Принципы русской орфографии icon

Принципы русской орфографии


Скачать 12.85 Kb.
НазваниеПринципы русской орфографии
Размер12.85 Kb.
ТипДокументы

ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ


  1. Морфофонематический: одна и та же фонема в одной и той же морфеме пишется одинаково. Основан на теории сильных и слабых позиций. Это правила о правописании гласных в корне, согласных в корне и т.п. Обратите внимание, что этот принцип можно применять не только к корням, но и к другим частям слова. При этом надо быть очень внимательным при установлении тождества частей слова (морфем), т.е. правильно подбирать проверочное (однокоренное) слово.

Например: в слове «в ПОЕЗДКЕ» буква «О» в приставке пишется потому, что можно проверить её, поставив в сильную позицию эту гласную в той же морфеме (в приставке) – ПОЕЗД. Парные согласные «З» и «Д» в корне -ЕЗД- , которые здесь стоят в слабой позиции (перед согласными «д» и «к») и слышатся как «с» и «т», тоже проверяем: находим однокоренные слова, где эти согласные стоят в сильной позиции и не оглушаются поэтому: «ЕЗДИЛИ на ПОЕЗДЕ». Так же можно проверить и безударное окончание этого существительного: Существительное «поездка» ж. рода, 1 склон., как и существительное «вода», следовательно, поставив это слово в форму того же падежа: «в поездке – П.п. – в водЕ», получаем проверочное слово с ударным окончанием.

^ Делаем вывод: если гласные и согласные стоят в любой морфеме, т.е. части слова (в приставке, корне, суффиксе, окончании) в слабой позиции и их можно проверить, подобрав такие проверочные слова, где эта гласная или согласная будет в той же морфеме стоять в сильной позиции, то такое написание называется морфофонематическое (или просто «морфемное»), т.е. соответствующее морфофонематическому принципу русской орфографии.


2. ^ Традиционно-исторический принцип. Заключается в том, что узаконено написание, закреплённое традицией. Этот принцип применяется при передаче фонемного состава слов и при слитном, раздельном или дефисном написании частей слов. Традиционные написания надо запоминать. В школьной практике такие слова называют словарными. Написание объясняется какими-либо историческими причинами: чередования, ЖИ-ШИ, мягкий знак после шипящих, О - Е после шипящих и др.

Надо запомнить, что эти слова ^ НИКАК нельзя проверить. Это настоящие СЛОВАРНЫЕ слова, т.е. их написание зафиксировано словарями, чтобы правильно написать их, нужно обратиться к словарю, невозможно никак объяснить, почему, скажем, слово «аЛЛея» пишется с двумя «ЛЛ», а слово «гаЛерея» – с одним. Следует помнить, что в начальной школе словарными называются и слова, которые всё же иногда можно проверить (лИсица, издАлека, запАд, мОлоток и др. – можете посмотреть сами словарики в конце учебника по русскому языку каждого класса). А вот словарные слова, которые изучаются в начальной школе и которые на самом деле никак не проверишь и не объяснишь, почему они так пишутся: дЕжурный, инЕй, кАлитка, кОнцерт, иЛЛюстрация и многие другие.


3. Фонетический: написание соответствует произношению. Этот принцип более редко встречается. Например, в написании приставок на З/С, Ы/И после приставок, А/О в приставках РАС- – РОС-, РАЗ- – -РОЗ-.

Название этого написание – «фонетическое», т.е. «звуковое», связано с тем, что мы пишем букву так, как слышим звук на месте этой буквы. Например, в слове «беЗЗаветный» пишем в приставке «З», потому что слышим звук «З», а слышим его так, потому что за ним идёт звонкий согласный. А в слове «беССовестный» – в приставке «С», т.к. слышим глухой звук (за этой буквой идёт глухой «С». Ещё примеры фонетического написания: 1) «раЗведка» – «раСкопка», «воЗзвание» – «воСстание», «иЗбежать – иСпугать» и т.п. 2) рАссказ – рОссказни, рАзвал – рОзвальни, рАсписка – рОспись 3) предЫстория, сЫграть и т.п. Таким образом, во всех этих случаях я пишу, как слышу.


4. ^ Дифференцирующие написания. Принцип действует в тех случаях, когда нужно различить смысл слова и грамматических форм, которые звучат одинаково (поджёг бумагу – сгорел из-за поджога; плач ребенка, – не плачь от обиды; первый бал Наташи Ростовой – получить высший балл).

Такое написание встречается крайне редко, и вряд ли Вы сможете обнаружить такой тип написания в предложенном Вам тексте.

^ В данном тексте найдите и выпишите по несколько примеров

МОРФОФОНЕМАТИЧЕСКОГО, ТРАДИЦИОННО-ИСТОРИЧЕСКОГО и ФОНЕТИЧЕСКОГО написаний слов:


Арина Власьевна по-прежнему сидела возле сына, подпирая щёку кулачком, и вставала только затем, чтобы велеть подать какое-нибудь новое яство. Она боялась ласкать Базарова, он не ободрял её, притом же и Василий Иванович присоветовал ей не очень его беспокоить. Но глаза Арины Власьевны, неотступно обращённые на Базарова, выражали не одну преданность и нежность: в них виднелась и грусть, смешанная с любопытством и страхом, виднелся какой-то смиренный укор.

Впрочем, Базарову было не до того, чтобы разбирать, что именно выражали глаза его матери; он редко обращался к ней, и то с коротеньким вопросом.

— Нет! — говорил Базаров на следующий день Аркадию, — уеду отсюда завтра. Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. Отправлюсь опять к вам в деревню; я же там все свои препараты оставил. У вас, по крайней мере, запереться можно. А то здесь отец мне твердит: «Мой кабинет к твоим услугам — никто тебе мешать не будет»; а сам от меня ни на шаг. Да и совестно как-то от него запираться. Ну и мать тоже. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней — и сказать ей нечего.

Базаров с Аркадием уехали на другой день. С утра уже всё приуныло в доме. Василий Иванович суетился больше чем когда-либо: он храбрился, громко говорил, но лицо его осунулось. Арина Власьевна тихо плакала; она совсем бы растерялась и не совладела бы с собой, если бы муж рано утром целые два часа её не уговаривал. Когда же Базаров, после неоднократных обещаний вернуться никак не позже месяца, вырвался наконец из удерживавших его объятий и сел в тарантас; когда лошади тронулись, и колокольчик зазвенел, и колеса завертелись, и пыль улеглась, когда старички остались одни в своём, тоже как будто внезапно съёжившемся и подряхлевшем доме, — Василий Иванович, ещё за несколько мгновений молодцевато махавший платком на крыльце, опустился на стул и уронил голову на грудь. «Бросил, бросил нас, — залепетал он, — скучно ему стало с нами», — повторил он несколько раз. Тогда Арина Власьевна приблизилась к нему и, прислонив свою седую голову к его седой голове, сказала: «Что делать, Вася! Сын — отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел — прилетел, захотел — улетел; а мы с тобой, как опёнки на дупле, сидим рядком и ни с места. Только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня».

Василий Иванович принял от лица руки и обнял свою жену, свою подругу, так крепко, как и в молодости её не обнимал: она утешила его в его печали.

(По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Похожие:

Принципы русской орфографии iconПринципы русской орфографии
Обратите внимание, что этот принцип можно применять не только к корням, но и к другим частям слова. При этом надо быть очень внимательным...
Принципы русской орфографии iconПятница, 8.11.2013
Лекция + просмотр слайдов «По одёжке встречают» (основные принципы комплектации в русской народной одежде)
Принципы русской орфографии iconСоциальных и природных чрезвычайных ситуаций
Показать принципы формирования русской многонациональной общины из группы случайно собранных людей
Принципы русской орфографии iconМалыш. 2 правка орфографии. Исправлены пропуски текста и опечатки (dandur) Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий
Малыш. 2 правка орфографии. Исправлены пропуски текста и опечатки (dandur)
Принципы русской орфографии iconВремя п ет р a I
Изложение истории новой русской литературы по старой и справедливой традиции начинается и в общих курсах, и в университетском преподавании...
Принципы русской орфографии iconШпаргалка по орфографии на ент 2012 Авиабандероль а даптация Акварель аккомпанемент алюминий

Принципы русской орфографии iconЛекция №9 (4 часа) Принципы обучения. Понятие «принцип обучения»
Принципы обучения. Понятие «принцип обучения» Классификация принципов обучения. Дидактические, лингвистические, психологические принципы...
Принципы русской орфографии icon3. Принципы гражданского процессуального права
В учебнике есть всё – и классификация принципов (конституционные, отраслевые, межотраслевые принципы; применительно к процессу –...
Принципы русской орфографии iconТургеневская Гостинная
М. И. Глинка-основатель русской композиторской школы, создатель русской музыкальной классики
Принципы русской орфографии iconЗанятие 1. Общая физиология ЦНС. Рефлекторные принципы регуляции функций.
Рефлекторная теория и основные этапы ее формирования. Принципы рефлекторной деятельности
Принципы русской орфографии iconРекс Стаут Слишком много поваровMany Cooks1.0 – создание fb2 Vitmaier1.1 – исправление явной орфографии. Cd_spb1.2 – слияние двух документов id 21811E92-A05B-4ADF-A5FA-89448B459C17 и id D5BA3793-DC96-43FD-948A-C124BCC65386. Создание секции src-title. Cd_spb
Слишком много поваровMany Cook 0 – создание fb2 Vitmaie 1 – исправление явной орфографии. Cd sp 2 – слияние двух документов id 21811E92-A05B-4adf-a5fa-89448B459C17...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы