Скачать 15.26 Kb.
|
Лекция 1 ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Название науки «психология» происходит от греческих слов: «психе» (душа), «логос» (учение), т.е. наука о душе, точнее, о внутреннем, субъективном мире человека. Психология – это наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности. Это наука об общих закономерностях взаимодействия организма со средой. ^ Объектом изучения психологии является ПСИХИКА - особая форма взаимодействия организма и среды, позволяющая ему более успешно адаптироваться к постоянно происходящим изменениям. ^ отрасль психологии, которая изучает психические явления и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Предметом ЮП являются психические явления в сферах нормотворчества, нормоприменения и следования правовым нормам. ЮП решает проблемы психологического обеспечения правоохранительной деятельности, т.е. использования психологических методов и средств для успешного решения задач правоохранительной деятельности. Эффективное психологическое обеспечение деятельности юристов необходимо сочетать с преодолением у них внутренних барьеров:
К основным задачам ЮП относят:
ЮП включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и имеет свою структуру:
В ЮП используются методы, присущие общей и социальной психологии, а также методы, которые не встречаются в других отраслях психологических знаний. ^ Ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Но для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий: 1) определить заранее, какие закономерности наблюдения нас интересуют; 2) составить программу наблюдения; 3) правильно фиксировать результаты исследования; 4) определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц. Наблюдение может проводиться не только исследователем-психологом, но любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. Для регистрации результатов наблюдения могут быть использованы технические средства (магнитофонная пленка, фото- и киносъемка). В условиях предварительного следствия технические средства могут быть применимы только в рамках процессуального закона. Большое значение для получения информации о возможной причастности допрашиваемого к преступлению может иметь наблюдение за мимикой и жестами этого лица. А чтобы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого наблюдения, оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении и при достаточной научной интерпретации результатов наблюдения. ^ Метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. В области юридической психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла. В настоящее время анкетный метод начал применяться практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности. Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного мнения». Главное достоинство этого метода – его полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах. ^ Активно используется как вспомогательный метод в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Его применение характерно при исследовании личности на предварительном следствии. Как правило, это свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым. Такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели – получению объективной и полной информации о событии преступления. При подготовке к беседе следует большое внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными. ^ . При использовании этого метода экспериментатор изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. ^ заключается в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешний ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс. К числу специальных методов относят:
Указанные методы вооружают юристов эффективным оружием в сфере раскрытия и расследования преступлений. |
![]() | Понятие и предмет юридической психологии Название науки «психология» происходит от греческих слов: «психе» (душа), «логос» (учение), т е наука о душе, точнее, о внутреннем,... | ![]() | Лекция 1 юридическая психология Лекция – 2 личность в юридической психологии понятие личности, познавательные процессы, эмоционально-волевая |
![]() | Понятие и структура психологии. Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности Психология – это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека, научное исследование поведения... | ![]() | Вопросы по курсу «Психология и педагогика» Предмет психологии. Теоретическое и практическое значение психологии в современных условиях. Развитие психологии. Различные подходы... |
![]() | Вопросы к экзамену по Гражданскому процессу: Понятие, предмет, метод и система гражданского процессуального права Понятие и предмет судебного доказывания. Основания освобождения от доказывания в суде ст55-61 | ![]() | Вопросы по коррекционной педагогике с основами специальной психологии Предмет, задачи, основные категории специальной психологии. Отрасли специальной психологии |
![]() | Вопросы к экзамену 7семестр 2012 По педагогической психологии для студентов 4 курса з/о мгэи специальности «психология» Предмет и задачи педагогической психологии. Место педагогической психологии в системе научного знания | ![]() | Б. М. Теплов Психология Учпедгиз, Москва, 1953 г. Оглавление Глава I. Предмет психологии 2 > Общее понятие о психике 2 психика и деятельность 3 > Основные закон Физиологические основы и внешнее выражение внимания 32 §23. Непроизвольное и произвольное внимание 33 |
![]() | Осн задачи Юридическая психология находясь на стыке юриспруденции и психологии,призвана понимать свой предмет в юридической части так как его... | ![]() | Б. М. Теплов Психология Учпедгиз, Москва, 1953 г. Оглавление Оглавление 1 Глава I. Предмет психологии 4 > Общее понятие о психике 4 психика и деятельность 5 > Основные закон Физиологические основы и внешнее выражение внимания 33 §23. Непроизвольное и произвольное внимание 34 |
![]() | 1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии Предмет механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе |