Психологическое сопровождение одаренных детей в школе icon

Психологическое сопровождение одаренных детей в школе


Скачать 21.26 Kb.
НазваниеПсихологическое сопровождение одаренных детей в школе
Размер21.26 Kb.
ТипДокументы

Психологическое сопровождение одаренных детей в школе.


Детская одаренность представляет собой комплексную категорию, в которой сфокусированы объекты разных научных дисциплин. Основными из них являются выявление, обучение и развитие одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов для работы с одаренными детьми. Существенная роль в этой деятельности отводится специалистам психологической службы образовательного учреждения. Взаимодействуя со всем педагогическим коллективом, они призваны обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления и охраны психического здоровья детей, оказания психологической помощи одаренным детям в профессиональном и личностном самоопределении, адаптации к жизни в обществе.


Работа школьного психолога с одаренными детьми осуществляется по таким направлениям, как:

  • психодиагностика,

  • психопрофилактика,

  • психокоррекция,

  • развитие,

  • психологическое консультирование,

  • психологическое просвещение.

Психологическое консультирование является одним из главных направлений в этой работе, и его основной принцип – доверительное общение, откровенная беседа. Для этого в школе создан специальный психологический кабинет, являющийся особой рабочей зоной школьного психолога, своего рода его методической базой (здесь сосредоточены комплекс психодиагностических методик, психолого-педагогическая литература, результаты различных исследований и т.п.).
Немаловажную роль играют уроки по психологии, тренинговые занятия с одаренными детьми, в процессе которых развиваются интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности учащихся. На таких уроках диагностируются способности, интересы, склонности учащихся с целью оказания им помощи в профессиональном и личностном самоопределении, исследуются структура и состояние межличностных отношений и психологического климата в классах, проводится коррекция конфликтных взаимоотношений и др. Контакт учащегося с психологом носит информационный характер: ребенок узнает о психологической природе своей личности, приобщается к психологическим знаниям и психологической культуре. С учетом своего типа темперамента, характерологических особенностей, коммуникативных и лидерских способностей, с учетом своего интеллектуального потенциала (IQ) одаренный ребенок вместе с психологом строит программу саморазвития и самосовершенствования.
Следует отметить, что выявление одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможно в принципе.
^

Диагностические этапы одаренности


Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Щебланова Е.И. выделяет семь диагностических этапов:

  1. Номинация (называние); имена кандидатов в одаренные;

  2. Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;

  3. Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;

  4. Оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;

  5. Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;

  6. Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости;

  7. Психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов



^

Диагностика интеллектуальных и психологических особенностей одаренности подростков.

1. Особенности развития творческого мышления подростков.

Изучение творческого мышления по методике Туник Е.Е.


Большинство тестов Туник Е.Е. является модификацией тестов Гилфорда и Торренса.

Тесты позволяют оценить различные параметры творческого мышления: вербальное творческое мышление, образно-творческое мышление; дают возможность изучить взаимокорреляции между показателями отдельных факторов – беглости, гибкости и оригинальности мышления.

Для оценки творческого мышления использовались показатели:

  • Беглость (легкость, продуктивность) – этот фактор характеризует беглость творческого мышления, определяется общим числом ответов.

  • Гибкость – фактор характеризует гибкость мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов данных ответов.

  • Оригинальность – фактор характеризует своеобразие мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальной структурой ответа.

  • Точность – фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

^ 2. Изучение структуры интеллекта по тесту Р.Амтхауера

Тест является типичным групповым интеллектуальным тестом. Общий результат обследования позволяет судить об уровне умственного развития учащихся, а успешность выполнения отдельных субтестов – об индивидуальной структуре интеллекта школьников.

Задания теста состоят из вербального и числового материала и из изображений. Первые требуют от испытуемых определенных знаний и умений производить с материалом некоторые логические действия. Вторые предполагают определенную степень развития формализованного и пространственного мышления. Тест предназначен для возраста 13-15 лет.
^

3. Изучение личностных особенностей учащихся. Психогеометрический тест.


Психогеометрический тест позволяет определить тип личности, характеристику особенностей поведения диагностируемого.

Учащимся предлагается проранжировать в порядке предпочтения 5 фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), затем по результатам исследования дается психологическая характеристика основных форм личности.
^

4.Исследование тревожности по методике Нюттена.


Для изучения потребностей и тревожности учащихся была применена методика “Незаконченные предложения” Нюттена.
^

5.Исследование познавательной активности одаренных детей по методике СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности).


Методика представляет собой начальную формализацию обычной беседы, которая ведется с ребенком и его родителями. Ориентирована на спонтанное описание одаренным ребенком и его родителем деятельности, любимой ребенком, в течение прошедшей до момента обследования недели.

В основе методики лежит идея о том, что чем больше доля познавательных интересов в общем “раскладе” деятельности ребенка, тем более он творчески одарен.

^ Особенности развития одаренных детей.

Познавательное развитие.

  1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

  2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

  3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

  4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

  5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

  6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность.

  1. Одаренные дети обнаруживают обострённое чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

  2. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

  3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

  4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

  5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

  6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

  7. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

  8. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики.

  1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

  2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей
^

Проблемы одаренных детей.


Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

  1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

  2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

  3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

  4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

  6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

  7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение


Похожие:

Психологическое сопровождение одаренных детей в школе iconПсихологическое сопровождение одаренных детей в школе
Взаимодействуя со всем педагогическим коллективом, они призваны обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления...
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе iconЧеремных Л. А. Положение о III слете школы одарённых детей Горноуральского городского округа «уникум» Общие положения
Слет как форма воспитательной работы со школьным активом округа ориентирован на поддержку одаренных детей
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе iconПрограмма деятельности детского общественного объединения школы одаренных детей «уникум»
Возникновение окружной школы одаренных детей в январе 2012 г и перспективный план ее развития складывались на основе опыта социально-педагогического...
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе iconКопилка добрых дел школы одаренных детей гго
За два года существования школы одаренных детей «уникум» мы смогли сделать ряд добрых дел, которые преобразили реальность. Итак
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе icon1. Территория Горноуральский городской округ
Детское общественное объединение/орган самоуправления Школа одаренных детей «Уникум»
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе iconПрограмма семинара школы одаренных детей «уникум»
«Вожатская мастерская и лидерский практикум, для тех, кто хочет вести за собой» (8 – 9 декабря 2012 г.)
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе iconТорренс, Эллис Пол
Интересы: креативность, вопросы образования одаренных детей, образовательная психология, футурология, школьная психология
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе iconРождественские каникулы в сельской школе!
В начале января (с 5-го по 8-е) в Рахмановской сельской школе и экопоселении "Благодать" (Ярославская обл., Переславский район, 170...
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе iconСопровождение 1С
Сопровождение 1С силами наших специалистов это возможность получать помощь по всем вопросам работы программ 1С на регулярной основе....
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тема: "Овладение методами музыкального обучения одаренных детей и молодежи на природосообразной и образносодержательной основе. Совершенствование...
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе iconТема: «Мастерская творческих умений, для тех, кто стремится созидать»
Школы одаренных детей «уникум». Данное событие продолжает программу семинаров по развитию одаренности школьников Горноуральского...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы