Підготовлено: Сергієнко І. М. До теми \"Психологічна допомога в екстремальних ситуаціях\" Вступ icon

Підготовлено: Сергієнко І. М. До теми "Психологічна допомога в екстремальних ситуаціях" Вступ


Скачать 316.16 Kb.
НазваниеПідготовлено: Сергієнко І. М. До теми "Психологічна допомога в екстремальних ситуаціях" Вступ
страница1/4
Размер316.16 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

Конспекти лекцій

до курсу "психологічна допомога в естремальних ситуаціях"

(Підготовлено: Сергієнко І.М.)

До теми

"Психологічна допомога в екстремальних ситуаціях"

Вступ

Экстремальная ситуация - это ситуация, яка виходить за межі звичайного досвіду, яка которая субъективно или объективно несут угрозу жизни людей або іншим значущим для неї людей, превышает способность человека от нее защититься фізично чи психологічно.

Поїздка на Гавайї – теж за межами звичайного досвіду, але чи можна назвати екстрем. Сит.

Коли на очах дитини бьют мать – екстр. Сит..
^ КОЛИ БАТЬКИ БЬЮТЬ ДИТИНУ, ЯКА НЕРЫВНА ИМ ПО СИЛАМ –ДЛЯ ДИТИНИ – ЕКСТРЕМАЛЬНА СИТУАЦЫЯ.

Пологи

Або коли на очах дитини бьють її матір чи братів,сестер.

Наведіть приклади естрем. Сит., які підпадають під визначення.

Втрата роботи (суб’єктивно загроза соціальної смерті – соціально-психологічної смерті). Економічна криза.

Погана оцінка – страх психологічної смерті.


^ Жертвы стихийных бедствий и катаст­роф страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (ЕуегзИпе, Еуег$(1пе, 1993).

  1. Внезапность. Лишь немногие бедствия ждут пока потен­
    циальные жертвы будут предупреждены — например, постепенно
    достигающие критической фазы наводнения или надвигающиеся
    ураган, шторм. Чем внезапнее событие, тем оно разрушительнее
    для жертв.


  2. ^ Отсутствие подобного опыта. Поскольку бедствия и катас­
    трофы, к счастью, редки — люди часто учатся переживать их в
    момент стресса.


Досвід США Люба та вчення у Оклахома.

^ 3. Длительность. Этот фактор варьирует от случая к случаю.

Например, постепенно развивавшееся наводнение может так же

медленно и спадать, а землетрясение длится несколько секунд и приносит гораздо больше разрушений. Тем не менее, у жертв не­которых длительных экстремальных ситуаций (например, в слу­чаях угона самолета) травматические эффекты могут умножаться с каждым последующим днем.

  1. Недостаток контроля. Никто не в состоянии контролиро­
    вать события во время катастроф; может пройти немало времени,
    прежде чем человек сможет контролировать самые обычные со­
    бытия повседневной жизни. Если эта утрата контроля сохраняет­
    ся долго, даже у компетентных и независимых людей могут на­
    блюдаться признаки «выученной беспомощности».


  2. Горе и утрата. Жертвы катастроф могут разлучиться с лю­
    бимыми или потерять кого-то из близких; наихудшее — это пре­
    бывать в ожидании вестей обо всех возможных утратах. Кроме того,
    жертва может потерять из-за катастрофы свою социальную роль и
    позицию. В случае длительных травматических событий человек
    может лишиться всяких надежд на восстановление утраченного.


  3. Постоянные изменения. Разрушения, вызванные катастро­
    фой, могут оказаться невосстановимыми: жертва может оказаться
    в совершенно новых и враждебных условиях.


^ Міграція – теж естр. сит.. Данія?

  1. Экспозиция смерти. Даже короткие угрожающие жизни
    ситуации могут изменить личностную структуру человека и его
    «познавательную карту». Повторяющиеся столкновения со смер­
    тью могут приводить к глубоким изменениям на регуляторном
    уровне. При близком столкновении со смертью очень вероятен
    тяжелый экзистенциальный кризис.


^ Мужчина, який переныс аварыю на мотоциклі боїться кудись їхати у подорож. Раніше їздив по усій Европі із дружиною.

Афганці – дві стратегії (збереження життя або гра зі смертю).

  1. Моральная неуверенность. Жертва катастрофы может ока­
    заться перед лицом необходимости принимать связанные с систе­
    мой ценностей решения, способные изменить жизнь, — напри­
    мер, кого спасать, насколько рисковать, кого обвинять.


^ Чому я? Хто винен?

  1. Поведение во время события. Каждый хотел бы выглядеть наи­
    лучшим образом в трудной ситуации, но удается это немногим. То, что
    человек делал или не делал во время катастрофы, может преследовать
    его очень долго после того, как другие раны уже затянулись.


10. Масштаб разрушений. После катастрофы переживший ее,
скорее всего, будет поражен тем, что она натворила с его окру­
жением и социальной структурой. Изменения культурных норм
заставляют человека адаптироваться к ним или остаться чужа­
ком; в последнем случае эмоциональный ущерб сочетается с со­
циальной дезадаптацией.



Классифицируют такие экстремальные ситуации:

  • природные (землетрясения, наводнения, пожары, ураганы и т.д.);

  • техногенные связанные с техникой (авария на ЧАЕС, ДТП и т.д.);

  • катастрофы связаны с человеческим фактором (деятельностью).

А) Макро (війна, військові конфлікти, голодомор, геноцид, тероризм тощо)

Б) Мікро (коли задіяно декілька людей у цій ситуації.)
Психологическая характеристика реакций человека на экстремальную

ситуацию:

1 фаза - психологический шок, который включает в себя: а)
дезорганизацию деятельности, нарушения ориентации; б) отрицание
происшедшего от минут к 2 часам;

  1. фаза - влияние действия травмирующий ситуации на психику человека.
    Возникает чувство вины, гнева, депрессии. Негативные эмоциональные и психофизиологические состояния.

  2. фаза - возвращение к жизни (оздоровление эмоциональной и психофизиологической сферы).

Если человеку не удается справится с травмирующим событием, то возникает посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

Рассмотрим влияние экстремальной ситуации природного характера на психическое и соматическое благополучие человека.

^ 1. Психологическая помощь при стихийных бедствиях и природных катаклизмах

Стихийное бедствие способно вызывать как кратковременные, так и более длительные психические расстройства. Последние развиваются только у «легкоранимых субъектов и лиц с психическими заболеваниями в анамнезе». В свою очередь некоторые исследователи оспаривают тезис об увеличении числа психических заболеваний при стихийных бедствиях и утверждают, что катаклизмы, наоборот, вызывают чувство личной уверенности и социальной стабильности среди членов пострадавшей популяции.

Психические реакции при стихийных бедствиях и катастрофах обычно неспецифичны, малодифференцированные и могут развиваться при всех ситуациях, угрожающих жизни человека. Спектр возникающих феноменов состоит из эмоций страха, вазовегетативных изменений двигательных проявлений. Тревожное напряжение и страх лежит в основе аффективно-шоковых, истерических психозов, клинически представленных вариантами сумеречного расстройства сознания, двигательными нарушениями в виде ступора или гипердинамии. Реакции психотического уровня также клинически однообразно окрашены и не содержат в себе личностного компонента, который собственно и придает своеобразие психореактивным расстройствам.

В 1976 г. Была организована Всемирная ассоциация по оказанию экстренной медицинской помощи при катастрофах и стихийных бедствиях, известная также под названием «Клуб Майнца». Сначала 1984 г. Стал выходить международный журнал «Медицина катастроф». Главная тема публикаций этого журнала — совершенствование средств и методов помощи населению в экстремальных условиях катастроф.

В США при Национальном институте психического здоровья организован центр по изучению психических расстройств при критических состояниях, обусловленных стихийными бедствиями и катастрофами. Его деятельность направлена на наступні цілі:

  • изучения психосоциальных реакций в условиях стихийного бедствия,

  • проектирование и оценка соответствующих служб психологического здоровья,

  • разработка терапевтической практике оказания психологической помощи пострадавшим

  • изучение роли общественного влияния на предотвращение развития психических последствий.

  • вопрос о динамике психогенных расстройств, развившихся в жизнеопасных ситуациях.

В соответствии с работами Национального института психического здоровья психические реакции при катастрофах подразделяются на четыре фазы: героизма, «медового месяца», разочарования и восстановления.

^ Героическая фаза начинается непосредственно в момент катастрофы и длится несколько часов, для нее характерны альтруизм, героическое поведение, спастись и выжить.

Фаза «медового месяца» наступает после катастрофы и длится от нескольких недель до 3 — 6 мес. Те, кто выжил, испытывают сильное чувство гордости за то, что преодолели все опасности и остались в живых.

^ Фаза разочарования обычно длится от 2 мес. до 1 - 2 лет. Сильное чувства разочарования, гнева, горечи возникают вследствие крушения различных надежд.

Фаза восстановления начинается, когда выжившие осознают, что им необходимо налаживать быт и решать возникающие проблемы самим, и берут на себя ответственность за выполнение этих задач.

При описании и квалификации развивающихся в экстремальных условиях психических расстройств используется различные термины и определения: «эмоциональные проблемы», «психогенные расстройства», «психологические симптомы» и т.п. По мнению ряда исследователей, измерение психических нарушений при стихийных бедствиях примитивно, так как при этом используются различные нестандартизированные опросники, в которых не предусмотрены продленные исследования. Авторы подчеркивают необходимость учета мощности воздействия (стрессогенность) и результата (природы психопатологических проявлений) не изолированно, а комплексно, в их взаимосвязи.

Из стихийных бедствий наиболее психотравмирующим действием обладают землетрясения большой (иногда средней) силы. Внезапность возникновения(трудность непосредственного предсказания), фактическое отсутствие эффективных методов защиты населения, огромные разрушения и ощущения качающейся земли определяют комплекс физических и психических травмирующих факторов.

^ В динамике состояния подвергавшихся воздействию стихийного бедствия (землятресения) лиц можно выделить четыре последовательные фазы, или стадии.

1. «Острый эмоциональный шок». Развивается вслед за состоянием
оцепенения и длится от 3 до 5 ч; характеризуется общим психическим
напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов,
обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов,
проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при
одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении
способности к целесообразной деятельности. В эмоциональном состоянии в этот
период преобладало чувство отчаяния, сопровождавшееся ощущениями
головокружения и головной боли, сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и
затрудненным дыханием. Также отмечается и увеличение работоспособности. В
качестве примера можно привести случай, когда мужчина обнаружил свою жену
и дочь на крыше 9-этажного дома (лестничные пролеты нижних этажей были
разрушены), используя металлическую оградку клумбы и веревку, в течение часа
смог забраться на крышу и спасти семью.

2. «Психофизиологическая демобилизация». Длительность до трех суток. Для
абсолютного большинства наступление этой стадии связано с первыми
контактами с теми, кто получил травмы, и с телами погибших, с пониманием
масштабов трагедии («стресс осознания»). Характеризуется наиболее
существенным ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния с
преобладанием чувства растерянности, панических реакций (нередко -
иррациональной направленности), понижением моральной нормативности
поведения, снижением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней,
депрессивными тенденциями, некоторыми изменениями функций внимания и
памяти (как правило, не могли достаточно четко вспомнить, что они делали в этидни). Большинство людей жалуются на тошноту, «тяжесть» в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, снижение (даже отсутствие) аппетита. К этому же периоду относятся первые отказы от выполнения спасательных и «расчистных» работ (особенно связанных с извлечением тел погибших), значительное увеличение количества ошибочных действий при управлении транспортом и специальной техникой, вплоть до создания аварийных ситуаций.

3. «Стадия разрешения» - 3 - 12 суток после землетрясения. По данным
субъективной оценки, постепенно стабилизируется настроение и самочувствие.
Однако по результатам наблюдений у абсолютного большинства обследованных
сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с
окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной
окраски речи, замедленность движений. К концу периода появляется желание
«выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущество на лиц,
которые не были очевидцами стихийного бедствия, и сопровождающееся
некоторой ажитацией. Одновременно появляются сны, отсутствовавшие в двух
предшествующих фазах, в том числе с тревожными и кошмарными
сновидениями, в различных вариантах трансформирующих впечатления
трагических событий. Например: «Снилась драка и перестрелка с покойниками, и
не только погибшими здесь, но и с теми, которые умерли раньше».

На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния объективно отмечалось дальнейшее снижение физиологических резервов (по типу гиперактивации), прогрессивно нарастали явления переутомления. В среднем на 30 % уменьшилась умственная работоспособность, появились признаки синдрома пирамидной межполушарной асимметрии.

4. «Стадия восстановления». Началась с 12-го дня после землетрясения и
наиболее отчетливо в исследованный период проявлялась в поведенческих
реакциях: активизировалось межличностное общение, начала нормализоваться
эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые после
землетрясения было отмечены шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у

окружающих, восстановились сновидения у большинства обследованных. В состоянии физиологической сферы позитивной динамики и в этой фазе выявлено не было.

Клинических форм психиатрической патологии в изученный период времени после стихийного бедствия не наблюдалось, однако это не исключает высокой вероятности их развития в более поздние сроки («отставленное реагирование»).


^ Этапы оказания помощи человеку, пережившему экстремальную ситуацию


1. Установления продуктивного контакта с потерпевшими - дать
возможность проговорить переживания (излить душу). Использовать технику
нерефлексивного слушания.

2. Обработка аффекту - использовать на данном этапе методы артерапии,
гештальттерапии, танцевальной терапии, телесноориентированной терапии,
библиотерапии.

3. Формирование умений аутотренингу - «визуализация образа»,
«расслабление мышц». Использования медицинских методов: массаж, самомасаж.

4. Методы коррекции направлены на будущее. Цель: изыскать резервы
человека. Используются когнитивная терапия Бека, Эллиса.

5. Формирование умений психопрофилактики. Используются методы
снижения уровня стресса.

6. Робота с семьею - используется семейная терапия.

7. Эффективны группы поддержки, группы взаимопомощи в работе с
потерпевшими при стихийных катаклизмах.


Список використаних джерел

1. Розов А., Чорниш Г. Психологія екстремальних ситуацій. - Хрестоматія, Серія «Майстри психології», 2003р., - 506с

Глава 1

ний, разрушены и повреждены здания и сооружения, а также эле­менты окружающей природной среды (ОПС).

Оценка ущерба вследствие ЧС проводится по 5 основным па­раметрам:

  • прямые потери вследствие ЧС;

  • затраты на проведение аварийно-спасательных и других
    неотложных работ;

  • объем эвакуационных мероприятий и затраты на их прове­
    дение;

  • затраты на ликвидацию ЧС;

  • косвенные потери.

^ 1.2. ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии (или ОСР — острое стрессовое рас­стройство). Это состояние представляет собой переживание эмо­циональной и умственной дезорганизации.

Психодиагностика, психотехники воздействия и процедура оказания психологической помощи в экстремальных ситуациях имеют свою специфику (Сухов, Деркач, 1998).

В частности, психодиагностика в экстремальных ситуациях име­ет свои отличительные особенности. В этих условиях из-за нехватки времени невозможно использовать стандартные диагностические процедуры. Действия, в том числе практического психолога, опре­деляются планом на случай чрезвычайных обстоятельств.

Не применимы во многих экстремальных ситуациях и обыч­ные методы психологического воздействия. Все зависит от целей психологического воздействия в экстремальных ситуациях: в од­ном случае надо поддержать, помочь; в другом — следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем — провести переговоры.

Бтавными принципами оказания помощи перенесшим психо­логическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:

  • безотлагательность;

  • приближенность к месту событий;

  • ожидание, что нормальное состояние восстановится;

  • единство и простота психологического воздействия.

Работа психолога в очаге экстремальной ситуации

Безотлагательность означает, что помощь пострадавшему дол­жна быть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет с момента травмы, тем выше вероятность возникновения хрони­ческих расстройств, в том числе и посттравматического стрессово­го расстройства.

Смысл принципа приближенности состоит в оказании помо­щи в привычной обстановке и социальном окружении, а также в минимизации отрицательных последствий «госпитализма».

Ожидание, что нормальное состояние восстановится: с ли­цом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком. Необходимо поддержать уверенность в скором возвращении нормального со­стояния.

Единство психологического воздействия подразумевает, что либо его источником должно выступать одно лицо, либо процедура оказания психологической помощи должна быть унифицирована.

Простота психологического воздействия — необходимо отве­сти пострадавшего от источника травмы, предоставить пищу, от­дых, безопасное окружение и возможность быть выслушанным.

В целом служба экстренной психологической помощи выпол­няет следующие базовые функции:

  • практическую: непосредственное оказание скорой психоло­
    гической и (при необходимости) доврачебной медицинской по­
    мощи населению;

  • координационную: обеспечение связей и взаимодействия со
    специализированными психологическими службами.

Ситуация работы психолога в экстремальных условиях отли­чается от обычной терапевтической ситуации, по меньшей мере, следующими моментами (Ловелле, Малимонова, 2003).

  • Работа с группами. Часто приходится работать с группами
    жертв, и эти группы не создаются психологом (психотерапевтом)
    искусственно, исходя из нужд психотерапевтического процесса,
    они были созданы самой жизнью в силу драматической ситуации
    катастрофы.

  • Пациенты часто пребывают в остром аффективном состо­
    янии. Иногда приходится работать, когда жертвы находятся еще
    под воздействием травмирующей ситуации, что не совсем обыч­
    но для нормальной психотерапевтической работы.

  • Нередко низкий социальный и образовательный статус
    многих жертв. Среди жертв можно встретить большое количество


18

19

Глава 1

Работа психолога в очаге экстремальной ситуации


людей, которые по своему социальному и образовательному ста­тусу никогда в жизни не оказались бы в кабинете психотерапевта.

  • Разнородность психопатологии у жертв. Жертвы насилия
    часто страдают, помимо травматического стресса, неврозами, пси­
    хозами, расстройствами характера и, что особенно важно для про­
    фессионалов, работающих с жертвами, целым рядом проблем,
    вызванных самой катастрофой или другой травмирующей ситуа­
    цией. Имеется в виду, например, отсутствие средств к существо­
    ванию, отсутствие работы и пр.

  • Наличие почти у всех пациентов чувства потери, посколь­
    ку часто жертвы теряют близких людей, друзей, любимые места
    проживания и работы и пр., что вносит вклад в нозологическую
    картину травматического стресса, особенно в депрессивную со­
    ставляющую данного синдрома.

  • Отличие посттравматической психопатологии от невроти­
    ческой патологии. Можно утверждать, что психопатологический
    механизм травматического стресса принципиально отличается от
    патологических механизмов невроза. Таким образом, необходимо
    выработать стратегии работы с жертвами, которые охватили бы и
    те случаи, когда имеет место «чисто» травматический стресс, и те
    случаи, когда имеет место сложное переплетение травматическо­
    го стресса с другими патогенными факторами внутреннего или
    внешнего происхождения.

Цель и задачи экстренной психологической помощи включают:

  • профилактику острых панических реакций, психогенных
    нервно-психических нарушений;

  • повышение адаптационных возможностей индивида;

  • психотерапию возникших пограничных нервно-психиче­
    ских нарушений.

Экстренная психологическая помощь населению должна ос­новываться на принципе интервенции в поверхностные слои со­знания, то есть на работе с симптоматикой, а не с синдромами (Психотерапия в очаге чрезвычайной ситуации, 1998).

Проведение психотерапии и психопрофилактики осуществля­ют в двух направлениях. Первое — со здоровой частью населе­ния — в виде профилактики:

а) острых панических реакций;

б) отсроченных «отставленных» нервно-психических нарушений.
Второе направление — психотерапия и психопрофилактика

лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями. Техни-

20

ческие сложности ведения спасательных работ в зонах катастроф, стихийных бедствий могут приводить к тому, что пострадавшие в течение достаточно продолжительного времени окажутся в усло­виях полной изоляции от внешнего мира. В этом случае рекомен­дуется психотерапевтическая помощь в виде экстренной «инфор­мационной терапии», целью которой является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в пол­ной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т. д.). «Информационная терапия» реализуется через систему звукоусилителей и состоит из трансляции следующих рекомендаций, которые должны услышать пострадавшие:

  1. информация о том, что окружающий мир идет к ним на
    помощь и делается все, чтобы помощь пришла к ним как можно
    быстрее;


  2. находящиеся в изоляции должны сохранять полное спокой­
    ствие, так как это одно из главных средств к их спасению;


  3. необходимо оказывать себе самопомощь;

  4. в случае завалов пострадавшие не должны предпринимать
    каких-либо физических усилий к самоэвакуации, что может при­
    вести к опасному для них смещению обломков;


  5. следует максимально экономить свои силы;

  6. находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизить
    себя к состоянию легкой дремоты и большей экономии физиче­
    ских сил;


  7. дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволит эко­
    номить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем
    воздухе;


  8. мысленно повторять фразу: «Я совершенно спокоен» 5—
    6 раз, чередуя эти самовнушения с периодами счета до 15—20, что
    позволит снять внутреннее напряжение и добиться нормализации
    пульса и артериального давления, а также самодисциплины;


  9. высвобождение из «плена» может занять больше времени,
    чем хочется потерпевшим. «Будьте мужественными и терпеливы­
    ми. Помощь идет к вам».


Целью «информационной терапии» является также уменьше­ние чувства страха у пострадавших, так как известно, что в кри­зисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воз­действия реального разрушительного фактора. После освобожде­ния пострадавших из-под обломков строений необходимо

21

продолжить психотерапию (и прежде всего — амнезируюшую те­рапию) в стационарных условиях.

Еще одной группой людей, к которым применяется психоте­рапия в условиях ЧС, являются родственники людей, находящих­ся под завалами, живых и погибших. Для них применим весь ком­плекс психотерапевтических мероприятий:

  • поведенческие приемы и методы, направленные на снятие
    психоэмоционального возбуждения, тревоги, панических реакций;


  • экзистенциальные техники и методы, направленные на
    принятие ситуации утраты, на устранение душевной боли и поиск
    ресурсных психологических возможностей.


Еще одной группой людей, к которым применяется психотерапия в зоне ЧС, являются спасатели. Основной проблемой в подобных си­туациях является психологический стресс. Именно это обстоятельство значительно влияет на требования, предъявляемые к специалистам служб экстренной помощи. Специалисту необходимо владеть умени­ем своевременно определять симптомы психологических проблем у себя и у своих товарищей, владеть эмпатическими способностями, умением организовать и провести занятия по психологической раз­грузке, снятию стресса, эмоционального напряжения. Владение на­выками психологической само- и взаимопомощи в условиях кризис­ных и экстремальных ситуаций имеет большое значение не только для предупреждения психической травматизации, но и для повышения устойчивости к стрессовым воздействиям и готовности быстрого ре­агирования в чрезвычайных ситуациях.

В результате осуществления обширной исследовательской про­граммы немецкие психологи Б. Гаш и Ф. Ласогга (Ьава, Са$к, 1997) разработали ряд рекомендаций для психолога, другого спе­циалиста или добровольца, работающих в экстремальной сит* а-ции. Эти рекомендации полезны как психологам при непосред­ственной работе в местах массовых бедствий, так спасателям и сотрудникам специальных служб (Ромек и др., 2004).

^ Правила для сотрудников спасательных служб 1. Дайте знать пострадавшему, что вы рядом и что уже прини­маются меры по спасению.

3. Осторожно устанавливайте телесный контакт.

Легкий телесный контакт обычно успокаивает пострадавших. Поэтому возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по пле­чу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Даже оказывая медицинскую помощь, старайтесь находиться на одном уровне с пострадавшим.

^ 4. Говорите и слушайте.

Внимательно слушайте, не перебивайте, будьте терпеливы, выполняя свои обязанности. Говорите и сами, желательно спокой­ным тоном, даже если пострадавший теряет сознание. Не прояв­ляйте нервозности. Избегайте упреков. Спросите пострадавшего: «Могу ли я что-либо для вас сделать?» Если вы испытываете чув­ство сострадания, не стесняйтесь об этом сказать.

^ Правила первой помощи для психологов

  1. В кризисной ситуации пострадавший всегда находится в
    состоянии психического возбуждения. Это нормально. Опти­
    мальным является средний уровень возбуждения. Сразу скажите
    пациенту, что вы ожидаете от терапии и как долго продлится
    работа над проблемой. Надежда на успех лучше, чем страх не­
    успеха.


  2. Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и решите,
    какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пост­
    радавших в наибольшей степени нуждается в помощи. Уделите
    этому секунд 30 при одном пострадавшем, около пяти минут при
    нескольких пострадавших.


  3. Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Уз­частям тела не рекомендуется. Займите
    положение на том же уровне, что и пострадавший. Не поворачи­
    вайтесь к пострадавшему спиной.


  4. уЗнайте имена нуждающихся в помощи. Скажите пострадавшим, что
    помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.


Осторожно установите телесный контакт с пострадавшим.
Возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прика­
саться к голове или иным 23


Пострадавший должен чувствовать, что в создавшейся ситу­ации он не одинок. Подойдите к пострадавшему и скажите, на­пример: «Я останусь с вами, пока не приедет скорая помощь». Пострадавший также должен быть проинформирован о том, что сейчас происходит: «Скорая помощь уже в пути».


  1   2   3   4

Похожие:

Підготовлено: Сергієнко І. М. До теми \"Психологічна допомога в екстремальних ситуаціях\" Вступ iconПідготовлено: Сергієнко І. М. До теми "Психологічна допомога в екстремальних ситуаціях" Вступ
Экстремальная ситуация это ситуация, яка виходить за межі звичайного досвіду, яка которая субъективно или объективно несут угрозу...
Підготовлено: Сергієнко І. М. До теми \"Психологічна допомога в екстремальних ситуаціях\" Вступ iconКурси першої медичної допомоги щодня ми стикаємося із ситуаціями, коли кому-небудь потрібна допомога. Не лише в екстремальних ситуаціях, а І в більшості «побутових» випадків доля людини залежить від того,
Щодня ми стикаємося із ситуаціями, коли кому-небудь потрібна допомога. Не лише в екстремальних ситуаціях, а і в більшості «побутових»...
Підготовлено: Сергієнко І. М. До теми \"Психологічна допомога в екстремальних ситуаціях\" Вступ iconРозділ інфузійна терапія. ТемИ
Ускладнення в разі переливання кровозамінників, перша медична допомога при цьому
Підготовлено: Сергієнко І. М. До теми \"Психологічна допомога в екстремальних ситуаціях\" Вступ iconПрограма тренінгу Перший день, 20 квітня
Обговорення теми перформансу: демократичні перетворення в Україні та роль молоді. Вступ до образного театру. Вивчення питання через...
Підготовлено: Сергієнко І. М. До теми \"Психологічна допомога в екстремальних ситуаціях\" Вступ iconНазва курсової роботи
Вступ є важливою складовою курсової роботи, він розміщується на третій сторінці. У вступі висвітлюється особливість використаного...
Підготовлено: Сергієнко І. М. До теми \"Психологічна допомога в екстремальних ситуаціях\" Вступ iconЗаліковаробот а з дисципліни “Вступ до спеціальності”
Студенти денної форми навчання напряму підготовки 0305 “Економіка і підприємництво” спеціальності 03050901 “Бухгалтерський облік”...
Підготовлено: Сергієнко І. М. До теми \"Психологічна допомога в екстремальних ситуаціях\" Вступ iconНавчально-методичні матеріали до семінарських занять з дисципліни міжнародне приватне право
Харківського національного економічного університету к ю н., доцент В. В. Сергієнко
Підготовлено: Сергієнко І. М. До теми \"Психологічна допомога в екстремальних ситуаціях\" Вступ iconПроект организуется Школой Вожатых «Муравейник»
С теми людьми, которых уже не стало, но дело их живет, с теми, кто незаслуженно забыт, или с нашими современниками, которые заслуживают...
Підготовлено: Сергієнко І. М. До теми \"Психологічна допомога в екстремальних ситуаціях\" Вступ iconВизначення еталонності групи в сприйнятті її членів Визначити еталонність спільноти в сприйнятті її членів можна за допомогою методики Р. Нємова «Соціально-психологічна самоатестація колективу»
Визначити еталонність спільноти в сприйнятті її членів можна за допомогою методики Р. Нємова «Соціально-психологічна самоатестація...
Підготовлено: Сергієнко І. М. До теми \"Психологічна допомога в екстремальних ситуаціях\" Вступ iconТеми Назва теми
Вона вивчає економічну систему країни як цілісність, ту частину причинно-наслідкових залежностей національної економіки, які визначають...
Підготовлено: Сергієнко І. М. До теми \"Психологічна допомога в екстремальних ситуаціях\" Вступ iconЗміст Вступ Типи, види і різновиди керамічних виробів Властивості кераміки Класифікація, склад і будова кераміки Технічна кераміка Висновок Література Вступ
При випалюванні відформованих виробів у результаті складних фізико-хімічних перетворень і взаємодій компонентів мас і глазурей, формується...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы