Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения > План семинарского занятия для студентов заочной формы обучения icon

Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения > План семинарского занятия для студентов заочной формы обучения


Скачать 93.25 Kb.
НазваниеПланы семинарских занятий для студентов очной формы обучения > План семинарского занятия для студентов заочной формы обучения
Размер93.25 Kb.
ТипПланы семинарских занятий


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московская государственная юридическая академия»

НОУ «Первый московский юридический институт»


КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА


Сборник методических материалов по курсу

«Проблемы теории государства и права»

для всех форм обучения


на 2006-2007, 2007-2008, 2008-2009 учебные годы


Москва, 2006


Автор-составитель:

Клепцова Т.Н., кандидат юридических наук, доцент.


СОДЕРЖАНИЕ




1. Введение

2. Программа курса

3. Литература

4. Методические указания к изучению курса

5. Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения

6. План семинарского занятия для студентов заочной формы обучения

7. Вопросы самоконтроля к экзаменационному зачету


ВВЕДЕНИЕ


Обращение к проблемам теории государства и права на старших курсах обучения является важным этапом подготовки высококвалифицированных юристов. Целью изучения на 1 курсе теории государства и права как фундаментальной, базовой науки правоведения было получение знаний об основных общих закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права, их роли в жизни общества и взаимодействии с другими социальными явлениями (экономикой, политикой, религией, моралью и т.п.). Помимо этого студенты изучали основные понятия и категории юридической науки, без которых невозможно усвоение отраслевых юридических наук, овладевали специальной юридической терминологией.

Однако государство и право – это явления очень сложные, многоаспектные. При их исследовании в науке используются разные подходы. В связи с этим в теории государства и права есть много дискуссионных проблем, по которым высказываются различные точки зрения. Особенно много новых проблем появилось за последние 15-18 лет, в течение которых произошли фундаментальные изменения в механизме государственной власти и правовой системы в нашей стране. На 1 курсе студенты еще не готовы к восприятию сложных, дискуссионных вопросов, так как они только входят в юриспруденцию, изучают ее понятийный аппарат и получают начальные представления о государственно-правовой проблематике.

Лишь на старших курсах после изучения отраслевых юридических наук возможно обращение к наиболее важным для современной теории государства и права проблемам. Юрист высокой квалификации должен знать те вопросы, которые не только вызывают научные споры, но и имеют практическое значение, а также уметь сформулировать по ним собственное мнение.

Изучение проблем теории государства и права будет также способствовать наилучшей подготовке студентов к предстоящим государственным экзаменам по теории государства и права.


^ Тематический план

для очной формы обучения




п/п

Наименование тем

Всего часов (аудит.)

Лекций (час.)

Сем. занятий (час.)

Самост. работы студентов (час.)

1.

Понятие, социальное назначение и функции государства

4

2

2

4

2.

Проблема типологии государства. Форма правления и форма государственного устройства

4

2

2

4

3.

Политический режим. Тоталитарное и демократическое государство

4

2

2

2

4.
^

Правовое и социальное государство


4

2

2

2

5.

Понятие и социальное назначение права

4

2

2

4

6.

Проблемы правотворчества

4

2

2

4

7.

Система права и система законодательства

2

2

-

4

8.

Проблемы реализации права

4

2

2

4

9.

Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм

4

2

2

4

10.

Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность

2

2

-

4




Итого:

36

20

16

36






^ Тематический план

для очно-заочной формы обучения




п/п

Наименование тем

Всего часов (аудит.)

Лекций (час.)

Сем. занятий (час.)

Самост. работы студентов (час.)

1.

Понятие, социальное назначение и функции государства

2

2

-

5

2.

Проблема типологии государства. Форма правления и форма государственного устройства

2

2

-

6

3.

Политический режим. Тоталитарное и демократическое государство

2

2

-

5

4.
^

Правовое и социальное государство


2

2

-

5

5.

Понятие и социальное назначение права

2

2

-

5

6.

Проблемы правотворчества

2

2

-

5

7.

Система права и система законодательства

2

2

-

5

8.

Проблемы реализации права

2

2

-

6

9.

Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм

2

2

-

5

10.

Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность

2

2

-

5




Итого:

20

20

-

52





^ Тематический план

для заочной формы обучения




п/п

Наименование тем

Всего часов (аудит.)

Лекций (час.)

Сем. занятий (час.)

Самост. работы студентов (час.)

1.

Понятие, социальное назначение и функции государства










6

2.

Проблема типологии государства. Форма правления и форма государственного устройства










7

3.

Политический режим. Тоталитарное и демократическое государство










6

4.
^

Правовое и социальное государство











6

5.

Понятие и социальное назначение права










6

6.

Проблемы правотворчества










6

7.

Система права и система законодательства










6

8.

Проблемы реализации права










7

9.

Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм










6

10.

Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность










6




Итого:

10

6

4

62



^

ПРОГРАММА КУРСА


«ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»


Тема 1. Понятие, социальное назначение и функции государства


Основные концепции сущности и социального назначения государства. Причины разнообразия определений государства.

Государственная власть. Ее отличие от иных форм властвования. Эффективность государственной власти.

Государство как политическая организация общества, выражающая классовые и общесоциальные интересы.

Взаимоотношения государства с негосударственными организациями в политической системе современного общества.

Понятие функций государства. Классификация функций современного государства. Механизм государства как специальная структура, обеспечивающая осуществление функций государства. Государственный аппарат и механизм государства. Понятие и виды государственных органов. Проблемы их взаимосвязи и взаимодействия. Эволюция функций государства при переходе от плановой экономики к рыночной.


^ Тема 2. Проблема типологии государства.

Форма правления и форма государственного устройства


Современная типология государства. Понятие типа государства. Соотношение формационного и цивилизационного подходов к типологии государства.

Понятие и классификация форм правления. Факторы, определяющие форму правления конкретного государства. Революционные и эволюционные изменения форм правления.

Понятие и классификация форм государственного устройства. Причины и условия изменения формы государственного устройства.

Разнообразие форм межгосударственных объединений.


^ Тема 3. Политический режим. Тоталитарное и

демократическое государство


Понятие и значение политического режима. Виды политических режимов. Классификация государств по политическим режимам.

Социально-экономические и политические предпосылки формирования тоталитарного государства. Возникновение теории тоталитарного государства.

Основные признаки тоталитарного государства. Критика тоталитаризма. Послевоенное развитие концепции тоталитарного государства.

Тенденция превращения тоталитарных государств в демократические во второй половине ХХ века. Пути перехода от тоталитаризма к демократии. Тоталитаризм и авторитаризм.

Основные признаки демократического государства.
^

Тема 4. Правовое и социальное государство



Возникновение и развитие теории правового государства. Концепция правового государства в России в начале ХХ века.

Основные признаки правового государства. Экономические, социальные, политические и идеологические предпосылки его формирования. Правовое государство и гражданское общество.

Роль государственного регулирования в обеспечении социальной защищенности личности. Социальное государство: причины и условия возникновения этой концепции. Назначение и основные функции социального государства.

Соотношение правового и социального государства.


^ Тема 5. Понятие и социальное назначение права


Основные концепции сущности и социального назначения права. Развитие правопонимания в отечественной юридической науке (естественно-правовой, нормативный и социологический подходы).

Социально-экономические, политические и духовные интересы и их воздействие на формирование права. Классовое и общесо­циальное в праве. Функции права как системы юридических норм.

Право и экономическое развитие общества. Проблема определения пределов воздействия права на экономику.

Право и политика.

Проблемы взаимодействия норм права с другими социальными нормами в системе нормативного регулирования. Особенности правовых норм, их структура и классификация.

Право и мораль. Сходство и различие их методов воздействия на поведение людей. Возможность возникновения противоречий между нормами права и нормами морали. Справедливость и свобода как важнейшие моральные ценности и основные принципы права.


^ Тема 6. Проблемы правотворчества


Правообразование и правотворчество. Источники (форма) права.

Особенности правотворчества в различных правовых системах (романо-германской, англосаксонской и др.).

Правотворчество в Российской Федерации. Понятие, субъекты и виды правотворчества.

Нормативно-правовые акты как результаты правотворчества. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.

Виды нормативно-правовых актов. Закон и подзаконные акты. Проблема соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации. Проблема соотношения федеральных законов и Указов Президента РФ. Акты Правительства РФ, министерств и ведомств РФ, органов власти субъектов федерации.

Значение разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Акты Конституционного Суда РФ.

Локальные нормативно-правовые акты.

Юридическая техника и ее значение для эффективной правотворческой деятельности. Язык нормативно-правовых актов.

Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.

Правила действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.


^ Тема 7. Система права и система законодательства


Система права: понятие и проблемы ее становления. Элементы системы права в Российской Федерации: отрасли права, институты права. Критерии деления права на отрасли. Проблема выделения комплексных отраслей права. Межотраслевые институты права.

Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Международное и национальное право.

Соотношение понятий «система права» и «правовая система». Особенности основных правовых систем современности (романо-германской, англосаксонской и др.).

Понятие системы законодательства (в широком и узком смысле). Проблема соотношения системы права и системы законодательства. Отрасли законодательства. Систематизация законодательства (инкорпорация, кодификация, консолидация) и ее значение. Использование электронно-вычислительной техники для систематизации законодательства.


^ Тема 8. Проблемы реализации права


Понятие реализации права (в правоотношениях и вне правоотношений). Формы реализации права. Различие подходов к этой проблеме.

Особенности применения права как формы его реализации: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права и их отличие от нормативно-правовых актов.

Проблемы толкования права. Виды и способы толкования. Толкование Конституции Российской Федерации.

Проблема пробелов в праве и способов их устранения (ликви­дации) и преодоления (применение права по аналогии).


^ Тема 9. Правосознание, правовая культура

и правовой нигилизм


Правосознание: понятие и структура. Виды правосознания и его роль в правотворчестве и реализации права.

Правовая культура. Проблемы соотношения правосознания и правовой культуры. Проблема деформации профессионального правосознания. Индивидуальная и групповая правовая культура. Правовая культура граждан и должностных лиц. Правовая культура общества.

Правовой нигилизм и формы его проявления в современном обществе. Истоки правового нигилизма в России.

Пути преодоления правового нигилизма. Правовое воспитание: понятие, формы и методы.


^ Тема 10. Правомерное поведение, правонарушение,

юридическая ответственность


Право и поведение. Мотивация поведения и право. Правомерное поведение: понятие, объективная и субъективная стороны. Виды правомерного поведения.

Понятие правонарушения и его основные признаки. Категория «юридический состав правонарушения» и ее соотношение с категорией «правонарушение». Признаки объективной и субъективной стороны правонарушения. Субъект и объект правонарушения.

Причинная связь в праве. Вина и ее формы. Казус.

Современный подход к проблеме классификации правонарушений.

Гражданский долг и социальная ответственность. Виды социальной ответственности. Понятие и основные признаки юридической ответственности. Ее отличия от иных видов социальной ответственности. Основные принципы юридической ответственности.

Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности.


ЛИТЕРАТУРА



Основная

Теория государства и права. Под ред. проф. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2006.

Общая теория права и государства. Под ред. проф. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 2005.

Венгеров А.Б. Теория государства и права, М., Новый юрист, 1998.

Общая теория государства и права. Академический курс. В 2-х томах. Отв. ред. проф. М.Н.Марченко. М., Зерцало, 1998.

Теория государства и права. Под ред. проф. В.К.Бабаева. М.,Юрист, 1999.

Проблемы общей теории права и государства. Под общей ред. проф.В.С.Нерсесянца. М., Норма, 1999.

Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М.,Спарк, 2000.

Теория государства и права. Под ред. проф. Матузова Н.И., проф. Малько, Юрист, 1997.

Морозова Л.А. Теория государства и права. М., Юрист, 2002.

Радько Т.Н. Теория государства и права. М., 2004.


Дополнительная


Ильин И.А. «Общее учение о праве и государстве», «О сущности правосознания», «О монархии и республике». Собр. соч., т.4, М., Русская книга, 1994.

Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение. Политические проблемы теории государства, М.,1993.

Рожкова А.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1994.

Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997.

Мартышин О.В. Российская Конституция 1993 года и становление новой политической системы. Государство и право. 1994, № 10.

Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России. Государство и право. 1996, № 5.

Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике. Учебн. пособие. М., 1992.

Чиркин В.Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма. Государство и право. 1997, № 1.

Алексеев С.С. Общая теория права, т.1, т.2. М., 1981, 1982.

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

Обзор материалов Всероссийской конференции «Система

российского права», Труды МГЮА, № 9, М., 2002.

Поленина С.В. Правотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

Тихомиров Ю.А. Действие закона. М., 1992.

Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА


Тема 1. Понятие, социальное назначение и функции государства


При изучении данной темы прежде всего необходимо уяснить, что причины множественности концепций сущности государства и разнообразия его определений носят двоякий характер: объективный и субъективный. К объективным причинам относятся сложность и многогранность самого предмета исследования – государства, а к субъективным – то, что каждый его исследователь ставит перед собой определенную задачу, руководствуясь при этом своими политическими взглядами, мировоззрением, партийностью и т.п. Этим объясняется множество теорий о происхождении государства, а также разные подходы к пониманию его сущности и роли в жизни общества, о которых студент должен иметь представление (марксизм, анархизм, либерализм, социал-демократизм и др.).

Следует обратить особое внимание на то, что в современном понимании государство – это политическая организация власти в обществе, которая должна выражать общесоциальные интересы. При этом она в политической системе общества взаимодействует с различными негосударственными организациями (партиями, профсоюзами и др.). Нужно уяснить также особенности взаимоотношений государства и церкви в разных системах.

Сущность и социальное назначение любого государства проявляется в его функциях, т.е. основных направлениях его деятельности. При характеристике функций современного государства следует учитывать, что это его характеристика не в статике, но в динамике, т.е. в действии, в развитии. Их классификация может быть проведена по разным основаниям: по сферам общественной жизни, времени осуществления и т.д.

Обеспечивает осуществление функций государства специальная структура, состоящая из государственных органов, организаций и учреждений, называемая механизмом государства.

Студент должен усвоить соотношение понятий механизм государства и государственнй аппарат, а также взаимосвязь и взаимодействие государственных органов, принадлежащих к разным ветвям власти.


^ Тема 2. Проблема типологии государства. Форма правления

и форма государственного устройства.


При изучении этой темы следует обратить особое внимание на то, что в современной типологии государства два основных подхода: формационный и цивилизационный рассматриваются не как взаимоисключающие, что было присуще марксистской теории, но как взаимодополняющие. В связи с этим необходимо уяснить достоинства и недостатки каждого из этих подходов.

Необходимо также освежить в своей памяти понятия формы правления и формы государственного устройства. Уяснить причины их разнообразия в рамках одного типа государства. Повторить характеристику разных видов форм правления (монархий и республик) и форм государственного устройства (империй, унитарных, федеративных). Обратить внимание на условия смены форм правления и форм государственного устройства.

Студенты должны четко представлять отличие конфедераций и иных межгосударственных объединений (союзы, сообщества, содружества, ассоциации) от федераций.


^ Тема 3. Политический режим. Тоталитарное

и демократическое государство


По данной теме вначале следует уяснить разные подходы к понятию политического режима и его значению. Одни авторы рассматривают политический режим (государственный, государственно-политический) как ведущий элемент формы государства, другие выделяют его в качестве самостоятельной величины, характеризующей не форму, а сущность государства.

В связи с особенностями осуществления государственной власти и положения личности возможна классификация политических режимов на демократические и недемократические, а также их разновидности. Соответственно и государства по политическим режимам делятся на виды, из которых наибольший интерес представляют тоталитарное и демократическое государства.

Прежде чем приступить к рассмотрению признаков тоталитарного государства, следует обратить внимание на то, что его название происходит от латинского слова «totalis» – весь, полный. Поэтому тоталитарным называется государство, осуществляющее полный, всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества.

Для возникновения такого государства необходимы определенные социально-экономические и политические предпосылки. Становлению тоталитаризма способствуют экономический кризис, тяжелое положение масс, рост преступности, при котором люди жаждут «порядка» любой ценой. На этом фоне появляется лидер, харизматический вождь, обещающий быстрое решение социальных проблем, но в качестве основного средства их преодоления выдвигается насилие.

Студент должен знать основные признаки тоталитарного государства: наличие одной правящей партии и одной официальной идеологии, насаждаемой насильственным путем, подавление инакомыслия, ограничения прав и свобод личности, расправы с оппозицией, осуществление власти методами насилия, массовых репрессий, чрезмерная централизация и бюрократизация государственного управления и сращивание партийного и государственного аппарата, милитаризация экономики и преобладание государственной собственности на средства производства.

Следует учитывать, что многие тоталитарные государства, возникшие в начале ХХ века, во второй его половине были преобразованы в демократические (Германия, Италия, Испания и др.). Однако в связи с тем, что в начале ХХ1 века возникла необходимость борьбы с международным терроризмом, высказывается мнение, что западному обществу придется отказаться от некоторых основополагающих принципов и свобод, чтобы обеспечить безопасность своих граждан.

Тем не менее, антиподом тоталитарного государства является государство демократическое, в котором народ признается источником государственной власти, права и свободы человека гарантированы, существует разделение властей с системой взаимных сдержек и противовесов, государственное принуждение применяется лишь к правонарушителям и строго на основе закона, допускается легальная оппозиция и политический и идеологический плюрализм.

Следует уделить внимание вопросу о путях перехода от тоталитаризма к демократии через авторитаризм.


^ Тема 4. Правовое и социальное государство


Приступая к изучению данной темы, следует уяснить, что современная концепция правового государства вобрала в себя целый ряд идей, высказанных в свое время многими прогрессивными мыслителями (Платон, Аристотель, Монтескье, Кант и др.). Основным признаком правового государства является господство права, не сводимого к закону, установленному государством. Право выше закона, который может быть и неправовым. В правовом государстве обеспечивается верховенство правовых законов и связанность самого государства (его органов, должностных лиц) правом.

Выделяют также и другие признаки правового государства: разделение властей, гарантированность и защита прав и свобод личности, взаимная ответственность государства и личности. Для формирования правового государства необходимы экономические условия: рыночная экономика и частная собственность, высокий уровень правовой и политической культуры , создание гражданского общества, в котором личность в определенной мере автономна и люди могут свободно создавать свои объединения для реализации своих интересов.

При рассмотрении теории социального государства следует не забывать, что она основана на понимании важнейшей роли государства в обеспечении социальной защищенности личности. Социальное государство стремится к созданию условий для достойной жизни и свободного развития каждого человека. Основные функции такого государства осуществляются в социальной сфере. Оно занимается охраной жизни и здоровья, поддерживает семью, материнство, детство, оказывает помощь наиболее уязвимым слоям населения: инвалидам, пенсионерам, вынужденным беженцам. Социальное государство финансирует образование, культуру, науку. Оно развивает общественный транспорт, строит дороги и муниципальное жилье.

По вопросу о соотношении правового и социального государства следует уяснить, что государство не может быть правовым, не обеспечивая социальную защиту личности. Однако государство, проводящее активную социальную политику, не всегда является правовым.


^ Тема 5. Понятие и социальное назначение права.


Эта тема является ключевой для понимания всей правовой проблематики. Право настолько сложное и многоаспектное социальное явление, что несмотря на многочисленные дискуссии, на сегодняшний день не выработано общепризнанное единое определение этого понятия. Поэтому студентам следует иметь представление об основных типах понимания права, к которым относятся: нормативизм, социологическая юриспруденция, теория естественного права и философское понимание права.

Важно осознать, что каждый из этих подходов к правопониманию характеризует право лишь с какой-то одной его стороны, а поэтому не может претендовать на универсальное, абсолютное значение.

Право, действующее в обществе как государственый регулятор общественных отношений, называют позитивным правом. Оно является системой общеобязательных правил поведения (норм права), установленных и охраняемых от нарушений государством. Следует повторить вопросы о понятии и признаках правовых норм и их структуре.

Особое внимание следует уделить выяснению связи права с интересами общества и отдельных его слоев. Необходимо также рассмотреть вопросы о взаимодействии права с другими социальными явлениями: экономикой, политикой, моралью, религией.


^ Тема 6. Проблемы правотворчества


Анализ правотворчества как специально осуществляемой деятельности, порождающей правовые нормы, следует производить с учетом ее особенностей в различных правовых системах, в которых используются разные формы (источники права). Так в романо-германской правовой семье основным источником (формой) права является нормативно-правовой акт, а в англо-саксонской – юридический прецедент.

Особое внимание должно быть уделено правотворчеству в Российской Федерации. Необходимо рассмотреть вопросы о видах и субъектах правотворчества в нашей стране. Поскольку основным источником (формой) права у нас является нормативно-правовой акт, следует изучить вопросы о понятии и видах нормативно-правовых актов, уяснить, что закон обладает высшей юридической силой и подзаконные акты не должны ему противоречить. Нельзя забыть и об актуальной для нашей страны проблеме соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации.

Непосредственно практическое значение имеют вопросы о порядке опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов, а также правила их действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В этой связи необходимо изучить соответствующие законы, которыми установлены эти правила.

Следует также уделить внимание значению юридической техники для эффективной правотворческой деятельности.

^

Тема 7. Система права и система законодательства



Приступая к изучению данной темы, необходимо использовать системно-структурный подход, согласно которому любая система – это единство различных элементов, имеющее определенную структуру, в которой они взаимосвязаны и определенным образом взаимодействуют. Поэтому система права отражает его внутреннее строение. Первичные элементы позитивного права (нормы права) в системе его должны быть согласованы между собой, непротиворечивы и распределены по отраслям, внутри которых выделяются более мелкие подразделения системы права, называемые институтами права. А в некоторых крупных отраслях права имеются более крупные, чем институты права, подразделения, называемые подотраслями права.

Система права в каждой стране формируется исторически под влиянием множества различных факторов. Необходимо учесть, что деление права на отрасли существует в странах, относящихся к романо-германской правовой семье, однако не принято в странах англо-саксонской семьи. Студент должен иметь представление об основных критериях деления права на отрасли. Ими являются предмет и метод правового регулирования.

Понятие «система права» следует отличать от более широкого понятия «правовая система», которое помимо позитивного права включает и некоторые другие правовые явления: юридическую практику, господствующее в обществе правосознание. Кроме того существует понятие «система законодательства», которое относится к понятию «система права» как форма к содержанию, поскольку представляет совокупность источников (форм) права, т.е. в нашей стране совокупность нормативно-правовых актов.


^ Тема 8. Проблемы реализации права


Рассматривая вопросы этой темы, следует исходить из понимания реализации права как воплощения требований правовых норм в фактическое правомерное поведение субъектов права. При этом различают три основных формы реализации права, особенности которых зависят от вида реализуемых норм права. Использованием принято обозначать форму реализации управомочивающих норм права. Реализация обязывающих норм происходит в форме исполнения. А для реализации запрещающих правовых норм используется форма, называемая соблюдением. Необходимо также учитывать, что реализация права может происходить как в правоотношениях, так и вне их.

Выделяют также особую форму реализации права, которая называется применением права. Ее отличие от непосредственных форм реализации права, осуществляемых любыми субъектами права, заключается в том, что – это властная деятельность госорганов и должностных лиц, которые в пределах своей компетенции решают конкретные юридические дела.

Применение права – это длящийся во времени процесс, в связи с чем принято выделять его стадии, основными из которых являются: анализ фактических обстоятельств дела, выбор подлежащей применению нормы права и вынесение решения по делу, которое является актом применения права. Следует учитывать, что выделяют также и иные стадии применения права, причем высказываются разные мнения.

Студент должен уметь отличить акт применения права от нормативно-правового акта, так как эти акты могут иметь одинаковые названия, но нормативно-правовой акт, являясь источником норм права, всегда носит общий характер, а акт применения права – индивидуальный.

Следует уделить внимание проблемам толкования права, его видам и способам. А также проблемам пробелов в праве и применению права по аналогии, различая при этом аналогию закона и аналогию права.


^ Тема 9. Правосознание, правовая культура

и правовой нигилизм


Правосознание как одна из форм общественного сознания – это совокупность идей, взглядов и представлений о праве, включающая правовую идеологию и правовую психологию как проявление правовых эмоций, переживаний, связанных с правом.

Различают индивидуально, групповое и общественное правосознание (по субъектам), которое может быть высокого или низкого уровня. Правовая культура предполагает развитое правосознание высокого уровня. Это означает знание действующего законодательства, уважение законов и добровольное, сознательное следование их предписаниям.

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, который имеет у нас в стране глубокие исторические корни и проявляется в разных формах. Он характеризуется непониманием или отрицанием социальной ценности права, его роли в жизни общества, неуважением к законам и деятельности органов, занимающихся юридической практикой, прямыми нарушениями правовых требований. Студенты должны иметь представление о путях преодоления правового нигилизма: повышения качества жизни, правовом воспитании и др.


^ Тема 10. Правомерное поведение, правонарушение,

юридическая ответственность


Изучая данную тему, следует уяснить различие между правомерным и неправомерным поведением, которое заключается в том, что фактическое поведение субъектов права может либо соответствовать требованиям правовых норм, либо им противоречить и тогда совершается правонарушение. Правомерное поведение есть результат реализации права. Оно различается по мотивам: добровольное и сознательное, маргинальное (из-за боязни наказания) и конформистское.

Особое значение для юристов имеет усвоение понятия и признаков правонарушения как противоправного деяния, виновно совершенного деликтоспособным субъектом и причинившего вред общественным отношениям, охраняемым правом. При этом следует различать понятия «правонарушение» и «юридический состав правонарушения», под которым понимается единство четырех элементов: объективной стороны правонарушения, его субъективной стороны, объекта и субъекта правонарушения.

Юридический состав правонарушения является единственным основанием применения юридической ответственности. Она отличается от иных видов социальной ответственности (моральной, политической) тем, что представляет негативную реакцию государства на совершенное правонарушение, в связи с чем у правонарушителя возникает обязанность претерпеть неблагоприятные для него последствия своего противоправного поведения. Студентам следует также усвоить вопросы о видах правонарушений и юридической ответственности с учетом новых подходов к этой проблеме. Помимо этого обратить внимание на принципы юридической ответственности и основания освобождения от нее, а также обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.


^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


Тема 1. Понятие, социальное назначение

и функции государства – 2 часа


1. Причины многообразия концепций о природе и сущности государства и его определений.

2. Государство как политическая организация общества, выражающая классовые и общесоциальные интересы.

3. Государство и негосударственные организации в политической системе общества. Государство и церковь.

4. Функции государства и механизм государства. Госаппарат и его структура. Эволюция функций государства при переходе от плановой экономики в рыночной.

Литература

Основная

Теория государства и права. Под ред. проф. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2006.

Общая теория права и государства. Под ред. проф. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 2005.

Дополнительная

Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М., 1996.

Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий. Государство и право. 1997. № 2.

Мартышин О.В. Российская Конституция 1993 г. и становление новой политической системы. Государство и право. 1994, № 10.

Кашеваров А.Н. Государство и церковь. СПб., 1995.

Елисеев Б.П. Система органов государственной власти в современной России. М., 1997.


Тема 2. Проблема типологии государства. Форма правления

и форма государственного устройства – 2 часа


1. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства как дополняющие друг друга.

2. Форма правления: понятие и разновидности. Смена форм правления в результате революций и эволюции.

3. Форма государственного устройства: понятие и разновидности. Причины изменений формы государственнго устройства.

4. Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений.

Литература

Основная

Теория государства и права. Под ред. проф. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2006.

Общая теория права и государства. Под ред. проф. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 2005.

Дополнительная

Формация или цивилизация. Вопросы философии. 1989. № 10.

Ильин И.А. О монархии и республике. Собр. Соч. т.4, М., 1994.

Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве. Государство и право. 1994. №1.

Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997.


Тема 3. Политический режим. Тоталитарное

и демократическое государство – 2 часа


1. Понятие и разновидности политического режима.

2. Предпосылки формирования тоталитарного государства. Его основные признаки.

3. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Тоталитаризм и авторитаризм.

4. Демократическое государство.

Литература

Основная

Теория государства и права. Под ред. проф. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2006.

Общая теория права и государства. Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 2005.

Дополнительная

Кашкин С.Ю. Политический режим в современном мире. М., 1994.

Замковой В.И. Тоталитаризм: сущность и концепции.М., 1994.

ВенгеровА.Б. Патология государственности. Общественные науки и современность.1991. № 5.

Ковлер А.И. Кризис демократии? Демократия на рубеже ХХ1 века. М., 1997.


Тема 4. Правовое и социальное государство – 2 часа


1. Возникновение и развитие концепции правового государства.

2. Предпосылки формирования и основные признаки правового государства.

3. Социальное государство и его основные функции.

4. Соотношение правового и социального государства.

5. Особенности перехода к социально ориентированной рыночной экономике.

Литература

Основная

Теория государства и права. Под ред. проф. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2006.

Общая теория права и государства. Под ред. проф. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 2005.

Дополнительная

Нерсесянц В.С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Мартышин О.В. Несколько тезисов о преспективах правового государства в России. Государство и право. 1996. № 5.

Гражданское общество и перспективы демократии в России. М., 1994.

Социальное государство и защита прав человека. М., 1994.


Тема 5. Понятие и социальное назначение права – 2 часа


1. Множественность концепций понимания природы и сущности права и ее причины.

2. Право как государственный регулятор общественных отношений. Нормы права.

3. Социально-экономические интересы и право. Право и политика. Воздействие права на экономику.

4. Связь и взаимодействие права и морали. Справедливость в праве. Ценность права.

Литература

Основная

Теория государства и права. Под ред. проф. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2006.

Общая теория права и государства. Под ред. проф. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 2005.

Дополнительная

Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1992.

Керимов Д.А. Основы философии права. М., 1992.

Агешин Ю.А. Политика, право, мораль. М., 1982.

Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., 1977.


Тема 6. Проблемы правотворчества – 2 часа


1. Понятие, особенности и субъекты правотворчества в различных правовых системах.

2. Нормы права и основные источники (формы) права.

3. Законотворчество и его стадии. Действие нормативно правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

4. Понятие и значение юридической техники.

Литература

Основная

Теория государства и права. Под ред. проф. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2006.

Общая теория права и государства. Под ред. проф. Лазарева В.В. М.: Юрист, 2005.

Дополнительная

Право и правотворчество: вопросы теории. М., 1982.

Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации, М., 1996.

Язык закона. М., 1990.

Законодательная техника. Под ред. Тихомирова Ю.А. М., 2000.
^

Тема 7. Проблемы реализации права – 2 часа



1. Нормы права и правоотношения. Юридические факты.

2. Понятие и формы реализации права.

3. Понятие применения права. Его субъекты и стадии.

4. Виды и способы толкования права.

5. Применение права по аналогии.

Литература

Основная

Теория государства и права. Под ред. проф. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2006.

Общая теория права и государства. Под ред. проф. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 2005.

Дополнительная

Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. С-Пб., 1904 (гл. «Применение положительного права»).

Халфина Р.О. Общее учение о правоотношениях. М., 1974.

Гойман В.И. Действие права. М., 1992.

Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1974.


Тема 8. Правосознание, правовая культура

и правовой нигилизм – 2 часа


1. Правосознание: понятие, структура и виды.

2. Правовая культура и ее роль в правотворческой и правоприменительной деятельности.

3. Правовой нигилизм и его формы. Причины формирования правового нигилизма.

4. Пути преодоления правового нигилизма. Правовое воспитание.

Литература

Основная

Теория государства и права. Под ред. проф.О.В. Мартышина. М.: Норма, 2006.

Общая теория права и государства. Под ред. проф. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 2005.

Дополнительная

Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М., 1983.

Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988.

Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе. Государство и право. 1993. № 8.

Роль правового воспитания в предупреждении правонарушений. Под ред.А.В. Мицкевича. М., 1985.


ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

^
Тема: Правотворчество и реализация права- 4 часа.

1. Понятие, субъекты и виды правотворчества.

2. Нормы права и основные источники (форма) права в разных правовых системах.

3. Законотворчество и его стадии. Юридическая техника.

4. Действие нормативно- правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

5. Понятие и формы реализации права.

6. Применение права: понятие, субъекты, стадии. Применение права по аналогии.

Литература

Основная

Теория государства и права. Под ред. проф. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2006.

Общая теория права и государства. Под ред. проф. Лазарева В.В. М.: Юрист, 2005.

Дополнительная

Право и правотворчество: вопросы теории. М., 1982.

Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации, М., 1996.

Законодательная техника. Под ред. Тихомирова Ю.А., М., 2000.

Гойман В.И. Действие права. М., 1992.

Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М.. 1974.


^ ВОПРОСЫ САМОКОНТРОЛЯ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ ЗАЧЕТУ


1. Концепции сущности государства и его роли в жизни общества. Причины их многообразия.

2. Понятие и основные признаки государства.

3. Государство и негосударственные организации в политической системе общества.

4. Государство и церковь.

5. Понятие и классификация функций государства.

6. Эволюция функций государства при переходе от плановой экономики к рыночной.

7. Внешние и внутренние функции современного государства.

8. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.

9. Понятие и виды форм правления.

10. Понятие и виды форм государственного устройства.

11. Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений.

12. Механизм государства и государственный аппарат.

13. Понятие, признаки и классификация государственных органов.

14. Органы законодательной власти: компетенция, порядок образования, структура.

15. Органы исполнительной власти: компетенция, порядок образования, структура.

16. Органы судебной власти: компетенция, порядок образования, структура.

17. Понятие и виды политического режима.

18. Тоталитарное государство: предпосылки формирования, основные признаки, пути перехода к демократии.

19. Демократическое государство. Демократизм и авторитаризм.

20. Правовое государство: предпосылки формирования и основные признаки.

21. Социальное государство и его основные функции.

22. Государство и гражданское общество.

23. Основные концепции правопонимания.

24. Понятие права как государственного регулятора общественных отношений.

25. Государство, право и экономика.

26. Право и политика.

27. Право и мораль.

28. Право и религия.

29. Право в системе социальных норм. Технико-юридические нормы.

30. Нормы права: понятие, признаки, структура.

31. Классификация норм права. Способы их изложения в статьях нормативно-правовых актов.

32. Система права. Понятие и основные элементы.

33. Предмет и методы правового регулирования.

34. Источники (форма) права.

35. Понятие и виды нормативно-правовых актов.

36. Закон: понятие, признаки, виды.

37. Понятие, субъекты и принципы правотворчества. Его виды.

38. Законотворчество: понятие и стадии.

39. Юридическая техника: понятие и значение.

40. Юридические конструкции: презумпции, фикции, аксиомы, преюдиции

41. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.

42. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

43. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.

44. Система права и система законодательства.

45. Понятие и типология правовых систем. Романо-германская и англосаксонская правовые семьи.

46. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Национальное и международное право.

47. Правоотношение: понятие, структура, виды.

48. Понятие и классификация юридических фактов.

49. Понятие и формы реализации права.

50. Понятие применения права. Его стадии.

51. Понятие и способы толкования права.

52. Виды толкования права. Толкование по объему.

53. Пробелы в праве и применение права по аналогии.

54. Коллизии в праве и способы их разрешения.

55. Понятие, структура и виды правосознания.

56. Правовая культура: понятие и значение в жизни общества.

57. Правовой нигилизм и его формы. Пути преодоления.

58. Правовое воспитание.

59. Законность и правопорядок.

60. Понятие и виды правомерного поведения.

61. Понятие, признаки и виды правонарушения.

62. Юридический состав правонарушения.

63. Понятие, принципы и виды юридической ответственности.

64. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от юридической ответственности.


Похожие:

Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения > План семинарского занятия для студентов заочной формы обучения iconПланы семинарских занятий для студентов очной формы обучения > План семинарского занятия для студентов заочной формы обучения
Помимо этого студенты изучали основные понятия и категории юридической науки, без которых невозможно усвоение отраслевых юридических...
Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения > План семинарского занятия для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Экономическое моделирование» для студентов заочной формы обучения
Методические рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения направления 080100. 62 «Экономика»
Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения > План семинарского занятия для студентов заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Ростов-на-Дону 2011 г
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовтелного стандарта высшего профессионального образования...
Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения > План семинарского занятия для студентов заочной формы обучения iconПрограмма социально-педагогической практики для студентов очной формы обучения (8семестр, 4 недели) для студентов заочной формы обучения
Цель социально-педагогической практики: ознакомиться со спецификой социально-педагогической деятельности в условиях специализированных...
Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения > План семинарского занятия для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания для студентов дневной и заочной формы обучения Специальности "Юриспруденция" Издательство "Самарский госуниверситет"
Методические указания содержат программу курса, список литературы и источников, планы семинарских занятий, примерную тематику дипломных...
Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения > План семинарского занятия для студентов заочной формы обучения iconПрограмма комплексной практики для студентов очной формы обучения (9 семестр, 5 недели) для студентов заочной формы обучения (9 семестр, 7 недель)
Особенностью данного вида практики является то, что студент выполняет весь комплекс функций социального педагога, а не отдельные...
Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения > План семинарского занятия для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины для студентов заочной формы обучения направлений
Алгебра и геометрия [Текст]+[Электронный ресурс]: методические указания к изучению дисциплины для студентов заочной формы обучения...
Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения > План семинарского занятия для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания к контрольной работе по курсу «Системы производства и распределения энергоносителей промышленных предприятий» для студентов заочной формы обучения
«Системы производства и распределения энергоносителей промышленных предприятий» для студентов заочной формы обучения специальности...
Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения > План семинарского занятия для студентов заочной формы обучения iconРасписание учебных занятий на 7 семестр для студентов 4 курса очной формы обучения по специальности 030501. 65 Юриспруденция

Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения > План семинарского занятия для студентов заочной формы обучения iconМетодические указания по оформлению выпускных квалификационных работ студентов очной и заочной формы обучения по направлению 08. 01. 00 «Экономика» испециальности 08. 05. 02 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»
Гостов и требований Министерства образования и науки Российской Федерации адресованы студентам очной формы обучения по направлению...
Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения > План семинарского занятия для студентов заочной формы обучения iconРасписание учебных занятий для студентов 3 курса экономического факультета очной формы обучения Специальность: «Мировая экономика» с 1 по 10 сентября

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы