Подходы к управлению организацией icon

Подходы к управлению организацией


Скачать 16.24 Kb.
НазваниеПодходы к управлению организацией
Размер16.24 Kb.
ТипДокументы

Подходы к управлению организацией


1. Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались определить функции менеджмента и рассматривали эти функции как независимые друг от друга. В противоположность этому процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Философское обоснование процессному подходу в естествознании дал один из крупнейших математиков и философов XIX-XX веков А.Н. Уайтхед (Великобритания). С тех пор все естествознание опирается на процессы именно в смысле Уайтхеда: процесс (лат. processus — движение вперед) — это переход какого-либо объекта или явления из состояния с одними характеристиками (начальными) в состояние с другими (конечными.

Разница в содержании терминов «процесс», «операция» и «функция» хорошо показана на рис. 1.Здесь мы видим превращение кирпича, цемента, песка и прочих строительных ресурсов в добротный дом. Если этого не происходит, то вся деятельность на стройплощадке и вокруг нее лишена смысла, как всякая иная пустая суета. На стройплощадке происходит (или не происходит) процесс, который имеет вполне измеряемые параметры технических, физических, химических, экономических и прочих характеристик. Тем самым, правильное понимание термина «процесс» ставит процессный подход с головы на ноги и легко решает старую проблему определения результативности и измеримости процесса.

Очевидно, что за подобную путаницу с ключевыми понятиями любого инженера, бухгалтера или экономиста просто уволили бы, а управленцам сходит с рук. Путаясь в трех соснах понятий «функция», «операция» и «процесс», очень часто сочиняют свое «видение» процессного описания компании. Поэтому с помощью одного и того же метода разные люди строят разные «процессные» структуры одной и той же компании в зависимости от своих текущих представлений. Практическая полезность таких псевдопроцессных, а по сути операционно-функциональных схем невысока. На них обычно показана кооперация разных подразделений. Но продукт управленческой деятельности таким способом не идентифицировался, хотя почти все проблемы компании всегда связаны именно с управлением. Поэтому описание «бизнес-процессов» как деятельности на практике сводится, по сути, к составлению обычных функциональных должностных инструкций, «процессных» лишь по форме.

Управление рассматривается как процесс, представляющий собой серию взаимосвязанных действий, выражающийся в изменении параметров, характеристик и структуры управляемого объекта или явления. Эти действия, каждое из которых также является процессом, называют управленческими функциями. Сумма всех функций представляет собой процесс управления.

В общем виде процесс управления можно представить состоящим из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что необходимо для успеха организации. В свою очередь вышеназванные функции могут быть выполнены согласно циклу PDCA, что структурирует выполнение любой задачи.

PDCA — это модель, известная как цикл Деминга «ПЛАНИРОВАНИЕ-ВЫПОЛНЕНИЕ-ПРОВЕРКА-ДЕЙСТВИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ», может быть применена ко всем процессам. Модель кратко может быть описана как:
(P) planning — ПЛАНИРОВАНИЕ: установление целей и процессов, требуемых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителя и политиками организации;
 (D) Do — ВЫПОЛНЕНИЕ: внедрение процессов;
(C) checking the results — ПРОВЕРКА: мониторинг и измерение процессов и продукции, исходя из политик, целей, требований к продукции, а также отчетов по результатам;
(A) act — ДЕЙСТВИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ: проведение мероприятий по постоянному улучшению рабочих процессов.
Цикл PDCA - это установленный и логичный метод, который можно использовать как для улучшения отдельного процесса, так и для группы или системы процессов. Для каждого элемента цикла PDCA можно задать следующие вопросы:
P — что делать и как сделать это?
D — делать то, что запланировано,
C — насколько выполненное соответствует запланированному?
A — как улучшить процесс, на основе уже достигнутых результатов?

2. Системный подход как общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека.

Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.

Системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать ее как единую систему. При этом стремиться выявить и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь её целей.

Отличия традиционного и системного подходов к управлению

Традиционный и системный подходы используют и анализ (расчленение целого на части) и синтез (объединение частей в целое) при выработке управленческих решений. Различие заключается в сочетании, последовательности этих методов. Традиционное мышление содержит следующую последовательность этапов: 1) расчленение (анализ) того, что предстоит объяснить; 2) объяснение поведения или свойств частей взятых по отдельности; 3) объединение (синтез) этих объяснений в объяснение целого. В системном подходе также можно выделить три ступени: 1) определение целого (системы), частью которого является интересующий нас объект; 2) объяснение поведения или свойств этого целого (системы); 3) объяснение поведения или свойств интересующего нас предмета с точки зрения его функций в этом целом, частью которого он является. т.е. при системном подходе синтез предшествует анализу, а при традиционном - наоборот.

При аналитическом подходе объясняемый предмет рассматривается, как целое, которое предстоит разложить на части. При системном подходе, объясняемый предмет рассматривается как часть некоторого целого.

Показать это различие можно на примере института. При аналитическом подходе к объяснению, что такое ВУЗ, его начинают делить на составляющие: факультеты, специальности, кафедры, группы, подгруппы, студентов. Затем дается определение факультета, кафедры и т.д. После этого производится объединение этих определений, которое заканчивается определением, что такое ВУЗ. При системном подходе к этой же задаче надо начинать с выделения системы, содержащей ВУЗ - системы образования. Затем определить цели и функции этой системы образования, которая входит в систему народного хозяйства. И только после этого можно дать определение вуза с позиции системы образования и народного хозяйства.

Существуют серьезные различия между тем, что называют аналитическим и системным управлением. Одно из них основано на следующем принципе системности: если каждую часть системы заставить функционировать с максимальной эффективностью, система как целое еще не будет в результате этого функционировать с максимальной эффективностью. (Целое не равно сумме его составляющих.)

Например

Если со всех лучших моделей автомобилей выбрать самые лучшие узлы и собрать из них автомобиль, то мы не получим лучший в мире автомобиль. Если новый начальник цеха резко увеличит эффективность его работы, то это может привести к сбоям на заводе в целом.

Таким образом, традиционный подход к управлению исходит из предпосылки, что наилучшего функционирования предприятия можно достичь простым суммированием его частей в режимах наилучшего их функционирования. Принцип системности утверждает, что для сложных систем это условие не выполняется.

3. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это способ мышления об организационных проблемах и решениях. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует большое многообразие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать. Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Похожие:

Подходы к управлению организацией iconПодходы к управлению организацией
Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались определить функции менеджмента...
Подходы к управлению организацией iconЭволюция научных подходов к управлению организацией базовый набор вопросов по теме «школы менеджмента»
Школа «научного управления» сформировалась в 1885–1920 гг работами американских менеджеров
Подходы к управлению организацией iconЭволюция научных подходов к управлению организацией
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других (организаций, людей)– это не какое-то...
Подходы к управлению организацией iconПонятие «качества» и«менеджмент качества»
Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. Он включает:...
Подходы к управлению организацией iconЛ. Б. Алаев — Б. С. Ерасов формация или цивилизация? (Народы Азии и Африки. – 1990-№ – С. 46-56)
Темами «диалогов» будут ключевые проблемы, разные подходы к которым среди востоковедов вполне определились, и эти подходы могут...
Подходы к управлению организацией icon1 Описание структуры управления организацией 2 2 Анализ выпускаемой продукции 5
Анализ системы управления предприятием (организацией) с учетом требований гост iso 9001-2011 20
Подходы к управлению организацией iconПостановление Правительства РФ от 15.05.2013 N 416"О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами"(вместе с "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами")
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет
Подходы к управлению организацией iconОткрытое акционерное общество «Хабаровсккрайгаз»
Управляющей организацией, на обслуживании которой находится ваш дом, расторгнут договор на техническое и аварийное обслуживание,...
Подходы к управлению организацией iconПодходы к изучению алгоритмизации и программирования Подходы к раскрытию темы в учебной литературе Понятие «алгоритм»
Отсюда делается вывод о том, что исполнителем алгоритма может быть автомат (машина, робот). На этой идее осно­ван принцип программного...
Подходы к управлению организацией iconПоложение о проведении VI межрегионального молодёжного литературного турнира
«Самарская областная универсальная научная библиотека» совместно с Самарской областной писательской организацией и Самарской областной...
Подходы к управлению организацией iconПостановление От 06. 11. 2012 №1189 Об утверждении Порядка комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений, подведомственных Управлению дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска
Управлению дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании",...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы