Понятие, принципы, задачи и виды планирования работы транспортных предприятий icon

Понятие, принципы, задачи и виды планирования работы транспортных предприятий


Скачать 60.09 Kb.
НазваниеПонятие, принципы, задачи и виды планирования работы транспортных предприятий
Размер60.09 Kb.
ТипДокументы

Понятие, принципы, задачи и виды планирования работы транспортных предприятий

Планирование – это способ достижения желаемой цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций. Цели планирования работы транспортных предприятий (ТП) представлены на рис. 2.1.



Рис. 2.1. Цели планирования работы предприятий транспортного комплекса


Планирование работы ТП – разработка и корректировка плана, включающего предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности предприятия морского транспорта на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Таким образом, с помощью планирования определяются направления и основы работы ТП, его подразделений, а также отдельных работников. На рис. 2.2 показано его место в системе управления.



Рис. 2.2. Место планирования работы транспортной компании
в ее системе управления


На рис. 2.2 показана взаимосвязь объекта управления (ОУ) и системы управления (СУ), где СУ, включающая планирование, учет, анализ и непосредственно процесс принятия решений, реализует управленческое решение относительно ОУ, который, в свою очередь, используя ресурсы компании, осуществляет реализацию производственного процесса – транспортные услуги.

Планирование работы ТП, начиная с 90-ых годов прошлого столетия, претерпело ряд значительных изменений – снизилась централизация плановой работы всех звеньев транспортной системы. Основную роль здесь стали играть не министерства, а собственно перевозчики (судоходные компании, морские торговые порты, авиакомпании, железные дороги и автотранспортные компании). Только часть транспортных операций сегодня осуществляется специализированными объединениями Министерства экономического развития и торговли и транспортных ведомств РФ, выполняющих как контрольные, так и плановые функции. Следует отметить, что в тоже время значительно снизилась роль не только перспективного планирования (на период свыше 10 лет), но и среднесрочного (до 3 лет) и даже годового.

Однако сегодня положение меняется в лучшую сторону. Свидетельством этого является реализация многочисленных государственных программ в целях исполнения Транспортной стратегии России1. Основными Федеральными Целевыми Программами (ФЦП) в области транспорта являются ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)» (с ее подпрограммами «Морской транспорт», «Внутренние водные пути» и «Развитие экспорта транспортных услуг») и ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2010 – 2015 годы)»2.

Как показала практика, первая из указанных ФЦП практически полностью реализована, особенно – в области модернизации транспортной системы страны. Здесь основной упор делался и делается на инвестиционные проекты, связанные с созданием базовой транспортной инфраструктуры. При этом воспроизводится «старый» технологический уклад, характеризующий эффективность транспортной системы только наличием достаточных провозных возможностей и нормативным качеством и скоростью доставки. Однако здесь не уделяется внимание созданию реального единого транспортно-информационного и экономического пространства.

Сегодня же необходим комплексный подход как основа новой транспортной политики XXI в., который должен базироваться на принципах грамотного комплексного, системного планирования и прогнозирования работы всех составляющих транспортного комплекса РФ, в т.ч. и предприятий морского транспорта.3 Что приведет к синергетическому эффекту и развитию системы в целом. Поэтому вторая ФЦП направлена уже на развитие транспортной системы, базирующееся на принципах доступности, безопасности и эффективности. Таким образом, разработка и внедрение инновационных проектов – средство достижения поставленных целей.

Принципы планирования работы транспортных предприятий могут быть представлены в виде следующей схемы (рис.2.3).




Рис. 2.3. Принципы планирования работы транспортного предприятия в целом


Принцип преемственности стратегического и текущего планирования заключается в необходимости соответствия разделов текущих планов (или бизнес-планов) разделам стратегии транспортной компании.

^ Принцип социальной ориентации плана заключается в ориентации планов на соответствие международным требованиям по экологичности, эргономичности и безопасности транспортной продукции, а также – на социальное развитие трудовых ресурсов.

^ Принцип ранжирования объектов планирования по их важности необходим для осуществления рационального распределения имеющихся ресурсов.

Принцип адекватности плановых показателей реальности подразумевает важность учета как можно большего количества факторов при прогнозировании альтернативных плановых показателей, что позволит снизить ошибки аппроксимации и повысит точность прогнозов.

^ Принцип согласования плана с параметрами внешней среды реализуется путем исследования динамики факторов внешней среды и их влияния на плановые показатели.

^ Принцип вариантности плана говорит о необходимости разработки не менее трех альтернативных вариантов решения проблемы и выбора наиболее оптимального из них, при котором затраты и сроки достижения цели будут максимально короткими, а результат самым лучшим для конкретной ситуации.

^ Принцип сбалансированности плана достигается путем проведения функционально-стоимостного анализа и говорит о преемственности баланса показателей (например: баланса поступивших и распределенных ресурсов, функциональной и стоимостной модели системы и т.д.).

^ Принцип экономической обоснованности плана – важнейший принцип планирования. Окончательный выбор плановых показателей необходимо осуществлять только после осуществления системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования альтернатив.

^ Принцип автоматизации системы планировании говорит о необходимости применения современных информационных технологий для качественной классификации, систематизации, обработки, хранения и передачи информации, как одного из основных производственных ресурсов прогрессивного транспортного предприятия.

^ Принцип обеспечения обратной связи системы планирования говорит о возможности корректировки плана на базе изменяющихся данных практики.

Следует отметить, что выполнение всех вышеуказанных принципов – это сложная задача, которая под силу крупным и средним компаниям, к числу которых относятся морские перевозчики (судоходные компании) и операторы морских торговых портов (стивидорные компании).

Выделяют следующие основные виды планирования работы ТП:

  1. Стратегическое планирование.

  2. Тактическое планирование.

  3. Текущее планирование.

  4. Внутрипроизводственное планирование.

  5. Планирование работы предприятия в целом.

  6. Бизнес-планирование.

  7. Оперативно-календарное планирование и др.

!

Раскрытие аспектов бизнес-планирования и оперативно-календарного планирования осуществлено отдельно в п. 2.3 и 2.4. данного учебного пособия, так как они требуют особого внимания.



  1. Стратегическое планирование – алгоритм действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.

^ Стратегическое планирование (на современном этапе развития экономии) – некоторое желаемое состояние развития экономики на 20 и (или)
50 лет вперед; результат расчета плана (траектории) наилучшего использования национальных ресурсов сегодня для максимального ускорения движения в желаемом направлении.

Первый в мире государственный стратегический план разработан в 1920 г. в Советской России Государственной комиссией по электрификации России во главе с Г.М. Кржижановским и утвержден VIII Всероссийским съездом Советов в декабре того же года. При этом модель научного стратегического планирования разработана ученым-кибернетиком Н. И. Ведутой4, его научная школа – результат синтеза знаний теории воспроизводства К. Маркса и Ф. Энгельса, кибернетики Н. Винера и эконометрической модели межотраслевого баланса В. Леонтьева, а также огромного личного опыта инженера-механика в качестве организатора производства на разных уровнях управления в СССР, создателя первых автоматизированных систем управления (АСУ).

Суть стратегического планирования заключается в системном согласовании балансов доходов и расходов производителей (предприятий транспортного комплекса – стивидорных, судоходных, экспедиторских компаний и др.) и конечных потребителей (государства (межгосударственного блока), грузоотправителей, производителей продукции, экспортеров и импортеров (внешнеэкономический баланс) и др.).

Стратегическое планирование деятельности (с позиции транспортного предприятия) – это одна из функций стратегического управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей (способов) их достижения. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений.

Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Без использования преимуществ стратегического планирования транспортные предприятия в целом и отдельные субъекты (персонал, управляющее звено) не смогут провести четкую оценку цели предприятия и сформировать адекватные задачи.

^ Система стратегического планирования деятельности ТП направлена на детерминирование цели и темпов развития ТП, прогнозирование глобальных тенденций рынка, определение организационных и структурных изменений, которые должны произойти на ТП для обеспечения его конкурентоспособности, определения его преимуществ и выделения инструментов, необходимых для успешного развития ТП.

До недавнего времени стратегическое планирование было доступно в основном крупным международным концернам, а на транспорте – крупным стивидорам и судоходным компаниям. Но ситуация меняется, и большинство российских транспортных компаний (крупных и средних) уделяют особое внимание вопросам стратегического планирования. В 90-ые годы об этом даже не думали, тогда в РФ планированию, в принципе, практически не уделяли внимания.

^ Процесс стратегического планирования деятельности ТП включает следующие этапы:

  1. Определение миссии5 и целей6 ТП – целевая функция (начинается с установления миссии ТП, выражающей философию и смысл его существования, а именно:

  • фиксируется статус ТП;

  • описываются основные принципы работы, действительные намерения руководства ТП;

  • дается определение самых важных хозяйственных характеристик ТП).

!

Миссия не должна зависеть от текущего состояния ТП, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и др.

В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания ТП, несмотря на то, что получение прибыли – важнейший фактор функционирования ТП в условиях рыночной экономики.

Исходя из миссии и целей существования ТП строятся стратегии развития, определяется политика ТП.




  1. ^ Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон ТП, конкурентов, тенденции в отрасли, а также его потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.

!

Основной метод портфельного стратегического анализа – построение двухмерных матриц. С их помощью сравнивают производства, подразделения, процессы, продукты, услуги по соответствующим критериям.

Существует три подхода к формированию матриц – табличный подход (значения варьирующихся параметров возрастают по мере удаления от графы наименования этих параметров; анализ портфеля ведется от левого верхнего угла к правому нижнему); координатный подход (значения варьируемых параметров возрастают по мере отдаления от точки пересечения координат; анализ портфеля ведется от левого нижнего угла к правому верхнему); логический поход (анализ портфеля ведется от правого нижнего угла к левому верхнему; он получил наибольшее распространение в зарубежной практике).




  1. Выбор стратегии ТП.

  2. Реализация стратегии.

  3. Оценка и контроль выполнения.

При этом стратегический план деятельности ТП – последовательность действий на определенный период времени с фиксацией промежуточных этапов, каждый из которых характеризуется желаемыми количественными и качественными показателями.

^ Основа формирования стратегий и стратегического плана деятельности ТП – методика планирования от главной цели. Итог стратегического планирования деятельности ТП – документ, включающий:

  • цели ТП в стратегических зонах хозяйствования с указанием желаемых параметров деятельности;

  • требования к деятельности ТП;

  • возможные качественные и количественные ограничения;

  • методы, подходы и средства, применяемые для достижения детерминированных целей с учетом возможных ограничений;

  • инструменты, методы и подходы к управлению, применяемые при реализации плана ТП.




  1. Тактическое планирование деятельности ТП должно быть неразрывно связано со стратегическим планированием.

Тактическое планирование деятельности ТП – уточнение, коррекция, дополнение – конкретизация стратегии; детальное планирование действий, представляющих наиболее эффективные и рациональные способы достижения стратегических целей ТП.

Тактическое планирование деятельности ТП – система принятия плановых управленческих решений по развитию ТП с учетом потребностей рынка и производственных возможностей самого ТП; или – программа производственно-хозяйственной деятельности ТП, направленная на достижение реальных целей и задач стратегического плана, при ограниченных ресурсов ТП.

^ Тактика деятельности ТП – определенные шаги, ступени достижения общей цели, предусмотренной стратегией ТП.

Различия тактического и стратегического планирования деятельности ТП показаны в табл. 2.1.

Процесс тактического планирования деятельности ТП включает две взаимосвязанные стадии:

  1. Подготовка плана (сбор, систематизация, уточнение информации о деятельности ТП; анализ полученной информации; уточние целей и задач планирования; постановку менеджером задач отдельным структурным подразделениям и работникам на разработку плана; определение подлежащих включению в план мероприятий).

  2. ^ Утверждение плана (принятый план должен быть документально оформлен и утвержден руководителем ТП).

Функции тактического планирования деятельности ТП – это:

  • прогнозирование (определение целей и задач, финансовый план ТП);

  • координация (обеспечение сбалансированности разделов тактического плана, установление пропорций между важными ресурсами и видами деятельности);

  • контроль (контроль за ходом реализации тактического плана, достижения поставленных целей, анализ отклонения фактических показателей от плановых).

Таблица 2.1

^ Характеристики тактического и стратегического планирования
деятельности ТП


Характеристика

Стратегическое

планирование

Тактическое

планирование

Уровень детализации

низший уровень: установление базовых целей ТП

высший уровень: более детальное планирование в рамках стратегических целей (определение задач)

Срочность

долгосрочность (5 и более лет в РФ; 20, 50 и более лет в развитых европейских странах)

краткосрочность (до 5 лет)

Лица, принимающие решения

решения принимают немногочисленные специалисты высшего уровня руководства

решения принимают многочисленные специалисты среднего уровня руководства

Характер проблем

редко повторяющиеся проблемы и задачи (уникальные и новые проблемы)

однородные проблемы (рутинные проблемы)

Степень регулярности действии

регулярный и нерегулярный характер действий

регулярный характер действий – установлен фиксированный график действий

Множественность альтернатив реализации

большая – много альтернативных решений

малая – мало вариантов решений




  1. Текущее планирование деятельности ТП должно быть осуществлено в соответствии со стратегическим и тактическим планированием и не должно им противоречить. Текущее планирование деятельности ТПпланирование деятельности ТП на 1 год.

4. Внутрипроизводственное планирование работы транспортного предприятия достаточно сильно отличается от планирования работы предприятия в целом в силу того, что подразделения компании не являются юридическими лицами. Все внутрипроизводственные планы должны быть тесно взаимосвязаны между собой, не противоречить друг другу и разрабатываться в разрезе стратегического, тактического и оперативного планирования. Общую структуру принципов внутрипроизводственного планирования можно представить в виде схемы (рис. 2.4).




Рис. 2.4. Принципы внутрипроизводственного планирования
работы транспортного предприятия



Основные задачи планирования деятельности транспортного предприятия в целом и внутрипроизводственного планирования работы транспортного предприятия представлены на рис. 2.5.




Рис. 2.5. Основные задачи планирования работы ТП в целом
и внутрипроизводственного планирования работы ТП



Исходя из основных задач планирования работы ТП, можно выделить следующие его функции (см. рис. 2.6).



Рис. 2.6. Функции планирования работы транспортного предприятия

Основным элементом планирования деятельности любого ТП является план работы ТП. В работе В.В. Винникова7 представлена общая характеристика планов, применяемых на морском транспорте, на основании которой можно выделить следующие признаки классификации видов планировании работы ТП (рис. 2.7).



Рис. 2.7. Классификация видов планирования работы ТП


Далее освещены вопросы, касающиеся понятия, видов планов и отдельные аспекты оперативно-календарного планирования работы ТП и планирования основной деятельности судоходного предприятия.

2.2. Виды планов работы транспортных предприятий

План – это предвидимая и подготовленная на определенный (необходимый) период программа социально-экономического развития транспортного предприятия и всех его подразделений8 9.

План работы транспортного предприятия состоит из следующих составляющих (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Структура плана работы транспортного предприятия


Планы работы транспортных предприятий обычно группируют по следующим признакам (см. рис. 2.9).

4

Рис. 2.9. Группировка планов работы транспортных предприятий

Все внутрипроизводственные планы работы ТП должны быть тесно взаимосвязаны между собой, не противоречить друг другу и разрабатываться в разрезе стратегического, тактического и оперативного планирования.

При разработке планов их разработчикам приходится решать проблемы п
рогнозирования, которое включает этапы, представленные на рис. 2.10.

Рис. 2.10. Основные этапы процесса прогнозирования полезного эффекта и элементов совокупных затрат по продукции транспортного предприятия


На рис. 2.11 показаны принципы прогнозирования полезного эффекта и элементов совокупных затрат по продукции транспортного предприятия с целью подготовки информации для принятия оперативных и стратегических р
ешений.


Рис. 2.11. Основные принципы прогнозирования полезного эффекта
и элементов совокупных затрат по продукции транспортного предприятия



Принцип адресности связан с осуществлением прогнозов для строго определенной научно-исследовательской (проектно-конструкторской) организации и транспортного предприятия.

^ Принцип непрерывности направлен на необходимость систематического сбора и обработки поступающей дополнительной информации после осуществления прогноза и внесения корректировок.

Соблюдение принципа параллельности проведения работ по прогнозированию отдельными службами необходимо для сокращения времени сбора и обработки исходных данных и осуществления прогноза.

^ Принцип прямоточности подразумевает использование кратчайшего рационального пути для передачи информации от одного исполнителя к другому.

Принцип автоматичности служит для сокращения временных затрат и затрат труда на сбор и обработку исходных данных и осуществления прогноза.

^ Принцип адекватности служит для точной оценки вероятности реализации изменения полезного эффекта и затрат на его получение.

Принцип управляемости направлен на осуществление количественной оценки показателей качества затрат, применение экономико-математических методов и построение моделей управления.

^ Принцип альтернативности связан с вероятностным характером прогнозирования случайных (стохастических) процессов и отклонений при сохранении устойчивости прогнозируемых тенденций.

^ Принцип адаптивности прогнозирования связан с необходимостью изучения и максимально эффективным использованием факторов внешней и внутренней среды исследуемой системы (ТП), приспособления методов и параметров прогнозирования к этим факторам, к конкретной ситуации.


^ 2.3. Бизнес-планирование на транспортных предприятиях

На современном этапе формирования реальной рыночной экономики России бизнес-планирование для функционирования и развития транспортных предприятий, в т.ч. и в области морского транспорта, приобретает особое значение. Его основными функциями являются, во-первых – определение и обоснование конечной цели производства и локальных целей, во-вторых – разработка программ их реализации.

Бизнес-план транспортного предприятия содержит результаты анализа общего состояния дел на момент разработки плана, а также – методы и средства для достижения требуемого уровня показателей.

Бизнес-план – это мощный инструмент, с помощью которого можно контролировать и управлять производством, и который является неотъемлемой составляющей успешной деятельности каждой транспортной компании.

Бизнес-план – это документ, представляющий собой результат системного исследования всех сторон производственной и коммерческой деятельности любого транспортного предприятия.

Н
а практике принято выделять несколько типов бизнес-планов, в зависимости от круга задач, которые должно решать транспортное предприятие (рис. 2.12).

Рис. 2.12. Основные типы бизнес-планов транспортных предприятий


Производственный (внутренний) бизнес-план транспортного предприятия предназначен для планирования и прогнозирования его деятельности; для определения основных целей развития в предстоящем плановом периоде, для решения возникающих проблем и определения способов их решения с наименьшими затратами в максимально короткие сроки. Производственный бизнес-план направлен на тщательность планирования, обосновывает целесообразность и реализуемость задач с точки зрения финансового, материального, трудового, информационного обеспечения с учетом результатов прошлой деятельности и состояния конъюнктуры рынка.

Производственный план – это важнейшая коммерческая тайна. В развернутом виде он может включать такие разделы как: 1) план маркетинга и объем оказываемых услуг; 2) план технического развития и совершенствования организации производства; 3) технико-экономические нормы и нормативы; 4) план материально-технического обеспечения работы ТП; 5) план по использованию трудовых ресурсов; 6) план капитальных вложений; 7) финансовый план; 8) риски ТП; 9) социально ориентированный план; 10) юридический план; 11) план осуществления внешнеэкономической деятельности; 12) экологический план.

^ Бизнес-план финансового оздоровления транспортного предприятия направлен на восстановление его платежеспособности. Финансовое оздоровление такого предприятия обычно осуществляется в период наблюдения или внешнего управления его имуществом. Для реализации этого бизнес-плана необходимо прохождение достаточно длительного и сложного процесса согласования с кредиторами и с собственниками указанного предприятия. Данный процесс четко регламентирован законодательно – согласование, структура бизнес-плана и методика его реализации разработаны и утверждены Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий РФ.

^ Бизнес-план для получения кредитов направлен на пополнение оборотных средств транспортного предприятия или для реализации крупномасштабных проектов развития его деятельности (например: приобретение современного перегрузочного оборудования, строительство судов и др.).

^ Инвестиционный бизнес-план – это инструмент для привлечения инвесторов. Он может быть направлен на строительство (освоение инвестиций), изменение применяемой технологии или внедрение современной технологии и высокотехнологичного оборудования. Инвестиционный бизнес-план связан с осуществлением долгосрочных и среднесрочных капитальных вложений.

Инвестиции должны давать результат: либо прибыль, либо иную выгоду. Поэтому прежде, чем их осуществлять, необходимо оценить возможность полного возмещения вкладываемых средств и то, что прибыль, полученная при реализации бизнес-плана компенсирует временный отказ от использования средств, а также риск, возникающий вследствие неопределенности конечного результата.

В связи с этим оценка эффективности инвестиционных проектов включает следующие операции: 1) сравнение рентабельности инвестиционного проекта со средним процентом банковского кредита; 2) сравнение рентабельности инвестиционного проекта со средним темпом инфляции в стране; 3) сравнение альтернативных проектов по объему требуемых инвестиций; 4) оценка проектов по выбранным критериям эффективности с целью выбора варианта, удовлетворяющего по критерию эффективности; 5) оценка стабильности ежегодных (квартальных) поступлений от реализации проекта.

На сегодня ряд банков, инвестиционных структур разработали соответствующие стандарты, формы инвестиционных бизнес-планов. Но в общем виде его примерная структура для транспортных предприятий включает следующие разделы:

  1. Меморандум о конфиденциальности (содержит предупреждение о не разглашении информации, содержащейся в предлагаемом бизнес-плане, и об ответственности, связанной с ее раскрытием). Он может отсутствовать.

  2. Резюме – сводный раздел бизнес-плана, который формируется после проработки плана в целом; содержит не более двух страниц, на которых четко и убедительно изложена суть проекта и обоснованны результаты его реализации.

  3. Описание видов и сущности работ, услуг (их преимущество по сравнению с альтернативными услугами).

  4. Рынки реализации транспортных услуг (определение направлений перевозок, анализ потенциальной клиентуры и т.п.).

  5. Конкуренция на рынке транспортных услуг, специфика их предоставления (полное описание конкурентов с результатами детального анализа слабых и сильных сторон конкурентов).

  6. План маркетинга (более подробное описание сущности услуг, работ, их основных черт и их анализ с детальной конкретизацией, а также оценка внутренней и внешней среды).

  7. План производства (подробное описание процесса предоставления планируемой услуги с конкретизацией ее технологии; его задача – подтвердить расчетами, что будет осуществлено необходимое количество услуг в определенные сроки, с требуемым уровнем качества).

  8. Организационный план (указывается структура возможных участников проекта, специалисты, форма оплаты, компаньоны, схема предприятия и описываются иные организационные вопросы).

  9. Нормативно-правовое обеспечение работы транспортного предприятия (описание организационно-правовой формы предприятия, регламентирующих нормативно-правовых актов и «подводных камней», связанных с возможным изменением законодательства).

  10. Оценка рисков и вопросы страхования (анализ вероятностных потерь и непредвиденных расходов на основе использования сложного математического аппарата; предложение взвешенной стратегии страхования рисков).

  11. Финансовый план (включает расчет себестоимости, прибыли, безубыточности проекта, обобщает в стоимостном выражении возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес-плана).

  12. Стратегия финансирования (указываются источники финансирования, долевое распределение, возможность или необходимость получения кредитов и др.).

После определения структуры инвестиционного бизнес-плана, следует переходить к детальной разработке каждого раздела.


1 на период до 2030 года.

2Одобрена в конце апреля 2008 г.

3 Транспорт примеряет новую стратегию. // Международный экспедитор, №-03(62)2008. – С. 16–18.

4 Ведута, Н. И. Социально эффективная экономика / Под общей ред. д.э.н. Ведута Е. Н. – М.: РЭА, 1999.

5 Миссия – концептуальное намерение ТП двигаться в определенном направлении ( к определенной цели).

6 Цель – конкретизация миссии ТП в форме, доступной для управления процессом ее реализации (ее характеристики четкая ориентация на определенный временной лаг; конкретность и измеримость; непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и имеющимися ресурсами; адресность и контролируемость).

7 Винников В.В. Экономика предприятия морского транспорта: учебник.– Одесса: ЛАТСТАР, 2001.

8 Винников В.В. Экономика предприятия морского транспорта: учебник.– Одесса: ЛАТСТАР, 2001.

9 Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование.– Винников В.В. Экономика предприятия морского транспорта: учебник.– Одесса: ЛАТСТАР, 2001.. ИНФРА-М, 2003.

Похожие:

Понятие, принципы, задачи и виды планирования работы транспортных предприятий iconПонятие, принципы, задачи и виды планирования работы транспортных предприятий
Планирование – это способ достижения желаемой цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных...
Понятие, принципы, задачи и виды планирования работы транспортных предприятий iconОсновные виды планирования работы тп
Раскрытие аспектов бизнес-планирования и оперативно-календарного планирования осуществлено отдельно в п. 3 и данного учебного пособия,...
Понятие, принципы, задачи и виды планирования работы транспортных предприятий icon8. Учет и аналитическая деятельность на транспортном предприятии
В целях обеспечения контроля над деятельностью транспортных предприятий и обеспечения четкого планирования и прогнозирования их работы...
Понятие, принципы, задачи и виды планирования работы транспортных предприятий iconАннотация: Рассматривается теория планирования, основные принципы. Выделяются виды планов. Ключевые слова
Аннотация: Рассматривается теория планирования, основные принципы. Выделяются виды планов
Понятие, принципы, задачи и виды планирования работы транспортных предприятий iconПонятие адвокатуры, принципы ее организации и деятельности. Представительство: понятие и виды

Понятие, принципы, задачи и виды планирования работы транспортных предприятий iconПредприятие и предпринимательство. Виды предприятий. Объединения предприятий
Ключевые слова: предприятие; предпринимательство; виды предприятий по форме собственности; малые предприятия; объединения предприятий;...
Понятие, принципы, задачи и виды планирования работы транспортных предприятий iconЛекция №9 (4 часа) Принципы обучения. Понятие «принцип обучения»
Принципы обучения. Понятие «принцип обучения» Классификация принципов обучения. Дидактические, лингвистические, психологические принципы...
Понятие, принципы, задачи и виды планирования работы транспортных предприятий iconПеречень вопросов к экзамену по дисциплине «Экономика организации»
Раскрыть сущность, цели, задачи, принципы организаций (предприятий). Пояснить классификацию организаций
Понятие, принципы, задачи и виды планирования работы транспортных предприятий iconЗакон о добровольчестве (волонтерстве)
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы добровольчества (волонтерства), включая основные принципы и виды добровольческой...
Понятие, принципы, задачи и виды планирования работы транспортных предприятий iconЗакон о добровольчестве (волонтерстве)
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы добровольчества (волонтерства), включая основные принципы и виды добровольческой...
Понятие, принципы, задачи и виды планирования работы транспортных предприятий iconТема основные задачи коммерческой работы предприятий грузового автомобильного транспорта

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы