Происхождение государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе общественных и юридических правовых наук icon

Происхождение государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе общественных и юридических правовых наук


Скачать 78.21 Kb.
НазваниеПроисхождение государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе общественных и юридических правовых наук
Размер78.21 Kb.
ТипДокументы

  1. Предмет и методы теории государства и права.

Происхождение государства и права.


1. Предмет теории государства и права .

Теория государства и права в

системе общественных и юридических правовых наук.

В общефилософском смысле «предмет» - это категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из массы объектов, в процессе человеческого познания.1 В соответствии с этим, под предметом науки понимается какая-либо часть материального мира, а применительно к общественным наукам, какой-либо круг общественных отношений, которые она изучает. В общем и целом, предметом теории государства и права являются, соответственно, государство и право. Однако эти последние входят в предмет изучения и других социальных наук, как то, социология, политология, историческая наука, философия, экономическая теория, отраслевые юридические науки. Каждая из них познает государство и право, решая свои, специфические задачи, при использовании присущих им средств.

Теория государства и права исследует наиболее важные и общие юридические проблемы, раскрывает закономерности, общие для всех частей государственно-правового механизма и права в целом . В связи с этим, предметом теории государства и права является а) выявление сущности, назначения государства и права; б) изучение общих и специфических закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права, где под закономерностями понимаются реальные устойчивые связи, которые выражают сущность какого-либо предмета или явления.2

Теория государства и права раскрывает конкретно-исторические условия, в рамках которых проявляются эти общие и специфические закономерности. При этом, в задачу теории государства и права не входит изучение всех сторон деятельности государства и действия права, включая содержание юридических норм, практику их применения. Эти проблемы решает вся система отраслевых правовых наук. В то же время, теория государства и права обеспечивает целостное восприятие государственно-правовой системы общества.

Теория государства и права рассматривает государство и право вообще, делая основной акцент на познании роли права, как универсального регулятора общественных отношений и как меры свободы индивида. Одновременно, теория государства и права концентрирует усилия на познании роли государства в создании, реализации и охране права.

Теория государства и права решает проблемы взаимоотношения государства, общества и личности, соотношения государства и права, формулирует принципы права, изучает основные правовые категории, место права в системе социальных норм.

Предмет общей теории государства и права характеризуется широтой, многогранностью. В него включается весь комплекс государственно- правовых явлений, входящих в механизм правового регулирования.3 Изучение внутренних закономерностей происхождения, развития и функционирования государства и права требует вычленения их из всей системы общественных явлений, что позволяет глубже проникнуть в их суть. Однако и в этом случае государство и право рассматриваются в во взаимосвязи с другими общественными явлениями и социальными нормами: политикой, религией, экономикой, культурой. Это необходимо для выявления роли государства и права в структуре всего общества.

По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как а) общая наука, так как она изучает главные закономерности государства и права; б) вводная дисциплина: она знакомит с исходными понятиями и положениями правоведения, создает основу для изучения отраслевых правовых наук; в) направляющая методологическая наука.

Теория государства и права раскрывает коренные теоретические положения , которые являются основой решения специальных вопросов в отраслевых юридических науках. Например, теория правоотношения получает развитие в науке гражданского права, которая изучает конкретные виды правоотношений - обязательства, сделки.

Вместе с тем, имеется и обратная связь теории государства и права с отраслевыми юридическими науками. Она вбирает в себя достижения отраслевых наук, обобщает их, черпает свои положения из фактического материала. Например, на основании положений об уголовной и административной ответственности в теории государства и права было выведено учение о юридической ответственности.

Среди отраслевых наук есть такие, которые наиболее близко примыкают к теории государства и права. К ним относятся историко-правовые науки: история государства и права, история правовых и политических учений.

Следует заметить, что теория государства и права имеет тесные связи не только с юридическими, но и неюридическими гуманитарными науками. Среди них особенно тесные связи с теорией государства и права имеются у философии, политологии, экономическими науками, социальной психологией.

Находясь в тесной взаимосвязи с философией, теория государства и права широко использует философские категории и всеобщие мировоззренческие понятия, выработанные философией. Теория государства и права, как и юриспруденция в целом, опираются на знание общефилософских законов, на концепцию о строении мира, использует методы, сформулированные философией. Можно сказать, что теория государства и права, в определенной мере можно является частью философии, что впрочем не исключает особой специфику теории государства и права.

Неразрывную связь теория государства и права имеет с политологией. Политология – это наука, занимающаяся изучением всего многообразия политического мира, именуемого политикой.4 Объекты изучения теории государства и права и политологии в некоторой степени совпадают. Например, обе эти науки рассматривают политическую систему общества. деятельность политических партий политические режимы и т.д. Однако теория государства и права делает акценты более на правовую сторону и рассматривает политические организации процессы не как самостоятельные явления, а лишь во взаимосвязи их с государством.

Взаимосвязана теория государства и права с экономическими науками. Так, экономические науки изучают и анализируют соответствующие процессы, происходящие в обществе и государстве. Теория государства и права призвана изучать связь государства и с экономикой, взаимовлияние их друг на друга.

Теория государства и права опирается на социологию, которая изучает закономерности функционирования всего общества. причем теория использует как на общую социологическую теорию и методологию, так и частные социологические теории, имеющие дело с закономерностями отдельных сфер жизни общества.5

В теории государства и права находят отражение и вопросы социальной психологии, которые в значительной мере исследуются при изучении таких явлений как юридическая ответственность, правонарушение, правосознание, правовая культура.

Таким образом теория государства и права находится в тесной связи и взаимодействии с другими науками, что обогащает её, помогает прийти к обоснованным выводам.


^ 2. Методы теории государства и права.


Философская наука определяет метод как способ построения философского и научного знания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.6 Таким образом, категория «метод» означает способ, прием исследования. Теория государства и права широко использует методы, выработанные философией, другими общественными и естественными науками.

Прежде всего, следует охарактеризовать общенаучный метод диалектику, которая трактуется философией как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творческого, познающего мышления.7 Существует диалектика природы и диалектика общественной жизни, эта последняя представляет собой учение о законах развития общества. Законы и категории диалектики дают основания для изучения государственно-правовых явления, формируют мировоззренческие позиции, используемые в процессе познания. Таким образом, диалектика дает основу мировоззрения. Выводы диалектики означают, что государство и право прямо или опосредованно связаны с другими социальными явлениями и находятся во постоянном развитии, причем процесс развития государства и права представляет собой строго закономерный процесс, обусловленный рядом исторических факторов. 8

Проникновение в сущность государства и права возможно лишь в процессе всестороннего и глубокого анализа их связей с другими социальными явлениями, а также историей развития. Следует отметить, что законы диалектики в теории государства и права применяются там, где связь между явлениями очевидна и там где её можно выявить при более детальном рассмотрении какого-либо правового феномена.9 Основными законами диалектики являются такие как закон единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Кроме диалектики, теория государства и права использует такой противоположный ей метод познания действительности как метафизика. Она представляет собой философский метод, отрицающий саморазвитие предметов и явлений. Метафизическое мировоззрение означает построение статичной умозрительной картины мира, когда все предметы и явления рассматриваются вне связи и вне развития. Использование метафизики, как метода познания в теории государства и права, достаточно обоснованно. Зачастую познание производится путем выделения изучаемого объекта из массы других. Например, не отрицая взаимосвязь норм права с иными социальными нормами, проникновение в их сущность возможно лишь при вычленении из всей совокупности социальных норм.

Среди общенаучных методов, используемых в теории государства и права, следует выделить исторический материализм - философскую концепцию развития общества, представляющую собой распространение принципов диалектического материализма на общественный процесс. Основной принцип материализма - признание материи первичной, а сознания вторичным. В отношении развития общества этот принцип конкретизируется. Здесь признается первичным бытие, то есть экономические отношения, а вторичным или надстройкой - государство и право. Тот или иной тип государства формируется на основе экономического базиса. Правовые нормы только в том случае будут действенны, реальны, если они будут соответствовать требованиям общественного развития. Для того, чтобы признать ту или иную норму действительно правовой, необходимо, чтобы она закрепляла и регулировала необходимые, то есть внутренне обусловленные, а не случайные отношения. На этом основании можно сделать вывод, что задача юридической науки и практики правотворчества состоит в создании таких норм, которые бы наиболее полно отражали требования социальной реальности.

Материализму противостоит такая система мировоззрения и метод познания как идеализм. Последователи философских и правовых учений, основанных на идеалистическом мировоззрении, считают первичным сознание, а материю вторичной, производной от сознания. Применительно к теории государства и права и правовой науки в целом, это означает, что государство и право являются порождением сознания. Государственно-правовой механизм формируется под воздействием множества факторов, в том числе под влиянием психологии нации, деятельности какой- либо личности или группы лиц. Религиозное мировоззрение предполагает, что государство и право являются результатом высшего, божественного разума, где человек может лишь следовать предначертаниям, данным свыше.

Большое значение в теории государства и права имеют такие общенаучные, философские методы как индукция - движение от частного к общему, и дедукция - движение от общего к частному. Например, при изучении юридической практики, характера правотворчества, источников права, можно сделать общий вывод или дать характеристику правовой системы в целом. Это метод индукции. Напротив, изучении частных правовых феноменов, можно сделать вывод о характере правовой системы в целом.

Теория государства и права использует конкретно-исторический метод, с помощью которого выявляются особые, индивидуальные черты, свойственные той или иной правовой системе, особенности её, обусловленные историческими и социокультурными традициями.

Среди специальных методов в теории государства и права выделяется сравнительно-правовой метод. Сравнительно-правовое исследование имеет своим объектом аналогичные или сходные институты двух или нескольких правовых систем. Сравнение состоит из двух этапов - сопоставление, то есть изучение сравниваемых фактов, и вывод, оценка, к которым в результате сравнительного изучения права приходит исследователь. 10 Использование сравнительного метода означает последовательное изучение некоторого числа объектов, (в теории государства и права речь идет о правовых системах, системах, права, принципах правотворчества, системах законодательства) выявление их сходства и различия, выявление причин и условий, способствовавших их формированию.

Традиционен для правовой науки, в частности для теории государства и права формально-юридический метод, который применяется при исследовании внутреннего строения правовых норм, анализа источников права. Также метод государственного правового моделирования, по которому выявление и изучение признаков и особенностей одного государственно-правового образования позволяет, с определенной степенью точности, судить о других.11 Наконец, особое значение в последнее время приобретает конкретно-социологический метод. С его помощью можно определить степень эффективности функционирования государственной власти, действия правовых норм. Широко используются статистические данные.12


^ II. Происхождение государства и права.


1.Первобытнообщинный строй.


Первобытнообщинный строй является наиболее длительным периодом развития человеческого общества. Антропологической наукой сформулирован вывод о том, что человек современного типа существует около 40 тыс. лет. Между тем, первые государственные образования появляются лишь около 5 тыс. лет назад.13 Самая ранняя форма объединения людей - это первобытное стадо. В этот период люди использовали примитивные орудия труда.

В более поздний период палеолита (каменного века) люди научились создавать более совершенные орудия труда, добывать огонь строить жилища. В это время формируется такая форма организации людей как род. Особенностью этой формы была кровная связь между членами рода. Но кроме того, род представлял собой общественную группу, сложившуюся для совместного ведения хозяйства, для коллективного производства и совместного потребления. В этот период господствовал матриархат. Происхождение ребенка от матери являлось наиболее очевидным признаком родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала роль женщины в роде. К тому же собирание плодов, а затем мотыжное земледелие, которые выполнялись женщиной, давали постоянный доход, более скромный чем тот, который приносили мужчины-охотники, но зато постоянный, так как охота далеко не всегда была удачной. Поэтому у многих народов общественная организация строилась на основе матриархата.14

В результате неолитической революции,15 с переходом от присваивающего хозяйства к производящему - скотоводству и плужному земледелию , произошел переход к патриархату - отцовскому роду. Он обусловлен совершенствованием орудий труда, что позволило более удачно охотиться. Кроме того, человек научился выплавлять металл, сначала бронзу, медь, олово, золото, затем железо. Это повышало роль мужчины в семье.16

Первобытному строю была свойственна общественная власть и социальные нормы. Общественной власть называется тогда когда объект и субъект власти совпадают, отсутствует признак публичности. Власть не была обособлена, не выделялся особый разряд людей, для которых управление являлось единственным видом общественной деятельности. Общественная власть базировалась на семейных отношениях, так как род играл важнейшую роль в жизни общества. Роды могли объединяться в племена и союзы племен, но все же именно род был главным звеном в структуре общества. Общественная власть основывалась на началах первобытной демократии, общественного самоуправления, опиралась на авторитет, уважение традиций. Власть имела довольно простую структуру. Главным органом являлось собрание всех членов рода, в котором участвовали как мужчины так и женщины. Собрание избирало старейшин из наиболее уважаемых членов рода. Для решения важных дел собирался совет старейшин. Кроме того, собрание членов рода избирала военных вождей, предводителей охоты. Большую роль в управлении играли служители культа - жрецы. Они толковали волю богов и сами являлись проводниками их воли, сообщали её вождям старейшинам и собранию. Это придавало им особый авторитет.

10-12 тыс. лет назад начался переход от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему – скотоводству, земледелию. Он получил название неолитической революции. Появление в руках человека принципиально новых орудий труда повлекло за собой серьезные общественные последствия. Ф. Энгельс в своем произведении «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) выявляется основные этапы и закономерности происхождения государства, которые стали базовыми постулатами материалистической теории происхождения государства. В общем и целом, эти положения сводятся к следующему.

Следствием неолитической революции явился переход от родовой общины к соседской. Люди стали жить семьями, получив такую возможность, благодаря росту производительных сил. Общественная собственность материнского рода постепенно переходит в частную собственность отдельных семей, ставших самостоятельными хозяйственными единицами. При этом владельцем скота, а в значительной мере и урожая, был естественно, основной работник – мужчина – пастух, пахарь. Он постепенно становится главой семьи и собственником основных средств и продуктов производства. Матриархат сменяется патриархатом.17 Соседская община создавала условия для перехода от родовой организации к территориальному объединению.

Еще одним следствием неолитической революции явилось появление избыточного продукта, что породило регулярный обмен между племенами. Кроме того, избыточный продукт создал возможность привлечения дополнительной рабочей силы, необходимой для ведения хозяйства. Эту дополнительную силу доставляла война. Если прежде пленных убивали, то теперь, с переходом к производящему хозяйству их стали использовать как рабов. Вследствие этого общество дифференцировалось на эксплуататоров и эксплуатируемых.18 Таким образом производящее хозяйство вело к общественному разделению труда, социальной, в том числе классовой дифференциации, имущественному расслоению населения на богатых и бедных, господ и рабов, неравноправные касты.19

В военном сословии выделяются вожди, начальники дружин, простые дружинники. Укрепляется сословие священников, формируется религиозное мировоззрение, создаются священные книги. Также происходит выделение среди населения купцов и ремесленников.

В этот период шли постоянные войны, что обусловило усиление военной власти. Власть военного вождя начинает доминировать на собранием членов рода. Нередко военный вождь присваивал себе функции верховного судьи и верховного жреца.

Таким образом основными факторами образования государства явилось развитие производительных сил, имущественная и социальная дифференциация, распад родовой общины на отдельные семьи, переход к территориальной организации населения.20


^ 2. Социальные нормы при первобытнообщинном строе.

Возникновение права.


Регулирование общественных отношений осуществлялось с помощью мононорм21 или обычаев. В эпоху родового строя не было разделения норм по группам – на религиозные, моральные, корпоративные, правовые. Существовали единые норм, применяемые обществом в целях регулирования поведения своих членов. Мононормы, или обычаи отличались монолитностью, суровостью, а порой и жестокостью. Появление этих норм и их характер были обусловлены социально-природной необходимостью. От соблюдения этих норм зачастую зависела жизнь рода и его отдельных членов. Поэтому не требовалось формального закрепления. Сила обычаев обеспечивалась согласием всех членов рода. Дополнительного принуждения не требовалось. Конечно, иногда обычай нуждался в применении мер принудительного характера, но и в этих случаях носителем принуждающей силы выступало само общество.

Мононормы выражали коллективное начало. В их задачу входила «нейтрализация личности».22 Родовой строй обеспечивал преобладание целого над частным, человек являлся членом общины, ее частью и принадлежал ей. Его личная жизнь и частные интересы «растворялись» в общине. Едва ли не самым суровым наказанием было изгнание из рода. Человек, лишенный автономии, ощущающий себя как часть целого – рода, оказывался предоставленный самому себе. Это наносило удар по его психологии. Кроме того, одному, или даже семьей, но без рода, выжить было очень сложно.

Для обычаев характерно доминирование запретов. Более того, вся система регулирования носила запретительный характер. Нормы поведения выступали чаще как «табу», в основе которых лежит именно запрещение. Права являлись оборотной стороной обязанностей. Например, обязанность не препятствовать доступу к добыче оборачивалась правом каждого на свою долю.23 Никто в роде не имел привилегий, род вставал в защиту своих членов, никто не мог уклониться от кровной мести, которая также являлась одновременно правом и обязанностью.

Обычаям была свойственна предметность, казуистичность, отсутствие в них интеллектуального, обобщающего начала, отсутствие целостных суждений. Мононормы в первобытнообщинном обществе посвящены либо брачным отношениям, либо ритуалам выхода на охоту, а также празднествам, торжествам и т.д.

Обобщающие, интеллектуальные компоненты проникали в систему социального регулирования не только путем придания мононормам и запретам обобщающего характера, но с другой стороны – путем придания нормативного характера мифам, сказаниям, сагам и т.д.24

Русский правовед Г.Ф.Шершеневич. рассматривая вопрос о возникновении права, утверждал, что право – это «не дар богов или изобретение людей, Право создавалось незаметными переходами путем дифференциации из однородной массы норм специфических норм» . Наступает момент, когда из общей массы мононорм выделяется группа, получившая с течением времени настолько отличительные признаки, что уже не могло быть сомнения в зарождении нового явления.

Г.Ф.Шершеневич выделял следующие причины возникновения права.25

^ 1.Численный рост группы, который происходит в результате объединения родов и племен. Пока общественная среда невелика, жизнь и поведение каждого человека происходят на глазах у всех. Каждый индивид находится в поле зрения своих сородичей и соплеменников. Но сколько-нибудь значительный рост населения тот час ослабляет влияние общества на конкретную личность, так как «внимание распределяется между большим числом единиц, потому что каждая единица при этом получает возможность хотя бы отчасти освободить свое поведение от общественного контроля».26 Следовательно, индивид приобретает возможность оформляться как личность и получает, при этом, большую автономию.

^ 2. Нарушение однородности группы. Пока нет различий ни по происхождению, ни по богатству, группа сильная единством своих интересов, взглядов, преданий. Но рост производительности труда, а также завоевания подрывают эту однородность. Появляются излишки продукта. «Или победители переселяют к себе побежденных, или сами поселяются среди них, заставляя их работать на себя».27 Следовательно, в пределах одной и той же группы сталкиваются уже заранее прямо противоположные интересы, воззрения, выработанные в разное время, в разных условиях. То, что с точки зрения господствующей прослойки плохо, то, с точки зрения противоположной группы хорошо. То, что «первые будут одобрять, вторые будут порицать. Общественное же мнение сильно тогда, когда оно едино, следовательно, при разделении общества по различным группам и интересам одного общественного мнения недостаточно». 28 Необходимо такое средство социального регулирования, которое смогло бы координировать интересы различных социальных групп, хотя бы при использовании императивных способов регулирования.

^ 3. Увеличение числа правил - норм, регулирующих поведение индивида и обеспечивающих единство общества. Г.Н.Шершеневич отмечает, что удержание этих правил в памяти, как это было раньше, становится затруднительно. Следовательно, более живучими, жизнеспособными становятся те правила, которые отвечают интересам верхушки населения и поддерживаются мерами принудительного воздействия .29

^ 4. Обособление суда. Суд, организованный политической властью, отделяется от суда общественного. Политическая власть постепенно приобретает все большее значение, следовательно, все чаще к ней обращались за защитой, и, следовательно, необходимо было создание государственного суда. К суду обращались те, которые не надеялись на общественное мнение, которые считали недостаточно авторитетными его решения или те, которые боялись неблагоприятного решения.30

Первоначально, суд осуществлял правосудие не по особым правилам и не без участия общества. Суд проходил среди всех собравшихся, к которым и обращался: привлекались старейшины для трактовки, толкования решения. При рассмотрении дел, суд вначале руководствовался обычаями, но если их было недостаточно или с их помощью невозможно было решить дело по существу, то он мог разрешать дело по собственному усмотрению и тем самым создавать прецедент. Это имело большое значение в формировании права. Впервые общество признало существование и действенность особых правил – норм, отличных от существовавших ранее обычаев.

Чьим интересам служило право? Конечно, оно обеспечивало имущим классам более организованное, планомерное утверждение и развитие своей власти. Политическая власть правильно усмотрела в праве средство защиты своих интересов и средство воздействия на массы. Но, с другой стороны, организованный правовой порядок объективно соответствовал интересам бедных слоев населения, лишенных участия в управлении обществом. Право давало им определенные гарантии от произвола со стороны властвующих. Отсюда настойчивое требование ясного закона со стороны тех слоев населения, на которые власть распространялась. Примером этого являются законы ХП таблиц. Право защищало слабых от случайных и неожиданных актов произвола.

История права показала везде почти один и тот же порядок процесса формирования правовых норм, перехода от мононорм к праву. Прежде всего правовой охране подвергается личная неприкосновенность носителей власти. Право угрожает самыми суровыми наказаниями за любое покушение на жизнь стоящих у власти. И вообще, если проанализировать содержание древнейших юридических памятников, можно увидеть, что они содержат в себе большей частью уголовные нормы. Так, в Салической правде из 293 статей только 25 не имеют карательного характера.

За уголовным правом следуют нормы о налогах, податях, дани. Далее – нормы процессуальные. И следует отметить, что именно низшие классы были заинтересованы в том, чтобы их судили не по произволу, а по закону. На последнем этапе формирования права появляются нормы гражданского права. Это связано с тем, что власть стремится укрепить свое положение, а отношения между подданными ее не интересуют: это их личное дело и эта сфера была долгое время вне государственного интереса. Только позднее власть осознает, что истинная её опора – в обществе, а следовательно, чем прочнее правовой порядок, тем тверже основа, на которой держится государственная власть.


^ 3. Происхождение государства.


В многочисленной литературе можно выделить несколько основных теорий происхождения государства, которые оказали влияние на формирование той или иной концепции происхождения государства.31


а) Договорная (естественно-правовая) теория происхождения государства.


Некоторые идеи этой теории появляются уже в древности. Однако родоначальником этой теории принято считать голландского философа Г. Гроция (1583-1645).32

Основой данной теории являлось предположение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих отношений в естественном состоянии представлялись неоднозначным образом.

Английский философ Т. Гоббс (1588-1679) видел естественное состояние в войне всех против всех. По его мнению пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в состоянии, которое называется войной, а именно войной всех против всех.33 В качестве причин войны он выделяет соперничество между людьми, недоверие, жажду славы.34 Великий французский философ Ж-Ж Руссо (1712- 1778), напротив, называет первобытное состояние золотым веком. Он считал , что при первобытном состоянии люди жили свободными, здоровыми, добрыми и счастливыми.35 Английский философ Дж. Локк (1632-1704) считал, что естественное состояние человека состоит в его неограниченной свободе.36

В соответствии с теорией Гоббса, люди быстро догадались, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой и независимостью и безудержно предаваться страстям, то положение их станет несчастным. Люди осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества в целом.37 Таким образом, согласно договорной теории, основой возникновения государства является договор, заключаемый людьми, чтобы жить в обществе. При этом люди должны подчиняться власти.

Руссо, рассуждая о причинах происхождения государства, писал, что с появлением излишнего продукта, возникла частная собственность, а вместе с ней неравенство. Следовательно, государство возникло из властвования богатых и подчинения бедных. Руссо выдвигает теорию нового общественного договора. По его мнению человек рожден свободным, поэтому требовалось заключение нового общественного договора. Общественный договор должен устанавливать между всеми гражданами такое равенство, чтобы они вступали в соглашение на одних и тех же условиях и пользовались бы одними и теми же правами. Цель договора в том, чтобы найти такую форму объединения, чтобы каждый объединяясь с другими, повиновался бы только самому себе и оставался свободным как и прежде. В силу договора, по мнению Руссо, образуется общая воля, которой принадлежит верховная власть и которая неотчуждаема от народа, её источника.38 Руссо видел необходимость в подчинении всех граждан закону. Он считал его средством, которое подчиняет людей, одновременно оставляя их свободными. Соблюдение законов - не только долг народа, но и правительства.


б) Патриархальная теория происхождения государства.


Эта теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи. Она имела и «западное» и «восточное» происхождение. На западе, а именно в древней Греции, эта теория получила основание в трудах Аристотеля (ок. 384-322 до н.э.) , который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные, люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи.

Патриархальная теория происхождения государства была обоснована великим китайским мыслителем - Конфуцием (551 г . - 479 до н. э. ). Конфуций переносил модель отношений в семье на государство. Государь должен быть отцом своим подданным и заботиться о них как о своих детях. Политическое управление должно осуществляться без применения насилия и порождать социальную гармонию, а не покорность подчиненных и угнетенных.39

Патриархальная теория имеет несомненное научное обоснование и действительно прослеживает переход от родовой общины к государству. Род разрастался, образовывалось племя, племена вступали в союзы. Глава рода участвовал в управлении. Постепенно должности стали передаваться по наследству, или же один из родов захватывал управление, в этом случае должности также передавались по наследству. К слову, в Японии таким образом в начале XVII вв. к власти пришел клан Токугава. Несмотря на достаточную обоснованность патриархальной теории, она, все же не может претендовать на универсальность.40

в) Теория насилия.


Теория, в соответствии с которой государство возникло в результате насилия, появилась во второй половине XIX в. Её развивали австрийский ученый Л. Гумплович (1838 - 1909), немецкие философы К. Каутский (1854- 1938), Е. Дюринг (1833-1921).

Вопрос о происхождении государства как организации властвования, сторонники этой теории рассматривали исходя из идеи насилия. Л.Гумплович считал, что история не предъявляет ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим; оно выражалось в завоевании более сильным племенем более слабого, как правило, оседлого населения.41 Таким образом, источник государства Гумплович видел в борьбе племен и народностей. Налицо биологизация общественных явлений. Как в природе происходит выживание более сильного, так и в обществе побеждает сильнейший. Сама природа установила отношения властвования.

Идею насилия развивал К. Каутский. Он утверждал, что классы и государство появляются одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. «Первые классы и государства образуются из племен, спаянных друг с другом 42 актом завоевания». В соответствии с теорией насилия, Каутский объясняет происхождение государства борьбой воинственных племен пастухов-кочевников м племенами мирных оседлых земледельцев, которая заканчивается завоеванием и покорением первыми вторых. «Если мы примем во внимание ... неподвижность, беззащитность и покорность первых, бедность, воинственность и отвагу, а также способный к приспособлению ум последних, тогда мы будем иметь в лице крестьян и пастухов два фактора, взаимодействие которых на известной ступени развития должно привести к тому, что пастухи подчинили себе крестьян и сделали их своими данниками. Отдельные пастушеские племена ... стали во главе общества... ».43

Приоритет насилия также обосновывался Е. Дюрингом. Происхождение государства он также связывал с насильственным завоеванием.

Следует отметить, что насилие может иметь как внешний характер, когда речь идете о покорении одних народностей другими, так и внутренний, когда внутри одного общества, в результате революции, одна социальная группа приходит власти и в дальнейшем её осуществляет, несмотря на то, что интересы этой группы не совпадают с интересами других групп.

Без сомнения, теория насилия имеет право на существование. История знает множество примеров, когда завоевание ускоряет процесс формирования государственности. Примером тому является образование большинства государств в Западной Европе. При этом, образование национальной государственности в ходе борьбы за независимость, как например это имело место в Голландии, тоже является примером формирования государства в результате насилия.


г) Органическая теория .


Основывается на абсолютизации биологических явлений, перенесении их на общество и общественное развитие. Еще в период античности некоторые мыслители, например, Платон (448 до н.э. - 328 гг. до н. э.), сравнивали государство с живым организмом, проводили аналогию между юридическими законами и законами, регулирующими психическую жизнь человека. Более четко эта теория была сформулирована в XIX в. Г. Спенсером (1820 - 1853).

Содержание органической теории сводится к следующему: развитие живых существ идет от низших видов к более высоким, от них - к человеку; государство является разновидностью человеческого организма. Оно - произведение сил природы и появляется одновременно с людьми. Общественная власть, одним из видов которой является государственная власть, - естественное господство целого над частями. В общественном, организме, так же как в организме любого живого существа все части подчинены благу целого. Государство - это общественный организм, который состоит из людей, как бы живой организм состоит из органов и клеток. При этом, если организм здоров, то и его части будут здоровы, следовательно, если государство функционирует нормально, то это является условием благополучия его граждан.

Органическая теория имеет несомненные положительные черты: 1) человек - это прежде всего биологическое существо., поэтому необходима гармония естественных и социальных законов; 2) органическая теория вводит в понятие об обществе и государстве системный признак. Её представители считали, что общество и его государственная организация - это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов; 3) органическая теория обосновывает дифференциацию и интеграцию общественной жизни. Разделение труда ведет к дифференциации общества, к его делению на классы и социальные группы. С другой стороны, части государства не могут существовать одна без другой - это объединение людей в государство.

д) теологическая теория


Эта теория исходит из постулата о божественном происхождении государства. Бог является демиургом, то есть творцом мира. Следовательно все, что происходит в мире предопределяется в конечном счете высшим разумом. Бог может открывать свою волю людям, которые действуют в соответствии с ней и поэтому оказывают предопределяющее влияние на ход развития истории, на характер формирования и функционирования государства. Божественная воля не может быть познана, постичь тайну божественного промысла невозможно. В Средние века эта теория была сформулирована Фомой Аквинским ( 1226-1274) теологи обосновывали тезис о приоритете церковной власти на светской. Светская власть государей получается от власти церковной, следовательно должна ей подчиняться.

Теологическая теория приравнивает правовые нормы к религиозным нормам. В Средние века религиозные, канонические нормы регулировали целые сферы жизни людей. Например, семейные отношения полностью находились в ведении церкви.

1 Философский энциклопедический словарь. М. 1989. С. 505.

2 Там же. С.С. 194-195.

3 Алексеев С.С. Общая теория права. М. 1981. Т.1. С. 15.

4 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М 2001. С. 56.

5 Там же. С. 59.

6 Философский энциклопедический словарь. М. 1989. С. 358.

7 Там же. С. 163.

8 См. подробнее. Сырых. В.М. Метод правовой науки. М. 1980.

9 См. подробнее Керимов. Д.А. Философские проблемы права. М. 1973. В качестве очевидной связи Д.А. Керимов приводит пример построения системы права, где система, как единое целое делится на отрасли, подотрасли, институты, нормы права. Между тем примером глубинных связей является учение о норме права. Норму права достаточно сложно отграничить от других социальных норм так как между ними существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Лишь только выявление сущности правовой нормы и её формы на основе законов диалектики позволили вычленить правовые нормы из массы социальных норм.

10 от этом методе см. подробнее Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М. 1965.

11 См. Теория государства и права./Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М. 1997.

12 Там же.

13 Теория права и государства./ Под. ред. Г.Н. Манова. М. 1995.

14 См. Там же С. 2.

15 Неолитическая революция началась примерно 10-12 тыс. лет назад. Эпохой позднего неолита называют время - 7-8 тыс. лет назад.

16 Существует мнение, что матриархата вовсе не существовало, а во главе рода всегда стояли мужчины. Это объясняется биологическим фактором: мужчина изначально сильнее женщины, он всегда был воином. Следовательно, женщина не могла стоять во главе рода.

17 См. Теория права и государства// под ред Г.Н. Манова. М. 1995. С.96.


18Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //

Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 161.


19 См. Теория права и государства// под ред Г.Н. Манова. М. 1995. С.6-7.

20 См. Там же. С. 10

21 Термин «мононорма» появился в 1979 году.

22 См. Алексеев С.С. Общая теория права. М. 1994.

23 Там же.

24 Там же.

25 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. СПб. 1913. С. 156.

26 Там же.

27 Там же.

28 Там же. С. 157-158.

29 Там же.

30 Там же. С.158.

31 Ряд западных правоведов и философов придерживаются той точки зрения, в соответствии с которой государство и общество возникли в глубокой древности, поэтому по поводу этих процессов можно строить только догадки и гипотезы. Кроме того многие авторы отрицают какую-либо закономерность в происхождении общества и государства. По их мнению каждое общество и государство имеет сугубо индивидуальный характер, и каждое развивалось своим особым путем.

32 См. Гроций Г. О праве войны и мира. М. 1956.

33 Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Антология мировой философии. М. 1970. Т. 2. С. 335.

34 Там же.

35 См. Руссо Ж-Ж. Об Общественном договоре. СПб. 1907.

36 Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. // Антология мировой философии. М. 1970. Т. 2.

37 Гоббс Т. Указ. Соч. С. 336.

38 См. Руссо Ж-Ж. Указ. Соч. С.25.

39 Конфуций. Лунь Юй. СПб.- М. 2000. Комментарий. С.231.

40 Патриархальная теория обосновывалась также в труде Р. Фильмера «Патриарх», вышедшем в 1642 г. Но уже тогда мысли, изложенные Р. Фильмером считались экзотическими.

41 Гумплович Л. Общее учение о государстве. Б.г. С. 47.Л

42 Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. II. М.-Л. 1931. С. 86.

43 Там же С. 102.

Похожие:

Происхождение государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе общественных и юридических правовых наук iconПроисхождение государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе общественных и юридических правовых наук
Каждая из них познает государство и право, решая свои, специфические задачи, при использовании присущих им средств
Происхождение государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе общественных и юридических правовых наук icon1. Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе юридических дисциплин
Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе юридических дисциплин
Происхождение государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе общественных и юридических правовых наук iconТеории происхождения государства
Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят...
Происхождение государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе общественных и юридических правовых наук iconЭкзаменационные вопросы по предмету «Теория государства и права»
Предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся
Происхождение государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе общественных и юридических правовых наук iconТеория государства и права
Теория государства и права это система знаний о государственно-правовых явлениях, соответствующих своему понятию и с естественной...
Происхождение государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе общественных и юридических правовых наук iconВопросы выходного контроля
Развитие отечественной науки «Теория государства и права» и актуальные проблемы теории государства и права на современном этапе развития...
Происхождение государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе общественных и юридических правовых наук iconУтверждено на заседании кафедры теории государства и права и конституционного права (протокол №6 от 22. 01. 10 г.) Дисциплина «история отечественного государства и права» Учебно-методический комплекс Челябинск 2010
Рассматривается круг проблем составляющих основу курса истории отечественного государства и права. Кроме того, содержит рабочую учебную...
Происхождение государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе общественных и юридических правовых наук iconВзаимосвязь государства и права. Формы взаимодействия государства на право и права на государство
В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права
Происхождение государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе общественных и юридических правовых наук iconВопросы и темы контрольной работы "история государства и права зарубежных стран"
Предмет, методология и периодизация истории государства и права зарубежных стран
Происхождение государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе общественных и юридических правовых наук iconТеория права, конституционное и административное право вариант 1 Перерастание государства племени в государство класса характеризует теорию (теории) происхождения государства
Перерастание государства племени в государство класса характеризует теорию (теории) происхождения государства
Происхождение государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе общественных и юридических правовых наук iconО поездке будущих юристов в Государственную Думу: законотворчество воочию
Студенческое Научное Общество. Сопровождать ребят любезно согласились преподаватели кафедры теории и истории государства и права:...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы