Проблема происхождения языка icon

Проблема происхождения языка


Скачать 61.91 Kb.
НазваниеПроблема происхождения языка
Размер61.91 Kb.
ТипДокументы


Проблема происхождения языка


План

1. Содержание проблемы антропосоциогенеза (греч. антропос – человек, социо – общественный, генезис – происхождение), т. е. проблемы происхождения человека как социального существа. Проблема происхождения языка как часть проблемы антропосоциогенеза.

2. Космические и геофизические факторы, оказавшие влияние на процесс антропосоциогенеза.

3. Гоминидная триада (лат. хоминис – человек): биологические свойства собственно человека.

4. Общественно-историческая трудовая деятельность формирующихся людей как главный фактор антропосоциогенеза.

5. Характеристика этапов антропосоциогенеза.


1. Содержание проблемы антропосоциогенеза

Проблема происхождения языка

как часть проблемы антропосоциогенеза.


Из курса философии мы знаем, что основной формой существования материи является движение.

Существуют разнообразные формы движения:

механическая форма движения (движение автомобиля);

тепловая форма движения подогреть воду в чайнике, который поставили на огонь);

химическая форма движения (взаимодействие атомов и молекул различных элементов);

физическая форма движения (движение электронов вокруг атома);

биологическая форма движения (реализуется, воплощается в органическом мире, в биологических свойствах органической природы, в существовании растений и животных);

социальная - это последняя форма движения материи, которая сложилась вместе со становлением человека как социального существа и проявляет себя в его социальных свойствах, развившихся у человека в процессе его длительного развития в условиях существования и развития общества.

Социальная форма движения материи реализуется, проявляет себя в социальных свойствах человека, т. е. в свойствах, возникших у него в процессе эволюции как социального существа.

Человек – существо социально-биологическое. Животные – существа только биологические. При этом мы находим у человека биологические свойства, унаследованные им у животного мира, и социальные свойства, которые являются свойствами социального движения материи.

^ Социальные свойства человека:

1) способность к общественно-трудовой деятельности, к коллективному труду;

2) языковая способность и

3) абстрактное мышление.

Труд порождает языковую способность и абстрактное мышление.

Биологические свойства передаются из поколения в поколение биологически, по генетическому каналу наследования (от родителей к детям). Социальные свойства передаются из поколения в поколение по надбиологическому каналу наследования, которым является общественное окружение.

Таким образом, проблема происхождения языка и происхождения других социальных свойств человека является частью общей проблемы происхождения человека как социального, общественного существа, поэтому анализ проблемы происхождения языка диктует необходимость рассмотрения этой проблемы на общем фоне антропосоциогенеза (происхождения человека как социального существа). Иными словами, происхождение языка необходимо рассматривать в контексте происхождения человека и общества.

В настоящее время ученые продолжают полагать, что человек произошел от обезьяноподобных предков (существуют и другие гипотезы, например, о космическом происхождении человека и др.). Человек произошел от обезьяны. При этом точно установлено, что представляла собой эта обезьяна. Ее назвали австралопитек (греч. аустрос – южная, питекос – обезьяна  южная обезьяна). Место происхождения – Юго-Восточная Африка (территория современной Танзании и Кении). Ученые говорят о том, что австралопитек отличался значительно более высоким уровнем развития, был значительно более развит, чем современные человекообразные обезьяны (например, шимпанзе). Поэтому проблема происхождения человека включает в себя две субпроблемы, подпроблемы:

1) какие факторы обусловили возникновение австралопитека;

2) какие факторы обусловили эволюцию австралопитека в человека.

В 1859 году в Лондоне появилась книга ^ Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (небывалый интерес – тираж разошелся в течение одного дня). Реакция общества на это открытие была неоднозначной: служители церкви осмеяли его, другие увидели в этой книге большой шаг вперед в деле решения проблемы происхождения человека. Выдающиеся умы эпохи восхищались открытием Дарвина. В этой книге автор попытался показать естественное, природное происхождение человека, обосновать положение о генетической связи (т. е. связи по происхождению) с высшими млекопитающими (прежде всего с обезьянами).

Эта идея в науке была не нова. Впервые ее высказал известный естествоиспытатель ^ Жан Батист Ламарк в своей работе «Философия зоологии», в которой он попытался определить факторы, детерминирующие биологическую эволюцию. Взаимодействие организма с изменяющейся средой приводит к тому, что среда обитания стимулирует активное использование животным определенных органов. С изменением среды животное начинать управлять другими органами. Все это приводит к мутациям, анатомической перестройке в организме животных различных биологических видов. Таким образом, по мнению Ламарка, основным фактором эволюции были механически обусловливаемые мутации живых организмов. При этом, по Ламарку, всякое изменение в органическом строении животного передавалось по наследству поколениям животных данного вида. Таким путем произошло на базе обезьяноподобного предка возникновение и человека. Дарвин знал теорию Ламарка. Заслуга Дарвина состоит в том, что он внес в эту механическую теорию биологической эволюции новый элемент. И этот элемент назывался естественный отбор! В целом теорию биологической эволюции Дарвина можно представить следующей формулой:

наследственность – изменчивость – естественный отбор.

Согласно этой формуле под влиянием изменяющейся среды организмы животных претерпевают анатомические изменения, мутации, но при этом по наследству передавались не все мутации, как думал Ламарк. Передавались по наследству и закреплялись в качестве свойств биологического вида только те изменения, мутации, которые способствовали выживаемости, жизнеспособности, жизнестойкости биологического вида, т. е. имели прогрессивный характер. И эти изменения Дарвин назвал естественным отбором.

Дарвин полагал, что намеченный путь биологической эволюции объясняет процесс происхождения человека от обезьяны.

Намеченный им путь биологической эволюции объяснял только происхождение австралопитека. Естественный отбор как биологический фактор действует только в биологической среде. Возможно, что некоторые элементы естественного отбора имели место и на первых этапах становления человека. В целом становление и эволюция человека были обусловлены действием социальных факторов.


^ 2. Космические и геофизические факторы, оказавшие влияние

на процесс антропосоциогенеза.


Факторы, которые могли послужить источником мутации и объектом естественного отбора на пути становления австралопитека, в какой-то мере действовали на пути становления человека.

Среди космических факторов -

1) колебания солнечной активности;

2) смена магнитных полюсов земли.

Колебания солнечной активности оказывают большое влияние на нервную систему животных. Изменения, происходившие в нервной системе, вызывали стрессы. Это очень позитивный фактор в плане прогрессивной эволюции живых существ.

Смена магнитных полюсов земли. Эти магнитные полюса меняют свои знаки. В эти эпохи (эпохи смены магнитных полюсов земли) защитная сила магнитного поля значительно ослабевает. Поток космических частиц увеличивается до 60 % и подобное увеличение космического излучения оказывало большое влияние в плане обусловливания детерминации мутаций живых существ.

Наблюдается известное совпадение времени смены магнитных полюсов Земли с этапами биологических переходов развивающегося человека от одного биологического вида к другому.

3,5 миллиона лет – 3 миллиона лет – эпоха формирования австралопитеков.

2 миллиона 800 тысяч лет – становление первого биологического вида человека, которого назвали архантроп (древнейший человек). Он просуществовал до эпохи периода 300-200 тысяч лет назад.

300-200 тысяч лет назад – 40-30 тысяч лет назад – эпоха существования второго биологического вида человека палеоантропа (древний человек) - неандерталец (долина реки Неандер – останки обнаружены при раскопках в этой долине).

40-30 тысяч лет назад – до настоящего времени – третий биологический вид человека – неоантроп, человек современного типа (кроманьонец – французский город Кроманьон - останки).

Существовало три биологических вида человека. Этапы становления австралопитека, его эволюции в первого человека архантропа, этапы перехода от архантропа к палеоантропу и от палеоантропа к неандертальцу в той или иной мере совпадают с эпохами смены магнитных полюсов Земли. Очевидно, что это неслучайно.

^ Геофизические факторы. В 1911 году впервые возникла идея, что материки находятся на базальтовых основаниях, которые медленно перемещаются. Очертания берегов Восточной Америки совпадают с западным берегом Африки. В определенные эпохи существования Земли произошло следующее событие: одна литосферная плита поднырнула под восточный берег Африки, что привело к выходу на поверхность радиоактивных урановых руд.

Интенсивно процесс осуществлялся в периоды 1) 25 миллионов – 15 миллионов лет назад и 2) 3,5 миллионов – 3 миллиона лет назад.

Появление на поверхности урановых руд повысило радиоактивный фон Восточной Африки, что вызвало мутации во флоре и фауне этого региона.

Увеличение радиоактивного фона могло повлиять на животный мир. Ученые говорят о синдроме Бьюси-Клювера, который выражается в следующем: изменения в медиальной средней части головного мозга, которые через изменения поясничной области позвоночника привели к значительной утрате подвижности пальцев задних конечностей.

В этологическом плане (в плане поведения) синдром проявился в том, что

1) обезьяны пристрастились к мясу,

2) утратился сезонный характер размножения,

3) утратились некоторые животные инстинкты.

Переход на мясную пищу способствовал сокращению желудочно-кишечного тракта, что в свою очередь привело к перемещению центра тяжести на задние конечности, а это также способствовало приобретению способности к прямохождению.

Повышенный радиационный фон Восточной Африки способствовал существенным изменениям в структуре биологической клетки обезьяны. У низших обезьян количество хромосом в биологической клетке колеблется от 78 до 54. У самой близкой современному человеку обезьяны – шимпанзе – количество хромосом в клетке 48.

Повышенный радиационный фон вызвал сокращение хромосом до 46. Сокращение количества хромосом способствовало развитию мозга и памяти.

Стресс – это гормональная реакция человека на неудовлетворенную потребность в пище, в половом партнере, защите, получении информации.

Обезьяны, которые жили в саваннах Африки, испытывали стрессы, причинами которых были голод (недостаток пищи) и страх.

Стрессы тем не менее в плане эволюции представляли собой положительный фактор, они способствовали совершенствованию поведенческих стереотипов, научению, развитию памяти, развитию интеллекта в плане пробуждения любознательности.


^ 3. Гоминидная триада: биологические свойства собственно человека


Говоря о гоминидной триаде, имеем в виду те три биологических свойства человека, которые присущи только ему, которыми человек в корне отличается от животных:

1) прямохождение,

2) свободная рука,

3) дифференциация функций больших полушарий головного мозга.

Биологические предпосылки для формирования у человека этих свойств были обусловлены, подготовлены мутациями сначала в среде обезьян и в какой-то мере на первых этапах и в среде формировавшихся людей. Однако формирование на базе этих предпосылок указанных биологических свойств было обусловлено действием социальных факторов и прежде всего общественно-трудовой деятельностью.

Прямохождение

У обезьян на известном этапе развития возникла гоптильная (хватательная) функция передних конечностей.

20 миллионов лет тому назад в Африке сформировался дриопитек (древесная обезьяна).

Позднее Африка подверглась оледенению северного полушария. 15 миллионов лет назад сформировался рамопитек, который ходил по земле, стал использовать передние конечности в хватательной функции, у которого наблюдались случаи прямохождения.

Человек приобрел способность к прямохождению под влиянием общественно-трудовой деятельности. Формировавшиеся люди обрели прямохождение в эпоху палеоантропа.

Очень длительный процесс приобретения предками прямохождения вызвал кардинальные изменения в строении человеческого организма: стала более плоской стопа, укрепился позвоночник, исчез хвост, расширились кости таза и грудной клетки, что привело к увеличению снабжения мозга кислородом. Изменилось строение скелета и мышц, сократился лицевой отдел, редуцировалась система зубов, истончились кости, в том числе кости черепа, что способствовало наполняемости черепа большим количеством мозгового вещества, самое главное – рука стала свободной.

^ Свободная рука

В анатомическом строении передних конечностей обезьяны в процессе формирования человеческой руки произошли сравнительно небольшие изменения: удлинились и стали более гибкими пальца, возникло противостояние большого пальца остальным, некоторое преобразование претерпели мышцы руки, когти заменились плоскими ногтями. Выполнение посредством руки разных трудовых операций способствовало развитию мозга, прежде всего выполнение этих трудовых операций способствовало возникновению корреляции между движениями глаз и движениями руки. Человек контролировал свою деятельность посредством руки и деятельностью глаз. Это способствовало развитию зрения. Это привело к ряду изменений:

1) к возникновению объемного зрения;

2) к возникновению цветного зрения;

3) к становлению способности видеть предметы в движении.

Все это привело к тому, что в жизни и деятельности человека доминирование в восприятии мира обонянием сменилось доминирующей ролью зрения. Это привело к изменениям в структуре мозга, к атрофии обонятельного центра в мозге и к развитию зрительного центра.

^ Дифференциация функций больших полушарий головного мозга

Человеческий мозг отличается от мозга обезьян прежде всего структурой и функциями.

У высокоорганизованных животных и у предшественников человека оба полушария головного мозга заведовали наглядно-образным мышлением. В процессе формирования человека современного типа эта способность оказалась вытесненной в правое полушарие. Действие социальных факторов обусловили, создали такое положение, при котором в левом полушарии головного мозга возникли новые участки мозговой коры, на базе которых сложились центры, ответственные за социальные свойства человека, т. е. за способность к трудовой деятельности, языковая способность и абстрактное мышление.

В нижнелобной извилине левого полушария мозга человека образовался центр Брока, т. е. двигательный или моторный центр.

В височной части левого полушария сложился центр Вернике, акустический центр, т. е. центр восприятия речи. Звуковые оболочки всех известных человеку слов и словоформ в психическом воплощении содержатся в центре Вернике.

В теменно-затылочной части левого полушария сложился семантический центр, в котором хранятся все известные человеку лексические и грамматические значения языковых единиц. Здесь же центр управления движениями обеих рук.

В передней области головного мозга располагаются лобные доли.

У животных лобные доли не превышают 10 % объема головного мозга. У шимпанзе лобные доли составляют 15 % объема головного мозга. У человека лобные доли составляют 25 % головного мозга.

Лобные доли ответственны за составление планов общественно-трудовой деятельности и их реализацию. Лобные доли ответственны за социальное поведение человека, за творческую деятельность, координируют реализацию социальных свойств человека, ответственны за ассоциативное мышление.

Формирование новых участков коры больших полушарий головного мозга человека осуществлялось в условиях увеличения общего объема мозга. В этих условиях возникло противоречие между увеличившимся объемом мозга и шириной родовых путей.

Расширение не может быть беспредельным. Оно ограничивало возможности быстрого передвижения, которое в свою очередь было чрезвычайно важно для формирования людей.

Природа разрешила это противоречие тремя способами.

1) Череп вытянулся и округлился, при этом исчезли костные надбровные дуги и костный гребень.

2) Утончились кости черепа, что способствовало увеличению объема черепа и соответственно увеличению объема мозгового вещества.

3) Человек стал рождаться с недоношенным мозгом.

У большинства высокоорганизованных животных детеныши рождаются с полностью сформировавшимся мозгом. У шимпанзе мозг сформирован на 65 %. Человеческий ребенок рождается с мозгом, сформированным на 25 %, и остальные 75 % добирает до 20-21 года.

Ребенок рождается с мозгом весом в 700 граммов, при этом оба полушария мозга осуществляют только наглядно-образное мышление. При этом у ребенка отсутствуют те новые участки левого полушария мозга, которые ответственны за социальные свойства. И все эти подлинно человеческие свойства человеческий мозг приобретает в процессе его постнатального развития (после рождения) в тех условиях, в которых эти участки мозга сформировались у человека в процессе его развития в обществе.

Все эти процессы осуществляются в первые пять лет жизни ребенка. Ребенок, изолированный от общества, не приобретает характерных для человека особенностей.

Этот процесс, характерный для человека, закончился только на рубеже неандертальца и кроманьонца (в эпоху формирования человека современного типа) 40-30 тысяч лет тому назад.


^ 4. Общественно-историческая трудовая деятельность

формирующихся людей как главный фактор антропосоциогенеза


И животные, и человек живут по принципу приспособления к окружающей среде.

Животные осуществляют это приспособление пассивным путем, путем изменения анатомического строения своего организма.

Человек тоже живет по принципу приспособления к окружающей среде. Но это приспособление носит активный характер, а именно: человек живет по принципу воздействия на окружающую среду с целью ее преобразования в интересах общества. Это преобразование составляет содержание общественно-трудовой деятельности человека. В процессе общественно-трудовой деятельности человек воздействует на среду с помощью искусственных орудий труда. Искусственные орудия представляют собой своего рода эквивалент тех анатомических преобразований организма животных, посредством которых осуществляется их приспособление к окружающей среде.

Крот – лопатообразные отростки (экскаватор), рыбы – плавники (ласты), птицы – крылья (самолет, вертолет), коршун – острое зрение (бинокль), летучая мышь (радар).

Животные, приспосабливаясь к среде путем изменения анатомического строения, представляют тупиковую ветвь эволюции, потому что в экстремальных условиях изменения среды обитания животные не в силах противостоять им и погибают. Человека, приспосабливаясь к среде посредством труда, способен эффективно осваивать любую среду.

Труд человека имеет двунаправленный характер:

1) труд направлен на преобразование окружающей среды;

2) труд оказался направлен на самого человека.

Именно коллективный труд явился фактором, обусловившим становление гоминидной триады.

Труд человека обусловил становление и эволюцию других социальных свойств: языковой способности и абстрактного мышления.

Человек начинается с изготовления искусственных орудий труда. Коллективный труд предполагает предварительное, преднамеренное, целенаправленное изготовление искусственных орудий труда посредством других орудий и их коллективное использование для удовлетворения потребностей общественной социальной группы.

Характерной чертой всякого животного является двустороннее взаимодействие со средой при помощи своих лап, когтей, зубов.

Для человека с самого момента его формирования стало характерно опосредованное взаимодействие со сферой при помощи искусственных орудий. Изготовление искусственных орудий труда оказало огромное влияние на развитие мозга формирующихся людей. Концентрация внимания на обрабатываемом предмете способствовала развитию мышления, памяти, внимания, воображения, воли. Но самое главное процесс изготовления искусственных орудий труда способствовал возникновению у человека способности к опережающему отражению действительности, т. е. к планированию своей деятельности, к осуществлению ее первоначально в ментальной интеллектуальной форме. Это свойство характерно только для человека. Изготовление искусственного орудия предполагает наличие в сознании человека ментального образца этого орудия, и с целью изготовления, материализации этого образца формирующийся человек первоначально совершал действия над обработанным предметом в идеальной форме, а затем в материальной форме.

Вид орудий, опосредовавший отношения человека со средой, - это другие члены процесса коллективного труда.

Первобытный человек, участвуя в коллективных процессах, начинал понимать, что успех процесса зависит не только от него, но и от других участников коллективного процесса. Это обстоятельство способствовало формированию между людьми социальных отношений. Это обстоятельство обусловливало процессы взаимосогласования и обусловливало возникновение случаев взаимопомощи и взаимоподдержки.

Росту социальности способствовало сооружение формирующимися людьми коллективных жилищ, использование огня. Укрепляющиеся социальные отношения способствовали возникновению потребности в общении, коммуникации. Это обстоятельство явилось первым и основным фактором становления и эволюции языка.


^ 5. Характеристика этапов антропосоциогенеза


Наука различает два типа коммуникации:

1) неинтенциональная (непреднамеренная) коммуникация свойственна животным;

2) интенциональная (преднамеренная) коммуникация свойственная людям.

А.А. Леонтьев наметил следующие этапы звуковой коммуникации.

1) Звук-стимулятор – этап, соответствующий неинтенциональной коммуникации животных.

2) Звук-регулятор.

3) Звук-знак.

Звук регулятор и звук-знак – этапы, соответствующие интенциональной коммуникации человека.

1) Звук-стимулятор – это общение, которое строится на принципе эмоционального заражения. Каждый биологический вид животных обладает способностью издавать несколько видов звуков.

Собака лает, рычит (опасность, чужак), визжит (ластится к хозяину), воет (тоскует).

Каждый вид звуков связан с определенным типом ситуации. Другие животные, воспринимая такой звук, делают это неосознанно: воспринимают его как знак этой ситуации и ведут себя соответствующим образом.

2) Этап звук-регулятор как тип подлинно человеческой коммуникации был свойствен архантропам и палеоантропам. При этом архантропы пользовались нечленораздельными так называемыми диффузными звуковыми комплексами. Процесс общения осуществлялся звуком-регулятором.

Коммуникация типа звук-регулятор служила для управления поведением людей, для регулирования, взаимосогласования человеческих действий.

Звук регулятор выражал волю, желание, имел побудительное обращение к собеседнику, императивный характер.

Коммуникация была вплетена в ситуацию общения. Звуковой комплекс обозначал всю ситуацию в целом, т. е. побуждал собеседника к какому-то действию, он обозначал и самого собеседника, и объект действия, и само действие.

Звуку регулятору была свойственна вербально-императивная функция. Такой характер звука-регулятора подтверждает идею о происхождении языка в процессах общественно-трудовой деятельности.

Поршнев: «Речь возникает из общественных отношений как средство воздействовать на поведение и отношение другого человека».

Характеризуя этот этап коммуникации, ученые пишут о том, что на этом этапе есть общение, но еще нет сообщения.

3) Коммуникация типа звук-знак возникает 40-30 тысяч лет назад при переходе от палеоантропа к человеку современного типа. Звуковой комплекс в этот период приобретает номинативную функцию, становится протословом, т. е. такой комплекс обозначает, замещает отдельные явления, становится их знаком. Происходит знаковое замещение протословами предметов и явлений. Соответственно на базе протослова, обозначающего класс однородных предметов, формируется понятие, т. е. формируется абстрактное мышление. Соответственно общение приобретает характер сообщения, потому что с помощью протослов, с помощью формирующихся слов как номинаций реалий оказывается возможным передавать информацию о предметах и явлениях действительности, удаленных во времени и в пространстве.

Подобного рода коммуникация возникает, формируется с завершением процесса дифференциации функций больших полушарий головного мозга, когда завершается формирование лобных долей и теменно-затылочной части левого полушария, которое ответственно за языковую семантику.

Первые этапы формирования интенциональной коммуникации и звукового языка характеризовались в то же время широким использованием кинетической, т. е. ручной речи. Однако с течением времени роль кинетической ручной речи становилась все меньшей.

Такое вытеснение звуковой речью речи кинетической было обусловлено тремя факторами.

1) Звуковая речь оказалась более универсальной в плане обслуживания различных ситуаций общения. Кинетическая речь могла применяться только при наличии света. Звуковой речью можно пользоваться в темноте.

2) Возможность использования кинетической речи было ограничено использованием руки в процессе труда. Основной инструмент кинетической речи – рука.

3) Кинетическая речь, т. е. мимические движения, телодвижения, ограничена в плане создания каких-то кинетических комплексов.

Звуковая речь способна обеспечить создание бесчисленного количества звукосочетаний и в этом плане в полной мере удовлетворить потребности развивающегося мышления и соответственно развивающейся коммуникации.

Подавляющее большинство ученых сходятся в том, что в процессе развития языка участвовали оба компонента: и звуковой, и кинетический. Однако ученый Якушин в конце 80-х годов XX века выдвинул гипотезу о кинетическом происхождении языка, согласно которой первоэлементом языка, коммуникации формирующихся людей служила пантомима. Для того чтобы побудить собеседника совершить определенное действие, формирующийся человек воспроизводил это действие в виде пантомимы. Звуковые элементы, комплексы, издававшиеся человеком, служили лишь эмоциональным сопровождением пантомимы.

С течением времени эти звуковые комплексы закреплялись за отдельными элементами пантомимы и начинали служить их названиями.


6. 36 миллионов лет тому назад в Восточной Африке обитала маленькая обезьянка – проконсул.

Проконсул в результате мутаций дал начало двум видам обезьян:

1) низшие обезьяны и

2) обезьяны типа дриопитек (20 миллионов лет назад).

Жизнь на деревьях формировала у дриопитека способность хватать передними конечностями. Холодные ветры с Севера привели к исчезновению лесов в Африке. Наземный образ жизни способствовал эволюции дриопитека, который преобразовался в рамопитека, который вел наземный образ жизни и осуществлял прямохождение.

4-3,5 миллиона лет назад начался новый этап развития. Рамопитек эволюционирует, давая начало шимпанзе и австралопитеку. Австралопитек эволюционировал и дал начало двум видам: гигантопитек (огромный череп) и прогрессивный вид – австралопитек, который послужил формированию человека.

Австралопитеки жили стадами.

Для них характерно:

• собирательство, охота;

• поедание мозга;

• эпизодическое прямохождение;

• регулярное использование естественных орудий труда, т. е. камней, палок, костей с их подправкой.

Охотились коллективно, что обусловливало зарождение в их отношениях социальных элементов.

• Свойственно только наглядно-образное мышление.

• Общение было неинтенциональное.

Архантропы жили в период 2 миллиона 800 тысяч лет назад – 300-200 тысяч лет назад. Наряду с естественными использовали искусственные орудия труда, которые все более усложнялись, но в целом были достаточно примитивны:

А) каменное рубило;

Б) каменный нож.

Неспециализированные орудия труда.

Архантропы еще не пользовались огнем. В Китае – синантропы.

• Не было полного прямохождения.

• Наметившиеся в среде австралопитеков признаки социальности получили у архантропов дальнейшее развитие, связанное с использованием искусственных орудий труда.

• У архантропов было только наглядно-образное мышление.

• Не было дифференциации функций больших полушарий головного мозга.

• Была свойственна нечленораздельная речь и коммуникация типа звук-регулятор.

• Для архантропов свойственно больше общение, включенное в ситуацию, но не было сообщения.

^ Палеоантропы (неандертальцы) – 300-200 тысяч лет назад – 40-30 тысяч лет назад.

Характерно использование специализированных орудий труда (дифференцированных по видам деятельности) и огня.

Использование огня для приготовления пищи во многом объясняло то обстоятельство, что для неандертальца оказалось характерно прямохождение. Употребление вареной пищи способствовало дальнейшему сокращению желудочно-кишечного тракта, что способствовало прямохождению.

Использование огня, построение стабильных жилищ, наряду с коллективным трудом, способствовало дальнейшей социализации отношений неандертальцев. На протяжении всего периода существования неандертальца мышление оставалось наглядно-образным, элементы абстрагирования возникли на этапе перехода к неоантропу.

На протяжении всего периода существования неандертальца проходил процесс дифференциации функций больших полушарий головного мозга. Завершился этот процесс полным формированием лобных долей и теменно-затылочной части левого полушария на этапе перехода от неандертальца к кроманьонцу, с чем было связано возникновение на этом этапе абстрактного мышления.

Почти на всем протяжении существования неандертальца коммуникация имела характер звук-регулятор.

При этом неандерталец пользовался членораздельной речью, что свидетельствует о том, что у него существовал центр Брока.

Коммуникация типа звук-знак, предполагающая наличие элементов абстрактного мышления, сложилась на этапе перехода от неандертальца к кроманьонцу.

Неандерталец обладал способностью произносить 8 согласных: смычно-взрывные б г д п т к, носовые м н и гласный а.

Практически общались посредством звуковых комплексов типа ба, да, га, па, та, ка, ма, на.

С течением времени усложнение общественной жизни неандертальцев потребовало от них усложнения и коммуникативной техники. Им стало не доставать имевшихся звуковых комплексов, тогда неандерталец стал на путь создания новых звуковых комплексов путем парного объединения уже имевшихся звуковых комплексов, т. е. возникали комплексы баба, папа, тата, мама, нана, гага

Дальнейшее развитие общественной жизни неандертальца побуждало его создавать все новые звуковые комплексы, которые образовывались путем объединения неоднородных, различных парных звукосочетаний: бама, дака и т. д.

Развитие общественной жизни неандертальца привело к тому, что с увеличением количества используемых им реалий возникали известные трудности, недоразумения в процессе осуществления коммуникации. Каждый звуковой комплекс служил обозначением одного действия относительно разных объектов.

Бама – принеси, при этом может произойти несовпадение характера объекта требуемого говорящим и доставляемого собеседником. В этих условиях возникла потребность в обозначении объекта действия отдельным звуковым комплексом. Так возникли протослово и коммуникация типа звук-знак.

Первые протослова служили названиями предметов, реалий. Соответственно первоначальный звуковой комплекс, обозначавший целую ситуацию, начинал использоваться в качестве номинации действия, потом возникло название действия.

У детей в возрасте 1 года 3 месяцев речь на 100 % состоит из существительных; 1 год 8 месяцев – 78 % существительные, 22 % глаголы; 1 год 11 месяцев – 63 % существительные, 23 % глаголы, 14 % остальные части речи.

Рассказ по картине. Ребенок 7 лет описывает картину посредством предметов, в 10 лет фиксирует действия, в 14 – реалии, изображенные на картине.

Свойствен грамматический строй, основанный на порядке следования слов.

Кроманьонец на базе протослов, обозначавших у неандертальца реалии и действия, происходит формирование имен и глаголов. На значительно более позднем этапе формируются служебные слова, которые, прирастая к знаменательным словам, образуют грамматические формы. Поэтому период первобытно-общинного строя характеризовался интенсивным образованием парадигм словоизменения.


Похожие:

Проблема происхождения языка iconПроблема происхождения языка
Содержание проблемы антропосоциогенеза (греч антропос – человек, социо – общественный, генезис – происхождение), т е проблемы происхождения...
Проблема происхождения языка iconЗачетная инспекционная работа
Ю какой более общей проблемы является проблема взаимоотношения языка и культуры?
Проблема происхождения языка icon1. Насаждение
...
Проблема происхождения языка icon"Проблемы омонимии японского языка и пути её решения"
Общий вопрос Омонимии: Проблема полисемии как источника омонимии
Проблема происхождения языка iconК истокам русского языка
В этой рубрике мы рассмотрим всё связанное с Русским языком, а так же с языками родственных народов. Рассмотрим разные гипотезы происхождения,...
Проблема происхождения языка icon-
Книга дает представление о дворянском происхождении фамилий. Так, фамилий великорусских 33%, польско-литовского происхождения (западнорусского)...
Проблема происхождения языка iconУ вас есть проблема со сном? В чем главная проблема Вашего сна?

Проблема происхождения языка iconФонетика раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка
Это подуровень общей языковой системы, неразрывно связанный со всей системой, так как основные единицы языка – слова, морфемы, словосочетания,...
Проблема происхождения языка icon4. обучение и развитие
Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии
Проблема происхождения языка iconТеории происхождения государства
Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят...
Проблема происхождения языка iconСпортивное питание якобы продукт «химического», ненатурального происхождения
Выделение таких веществ и создание на их основе пищевых добавок органического происхождения явилось величайшим вкладом в рекордные...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы