Скачать 60.09 Kb.
|
Понятие, принципы, задачи и виды планирования работы транспортных предприятий Планирование – это способ достижения желаемой цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций. Цели планирования работы транспортных предприятий (ТП) представлены на рис. 2.1. ![]() Рис. 2.1. Цели планирования работы предприятий транспортного комплекса Планирование работы ТП – разработка и корректировка плана, включающего предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности предприятия морского транспорта на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Таким образом, с помощью планирования определяются направления и основы работы ТП, его подразделений, а также отдельных работников. На рис. 2.2 показано его место в системе управления. ![]() Рис. 2.2. Место планирования работы транспортной компании в ее системе управления На рис. 2.2 показана взаимосвязь объекта управления (ОУ) и системы управления (СУ), где СУ, включающая планирование, учет, анализ и непосредственно процесс принятия решений, реализует управленческое решение относительно ОУ, который, в свою очередь, используя ресурсы компании, осуществляет реализацию производственного процесса – транспортные услуги. Планирование работы ТП, начиная с 90-ых годов прошлого столетия, претерпело ряд значительных изменений – снизилась централизация плановой работы всех звеньев транспортной системы. Основную роль здесь стали играть не министерства, а собственно перевозчики (судоходные компании, морские торговые порты, авиакомпании, железные дороги и автотранспортные компании). Только часть транспортных операций сегодня осуществляется специализированными объединениями Министерства экономического развития и торговли и транспортных ведомств РФ, выполняющих как контрольные, так и плановые функции. Следует отметить, что в тоже время значительно снизилась роль не только перспективного планирования (на период свыше 10 лет), но и среднесрочного (до 3 лет) и даже годового. Однако сегодня положение меняется в лучшую сторону. Свидетельством этого является реализация многочисленных государственных программ в целях исполнения Транспортной стратегии России1. Основными Федеральными Целевыми Программами (ФЦП) в области транспорта являются ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)» (с ее подпрограммами «Морской транспорт», «Внутренние водные пути» и «Развитие экспорта транспортных услуг») и ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2010 – 2015 годы)»2. Как показала практика, первая из указанных ФЦП практически полностью реализована, особенно – в области модернизации транспортной системы страны. Здесь основной упор делался и делается на инвестиционные проекты, связанные с созданием базовой транспортной инфраструктуры. При этом воспроизводится «старый» технологический уклад, характеризующий эффективность транспортной системы только наличием достаточных провозных возможностей и нормативным качеством и скоростью доставки. Однако здесь не уделяется внимание созданию реального единого транспортно-информационного и экономического пространства. Сегодня же необходим комплексный подход как основа новой транспортной политики XXI в., который должен базироваться на принципах грамотного комплексного, системного планирования и прогнозирования работы всех составляющих транспортного комплекса РФ, в т.ч. и предприятий морского транспорта.3 Что приведет к синергетическому эффекту и развитию системы в целом. Поэтому вторая ФЦП направлена уже на развитие транспортной системы, базирующееся на принципах доступности, безопасности и эффективности. Таким образом, разработка и внедрение инновационных проектов – средство достижения поставленных целей. Принципы планирования работы транспортных предприятий могут быть представлены в виде следующей схемы (рис.2.3). ![]() Рис. 2.3. Принципы планирования работы транспортного предприятия в целом Принцип преемственности стратегического и текущего планирования заключается в необходимости соответствия разделов текущих планов (или бизнес-планов) разделам стратегии транспортной компании. ^ заключается в ориентации планов на соответствие международным требованиям по экологичности, эргономичности и безопасности транспортной продукции, а также – на социальное развитие трудовых ресурсов. ^ необходим для осуществления рационального распределения имеющихся ресурсов. Принцип адекватности плановых показателей реальности подразумевает важность учета как можно большего количества факторов при прогнозировании альтернативных плановых показателей, что позволит снизить ошибки аппроксимации и повысит точность прогнозов. ^ реализуется путем исследования динамики факторов внешней среды и их влияния на плановые показатели. ^ говорит о необходимости разработки не менее трех альтернативных вариантов решения проблемы и выбора наиболее оптимального из них, при котором затраты и сроки достижения цели будут максимально короткими, а результат самым лучшим для конкретной ситуации. ^ достигается путем проведения функционально-стоимостного анализа и говорит о преемственности баланса показателей (например: баланса поступивших и распределенных ресурсов, функциональной и стоимостной модели системы и т.д.). ^ – важнейший принцип планирования. Окончательный выбор плановых показателей необходимо осуществлять только после осуществления системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования альтернатив. ^ говорит о необходимости применения современных информационных технологий для качественной классификации, систематизации, обработки, хранения и передачи информации, как одного из основных производственных ресурсов прогрессивного транспортного предприятия. ^ говорит о возможности корректировки плана на базе изменяющихся данных практики. Следует отметить, что выполнение всех вышеуказанных принципов – это сложная задача, которая под силу крупным и средним компаниям, к числу которых относятся морские перевозчики (судоходные компании) и операторы морских торговых портов (стивидорные компании). Выделяют следующие основные виды планирования работы ТП:
^ (на современном этапе развития экономии) – некоторое желаемое состояние развития экономики на 20 и (или) 50 лет вперед; результат расчета плана (траектории) наилучшего использования национальных ресурсов сегодня для максимального ускорения движения в желаемом направлении. Первый в мире государственный стратегический план разработан в 1920 г. в Советской России Государственной комиссией по электрификации России во главе с Г.М. Кржижановским и утвержден VIII Всероссийским съездом Советов в декабре того же года. При этом модель научного стратегического планирования разработана ученым-кибернетиком Н. И. Ведутой4, его научная школа – результат синтеза знаний теории воспроизводства К. Маркса и Ф. Энгельса, кибернетики Н. Винера и эконометрической модели межотраслевого баланса В. Леонтьева, а также огромного личного опыта инженера-механика в качестве организатора производства на разных уровнях управления в СССР, создателя первых автоматизированных систем управления (АСУ). Суть стратегического планирования заключается в системном согласовании балансов доходов и расходов производителей (предприятий транспортного комплекса – стивидорных, судоходных, экспедиторских компаний и др.) и конечных потребителей (государства (межгосударственного блока), грузоотправителей, производителей продукции, экспортеров и импортеров (внешнеэкономический баланс) и др.). Стратегическое планирование деятельности (с позиции транспортного предприятия) – это одна из функций стратегического управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей (способов) их достижения. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Без использования преимуществ стратегического планирования транспортные предприятия в целом и отдельные субъекты (персонал, управляющее звено) не смогут провести четкую оценку цели предприятия и сформировать адекватные задачи. ^ направлена на детерминирование цели и темпов развития ТП, прогнозирование глобальных тенденций рынка, определение организационных и структурных изменений, которые должны произойти на ТП для обеспечения его конкурентоспособности, определения его преимуществ и выделения инструментов, необходимых для успешного развития ТП. До недавнего времени стратегическое планирование было доступно в основном крупным международным концернам, а на транспорте – крупным стивидорам и судоходным компаниям. Но ситуация меняется, и большинство российских транспортных компаний (крупных и средних) уделяют особое внимание вопросам стратегического планирования. В 90-ые годы об этом даже не думали, тогда в РФ планированию, в принципе, практически не уделяли внимания. ^ включает следующие этапы:
При этом стратегический план деятельности ТП – последовательность действий на определенный период времени с фиксацией промежуточных этапов, каждый из которых характеризуется желаемыми количественными и качественными показателями. ^ – методика планирования от главной цели. Итог стратегического планирования деятельности ТП – документ, включающий:
Тактическое планирование деятельности ТП – уточнение, коррекция, дополнение – конкретизация стратегии; детальное планирование действий, представляющих наиболее эффективные и рациональные способы достижения стратегических целей ТП. Тактическое планирование деятельности ТП – система принятия плановых управленческих решений по развитию ТП с учетом потребностей рынка и производственных возможностей самого ТП; или – программа производственно-хозяйственной деятельности ТП, направленная на достижение реальных целей и задач стратегического плана, при ограниченных ресурсов ТП. ^ – определенные шаги, ступени достижения общей цели, предусмотренной стратегией ТП. Различия тактического и стратегического планирования деятельности ТП показаны в табл. 2.1. Процесс тактического планирования деятельности ТП включает две взаимосвязанные стадии:
Функции тактического планирования деятельности ТП – это:
Таблица 2.1 ^
4. Внутрипроизводственное планирование работы транспортного предприятия достаточно сильно отличается от планирования работы предприятия в целом в силу того, что подразделения компании не являются юридическими лицами. Все внутрипроизводственные планы должны быть тесно взаимосвязаны между собой, не противоречить друг другу и разрабатываться в разрезе стратегического, тактического и оперативного планирования. Общую структуру принципов внутрипроизводственного планирования можно представить в виде схемы (рис. 2.4). ![]() Рис. 2.4. Принципы внутрипроизводственного планирования работы транспортного предприятия Основные задачи планирования деятельности транспортного предприятия в целом и внутрипроизводственного планирования работы транспортного предприятия представлены на рис. 2.5. ![]() Рис. 2.5. Основные задачи планирования работы ТП в целом и внутрипроизводственного планирования работы ТП Исходя из основных задач планирования работы ТП, можно выделить следующие его функции (см. рис. 2.6). ![]() Рис. 2.6. Функции планирования работы транспортного предприятия Основным элементом планирования деятельности любого ТП является план работы ТП. В работе В.В. Винникова7 представлена общая характеристика планов, применяемых на морском транспорте, на основании которой можно выделить следующие признаки классификации видов планировании работы ТП (рис. 2.7). ![]() ![]() ![]() Рис. 2.7. Классификация видов планирования работы ТП Далее освещены вопросы, касающиеся понятия, видов планов и отдельные аспекты оперативно-календарного планирования работы ТП и планирования основной деятельности судоходного предприятия. 2.2. Виды планов работы транспортных предприятий План – это предвидимая и подготовленная на определенный (необходимый) период программа социально-экономического развития транспортного предприятия и всех его подразделений8 9. План работы транспортного предприятия состоит из следующих составляющих (рис. 2.8). ![]() Планы работы транспортных предприятий обычно группируют по следующим признакам (см. рис. 2.9). 4 ![]() Рис. 2.9. Группировка планов работы транспортных предприятий Все внутрипроизводственные планы работы ТП должны быть тесно взаимосвязаны между собой, не противоречить друг другу и разрабатываться в разрезе стратегического, тактического и оперативного планирования. При разработке планов их разработчикам приходится решать проблемы п ![]() рогнозирования, которое включает этапы, представленные на рис. 2.10. Рис. 2.10. Основные этапы процесса прогнозирования полезного эффекта и элементов совокупных затрат по продукции транспортного предприятия На рис. 2.11 показаны принципы прогнозирования полезного эффекта и элементов совокупных затрат по продукции транспортного предприятия с целью подготовки информации для принятия оперативных и стратегических р ![]() ешений. Рис. 2.11. Основные принципы прогнозирования полезного эффекта и элементов совокупных затрат по продукции транспортного предприятия Принцип адресности связан с осуществлением прогнозов для строго определенной научно-исследовательской (проектно-конструкторской) организации и транспортного предприятия. ^ направлен на необходимость систематического сбора и обработки поступающей дополнительной информации после осуществления прогноза и внесения корректировок. Соблюдение принципа параллельности проведения работ по прогнозированию отдельными службами необходимо для сокращения времени сбора и обработки исходных данных и осуществления прогноза. ^ подразумевает использование кратчайшего рационального пути для передачи информации от одного исполнителя к другому. Принцип автоматичности служит для сокращения временных затрат и затрат труда на сбор и обработку исходных данных и осуществления прогноза. ^ служит для точной оценки вероятности реализации изменения полезного эффекта и затрат на его получение. Принцип управляемости направлен на осуществление количественной оценки показателей качества затрат, применение экономико-математических методов и построение моделей управления. ^ связан с вероятностным характером прогнозирования случайных (стохастических) процессов и отклонений при сохранении устойчивости прогнозируемых тенденций. ^ прогнозирования связан с необходимостью изучения и максимально эффективным использованием факторов внешней и внутренней среды исследуемой системы (ТП), приспособления методов и параметров прогнозирования к этим факторам, к конкретной ситуации. ^ На современном этапе формирования реальной рыночной экономики России бизнес-планирование для функционирования и развития транспортных предприятий, в т.ч. и в области морского транспорта, приобретает особое значение. Его основными функциями являются, во-первых – определение и обоснование конечной цели производства и локальных целей, во-вторых – разработка программ их реализации. Бизнес-план транспортного предприятия содержит результаты анализа общего состояния дел на момент разработки плана, а также – методы и средства для достижения требуемого уровня показателей. Бизнес-план – это мощный инструмент, с помощью которого можно контролировать и управлять производством, и который является неотъемлемой составляющей успешной деятельности каждой транспортной компании. Бизнес-план – это документ, представляющий собой результат системного исследования всех сторон производственной и коммерческой деятельности любого транспортного предприятия. Н ![]() а практике принято выделять несколько типов бизнес-планов, в зависимости от круга задач, которые должно решать транспортное предприятие (рис. 2.12). Рис. 2.12. Основные типы бизнес-планов транспортных предприятий Производственный (внутренний) бизнес-план транспортного предприятия предназначен для планирования и прогнозирования его деятельности; для определения основных целей развития в предстоящем плановом периоде, для решения возникающих проблем и определения способов их решения с наименьшими затратами в максимально короткие сроки. Производственный бизнес-план направлен на тщательность планирования, обосновывает целесообразность и реализуемость задач с точки зрения финансового, материального, трудового, информационного обеспечения с учетом результатов прошлой деятельности и состояния конъюнктуры рынка. Производственный план – это важнейшая коммерческая тайна. В развернутом виде он может включать такие разделы как: 1) план маркетинга и объем оказываемых услуг; 2) план технического развития и совершенствования организации производства; 3) технико-экономические нормы и нормативы; 4) план материально-технического обеспечения работы ТП; 5) план по использованию трудовых ресурсов; 6) план капитальных вложений; 7) финансовый план; 8) риски ТП; 9) социально ориентированный план; 10) юридический план; 11) план осуществления внешнеэкономической деятельности; 12) экологический план. ^ транспортного предприятия направлен на восстановление его платежеспособности. Финансовое оздоровление такого предприятия обычно осуществляется в период наблюдения или внешнего управления его имуществом. Для реализации этого бизнес-плана необходимо прохождение достаточно длительного и сложного процесса согласования с кредиторами и с собственниками указанного предприятия. Данный процесс четко регламентирован законодательно – согласование, структура бизнес-плана и методика его реализации разработаны и утверждены Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий РФ. ^ направлен на пополнение оборотных средств транспортного предприятия или для реализации крупномасштабных проектов развития его деятельности (например: приобретение современного перегрузочного оборудования, строительство судов и др.). ^ – это инструмент для привлечения инвесторов. Он может быть направлен на строительство (освоение инвестиций), изменение применяемой технологии или внедрение современной технологии и высокотехнологичного оборудования. Инвестиционный бизнес-план связан с осуществлением долгосрочных и среднесрочных капитальных вложений. Инвестиции должны давать результат: либо прибыль, либо иную выгоду. Поэтому прежде, чем их осуществлять, необходимо оценить возможность полного возмещения вкладываемых средств и то, что прибыль, полученная при реализации бизнес-плана компенсирует временный отказ от использования средств, а также риск, возникающий вследствие неопределенности конечного результата. В связи с этим оценка эффективности инвестиционных проектов включает следующие операции: 1) сравнение рентабельности инвестиционного проекта со средним процентом банковского кредита; 2) сравнение рентабельности инвестиционного проекта со средним темпом инфляции в стране; 3) сравнение альтернативных проектов по объему требуемых инвестиций; 4) оценка проектов по выбранным критериям эффективности с целью выбора варианта, удовлетворяющего по критерию эффективности; 5) оценка стабильности ежегодных (квартальных) поступлений от реализации проекта. На сегодня ряд банков, инвестиционных структур разработали соответствующие стандарты, формы инвестиционных бизнес-планов. Но в общем виде его примерная структура для транспортных предприятий включает следующие разделы:
После определения структуры инвестиционного бизнес-плана, следует переходить к детальной разработке каждого раздела. 1 на период до 2030 года. 2Одобрена в конце апреля 2008 г. 3 Транспорт примеряет новую стратегию. // Международный экспедитор, №-03(62)2008. – С. 16–18. 4 Ведута, Н. И. Социально эффективная экономика / Под общей ред. д.э.н. Ведута Е. Н. – М.: РЭА, 1999. 5 Миссия – концептуальное намерение ТП двигаться в определенном направлении ( к определенной цели). 6 Цель – конкретизация миссии ТП в форме, доступной для управления процессом ее реализации (ее характеристики – четкая ориентация на определенный временной лаг; конкретность и измеримость; непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и имеющимися ресурсами; адресность и контролируемость). 7 Винников В.В. Экономика предприятия морского транспорта: учебник.– Одесса: ЛАТСТАР, 2001. 8 Винников В.В. Экономика предприятия морского транспорта: учебник.– Одесса: ЛАТСТАР, 2001. 9 Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование.– Винников В.В. Экономика предприятия морского транспорта: учебник.– Одесса: ЛАТСТАР, 2001.. ИНФРА-М, 2003. |
![]() | Понятие, принципы, задачи и виды планирования работы транспортных предприятий Планирование – это способ достижения желаемой цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных... | ![]() | Основные виды планирования работы тп Раскрытие аспектов бизнес-планирования и оперативно-календарного планирования осуществлено отдельно в п. 3 и данного учебного пособия,... |
![]() | 8. Учет и аналитическая деятельность на транспортном предприятии В целях обеспечения контроля над деятельностью транспортных предприятий и обеспечения четкого планирования и прогнозирования их работы... | ![]() | Аннотация: Рассматривается теория планирования, основные принципы. Выделяются виды планов. Ключевые слова Аннотация: Рассматривается теория планирования, основные принципы. Выделяются виды планов |
![]() | Понятие адвокатуры, принципы ее организации и деятельности. Представительство: понятие и виды | ![]() | Предприятие и предпринимательство. Виды предприятий. Объединения предприятий Ключевые слова: предприятие; предпринимательство; виды предприятий по форме собственности; малые предприятия; объединения предприятий;... |
![]() | Лекция №9 (4 часа) Принципы обучения. Понятие «принцип обучения» Принципы обучения. Понятие «принцип обучения» Классификация принципов обучения. Дидактические, лингвистические, психологические принципы... | ![]() | Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Экономика организации» Раскрыть сущность, цели, задачи, принципы организаций (предприятий). Пояснить классификацию организаций |
![]() | Закон о добровольчестве (волонтерстве) Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы добровольчества (волонтерства), включая основные принципы и виды добровольческой... | ![]() | Закон о добровольчестве (волонтерстве) Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы добровольчества (волонтерства), включая основные принципы и виды добровольческой... |
![]() | Тема основные задачи коммерческой работы предприятий грузового автомобильного транспорта |