Основные задачи обучения icon

Основные задачи обучения


НазваниеОсновные задачи обучения
Размер86.8 Kb.
ТипДокументы



Методика начальной снайперской подготовки

Основные задачи обучения

Подготовка для Российских Вооруженных Сил нового по­
коления стрелковых снайперских кадров, овладевших основ­
ными навыками и понятиями стрельбы из пневматического,
малокалиберного и боевого оружия с оптическими прицела­
ми, ознакомленных с его материальной частью и умеющих эф­
фективно поражать неподвижные, появляющиеся и движущи­
еся цели на всех дистанциях до 300м.

Воспитание подрастающего поколения в духе естествен­
ного Российского патриотизма на примере героического во­
енного прошлого России и укрепления дружбы всех населяю­
щих ее народов.

^ Организация учебного процесса

Учебные группы кандидатов в снайпера комплектуются
в районных, городских и областных (республиканских) стрел-
ково-спортивных клубах (ССК) РОСТО из кандидатов, рекомен­
дуемых низовыми коллективами.

Предусматривается подготовка кандидатов в снайпера
в учебных группах по 10-16 человек с разбивкой на снайпер­
ские пары в соответствии с определяемой компьютерными,
иридодиагностическими и другими методами психологичес­
кой совместимости.

Учебные группы комплектуются из лиц допризывного и
призывного возраста, начиная с 14 лет, выполнивших 3-2
спортивных разрядов из пневматического или малокалибер­
ного оружия и соответствующих предъявляемым к будущим
снайперам требованиям по состоянию здоровья, зрению, слуху
и морально-волевым качествам.

Стрелковые клубы, в которых должно проводиться обу­
чение, должны быть оборудованы наглядными учебными по­
собиями, специальной литературой, плакатами, разрезным
оружием (макетами) и используемыми при снайперской
стрельбе оптическими устройствами, а тиры — электронно-

компьютерными тренажерами, а также установками для пока­
за появляющихся и движущихся целей. :.. .

Обучение производится без отрыва от производства и
учебы со строго индивидуальным подходом к каждому обуча­
емому.

Обучение проводится лучшими инструкторами, прошед­
шими соответствующие курсы снайперов, или же служивши­
ми снайперами в горячих тачках. . -.. - >i-

Активное участие в проведении обучения должны при­
нимать, местные военкоматы. Для выполнения учебных и за­
четных боевых снайперских стрельб им следует договориться
с местными воинскими частями по поводу использования их
стрельбищ, оружия, оборудования и боеприпасов. Зачислен­
ные в группы кандидатов в снайпера должны быть поставлены
в военкоматах на особый учет и впоследствии их следует на­
правлять в воинские части в соответствии с полученной до­
призывной подготовкой.

По окончании программы обучения кандидаты сдают
выпускные зачеты по всем пунктам теории и практики снай­
перских стрельб на дистанции до 300 м.

Для приема зачетов составляется приемная комиссия в
количестве 4-5членов, в состав которой входят начальник ССК
(или его представитель), инструктор, обучающий данную груп­
пу, а также представители военкомата и воинской части, на
стрельбище которой проводились боевые стрельбы.

Результаты зачетов заносятся в Протокол, рассылае­
мый во все соответствующие инстанции.

^ Методические указания

Подготовка кандидатов в снайпера проводится в соот­
ветствии с настоящей программой.

Основой обучения является индивидуальная подготовка. Основными методами являются изложение материала, по­каз и тренировка.

Каждому последующему занятию должен предшество­
вать краткий контрольный опрос по пройденному материалу.

Все занятия следует заканчивать разбором, подведени­
ем итогов и проставлением оценок. Анализ результатов тре-

нировок должен быть занесен в стрелковую книжку снайпера с указанием даты, упражнения, прицела, зарисовкой каждой пробоины и внешнихусловий.

Следует довести до понимания каждого из кандидатов,
что решающее значение для точной стрельбы и наблюдения
имеет отличное знание и исправное состояние оружия и опти­
ческих приборов. По возможности следует закрепить за обу­
чаемыми винтовки на весь период их обучения.

Во время проведения огневой подготовки следует про­
верять боевые и учебные патроны как при их выдаче, так и пе­
ред началом каждого занятия.

На каждом занятии строго соблюдать меры безопасно­
сти при обращении с оружием и боеприпасами.

При стрельбе из м/к оружия следует использовать силу­
этные мишени, приведенные на рисунке 255.

При стрельбе из пневматического оружия следует ис­
пользовать те же мишени, уменьшенные в 5 раз.

При стрельбе из боевого оружия следует использовать
стандартные мишени, оговоренные в КС СО-85.

Расчет часов по темам обучения

Огневая подготовка — 100 часов, в том числе:
Тема № 1. Материальная часть оружия — 6 часов.
Тема № 2. Определение угловых величин — 2 часа.

Тема № 3. Основы внутренней и внешней баллистики — 4 часа.

Тема № 4. Обучение приемам стрельбы из пневматической винтовки с оптическим прицелом — 22 часа.

Тема № 5. Обучение приемам стрельбы из малокалибер­ной винтовки с оптическим прицелом — 22 часа.

Тема № 6. Обучение приемам стрельбы из снайперской вин­товки калибра 7,62 мм — 16 часов.

Тема № 7. Обучение использованию вспомогательных оп­тических приборов — 2 часа.

Тактическая подготовка — 4 часа.

Инженерная подготовка — 4 часа.

Военная топография — 2 часа.

Общефизическая подготовка — 10 часов.






44.4 417 16,6





Рис. 255. Мишени для стрельбы из м/к оружия

VI. Сдача зачетов, в том числе:

из пневматической винтовки — 2 часа;

из м/к винтовки — 2 часа;

из винтовки калибра 7,62 мм — 2 часа.
Итого: — 100 часов.

^ Расчет патронов на подготовку одного стрелка:

стрельбы из пневматического оружия — 250 пулек;

стрельбы из малокалиберного оружия (5,6 мм боко­
вого огня) — 250 патронов;

стрельбы из боевого оружия (7,62 мм) — 150 патронов.

^ Наименование тем и содержание занятий I. Огневая подготовка

Методические указания

Теоретические занятия предназначены для:

изучения материальной части оружия, его боевых воз­
можностей, устройства частей и механизмов,изуче­
ния боеприпасов, неисправностей, влияющих на мет­
кость стрельбы и способов их устранения, правил хра­
нения и сбережения оружия;

изучения оптических прицелов, их устройства, назна­
чения, преимуществ и недостатков, ухода за оптичес­
кими прицелами и их сбережения;

определения угловых величин, изучения понятия «ты­
сячная», определения расстояний по угловым величи­
нам и с использованием оптического прицела;

ознакомления с траекторией и ее элементами;

обучения правилам стрельбы в полевых условиях с уче­
том атмосферных и других условий.

Практические занятия предназначены для выработки у
кандидата в снайпера правильных навыков, необходимых для
производства меткого выстрела с использованием оптичес­
кого прицела, отработки однообразной прикладки, правиль­
ного прицеливания и нажима на спусковой крючок, приведе­
ния оружия к нормальному бою. Для этого на занятиях следует
широко применять прицельные станки, электронно-компью­
терные тренажеры, например, оптико-электронные тренаже­
ры СКАТТ и NOPTEL, лазерный тренажер БИМХИТ и т.д. При
изучении приемов заряжания и производства боевого выст­
рела следует использовать учебные патроны.

Каждый кандидат в снайпера должен вести стрелковую книжку с указанием в ней даты, результатов стрельбы, уста­новки оптического прицела, анализа неудач, а при стрельбе на открытом воздухе — метеоусловий (ветер, температура, освещение и т.д.) и сделанных в зависимости от них попра­вок в прицеле, i

^ Тема 1

Материальная часть оружия — 6 часов

Материальная часть пневматической (калибр 4,5 мм), ма­локалиберной (калибр 5,6 мм бокового огня) и боевых винто­вок калибра 7,62 мм — СВД и винт, образца 1891/30 года, и используемых оптических прицелов.

Цель. Изучение конструкций оружия.и оптических прице­лов, которые будут использоваться при дальнейшем обуче­нии, атакже правил их применения и технического обслужи­вания.

Занятие № 1. Изучение устройства и особенностей ис­пользуемых при обучении пневматической и малокалибер­ной винтовок, а также винтовок СВД и 7,62-мм винтовки об­разца 1891/30 года. Порядок неполной разборки и сборки. Неисправности оружия, влияющие на меткость стрельбы и спо­собы их устранения. Порядок и правила осмотра, ухода, хра­нения и сбережения оружия. Правила чистки и смазки. Меры безопасности'при обращении с оружием.

Занятие № 2. Используемые при обучении оптические при­целы, их устройство, назначение, преимущества и недостатки по сравнению с открытыми и диоптрическими прицелами. Способы крепления прицелов к оружию. Правила хранения оптических прицелов и ухода за ними.

^ Тема 2

Определение угловых величин — 2 часа

! ..-..Цель. Изучение и усвоение понятия «тысячная» как единицы , измерения углов.

Занятие № 1. Объяснение понятия «тысячная». Формула «тысячной». Определение расстояния по угловым величинам, визуально и с использованием оптического прицела и вспо-эгательных оптических устройств.

|3-7418Секулич

-369-

^ Тема 3

Основы внутренней и внешней баллистики — 4 часа

Цель. Ознакомление с явлением выстрела при стрельбе из винтовок калибра 4,5 мм, 5,6 мм бокового огня и 7,62 мм. Боеприпасы. Траектория и ее элементы, воздействие внешних условий на полет пули.

Занятие № 1. Взрывчатые вещества. Устройство боепри­пасов для рассматриваемых видов оружия. Явление выстре­ла. Элементы траектории. Настильность. Прямой выстрел. Воз­действующие на полет пули факторы. Определение средней точки попадания (СТП) и обучение внесению поправок в при­цельные приспособления.

^ Тема 4

Обучение приемам стрельбы

из пневматической винтовки

с оптическим прицелом — 22 часа

Цель. Практическое ознакомление кандидатов со стрель­бой с использованием оптического прицела. Начальное обу­чение приемам снайперской стрельбы.

Занятие № 1. Обучение приемам стрельбы из пневмати­ческой винтовки с оптическим прицелом. Особенности при­целивания, глазное расстояние. Характерные ошибки в при­целивании, параллакс и его влияние на точность стрельбы.

Упражнение № 1. Стрельба по неподвижной мишени.

Положение — лежа, с упора.

Мишень № 8 (спортивная). В цечтр наклеивается неболь­шой кружок из белой бумаги.

Пулек 20 (4 серии по 5 пулек).

Время на стрельбу — не ограничено.

Показ попаданий — после каждой серии.

^ Порядок выполнения. Основное внимание уделяется пра­вильному прицеливанию через оптический прицел. Особо*

внимание следует обращать на то, чтобы поле зрения прицела было совершенно чистым, без теней и полутеней. Инструктор подробно объясняет значение нового для этих стрелков спо­соба прицеливания и предостерегает их от возможных оши­бок. После усвоения правил такого прицеливания стрелки вы-полняютупражнение. При этом угольник прицела (острие вер­тикальной нити) наводится в центр мишени (наклеенный бе­лый кружок).

Упражнение № 2. Обучение работе с оптическим прице­лом. Определение СТП и.внесение в прицел необходимых по­правок. Приведение винтовки к нормальному бою и выверка оптического прицела.

Положение —лежа, с упора.

Мишень № 8 (спортивная) с наклеенным в центре белым кружком.

Пулек — 20 (4 серии по 5 пулек).

Время на стрельбу — не ограничено.

Показ попаданий — после каждой серии.

^ Порядок выполнения. Обучаемый, пристреляв винтовку в центр мишени, производит регулировку (выверку) оптическо­го прицела. При использовании прицела ПУ следует, освобо­див винты крепления дистанционного кольца и кольца боко­вых поправок, аккуратно повернуть кольца' не смещая махо­вички, и против риски установить: по шкале дистанционного кольца — «1», а по шкале боковых поправок — «0» и закрепить винты. В случае же использования других прицелов это дела­ется аналогичным способом.

После такой регулировки следует серией в пять выстрелов проверить совмещение СТП с центром мишени.

Упражнение № 3. Отработка приемов стрельбы из пневма­тической винтовки с оптическим прицелом по неподвижной мишени.

Положение — лежа, с упора.

Мишень № 8 (спортивная), с наклеенным в центре белым бумажным кружком.

Пулек — 20 (4 серии по 5 пулек).

Время на стрельбу — не ограничено.

Показ попаданий — после каждой серии.

Оценка стрельбы: не допустить отрывов. Вместить все по­падания (покучности): отлично — в круг«8»,хорошо — вкруг «7», удовлетворительно — в круг «6».

^ Порядок выполнения. После отстрела каждой серии стре­лок вместе с инструктором анализирует результат и сравнива­ет его со своими отметками. В случае несовмещения СТП с центром мишени обучаемые вносят в прицел поправки. Ре­зультаты стрельб и положения прицелов фиксируются в стрел-ковой книжке.

Упражнение №4. Повтор упражнения № 3 с целью закреп­ления навыков в стрельбе с оптическим прицелом.

Условия выполнения упражнения — те же, что и в упражне­нии №3.

Упражнение № 5. Обучение приемам стрельбы по появля­ющейся цели.

Положение —лежа, с упора.

Мишень № 8 (спортивная).

Пулек — 20 (4 серии по 5 пулек).

Время на стрельбу определяется техническими возможно­стями имеющейся автоматизированной установки для показа мишеней, но не более 7 секунд.

Показ попаданий — после каждой серии.

Оценка стрельбы (одна серия): 5 попаданий — отлично, 4 попадания — хорошо, 3 попадания —удовлетворительно.

^ Порядок выполнения. Обучаемый, зарядив оружие, доклады­вает о готовности. При этом приклад не вставлен в плечо, а опи­рается на пол. Мишень появляется на заданное количество се­кунд и закрывается. Через 10 секунд показ мишени повторяется.

Упражнение №6. Обучение приемам стрельбы по появля­ющимся целям. Повтор упражнения № 5.

Условия выполнения упражнения — те же, что и в упражне­нии №5.

Упражнение № 7. Обучение стрельбе по пяти появляющим­ся целям.

Положение —лежа, с упора.

Мишень № 8 (спортивная).

Пулек — 30 (6 серий по 5 пулек).

Время на отстрел одной серии: не более 60 секунд.

Показ попаданий — после каждой серии.

Оценка стрельбы (одна серия): 5 попаданий — «отлично», 4 попадания — «хорошо», 3 попадания — «удовлетворительно».

^ Порядок выполнения. Обучаемый, зарядив оружие, докла­дывает о готовности. При этом приклад не вставлен в плечо, а опирается в пол. Цели появляются на заданный интервал вре­мени, в течение которого стрелок перезаряжает оружие и ве­дет огонь.

Примечание. Упражнение № 7 выполняется только при наличии мно­гозарядного оружия.

Упражнение № 8. Обучение стрельбе по пяти появляющим­ся целям. Повтор упражнения № 7, но при сокращенном вре­мени выполнения упражнения.

Упражнение № 9. Обучение приемам стрельбы по движу­щейся цели. Объяснение значения выноса с учетом скорости перемещения цели и времени пролета пулькой расстояния в 10 метров.

Положение — лежа, с упора.

Мишень —№ 8а.

Пулек —30(3 серии по 10 пулек).

Время на стрельбу — 5 секунд на один пробег (медленный бег на установке «кабан»).

Показ попаданий — после каждого пробега.

Оценка стрельбы (серии в 10 выстрелов): 8 попаданий — «отлично»,

6 попаданий — «хорошо», 4 попадания — «удовлетворительно». ^ Порядок выполнения. Обучаемый, зарядив оружие, объяв­ляет о готовности. При появлении цели из-за укрытия стрелок производит выстрел. Движение цели в противоположном на­правлении начинается через 7-8 секунд. Стрелок производит серию из десяти выстрелов за десять пробегов цели (пять впра­во и пять влево). При выполнении упражнения используется стандартная установка для выполнения спортивного упражне­ния «бегущий кабан». В упражнении № 9 выполняется «медлен­ный бег», при котором цель «пробегает» окно шириной 3 м за 5 секунд. После каждого выстрела попадания демонстрируются на электронном табло или на экране установки.

^ Упражнение № 10. Обучение приемам стрельбы по движу-щимся целям. Порядок выполнения упражнения —тотже, что и в упражнении № 9, но цель движется вдвое быстрее, выпол­няя «быстрый бег». При этом окно той же шириной 3 метра цель пробегает за 2,5 секунды. Пулек — 30 (3 серии по 10 пулек) Оценка стрельбы (серии в 10 выстрелов): 6 попаданий — «отлично», 4 попадания — «хорошо», 2 попадания — «удовлетворительно».

^ Упражнение №11. «Перебежка». Обучение кандидатов на­выкам стрельбы в бою (с перебежкой).

Мишень № 5 (головная, уменьшенная в 30 раз) — 2 мишени на каждого стрелка.

Пулек — неограниченное количество на один забег.

Время на стрельбу — не более 100 секунд.

Положение — лежа, с упора.

Порядок выполнения . При наличии надлежащего помеще­ния два стрелка располагаются на расстоянии 25 м (в ограни­ченном помещении дистанция может быть уменьшена) от ли­нии огня в положении «лежа» и по команде перебегают рас­стояние до линии огня, не ближе 3-х метров от нее самостоя­тельно (без дополнительной команды) заряжают оружие и

обстреливают свои цели (перед каждым из них установлено по 2 головных мишени). Побеждает тот, кто первым поразит обе цели. Упражнение повторяется многократно. Возможно проведение групповых турниров — круговых либо с выбыва­нием. Желательно, чтобы при этом использовались установки с падающими мишенями.

Тема 5

Обучение приемам стрельбы

из малокалиберной винтовки

с оптическим прицелом — 22 часа

Цель. Обучение кандидатов в снайпера приемам стрельбы из малокалиберной винтовки бокового огня с оптическим при­целом по неподвижным, появляющимся и движущимся целям на дистанции 50 метров.

Упражнение № 1. Обучение работе с оптическим прице­лом. Определение СТП и внесение в прицел необходимых по­правок. Приведение винтовки к нормальному бою и выверка оптического прицела.

Положение — лежа, с упора.

Мишень № 7 (спортивная). В центр наклеивается неболь­шой белый кружок.

Патронов — 20 (4 серии по 5 патронов).

Время на стрельбу — не ограничено.

Показ попаданий — после каждой серии.

^ Порядок выполнения. Обучаемый, пристреляв винтовку в центр мишени, производит регулировку (выверку) оптическо­го прицела. При использовании прицела ПУ следует, освобо­див винты крепления дистанционного кольца и кольца боко­вых поправок, аккуратно повернуть кольца, не смещая махо­вички, и против риски установить: по шкале дистанционного кольца — «1», а по шкале боковых поправок — «0», и закре­пить винты. В случае же использования других прицелов это делается аналогичным способом.

После такой регулировки следует серией в 3 выстрела про­верить совмещение СТП с центром мишени.

Упражнение № 2. Обучение приемам стрельбы из малока­
либерной винтовки с оптическим прицелом по неподвижной
мишени. . , ..

Положение — лежа, с упора.

Мишень — № 8 (ростовая), уменьшенная в 6 раз с наклеен­ным в центре габаритом «семерки» от спортивной мишени (верх круга доходит до уровня плеч).

Патронов — 20 (4 серии по 5 патронов).

Время на стрельбу — не ограничено.

Показ попаданий — после каждой серии.

Оценка: пять попаданий (из пяти) — «отлично», четыре — «хорошо», три — «удовлетворительно».

^ Порядок выполнения. Основное внимание уделяется правиль­ному использованию (освоению) оптического прицела и согла­сованному с прицеливанием нажатию на спусковой крючок. Осо­бое внимание следует обращать на однообразие прикладки и места опоры оружия на упоре. Работу стреляющих следует кон­тролировать с использованием электронных тренажеров.

После отстрела каждой серии кандидаты осматривают ми­шени и под руководством инструктора определяют СТП и ана­лизируют ошибки. При несовмещении СТП с центром мишени обучаемые вносят поправку в прицелы. Результаты каждой стрельбы заносятся в стрелковые книжки.

Упражнение № 3. Обучение приемам стрельбы по появля­ющимся целям.

Положение —лежа, с упора.

Мишень № 8 — та же, что и в упражнении № 2.

Патронов — 20 (4 серии по 5 патронов).

Время на стрельбу — определяется возможностью регули­ровки установки, но не более 7 с на выстрел.

Показ попаданий — после каждой серии.

Оценка попаданий (в серии из 5 выстрелов): пять попада­
ний — «отлично», четыре — «хорошо», три — «удовлетвори­
тельно», i

^ Порядок выполнения. Стрелок, зарядив винтовку пятью пат­
ронами и изготовившись к стрельбе по мишени, развернутой
«на ребро» (убранной), докладывает о готовности. При этом
перед первым выстрелом приклад винтовки опущен на пол.
По команде инструктора через 5-7 с мишень поворачивается
«на лицо» и стоит до 7 секунд. Обучаемый производит по цели
один выстрел. Следующее появление цели — через 8-10 се­
кунд. :

Упражнение № 4. Дальнейшая отработка стрельбы по по­являющейся цели

Повтор упражнения № 3, но с сокращением времени пока­за цели до 5 секунд.

Оценка попаданий (в серии из 5 выстрелов): пять попада­ний — «отлично», четыре — «хорошо», три — «удовлетвори­тельно».

Упражнение № 5. Обучение приемам стрельбы по пяти од­новременно появляющимся целям с переносом огня.

Положение —лежа, с упора.

Мишень № 8, та же, что и в предыдущих упражнениях.

Патронов — 20 (4 серии по 5 патронов).

Время на стрельбу — не более 40 секунд на серию из пяти выстрелов.

Показ попаданий — после каждой серии.

Оценка попаданий (серия из 5 выстрелов): пять попада­ний — «отлично», четыре — «хорошо», три — «удовлетвори­тельно».

^ Порядок выполнения. Обучаемый, зарядив оружие пятью патронами и изготовившись к стрельбе по мишени, поверну­той «на ребро» (закрытой), докладывает о готовности. При этом перед первым выстрелом приклад винтовки должен быть опущен на пол. По команде инструктора через 5-7 секунд все цели поворачиваются «на лицо». Стрелок производит пять вы­стрелов с переносом — по одному в каждую мишень. По исте­чении времени мишени вновь убираются «на ребро». По мере обучения стрелков время на выполнение упражнения может со-

кращаться с40 до 30 секунд. Каждый из кандидатов записыва­ет (зарисовывает) все свои результаты в стрелковую книжку.

Упражнение № 6. Дальнейшая отработка стрельбы по по­являющимся целям.

Повтор упражнения № 5, но с использованием в виде це­лей «грудных» мишеней.

Оценка попаданий (в серии из 5 выстрелов): пять попада­ний — «отлично», четыре — «хорошо», 3 — «удовлетворительно».

Упражнение № 7. Дальнейшая отработка стрельбы по по­являющейся цели.

Повтор упражнения № 3 с ужесточением условий.

Положение — лежа, с упора (при желании — с руки с ис­пользованием ружейного ремня).

Мишень № 5, «головная», уменьшенная в 6 раз.

Патронов — 20 (4 серии по 5 патронов).

Время на стрельбу — 5 секунд на выстрел.

Показ попаданий — после каждой серии (при наличии «па­дающей» установки — мишень падает при поражении).

Оценка попаданий (в серии из 5 выстрелов): пять попада­
ний — «отлично», четыре — «хорошо», три — «удовлетвори­
тельно». ■

Упражнение № 8. Обучение приемам стрельбы по движу­щейся цели.

Положение: лежа, с упора. При желании стрелки вместо упо­ра могут использовать ружейный ремень.

Мишень № 8, «бегущая фигура», уменьшенная в 6 раз.

Патронов — 30 (3 серии по 10 патронов).

Время одного пробега — 5 с (медленный бегустановки «ка­бан»).

Поражение цели определяется'осмотром мишени.

Оценка попаданий (в серии из 10 выстрелов): восемь по­паданий — «отлично», шесть — «хорошо», четыре — «удовлет­ворительно».

^ Порядок выполнения. Стрелок, зарядив винтовку пятью патронами, докладывает о готовности. При появлении ми­шени из-за укрытия он с поводкой производит выстрел. Дви-

жение следующей мишени начинается через 5-7 секунд пос­ле ее поражения или ухода в укрытие. За десять пробегов мишени (па пять в каждую сторону) стрелок производит 10 выстрелов.

Упражнение № 9. Дальнейшее совершенствование в стрель­бе по движущимся целям.

Положение —лежа с упора. При желании стрелки могут ис­пользовать вместо упора ружейный ремень.

Мишень № 5 (головная), уменьшенная в 6 раз.

Патронов — 30 (три серии по 10 патронов).

Время на стрельбу определяется возможностями мишен­ной установки, но нормальный пробег продолжается 2,5 се­кунды (быстрый бегустановки «кабан»).

Попадание определяется осмотром мишени.

Оценка попаданий (в серии 10 выстрелов — по 5 пробегов в каждую сторону): восемь попаданий — «отлично», шесть попа­даний — «хорошо», четыре попадания — «удовлетворительно».

^ Упражнение № 10. «Перебежка». Обучение кандидатов на­выкам стрельбы в бою (с перебежкой).

Дистанция — 25 м.

Мишень № 5 (головная), уменьшенная в 12 раз.

Время — не более 1 минуты на забег. »

Патронов — неограниченное количество на 1 забег.

Положение — лежа, с руки, с применением ружейного ремня.

^ Порядок выполнения. Два стрелка располагаются на рас­стоянии 25 м от огневого рубежа в положении «лежа». Винтов­ки не заряжены, затворы закрыты. По команде стрелки пробе­гают расстояние до огневого рубежа (в трех метрах от него разрешается открывать затворы), самостоятельно (без допол­нительной команды) заряжают оружие и ведут огонь по целям (перед каждым стрелком установлено по две головных мише­ни). Побеждает тот из стрелков, кто первым поразит обе цели. Упражнение повторяется многократно. Возможно проведение групповых турниров — либо круговых, либо с выбыванием. Желательно, чтобы при этом использовались установки с па­дающими мишенями.

Примечание. Ввиду отсутствия соответствующего помещения стрель­ба ведется на дистанции 25 ме'тров с соответствующей предваритель­ной пристрелкой.

^ Упражнение № 11. Стрельба по появляющимся целям.

Положение — лежа, с упора или с руки с использованием ружейного ремня.

Патронов — 20 (4 серии по 5 патронов).

Время на стрельбу — 5 секунд на одну мишень.

Показ попаданий — после каждой серии.

^ Порядок выполнения. 5 мишеней расположены (в убранном виде или в положении «на ребро») на фронте 3-4 метра. По готовности стрелка мишени начинают в неопределенной пос­ледовательности появляться (открываться) на 5 секунд с ин­тервалами в 10 секунд. Таким образом, снайпер не знает мес­та появления следующей цели.

Оценка стрельбы: пять попаданий — «отлично», четыре по­падания — «хорошо», три попадания — «удовлетворительно».

Примечание. Возможность выполнения данного упражнения опреде­ляется наличием соответствующей установки.

^ Тема 6

Обучение приемам стрельбы

из снайперской винтовки калибра 7,62 мм — 16 часов

Цель. Обучение кандидатов в снайпера приемам стрельбы из снайперских винтовок СВД (различных модификаций) и образца 1891/30 года по неподвижным, появляющимся и дви­жущимся целям на дистанциях от 100 до 300 м.

Упражнение № 1. Подготовка кандидатов к боевым стрель­бам. Отработка навыков стрельбы из снайперской винтовки СВД или 7,62 мм образца 1891/GfO года.

Дистанция —100 м.

Мишень № 4 «грудная», с кругами.

Патронов — 10.

Положение — лежа, с упора.

Время — неограниченное.

Показ попаданий — стрельба на кучность.

Оценка (по СТП): 28 очков— «отлично», 26— «хорошо», 24 — «удовлетворительно».

^ Порядок выполнения. Тренировку следует начинать с озна­комления со стрельбищем, с боевым оружием в полевых усло­виях, с тренировки «вхолостую», с прицеливания и спуска кур­ка — без патрона. Затем инструктор или более опытный стре-лок.сам заряжает винтовку обучаемого, перемежая боевые патроны с учебными, для того чтобы у кандидата не вырабаты­валась реакция на выстрел. Три последних выстрела стреляют на кучность с определением результата по СТП.

^ Упражнение №2. Приведение винтовки калибра 7,62 мм к нормальному бою. Выверка оптического прицела.

Дистанция —100 м. ,

Мишень — черный прямоугольник размерами 25 х 35 см на листе фанеры 1 х 1 м.

Патронов — 20 на винтовку.

Положение — лежа, с упора.

Время — неограниченное.

СТП последних трех выстрелов при стрельбе с открытым и оптическим прицелами должны находиться в центре мишени.

^ Порядок выполнения. Первый этап: стрельба с открытым прицелом. На пристрелочную мишень наклеивается белый кру­жок диаметром 3 см, расположенный на высоте 14 см от ниж­него обреза мишени — для винтовки СВДи 17 см —для вин­товки 7,72 мм образца 1891/30 года (в соответствии с табли­цей превышения среднихтраекторий). Прицел устанавливает­ся на «3», а у винтовки СВД отделяются оптический прицел и щека приклада. Затем кандидат делает4 выстрела с прицели­ванием под нижний край проверочного прямоугольника. Если СТП с удовлетворительной кучностью отклонится от белого кружка, то в прицел следует внести поправку: по высоте: ввин­чиванием или вывинчиванием мушки —у СВД, и изменением высоты мушки —у «трехлинейки»; боковую: горизонтальным перемещением намушника с мушкой при помощи молоточка. Затем производится повторный (контрольный) отстрел серии из трех выстрелов.

После такой пристрелки на любой из установленных на при­целе дистанций пуля будет попадать в мишень в точку прице­ливания.

Второй этап: оптический прицел и щека приклада возвра­щаются на место и тщательно закрепляются. Вращением ма­ховичка устанавливаются прицел на деление «3», а шкала бо­ковых поправок на «О».

Винтовка закрепляется в прицельном станке с наведением и фиксацией под нижний край проверочного прямоугольни­ка, а на его нижний край наклеивается белая полоска бумаги шириной 2 см. Прицельный угольник или пенек, выводится в центр зрительного поля прицела. Если при этом он смотрит в середину нижнего края мишени, оптический прицел считает­ся выверенным. Если же он смотрит в другое место, то при помощи маховичков его следует совместить сточкой прице­ливания открытого прицела, после чего производится серия из 3-4 контрольных выстрелов, и в случае положительного ре­зультата лимбы маховичков устанавливаются соответственно в положение «3» и боковой — на «О» таким же образом, что и при стрельбе из малокалиберной винтовки.

^ Упражнение №3. Отработка стрельбы из снайперской вин­товки по неподвижным мишеням.

Дистанция — от 100 до 300 м (по выбору инструктора).

Мишень — № 4 «грудная», с кругами.

Патронов — 20 (4 серии по 5 выстрелов).

Положение —лежа, с упора.

Время на стрельбу — неограниченное.

Показ попаданий — после каждой серии.

Оценка: при стрельбе на 100 м: 46 очков — «отлично», 43 — «хорошо», 40 — «удовлетворительно». При стрельбе на 300 м: пять попаданий — «отлично», четыре — «хорошо», три — «удовлетворительно»,

^ Упражнение №4. Обучение стрельбе с ограничением вре­мени (по появляющейся мишени).* Дистанция — 100 м. Мишень —№4.

Патронов — 20 (4 серии по 5 патронов). Положение — лежа, с упора. Время показа мишени — 5 секунд.

Показ попаданий — после 5 выстрелов или использование падающей мишени.

Оценка.'пять попаданий — «отлично», четыре попадания — «хорошо», три попадания — «удовлетворительно».

^ Порядок выполнения. По готовности стрелка (оружие заря­жено, приклад на земле) подается команда на появление ми­шени. После появления мишени стрелок самостоятельно (без дополнительной команды) прицеливается и производит выс­трел. Через 5 секунд мишень поворачивается «на ребро». Че­рез 10 секунд показ мишени повторяется.

Упражнение № 5. Дальнейшая отработка стрельб по появ­ляющимся мишеням.

При этом условия выполнения упражнения остаются таки­ми же, но мишень появляется в разных местах на фронте в 10 м. Оценка стрельбы та же, что и в упр. № 6.

Примечание. Упражнение рекомендуется выполнять в составе снай­перской пары.

Упражнение № 6. Скоростная стрельба по нескольким це­лям с ограничением времени.

Дистанция — 300 м.

Мишень — № 8 (ростовая фигура).

Патронов — 20 (4 серии по 5 патронов).

Положение — лежа, с упора.

Время на стрельбу — 30 секунд на серию в 5 выстрелов.

Показ попаданий — после каждой серии (или «падение» по­раженной мишени).

Оценка: пять попаданий — «отлично», четыре — «хорошо», три —«удовлетворительно».

^ Порядок выполнения. Пять мишеней установлены над блин­дажом «на ребро» (при наличии автоматической установки убраны). Стрелок заряжает винтовку пятью патронами и зани­мает огневую позицию. Перед первым выстрелом (появлени­ем мишеней) приклад опирается о землю. По готовности ин­структор подает команду на показ мишеней. После их появле­ния стрелок производит по одному выстрелу в каждую из ми­шеней с переносом огня. Через 30 секунд непораженные ми­шени убираются.

^ Упражнение №7. Стрельба по появляющимся целям на раз­личные дистанции.

Дистанции — 100 и 300 м.

Мишени — № 4 — на 100 м и № 8 (ростовая) на 300 м.

Патронов — 16 (4 серии по 4 выстрела).

Положение —лежа, с упора.

Время на стрельбу — мишени появляются на 5 секунд.

Показ попаданий — после каждой серии (или падение по­раженной мишени). ...

Оценка: четыре попадания — «отлично», три — «хорошо», два — «удовлетворительно».

^ Порядок выполнения. Мишени появляются в различных местах по фронту или по глубине в произвольной последова­тельности. Упражнение выполняется в составе снайперской пары «истребитель —наблюдатель», после чего стрелки меня­ются ролями. Мишени появляются на 5 секунд с повторным появлением очередной мишени через 7-10 секунд после пре­дыдущей.

Примечание. Упражнение выполняется в составе снайперской пары.

^ Упражнение №8. Стрельба по движущимся целям.

Дистанция — 300 м.

Мишень — № 8а (бегущая фигура).

Патронов — 20 (2 серии по 10 патронов).

Положение —лежа, с упора.

Скорость движения мишени — от 1,5 до 3,0 м/с (в зависи­мости от наличия установки).

Показ попаданий — после каждого пробега.

Оценка: восемь попаданий — «отлично», шесть — «хоро­шо», четыре — «удовлетворительно».

^ Порядок выполнения. По готовности стрелка мишень дви-жется с указанной скоростью в окне длиной по фронту 25 мет­ров попеременно в одну и другую стороны.

II. Тактическая подготовка. Методические указания

Основной задачей при предвоенной подготовке кандида­тов в снайпера является овладение обучающимися основны­ми теоретическими знаниями в рамках программы начальной

снайперской подготовки, выработка у них необходимых мо­рально-волевых качеств, характеризующих снайпера-воина, способного достойно защищать свое отечество.

Занятия по тактической подготовке должны тесно перепле­таться с соответствующими темами огневой подготовки и практикой применения знаний в реальных полевых условиях. Необходимо развивать в обучаемых такие качества, как наблю­дательность, глазомер, сообразительность, умение прини­мать нестандартные решения, чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки, атакже неукоснительно поддерживать стро­жайшую дисциплину в течение всего курса обучения.

При подборе снайперских пар следует руководствоваться
желаниями самих кандидатов и учитывать их взаимные отно­
шения, симпатии и т.д. При этом нужно указать на частую не­
обходимость в подчинении интересов того или иного из снай­
перов общему делу, когда снайпер-наблюдатель ведет раз­
ведку. Целеуказание и корректировку огня в интересах снай­
пера-истребителя, который своим метким огнем поражает
выявленные цели. В то же время при действии в паре снайпе­
ры могут через некоторое время поменяться ролями, по­
скольку длительное ведение наблюдения притупляет остроту
восприятия происходящего в условиях изменяющейся ситу­
ации. В то же время следует иметь в виду, что при отражении
атаки противника на поле боя может появиться множество
целей, из которых снайпер выбирает наиболее важные. При
этом огонь зачастую ведут одновременно оба снайпера. Не­
которые из возможных вариантов реальных положений учи­
тываются в тех упражнениях, которые заложены в настоящей
методике. " ' ;

При обучении в полевыхусловиях особое внимание следу­ет уделять выбору места расположения огневой позиции, оборудованию запасной позиции, маскировке и вариантам возможного отхода при обнаружении.

Очень важным элементом тренировки в полевых условиях является умение учитывать изменения в погодных условиях, внесения поправок в прицельные приспособления, использо­вания различных оптических приспособлений и обучение пра­вильному выносу точки прицеливания в зависимости от ско­рости ветра, перемещения цели и т.д.

^ Инженерная подготовка

Цель: кандидаты должны получить основные понятия о су­ществующей материальной части средств инженерного во­оружения и способов их применения на примере рисунков и плакатов, а во время полигонных стрельб — наглядного озна­комления с имеющейся в войсковых частях техникой.

Следует ознакомить кандидатов с табельными и подручны­ми средствами маскировки и с их использованием для лич­ной маскировки с маскировки своих огневых позиций.

Необходимо дать общие сведения о минной защите своей огневой позиции.

^ Военная топография

Цель: научить кандидатов читать топографические кар­ты, объяснить значение условных обозначений, обучить ори­ентироваться на местности с использованием карты и без нее.

В программу занятия входит обучение умению пользовать­ся компасом, природными приметами и подручными пред­метами для определения сторон света, понятие о масштабах топографических карт с определением на их основе расстоя­ний и умение в соответствии с имеющимися картами выби­рать тактически наиболее выгодные огневые позиции.

^ Общефизическая подготовка

Значение общефизической подготовки для будущего снай­пера совершенно очевидно: участие снайпера в разведыва­тельно-диверсионных операциях в тылу врага, постоянные пе­ремещения с преодолением различных преград, в том числе и водных, указывают на необходимость спортивно-физкультур­ной подготовки будущего снайперского контингента. Поэто­му кандидаты в снайпера должны уметь:

• пробегать кроссовые дистанции от одного до трех ки­лометров;

проплывать не менее 100 м;

ходить на лыжах на дистанции не менее 10км;

преодолевать стандартную полосу препятствий;

уметь правильно бросать гранату.

Инструктор должен сам составить программу физкультур­ной подготовки своей группы в зависимости от времени года и имеющихся возможностей, причем в ней должна учитывать­ся подготовка к упражнению «перебежка».

^ Сдача зачетов

Зачеты у кандидатов в снайпера принимаются комис­
сией, оговоренной в пункте «А» настоящей главы.

Вопросы, относящиеся к изучению материальной ча­
сти оружия, боеприпасов и снаряжения, а также ктео-
рии баллистики и т.д., сдаются по экзаменационным
билетам в помещении стрелкового клуба. > i

Зачеты по огневой подготовке сдаются в стрелковом
клубе и на стрельбище местной воинской части.

По результатам зачетов составляется Протокол, один
экземпляр которого передается в местный военко­
мат, второй высылается в вышестоящую организацию
РОСТО, а третий остается в стрелковом клубе.

^ Технические средства, используемые при подготовке кандидатов в снайпера

В целях успешного обучения групп предвоенной подготов­ки стрельбе из оружия с оптическими прицелами необходимо использование вспомогательных технических средств и обо­рудования, к которым относятся:

Стрелковые тренажеры.

Установки с дистанционно управляемыми появляю­
щимися и движущимися мишенями.

Оптические средства наблюдения.

^ Стрелковые тренажеры

Для выработки у кандидатов правильных навыков стрельбы из винтовок с оптическим прицелом следует применять стрел­ковые тренажеры. В настоящее время они в значительном ко­личестве выпускаются как в России, так и за рубежом. Ниже в качестве примера приводится один из наиболее популярных тренажеров —конструкция СКАТТ.

Стрелковый тренажер ^ СКАТТ (SCATT) является электронным компьютерным тренажером, предназначенным для обучения и совершенствования техники стрельбы из нарезного оружия.

Тренажер состоит из оптического датчика весом 35 грамм, который легко прикрепляется к дульной части оружия, внеш­него блока СКАТТ и электронной мишени для отработки уп­ражнений на любых дистанцияхдо 1000 м.

Во время прицеливания на экране компьютера отобража­ется траектория прицеливания. После «выстрела» стрелок или инструктор могут просмотреть повтор траектории прицели­вания и проанализировать ошибки, допущенные стрелком во время прицеливания и перед самим выстрелом. ■

Тренажер СКАТТ позволяет готовить снайперов высокого класса даже в небольших закрытых помещениях. Для этого используется приставка «снайпер».

Тренажер подключается к компьютеру следующей конфигу­рации:

микропроцессор Pentium ММХили выше;

32 Мб оперативной памяти;

цветной монитор VGA 800/600 точек;

дисковод 3,5";

свободный коммуникационный порт RS-232 для под­
ключения тренажера;

операционная среда Windows 95 или более поздние
версии.

Считается, что описанный тренажер на 70-80% может за­менить практическую стрельбу.



Рис. 256. ^ Отображение на дисплее траектории движения оружия перед выстрелом и «попадания»

Установки с дистанционно управляемыми появляющимися и падающими мишенями

В воинских частях широкое распространение получили ус­тановки для появляющихся целей, предназначенные для обо­рудования тактических учебных полей, войсковых стрельбищ, директрис и огневых городков.

В зависимости от веса поднимаемых мишеней установки делятся на легкие, средние и тяжелые. Легкие установки (АМЛ-ЗМГ, АМЛ-4, АМЛ-Т48) обеспечивают показ мишеней весом до 15 кг и средние (АМС-66, АМС-75, АМЛ-Т;*С) — до 70 кг.

Управление подъемом и опусканием мишеней может про­изводиться как непосредственно на месте с помощью выклю­чателя, расположенного на корпусе установки, так и дистанци­онно (по проводам, радио) с помощью выключателей, разме­щенных на пульте управления командного пункта.



Рис. 257. ^ Подготовка снайперов с использованием тренажера СКАТТ

Для визуального наблюдения за результатами стрельбы при
поражении мишеней предусмотрено их автоматическое опус­
кание. ■ ;, •

Коммерческая фирма АО «Технологии безопасности» пред­лагает широкий спектр установок для показа мишеней в функ­ции ограничения времени, движущихся мишеней, мишеней, появляющихся в различных местах в зависимости от задан­ной программы и для отображения результатов стрельб с вы-



Рис. 258. ^ Схема стационарного тира на три стрелковых места: 1 мишень (3 штуки), куда входят датчик мишени, электронный прибор определений координат и подстав­ка; 2 компьютер Pentium-100 и выше — 1 шт.; 3 монитор SVGA — 3 шт.; 4 — кабель передачи инфор­мации отдатчиков мишеней — 1 шт; 5 — кабель переда­чи информации на мониторы — 1 шт; 6 принтер для распечатки результатов — 1 шт.

водом в печать. Фирма занимается строительством, обору­дованием и переоборудованием стрельбищ и тиров в соот­ветствии с желаниями заказчика и разрабатывает полную про­ектную документацию.

Известный стрелок, чемпион мира и Европы В.В. Поляков возглавляет предприятие, серийно изготавливающее автомати­зированные установки для стрельбы по появляющимся и движу­щимся мишеням. Фирма обеспечивает монтаж и гарантийное обслуживание своихустановок и комплектующей аппаратуры.

Московская фирма «Антарис» предлагает пулевые электрон­ные мишени для стрельбы из пневматического, малокалибер­ного и боевого оружия, в частности из снайперской винтовки СВД. Стрельба ведется по неразрушаемым мишеням трех ва­риантов в зависимости от необходимых размеров и вида ору­жия. Такие электронные мишени позволяют в широкомдиапа-зоне варьировать тренировочные упражнения, создавать раз­нообразную мишенную обстановку, использовать видеотехнику для моделирования боевых ситуаций, для проведения сорев­нований, имитирующих боевые контакты.

При производстве выстрела по мишени электронная сис­тема определяет параметры попадания и передает их в ЭВМ, после чего результаты отображаются на мониторе стрелка, показывая ему:

место попадания с выделением цветом последнего по­
падания;

оценку каждого выстрела;

суммарную оценку стрельбы.

Оптические средства наблюдения

К оптическим средствам наблюдения за результатами стрельбы относятся стереотрубы, бинокли и различные опти­ческие трубы для наблюдения за стрельбой и определения ре­зультатов попаданий. Сюда же относятся и электронные сис­темы телевизионной передачи изображений поражаемых ми­шеней.

Похожие:

Основные задачи обучения iconОсновные задачи обучения
Основой обучения является индивидуальная подготовка. Основными методами являются изложение материала, по­каз и тренировка
Основные задачи обучения iconЛекция №7 (4 часа) Цели и задачи обучения. Понятие «цель обучения»
Цели и задачи обучения. Понятие «цель обучения». Виды целей обучения. Обучающая цель обучения. Развивающая цель обучения. Воспитательная...
Основные задачи обучения iconК курсовому экзамену по курсу «Теория обучения и педагогические технологии»
Предмет и задачи дидактики на современном этапе развития образования. Основные категории дидактики
Основные задачи обучения iconБольничная гигиена. Ее основные цели и задачи. Больничная гигиена. Ее основные цели и задачи
Основы гигиены лечебно-профилактических учреждений. Гигиенические требования к стоматологическим поликлиникам
Основные задачи обучения iconБольничная гигиена. Ее основные цели и задачи. Больничная гигиена. Ее основные цели и задачи
Основы гигиены лечебно-профилактических учреждений. Гигиенические требования к стоматологическим поликлиникам
Основные задачи обучения iconБольничная гигиена. Ее основные цели и задачи. Больничная гигиена. Ее основные цели и задачи
Основы гигиены лечебно-профилактических учреждений. Гигиенические требования к стоматологическим поликлиникам
Основные задачи обучения iconОсновные этапы решения задач на ЭВМ
Постановка задачи – формулируется цель решения задачи и подробно описывается ее содержание
Основные задачи обучения iconТесты по промэкологии
Тема Промышленная экология. Цели и задачи. Основные понятия. Безотходное, малоотходное и чистое производство. Основные принципы организации...
Основные задачи обучения iconЛекция №4 (2 часа) Средства обучения. Система средств обучения. Средства обучения для преподавателя. Средства обучения для обучающихся. Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения
Цель: формирование научного представления о системе средств обучения: 1 дать понятие «средства обучения»; 2 дать представление о...
Основные задачи обучения iconЛекции по курсу Основы биотехнологии переработки сельскохозяйственной продукции Цели, задачи, основные биологические объекты биотехнологии. Особенности биотехнологического процесса
Цели, задачи, основные биологические объекты биотехнологии. Особенности биотехнологического процесса
Основные задачи обучения icon1. Предмет и задачи методики обучения технологии. Концепции технологического образования. Место технологической подготовки в системе образования
Предметом методики обучения технологии является живой педагогический процесс, включающий в себя
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы