Предмет и структура философии науки. Особенности научного познания. Проблема критериев научности icon

Предмет и структура философии науки. Особенности научного познания. Проблема критериев научности


Скачать 333.04 Kb.
НазваниеПредмет и структура философии науки. Особенности научного познания. Проблема критериев научности
страница1/6
Размер333.04 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6

  1. Предмет и структура философии науки.

  2. Особенности научного познания. Проблема критериев научности.

  3. Наука и вне научное знание. Феномен псевдонауки.

  4. Наука и религия.

  5. Проблема соотношения науки и философии в истории философской мысли.

  6. Возникновение науки. Основные стадии ее развития.

  7. Значение античной философии для возникновения и развития науки. Особенности античной науки.

  8. Особенности развития науки в эпоху Средневековья.

  9. Особенности развития науки в эпоху Возрождения.

  10. Становление классической науки нового времени ( 17 –19 вв.).

  11. Проблема научного метода в философии 17-18 вв. (полемика рационалистов и эмпириков).Создание и особенности механической картины мира в 17-18 вв.

  12. Проблема обоснования научного знания в работах И. Канта.

  13. Формирование нового общественно-политического идеала в эпоху Просвещения. Становление социальных и гуманитарных наук в 18-19 вв. (философский аспект)

  14. Особенности научной картины мира. 20-21.вв.

  15. Позитивистское учение о философии и науке.

  16. Становление философии науки в ХХ веке: аналитический этап.

  17. Философия науки «Венского кружка».

  18. Критический рационализм К. Поппера.

  19. Постпозитивистские подходы в философии науки. (концепции Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда)

  20. Эмпирический уровень научного знания. Понятие научного факта.

  21. Теоретический уровень научного знания. Понятие идеального объекта.

  22. Метатеоретический уровень научного знания, его структура и функции. Понятие философских оснований науки.

  23. Понятие и функции научной картины мира. Исторические формы научной картины мира.

  24. Проблема обоснования научного знания.

  25. Методы научного познания, их особенности и классификация. Общелогические методы познания.

  26. Эмпирические методы научного познания.

  27. Теоретические методы научного познания.

  28. Основные подходы к исследованию развития науки. Интерналистские и экстерналистские модели развития знания.

  29. Проблема преемственности в развитии науки. Понятие и особенности научных революций.

  30. Научная деятельность и ее структура. Соотношение фундаментальных и прикладных исследований.

  31. Особенности науки как социального института.

  32. Исторические формы воздействия общества на науку. Наука и экономика. Наука и власть.

  33. Ценностное измерение науки.

  34. Этическое измерение науки.

  35. Науки о природе и обществе: сходства и различия

  36. Проблема взаимодействия естественно-научного и социально-гуманитарного знания в современном обществе.

  37. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

  38. Проблема ценностей в истории философской мысли. Наука как ценность

  39. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

  40. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

  41. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы социально-гуманитарных наук. ( на примере своей дисциплины).

^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА ПО
ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ (общая часть).


  1. Предмет и структура философии науки.

Философия науки исследует проблемы возникновения и роста научного знания на разных стадиях общественного развития. Изучая общие закономерности развития науки, она рассматривает рациональные методы и нормы достижения объективно истинного знания.

Самостоятельной философской дисциплиной философия науки стала лишь во второй половине 20 века.

Предметом философии науки является исследование общих закономерностей по производству, проверке и обоснованию научного знания на разных этапах истории развития общества.

Ее главная цель состоит в раскрытии тех методов, способов и приемов, с помощью которых достигается объективно истинное знание об окружающем нас мире. Для достижения этой цели она опирается на результаты исследований в области истории науки, науковедения, социологии и экономике науки, а также психологии научного творчества. Изучая общие закономерности развития и обоснования научного знания, философия науки на разных этапах истории общества раскрывает именно рациональные методы и нормы достижения объективно истинного знания.

^ Структура фил.: 1) Антопология - раздел ф-ии, кот. Изучает мир сам по себе (учение об общих принципах и законов бытия природы 2) Учение о развитии общества - социология 3) Эпистемология - наука о знаниях и познаниях. Изучает закономерности познания человеческого и научного. 4) Логика - наука о мыслении человека. 5) Этика - наука о нравственности, морали 6) Эстетика - наука, изучающая закономерности существования, развития искусства 7) Наука о религии 8) История философии 9) История культуры.


  1. ^ Особенности научного познания. Проблема критериев научности.

Вариант№1 по книге:

Основная, главная особенность состоит в том, что наука призвана об­наруживать объективные законы действительности - природные, тех­нические, общественные, законы самого процесса познания и др.

На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего. В этом важная отличительная черта науки, которая выражается в конкретных понятиях «прогноз», «план», «программа», «проект» и др.

Научное предвидение - это способность по каким то фрагментам, кусочкам, которые есть сегодня мысленно скон­струировать модель будущего. Конечно, здесь надо остерегаться фата­лизма и субъективизма. Учитывать, что всякое предвидение неизбежно ограничено, имеет свои пределы, за которыми оно превращается в фанта­зию, утопию.

Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - достижение объективной истины. Объективность - вот смысл научного познания. Достигается применением методологии.

Очень важным компонентом научности является системность зна­ний. Не приобретая этот признак, наука превращается в собрание разно­родных, разрозненных фрагментов. Это уже не наука.

Научное познание это всегда сложный, противоречивый процесс про­изводства и воспроизводства новых знаний. Научная система понятий, гипотез, теорий, законов производится через преодоление ошибок, за­блуждений.

Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснован­ность. Здесь ничто не принимается на веру. Знание должно быть под­тверждено фактами и аргументами. Но в науке есть немало догадок, предположений, допущений. А для всего этого ученый должен быть ме­тодологически подготовлен.

Кроме перечисленных особенностей научных знаний (критериев на­учности) есть еще такие характеристики, как формальная непротиворе­чивость знания, открытость для критики.

Вернадский отмечал, что только в истории научных идей четко и ясно проявляется прогресс, чего нет в других сто­ронах культурной жизни (в искусстве, например). Одной из особенностей научного знания он считал независимость науки (по сравнению с другими духовными образованиями - религией, искусством).


Вариант№2:

Научное познание отличается от других форм познания, в частности от обыденного познания, основанного на здравом смысле, особыми методами, нормами и критериями исследования.

Научное познание отличается также своей системностью и последовательностью. Каждый последующий шаг в науке опирается на шаг предыдущий, каждое новое открытие получает свое обоснование, когда становится элементом определенной структуры знания. Чаще всего такой системой служит теория, как развитая форма рационального знания.

Дальнейший процесс систематизации знания в науке находит свое продолжение в объединении теорий в рамках отдельных научных дисциплин, а последних – в междисциплинарные направления исследования.

Особенности:

А) В отличие от простого описания изучаемых процессов и явлений наука строит их теоретические модели, на основе которых получает возможность исследовать их в чистом виде.

Б) Возможность опережения наукой существующей практики открывает перед ней неограниченные перспективы для относительно самостоятельного развития своих идей, моделей и программ.

В) используя экспериментальные методы наука получила возможность лучше контролировать процесс научного исследования, точнее проверять свои теории и гипотезы.

Г) Наука в отличие от вне научных форм познания применяет специальные средства, методы критерии как эмпирического, так и теоретического исследования, которые способствуют целенаправленному поиску истины, делают этот поиск упорядоченным и организованным.


^ Критерии научности:

Объективность, истинность, интерсубъективность, универсализм, воспроизводимость, достоверность и опытность знания характеризуют классическую модель науки. Это своего рода идеальная модель, которой в реальной истории науки вряд ли соответствовало полностью какое-либо теоретическое построение. Однако, эта модель задавала вполне четкие критерии, которым в идеале должно соответствовать научное знание. Дело в том, что указанные критерии представляют собой систему ограничений, чрезвычайно тесно связанных друг с другом. Стоит отказаться от одного, как окажутся невыполнимыми все остальные.

Проблема критериев научности напрямую связана с проблемой рациональности. Поиск критериев научности одновременно означает определение критериев научной рациональности.


  1. ^ Наука и вне научное знание. Феномен псевдонауки.

Наука - это форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. Все это направлено на то, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

Наука - это и творчество, и его результат. При этом наука - не только «чистое знание», но и вместе с тем социокультурная деятельность.

В философской литературе выделяют следующие формы вне научного знания:

паранаучное знание как несовместимое с имеющимися гносеологиче­скими принципами; в переводе с греческого паранаучное значит околонаучное знание, объяснение, толкование которого не является убедитель­ным с точки зрения его истинности;

лженаучное знание как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки; такое знание очень чувствительно к злобе дня сенсации, подчас вкрапляется и сосуществует с научными знаниями;

квазинаучное знание основано на некоем принуждении;

антинаучное знание - это разного рода утопии, всяческие искажения действительности; в прошлом алхимия, ныне реклама лекарств «от всех болезней»;

псевдонаучное знание относится также к интеллектуально активным людям, спекулирующим на каких-то популярных теориях.

Но особо надо отметить в числе вне научных знаний - обыденно-практические знания, основанные на здравом смысле, на рассудочных сужде­ниях. Это непредубежденные простые рассудочные заключения, складывающиеся под воздействием житейского опыта и тех научных открытий, которые уже признаны, стали привычными.

Псевдонау́ка (близкие по значению термины: паранау́ка, альтернати́вная нау́ка, неакадеми́ческая нау́ка) — деятельность или учение, осознанно или неосознанно имитирующие науку, но по сути таковыми не являющиеся.

Другое распространённое определение псевдонауки — «мнимая или ложная наука; совокупность убеждений о мире, ошибочно рассматриваемая как основанная на научном методе или как имеющая статус современных научных истин».

^ Наука и псевдонаука

Среди основных отличий псевдонауки от науки — некритичное использование новых непроверенных методов, сомнительных и зачастую ошибочных данных и сведений, а также отрицание возможности опровержения, тогда как наука основана на фактах (проверенных сведениях), верифицируемых метода и постоянно развивается, расставаясь с опровергнутыми теориями и предлагая новые.

^ Отличительные особенности

Не следует относить к псевдонауке те концепции из областей религии, философии, искусства, морали и т. д., которые не соответствуют современным научным представлениям, но и не претендуют на роль науки. Необходимо также отличать псевдонауку от неизбежных научных ошибок и от паранауки как исторического этапа развития науки.

Характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются:

  1. Игнорирование или искажение фактов, известных автору теории, но противоречащих его построениям.

  2. Нефальсифицируемость, то есть принципиальная невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), результат которого мог бы опровергнуть данную теорию.

  3. Отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к «интуиции», «здравому смыслу» или «авторитетному мнению».

  4. Использование в основе теории недостоверных данных (т. е. не подтверждённых рядом независимых экспериментов (исследователей), либо лежащих в пределах погрешностей измерения), либо недоказанных положений, либо данных, возникших в результате вычислительных ошибок. К данному пункту не относится научная гипотеза, чётко определяющая базовые положения.

  5. Введение политических и религиозных установок в публикацию или обсуждение научной работы.

  6. Апелляция к средствам массовой информации, а не к научному сообществу. Последнее проявляется в отсутствии публикаций в рецензируемых научных изданиях.

  7. Претензия на «революционный» переворот в науке и технологиях.

  8. Использование понятий, означающих феномены, не фиксируемые наукой («тонкие поля», «торсионные поля», «биополя», «энергия ауры» и так далее);

  9. Обещание быстрых и баснословных медицинских, экономических, финансовых, экологических и иных положительных эффектов.

  10. Стремление представить саму теорию или её автора жертвой «монополии» и «идеологических гонений» со стороны «официальной науки» и тем самым отвергнуть критику со стороны научного сообщества как заведомо предвзятую.

Псевдонаука игнорирует важнейшие элементы научного метода — экспериментальную проверку и исправление ошибок. Отсутствие этой отрицательной обратной связи лишает псевдонауку связи c объектом исследования, и превращает её в неуправляемый процесс,

Но если теория реально допускает возможность её независимой проверки, то она не может называться лженаучной, какой бы ни была «степень бредовости» этой теории. Некоторые из таких теорий могут стать «протонауками», породив новые направления исследований и новый язык описания действительности. Следует, однако, отличать при этом теории, которые прошли проверку и были опровергнуты — их активное продвижение также относят к псевдонаучной деятельности.

Отнесение каких-либо отраслей человеческой деятельности к псевдонауке происходит постепенно, по мере развития человечества и отхода от устаревших воззрений. Например, алхимия, астрология.


  1. ^ Наука и религия.

Наука и религия. Религия – сложное социальное явление. Не составляет труда описать конкретную религию, сложнее понять религию (почему человек признает существование мира «иного»). Чем вера отличается от знания?

Знание - это то, что твердо установлено, обосновано экспериментально. Точное знание человек научился получать совсем недавно. Большая часть наших представлений вероятны, то есть, основаны на той или иной степени уверенности. Сама наша жизнь вероятный процесс (прошлое, будущее).

Если рассматривать знание и веру в контексте человеческой деятельности, то можно сказать, что существуют виды деятельности, которые основываются на точном знании о том, чего мы хотим достичь и как это сделать (сфера производства: самолет). Но есть действия и виды деятельности, в которых точный расчет невозможен, поскольку не точного знания об «объекте» (общество и сам человек). Важнейшая характеристика человека - свобода, выбираем цели, и т.д. Но будущее всегда неопределенно, часто не совпадает желание с реальностью. Вера – особое внутреннее состояние и действие человека в условиях неопределенности, предполагающее наличие цели, которую человек активно желает и делает все необходимое для ее реализации. Множество действий человек совершает на основе веры и надежды. Религиозная вера, как правило, иррациональна (от абсурдной до примирительной). Религия авторитарна, требует подчинения. Отношения науки и религии, конечно, не сводятся взаимному конфликту. Многие ученые были верующими, что не мешало им делать выдающиеся открытия. Все чаще ученые говорят о существование другого, информационного гораздо более емкого мира – Мира высшей реальности, тенью которого (в платоновском смысле) и является наша Вселенная. Человек существо творческое, а значит – свободное. В его жизни всегда будут вера, надежда и любовь, а значит и религия, философия и искусство.



  1. ^ Проблема соотношения науки и философии в истории философской мысли.

Вариант№1:

Философские основания науки дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности, выполняют эвристическую роль, способствуют формированию новых методов научного исследования.

Конечно, философские основания меняются вместе с революциями в науке, сменяются наборы этих оснований, но все же сохраняется какая-то преемственность.

Философия, условно, скажем, рисует научную картину мира, т. е. це­лостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях действительности. Строится эта картина из обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. Обычно разделяют построе­ние общей картины мира (т. е. о природе, обществе, познании). Есть и естественнонаучная картина мира. Она может быть физической, астро­номической, химической, биологической и т. д.

Естественнонаучная картина мира строилась сначала (с восемнадцатого века) на базе классической механики, затем электродинамики, потом квантовой механики и теории относительности (с начала 20 века), а сего­дня на основе синергетики.

Посмотрим, как философия соотносится с конкретными науками. Фи­лософия не может быть наукой всех наук, т. е. стоять над частными дис­циплинами. Вместе с тем она не может быть одной из частных наук в ряду прочих.

  1. Частные, конкретные науки изучают свой фрагмент бытия, т. е. часть мира. Философию же интересует мир в целом. Она задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего.

  2. Специальные науки изучают объективный мир. И они отвлекаются от личностного, эмоционального. Здесь царствуют законы реальные, действительные. А в глазах философа мир - это живое динамичное целое, это многообразие взаимодействий. В нем переплетены причина и следствие, упорядоченность и деструкция, гармония и хаос. 17

3. Узкий специалист не задается вопросом, как возникла его дисциплина, в чем ее специфика, отличие от прочих. А если он над этим задума­ется, то неизбежно вступает в сферу истории и философии науки.

Теперь поставим такой проблемный вопрос - это вопрос о научности самой философии. Первым зачинателем философии науки был родона­чальник позитивизма О. Конт. Был провозглашен тезис: «Наука сама себе философия». Науки о природе (Конт был физик) по необходимости друг с другом не связанные; научное изображение мира состоит из разрознен­ных фрагментов и обеспечивается позитивной философией. Ф. Энгельс был первым, кто отверг такое представление. Он утверждал, что из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет еще уче­ние о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика. Всё остальное входит в положительную науку о природе и истории". Фило­софия позитивизма оказалась живучей. Она по существу избавляет уче­ных от какого-либо влияния философии. А в действительности, в перспективе взаимоотношение философии и науки становится все теснее.

В науке дело обстоит так, что если разные ученые, исследующие одну и ту же проблему, получают идентичный результат, то он считается на­учным и принимается научным сообществом. В философии же имеет место обилие авторизированных концепций и стремление к самовыраже­нию в поиске всеобщего. В философии в отличие от наук своя специфика понятийного аппарата. Здесь знание выступает в виде развернутого об­суждения, признание трудностей анализа, наличие критического сопоставления и оценки возможных путей решения той или иной проблемы. В свое время И. Ньютон восклицал: «Физика, берегись метафизики». Он имел в виду то, что в умозрительной философии невозможно найти один-единственный удовлетворяющий ответ на поставленный вопрос. В фило­софии нет таких истин, которые не вызывали бы возражений.

Язык философии существенно отличается от языка науки, у которой четкая фиксация терминов и предмета. У философии язык категорий пре­дельно широкого смысла. Философские понятия настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других, более широких понятий: причина и следствие, необходимость и случайность и т.д. Но все эти ка­тегории и понятия объективны и научны.

Философия и наука - звенья единой цепи в направленности человече­ского интеллекта к постижению основ бытия.

Рассмотрим положения о практической значимости философии и науки.

Здесь существуют такие мнения, что наука обладает непосредствен­ной практической значимостью, а философия - нет. С помощью, или луч­ше сказать, на основе открытий науки можно построить машины, со­оружения, а философские рассуждения не имеют практической ценности, они бесполезны, а иногда и просто вредны, когда напоминают о судьбе генетики и др. Но так ли это? Знаменитый философ науки Ф. Франк был уверен, что философия тоже служит практике. Философия дает методы, с помощью которых можно направлять поведение людей, философия способствует достижению цели даже еще более прямым методом, чем собственно наука.

Очень актуальными и острыми являются проблемы взаимоотношения науки и философии. Например, американский мыслитель Ричард Рорти, противник позитивизма, утверждает, что «постепенное отделение фило­софии от науки стало возможным благодаря представлению, согласно которому «сердцем» философии служит теория познания, теория, отлич­ная от наук, потому что она была их основанием. Поставленный еще Кантом вопрос, как возможно наше познание, стал программой для всего последующего рационализма - доминирующего мировоззрения (миро­ощущения) европейской философии. Был тогда такой призыв, что за дело должны браться профессионалы, а не специалисты метафизики, т. е. фи­лософии. Возникла необходимость отделить объективное содержание от субъективных наслоений.

В общем, с тех пор как наука отпочковалась от философии, эта форма знания, стремясь сохранить за собой роль «трибунала» (критики) чистого разума, сделала центральной теоретико-познавательную проблематику.

Современная философия призвана сделать предметом своего анализа рассмотрение науки как совокупного целого в ее человеческом измере­нии, нести ответственность за науку перед человечеством. Задача фило­софии предотвращать негативные последствия современнейших техно­логических разработок, связанных с угрозой самого человечества. Фило­софия тут решает этико-мировоззренческие проблемы. Специалисты в области философии науки уверены, что коренные изменения в науке сопровождаются интенсивным углублением в ее философские основания. Тот, кто хочет добиться удовлетворительного понимания современной науки, должен хорошо освоить философскую мысль в сфере науки. Но философия исключает из своего рассмотрения частные проблемы науки. Философия имеет дело с крупными проблемами науки, нечто вроде стра­тегии научного мышления.

Философия объясняет важность открытых наукой законов и связь фи­лософии и науки обоюдная, органичная. Философия рисует современную научную картину мира и ее эволюцию. Тут философия выступает формой теоретического освоения действительности, которая опирается на катего­риальный аппарат, вобравший в себя историю человеческого мышления.

Своей методологической функ­цией современная философия предлагает дополнения в осмыслении содержательного аппарата конкретных наук, а также ставит и решает проблему теоретических оснований науки и конкури­рующих моделей роста научного знания. Есть эвристическая функция философии по отношению к научному познанию, которая наиболее заметна при выдвижении принципиально новых научных теорий. Надо отметить роль науки в современном образовании и формировании личности, Наука вторгается во все сферы человеческой деятельности, ее влия­ние распространяется на все компоненты образовательного процесса.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Предмет и структура философии науки. Особенности научного познания. Проблема критериев научности iconПредмет и структура философии науки. Особенности научного познания. Проблема критериев научности
Значение античной философии для возникновения и развития науки. Особенности античной науки
Предмет и структура философии науки. Особенности научного познания. Проблема критериев научности icon1 Предмет философии
Все, и естественные, и гуманитарные научные дисциплины считались разделами философии. Однако, когда со временем науки одна за другой...
Предмет и структура философии науки. Особенности научного познания. Проблема критериев научности iconНаука как предмет философского исследования
Таким образом, философия науки это не особое философское направление и не философские проблемы естественных или общественных наук,...
Предмет и структура философии науки. Особенности научного познания. Проблема критериев научности iconВопросы к зачету и экзамену для магистров
Понятие о философии. Предмет и проблемное поле философии. Структура и функции философии
Предмет и структура философии науки. Особенности научного познания. Проблема критериев научности iconЭкзаменационные вопросы по философии для педиатрического факультета 2012 Истоки, предмет, структура философии. Значение философии в жизни человека и общества
Основные этапы развития античной философии. Бытие природы и бытие человека в философии досократиков
Предмет и структура философии науки. Особенности научного познания. Проблема критериев научности iconВопросы к зачету и экзамену по философии
Особенности средневековой философии. Патристика и схоластика. Проблема универсалий
Предмет и структура философии науки. Особенности научного познания. Проблема критериев научности iconВопросы к экзамену по философии (2010 /2011 уч год)
Происхождение философии, ее предмет и проблемное поле. Структура философского знания
Предмет и структура философии науки. Особенности научного познания. Проблема критериев научности icon© А. В. Юревич Наука и паранаука: столкновение на «территории» психологии
«вторжений». Анализируется проблема демаркации науки и паранауки. Обосновывается позиция, согласно которой когнитивные критерии демаркации...
Предмет и структура философии науки. Особенности научного познания. Проблема критериев научности iconОсобенности социального познания. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям
Я в узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком – все...
Предмет и структура философии науки. Особенности научного познания. Проблема критериев научности iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук
Отличительные признаки научного знания в социальном познании и их взаимосвязь с развитием науки и культуры
Предмет и структура философии науки. Особенности научного познания. Проблема критериев научности icon1. Предмет философии. Понятие мировоззрения и его структура
Философия зиждется на понимании мира и человека с точки зрения разума и знаний. Математика и логика неотъемлемые части философии,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы