Программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга icon

Программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга


НазваниеПрограмма 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга
страница1/47
Размер2.39 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47

www.koob.ru



Т. В. Бендас

ГЕНДЕРНАЯ

психология


Издательская программа

300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга

осуществляется при поддержке Министерства образования РФ



Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург ■ Самара Новосибирск

Киев • Харьков • Минск

2006






ББК 88 373я7 УДК 159 922.1(075) Б46

Рецензенты:

В. А. Аверин, профессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой общей и клинической психологии факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии;

Л. Н. Ожигова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета (зав. кафедрой — 3. И. Рябикина, профессор, доктор психологических наук).



Бендас Т. В.

Б46 Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

ISBN 5-94723-369-Х

В учебном пособии представлена новая отрасль психологической науки — гендерная психология. По разным проявлениям психики и поведения сравниваются девочки и мальчики, женщины и мужчины. Используются материалы многочисленных отечественных и зарубежных исследований (в том числе — не переведенных на русский язык). Учебные задания разнообразны: подготовка доклада и реферата, проведение пилотажных исследований, тренинговые упражнения, темы групповых дискуссий, творческие задания. В Приложении помещены методики, используемые для сравнения мужчин и женщин по различным позициям. Некоторые из них представлены как учебные задания. Их применение позволит студентам и аспирантам приобрести навыки работы с данными методиками. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Психология». Оно может быть также полезно преподавателям, которые читают курс гендерной психологии, и специалистам, чьи профессиональные интересы связаны с проблемами дифференциации мужчин и женщин.

ББК 88.373я7 УДК 159.922.1(075)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-94723-369-Х © ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

Оглавление

Предисловие 6

Глава 1. Введение в гендерную психологию 9

Краткая история формирования гендерной психологии 9

Стратификация полов в разных культурах 33

Предмет, задачи и методы гендерной психологии . 38

Теории и концепции 42

Выводы ^ 55

Вопросы для самопроверки 58

Учебные задания 58

Глава 2. Индивидные характеристики 60

Рост 60

Вес 65

Обмен веществ и ориентация на сбережение-трату энергии 66

Питание и отношение к еде 69

Телосложение 71

Некоторые физиологические показатели 80

Выводы ' 82

Вопросы для самопроверки 83

Учебные задания 84

Глава 3. Гендерная демография 85

Здоровье и болезни 85

Пропорция полов в обществе 89

Продолжительность жизни и смертность 97

Выводы ^ 102

Вопросы для самопроверки 102

Учебные задания 103

Глава 4. Психомоторика 104

Моторика в детском возрасте 104

Моторика у взрослых: тремор, сила, дпфференцированность мышечного

напряжения, волевое усилие 107

Скорость, точность и тренировка психомоторики 114

Сложные движения и моторика в нестандартных ситуациях 17

Лифтинг и причины половых различий в моторике 122

Выводы 124

Вопросы для самопроверки 125

Учебные задания 126

Глава 5. Ощущения и восприятие ^ 127

Зрительная модальность 127

Зрительно-пространственные способности 139

4 Оглавление

Слуховая модальность 152

Тактильная модальность 156

Другие модальности 159

Социальная перцепция 165

Выводы 169

Вопросы для самопроверки 172

Учебные задания 173

^ Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики 174

Внимание и память 174

Общий интеллект, речь и математические способности 182

Эмоциональные состояния 192

Выводы . 197

Вопросы для самопроверки 198

Учебные задания 199

^ Глава 7. Личностные характеристики 200

Мотивация достижения и аффилиации 213

Мотивация власти и доминантность 221

Другие характеристики личности 229

Выводы . . . 238

Вопросы для самопроверки , 240

Учебные задания 241

^ Глава 8. Социальное поведение 243

Стиль поведения 243

Успешность деятельности 252

Взаимодействие с партнерами своего и противоположного пола 263

Выводы 272

Вопросы для самопроверки 274

Учебные задания 274

^ Глава 9. Гендерные отношения . 276

Гендерная сегрегация в детских группах 279

Мужчины и женщины в деловом мире 293

Дружеские и сексуальные гендерные отношения 299

Супружеские отношения 309

Взаимоотношения родителей и детей в семье 318

Девиантные отношения 325

Выводы 333

Вопросы для самопроверки 335

Учебные задания 336

Глоссарий 337

Литература 346

Приложение к главе 1 371

Экспериментальные задачи по изучению интеллекта мужчин и женщин 371 Исследования гендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса (1911) .... 372

Оглавление 5

Приложение к главе 2 '. 393

Методика Люшера 393

Приложение к главе 3 394

Методика самооценки С. Я. Рубинштейн 394

Методика Э. Лахельмы и коллег (модификация Т. В. Бендас) 394

^ Приложение к главе 4 395

Методика миокинетической диагностики Миры-и-Лопеца 395

Методика изучения точности движения рук в условиях меняющегося

положения тела К. X. Кекчеева и Г. П. Поздновой ^ 396

Методика измерения точности броска мяча по воротам К. А. Кеберлин-

ского 396

Приложение к главе 5 397

Методики изучения зрительно-пространственных способностей 397

Методики изучения социальной перцепции 398

Методика изучения свидетельских показаний А. Ф. Кони 400

Методика «Свидетельские показания» Т. Линдхольма (Lindholm, 1999) 400

^ Приложение к главе 7 403

Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулипности-феминности . . . 403 Изучение гендерных установок у детей (полустандартизированное

интервью В. Е. Кагана) 405

Сравнение своих успехов с другими (методика Е. Хесерингтона

и коллег, модификация Т. В. Бендас) 405

Методика ТАТ (вариант X. Хекхаузена) — математическая обработка

в модификации Т. В. Бендас 406

Проективная методика изучения мотивации достижений Люннеборга

и Розенвуда, модификация Т. В. Бендас ^ 410

Проективная методика избегания успеха М. Хорнер (Horner, 1987),

модификация Т. В. Бендас 410

Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Гейза (1970): Мак-V ^ 411

Приложение к главе 8 417

Методика изучения ориентации руководителя А. А. Ершова 417

Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза—К. Шнейера,

модификация Т. В. Бендас 424

Методика изучения лидерского и гендерного стилей поведения

менеджера А. Кэнн и Д. Зигфрида, модификация Т. В. Бендас 425

Тренинговое упражнение «Деловые переговоры мужчин и женщин»

(разработано К. Джонсон (Johnson, 1994), модификация

Т. В. Бендас) 427

^ Предметный указатель 429


Предисловие

Что такое гендерная психология? Это дисциплина, исследующая то, чем отличаются и в чем схожи мальчики и девочки, мужчины и женщины, то, как представители обоего пола говорят, как ведут себя, как относятся друг к другу.

Интерес к этой проблеме возник у меня еще в студенческие годы. В дипломной работе, а позднее в кандидатской и докторской диссертациях я неизменно возвращалась к половому диморфизму (так тогда именовалась проблема, которую сейчас рассматривает гендерная психология).

Лекции по вопросам, которые излагаются в учебном пособии, я читаю уже более четверти века, из них три года — специальный курс гендерной психологии. Хотя поначалу материал был очень скуден, он неизменно вызывал интерес в любой аудитории. Сегодня внимание к этой теме постоянно растет, поскольку все мы — из того или другого лагеря, и все общаемся с представителями своего и (не хочется говорить «противоположного», ибо это неправильно!) другого пола.

Я надеюсь, что материал пособия поможет студентам-психологам расширить свой научный кругозор и сделать шаг вперед по пути профессионального становления. Думаю, что книга будет полезна и преподавателям, читающим курс гендерной психологии или затрагивающим ее проблемы в других курсах.

В процессе изложения материала я столкнулась с существенной трудностью. Обилие экспериментальных данных требует особой формы их подачи. Конкретные данные об экспериментальных условиях, в которых были получены соответствующие результаты, очень усложняют чтение книги. В то же время существует необходимость ссылки на эти результаты (и в силу традиции отечественной психологии, и в силу того, что подобная ссылка прививает научную культуру будущим психологам). Поэтому результаты исследований помещены отдельно, а в тексте приводятся лишь обобщенные данные и их анализ.

Кроме того, во многих случаях в гендерно-психологических исследованиях имеются «белые пятна» (некоторые особенности психики либо недостаточно, либо совсем не изучены). Поэтому отсутствие различий между полами, продемонстрированное в тех или иных конкретных работах, вовсе не означает их реального отсутствия — просто необходимо продолжать исследования в этом направлении. В частности, существует настоятельная необходимость сопоставления полов по параметру сходства характеристик (отсутствие различий автоматически не означает наличия такого сходства, поскольку различие может быть небольшим, может заключаться в том, в каких условиях или в какой степени проявляется данная характеристика, и т. п.). К тому же довольно часто некоторые характеристики психики либо совсем не сопоставлялись по параметру пола, либо в этом плане изучены явно недостаточно.

Учитывая вышесказанное, там, где это возможно, я постаралась обозначить эти «белые пятна», т. е. назвать проблемы, которые требуют своего дальнейшего научного и прикладного разрешения. Думаю, что это поможет молодым психологам выбрать направление своей работы в области гендерной психологии, что, безусловно, будет способствовать ее дальнейшему развитию.

Предисловие 7

Сопоставляя испытуемых разного пола, я выделяю следующие 3 категории данных: 1) об отсутствии половых различии; 2) о преимуществе мужчин и 3) о преимуществе женщин. Я специально рассматриваю первую категорию данных. В этом случае они свидетельствуют не просто об отрицательном результате исследований (хотя, как известно, отрицательный результат в науке также полезен), но и о том, что эта область психики изучена на определенных испытуемых, в определенной культуре, и мужчины и женщины продемонстрировали реакции, которые не позволяют говорить о существенных (статистически значимых) различиях между ними.

Можно назвать несколько причин такого состояния дел. Это:

  1. нечувствительность методики к половым различиям (дифференцирующая сила методики);

  2. половые различия трудно выразить в количественных характеристиках;

  3. какой-либо другой фактор (это может быть культура, тип темперамента, требования деятельности и др.) является более значимым, чем фактор иола, — в этом случае гендерный эффект не проявляется, маскируясь более существенным эффектом.

Однако эти и другие возможные случаи не означают отсутствия своеобразия полов. Имеющиеся трудности необходимо преодолевать в дальнейших исследованиях.

Нередко ученые, занимающиеся гендерной психологией, относятся к ним излишне эмоционально. Так, одни радуются, обнаружив половые различия, и с энтузиазмом интерпретируют полученные результаты. Другие огорчаются — в частности, некоторые сторонники феминистской идеологии, так как различия между мужчинами и женщинами они рассматривают как доказательство «неполноценности» одного пола (женского) по сравнению с другим, эталонным (мужским). С моей точки зрения, обе эти позиции очень вредны для науки. Ученый должен сохранять беспристрастность.

К сожалению, в исследованиях часто обнаруживается, что женщины получают данные о преимуществах своего пола, мужчины — своего. Поэтому в дальнейшем следует контролировать эту переменную — в частности, включать в исследовательскую группу равное число участников разного пола (в ряде случаев это уже делается — см., к примеру, В. С. Агеев, 1990; Т. В. Бендас, 2000). Изучение различных разделов гендерной психологии должно способствовать лучшему взаимопониманию мужчин и женщин. Психологи должны предотвратить возможную «войну полов».

При написании учебного пособия я широко использовала зарубежные обзоры литературы. Прежде всего это классическая книга Элеонор Маккоби и Кэрол Жаклин «Психология половых различий» (известны несколько ее изданий). Данная книга состоит из двух томов, первый из которых включает: а) множество скрупулезно составленных таблиц (с указанием авторов экспериментальных данных, количества испытуемых, методик и результатов) и б) текста с общими комментариями данных, содержащихся в таблицах. Второй том целиком состоит из перечня аннотированных источников, сгруппированных по изучаемой проблематике. В аннотации сообщаются краткие сведения об испытуемых, методике и результатах каждого исследования. Такая компоновка материала позволяет обращаться к нему разным исследователям и заново пытаться осмыслить экспериментальные

8 Предисловие

данные, а не только использовать выводы, сделанные авторами книги. Именно в этом я вижу ценность данной книги и благодарна авторам за ее создание. Поэтому, наряду с выводами, сделанными этими авторами, я буду предлагать свою интерпретацию" эмпирических данных, содержащихся в таблицах. Часто я по-иному компоную эти данные (по методикам, возрастам, полученным результатам), что позволяет выявить определенные закономерности.

Поскольку эксперименты, на которые ссылаются Маккоби и Жаклин, были проведены уже более тридцати лет назад, я также обращаюсь к другим, более поздним обзорам, особенно сделанным с помощью современной техники мета-анализа. Дело в том, что ситуация с половыми различиями постоянно меняется: они то появляются, то исчезают, то усиливаются, то слабеют. Например, массовое увлечение девочек компьютерами может привести к тому, что некоторые психические процессы у них изменятся, приближаясь к тому, что характерно для мальчиков. Поэтому очень ценными являются более поздние исследования, и их мы тоже рассмотрим.

В книге используются и данные отечественных исследований, позволяющие рассмотреть отечественную специфику половых различий (если она есть). К тому же в ряде случаев отечественные ученые изучали те аспекты гендерной психологии, которым зарубежные исследователи не уделили достаточного внимания.

Наконец, необходимо упомянуть еще об одном источнике. Мне посчастливилось быть участницей 27-го Международного конгресса психологов, который проходил в Стокгольме в 2000 г. На этом конгрессе собралось 6000 человек со всех континентов. Общение со многими коллегами из других стран (в том числе и с Элеонор Маккоби, которая подарила мне свою статью), присутствие на их выступлениях, знакомство со стендовыми докладами, обмен результатами и материалами исследований, а также переписка с некоторыми из авторов вместе с анализом опубликованных тезисов позволяют сделать выводы о развитии гендерных психологических исследований во всем мире. Особенно ценны кросс-культурные исследования, порой уточняющие или даже опровергающие американские данные. Я широко использую материалы конгресса, так как они содержат уникальный материал — свежие экспериментальные и теоретические достижения в области мировой гендерной психологии.

И в заключение — слова благодарности. Я горжусь тем, что имею честь принадлежать к ананьевской Ленинградско-петербургской школе психологов, всегда уделявшей большое внимание проблеме полового диморфизма, и с благодарностью вспоминаю своих педагогов. Я также хочу выразить свою благодарность сотруднику издательства «Питер» Л. В. Винокурову, вдохновившему меня на создание учебника, и всем работникам этого издательства, готовившим книгу к выпуску в свет. Я должна поблагодарить своих друзей и родных за неизменную эмоциональную поддержку и (в отличие от меня) отсутствие сомнений в том, что я справлюсь с новой творческой задачей. И наконец, хочу выразить восхищение двумя прелестными детьми — Наташей и Илюшей, благодаря которым я испытала восторг от наблюдения за своеобразием девочки и своеобразием мальчика начиная с их младенческого возраста. Эти дети — моя дочь (ныне взрослая) и мой маленький внук.

Татьяна Владимировна Беидас, доктор психологических наук

Глава 1

^ ВВЕДЕНИЕ В ГЕНДЕРНУЮ ПСИХОЛОГИЮ


В этой главе будет рассмотрена история формирования пещерной психологии. факторы, влияющие на стратификацию полов, предмет н задачи гендерной психологии, основные понятия, используемые методы, теории и концепции. Поскольку

формулировка предмета этой науки является ее современным достижением, то

вначале мы обратимся к истории, учитывая, в основном, научные идеи. Однако в гендерной проблематике существуют понятия и феномены, которые не совсем вписываются в чисто научную область: это стратификация полов (их иерархия), гендерная идеология, гендерные стереотипы, существующие в виде предписаний поведения для мужчин и женщин. Всё это порождение политики, которая проводится в различных культурах и обществах по отношению к мужчинам и женщинам, и также должно быть предметом научного изучения. Но все же, рассматривая -историю, мы разграничим два аспекта: а) формирование гендерной психологии как области научного знания и б) формирование представлений о неравенстве (или равенстве) полов. Без второго аспекта будут неясны те феномены, которые изучают ученые — специалисты по гендерной психологии. При этом я, по возможности, постараюсь избежать обращения к проблеме общественных движений женщин и мужчин по защите своих прав (дав только краткую историческую справку), поскольку это предмет изучения других наук.

^ Краткая история формирования гендерной психологии

Гендерная психология — это область психологической науки. И, как и у других областей, у нее очень длинная предыстория и очень короткая история. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. XX в. Также не вполне корректно считать ее детищем только феминизма, хотя его большой заслугой является привлечение внимания к некоторым современным психологическим проблемам.

В немногочисленных статьях, посвященных истории гендерной психологии, она связывается с совершенно различными именами и идеями, не совпадающими у разных авторов (пожалуй, только 3. Фрейд присутствует во всех обзорах). Иногда создается впечатление, что речь идет о разных областях знания (к примеру. имеют в виду то психологию половых различий, то психологию женщины, то феминистскую психологию или психологию взаимоотношений между мужчинами и женщинами и т. п.). Порой это знание слишком идерлогизированно, но я считаю неправомерным вносить в науку элемент идеологии. В психологии существует

10 Глава 1. введение в гендерную психологию

традиция объективного экспериментального исследования и эмпирической проверки теорий. Поэтому прежде всего мы будем обращаться к научным исследованиям проблемы.

К примеру, установлено, что пол исследователя и испытуемого может повлиять на получаемые результаты. Но это не должно быть следствием умышленного их искажения. И, зная такую закономерность, переменную пола можно специально контролировать в исследованиях, а не отказываться от них. Интерпретация психологических экспериментов также должна анализироваться с научных, а не с идеологических позиций. Порой эти результаты вызывают бурю восторга («вот мы вам и доказали, что наш пол не хуже!»), в других случаях — бурю возмущения, и авторов подозревают в ненависти (к женщинам или к мужчинам). Порой даже предлагается запретить те или иные исследования (к примеру, исследования, результаты которых говорят о преимуществе одного пола над другим), но вряд ли такая реакция является позицией настоящего ученого.

Гендерная проблематика имеет важное прикладное значение. Но и психологам-практикам, работающим с клиентами, следует знать научные основы этой области, а не основываться на материалах популярной литературы, авторы которой часто просто стремятся к сенсации и не знакомы с основными исследованиями и закономерностями.

Учитывая всю сложность задачи, мы попытаемся проследить, как формировалась гендерная психология и к чему она пришла. Поскольку гендерные исследования стали проводиться сразу и нескольких науках, иногда не избежать привлечения работ и идей философов, социологов, демографов, этнографов, которые в свою очередь обращаются к психологическим исследованиям. И все же необходимо помнить о специфике нашей науки, ее понятиях, традициях, методах и методиках, чтобы не утратить предмет собственно гендерной психологии. Мы не ставим задачу провести критический анализ упоминаемых работ, напротив, ограничимся лишь позитивным (или нейтральным) перечислением того, какой вклад в гендерную проблематику внес тот или иной конкретный автор или то или иное конкретное направление.

Хотя термин «гендер» (социальный пол, пол как продукт культуры) появился сравнительно недавно (в 1975 г.), тем не менее в науке и ранее существовали разработки, идеи, которые мы можем отнести к этой области психологии.

В истории гендерной психологии можно выделить 5 этапов: 1) разработка соответствующих идей в русле философии (от античных времен до конца XIX в.); 2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.); 3) «фрейдовский период», связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало XX в. — 1930-е гг.); 4) начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий (1950-1980-е гг.); 5) бурное развитие гендерной психологии: всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик (с 1990-х гг. по настоящее время). В отечественной науке выделяют несколько иные этапы (конец XIX - начало XX в.; 1920-1930-е гг.;1960-1980-е гг.; с 1990-х гг.), мы рассмотрим их параллельно с зарубежными.

Говоря об античном периоде гендерных исследований, обычно называют имена Платона и Аристотеля. Я последую этой традиции.

Краткая история формирования гендерной психологии 11

Платон Афинский (427-347 гг. до и. э.) в своих трудах «Пир», «Государство». «Законы», «Тимей» и других ввел понятие андрогинов и высказал мысль о дополнительности полов, рассматривал семейно-брачные отношения, подошел к идее равноправия полов (благодаря этому его называют первым античным «феминистом», что вряд ли правомерно — его взгляды были противоречивыми, да и вооб-ще это не слишком корректно).

Платон использовал миф об андрогинах (от греч. andros — мужчина и gyne или gynaikos — женщина) — существах, обладавших свойствами и женщин и мужчин. Зевс прогневался на людей за их смелость и непослушание и разделил их на две половины. Таким образом, мужчины и женщины — это две
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47

Похожие:

Программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга iconПрограмма 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Психология». Оно может быть также полезно...
Программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга iconПрограмма 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Психология». Оно может быть также полезно...
Программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга iconПравила проведения конкурса «Концерт в честь 20-летия \"МегаФона\" на Дворцовой площади Санкт-Петербурга»
Конкурс под названием «Концерт в честь 20-летия МегаФона» на Дворцовой площади Санкт-Петербурга» (далее Конкурс) проводит ООО «Прогрешен»...
Программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга iconВселенская Масленица в Парке 300-летия Санкт-Петербурга 17 марта!
Традиционные народные потехи разнообразят инопланетные выкрутасы. А масленичный костёр запылает под русские песни “Трынъ Травы”,...
Программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга iconИнформационное письмо
Приморского района для детей от 6 до 15 лет (включительно) для следующих категорий граждан (постановление Правительства Санкт-Петербурга...
Программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга iconСАНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Федерация спортивного лазертага Санкт-Петербурга объявляет о проведении Открытого Чемпионата Санкт-Петербурга по спортивному лазертагу....
Программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга iconПресс-релиз о выставке знаков, значков и медалей «Православная фалеристика» в честь 300-летия Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры
Духовно-просветительском центре «Святодуховский» Cвято-Троицкой Александро-Невской Лавры состоится открытие выставки знаков, значков...
Программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга iconР. Г. Каневский 2012 г. Спортивная Мотоциклетная Федерация Санкт-Петербурга Комиссия по скутерам и минимото Регламент
Санкт-Петербурга, с целью их подготовки для участия во Всероссийских соревнованиях, а также популяризация и развитие мотоциклетного...
Программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга iconHaсkathon в Санкт-Петербурге: 300 000 рублей лучшему проекту 17 ноября – 18 ноября
Санкт-Петербурге состоится Хакатон – трехдневная проектная сессия, реализуемая в рамках программы «Бизнес для меня»
Программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга iconУчебники более чем по 300 предметам. Quator ru Все лучшее студентам!
России. Учебные материалы для студентов: лекции, шпоры, конспекты, учебники более чем по 300 предметам
Программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга iconВыступление председателя Комитета по образованию Ж. В. Воробьевой на заседании Правительства Санкт-Петербурга по вопросам: «О стоимости и квотах предоставления
Санкт-Петербурге на период с февраля 2014 года по январь 2015 года» и «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы