Скачать 16.72 Kb.
|
Основные черты института президентства в РФ по Конституции 1993 года Выделим основные черты, особенности организации института президентства в Российской Федерации, нашедшие свое закрепление в Конституции 1993 года. 1. Российская конструкция президентской власти сочетает в себе признаки различных классических моделей института президентства. Наука государственного права выделяет три формы института президентства: «чистые» президентские республики, имеющие сильного президента, наделенного широким объемом прав, в том числе по формированию кабинета министров (США, Мексика, Коста-Рика и др.); парламентские республики — имеющие президента с узким кругом полномочий, не обладающего правами по формированию правительства, которым занимается парламент (Австрия, ФРГ, Индия, Ирландия и др.); так называемые смешанные, полупрезидентские республики, где парламент играет существенную роль в формировании правительства, однако президенту республики принадлежат значительные полномочия в осуществлении государственной власти (Франция, Португалия, Финляндия и ДР.) По ряду основных позиций российская модель, безусловно, тяготеет к чисто президентской республике. Ее главная черта — контроль за формированием и деятельностью правительства. В Конституции Российской Федерации Президент характеризуется как глава государства (ст. 80, ч. 1). Однако согласно ей, Президент определяет структуру Правительства, назначает и освобождает от должности его членов, принимает решение о его отставке. Назначение Председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы, но и здесь механизм разрешения разногласий таков, что решающее слово остается за Президентом. Тем не менее говорить о полном соответствии российской модели организации власти чистой президентской республике было бы не вполне обоснованно. В России, в отличие от США и других президентских республик, глава государства не является одновременно главой правительства, а право председательствовать на его заседаниях отнюдь не тождественно функции непосредственного руководства. Отличительная особенность взаимоотношений парламента и Президента в России — наличие элементов политической ответственности Правительства не только перед Президентом, но и перед парламентом. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, решение о котором принимается большинством голосов от общего числа ее депутатов (450). Организация президентской власти в России основана на использовании элементов и полупрезидентской республики. Особенно много общего у президентской власти в России с моделью ее организации во Франции. В частности, в обеих странах президенты имеют сходные права (направлять принятый закон на новое обсуждение, право роспуска законодательной палаты парламента, право направлять законопроект на референдум, минуя парламент, и др.), Однако и здесь российская модель имеет ряд принципиальных особенностей. Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики, в то время как во Франции это отнесено к прерогативам парламента. Также Президент Российской Федерации вправе и не отправлять Правительство в отставку, а с соблюдением известных условий распустить Государственную Думу. Следовательно, институт президентства в России сочетает черты как президентской, так и полупрезидентской республики. 2. Согласно ст. 80 Конституции Российской Федерации, Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Роль Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина весьма многогранна. Прежде всего это положение ст. 80 обращено к деятельности самого главы государства, которая должна строго соответствовать Конституции и быть направлена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Выполняя соответствующую функцию, Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти субъектов Федерации неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Применительно к актам Совета Федерации, Государственной Думы, представительных органов власти субъектов Российской Федерации Президент, если считает эти акты неконституционными, не пользуется правом непосредственной их отмены или приостановления действия. Он вправе обратиться в Конституционный Суд с ходатайством о признании таких актов неконституционными и прекращении их действия (ст. 125, ч. 2, Конституции). Что же касается актов органов исполнительной власти, непосредственно подчиненных главе государства, то Президент может по мотивам несоответствия этих актов Конституции и нарушения прав и свобод человека и гражданина отменить данные акты Правительства Российской Федерации либо приостановить их действие до решения вопроса соответствующим судом (акты органов исполнительной власти субъектов Федерации). Все это свидетельствует о наличии у Президента полномочий по осуществлению контроля за соблюдением Конституции. Президент России обладает и рядом других правовых возможностей оказывать влияние на уровень конституционной законности в стране, реализацию прав и свобод человека и гражданина. Через послание Федеральному Собранию он может изложить свое видение этой проблемы и ориентировать парламент на реализацию первоочередных законопроектов в той .или иной сфере общественной жизни. Реализуя право законодательной инициативы, глава государства может вносить проекты законов об изменениях и дополнениях Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов. Контролируя Правительство, Президент оказывает значительное влияние на формирование проекта государственного бюджета, расходование государственных средств, непосредственно затрагивающих уровень социальной поддержки населения, реализацию социально-экономических прав граждан, В арсенале Президента и такие инструменты защиты прав граждан, как решение вопросов гражданства и политического убежища, осуществление помилования и др. 3. Президент Российской Федерации обеспечивает охрану ее суверенитета, независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Конституции). Закрепляя функцию Президента по охране суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации, основной закон гласит, что она реализуется «в установленном Конституцией Российской Федерации порядке». Это означает, что перечень, набор действий главы государства в данной сфере должен быть основан на конкретных нормах Конституции, в том числе и прямо закрепляющих его компетенцию. 4. Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Ранее уже отмечалось, что разделение и самостоятельность властей не исключают необходимости координации их усилий, тесного взаимодействия при решении вопросов экономического и социального развития. В Российской Федерации координационные функции возлагаются на Президента как главу государства. Для этого он наделяется полномочиями (ст.ст. 83, §4 Конституции), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Такая координация хорошо видна, например, при решении важнейших для страны кадровых вопросов, назначении на высшие должности в государстве. Президент взаимодействует и с Государственной Думой (в связи с назначением главы Правительства, Председателя Центробанка), и с Советом Федерации (при формировании Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда, назначении Генерального прокурора), и с Председателем Правительства (при назначении и освобождении членов Правительства). Безусловно, соответствующие полномочия Президента — это и его обязанности, их исполнение является средством осуществления конституционных прав Государственной Думы и Совета Федерации, закрепленных в ст.ст. 102 и 103 Конституции. 5. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80). Эта конституционная формулировка отнюдь не означает, что глава государства единолично решает вопрос о внутреннем и внешнеполитическом курсе России. Основные параметры, направления государственной политики России определены в ее Конституции, которая является не только юридическим, но и отправным политическим документом, выражающим известный компромисс различных политических сил. Поэтому шаги Президента, нацеленные на определение основных направлений государственной политики, ограничены действующей Конституцией. Вместе с тем Президент России обладает большим числом полномочий для определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации. Они касаются кадровой политики, утверждения главных направлений военной политики, руководства внешнеполитической деятельностью, участия в формировании правовой политики, руководства текущей социально-экономической политикой. Отмеченные черты конституционного статуса Президента Российской Федерации, закрепленные в общем виде в ст. 80 Конституции, во многом характеризуют специфику организации и функционирования института президентства в России. |
![]() | Основные черты института президентства в РФ по Конституции 1993 года Выделим основные черты, особенности организации института президентства в Российской Федерации, нашедшие свое закрепление в Конституции... | ![]() | Сравнение положений и понятий Конституции рсфср 1978 года и Конституции РФ 1993 года Конституция рсфср принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета рсфср девятого созыва 12. 04. 1978 года |
![]() | Указу Президента РФ от 31 декабря 1993 года №2334, «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» ... | ![]() | Контрольные вопросы Какие основные методы применяются в макроэкономике и в чем сущность каждого из них? Каковы основные направления теоретической мысли в экономической науке и их характерные черты? |
![]() | Xxi в. План Становление и развитие государственных институтов рб после распада СССР. Конституция рб 15 марта 1994 г. (с доп и измен. 1996 г.)... | ![]() | Историко-правовые аспекты избирательного процесса в рамках избирательного права в россии Поэтому авторы Конституции рсфср 1918 г были вынуждены конструировать принципиально новую избирательную систему, исходя из возможностей... |
![]() | Пятой по счету Конституции Республики Беларусь 15 марта 1994 года Характеристика действующей Конституции Республики Беларусь 19994 г. (с изм и доп.), ее отличие от предыдущих Конституций | ![]() | Принятие Конституции 1787года С течением времени, в процессе укрепления колоний и их борьбы за независимость, зарождается и развивается специфическая американская... |
![]() | Обязательно всем. Состав ордера ионического и дорического (характерные черты, основные составляющие, пропорции) Состав ордера ионического и дорического (характерные черты, основные составляющие, пропорции) | ![]() | Протокол №1 от 23 сентября 1993 г Учебно-методическая разработка печатается на основании решения центрального методического совета института |
![]() | История Конституции России Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции... |