Ответы к экзамену по дисциплине «Основы социальной работы» icon

Ответы к экзамену по дисциплине «Основы социальной работы»


Скачать 141.54 Kb.
НазваниеОтветы к экзамену по дисциплине «Основы социальной работы»
страница1/2
Размер141.54 Kb.
ТипОтветы к экзамену
  1   2

Ответы к экзамену по дисциплине «Основы социальной работы»


  1. Теория социальной работы как наука и учебная дисциплина.

1.1 Социальная работа как наука


Любая наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Основная задача науки - выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты. Процессы изменения социальных объектов исследуются общественными науками. Поскольку в деятельности могут преобразовываться самые различные объекты: предметы природы, человек (и состояния его сознания), подсистемы общества и т. д., -- постольку все они могут стать предметами научного исследования. Наука может изучать все в окружающей действительности, любые социальные феномены, феномены жизни человека и его внутреннего мира, но только под одним углом зрения - как особые предметы, которые подчиняются объективным законам. Все, что ускользает из поля зрения науки, компенсируют другие формы духовного постижения мира и человека: искусство, нравственность, религия, философия.


Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем, является еще одной отличительной чертой научного познания.


Цель науки заключается в том, чтобы предвидеть возможные будущие изменения объектов, в том числе и те, которые соответствовали бы будущим типам и формам практического изменения мира.


Характеристики, отличающие науку от обыденного (стихийно-эмпирического) познания:


- Наука имеет свой специализированный язык, четко фиксируя свои понятия и определения, т.к. имеет дело с объектами, не освоенными в обыденной практической деятельности.


- Наука имеет свой инструментарий познания окружающей действительности. Им является экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана, благодаря чему фрагменты знаний оказываются системно организованными.


- Продукт научной деятельности - научные знания - отличается от знаний, получаемых в сфере обыденного, стихийно-эмпирического познания. Последние чаще всего не систематизированы, их достоверность устанавливается благодаря непосредственному применению в наличных ситуациях повседневной практики.


- Наука, наряду со знаниями об объектах, формирует знания о методах. Потребность в развертывании и систематизации знаний второго типа приводит на высших стадиях развития науки к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск.


- Занятия наукой требуют особой подготовки познающего субъекта, обучения приемам и методам научного исследования. Для обыденного познания такой подготовки не нужно, вернее, она осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида.


- Занятия наукой предполагают и усвоение определенной системы ценностных ориентаций и целевых установок, этических норм и принципов, специфичных для научного познания.


Наконец, наука выступает в качестве социального института, имеющего собственные организации и учреждения, обеспечивающие подготовку научных кадров.


Социальная работа как система знаний о возможностях и способах оказания помощи нуждающимся формировалась, прежде всего, на уровне обыденного познания, в практической деятельности. И сегодня, когда речь идет о становлении теории социальной работы как науки , знание «обыденное», основанное на житейском опыте и наблюдательности, имеет большое значение для социального работника. Обыденное знание тоже фиксирует истину, хотя осуществляет это бессистемным, неспециальным образом, в отличие от знания научного.


При выборе социальных технологий и методов социальный работник должен учитывать имеющийся уровень знаний об этой проблеме у самого клиента либо характер его эмоционального отношения к ним, а также стереотипы, имеющиеся в обществе, социальной группе или отдельной личности, так или иначе связанные с этой проблемой.


Время становления теоретических основ социальной работы - конец XIX - нач. XX вв. Среди причин, которые активизировали этот процесс можно выделить две группы. Социально-экономические причины связаны с процессами развития капиталистических отношений и их влиянии на социальную сферу [29]:


- Изменения в характере общественного производства (повышения роли ответственности человека в производстве, наличие больших коллективов трудящихся, включение женщин и детей в производство) привлекли особое внимание к личности рабочего и условиям его жизни.


- Массовая урбанизация, сопровождающаяся миграциями, изменяла коренным образом стереотипы жизнедеятельности больших масс людей и обострила проблемы адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям.


- Существующая социальная ситуация на производстве сопровождалась углублением социальных конфликтов (борьба трудящихся за свои права) и как следствие ростом революционных настроений.


- Формирование глобальных проблем человечества (экологических, демографических, опасность самоуничтожения и др.).


- Рост образованности, информированности населения, усложнения структуры жизнедеятельности человека.


В условиях массового «девиантно-революционного поведения» (П.А. Сорокин) актуальным становится поиск механизмов социального маневрирования через принятие социального законодательства и формирование теоретически обоснованной социальной политики [19].


Собственно-научные причины связаны с процессами саморазвития теоретического знания в это время. Эволюция теории социальной работы определяется, с одной стороны - процессами дифференциации, свойственными науке на рубеже XIX и XX вв.: в этот период психология, социология, психотерапия оформляются как самостоятельные научные отрасли, в философии актуализируются социальные проблемы, усложняется педагогическое знание (в нем появляется теория воспитания, социальная педагогика и т.д.).


С другой стороны в это время формируется комплекс проблем, которые невозможно объяснить и проанализировать в рамках какой-то одной существующей научной дисциплины : например, социальная помощь мигрантам и т.п. Все это способствует выделению самостоятельного объекта и предмета исследования новой отрасли научного знания - теории социальной работы .


Основы теории социальной работы , научных методов и важнейших категорий заложили работы М. Ричмонд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях» (1899) и « Социальные диагнозы» (1917) и всей американской школы социальной работы [29].


Для современной теории социальной работы характерен интегративный и междисциплинарный подход. Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идёт в трёх направлениях.


Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди родственных социальных дисциплин : философии, истории, политологии, социальной психологии, культурологии и т.д.


Во-вторых, ведётся поиск собственно теоретического обоснования социальной работы как специфического объекта исследования, и , наконец, в-третьих, выявляется взаимодействие последней с другими науками о человеке и обществе. Наибольшее влияние на её развитие, по-прежнему, оказывает социология и психология, а также такие научные дисциплины как педагогика, психиатрия, антропология, юриспруденция и др. Это проявляется, прежде всего, в том, что существует многообразие моделей теории социальной работы .


Своеобразие теории социальной работы сказывается и в том, какое место занимает эта наука среди других. На сегодняшний день теория социальной работы выступает как самостоятельная отрасль социального гуманитарного знания в системе общественных наук , для которой характерна интегративность и прикладная направленность.


Таким образом, есть все основания характеризовать теорию социальной работы как специфическую область научного знания.


1.3 Теория социальной работы как учебная дисциплина


Непременным условием и важным фактором развития социального работника - профессионала является глубокое изучение теории и методики социальной работы . « Теория социальной работы » как учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основ теории и практики социальной работы применительно к профилю учебного заведения.


В отличие от науки , задачей которой является познание недостаточно исследованной области предметного пространства, задача учебной дисциплины -- донести добытые наукой знания до обучаемых в наиболее приемлемой и доступной форме.


Наука развивается с опережением по отношению к учебной дисциплине и по своему содержанию всегда богаче и шире.


Задачи учебного предмета « Социальная работа »:


- На основе знаний, полученных при изучении курса, скоординировать представление слушателей о социальной работе.


- Способствовать формированию профессионального мышления, умению анализировать социальную ситуацию.


Главной организационной основой модернизации образования вообще и социального образования в частности являются новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Они определяют фундамент оценки качества, основные требования к содержанию и реализации образовательных программ. С середины 90-х гг. в России началась разработка и внедрение новых стандартов, их адаптация к национально-региональным условиям различных территорий страны.


Причем эта работа ведется в контексте становления многоуровнего образования, что в полной мере относится и к социальному образованию во всех его составляющих. Тем самым организационная и содержательная работы оказываются взаимосвязанными.


Еще одним организационным основанием развития социального образования в стране является существование профильных учреждений, выполняющих соответствующие образовательные функции. В этом смысле развитие социального образования в России сегодня опирается на систему профильных средних и высших учебных заведений, а также учреждений начального профессионального образования, готовящих кадры для учреждений социальной сферы и управления, специалистов в области социальных наук .


Принципиально важно и то, что в структуре целого ряда вузов увеличилось количество факультетов и отделений, ведущих подготовку кадров для учреждений социальной сферы, готовящих социальных работников, социологов, психологов, социальных педагогов, валеологов, менеджеров, госслужащих. К середине 90-х годов в вузах страны функционировало уже более 60 факультетов и отделений, где на госбюджетной основе готовились социальные работники, социальные педагоги, валеологи. Также масштабно увеличилось количество факультетов и отделений психологии, экономики и права.


Очевидно, однако, и то, что даже в условиях слабой обеспеченности кадрами, научной и методической литературой новые подразделения вузов социо-гуманитарного профиля, безусловно, играют положительную роль, ибо закладывают традиции, основания для развития социального образования в регионах страны. Опыт последних лет показывает, что наиболее удачно эта работа ведется в классических университетах, педагогических и медицинских вузах.


В организационном плане для социального образования России последнего десятилетия характерно и то, что здесь возникло большое количество кафедр и учебных лабораторий, центров, призванных обеспечивать общее (непрофессиональное) социальное образование. Главным образом этим занимаются кафедры философии, культурологии, социологии, политологии, психологии, истории, основ права, социальной и экономической статистики, основ экономики и самоуправления. Решая проблемы повышения общей культуры будущих специалистов различного профиля, повышения их культуры социального мышления и самоорганизации, управленческой деятельности, гуманизации образования, эти кафедры составляют организационную основу общего (непрофессионального) социального образования.


В организационном плане нельзя не отметить значительного увеличения количества субъектов социального образования вне традиционных форм его осуществления. Это связано с вторжением в сферу образовательной деятельности различных фирм, СМИ, общественных организаций, обществ, объединений и отдельных граждан, других государств, что значительно расширяет круг традиционных учреждений образования, создает принципиально новую ситуацию в стране.


Социальная работа - универсальный вид деятельности. Это обусловливает междисциплинарный характер теории , практики социальной работы , всестороннюю и глубокую связь с другими научными и учебными дисциплинами , особенно гуманитарными. В контексте интегративного характера социальной работы существуют и межпредметные связи, особенно с философией, психологией, социологией, педагогикой, антропологией, правом.


Таким образом, содержание и организация социального образования в современной России переживают противоречивый процесс обновления и преодоления кризиса, созидания нового и сохранения лучших традиций старого опыта, поиска оптимальных технологий. Социальное образование активно участвует в формировании новой культуры, социальной жизни, являясь ее составной частью.


Итак, становление и развитие социальной работы как науки и учебной дисциплины проходит в условиях постоянных дискуссий по ее основным методологическим проблемам. И одновременно с развитием методологии социальной работы как научной теории идет осмысление и выделение методологических принципов использования явлений (факторов, процессов) социальной практики, методолого-мировоззренческое познание социальной работой как специфической область социального знания.


Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод. Способствовать тому, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со своей социальной природой, -- такова практическая цель социальной работы , которая определяет и ее теоретическую основу как науки о человеке, способах улучшения его социального самочувствия.


Именно такой подход исключает сведение задач социальной работы с точки зрения теории только к обоснованию необходимости социальной помощи и социальной защиты населения.


  1. Взаимосвязь социальной работы с другими науками.

Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной сфере и специфической социальной деятельности. Последнюю можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе. Анализ существующих форм и методов социальной работы , разработка оптимальных методов и технологий разрешения социальных проблем указанных объектов — одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.

Науки разделяются на естественные, общественные ( социальные , гуманитарные) и технические. Являясь в своей основе социальной (общественной) наукой , социальная работа связана и с техническими, и (особенно) с естественными науками . Проводимые в ее рамках исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными науками (с медициной, в частности), с одной стороны, а с другой — связей с социологией, психологией, педагогикой, правоведением и другими социальными (общественными) науками . referatwork.ru (C)

В структуре вузовской подготовки социального работника, к внешней форме системы подготовки, было выделено 3 уровня, включающие 11 самостоятельных блоков (например, ознакомление с отечественным и зарубежным опытом, изучение и анализ нормативных документов, анализ различных социальных ситуаций, прохождение практики в социальных службах, саморазвитие студентов).

Подготовка социальных работников основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности.

Студенты обучаются дисциплинам по четырём циклам:

· общие гуманитарные и социально-экономические;

· общие математические и естественнонаучные;

· общие профессиональные;

· дисциплины специализации.

Соотношение теории социальной работы с другими науками опирается на традиционные методы системного подхода. Так зафиксированы устойчивые связи социальной работы и социологии, социальной работы и психологии, социальной работы и медицины, социальной работы и экологии.

Например, социология изучает общества, поведение и убеждения специфических групп: семьи, трудовых коллективов, детей, молодежи, пенсионеров, представителей различных профессий. Знания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы и овладевать навыками анкетирования и интервьюирования. Это предполагает знание того, как разговаривать с человеком, столкнувшимся с той или иной проблемой, с целью помочь ему раскрыться, довериться, чтобы он почувствовал внимание и заботу. Только на основе сбора соответствующей информации и анализа ее социальный работник сможет наметить реальный план своих действий по помощи клиенту.

Также тесно связана с социальной работой психология, изучающая психическое состояние клиентов с целью понять их внутренние побудительные мотивы тех или иных действий, выдать соответствующие рекомендации.

Таким образом, социальный работник использует знания социологии и психологии для того, чтобы оценить проблему клиента и осуществить необходимое вмешательство или рекомендации. Но при этом социальный работник не должен сосредотачиваться только на индивидууме, как это делает психолог, или только на социальном окружении клиента, как социолог. Он должен изучить различные аспекты того или иного круга проблем, чтобы выработать конструктивное решение.

Следует помнить, что социальный работник в любой из сфер своей деятельности связан с человеком, с взаимоотношениями между личностью и коллективом, социальной группой, государственными структурами. Вся его деятельность направляется на совершенствование человеческих отношений, на то, что мы называем проведением в жизнь идей гуманизма.

Кроме философии – науки о методах научного познания, о наиболее общих законах развития природы и общества – важное значение для социальной работы имеют знания логики, эстетики, этики.

Логика – наука о законах и формах мышления. Этика с ее основными категориями – добро и зло, благо, долг, ответственность – позволяет описывать отношения, складывающиеся в группе или обществе в целом, отношение человека к другим людям.

Рассмотрим взаимосвязи социальной работы с другими науками более подробно. И, прежде всего, обратим внимание на то, что значительная часть теории социальной работы выросла из социологических концепций. И специалист в области организации социальной работы , управления этой деятельностью опирается на сопряженность основных исследовательских подходов в социологии и теории социальной работы . Он должен быть достаточно полно знаком с теорией организации и социального управления. Данные социологических исследований необходимы организатору социальной помощи индивидам, семье, группам, оказавшимся в экстремальной ситуации.

Современная психология – как наука о внутреннем мире человека – помогает ему сделать жизнь осмысленнее, полнее реализовать индивидуальные способности, помогать окружающим целенаправленно. В практике расстановки кадров, профориентации, прогнозирования социального поведения используется психодиагностика – постановка психологического диагноза.

В середине XIX в. немецкий педагог Дистервег предложил термин «социальная педагогика», понимая под ним «процесс педагогического влияния на социальное действие человека в течение всех возрастных периодов жизни в различных сферах микроструктуры». Социальная педагогика ныне является одной из учебных дисциплин курса подготовки социальных работников.

В разработке теории социальной работы , т.е. социальной работы как науки , принимали участие многие исследователи в различных странах. Важное влияние на ее развитие на Западе оказали концепции Фрейда, Скиннера, Пиаже.

Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.) – родоначальник теории психоанализа, которая выходит за рамки медико-биологических концепций явлений психики человека. Он дал анализ механизма функционирования социальных институтов, основных стимулов человеческой деятельности, сформулировал психоаналитическую концепцию личности.

Бурхус Фредерик Скиннер (1904-1990 гг.) исследовал проблемы управления поведением людей. Он считал, что при этом следует учитывать три фактора:

событие, которое вызывает определенную реакцию человека;

саму эту реакцию – ее характер и форму;

последствия.

Техника т.н. «обусловливания», разработанная Скиннером, получила распространение в социальной работе.

Жан Пиаже (1896-1960 г.) разработал концепцию связи социализации ребенка с индивидуальным развитием личности.

Значительный вклад в развитие теории и практики социальной работы внесли четыре видных исследователя-женщины.

Джозефина Шо Лоулл (1843-1905 гг.), видный деятель благотворительной организации в Нью-Йорке, провела исследования характера бедных людей, стала организатором движения бедных женщин.

Мери Ричмонд (1861-1928 гг.) приобрела большой опыт социальной работы в качестве помощника руководителя большой благотворительной организации в Балтиморе (США). Знания теории и личный опыт позволили ей в 1917 г. опубликовать книгу «Что такое социальная терапия», быстро завоевавшую популярность.

Джейн Адамс (1860-1935 гг.) вложила много сил в организацию движения «Новая современная женщина» и, будучи свободной от многих предрассудков, призывала воспитывать у людей внимание к чужим бедам, готовность прийдти на помощь нуждающимся. В 1932 г. ее большой вклад в развитие теории и практики социальной работы был удостоен Нобелевской премии.

Берта Рейнолдс (1883-1978 гг.) свою практику социальной работы начала в детском приюте в Бостоне (США), стремилась совместить воспитание белых и цветных детей. Работа в приюте убедила ее, что надо менять не личность, а американское общество, его экономическую структуру и характер межнациональных отношений. Интересен ее взгляд на то, что социальный работник должен выполнять функцию своего рода общественного контролера того, как реализуется социальная политика и насколько она соответствует реальным потребностям общества.

Значительный вклад в разработку теории социальной работы и практики ее реализации в современной России внесли профессора Московского государственного социального университета В.И.Жуков, И.Г.Зайнышев, П.Д.Павленок, М.В.Фирсов, Е.И.Холостова. Их труды стали учебными пособиями по подготовке социальных работников в вузах страны.

Подводя итог, можно говорить о том, что социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о социальной сфере и специфики социальной деятельности. Одна из важнейших задач социальной работы как науки – анализ форм и методов социальной работы , разработка оптимальных технологий и методов разрешения социальных проблем общества. Социальная работа как наука соединяет в себе теоретическую (эмпирическую) и прикладную систему знаний. Причем прикладная часть в ней преобладает, что отличает ее от других научных дисциплин.


  1. Социальная работа как особый вид деятельности, объект, субъект, содержание и средства социальной работы.

В 1991 г. в Российской Федерации была введена принципиально новая для нашей страны профессия – социальный работник. Специалистов в этой области готовят на курсах, в школах, лицеях, средних специальных учебных заведениях и вузах. Сеть высших учебных заведений, приступивших к подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе , неуклонно расширяется. В 1990/1991 учебном году их было 8, сейчас – более 70. Профильная направленность вуза предопределяет специализацию их выпускников. Ныне большая часть вузов готовит специалистов-организаторов социальной работы с населением, специалистов по работе с различными группами (безработными, молодежью, детьми, пожилыми и т.д.). Часть вузов готовит специалистов в области социально-медицинской помощи населению и по другим направлениям.

Социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности . Есть экономическая, политическая, правовая, культурная, техническая, научная и другие виды деятельности . И есть социальная работа – особый вид деятельности .


Почему её следует отнести к особым видам деятельности ? Деятельностью называется совокупность действий человека, направленная на желаемое изменение какого-либо предмета. Столяр хочет сделать из куска дерева стол. Физик стремится зафиксировать переходы электрона из одного состояния в другое. Мастер по ремонту радиоаппаратуры разбирает и собирает радиоприёмник, чтобы устранить неисправность в его работе . Социальный работник беседует со своим клиентом, чтобы снять у него психологический стресс, помочь ему войти в нормальный ритм жизни, или оказывает помощь человеку, прикованному болезнью к постели, в приобретении продуктов, предметов личной гигиены и т.д.


Каждый выполняет какие-либо действия, направленные на достижение цели и вызванные состоянием объекта , которым он занимается. У столяра – кусок дерева, у физика – электрон, у социального работника – человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.


Совокупность действий каждого, связанная с влиянием на предмет в желаемом направлении, порождает соответствующую деятельность . Особенность, характер каждого вида деятельности порождается особенностями его предмета.


Социальной работой называется деятельность , направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.


Любая деятельность , в том числе и социальная работа , имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему.


Попытаемся это доказать путём анализа структуры социальной работы . Её структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов или, как ещё говорят, компонентов. Это – субъект , содержание , управление, объект и связывающие их в единое целое средства , функции и цели.


Схематически это будет выглядеть так:


Всякая схема упрощает суть изучаемого предмета, поэтому не следует придавать ей абсолютного значения. Но она даёт наглядное представление о предмете. В этом её познавательный смысл.


Последовательность перечисления компонентов не случайна: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту , хотя именно объект , стоящий в конце перечисления, является главным, определяющим суть и характер деятельности фактором.


Поэтому и характеристику социальной работы правомерно начинать с объекта .

^ ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию – беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.


Таких в России – несколько десятков миллионов. По последним данным, опубликованным в печати, в стране:

Пенсионеров – 34,8 млн.;


Инвалидов – свыше 6 млн.;


Детей-инвалидов – 453,6 тыс.;


Злоупотребляющих спиртным и больных алкоголизмом –


более 20 млн.;


Употребляющих наркотики – почти 2 млн.;


Страдающих психическими заболеваниями – около 4,5 млн.;


Проституток (только в крупных городах) – более 120 тыс.;


Ежегодно совершается самоубийств – 50-80 тыс.;


Ежегодно совершается преступлений – от 2 до 3 млн.;


Число отбывших различные сроки в тюрьмах – 15-17% от всего населения страны


За последние 40 лет осуждены и отбыли наказание в исправительно-трудовых учреждениях – примерно 40 млн. человек;


Число неполных семей (во главе, как правило, с матерью) приблизилось к миллиону;


В 1994 г. на 1080,6 тыс. браков пришлось 680,5 тыс. разводов;


Беженцев и вынужденных переселенцев в 1994 г. – 702 451 человек;


Безработных – 5 млн. 250 тыс. человек.


Такова неполная социально-демографическая характеристика объекта социальной работы в современной России. Названы далеко на все группы людей, нуждающихся в социальной помощи. Каждый из этих десятков миллионов человек – уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией. Это требует от социального работника исключительного такта, проникновения в судьбу человека, сострадания, многостороннего знания, разнообразных умений, величайшей терпеливости и самоотдачи.

^ СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы . К субъекту относятся всё те же люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного полумесяца. Это и общественные организации: Детский фонд им. В. И . Ленина, Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Союз офицеров и др.


Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.


Профессиональных работников не так много. Всего в мире профессиональных работников насчитывается 500 тыс. человек. Эти люди имеют дипломы, свидетельствующие о том, что им официально присвоена специальность « социальный работник». В России в результате принятых в последние годы мер подготовлено несколько десятков тысяч профессиональных социальных работников. Основная нагрузка по социальному обслуживанию нуждающихся падает на плечи непрофессиональных работников, не имеющих специального диплома и занимающихся социальной работой в силу сложившихся обстоятельств. Например, в трёх крупных городах Швеции – Стокгольме, Гётеборге и Мальме в 1990 г. профессиональных работников насчитывалось 3,5 тыс. человек, а непрофессиональных – 46,5 тыс. человек. Социальной работой по совместительству занималось 2600 сельских почтальонов, обслуживающих более 1 млн. человек.


В России недипломированных специалистов, но профессионально занимающихся социальной работой в различных службах социального обеспечения, страхования, здравоохранения, туристических, детских организациях насчитывается по различным источникам до 1 млн. человек. Только в отделениях социальной помощи на дому, появившихся в 1985 г., на начало 1991 г. работало 504 тыс. человек. За прошедшие годы их количество, несомненно, увеличилось, но точной цифры пока нет, так как статистический учёт этой категории специалистов пока не налажен. Не совсем ясен и их статус. Считать ли работников туристических организаций, занимающихся организацией туристических походов по выходным дням, настоящими профессионалами, - сказать трудно. В статистических органах они учитываются как спортивные работники.


Совсем нет сведений о том, сколько граждан России занимается социальной работой на общественных началах. Но здравый смысл подсказывает, что их, вероятно, около 8-10 млн. человек, так как по среднемировой статистике на одного социального работника приходится по 10-15 млн. человек, а по приведённым данным в России нуждающихся в социальной помощи примерно 100 млн. человек. Надо иметь в виду , что эти цифры во многом гипотетичны, условны и носят в основном ориентировочный характер.


Говоря о субъекте социальной работы , важно иметь в виду ещё одно обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается организацией социальной работы (их можно назвать организаторами или управленцами), а есть те, кто непосредственно оказывает социальную помощь. Их условно можно назвать практическими социальными работниками.

^ СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Следующим обязательным компонентом социальной работы как системы является содержание . Оно непосредственно вытекает из функций работы . В самом общем её плане функциями являются: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической помощи, управленческая.


Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений о её объекте . Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни, способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни, материальный достаток, семейное положение, соседское окружение, особенности психики, характера и т.д. Одним словом, занимается информационной работой .


На основе собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит «диагноз»: оценивает объём, виды работ , режим своей деятельности , трудности, формы методы, составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты и пр.


Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает и диагноз своей деятельности : трудно - легко ему будет работать, сможет ли или нет оказать действенную помощь, с какими официальными и неофициальными организациями ему придётся заниматься «пациентом» и т.п.


В зависимости от характера социальной помощи (оказание, к примеру, социально-бытовой помощи одинокому больному или снятие психологического стресса) строится и план работы , определяется её содержание и вид практической помощи. Независимо от того, является ли социальный работник организатором или практическим работником, ему в той или иной мере приходится заниматься управленческой деятельностью . Управление социальной работой также составляет важный и необходимый компонент её содержания .


Социальная работа осуществляется с помощью средств . Средствами называются все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности . Многообразие функций социальной работы вызывает и многообразие её средств . Перечислить их практически невозможно. Это и слово, и авторучка, и специальные учётные бланки, и телефон, и деловые связи, и приёмы психотерапии, и личное обаяние и т.д. Важно иметь в виду , чем богаче арсенал средств , которыми располагает и хорошо владеет социальный работник, тем успешнее его деятельность . Выбор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы . Одно дело лежачий больной, другое – кормящая мать-одиночка. Набор средств в этих случаях существенно различается.

^ УПРАВЛЕНИЕ И ЦЕЛИ КАК СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ .

Социальная работы немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта , планирование, выработку и принятие решения, учёт и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы . Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся ли они к управленческим или практическим социальным работникам.


Чтобы управление социальной работой шло успешно, социальным работникам надо много знать, причём не только в сфере своей непосредственной деятельности , но и во многих других областях общественной жизни, зачастую далеко отстоящих от социальной работы . Нужно хорошо представлять социальную структуру общества, систему управление страной и конкретно социальной работой , свои собственные права и обязанности и своих клиентов, всё законодательство по вопросам социального обеспечения и помощи, основы социологии, социальной психологии, педагогики, социальной работы . Нужно знать и уметь многое.


При этом необходимо особо подчеркнуть, что управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке, не способных зачастую жить без посторонней помощи. Если в случае со здоровым человеком решение вопроса можно отложить, то в отношении больного, инвалида, человека, перенесшего тяжёлый стресс, откладывание недопустимо, так как оно может стать причиной непоправимого последствия.


Перечисленные компоненты ( объект , содержание , средства , управление, субъект ) составляют структуру социальной работы . Но структура – это ещё не система. Деятельность становится системой, когда её компоненты связываются в единое целое с помощью функций и целей. О функциях речь уже была.


Что представляют собой цели? Цель – образ предмета, который человек хочет получить в результате своей деятельности . Можно ещё сказать, что цель – это желательное для человека состояние предмета его деятельности .


Каким же хочет видеть человека социальный работник, оказывая ему ту или иную помощь? Видимо, удовлетворённым в своих потребностях. Значит, самая общая цель социального работника – удовлетворить потребности своих клиентов. Этой цели подчиняется вся деятельность субъекта , в соответствии с ней складывается содержание , организуется управление, подбираются адекватные средства , формы и методы социальной работы . Цель, как видно, связывает компоненты социальной работы в единое целое, делает единой системой.


Ту же объединяющую роль выполняют и функции. Информация, оценка, прогноз, организация, управление – всё это касается буквально каждого компонента, соединяет их в единый действующий организм.


Таким образом, если рассматривать социальную работу как особую систему деятельности . Необходимо иметь в виду , что она состоит из субъекта , содержания , средств , управления, объекта , объединяемых в целостную систему с помощью целей и функций.


Это общее представление о системе социальной работы имеет большое практическое значение. Какой бы вид социальной работы не пришлось рассматривать (помощь больному, социальную защиту работающих или безработных, патронаж многодетной семьи и т.п.), всякий раз необходимо определить особенности объекта , подобрать особый субъект , выбрать соответствующие средства , адекватное управление, формулировать особенные цели, отдавать предпочтение конкретным функциям. Одним словом, обозначенный набор компонентов системы социальной работы является необходимым. Исключение одного из них ведёт к нарушению, ослаблению, а то и к разрушению системы.


Многие трудности, ошибки в современной социальной работе России вызваны именно тем, что старая, далеко не совершенная система социальной работы была в значительной мере разрушена, а новая в её полном объёме не создана. В её объекте возникла такая новая категория людей, как безработные. Но не оказалось ни работников, способных быстро и эффективно помогать безработным в поисках работы , ни организационной структуры, которая учитывала бы и предлагала достаточный выбор профессий, ни системы переподготовки и переквалификации работников, ни финансовых, материальных средств , ни управления процессом регулирования безработицы. Новой системы социальной работы , которая удовлетворяла бы острые и неотложные потребности большого количества людей, до сих пор не создано.


Самое главное, чего не хватает в складывающейся системе, - это подготовленных кадров социальных работников. А без них, разумеется, никакая система эффективно работать не может.


Рассматривая систему социальной работы , важно понимать, что она сводится к системе деятельности . Её можно и нужно рассматривать как систему и в других аспектах.


Очень важным аспектом является система учреждений и организаций социальной работы в их вертикальном и горизонтальном срезах. Сейчас активно формируется такая система. Её возглавляет Министерство труда и социального развития Российской Федерации. В республиках, входящих в Федерацию на правах её субъектов , также имеются подобные министерства. В краях, областях, городах, районах также имеются соответствующие им управления и отделы. А в них службы социального обеспечения, страхования, комиссий социальной помощи и защиты в органах здравоохранения, народного образования, общественного порядка, спорта и т.п. Наряду с государственными органами социального обслуживания населения функционируют многочисленные общественные организации и учреждения, также имеющие пронизывающую общество сверху донизу вертикальную структуру.


Все эти государственные и общественные организации на каждом горизонтальном уровне (республика, край, округ, город, район, село) связаны между собой, взаимодействуют друг с другом, помогают (а нередко и мешают) друг другу.


Знание этой системы учреждений и организаций позволяет социальному работнику строить свою работу наиболее эффективным образом. Плохое представление о ней снижает её эффективность.


Можно говорить о системе средств управления социальной работы .


  1. Непрофессиональный уровень социальной работы.

К непрофессиональному уровню социальной работы относятся различные виды добровольной помощи и взаимоподдержки, которые являются частью жизни отдельных людей и социальной практики в целом. Участие в социально ценной волонтерской (добровольческой) деятельности само по себе способно вызвать позитивные изменения в личности. В последние несколько лет в Российской Федерации, как и во многих странах мира, наблюдается рост интереса к добровольчеству на общественном и государственном уровнях.


Потенциал добровольчества и неправительственных организаций все больше востребуется во многих сферах общественной жизни, таких как образование, здравоохранение, спорт, культура, обустройство и развитие территорий, реализация городских целевых программ, защита прав и интересов граждан; в решении проблем детей и молодежи, социально уязвимых групп населения, занятости, урегулировании социальных, национальных и иных конфликтов, при стихийных бедствиях и др. [3, 52].


Добровольчество становится все более популярным среди молодого поколения, являясь эффективным способом получения новых знаний, развития навыков активной общественной жизни, проведения общественно полезного досуга. Обозначаются тенденции к развитию корпоративного добровольчества (добровольное участие сотрудников кампаний в решении проблем местных сообществ). В обществе (в основном в организациях некоммерческого сектора) возрастает социальная значимость и признается экономическая эффективность добровольческой деятельности.


Добровольческая деятельность – это деятельность, приносящая пользу обществу, осуществляемая людьми на общественных (добровольных) началах индивидуально или коллективно на основе свободного и осознанного выбора. В рекомендациях и резолюциях ООН термины «добровольчество», «на добровольных началах» и «добровольческая деятельность» рассматриваются как «широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, осуществляемые добровольно на благо общества» [26, 30].


В современной России понятие «добровольцы» определено в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», как «граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благо получателя, в частности, в интересах благотворительной организации» [6, 35].


Принимая во внимание экономическое, политическое и социально-психологическое состояние общества в России, важной задачей является соединение субъектов всех уровней в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям в интересах людей. Однако в настоящее время в России добровольческая деятельность не имеет достойной государственной поддержки, развивается хаотично, слабо освещается в средствах массовой информации, но в последнее время активно создаются и развиваются многочисленные социальные движения, фонды, организации, в том числе большое количество детских и молодежных общественных объединений.


Переосмысление сущности и фундаментального значения добровольчества в жизни общества в экономически развитых странах мира происходило примерно 20 лет назад. Вклад добровольцев, не только в социальное, но и в экономическое развитие, рассматривается одним из важнейших факторов устойчивого развития общества. Международный опыт показал, что чем раньше в истории любой страны государство начнет инвестировать в развитие общественных ресурсов через поддержку добровольчества, тем быстрей общество сможет раскрыть свой потенциал и тем быстрее страна начнет набирать темпы социально экономических реформ. К числу основных мер по созданию благоприятной среды для добровольчества, рекомендуемых ООН, относятся: формирование государственной политики поддержки добровольчества; создание и функционирование системы добровольческих центров [3, 53].


Импульсом для современного этапа развития добровольческого движения в России послужили демократические преобразования в стране, которые привели к активизации добровольных гражданских инициатив, новым формам самоорганизации граждан и формированию нового для России некоммерческого «третьего» сектора. Экономическая оценка добровольческой деятельности не может сравниться с истинной ценностью вклада, произведенного добровольцами, его измерение служит важнейшим инструментом, позволяющим определить и представить обществу огромную ценность добровольчества.


В настоящее время существуют два основных типа добровольческой деятельности: управляемая и неуправляемая. Как правило, неуправляемая добровольческая деятельность представляет собой спонтанную помощь друзей и соседей: присмотр за детьми, оказание мелких услуг, использование каких-либо вещей, взятых у соседей, помощь во время стихийных бедствий, катастроф. Управляемая деятельность добровольцев как правило, осуществляется через некоммерческие, государственные или частные организации, считается более организованной и регулярной [26, 31].


К организованным формам добровольчества можно отнести многообразные виды гражданской активности, направленные на социальные, экологические, экономические, культурные изменения через деятельность добровольцев в неправительственных организациях; органах государственной власти и местного самоуправления (консультации, лоббирование законодательства, общественные советы, реализация совместных проектах, др.); в организациях взаимопомощи, создающихся для решения общих проблем (например, инвалидов, жилищных, одиноких матерей, др.); избирательных кампаниях; в школьной и студенческой жизни, включая общественно-полезный досуг, творческая деятельность молодежи, др.


Во многих странах спонтанное или неуправляемое добровольчество является доминирующей формой проявления добровольческой деятельности. Организованное добровольчество – это спланированный, мобильный и управляемый процесс, осуществляемый профессионально подготовленными людьми, работающими на оплачиваемой основе, а также добровольцами. В основном организованные формы добровольчества существуют в странах с высоко развитой экономикой [3, 54].


В связи с этим, субъектами социальной работы являются те, кто оказывает помощь, поддержку, осуществляет защиту. В качестве субъектов социальной работы выступают люди, учреждения, организации (благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца; это и общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Союз офицеров), социальные институты, призванные решать и решающие те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной работы. Существующие в настоящее время субъекты социальной работы имеют разную степень включенности в практику социальной работы, так высокая степень включенности характерна для государственного сектора; средняя – у негосударственного и коммерческого сектора.


  1. История становления социальной работы в России до 1917 г.

Истоки становления в России системы социальной помощи и поддержки


(в кратком изложении)


«Общество – то социальное пространство, где проходило оформление исторических связей помощи и поддержки страждущим»


XI – XIII в.в. Основная задача попечения сирых и убогих -“питание”. Форма поддержки носила спонтанный характер, не имела закрепленных финансовых механизмов (милостыня, подаяние). Помощь на уровне власти носила временный и непостоянный характер. Имеются предположения, что помощь была адресной и конкретной. Церковь делает первые шаги по открытию больниц, богаделен, а также закладывает основы медицинской помощи и просветительской деятельности.


XIII-XVIII вв. Государство проводит политику, направленную на регламентирование деятельности монастырей, ограничение распространения профессионального нищенства. Берет под контроль деятельность богаделен, проживание в них больных и нищих. Принимает первые попытки борьбы с голодом и эпидемиями. С этой целью организуются приказы, издаётся ряд законов, регламентирующих действия местных властей, церкви, феодалов и “скудных людей” в период голода. «Житный приказ» ведал дворами, где хранился запас зерна на случай голода. Вводилась государственная монополия на цены, раздачу хлеба в долг, право перехода от феодала в другие земли. В 1682 году принят “Приговор” (решение) церковного Собора о призрении больных и нищих.


1700-1860 гг. Становление государственной системы социальной защиты населения. Общественное призрение не ограничивается только социальной помощью, но включает в себя и меры по воспитанию и профессиональному воспитанию, сословному обучению, интеграции женщин в различные сферы деятельности, образованию и профессиональному обучению инвалидов. Данный период характеризуется высоким подъемом системы социальной защиты, но в то же время отсутствием единых подходов к социальному обеспечению нуждающихся, периодичности, децентрализации в области финансовой политики.

В 1701 году 8 июня Петр Первый издал Указ «Об определении в домовые Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых»

Указ № 1856 – 1701 года 8 июня Именной – об определении в домовые Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых.


Великий государь указал: в домовых Святейшего Патриарха богадельным нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собирания милостыни, а для десяти человек больных быть в богадельне одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил.

А больных в богадельнях велеть лечить, и для того учинить особых лекарей, и давать тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриарши домовые казны…


Петр Первый


В 1712 году принят Указ “Об учреждении во всех Губерниях гошпиталей”. Особую роль в укреплении данной системы сыграла деятельность Екатерины II: создано ряд учреждений общественного призрения, имеющих государственный статус, которые были закреплены в Манифесте от 1 сентября 1763 года.


В изданном в 1775 году “Учреждении для управления губернией” впервые в истории России законодательным путем была установлена система общественного призрения для всех гражданских сословий.

На губернские органы управления возлагалась обязанность создавать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для умалишенных, работные дома, смирительные дома.

Первоначально организация и содержание учреждений финансировались из государственной казны. Позднее отчислялась часть средств из доходов городов на их содержание.

В 1764 году было создано одно из первых благотворительных обществ в России – Общество воспитания благородных девиц. В 1797 году принимается Указ Павла I о назначении его супруги Марии Федоровны руководить всеми социальными учреждениями. С именем Марии Федоровны связан крупнейший этап в истории развития отечественного благотворения, ее называли Министром благотворительности.1860- 1917 г.г. В России начинается новый этап в развитии социальных отношений, характеризующийся развитием меценатства и благотворительности, а также объединением социально-философских воззрений на человека и общество и социальной практики. Создаются научные, общественные и благотворительные общества, фонды и прочее, которые пытались объединить вокруг себя людей, не согласных с существующим разделением материальных ценностей и социальным расслоением (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Особое развитие получили воскресные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей – безвозмездным.

До 1912 года в России государственное обеспечение касалось только военнослужащих и чиновников.

В 1912 году был принят страховой закон, в соответствии с которым 2,5 млн. рабочих и служащих, занятых в фабрично-заводской и горной промышленности, были также охвачены государственным пенсионным обеспечением.

Дальнейшее развитие получают благотворительные общества, они оказывают не только сословную поддержку, но и решают большой спектр социальных проблем.



  1. Социальная работа в послереволюционный и советский периоды.

В первые послереволюционные ( и послевоенные) годы деятельность Советского правительства, помимо восстановления хозяйства, была направлена также на повышение благосостояния трудящихся.


Пока еще отсутствовало понятие « социальное обеспечение», но были сделаны первые шаги к нему.


В 1918г. (впервые после установления Советской власти) по личному указу В.И. Ленина всем центральным и местным органам управления была поставлена задача по выделению вопросов социальной помощи и поддержки трудящихся в отдельную систему исследования. «Оказать энергичную поддержку всех и всяких начинаний, направленных к улучшению дела снабжения населения продовольствием и промышленными товарами, социального страхования и социального обеспечения, жилищного строительства, здравоохранения, курортного обслуживания трудящихся».


В условиях нэпа, дорогу которому открыл Х съезд РКП (б) в 1921 г., социальное обеспечение трудящихся приобретало все новые направления. Так, широкое применение находила система социального страхования.


В год образования СССР (1922 г.) изменилось само понятие «социальное обеспечение». Теперь оно звучало так — «государственная система материального обеспечения и обслуживания всех граждан СССР в старости, болезни, при полной или частичной утрате трудоспособности, а также многодетных семей. Осуществляется за счет государственных и общественных средств».


Особое внимание стало уделяться пенсионному обеспечению и пособиям. Было создано несколько пенсионных страховых фондов (негосударственных). Под личным наблюдением Ленина, а затем министра здравоохранения Семашко была налажена система организации рационального отдыха трудящихся (открыты первые санатории, профилактории и дома отдыха). В 1922 г. был издан указ СНК о защите рабочих на особо вредных производствах и их реабилитации в случае получения увечья или инвалидности вследствие этого. Тогда же стали появляться первые государственные страховые общества и компании.


В 1924 г., на II Съезде Советов СССР была принята первая Конституция СССР. Она внесла изменения в систему социального обеспечения, теперь уже населения, а не трудящихся, как было раньше, и его же социального страхования. Это звучало так: «Должно быть произведено полное социальное страхование рабочих:


а) для всех видов наемного труда;


б) для всех видов потери трудоспособности. Именно: от болезней, увечья, инвалидности, старости, профессиональных болезней, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы».


К 1929 г. Советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальное обеспечение всех трудящихся, всех видов потери трудоспособности и впервые в мире — от безработицы, за счет нанимателей и государства, при помощи профессиональных союзов.


Все это, а также бесплатная медицина и образование приводило в изумление иностранцев. Социальное обеспечение населения на таком высоком уровне существовало только в нашей стране.


Естественно, что решение социальных вопросов зависит от экономики государства. Поэтому в нашей стране социальные задачи традиционно включались в экономическую политику. И только с конца 60-х годов социальная политика выделяется в особое направление деятельности партии, хотя и была тесно связана с экономический деятельностью, например повышение благосостояния трудящихся.


О социальной политике много говорилось в связи с задачами активного, целенаправленного формирования интересов и потребностей личности, лучшего использования материальных и духовных благ для всестороннего развития личности. Однако в практическом осуществлении социальных программ дело обстояло далеко не благополучно.


В СССР сформировалась патерналистская модель социальной защиты, с финансированием главным образом из госбюждета — 95\% ассигнований с центральной системой распределения фондов социального обеспечения. Социализм, осуществляя свои программные установки на неуклонный рост народного благосостояния, создавал необходимые условия развития всеобщей и доступной системы социального обеспечения. Право граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца было закреплено в Конституции СССР. Это право гарантировалось социальным страхованием граждан, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца и т. д. Наряду с выплатой пенсий и пособий существовало немало других видов обеспечения. Среди них были: профессионально-техническое обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, предоставление инвалидам бесплатной протезно-ортопедической помощи и специальных транспортных средств, содержание престарелых и инвалидов в домах-интернатах, их санаторно-курортное лечение и т. д.


Комплексное развитие социального обеспечения вызывало рост производительных сил общества, стимулировало трудовую активность работников. Нельзя не учитывать положительного воздействия гарантированного социального обеспечения на морально-психологическое состояние личности.


Система социального обеспечения как элемент распределительных отношений определялась уровнем развития производительных сил. По мере роста экономических возможностей создавались все более благоприятные условия для решения социальных проблем.


Выше уже говорилось о недостатках этой системы. Но в свете сегодняшнего дня даже они кажутся достоинствами прошлых лет.


Итак, социальная работа в России имеет долгую, богатую событиями и славную историю, которая требует углубленного изучения.


  1   2

Похожие:

Ответы к экзамену по дисциплине «Основы социальной работы» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы социальной работы»
Социальная работа как особый вид деятельности, объект, субъект, содержание и средства социальной работы
Ответы к экзамену по дисциплине «Основы социальной работы» iconОтветы к экзамену по дисциплине «Основы социальной работы»
Все, что ускользает из поля зрения науки, компенсируют другие формы духовного постижения мира и человека: искусство, нравственность,...
Ответы к экзамену по дисциплине «Основы социальной работы» iconВопросы к экзамену для заочного отделения по дисциплине: «Основы аудита»
Вопросы к экзамену для заочного отделения по дисциплине: «Основы аудита» для специальности: «Финансы и кредит» (5С)
Ответы к экзамену по дисциплине «Основы социальной работы» iconВопросы к экзамену по дисциплине «химические основы жизни»

Ответы к экзамену по дисциплине «Основы социальной работы» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы маркетинга»
Модели покупательского поведения: базовая, экономическая, социологическая, психологическая
Ответы к экзамену по дисциплине «Основы социальной работы» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы истории Средних веков»
Восток в период раннего средневековья. Социально-экономическое и политическое развитие
Ответы к экзамену по дисциплине «Основы социальной работы» iconТенденции образования в области социальной работы: изучая европейский опыт*
России – важный шаг нашей страны в продвижении к демократическому обществу. Можно надеяться, что именно они в ближайшем будущем будут...
Ответы к экзамену по дисциплине «Основы социальной работы» iconПарадигмы социальной работы
Со второй половины XIX в до конца XX в в философии социальной работы можно выделить следующие основные модели: гуманизм, позитивизм,...
Ответы к экзамену по дисциплине «Основы социальной работы» iconМетодические указания и тематика контрольных работ по дисциплине «основы теории коммуникации» для студентов заочной формы обучения по направлению 031600
«Основы теории коммуникации» является формирование у студентов комплексного представления о феноменологических и функциональных характеристиках...
Ответы к экзамену по дисциплине «Основы социальной работы» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «основы аудита» для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» всех форм обучения
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы аудита» для студентов специальности 080105 «Финансы...
Ответы к экзамену по дисциплине «Основы социальной работы» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
Психические состояния и их классификация. Положительные и отрицательные психические состояния
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы