Профессиональные вредности в работе зубного техника Жизнедеятельность студентов, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая» icon

Профессиональные вредности в работе зубного техника Жизнедеятельность студентов, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая»


НазваниеПрофессиональные вредности в работе зубного техника Жизнедеятельность студентов, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая»
Размер43.2 Kb.
ТипДокументы

Профессиональные вредности в работе зубного техника

Жизнедеятельность студентов, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая», так и их последующая деятельность, как специалистов связана со многими факторами образа жизни такими как: двигательный режим, рациональное питание, психофизиологическая регуляция, рациональный режим жизни. При этом особого внимания требуют те обстоятельства образа жизни студентов, которые обусловлены профессиональной деятельностью зубного техника, прежде всего - неправильная организация и обеспечение трудового процесса.

^ Вынужденное положение тела зубного техника в процессе работы - сидячее, что приводит к нарушению осанки, развитию застойных явлений в дыхательной и сердечно-сосудистой системах. Низкая физическая активность, свойственная зубным техникам, является серьезным фактором риска развития широкого круга сердечно-сосудистых заболеваний. При длительном вынужденном положении тела, чаще всего с наклоном головы вперед возникает напряжение мышц верхнего пояса и спины, что ведет к появлению боли в поясничном и пояснично - крестцовом областях, обусловленной развитием остеохондроза (дистрофическое заболевание позвоночника, характеризующееся преимущественным поражением межпозвоночных дисков, чаще в шейном и поясничном его отдела) и радикулита (от спинного мозга в позвоночнике отходит множество нервов, отвечающие за согласованную работу всего организма. Если эти нервы повреждаются или воспаляются - возникает радикулит).




Длительное положение сидя оказывает негативное влияние на шейный отдел и служит причиной смещения шейных позвонков. Смещения позвонков могут вызвать ущемление или раздражение нервов, что приводит к осложнениям в некоторых системах организма (так, например, второй шейный позвонок отвечает за зрение). Среди прочего, смещение позвонков служит причиной заболеваний глаз и проблем со зрением.

Зубные техники должны обращать больше внимания на важность эргономики. Рекомендуется работать сидя не более 60 % рабочего времени. Во вспомогательных помещениях (гипсовочной, полимеризационной, паяльной, полировочной) удобно и целесообразно работать стоя.

При традиционном способе посадки:
- Возникают проблемы в межпозвоночных дисках и позвоночнике, мышцы спины слабеют.
- Плохая осанка и сутулые плечи вызывают напряжение в области плеч.
- Связки между позвонками растягиваются, осанка ухудшается.
- Плохая осанка приводит к поверхностному дыханию, нехватке кислорода и сдавливанию в области живота.
- Острые углы в коленях и бедрах повышают нагрузку на связки.
- Напряжение и сдавливание мышц
ягодиц и бедер, маленький угол в коленях и бедрах ухудшают циркуляцию жидкостей в нижних конечностях.
- Здоровье гениталий оказывается под угрозой из-за сдавливания и повышенной температуры в области гениталий.
Несмотря на спинку стула, люди, как правило, не сидят на нормальных стульях в правильном положении. Сохранять угол в 90 градусов между тазом и бедрами и прямую осанку неудобно и требует постоянного внимания. Таз сместится назад и спина примет сгорбленное положение. Возникает угроза здоровью.

На мягкой мебели сидеть при остеохондрозе не рекомендует. Чрезмерного давления на позвоночник помогает избегать такое положение, когда корпус тела поддерживается седалищными буграми. Это возможно только на жестких стульях.

Высота стула должна быть вровень с голенями. Нога должна упираться в пол. Для людей маленького роста пригодится скамеечка под ноги. Максимальная глубина сиденья должна составлять две трети от длины всего бедра. Под ногами должно быть столько пространства, чтобы их не надо было сгибать. Каждые 15—20 мин необходимо менять положение ног, делать для них разминку.

Спина должна плотно прилегать к спинке стула. Туловище следует держать прямо, голову сильно наклонять не надо, чтобы не напрягать мышцы тела.

^ Длительное напряжение зрительного аппарата у зубных техников вызывает напряжение зрения утомление световоспринимающего и двигательного аппарата глаз.

Правильное освещение рабочего места предупреждает переутомле­ние и травматизм. Все помещения в зуботехнической лаборатории должны иметь естественное освещение. Основные помещения, кроме того, должны иметь две системы искусственного освещения — общее и местное у каждого рабочего места зубного техника в основном и полировочном помещениях.




При частых и резких переходах освещения разной яркости ухудшается светоощущающая функция глаза, появляется утомление аккомодационных мышц и мышц радужной оболочки, иногда сопровождаемое болевыми ощущениями. Особенно часто они возникают при работе на близком расстоянии, рассматривании мелких деталей, частом переводе с одного объекта на другой. Зрительное напряжение в работе зубного техника приводит к стойким изменениям органа зрения – профессиональной близорукости.





Профилактикой заболеваний, вызванных напряжением органов зрения может быть правильная организация рабочего места зубного техника, световое освещение, а также смена видов деятельности.

Стены основного помещения зубопротезной лаборатории делают гладкими, окрашивают в светлые тона. Покрытие стен должно обеспечивать возможность легкого смывания грязи, удаления пыли и копоти.

Полы кафельные или покрыты линолеумом. Окна в лаборатории должны отвечать ряду гигиенических условий:

- световой коэффициент (отношение остекленной поверхности
окон к площади пола) не менее 1:5;

- для более равномерного распределения света окна должны
располагаться на равном расстоянии одно от другого и от углов
здания;

- верхний край окна должен находиться возможно ближе к
потолку (20—30 см);

- оконные переплеты должны быть узкими, возможно более
редкими, лучше всего цельные стекла без переплетов;

- угол падения световых лучей, образуемый пучком света и
горизонтальной плоскостью, т. е. наклон пучка света к горизонту,
должен быть на рабочем месте не менее 25—27°;

- рабочие места должны быть расположены так, чтобы свет
падал прямо или с левой стороны от работающих:

- расстояние от мест работы до окон в помещениях, освещаемых
боковым естественным светом, не должно превышать троекратное
расстояние от пола помещения до верхней грани оконного отверстия;
предельную ширину, освещаемую окнами с двух сторон помещения,
следует практически принимать 15—18 м.


^ Чрезмерные шум и вибрация. Шум является одним из наиболее распространенных факторов внешней среды. Зубной техник ежедневно подвергается физическому фактору профессиональной вредности (шум бормашин, ультразвук, пескоструйный аппарат, пароструйный аппарат), оказывающими неблагоприятное воздействие не только на орган слуха, но и на нервную систему работающего.




Для снижения уровней шума и вибрации на рабочем месте зубно­го техника необходимо, как и при работе с турбинными бормаши­нами, следить за техническим состоянием шумовибрирующего меха­низма. Шлифовальные машины должны быть установлены на рабо­чем столе на резиновые амортизаторы, чтобы места крепления маши­ны к поверхности стола не имели прямого контакта. Необходимо следить за состоянием шлифовального камня: не допускать его износа, выбоин и т. д. Можно рекомендовать зубным техникам при выполнении технологических операций, сопровождающихся шумом, применять индивидуальные средства защиты органа слуха: противо­шумные телефоны и так называемые Беруши, вкладываемые в наружный слуховой проход и рассчитанные на одноразовое поль­зование.

Доказано, что производственный шум действует угнетающе на человека - утомляет, раздражает, мешает сосредоточиться. Как только такой шум смолкает, человек испытывает чувство облегчения и покоя.

Уровень шума в 20-30 децибел (дБ) практически безвреден для человека. Это естественный шумовой фон, без которого невозможна человеческая жизнь. Для “громких звуков” допустимая граница примерно 80 децибел. Звук в 130 децибел уже вызывает у человека болевое ощущение, а в 150 - становится для него непереносимым.

Любой шум достаточной интенсивности и длительности может привести к различной степени снижения слуховой активности.

Помимо частоты и уровня громкости шума, на развитие тугоухости влияют возраст, слуховая чувствительность, продолжительность, характер действия шума, ряд других причин. Болезнь развивается постепенно, поэтому особенно важно заранее принять соответствующие меры защиты от шума. Под влиянием сильного шума, особенно высокочастотного, в органе слуха происходят необратимые изменения.

При высоких уровнях шума понижение слуховой чувствительности наступает уже через 1-2 года работы, при средних уровнях она обнаруживается гораздо позднее, через 5-10 лет.

Исследования показали, что и неслышимые звуки также опасны. Ультразвук, занимающий заметное место в гамме производственных шумов, неблагоприятно воздействует на организм, хотя ухо его не воспринимает.

Шум - комплекс звуков, вызывающий неприятное ощущение, приводящий к состоянию стресса, который может привести к бессоннице, повышению кровяного давления, нарушению функции мозга.

Если уровень шума оказывает такое влияние на качество профессиональной деятельности, включая такие последствия, как снижение производительности труда, нарушения концентрации внимания, повышение кровяного давление и даже агрессивное поведение, то почему работодатели так мало уделяют этой проблеме внимания?

По нашему мнению, для уменьшения производственного шума в зуботехнических лабораториях необходимо обновлять оборудование.

^ Запыленность воздуха — промышленная пыль.

Одним из вредных условий труда зубного техника является производственная пыль - опасность, неви­димая глазу, и потому часто оставляемая без внимания.




В условиях зуботехнического производства выделение пыли связано с процессом обработки металлических частей зубных протезов, поэтому наиболее распространенными у зубных техников профессиональными заболеваниями, обусловленными длительным вдыханием металлической пыли, являются сидероз и алюменоз, бериллиевая болезнь.

Силикоз - это неизлечимое, но предупреждаемое респираторное за­болевание, возникающее при воздей­ствии на организм находящихся в воз­духе кристаллов кварца, которые со­держатся в песке, формовочном матери­але, фарфоре и производственной пы­ли. Подобная пыль образуется при от­ливке, обработке песком, полировке фарфора и очистке зон содержания пыли, в том числе, систем сбора пыли. Даже чистка пылесборника, которым оборудован стол зубного техника, представляет опасность для здоровья.

Основные симптомы силикоза - это одышка, сильный кашель, хрипы и тяжесть в груди. Могут пройти годы, прежде чем будет поставлен верный диагноз, тогда как развиться болезнь может за пару лет.

Хроническая бериллиевая болезнь приводит к инвалидности, а зачастую - к смерти. Это респираторное заболе­вание, вызываемое попаданием в легкие пыли, содержащей бериллий, ко­торая образуется при отливке, сверле­нии, шлифовании или полировке бе­рилл содержащих сплавов. Симпто­мы хронической бериллиевой болезни могут проявиться через несколько ме­сяцев после первого контакта с квар­цевой пылью, а могут оставаться не выявленными в течение многих лет. Это - беспричинный кашель, одышка, усталость, потеря веса и снижение ап­петита, высокая температура и ночное потоотделение.

Хроническую бериллиевую бо­лезнь часто путают с саркоидозом -хроническим заболеванием, которое характеризуется образованием грану­лем в лимфатических узлах, легких, костях и на коже. Хроническая берил­лиевая болезнь может возникнуть только у людей, обладающих повы­шенной чувствительностью к берил­лию и, как следствие, имеющих на не­го аллергическую реакцию.

Металлокониозы - пневмоканиозы возникают от воздействия на органы дыхания пыли металлов (железа, алюминия). Отмечено, что металлокониозы протекают более доброкачественно, развиваются спустя 15-20 лет после начала работы в профессии. Часто наблюдается сочетание не резко выраженного фиброзного процесса с хроническим бронхитом, который, как правило, является определяющим в клинике заболеваний.

Большое значение в борьбе с производственной вредностью имеет вентиляция, различные виды воздухообмена в помещениях, в результате которого загрязненный воздух удаляется и заменяется чистым.

Различают естественную и искусственную вентиляцию. К естественной вентиляции относится проветривание помещений при открывании форточек, фрамуг, окон, дверей. Искусственная вентиляция проводится с помощью специальных устройств, осуществляющих обмен воздуха в помещении в определенном контролируемом режиме. Вентиляция может быть общей и местной. Общая вентиляция представляет собой систему, обеспечивающую обмен воздуха во всем помещении; местная – предназначена для удаления вредных веществ (газы, пыль, пар) от места образования. По функции вентиляция бывает приточной и вытяжной.

В помещениях зуботехнических лабораторий используются различные виды вентиляций. В основных рабочих помещениях преимущественно применяется вытяжная вентиляция с естественным притоком воздуха. Может быть использована и приточная вентиляция, однако поступление воздуха должно происходить из места, расположенного выше рабочей зоны.




В зубопротезной лаборатории применяется вытяжная вентиляция с естественным притоком. В специальных комнатах устанавливается только вытяжная вентиляция, чтобы исключить возможность проникно­вения воздуха из этих помещений в основное.




Во избежание рассеивания пыли у шлифмотора устанавливают металлические кожухи. С целью удаления пыли в крышке стола соответственно концам осей шлифмотора делают сквозные отверстия, покрытые съемными металлическими сетками с диаметром отверстий 2—3 мм. Соответственно сетке в тумбочке рабочего стола монтирует­ся телеприемник, соединенный с воздуховодом вентиляции.

Как можно справиться с содержа­щимися в воздухе зуботехнической ла­боратории вредными частицами, таки­ми как пыль и испарения? Ведь это не «маленькие неудобства», возникаю­щие в процессе работы зубного техни­ка, а серьезная угроза здоровью, по­скольку практически все операции в зуботехнической лаборатории, связан­ные с изготовлением зубных конструкций, влекут за собой образование пыли.

Говоря о необходимости очистки воздуха в зуботехнической лаборато­рии, специалисты, в первую очередь, акцентируют внимание на таких забо­леваниях как силикоз и хроническая бериллиевая болезнь.

Невозможно избежать образова­ния пыли в зуботехнической лаборато­рии. Однако содержание ее в воздухе можно значительно сократить. Во-первых, при работе на быстровращающихся машинах необходимо пользоваться вытяжными устройствами, которыми оборудован стол зубного техника. Во-вторых, защищать органы дыхания специальными масками, органы зрения маской – шитком, очками с небьющимися стеклами

В том случае, если замена материа­лов невозможна или убыточна, необхо­димо принять «административные и технические меры» для изоляции и уст­ранения пыли. Закрытое рабочее место с вакуумным пылесборником, облада­ющим достаточным уровнем фильтра­ции, не позволит частичкам пыли рас­пространиться но лаборатории.

Если на каждом рабочем месте, где возможно возникновение пыли, установить качественную систему вен­тиляции с правильно отрелули-рованной вытяжной системой, этого будет достаточно для поддержания чи­стоты воздуха. Правильно отфильтро­ванный воздух можно рециркулиро-вать без риска для здоровья. Даже и медицинских учреждениях, где высо­кое качество воздуха - одно из важ­нейших условий, как правило, сохра­няется соотношение 40 % свежего воз­духа к 60% рециркулированного.

Вентиляционная система должна быть спроектирована специально для конкретной лаборатории. Если очер­тания помещения изменились или биз­нес-офис превратился в керамиче­скую лабораторию, систему фильтра­ции также необходимо менять.

В каждой лаборатории проводят пробы воздуха, чтобы знать о его качестве на данный мо­мент, это важный момент для безопасности сотрудников.

^ Промышленные яды.

Работа зубного техника связана с постоянным действием на его организм таких химических факторов, как свинец, пары кислот, щелочей, бензина и других, каждый из которых оказывает несомненное вредоносное действие.





В результате постоянно развивается хроническое отравление, которое может проявляться в различных формах. Так, гигиенистами доказано гонадотропное действие бензола и свинца, что может, особенно у мужчин привести к бесплодию, причиной чего является высокая чувствительность мужских половых желез к различным повреждающим факторам. Действие бензола и свинца может проявляться в нарушении сперматогенеза у мужчин и овогенеза у женщин. Необходимо в связи с этим отметить, что до 70% работающих в зуботехнических лабораториях лечебно-профилактических учреждений - мужчины.

Кислоты, щелочи, бензин, должны хранить­ся в стандартных сосудах с притертыми пробками и соответствую­щими надписями в специально отведенных для этих целей местах. Работа с этими веществами разрешается только в вытяжных шкафах.




Мономеры (метилметакрилат) пластмасс акрилового ряда, как все эфиры, летучи, огнеопасны. Попадая через дыхательные пути и кожу в организм, они оказывают на человека неблагоприятное воздействие. Не исключается острое и хроническое отравление. Ведущее место при хронических отравлениях занимает симптоматика поражения нервной системы. С учетом частоты применения пластмассы их следует считать самыми опасными для здоровья зубного техника веществом. Об этом зубным техникам следует помнить при хранении, замешивании, набухании и формовке пластмассы. Остатки (отходы) следует поместить в горячую воду для отвержения. В «Медицинских показаниях для бесплатной выдачи молока или других равноценных продуктов рабочим и служащим, непосредственно занятым на работах с вредными условиями труда», утвержденных МЗ СССР в 1968 году, они обозначены в абзаце 13-А, в том числе метилметакрилат.

Свинец и его соединения - токсичны. Попадая в организм, свинец накапливается в костях, в печени, вызывая их разрушение. Чтобы предотвратить пагубное влияние тяжелого металла на организм необходимо соблюдать требования техники безопасности при работе с легкоплавким металлом, который используется при изготовлении штамповнных коронок, штампованно-паянных мостовидных протезов.




Во всех помещениях зубопротезной лаборатории должны быть установлены вытяжные шкафы. Используют вытяжные шкафы промышленного выпуска или индивидуальных конструкций, которые целесообразно строить с перекрытием в виде наклонного ската с двойным потолком, причем внутренний потолок должен быть с отверстиями, а наружный - сплошным. Газы и пары, поступая в межпотолочное пространство через отверстия в первом потолке, отсасываются из него специальной вентиляционной установкой.

^ Бактериальное загрязнение среды.

Стоматологи и зубные техники имеют постоянный и частый контакт со слюной и кровью больных, поэтому относятся к одной из основных групп профессионального риска заражения различными инфекционными заболеваниями, в том числе и такими, как Вич-инфекции, гепатит В и другие.

Стоматологические процедуры, в том числе и ортопедические, иногда связаны с кровью (при проведении сепарации, препарирования зубов), которая является первичной переносящей средой ВИЧ, при­чинным агентом СПИДа. Таким образом, выявление таких больных — задача стоматолога, который должен принять меры предотвращения перекрестного инфицирования, а также знать методы предохранения от инфицирования.

Эпидемиологические исследования показывают, что кровь и сперма — первичные распространители ВИЧ, но есть сообщения, что вирус найден в слюне, слезной жидкости, грудном молоке, моче.

Очистка и дезинфекция слепков входят в обязательные задачи стомато­логической клиники; и врач и медсестра должны это четко осознавать. Дез- инфекция слепков может быть осуществлена с помощью физических и хи -мических средств. Но возможность применения физических средств огра- ничена из-за уязвимости оттискных материалов к воздействию таких факто­ров, как высокая и низкая температура, высушивание, облучение и пр.

Стоматологические слепки, все зуботехнические и другие вспомога­тельные средства должны обрабатываться следующим образом.

Сразу после извлечения слепка из полости рта его необходимо
тщательно промыть, очистить под струей проточной воды и продезин­-
фицировать.

В той же последовательности обрабатывают применяемые зубо-­
технические предметы. Здесь может быть использована ультразвуковая
аппаратура в комбинации с дезинфицирующим средством, особенно
если речь идет о зубном протезе, который использовался какое-то время
пациентом.

После дезинфекции все предметы тщательно прополаскиваются
проточной водой.

К дезинфицирующим средствам, применяемым в зуботехнической лаборатории предъявляются следующие требования:

- в кратчайшие сроки обеззараживать оттиски и протезы;

- не влиять на свойства оттискного материала и пластмассы;

- не нарушать точность оттиска, модели, получаемой по нему, не оказывать вредного воздействия на элементы протеза, принятые в починку;

- быть безвредными для работающего с этими средствами.

Для дезинфекции используют только эффективные, проверенные
средства, рекомендованные специальными органами и сохраняющие
свойства (особенно антивирусные — против гепатита, аденовирусов}
при наличии слюны и крови.

Оттиски на основе альгинатов обеззараживаются 0,5% раствором гипохлорита натрия в течение 3—10 мин методом погружения или в виде аэрозоля. Эффективно также применение 2% раствора глутарово­го альдегида в течение 1 мин, а применение раствора йодоформа в те­чение 3—10 мин приводит к полной инактивации вируса. Обработка оттисков на основе полисульфидных, полиэфирных и силиконовых материалов при обработке вышеуказанными веществами в виде аэрозоля или спрея также достаточно эффективно.Оттиски из термопластических оттискных масс достаточно эффектив­но обеззараживаются в воде, содержащей йодоформ в разведении 1:2.

Врач-стоматолог несет полную этическую и юридическую ответ­ственность за безукоризненное гигиеническое состояние слепков и дру­гих предметов, поступающих из его кабинета, в зуботехническую лабо­-
раторию, это особенно важно, если упомянутые предметы при их обработке в рамках стоматологической практики могут привести к распро­странению микробов и при возвращении из зуботехнической лаборато­рии после примерки в полости рта пациента.


ВЫВОД:

Уже краткий перечень приведенных профессиональных факторов риска здоровья зубных техников показывает, что их значение в каждом конкретном случае может оказаться определяющим. Вместе с тем, анализ показывает, что при грамотном целесообразном поведении специалиста влияние любого из этих факторов может быть нивелировано или полностью устранено.

Похожие:

Профессиональные вредности в работе зубного техника Жизнедеятельность студентов, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая» iconПрофессиональные вредности в работе зубного техника Жизнедеятельность студентов, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая»
При этом особого внимания требуют те обстоятельства образа жизни студентов, которые обусловлены профессиональной деятельностью зубного...
Профессиональные вредности в работе зубного техника Жизнедеятельность студентов, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая» iconКонтроль текущих знаний студентов специальности 060203 Стоматология ортопедическая по дисциплинеТехнология моделирования зубов для самообследования Курс – 1
Стоматология ортопедическая по дисциплинеТехнология моделирования зубов для самообследования
Профессиональные вредности в работе зубного техника Жизнедеятельность студентов, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая» iconКонтроль текущих знаний студентов специальности 060203 Стоматология ортопедическая по дисциплинеНесъёмные протезы для самообследования Курс – 1

Профессиональные вредности в работе зубного техника Жизнедеятельность студентов, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая» iconАнатомия по специальности 060106 «стоматология ортопедическая»

Профессиональные вредности в работе зубного техника Жизнедеятельность студентов, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая» iconКонтроль текущих знаний студентов специальности 060203 Стоматология ортопедическая по дисциплинеЗуботехническое материаловедение с курсом охраны труда и техники безопасности для самообследования Курс – 1
В основной заготовочной комнате лаборатории одновременно могут работать не более
Профессиональные вредности в работе зубного техника Жизнедеятельность студентов, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая» iconКонтроль текущих знаний студентов
Стоматология ортопедическая по дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией для самообследования
Профессиональные вредности в работе зубного техника Жизнедеятельность студентов, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая» iconПрограмма производственной практики для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Заместитель директора по учебно-методической работе и информационно-коммуникационным технологиям
Профессиональные вредности в работе зубного техника Жизнедеятельность студентов, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая» iconТесты текущих знаний студентов Дисциплина – «Анатомия и физиология с курсом биомеханики зубочелюстной системы» Специальность – «Стоматология ортопедическая» 060203 Курс – 1
Какой из отростков верхней челюсти принимает участие в образова­нии костного неба
Профессиональные вредности в работе зубного техника Жизнедеятельность студентов, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая» iconПрограмма производственной и преддипломной практики для студентов, обучающихся по специальности
Программа производственной и преддипломной практики для студентов, обучающихся по специальности «Управление персоналом» / Сост.:...
Профессиональные вредности в работе зубного техника Жизнедеятельность студентов, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая» iconПрограмма 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Психология». Оно может быть также полезно...
Профессиональные вредности в работе зубного техника Жизнедеятельность студентов, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая» iconПрограмма 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Психология». Оно может быть также полезно...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы