Психолого-педагогический анализ урока icon

Психолого-педагогический анализ урока


Скачать 15.95 Kb.
НазваниеПсихолого-педагогический анализ урока
Размер15.95 Kb.
ТипУрок


Осуществить психолого-педагогический анализ урока сокурсника с учетом соблюдения сокурсником (в качестве учителя) психологических требований ко всем структурным элементам урока.

К зачету предоставить развернутый психологический анализ урока со­курсника.


Приемная схема психолого-педагогического анализа урока

Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, предмет, тема урока, цель и тип урока, количество учащихся в классе, из них присутствовало на уроке.

Организационный момент урока и его влияние на психику школьников. Эмоциональное содержание первого контакта учителя с учениками. Приемы привлечения внимания. Методы создания эмоционально положительной творческой атмосферы в классе. Внешний вид учителя. Тональность начала урока. Подготовленность педагогического реквизита. Характер требований учителя, ответная реакция учащихся, групповые и индивидуальные от­клонения в поведении, общая настроенность учащихся на урок; дисциплина и организованность в начале урока; какие факты свидетельствуют о наличии или недостаточности взаимопонимания учителя и учащихся. Каким образом создается установка на психологическую готовность учащихся к активному участию на уроке.

^ Психологический анализ опроса учащихся на урок.

В чём проявился мобилизующий и направляющий характер вопросов учителя? Насколько соответствовали характеру вопросов ответы учащихся?

На каком уровне - (знакомство, понимание, умение и навыки) - демон­стрировали учащиеся свои знания? В каких случаях и почему возникали за­труднения в ответах?

С помощью каких психолого-педагогических приёмов эти затруднения снимались? Какие моменты в ответах учащихся свидетельствовали о глубине знаний, об их связи с жизнью, о творческом понимании изученного мате­риала?

По каким фактам можно оценить прочность знаний или их отсутствие, механически или осмысленно учащиеся усвоили заданный материал. Пра­вильно ли истолковывались учащимися научные понятия, суждения, доказа­тельство, опровержения, выводы? К

Какие приёмы способствовали активизации памяти, мышления в ходе опроса? Как учитель привлекал внимание учащихся к ответам опрашивае­мых? Какими приёмами мыслительной деятельности владели отвечавшие? Умение учителя слушать ученика (исправлять, ставить дополнительные во­просы)? Насколько правильно учитель оценил знания учащихся? Был ли про­ведён итог проверки знаний учащихся?

^ Объекты оценивания. Что чаще всего оценивается: поведение, выска­зывания, вопросы, развернутые выступления (ответы), оказание помощи то­варищу, проявление творческой самостоятельности, старательность, требова­тельность к себе, способность к дискуссии, нестандартность мышления.

^ Эмоциональная тональность и речевая форма оценивания. Категорич­ность оценки, альтернативность оценки. Преобладание позитивных или нега­тивных оценок. Руководствуется ли «золотым правилом» оценивание: оцени­вай конкретное поведение, а не личность в целом. Стремление найти повод для позитивной оценки ученика.

3. ^ Психологический анализ процесса изучения нового материала на
уроке:


Как была проведена психологическая подготовка учащихся к восприятию и усвоению нового материала?

Какие приемы учитель использовал для организации внимания и вос­приятия?

Какими приёмами была доведена цель урока до сознания учащихся? Насколько учащиеся были заинтересованы предстоящей темой урока? Какие приёмы объяснения помогали усвоению в нового материала?

Как осуществлялось воздействие на память, на мышление и воображение учащихся с целью более глубокого усвоения материала?

Какие моменты объяснения и почему вызвали положительные или отрицательные реакции у учащихся (в содержании, форме, объяснении, примерах и т.п.)?

Какие приёмы использовал учитель для развития логического мышления и речи? Проводились ли сопоставления? Выяснялись ли причинные связи? Давалось ли образное представление об изучаемом? Как подводились учащиеся к выводам и обобщениям? Какие мыслительные операции отчётливо проявлялись на уроке: какие новые представления и понятия были сформированы на основе первичного восприятия материала учащимися? Каким методом это достигалось?

Какие упражнения проводились с целью выработки навыков учащихся?

Какие приёмы помогали активизировать внимание и восприятие, снять утомление, предотвратить отвлекаемость внимания?

Насколько осуществлялась связь нового материала с уже известным?

Характеристика изложения материала со стороны восприятия у уча­щихся моральных, интеллектуальных и эстетических чувств.

Характеристика речи учащихся и отношения учителя к недостаткам в речи школьников.

^ 4. Психологический анализ закрепления. Как проявились в процессе за-
крепления и осмысливания, понимание новых понятий, суждений и выводов,
умение пользоваться знаниями для решения учебных и других задач? По ка-
ким признакам можно изучить проявление памяти, мышления, воображения
и чувств учащихся? В чём проявилась диалектичность мышления? Чем опре-
делялась и в чём проявилась активность учащихся при закреплении? Эле-
менты соревновательности в процессе закрепления. Была ли связь воспроиз-
ведения нового материала с творчеством учащихся, в чём она проявилась?

Какими приёмами и насколько успешно проводилось закрепление знаний и умений.

^ 5. Психологический анализ задания на дом.

Как учитель формировал установку на выполнение домашнего зада­ния? Чем мотивированы объём задания?

Как соотносятся в домашнем задании теоретическая и практическая часть, новые знания и опора на прежний опыт?

Как и в чём учитель проявил дифференцированный подход к учащимся в момент задания?

Доступность задания и чёткость его комментирования учителем. Какие вопросы по домашнему заданию ставили учащиеся и о чём они свидетельст­вуют?

В чём выразился интерес учащихся к домашней работе, какие эмоцио­нальные реакции удалось заметить?

Были ли приняты во внимание индивидуальные и возрастные особен­ности учащихся?

В какой степени задание на дом было направлено на упрочнение зна­ний, на развитие у школьников навыков самостоятельной работы.

Как был закончен урок? Были ли сделаны необходимые выводы в конце урока?

^ 6. Общий вывод об уроке. Насколько полно раскрыта тема и в какой
мере осуществлена цель урока?

Оценка урока со стороны его влияния на развитие психики учащихся.

Общая оценка его образовательной и воспитательной ценности.

Добился ли учитель сознательного и активного отношения к усвоению знаний, формированию умений и навыков?

В какой мере учитывал учитель психологические закономерности по­знавательной деятельности, индивидуальные и возрастные особенности школьников?

Насколько эффективно использовались учителем технические средства и наглядные пособия на уроке?

Какие положительные массовидные явления были вызваны у учащихся (подражание, соревнование, внушение и т.п.)? Какие выявлены недостатки в проведении урока? Имело ли место нарушение дисциплины? Какими путями поддерживалась дисциплина?

7. ^ Психологический анализ особенностей поведения учителя на уроке.

Проявление авторитарного, демократического, либерального стиля ру­ководства. Проявление активно-положительного, пассивно-положительного, ситуативного, пассивно-отрицательного, активно-отрицательного отношения к ученикам.

Умение руководить индивидуальной и коллективной деятельностью учащихся (ставить цель, задачи, доступно объяснять сложные вопросы, орга­низовывать работу с книгой, пособиями, использовать меры поощрения и на­казания). Степень владения информационными, ориентационными и другими педагогическими умениями.

Проявление такта и доброты, лояльности учителя, требовательности к себе и учащимся, умение повышать эмоциональный тонус и работоспособ­ность учащихся.

Правильность, логичность, темп, тон, эмоциональная насыщенность, образность речи учителя. Умение воздействовать словом и образом на созна­ние и поведение учащихся.

Проявление спонтанности, креативности в педагогическом общении. Импровизация в педагогическом общении.

Социально-психологическая оценка авторитета и влияния учителя на учащихся. В какой мере урок содействовал сплочению детского коллектива.


Похожие:

Психолого-педагогический анализ урока iconПсихолого-педагогический анализ урока
Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, предмет, тема урока, цель и тип урока, количество учащихся в классе, из них присутствовало...
Психолого-педагогический анализ урока iconРешение на работу: Россия Не готов к переезду, готов к командировкам Желаемая должность и зарплата
...
Психолого-педагогический анализ урока iconСупрыновіч Валянцінай Уладзіміраўнай Гомель 2012 Тэма ўрока: Мэта ўрока: Задачы ўрока: 1 абсталяванне: Тып урок
На гэтым жа лісце павінны стаяць подпісы настаўніка беларускай мовы і літаратуры і групавога кіраўніка з расшыфроўкай!!!
Психолого-педагогический анализ урока iconЗадания по психологии для студентов 5 курса
Анализ урока сокурсника с учетом психологических характеристик межличностного взаимодействия на уроке
Психолого-педагогический анализ урока iconКонспект урока Составитель учитель мобу «сош №76» г. Оренбург Никлесова О. В. Конспект урока Учебный предмет Физическая культура
...
Психолого-педагогический анализ урока iconПсихолого-педагогическая коррекция как вид психологической помощи
Место коррекционно-развивающей работы в системе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Психолого-педагогический анализ урока iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Цель форума – вовлечение студентов в профессиональную психолого-педагогическую деятельность, содействие становлению профессиональной...
Психолого-педагогический анализ урока iconМетодические рекомендации к оформлению отчетов по психологической практике студентов
В оформлении отчета использовать листы формата А4, обложку, структуру: титульный лист, оглавление, введение, психологический анализ...
Психолого-педагогический анализ урока iconКонспект урока по физической культуре для 5 класса (по фгос)
Цель урока: Овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий волейболом
Психолого-педагогический анализ урока iconСтруктура урока чтения Тип урока: открытие нового знания
Ф. И. О. автора, заглавия; рассматривание иллюстрации → предположение о теме, героях, содержании (о чем? кто? что?)
Психолого-педагогический анализ урока iconПротокол пульсометрии урока физической культуры. Ф. И. О. проводящего урок: Чернышов М. А
Результаты исследования, оценка объема и интенсивности физических нагрузок в период реализации задач урока
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы