно при чрезвычайной ситуации любого характера.

Первичный эго-стресс переходит во вторичный, который выражается в кризисе самоопределения. Последний разрешается, как это уже было сказано, в социально приемлемых или социально-негативных вариантах.

Под социально приемлемыми вариантами понимаются психические и психосоматические расстройства. Причем клиническая картина ранних психопатологических последствий существенно разнится при различных видах катастроф (антропонатурогенных, техногенных, социогенных), что обусловлено их воздействием на человека.

К числу первых психопатологических последствий эксвизитных (в том числе чрезвычайных) ситуаций относят следующие характеристики эго-стресса:

• болезненные переживания вины, стыда, отвращение;

• эпизодические переживания ужаса, парализующий страх под воздействием фактора устрашения;

• возникновение и развитие «вины выжившего», «корпоративной вины» и ожидания наказания за происшедшее;

• ситуационные фобии и формирование фобического синдрома с элементами нарциссизма и регрессии.

Затем развивается процесс психосоматической инвалидизации, прогрессирует утрата здоровья, снижается длительность и качество жизни всех участников чрезвычайной ситуации, развивается алкогольная и наркотическая зависимость, растет число самоубийств.

Из отдаленных психопатологических последствий травмирующей ситуации особо выделяют:

• расстройства аффекта (субдепрессии) с оттенками ангедонии (невозможность радоваться) и адинамии, астеническими, апатическими масками, чувством внешней измененности;

• постепенный переход психосоматических расстройств в хроническую стадию и формирование тяжелых заболеваний – гипертонической и язвенной болезней;

• неуклонный рост социальной дезадаптации и десоциализации, явления обособления и отчуждения, аутизма[3] и редукции[4] энергетического потенциала;

• нарастающие явления утраты профессионализма и интеллектуальной работоспособности в связи с развитием психоорганических расстройств;

• быстрое развитие алкоголизма (безудержное пьянство, утрата способности адекватного эмоционального реагирования, склонность к тревожно-мнительному настроению);

• неуклонное нарастание антисоциальной психопатии с явлениями возбудимости, аффективной напряженности, криминальной безудержности.

Таким образом, ближайшие и отдаленные психопатологические последствия травматических ситуаций проявляются в разнообразных психических и психосоматических расстройствах, неуклонном росте социальной дезадаптации, психопатологических расстройств, инвалидизации, а также в преждевременной смертности.

Все вышесказанное свидетельствуют о том, что ядром динамики личности участника травмирующей ситуации является невротическая (патологическая) эволюция. Различают несколько вариантов патологического развития личности:

алиенация – отчуждение, разрыв связей с общечеловеческой реальностью, аутистическая деформация личности;

 психосоматическая эволюция, нетипичная для возраста, т. е. развитие соматических заболеваний, возникающих при нормальных условиях в гораздо более позднем возрасте;

 токсикоманическая эволюция – развитие зависимости от различных психоактивных веществ (ПАВ);

 эпилептоидная деформация, которая выражается в формировании дисфорического (мрачно-тоскливого) настроения, озлобленности, потенциальной готовности к немотивированным разрушительным вспышкам агрессии. Наблюдаются следующие симптомы ПТСР:повторное переживание, избегание, физиологическая гиперактивация.

Симптом повторного переживания включает в себя:

• постоянные, повторяющиеся переживания события, которые человек пытается забыть, но все окружающее постоянно, в той или иной форме напоминает о нем;

• повторяющиеся кошмарные сны, дублирующие травмирующую ситуацию;

• интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающим травмирующее событие;

• физиологическую реактивность (спазмы в желудке, головные боли, возникающие при напоминании о событии).

Симптом избегания проявляется в том, что травмирующий опыт вытесняется. Человек стремится не попадать в подобные ситуации, избегает мыслей, разговоров, действий, людей, напоминающих о пережитом. У него появляется чувство отчужденности, отстраненности, ощущение одиночества, он утрачивает способность устанавливать близкие и дружеские отношения с окружающими, нередко разрушаются уже установившиеся связи. Повышается уровень агрессивности, вспышки гнева маломотивированы и возникают, как правило, в состоянии алкогольного опьянения.

Физиологическая гиперактивация проявляется в трудностях засыпания и концентрации внимания, повышенной раздражительности, постоянной готовности к бегству.

Рассмотрим критерии диагностики посттравматического стрессового расстройства.

Первичные симптомы:

1. Человек находился под воздействием травмирующего события в качестве участника или свидетеля.

2. Травмирующее событие повторно переживалось в виде одного или нескольких следующих проявлений (интрузия):

• повторные навязчивые воспоминания о событиях, включающие образы, мысли, ощущения;

• повторяющиеся и очень беспокойные сны о пережитом событии;

• такие действия или ощущения, как если бы травмирующее событие случилось снова, включая ощущение воссоздания пережитого, иллюзии, галлюцинации, диссоциативные эпизоды при пробуждении;

• сильный психологический дистресс под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые символизируют или напоминают какой-то аспект травмирующего события;

физиологическая реактивность под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые напоминают какой-то аспект травмирующего события.

3. Постоянное избегание всего того, что связано с травмой и общим оцепенением:

• попытки избежать мыслей, ощущений или разговоров, связанных с травмой;

• попытки избежать действий, мест или людей, которые вызывают воспоминания о травме;

• частичная или полная амнезия аспектов травмы;

• снижение интереса к ранее значимым видам деятельности;

• чувство отчужденности или отрешенности от окружающих;

• сужение эмоционального диапазона (неспособность полюбить);

• неспособность ориентации на длительную перспективу.

4. Устойчивые проявления повышенного возбуждения, отсутствовавшие до травмы (гиперактивность):

• трудности при засыпании или нарушение продолжительности сна;

• раздражительность или вспышки гнева;

• трудность концентрации внимания;

• сверхбдительность;

• усиленная реакция на испуг.

5. Продолжительность расстройства (симптомов) более одного месяца.

6. Значимый дистресс или нарушения в социальной, трудовой или других сферах жизнедеятельности.

7. Повышенная напряженность, утомляемость, психосоматические переживания.

Вторичные симптомы:

1. Психосоматические нарушения сердечно-сосудистой, пищеварительной системы.

2. Нервное истощение.

3. Болевой фактор.

4. Сексуальные нарушения, тревожное ожидание сексуальных неудач.

5. Личностные нарушения (эмоциональная недостаточность, раздражительность, неадекватная самооценка).

6. Нарушение межличностных отношений.


^ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ

Средства защиты личности подразделяются на социальные, физические и психологические (рис. 5).

Социальная защита предполагает регулирование и организацию информации, циркулирующей на уровне общества и отдельных его групп. Она осуществляется, в частности, посредством системы образования и распределения социально-культурных ценностей. С ее помощью государство обеспечивает социальную безопасность граждан. Последняя в значительной степени зависит от безопасности общества в целом.






Рис. 5. Структура средств защиты личности





Физическая защита обеспечивается при помощи различного рода технических приспособлений. Это могут быть индивидуальные средства защиты, такие, как каски, бронежилеты и т. п., подробно описанные в соответствующих руководствах, и различные защитные сооружения. В качестве оружия защиты можно применять любой имеющийся под рукой предмет (ключи, расческа, баллончик с дезодорантом, зонт, горсть монет, туфли, сумка, песок, камни, палка и т. п.). Ощущение безопасности на физическом уровне повышает эффективность деятельности в экстремальных ситуациях, способствует снижению тревожности и формирует позитивное отношение к разрешению ситуации.

Современное законодательство дает гражданам России право на использование средств самозащиты от неправомерных посягательств. Следует помнить, что на территории РФ запрещено использовать в качестве оружия для самообороны кастени, кастеты, сурикены, бумеранги и иные специальные предметы ударно-дробящего и метательного действия, газовое оружие и баллончики, снаряженные нервно-паралитическими, отравляющими и другими веществами, не разрешенными Министерством здравоохранения РФ, а также газовое оружие, способное причинять вред средней тяжести человеку, находящемуся на расстоянии более 1 м.

Психологическая защита – это деятельность, предотвращающая нарушение внутренней устойчивости личности и социальной общности, нормального течения психологической жизни человека и его поведения под влиянием внешних воздействий.

Рассмотрим более подробно психологические средства защиты личности.
^

Психологическая защита


Психологическая защита подразделяется на социально-групповую и индивидуально-личностную.

Социально-групповая защита определяется наличием информационных потоков внутри и между формальными и неформальными группами, в которых взаимодействует индивид, групповыми нормами, требованиями и системой санкций. Она предполагает защищенность конкретной группы.

Индивидуально-личностная защита – это степень личностной защищенности индивида. Она обеспечивается комплексом защитных механизмов личности, стратегий поведения и взаимодействия с окружающими и подразделяется на три основные группы: межличностную защиту, психическую саморегуляцию и внутриличностную защиту (рис. 6).



Рис. 6. Индивидуально-личностные средства защиты

Межличностная психологическая защита представляет собой деятельность личности в целях сохранения своей целостности путем изменения характера внешнего взаимодействия.

Существует несколько видов защиты от внешних воздействий. Их подразделяют по уровню осознанности, по количеству субъектов защиты, по отношению к объективной действительности.

1. По уровню осознанности выделяют преднамеренную и непреднамеренную защиту. Преднамеренная защитаосуществляется на осознаваемом уровне в соответствии с целями и намерениями тех, на кого оказывается воздействие. Индивид, на которого воздействуют те или иные внешние стимулы и обстоятельства, сознательно выбирает определенный вид защитного поведения, направленный на разрешение ситуации. Непреднамеренная защита представляет собой поведение, связанное с усвоенным стереотипом.

2. По количеству субъектов защиты выделяют индивидуальную и групповую защиту. Индивидуальная защита связана с защитным поведением одного человека, групповая защита подразумевает защитное поведение группы как субъекта взаимодействия. В данном случае целая группа людей действует по единому плану, их поведение строится, исходя из общей договоренности.

3. По отношению к объективной действительности выделяют общую и избирательную защитную стратегию. При общей стратегии реализуется критичность личности по отношению ко всей совокупности внешних воздействий. В случаеизбирательной защиты личность фиксируется на конкретном объекте воздействия и вырабатывает специфическую реакцию на него.

В процессе социализации личности формируются различные стратегии поведения, как конструктивные, так и пассивные. Конструктивное поведение – это активные действия по устранению травмирующей ситуации, результатом которых является адекватное восприятие действительности. Пассивность, неконструктивность предполагает бегство, уход от травмирующей ситуации, в результате чего у человека возникает иллюзорное ощущение защищенности, не дающее уверенности в стабильности действительности.

В зависимости от степени участия личности поведение делится на подавление, вытеснение из сознания негативных стимулов, уход от тревожащей ситуации (например, в мир фантазий), поиск информации, осуществление непосредственных действий для решения возникших трудностей.

Поведение может формироваться в ответ на конкретную ситуацию, в данном случае оно не обязательно будет повторяться в дальнейшем. Однако оно может быть и долговременным, устойчивым, стереотипным, многократно повторяющимся. В зависимости от целей поведения его можно разделить по направленности на себя или окружающих.

По значимости результатов поведение делится на регуляцию собственных эмоциональных состояний или на восстановление межличностных отношений. Формы проявления поведения могут быть пластичными, способными к изменению в зависимости от ситуации, а могут формироваться как стереотипы, быть «закостенелыми», ригидными.

Стратегия поведения формируется в результате системного взаимодействия когнитивной (интеллектуальной), эмоциональной и поведенческой сфер психики. На уровне когнитивной сферы определяется значимость ситуации для человека. Если она вызвана внешними обстоятельствами, то воспринимается как неизбежная. Человек может ощущать личную ответственность за создавшуюся ситуацию, обвинять себя в ее возникновении. При этом он либо не видит конструктивного выхода из сложившегося положения, либо оценивает значимость для себя травмирующей ситуации, ищет положительный выход из нее. В том случае, когда ответственность за возникновение подобной ситуации возлагается на окружающих, то и разрешение ее становится их прерогативой.

На уровне эмоциональной сферы реализуется возможность человека контролировать свои эмоции. Здесь определяющую роль играют степень индивидуальной эмоциональный значимости чрезвычайной ситуации, опыт успешного разрешения подобной ситуации в прошлом, готовность личности к ее возникновению. От перечисленных факторов зависит эмоциональное восприятие произошедшего, которое может варьироваться от сохранения самообладания до состояния истерики или пассивности, бездействия.

Поведенческая реакция человека зависит от когнитивной оценки ситуации (как результата размышления по поводу события) и ее эмоционального восприятия. Степень осознания критического момента зависит от целого ряда факторов:

• особенностей личности;

• физического и социального окружения;

• доступной информации;

• собственных когнитивных структур реальности.

Выделяют два вида когнитивной оценки:

 первичная – что можно ожидать от стрессора – угрозы или благоденствия;

 вторичная – оценка собственных ресурсов и возможностей решить задачу.

В соответствии с ними формируется определенная стратегия поведения – коппинг, т. е. разработка механизмов разрешения ситуации (рис. 7). В результате коппинга меняется оценка ситуации, улучшается самочувствие человека.





Рис. 7. Процесс формирования коппинг-поведения




Различают несколько основных типов взаимодействия в конфликтных ситуациях: сотрудничество, соперничество, компромисс, избегание и приспособление. Наиболее продуктивной стратегией поведения считается сотрудничество,которое позволяет преодолеть конфликт с наименьшими потерями для всех участников. Далее по степени продуктивности идет компромисс, который определяется удачным завершением конфликтной ситуации с минимальным ущербом интересам различных сторон конфликта. Соперничество предполагает разрешение конфликта в пользу одной стороны и в ущерб интересам другой. Стратегии приспособления и избегания являются малопродуктивными, так как они не способствуют выходу из конфликтной ситуации, а лишь растягивают ее на продолжительное время или вообще не разрешают.

Межличностная защита может быть реализована в различных формах, способствующих разрешению травмирующей ситуации – уход, изгнание (вытеснение), блокировка, управление (контроль), затаивание, маскировка, информирование. Эти формы одинаковы в случаях воздействия личности на личность, воздействия зрелищных мероприятий и средств массовой информации на личность (табл. 1).


^ Таблица 1

Формы проявления межличностной защиты









Всю гамму межличностных отношений, способы разрешения различных ситуаций социального или природного характера и взаимодействия в них определяет сама личность, используя для этого внутренние защитные механизмы.

Внутриличностная психологическая защита. Впервые понятие «психологическая защита» применил 3. Фрейд для обозначения способов борьбы личности с неприятными и невыносимыми для сознания представлениями. Задача психологической защиты состоит в минимизации и даже полном вытеснении неприятных аффектов.

К основным факторам формирования защитных механизмов относятся дисгармоничное семейное воспитание, акцентуации характера[5] и адаптационные проблемы. Социальное окружение ставит перед человеком четыре проблемы адаптации: территориальность, временность, идентичность, иерархия.

Территориальность подразумевает наличие собственной территории обитания, собственного неприкосновенного пространства, защищенного от воздействия и воли окружающих. Временность проявляется в адекватном осознании, переживании своего возраста и продуктивном прохождении жизненных кризисов. Идентичность определяется состоявшейся полоролевой идентификацией личности со значимым взрослым или идеалом, как реальным, так и фантастическим.Иерархичность означает адекватное восприятие своего места в определенной социальной группе, место самой группы в обществе и удовлетворенность занимаемым местом.

При дисгармоничном воспитании, к которому относятся, как указывалось выше, потворствующая и доминирующая гиперпротекция, гипопротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность, потребности личности фрустрируются, делая невозможным адекватное удовлетворение актуализировавшихся потребностей. Их длительное блокирование ведет к устойчивому нарушению социальной адаптации и адаптации к среде. В этом случае человек вынужден применять какую-либо психологическую защиту для сохранения позитивности своего «Я», т. е. положительной самооценки. Выбранное защитное поведение может не соответствовать реальной действительности (табл. 2).

^ Таблица 2

Взаимосвязь дисгармоничного воспитания и защитных установок



Набор психологических защит зависит от того, какая из частей, составляющих позитивное «Я», оказалась под угрозой, а также какой из видов дисгармоничного воспитания подавил ту или иную потребность личности.

Все защитные механизмы, формирующиеся в результате тех или иных событий жизни, можно условно разделить на четыре группы. Первая группа определяется отсутствием переработки информации. Она включает: вытеснение, блокировку, отрицание, подавление. Для второй группы характерно преобразование (искажение) содержания мыслей, чувств, поведения. К ней относятся: перенос, уход, рационализация, интеллектуализация, проекция, идентификация, отчуждение, реактивные образования, компенсация и гиперкомпенсация. Третья группа защитных механизмов отличается разрядкой отрицательного эмоционального напряжения. В нее входят: реализация в действии, соматизация тревоги, сублимация. Четвертая группа определяется наличием манипулятивных действий: регрессия, «уход в болезнь», фантазирование.

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно, охарактеризовав входящие в нее защитные механизмы.

Первая группа защитных механизмов – отсутствие переработки информации.

1. Вытеснение представляет собой процесс, итогом которого является отвержение индивидом тех или иных переживаний, эмоций, воспоминаний, мыслей, психологических состояний, которые «оседают» в сфере бессознательного, но в то же время продолжают оказывать определенное влияние на поведенческие акты и психику индивида. Выделяют несколько вариантов вытеснения: вытеснение влечения, вытеснение реальности и вытеснение предписаний «Сверх-Я».

Вытеснение влечения не удаляет само влечение. Его энергия остается и стремится к удовлетворению, подчас роковым образом влияя на поведение человека. «Сверх-Я» постоянно контролирует влечение. Энергия тратится, и поэтому возникает быстрая утомляемость, теряется контроль, появляется раздражительность, слезливость. Вытеснение влечения исключает возможность социокультурного развития человека. Зачастую это происходит в форме социально опасного аффекта – взрывных реакциях, немотивированных аффектах, истерических припадках и пр.

Вытеснение реальности способствует искажению, вытеснению неприятной информации, что искажает представление человека о самом себе. Механизм вытеснения работает при болезни, проявляясь в том, что индивид не замечает все увеличивающегося количества симптомов. Вытесняется информация, которую окружение возвращает человеку в виде, противоречащем его знаниям о себе. Вытеснение нелицеприятной информации происходит в результате когнитивного диссонанса – несоответствия двух концепций о себе. Например, ученик с заниженной самооценкой не верит в хорошую оценку. Вытеснение реальности проявляется в забывании имен, ситуаций, событий. Неприятие реальности иногда настолько сильно, что может привести к гибели индивида.

Вытеснение предписаний «Сверх-Я» выражается в удовлетворенности содеянным и, как следствие, обретении комфорта или получении вторичного неудовольствия, что может привести к астенической симптоматике: бессоннице, экзистенциальному кризису.

2. Блокировка подразумевает временное вытеснение негативных, тревожащих мыслей, эмоций, действий.

3. Отрицание – процедура, посредством которой субъект выражает одно из своих ранее вытесненных желаний, мыслей, чувств, продолжая искать от него защиты и отрицая, что это его собственные желания, мысли, чувства. Отрицание – самый примитивный тип защиты. Оно развивается с целью сдерживания эмоций окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия окружающих вниманием с их стороны, причем любые негативные аспекты внимания блокируются на стадии восприятия. В результате человек получает возможность безболезненно выражать чувство принятия мира и себя, но для этого он должен привлекать к себе внимание окружающих всеми доступными способами. Особенностями защитного поведения при механизме отрицания являются эгоцентризм, внушаемость, аффективность, легкая переносимость критики.

4. Подавление – защитный механизм, с помощью которого нежелательные мысли, побуждения и эмоции, достигшие сознания, устраняются им. Подавление развивается при сдерживании эмоции страха, проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят прямым попаданием в зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также объектов, связанных с ним. В норме защитное поведение проявляется в виде тщательного избегания ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх неспособности отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность.

Вторая группа защитных механизмов – преобразование (искажение) содержания мыслей, чувств, поведения.

1. Перенос – это воздействие ранее сформировавшегося навыка операционального действия на овладение новыми операционально-инструментальными действиями, навыками. Причина переноса – в аффективной защемленности, непроработанности прошлых отношений. Например, если были напряженные отношения с отцом, а начальник напоминает его, то отношение воспроизводится.

Одним из простых и часто встречающихся видов переноса является вымещение – проявление агрессии и обиды на объекты, не являющиеся непосредственными раздражителями. Например, подчиненный получил выговор от начальника и ищет безропотный объект – другого сотрудника, имеющего такой же или более низкий статус. Вымещение может быть направлено вовне – тогда объектом агрессии становятся окружающие люди или предметы, а может быть направлено на себя, в данном случае агрессия проявляется в причинении ущерба самому себе, самоистязании. Для человека, реализующего механизм вымещения, характерно ставить себя под удар, или, если это становится возможным, то индивид сам становится агрессором.

Следующий вид переноса – замещение – симптомы или образования (ошибочные действия, черты характера и т. п.), которые замещают бессознательные желания. Оно может быть направлено на самого себя, в данном случае говорят о нарциссизме. С помощью замещения сдерживается гнев. Особенности защитного поведения в норме: импульсивность, раздражительность, требовательность, нехарактерное чувство вины, деятельность, связанная с риском.

2. Уход (избегание, бегство). В данном случае восприятие собственной некомпетентности приводит к уходу в ту область, где сохраняется контроль над реальностью. Избегание решения проблемы может быть оправдано собственной занятостью, а также отсутствием необходимых для этого навыков. Уход частохарактеризуется «бегством» в мир фантазии.

3. Рационализация возникает в результате неприемлемого для личности поведения, когда появляется потребность в его обосновании. Рациональное объяснение как защитный механизм направлено не на разрешение ситуации, а на снятие напряжения. Рационализация может включаться:

• при отсутствии информации, когда человек начинает выстраивать свои гипотезы;

• при проявлении неожиданных и нелепых поступков, как своих собственных, так и действий окружающих;

• при несогласованности взглядов на один и тот же объект;

• при отсутствии смысла деятельности.

Поведение людей с механизмом рационализации жестко регламентировано, рационально, без отклонений. Подобное поведение может привести к навязчивым состояниям. Рационализация в первую очередь направлена на сохранение личностного статуса. Рационализируя ситуацию, человек закрывает путь к рефлексии ситуации, к новому выбору, нарушает отношения с людьми (кто-то всегда виноват в его неудачах).

Видом рационализации может являться ирония. Как психический процесс, ирония превращает тревожное и страшное в смешное. Что сделалось смешным – не может быть опасным.

4. Интеллектуализация развивается в подростковом возрасте и образуется в связи с фрустрациями[6], которые связаны с неудачами в конкуренции со сверстниками, проблемами в общении. Процесс интеллектуализации предполагает произвольную схематизацию событий с целью развития чувства субъективного контроля над любой ситуацией. В поведении и общении механизм интеллектуализации проявляется в первую очередь в преобладании абстрактного мышления над переживанием и непризнанием аффектов и фантазий.

5. Механизм проекции развивается для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих, возникающего вследствие эмоционального отвержения с их стороны. Проекция используется в случае сдерживания (купирования) чувства неприятия себя, она связана с вытеснением собственных желаний, влечений.

Проекция осуществляется легче на того человека, чья ситуация, личностные особенности похожи на проецирующего.

Различают следующие виды проекции:

 атрибутивную – бессознательное отвержение собственных негативных качеств и приписывание их окружающим;

 рационалистическую – осознание у себя качеств и проецирование по типу «все так делают»;

 комплиментарную – интерпретация своих недостатков как достоинств;

 симилятивную – приписывание недостатков по сходству, например родитель – ребенок.

6. Идентификация – защитный механизм, который связан с отождествлением себя с каким-то образом (имаго). По мере взросления у ребенка возникают те или иные представления о ближайшем окружении. Они являются критерием оценки социального окружения.

Для ситуации идентификации характерно следующее:

• это ситуация иерархических отношений (тот, с кем я идентифицируюсь, – наверху, я – внизу);

• тот, кто идентифицируется, находится в жесткой зависимости от вышестоящего;

• вышестоящий задает жесткий алгоритм поведения, наказывает за отклонения.

Идентификация формирует такой механизм защиты, как перенос, о котором речь шла выше.

7. Отчуждение (изоляция) – механизм защиты, приводящий к обособлению внутри сознания отдельных зон, связанных с травмирующим фактором. Единое сознание дробится. Возникают обособленные сознания, каждое из которых может обладать своим собственным восприятием, памятью, установками. Некоторые события воспринимаются по отдельности, эмоциональные связи между ними не воспроизводятся. При этом наблюдается отстраненность от той части личности, которая провоцирует непереносимые переживания. Механизм изоляции часто проявляется при неврозах навязчивости: изоляция какой-либо мысли, поступка, разрыв их связей с другими мыслями или другими сторонами жизни субъекта.

8. Реактивные образования выражаются в психологической установке или привычке, представляющей собой нечто диаметрально противоположное вытесненному желанию, реакцию на него в виде так называемой инверсии желания. Например, стыд вместо бессознательно вытесненного желания демонстрировать себя. Механизм предполагает выработку и поддержание в поведении прямо противоположной установки.

9. Компенсация и гиперкомпенсация – самый поздний защитный механизм, предназначенный для сдерживания чувства печали, тревоги, горя по поводу реальной или мнимой утраты, неполноценности, невозможности обладать чем-либо. Он используется, как правило, сознательно.

Если при возникновении проблем в одной области субъект начинает развиваться в той сфере, в которой, по его мнению, он достигнет наибольшего успеха, то данный механизм называется компенсацией. Если субъект начинает развиваться в той области, где он чувствует себя неуспешным, то это проявление механизма гиперкомпенсации.

Третья группа защитных механизмов – разрядка отрицательных эмоций.

1. Реализация в действии предполагает аффективную разрядку в виде экспрессивного поведения. Часто проявляется под воздействием психоактивных веществ, формирует склонность к различным видам аддиктивного (зависимого) и агрессивного поведения.

2. Соматизация тревоги (образование симптомов). Вероятность возникновения этого защитного механизма тем выше, чем сильнее и длительнее воздействие внешних и внутренних блоков желания и чем меньше возможность устранить эти блоки. Он возникникает в случае невозможности убрать фрустратор и выместить агрессию на виновнике или замещающем предмете. Тогда объектом становится сам субъект. На соматическом уровне проявляется в появлении сыпи, пятен, слепоты, глухоты, потере чувствительности.

3. Сублимация – перевод энергии влечения или агрессии в социально приемлемое русло. Чувство тревоги снижается, приходит к социально приемлемому результату.

Четвертая группа защитных механизмов – механизмы манипулятивного действия.

1. Регрессия – возвращение к индивидуально-детским формам поведения, к переходам-трансформациям на предшествующие уровни-формы психоэволюции. Это переход к менее сложным, менее структурно-упорядоченным и к менее расчлененным способам реагирования, которые характерны для детей. Развивается в раннем возрасте для сдерживания чувства неуверенности, страха, связанных с проявлением инициативы.

К регрессии относится двигательная активность – непроизвольные действия для снятия напряжения.

2. «Уход в болезнь» – этот защитный механизм проявляется в том, что наличием настоящего (психосоматического расстройства), а зачастую мнимого заболевания оправдывается собственная несостоятельность, человек отказывается самостоятельно решать свои проблемы. Он стремится к опеке и признанию окружающими собственной болезненности, слабости.

3. Фантазирование – воображаемый сценарий, в котором исполняется, хотя и в искаженном защитой виде, то или иное желание субъекта, который

стремится увеличить личную значимость и значимость своей жизни, повысить собственную ценность и контроль над окружающими.

Психологическая защита способствует внутренней устойчивости личности, нормализует психическое состояние человека. Потребность в подобного рода защите возникает вследствие дисгармоничного семейного воспитания, особенностей характера, трудностей адаптации к условиям среды. Обрести психологическую устойчивость помогают методы психической саморегуляции.

Похожие:

Однако\nпосттравматическое\nстрессовое\nрасстройство\nвозникает\nдалеко не у\nвсех участников\nтой или иной\nэкстремальной\nситуации. Это\nзависит от ряда\nфакторов:\n\n• особенностей\nличности, значимости\nдля человека\nситуации; iconОднако посттравматическое стрессовое расстройство возникает далеко не у всех участников той или иной экстремальной ситуации. Это зависит от ряда факторов: • особенностей личности, значимости для человека ситуации;
Это вторичная, проявляющаяся через определенное время после окончания самой экстремальной ситуации реакция организма на травмирующее...
Однако\nпосттравматическое\nстрессовое\nрасстройство\nвозникает\nдалеко не у\nвсех участников\nтой или иной\nэкстремальной\nситуации. Это\nзависит от ряда\nфакторов:\n\n• особенностей\nличности, значимости\nдля человека\nситуации; iconЧто такое этика, и как правильно себя вести в той или иной ситуации? Этот вопрос задает себе рано или поздно каждый человек
Надо заметить, что для каждого конкретного общества эти нормы морали и поведения очень индивидуальны. К примеру, если у нас пожать...
Однако\nпосттравматическое\nстрессовое\nрасстройство\nвозникает\nдалеко не у\nвсех участников\nтой или иной\nэкстремальной\nситуации. Это\nзависит от ряда\nфакторов:\n\n• особенностей\nличности, значимости\nдля человека\nситуации; iconЭкзаменационные билеты по физической культуре. 9 класс. Билет №1
Охватывает в той или иной мере всех людей и имеет непосредственную связь с общей культурой общества. На занятиях физической культурой...
Однако\nпосттравматическое\nстрессовое\nрасстройство\nвозникает\nдалеко не у\nвсех участников\nтой или иной\nэкстремальной\nситуации. Это\nзависит от ряда\nфакторов:\n\n• особенностей\nличности, значимости\nдля человека\nситуации; iconА. А1 – А2 – А3 – А4 – А5
С1 Чувство голода возникает при отсутствии пищи. Аппетит зависит от привычек, психологических особенностей человека, вида и вкуса...
Однако\nпосттравматическое\nстрессовое\nрасстройство\nвозникает\nдалеко не у\nвсех участников\nтой или иной\nэкстремальной\nситуации. Это\nзависит от ряда\nфакторов:\n\n• особенностей\nличности, значимости\nдля человека\nситуации; iconСтрадают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (ЕуегзИпе, Еуег$(1пе, 1993)
Экстремальная ситуация это ситуация, яка виходить за межі звичайного досвіду, яка которая субъективно или объективно несут угрозу...
Однако\nпосттравматическое\nстрессовое\nрасстройство\nвозникает\nдалеко не у\nвсех участников\nтой или иной\nэкстремальной\nситуации. Это\nзависит от ряда\nфакторов:\n\n• особенностей\nличности, значимости\nдля человека\nситуации; iconОказавшись в трудной ситуации, я
Вам предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Вы должны оценить как часто данные варианты поведения...
Однако\nпосттравматическое\nстрессовое\nрасстройство\nвозникает\nдалеко не у\nвсех участников\nтой или иной\nэкстремальной\nситуации. Это\nзависит от ряда\nфакторов:\n\n• особенностей\nличности, значимости\nдля человека\nситуации; iconПредставьте, что Ваш клиент пользуется отсутствием осведомлённости сотрудников в какой-нибудь рабочей ситуации получает выгоду
Ваш коллега, не имея полного представления (информации) о происходящей рабочей ситуации высказывает свое негативное отношение, вызывая...
Однако\nпосттравматическое\nстрессовое\nрасстройство\nвозникает\nдалеко не у\nвсех участников\nтой или иной\nэкстремальной\nситуации. Это\nзависит от ряда\nфакторов:\n\n• особенностей\nличности, значимости\nдля человека\nситуации; iconПамятка для выезжающих за рубеж утверждена Письмом роспотребнадзор от 06. 06. 2008 №01/4730-8-23 «О ситуации с особо опасными инфекционными болезнями»
Вам следует подумать, насколько состояние Вашего здоровья позволяет выехать в ту или иную страну в зависимости от климата, условий...
Однако\nпосттравматическое\nстрессовое\nрасстройство\nвозникает\nдалеко не у\nвсех участников\nтой или иной\nэкстремальной\nситуации. Это\nзависит от ряда\nфакторов:\n\n• особенностей\nличности, значимости\nдля человека\nситуации; iconКир Гудошников Постмодернизм, пост²модернизм и далее
С другой стороны, ближайшие периоды истории – это постмодернизм и постпостмодернизм т е ситуации, характеризующиеся тотальностью...
Однако\nпосттравматическое\nстрессовое\nрасстройство\nвозникает\nдалеко не у\nвсех участников\nтой или иной\nэкстремальной\nситуации. Это\nзависит от ряда\nфакторов:\n\n• особенностей\nличности, значимости\nдля человека\nситуации; iconТема Психология жизненых ситуаций. 1 Понятие ситуации
Ситуация — одноактность и неповторимость наступления множества событий, стечения всех жизненных обстоятельств и положений, открывающихся...
Однако\nпосттравматическое\nстрессовое\nрасстройство\nвозникает\nдалеко не у\nвсех участников\nтой или иной\nэкстремальной\nситуации. Это\nзависит от ряда\nфакторов:\n\n• особенностей\nличности, значимости\nдля человека\nситуации; icon-
Наша Культура велика и могущественна, она сплетена из тысяч судеб, религий, традиций, мировоззрений и не ограничивается ни цитатниками,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы