Практичне заняття тема занятия: основные этапы принятия решений. Линейное программирование. Задача распределения ресурсов. Цель занятия icon

Практичне заняття тема занятия: основные этапы принятия решений. Линейное программирование. Задача распределения ресурсов. Цель занятия


Скачать 15.16 Kb.
НазваниеПрактичне заняття тема занятия: основные этапы принятия решений. Линейное программирование. Задача распределения ресурсов. Цель занятия
Размер15.16 Kb.
ТипЗанятие

Інформаційні системи та технології.

Зміївська І.В., Обоянська Л.А.


ПРАКТИЧНЕ ЗАНЯТТЯ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ. ЗАДАЧА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ.

Цель занятия: Ознакомиться с решением задач линейного программирования с помощью информационных технологий программы MS EXCEL. Использование надстройки Поиск решения.

Продолжительность занятия: 90 мин.

Обеспечение занятия: IBM PC, инструкционные карты.

Постановка задачи

Требуется определить, в каком количестве надо выпускать продукцию четырёх типов Продукт 1, Продукт 2, Продукт 3, Продукт 4 для изготовления которой требуются ресурсы трёх видов: трудовые, сырьё, финансы. Необходимо рассчитать оптимальные объёмы производства этих продуктов с точки зрения максимизации прибыли.

Прибыль (Целевая функция – F) от первого продукта составляет – 60 единиц, от второго – 70, от третьего – 120, от четвёртого – 130. Количество ресурса каждого вида, необходимое для выпуска единицы продукции данного вида, называется нормой расхода. Нормы расхода, а также прибыль получаемая от реализации единицы каждого типа продукции, приведены в таблице 1. Там же приведено наличие располагаемого ресурса: на производстве работает 16 человек, производство располагает 110 единицами сырья, финансовый ресурс составляет 100 единиц.

^ Таблица 1

Выходные данные задачи об использовании производственных ресурсов

Ресурсы

Продукт1

Продукт 2

Продукт 3

Продукт 4

Знак

Наличие

Прибыль

60

70

120

130

max

0

Трудовые

1

1

1

1

<=

16

Сырье

6

5

4

3

<=

110

Финансы

4

6

10

13

<=

100

^ Математическая модель и её основные элементы

Для решения поставленной задачи нужно построить математическую модель, наполнить её информацией, а затем провести по ней необходимые расчёты. Вначале при построении модели нужно определить индексы, переменные и параметры. В нашей задаче свой индекс должен иметь каждый вид продукции (пусть это индекс – j, меняющийся от 1 до 4), а также вид ресурсов (пусть это индекс – i, меняющийся от 1 до 3). В рассматриваемой задаче заданы переменные – имеющиеся в наличии рабочая сила b1, сырьё b2, финансы b3 ; заданы параметры – коэффициенты их расхода на единицу
j-той продукции aij соответственно. Прибыль, получаемая от реализации единицы продукции j-того типа cj . Переменные, которые определяются в ходе расчётов по модели – это неизвестные объёмы производства продукции каждого j-того вида обозначим их xj.

Закончив описание переменных и параметров, переходим к формализации условий задачи, к описанию её допустимого множества и целевой функции (если таковая имеется). В нашей задаче допустимое множество – это совокупность всех вариантов производства, обеспеченных имеющимися ресурсами. Оно описывается с помощью системы неравенств:

x1+x2+x3+x416 (потребность в рабочей силе),

6x1+5x2+4x3+3x4110 (потребность в сырье),

4x1+6x2+10x3+13x4100 (потребность в финансах).

xj0 – условие положительности.

К этим ограничениям по ресурсам добавляются требования неотрицательности переменных xj0. Если модель является оптимизационной (а данная модель такова), то наряду с ограничениями должна быть выписана целевая функция, т.е. максимизируемая величина, отражающая интересы принимающего решение субъекта. Для данной задачи максимизируется величина F = 60x1+70x2+120x3+130x4 max

Х^
ОД ЗАНЯТИЯ


  1. Запустить программу MS Excel.

  2. Создать табличную модель средствами программы MS Excel на основе символической модели линейного программирования.

  1. Создать экранную форму для ввода условия задачи: переменных, целевой функции, ограничений и предельных условий. Ввести исходные данные (см. табл. 1) в экранную форму: коэффициенты целевой функции, коэффициенты при переменных в ограничениях, правые части ограничений.

  2. Ввести необходимые формулы в экранную форму: формулу для расчета целевой функции, формулы для расчета левых частей ограничений.



  1. Оптимизировать задачу (меню  Сервис команда Поиск решения). Для этого в диалоговом окне Поиск решения задать ячейку целевой функции, направление оптимизации целевой функции, ввести ячейки со значениями переменных, изменяемые ячейки, ограничения.

  1. Работа в диалоговом окне ^ Поиск решения.



  1. В диалоговом окне Поиск решения в поле Установит целевую ячейку делаем ссылку на ячейку $F$7, в которой находится формула, для оптимизации модели.

  2. Для того, чтобы максимизировать значение целевой ячейки путем изменения значений влияющих ячеек, установите переключатель в положение Максимальному значению.

  3. В поле ввода Изменяя ячейки введите адреса ячеек, которые изменяют свои значения, разделяя их запятыми. Для этого делаем ссылку на ячейки $B$2:$E$2.

  4. В поле Ограничения введите все ограничения, которые налагаются на поиск решения. Для этого нажимаем кнопку Добавить и появится окно Добавить ограничения где нужно ввести ограничение. Если при вводе ограничений возникает необходимость в замене или удалении внесенных ограничений, то нажмите кнопки Изменить или Удалить.



  1. Для установления конкретных параметров решения задачи необходимо нажать кнопку Параметры в окне Поиск решения. В окне Параметры поиска решения отметить Линейная модель, Неотрицательные значения что обеспечивает ускорение поиска решения линейной задачи. Подтверждение установленных параметров осуществляется нажатием кнопки Ок.



  1. Нажмите кнопку Выполнить в окне Поиск решения для запуска решения задачи.

  2. Для сохранения найденного решения установите переключатель в диалоговом окне Результаты поиска решения в положение Сохранить найденное решение. Для возобновления входных данных установите переключатель в положение Восстановить исходные значения. В окне Результаты поиска решения представлены названия трех типов отчета: Результаты, Устойчивость, Пределы. Они необходимы для анализа полученного результата на чувствительность.

  3. Для получения ответа (значений переменных, целевой функции и левых частей ограничения) нужно нажать кнопку Ок. После этого в экранной форме появится оптимальное решение задачи.



Вывод: как видно из решения, оптимальный план выпуска продукции предусматривает изготовление 10 единиц продукта 1, 6 единиц продукта 3. Прибыль будет составлять 1320 единиц.

ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ



Знать:

Уметь:

  • Технологию электронных таблиц.

  • Работать в диалоговом окне Поиск решения

  • Алгоритм ввода формул.




  • Выполнять анализ оптимального решения


Похожие:

Практичне заняття тема занятия: основные этапы принятия решений. Линейное программирование. Задача распределения ресурсов. Цель занятия iconПрактичне заняття тема занятия: основные этапы принятия решений. Линейное программирование. Задача распределения ресурсов. Цель занятия
Тема занятия: основные этапы принятия решений. Линейное программирование. Задача распределения ресурсов
Практичне заняття тема занятия: основные этапы принятия решений. Линейное программирование. Задача распределения ресурсов. Цель занятия iconЗадача о назначениях. Линейное программирование
Тема занятия: транспортные задачи. Задача о назначениях. Линейное программирование
Практичне заняття тема занятия: основные этапы принятия решений. Линейное программирование. Задача распределения ресурсов. Цель занятия iconТема: Учёт денежных средств, расчётов. Цель занятия
Цель занятия: Уметь заполнять первичные документы по кассе, расчётному счёту, расчёты с подотчётными лицами; составить отчёт кассира,...
Практичне заняття тема занятия: основные этапы принятия решений. Линейное программирование. Задача распределения ресурсов. Цель занятия iconТема занятия: движение на парусной доске,возвращение в точку старта
Цель занятия: закрепление навыков,полученных на первом занятии,обучение катанию в трапеции
Практичне заняття тема занятия: основные этапы принятия решений. Линейное программирование. Задача распределения ресурсов. Цель занятия iconЗанятие № «природные и биолого-социальные чрезвычайные ситуации». Цель занятия
Цель занятия: знать причины возникновения природных и биолого-социальных чрезвычайных ситуаций и разрабатывать мероприятия по их...
Практичне заняття тема занятия: основные этапы принятия решений. Линейное программирование. Задача распределения ресурсов. Цель занятия iconПрактическое занятие №20 Отражение на счетах операций по долгосрочным инвестициям Цель занятия
Цель занятия – усвоение порядка отражения на счетах поступления основных средств в порядке долгосрочных инвестиций, выполняемых хозяйственных...
Практичне заняття тема занятия: основные этапы принятия решений. Линейное программирование. Задача распределения ресурсов. Цель занятия iconПрактическое занятие №29 Учет арендных операций Цель занятия
Цель занятия – усвоение порядка отражения на счетах операций по учету аренды основных средств и лизинговых операций
Практичне заняття тема занятия: основные этапы принятия решений. Линейное программирование. Задача распределения ресурсов. Цель занятия iconРешения в менеджменте: требования к решениям, этапы принятия, оценка эффективности понятие «решение» и «организационное решение»
Выработки решений: диагностика, формулирование ограничений и критериев, определение альтернатив, оценка альтернатив, окончательный...
Практичне заняття тема занятия: основные этапы принятия решений. Линейное программирование. Задача распределения ресурсов. Цель занятия iconТема занятия № Итоговое занятия №1 (темы 1-5). Оснащение занятия
...
Практичне заняття тема занятия: основные этапы принятия решений. Линейное программирование. Задача распределения ресурсов. Цель занятия iconПрактическое занятие №21 Отражение на счетах операций по приобретению ценных бумаг, их оприходованию и продаже. Расчет финансовых результатов от их продажи Цель занятия
Цель занятия – закрепление теоретического материала по учету финансовых вложений с помощью решения ситуационных задач
Практичне заняття тема занятия: основные этапы принятия решений. Линейное программирование. Задача распределения ресурсов. Цель занятия iconПрактическое занятие №27 Учет восстановления основных средств Цель занятия
Цель занятия – усвоение порядка отражения на счетах бухгалтерского учета затрат по ремонту, реконструкции и модернизации объектов...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы