Скачать 3.36 Mb.
|
www.koob.ru ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ МЛАДЕНЧЕСТВО • ДЕТСТВО • ЮНОСТЬ • ВЗРОСЛОСТЬ • СТАРОСТЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ А. А. РЕАНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ «прайм-ЕВРОЗНАК» Издательский Дом «НЕВА» МОСКВА ОЛМА-ПРЕСС» 2002 ББК 88.37 УДК 159.922 П86 Авторами соответствующих разделов книги являются: Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И. А. Часть I: глава 12. Зинченко В. П. Часть I: глава 13. Костромина С. Н. В частях VI-VIII: глава 3. Маклаков А. Г. В частях II, IV-VIII: глава 1; часть III: глава 2. Петанова Е. И. В частях II, IV, VI-VIII: глава 4; часть III: глава 5. Прокофьева В. А. В частях II, IV-VIII: глава 2; часть III: глава 3. Реан А. А. Часть I: глава 14; в частях IV, V, VIII: глава 6. Реан А. А., Петанова Е. И. Часть V: глава 4. Розум С. И. В частях II, IV-VIII: глава 5; часть III: глава 6. Сергиенко Е. А., Виленская Г. А. Часть II: глава 6. Фельдштейн Д. И. Часть III: глава 1. П 86 Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»). ISBN 5-93878-029-2 Этот учебник дает полное представление о современных знаниях в области психологии развития человека. Книга разделена на восемь частей, каждая из которых описывает особенности психологии данного возрастного периода по следующим векторам: когнитивные особенности, аффективная сфера, мотивационная сфера, поведенческие особенности, особенности Я-концепции. Особое внимание в книге уделено вопросам возрастной периодизации и детской и подростковой агрессии. Состав авторского коллектива этой книги — уникален. В работе над книгой принимали участие девять докторов и пять кандидатов психологических наук. Из них трое - академики и двое члены-корреспонденты Российской Академии образования (по отделению психологии). Данный труд представляет взгляды разных психологических школ страны. Для широкого круга специалистов в области гуманитарных наук. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ Редакторы М. Геркусова, О. Терехова ЛП № 000370 от 30.12.99 ИД № 05761 от 04.09.01 Подписано в печать 26.03.2002. Формат 70 х 1081/ie. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 57,4. Уч.-изд. л. 58,9. Доп. тираж 4000 экз. Заказ № 4067. «прайм-ЕВРОЗНАК». 191126, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., 28/30 Издательство «ОЛМА-ПРЕСС Инвест». 129075, Москва, Звездный бульвар, д. 23А, стр. 10 Отпечатано с готовых диапозитивов в полиграфической фирме «КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ». 103473, Москва, Краснопролетарская ул., ^ © Аверин В. А. 2001 © Прокофьева В. А. 2001 © Виленская Г. А. 2001 © Реан А. А. 2001 © Дандарова Ж. К. 2001 © Реан А. А. Составление, © Деркач А. А. 2001 общая редакция. 2001 © Зазыкин В. Г. 2001 © Розум С. И. 2001 © Зимняя И. А. 2001 © Сергиенко Е. А. 2001 © Зинченко В. П. 2001 © Фельдштейн Д. И. 2001 © Костромина С. Н. 2001 © прайм-ЕВРОЗНАК. 2001 © Маклаков А. Г. 2001 © Серия, оформление, ISBN 5-93878-029-2 © Петанова Е. И. 2001 прайм-ЕВРОЗНАК. 2001 КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич Профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики, декан факультета клинической психологии С.-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии. Автор более 80 работ по проблемам профессионального становления и развития личности. ^ Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и педагогической психологии. ^ Профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, член экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии РФ, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования, первый проректор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 200 работ по проблемам психологии профессионального развития личности, психологии управления и социальной психологии. ^ Профессор, доктор психологических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 130 работ по проблемам психологии профессионального развития. ^ Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, член экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии РФ, заведующая отделом исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Министерства образования РФ. Автор более 200 работ по проблемам психологии общения, психолингвистики, педагогической психологии. ^ Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, почетный член Американской академии искусств и наук, руководитель Центра комплексного изучения человека Российской академии образования. Автор более 300 работ по проблемам инженерной психологии, детской психологии, психологии развития человека, теории и методологии психологии. Многие работы изданы на английском, немецком, испанском, японском и других языках. ^ Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам педагогической психологии, психодиагностике и психологии развития детей. ^ МАКЛАКОВ Анатолий Геннадьевич Профессор, доктор психологических наук, старший научный сотрудник Военно-медицинской академии. Автор более 150 работ по проблемам общей психологии, психологического обеспечения профессиональной деятельности в особых условиях и проблемам психологической адаптации. ^ Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и психотерапии. ^ Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Ленинградского государственного областного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и психологии профессиональной адаптации. ^ Профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, член экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии РФ, эксперт и член правления Европейской ассоциации по работе с социально неблагополучными детьми, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 140 работ по проблемам социальной и педагогической психологии, психологии личностного развития, психологии агрессии. ^ Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам общей психологии и психологии личности. ^ Профессор, доктор психологических наук, член международного общества по изучению младенцев, заведующая лабораторией когнитивных процессов Института психологии Российской академии наук. Автор более 110 работ по проблемам психического развития. ^ Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных процессов Института психологии Российской академии наук. Автор работ по проблемам психического развития. ^ Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования, вице-президент Российской академии образования, академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО. Автор более 200 работ по проблемам социального развития личности, психологии подростка, проблемам возрастной и педагогической психологии. Десятки работ переведены на иностранные языки и изданы во многих странах мира. 1. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗВИТИЯ 20 БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 21 СОЗРЕВАНИЕ И РОСТ 22
СИНЕРГЕТИКА 28 ЦЕЛЬ КАК ЦЕЛОСТНОЕ И ЦЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 29
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ 34 СРЕДА 34 АКТИВНОСТЬ 36
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 47 ТЕОРИИ РЕКАПИТУЛЯЦИИ 47 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА 48 СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 50 КОНЦЕПЦИЯ Э. ЭРИКСОНА 50 КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ 53 КОНЦЕПЦИЯ Ж. ПИАЖЕ 53 ПЕРСОНОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 58 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ 59 9. ^ 61 СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 61 ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 62 КРИЗИС РАЗВИТИЯ 63 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ 64 КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д. Б. ЭЛЬКОНИНА ... 66 10. ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ 69 ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 70 11. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 72 75 12. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 6 ■ СОДЕРЖАНИЕ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРИОДИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ АВТОРОВ .... 91 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93 РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНА И ПЛОДА 96 ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ 96 ВТОРОЙ МЕСЯЦ 96 ТРЕТИЙ МЕСЯЦ 97 ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ 97 ПЯТЫЙ МЕСЯЦ 97 ШЕСТОЙ МЕСЯЦ 98 СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ 98 ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ 99 ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ И НОВОРОЖДЕННЫЙ 99 ^ 100 РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ 100 РАЗВИТИЕ КОЖНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ 101 РАЗВИТИЕ ВКУСОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ 101 РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ 101 РАЗВИТИЕ СЛУХА 101 РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ 102 РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ 102 ПРЕДМЕТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ 103 РАЗВИТИЕ РЕЧИ 105 ПЕРИОД ПОДГОТОВЛЕНИЯ СЛОВЕСНОЙ РЕЧИ 105 ПЕРИОД ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ 107 СТАДИЯ «СЛОВ-ПРЕДЛОЖЕНИЙ» 107 СТАДИЯ ДВУХ-ТРЕХСЛОВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 108 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 109 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ 110 Обобщение 110 Овладение речью 110 Сравнение 110 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 111 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ 111 РАЗВИТИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ 112 РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ 112 РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ВНИМАНИЯ 112 РЕЗЮМЕ 113 ^ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ОТ 0 ДО 2 ЛЕТ .... 114 КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ 115 ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗМЕ РЕБЕНКА . 117 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ 118 ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ 118 СОДЕРЖАНИЕ Ш 7 РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ 119 ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ 120 ЭМОЦИИ СТРАХА 121 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ 121 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 122 РЕЗЮМЕ 123 ^ 124 ПОТРЕБНОСТИ — ПЕРВОИСТОЧНИК ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА 124 АФФИЛИАТИВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ 127 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВА АФФИЛИАЦИИ 128 ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ ИЛИ БАЗАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ К ЖИЗНИ 129 ПОТРЕБНОСТЬ В НОВЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ 130 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ В НОВЫХ. ВПЕЧАТЛЕНИЯХ 130 МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ 132 РЕЗЮМЕ 133 ^ 135 РАЗВИТИЕ «ТЕЛЕСНОГО» Я-ОБРАЗА 136 РАЗВИТИЕ «Я-ОБРАЗА» ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПРЕДМЕТАМИ 137 РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ СОЦИУМА 138 ОБРАЗ Я И РОДИТЕЛИ 138 Я И НЕЗНАКОМЦЫ 140 ОТРАЖЕНИЕ «Я-ФАКТОРА» В РЕЧИ 140 ОТНОШЕНИЕ МЛАДЕНЦА К СЕБЕ 141 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 142 РЕЗЮМЕ 143 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ У МЛАДЕНЦЕВ 143 ^ 144 РАЗВИТИЕ ТЕЛЕСНОГО ПРОСТРАНСТВА И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ .145 РАЗВИТИЕ СХЕМЫ ТЕЛА 145 Новорожденный ребенок 145 Младенчество 146 РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИЗИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ 147 Манипуляторный характер действий 147 Функциональный характер действий 147 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 148 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА 150 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА ПОСЛЕ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ 151 Предметное общение 151 Речевое общение 152 ПОДРАЖАНИЕ — ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 152 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ 153 СИНДРОМ «ГОСПИТАЛИЗМА» 154 РЕЗЮМЕ 155 ^ ГЛАВА 6. СОЦИАЛИЗАЦИЯ В РАННИЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА 156 ИСТОРИЯ ВОПРОСА 156 ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ 157 ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 160 ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 162 ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ 164 ^ 168 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 170 ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ДЕТСТВА 174 ГЛАВА 2. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 178 РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ 179 РОЛЬ ТРУДА В РАЗВИТИИ ВОСПРИЯТИЯ 181 ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ 181 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 182 АМНЕЗИЯ ДЕТСТВА 182 Переход от младенческой к взрослой форме организации памяти 183 РАЗВИТИЕ РЕЧИ 184 ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ 184 Первый этап развития речи ребенка, связанный с практическим обобщением языковых фактов 185 Второй этап развития речи ребенка, связанный с формированием у него логического мышления 186 Третий этап развития речи ребенка, связанный с началом изучения языка 186 РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ 186 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 187 ТЕОРИЯ ПИАЖЕ: 4 СТАДИИ В РАЗВИТИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ 188 ТЕОРИЯ ГАЛЬПЕРИНА: 5 ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ... 189 РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ 190 РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 190 РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ 191 Стадии развития воображения 191 Аффективная функция воображения 192 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ 192 ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 193 РЕЗЮМЕ 194 ^ 195 ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 2-6 ЛЕТ 195 РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА 2-4 ЛЕТ 196 РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЮМОРА 197 МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА 197 РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА 4-6 ЛЕТ 198 РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ 198 РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ 199 0ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШЮШШШШШЯЯШШШ СОДЕРЖАНИЕ ■ ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШИХ ЧУВСТВ 200 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ 202 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ 203 СТРАХИ 203 РЕЗЮМЕ 204 ^ 206 КРИЗИС ТРЕХЛЕТОК: ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ, УВАЖЕНИИ 207 ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ 208 ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ 208 ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ 208 МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ 209 УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ 211 ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА МОТИВАЦИЮ ДОСТИЖЕНИЯ 211 ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ 212 ИГРА И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ 212 ЗНАЧЕНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ 213 РАЗВИТИЕ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕСОВ И ЛЮБОПЫТСТВА 214 РЕЗЮМЕ 215 ^ 216 РОЛЬ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ Я-КОНЦЕПЦИИ 218 ЗНАЧЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИМЕНИ В Я-КОНЦЕПЦИИ РЕБЕНКА 218 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Я-ОБРАЗА 219 Я-ОБРАЗ И САМООЦЕНКА В ИГРАХ РЕБЕНКА 220 Я-ОБРАЗ И ОПЫТ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА 221 ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ 222 ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ 223 Я-ОБРАЗ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ 224 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫРАЖАЮЩИЕ СВЯЗЬ МОРАЛЬНЫХ НОРМ И Я-ОБРАЗА 224 РЕЗЮМЕ 225 ^ 227 РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ УМЕНИЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ 228 РАЗВИТИЕ «СХЕМЫ ТЕЛА» 229 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 230 ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ СВЕРСТНИКОВ 230 РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 231 СОСТАВ ГРУППЫ 232 СТАТУС 232 РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 233 РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ 234 ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ 234 УСВОЕНИЕ КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫХ НОРМ 234 РЕЗЮМЕ 235 ^ 236 238 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10 ■ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 242 СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 ДО 11 ЛЕТ 242 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 243 КОНСЕРВАЦИЯ 244 КЛАССИФИКАЦИЯ 245 СЕРИАЦИЯ 245 ТРАНЗИТИВНОСТЬ 246 РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 247 РАЗВИТИЕ РЕЧИ 247 РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 249 РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ 249 РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 250 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ 251 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 252 ШКОЛА И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 254 ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 254 ПСИХОДИАГНОСТИКА В ШКОЛЕ 255 РЕЗЮМЕ 256 ^ 257 ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ 257 ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 258 РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 260 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 260 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ 261 СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ 262 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ . . 264 РЕЗЮМЕ 265 ^ 267 МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ 267 МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 268 МОТИВАЦИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 269 ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГА КАК ОСНОВНОГО МОРАЛЬНОГО МОТИВА 270 ЭМПАТИЯ 271 МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 271 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ 272 Структура учебно-познавательных мотивов младшего школьника 273 СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ 274 Статусный, или позиционный, мотив «быть учеником» 274 Мотив хорошей отметки 274 Мотив утверждения в коллективе класса, стремления к превосходству и признанию сверстниками 275 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗАПРЕТНОГО 275 ПОТРЕБНОСТЬ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 277 РЕЗЮМЕ 277 СОДЕРЖАНИЕ ■ 11 ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ 279 Я-РЕАЛЬНОЕ И Я-ПЕРСПЕКТИВНОЕ 280 ОБРАЗ ТЕЛА И Я-КОНЦЕПЦИЯ 281 РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ 282 СТРУКТУРА САМООЦЕНКИ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОГНИТИВНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ 284 ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА 285 САМООЦЕНКА РЕБЕНКА И ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ 286 Система традиционного школьного обучения и самооценка 288 Формирование заниженной самооценки 288 Возрастные особенности взаимовлияния самооценки и успеваемости ребенка 290 ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ 291 Коррекция неуспеваемости 293 НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ 293 ПОГРАНИЧНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ СТРУКТУРА. ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ ГРУПП СОЦИАЛЬНОГО РИСКА 293 РЕЗЮМЕ 295 |
![]() | Психологическая энциклопедия психология человека Реан А. А. Часть I: глава 14; в частях IV, V, VIII: глава Реан А. А., Петанова Е. И. Часть V: глава Розум С. И. В частях II, IV-VIII:... | ![]() | Олимпиада по психологии «Психологическая культура в пространстве образования» Психолого-педагогическое образование; 050706. 65 – Педагогика и психология; 540600. 62 – Педагогика; 050400. 68 Психолого-педагогическое... |
![]() | Осн задачи Юридическая психология находясь на стыке юриспруденции и психологии,призвана понимать свой предмет в юридической части так как его... | ![]() | Психология семьи Содержание Психологическая совместимость — совокупность положительных эмоций и положительных взаимных оценок брачных партнеров. Психологическая... |
![]() | 1. Психология как наука. Структура психики человека Психология наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой | ![]() | Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах. Психологическая энциклопедия Оно будет интересным и полезным не только для студентов и молодых специалистов, но и для зрелых профессионалов, а также для всех,... |
![]() | Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах Психологическая энциклопедия Будущие исслед в данной области могут быть направлены на то, каким образом соц определения половых ролей включаются в состав личной... | ![]() | Методические указания по написанию контрольной работы по дисциплине «Социальная психология» «Социальная психология» является разделом дисциплины «Психология». Стандарт высшего профессионального образования включает в себя... |
![]() | Онлайн Библиотека В этой повести нет приключений. Повесть эта — психологическая. Она психологическая не потому, что про псов. Да и пес-то в ней только... | ![]() | Вопросы государственного экзамена по направлению «лингвистика» Возрастная психология как наука о закономерностях этапов психического развития и формирования личности в онтогенезе. Разделы возрастной... |
![]() | З. Фрейд Психология масс и анализ человеческого "Я" В психической жизни человека всегда присутствует "другой" Он, как правило, является образцом, объектом, помощником или противником,... |