Оглавление введение структура личности Эго Суперэго Развитие личности Заключение Список использованной литературы Введение icon

Оглавление введение структура личности Эго Суперэго Развитие личности Заключение Список использованной литературы Введение


Скачать 25.97 Kb.
НазваниеОглавление введение структура личности Эго Суперэго Развитие личности Заключение Список использованной литературы Введение
Размер25.97 Kb.
ТипДокументы



ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение ………………………………………………………………………....3

1. Структура личности………………………………………………………….4

1.1 Эго……………………………………………………………………………5

1.2 Суперэго……………………………………………………………………..6

2. Развитие личности…………………………………………………………….7

Заключение………………………………………………………………………8

Список использованной литературы…………………………………………..10


Введение

Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория В. Вунта. Поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей вызвало ошеломляющий эффект. Разработанная молодым венским врачом З.Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического – в неосознанном. . Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.
Почти за 45 активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал:
* Первую развернутую теорию личности
* Обширную систему клинических наблюдений
* Оригинальный метод лечения невротических расстройств.
* Метод исследования тех психических процессов, которые почти невозмож-но изучить какими либо другими средствами.
Далее мы рассмотрим психодинамическую теорию личности Фрейда как основу всех дальнейших исследований, таких как психоаналитическая терапия, психоанализ и многое другое.
Психодинамическая теория личности З. Фрейда
Психоанализ: основные концепции и принципы
Термин "психоанализ" имеет три значения:
* Теория личности и психопатологии
* Метод терапии личностных расстройств
* Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума
Это соединение теории с терапией и оценкой личности связывает все представления о поведении человека, но за этим лежит небольшое число исходных концепций и принципов. Рассмотрим сначала взгляды Фрейда на организацию психики, на так называемую "топографическую модель". 
Топографическая модель уровней сознания.
Согласно этой модель в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.
Уровень сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы.
Область предсознательного, область "доступной памяти", включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий. Предсознательное является мостом между осознанными и неосознанными областями психического.
Самая глубокая и значимая область разума - бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Область бессознательного во многом определяет наше повседневное функционирование.

1. Структура личности

Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.
Рассмотрим три структуры.
ИД. "Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни" (З.Фрейд "Я и Оно").
Фрейд предавал огромное значение этому делению: "здесь начинается психоаналитическая теория".
Слово "ИД" происходит от латинского "ОНО", в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий является кашель на раздражение дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят к снятию напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образ, непосредственно связан с удовлетворением основной потребности.
Первичные процессы - нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей.

1.1 Эго

Эго-(Лат. "ego" - "я") Компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго, является отделением от ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид.
Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, " исполнительным органом" личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. Освобождение 
Некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики, является одной из основных целей психоаналитической терапии.


1.2 Суперэго

       "Мы хотим сделать предметом этого исследования Я, наше наисобствен-нейшее Я. Но возможно ли это? Ведь Я является самым подлинным субъектом, как же оно может стать объектом? И все-таки, несомненно, это возможно. Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать и бог знает, что еще с самим собой делать. При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я. Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней мере, на время...Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной деятельности совести, является другой ее функцией. А так как, признавая самостоятельное существование какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту инстанцию в Я "Сверх-Я""(Фрейд З. Лекции по психоанализу. Л.№31)
Так представлял Фрейд суперэго - последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума.
Будучи морально-этической силой личности, суперэго является следствием продолжительной зависимости от родителей. "Роль, которую позднее берет на себя Сверх-Я, исполняется сначала внешней силой, родительским авторитетом...Сверх-Я, которое, таким образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и действительно законным прямым наследником" (Фрейд З. Лекции по психоанализу.Л.№31).
Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также рассматривать суперэго как индивидуальное отражение "коллективной совести" социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.
Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.
Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект супереэго - эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов.
Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля не служит принципу реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.

2. Развитие личности

Одна из предпосылок психоаналитической теории состоит в том, что человек рождается с определенным количеством либидо, которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, именуемых как психосексуальные стадии развития. Психосексуальное развитие - биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от культурного уровня.
Фрейдом была предложена гипотеза о четырех стадиях: оральной, анальной, фаллической и генитальной. При рассмотрении этих стадий надо учитывать еще несколько факторов,введенных Фрейдом.
Фрустация. В случае фрустации психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями или воспитателями, поэтому не находят оптимального удовлетворения.
Сверхзаботливость. При сверхзаботливости ребенок не имеет возможности сам управлять своими внутренними функциями.
В любом случае происходит скопление либидо, что в зрелые годы может привести к "остаточному" поведению, связанного с той стадией, на которую пришлась фрустация или регрессия. 
Также важными понятиями в психоаналитической теории являются регрессия и фиксация. Регрессия, т.е. возврат в наиболее раннюю стадию и проявление ребяческого поведения, характерного для этого периода. Хотя регрессию считают особым случаем фиксации - задержкой или остановкой развития на определенной стадии. Последователи Фрейда считают регрессию и фиксацию взаимодополняющими.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. Теория считает поведение человека полностью детерминированным, зависимым от внутренних психологических конфликтов. Также эта теория рассматривает человека как целое, т.е. с точки зрения холизма, так как была основана на клиническом методе. Из анализа теории следует, что Фрейд больше чем другие психологи, был привержен к идее неизменяемости. Он был убежден, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства. С его точки зрения изменения, происходящие изменения в поведении взрослого человека неглубинные и не затрагивают изменения структуры личности.
Считая, что ощущение и восприятие человеком окружающего мира является чисто индивидуальным субъективным, Фрейд предположил что, поведение человека регулируется стремлением редуцировать неприятное возбуждение, возникающее на уровне организма при возникновении внешнего раздражителя. Мотивация человека, согласно Фрейду, основана на гомеостазе. И так как он считал, что поведение человека полностью детерминировано, то это дает возможность полностью исследовать его с помощью науки. 
Теория личности Фрейда послужила основой для психоаналитической терапии, успешно применяемой в настоящее время.
Достоинства психоаналитической теории личности:

Исследование сферы бессознательного, использование клинических методов, нетрадиционные инсайты, методы терапевтической практики, изучение реальных переживаний и проблем клиента.Высокая эффективностьв выявлении глубинных факторов, влияющих на психику и ее изменения.

Недостатки:

Высокий субъективизм, метафоричность, низкая валидность, ориентированность на прошлое в ущерб настоящему и будущему в развитии субъекта.Отсутствие четких алгоритмов и методик проведения процесса анализа и получение выводов и, как, следствие, сокие требования к опытуи подготовке к психолога.


Список использованной литературы

1. Браун Дж. Психология Фрейда и постфредисты. – М.: «Фефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997. – 304с.

 2. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. – М.: «Гуманитарий» АГИ, 1996. – 448с.

3. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. – М.: Политиздат, 1990. – 397с.

4.   Марсон П. 25 ключевых книг по психоанализу. – Челябинск: «Урал LTD», 1999. – 348с.

5. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991. – 456с.

6. Хрестоматия по истории психологии. Издательство МГУ.1980.стр. 184-188З.
7.  Л.Хъелл, Д.Зиглер "Теория личности" 1997 стр. 106-153 С-Пр.
8.  З.Фрейд. Лекции по психоанализу. Лекция 31.стр.334-349 М.

Похожие:

Оглавление введение структура личности Эго Суперэго Развитие личности Заключение Список использованной литературы Введение iconОглавление введение структура личности Эго Суперэго Развитие личности Заключение Список использованной литературы Введение
Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение...
Оглавление введение структура личности Эго Суперэго Развитие личности Заключение Список использованной литературы Введение iconРеферат состоит из нескольких частей. Титульный лист. Оглавление. Текст, включающий введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Титульный лист
Ючается. Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс...
Оглавление введение структура личности Эго Суперэго Развитие личности Заключение Список использованной литературы Введение iconКурсовая работа по дисциплине: Право социального обеспечения на тему: «Пособие по безработице понятие, размеры сроки выплат»
Список использованной литературы введение
Оглавление введение структура личности Эго Суперэго Развитие личности Заключение Список использованной литературы Введение iconКурсовая работа по дисциплине: Право и организация социального обеспечения на тему: «Пособие по безработице понятие, размеры, сроки выплат»
Список использованной литературы введение
Оглавление введение структура личности Эго Суперэго Развитие личности Заключение Список использованной литературы Введение iconСодержание введение 4 Оборудование и программное обеспечение 5 Технология выполнения работы 10 Охрана труда 11 Графическая часть 13 Заключение 15 Список литературы 16 введение
Очень часто на уроках у преподавателя возникают проблемы представления информации обучающимся. Это и ограничение во времени, и большой...
Оглавление введение структура личности Эго Суперэго Развитие личности Заключение Список использованной литературы Введение iconОнлайн Библиотека
Основные работы: "Многомерность личности", "Биологические основы личности", "Структура человеческой личности", "Контроль за сознанием"....
Оглавление введение структура личности Эго Суперэго Развитие личности Заключение Список использованной литературы Введение iconПрактикум по психологии личности. С. Пб: Питер, 2001. Олпорт Г. Личность в психологии Олпорт Г. Становление личности
Структура личности по Салливану – динамизмы, я-система, персонификация, когнитивные процессы
Оглавление введение структура личности Эго Суперэго Развитие личности Заключение Список использованной литературы Введение icon3. формирование и развитие личности
«критические» моменты (периоды), переводящие свойства личности на другой качественный уровень и т д. Постановка таких вопросов оправдывается...
Оглавление введение структура личности Эго Суперэго Развитие личности Заключение Список использованной литературы Введение iconВведение в арт-терапию
Арт-терапия в научно-педагогическом понимании забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива...
Оглавление введение структура личности Эго Суперэго Развитие личности Заключение Список использованной литературы Введение iconПравила техники безопасности Заключение Список литературы Введение
Вот уж как 9 лет меня увлекает эта страна. Я очень подробно изучаю их страну, язык, обычаи, традиции, праздники, местную кухню и...
Оглавление введение структура личности Эго Суперэго Развитие личности Заключение Список использованной литературы Введение iconСоциально-психологический подход к изучению личности
И это выступает объектом социальной психологии личности. Как видим, объект социальной психологии личности шире объекта социологии...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы