Рабочая программа курса повышения квалификации icon

Рабочая программа курса повышения квалификации


Скачать 46.84 Kb.
НазваниеРабочая программа курса повышения квалификации
Размер46.84 Kb.
ТипРабочая программа курса

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ АВТОМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

КАФЕДРА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ»


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан АВТФ проф. В.И. Гужов









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ И ДОКУМЕНТАЦИИ»



Лекции:

32 часа(ов)

Индивидуальные занятия с преподавателем:

40 часа(ов)

Всего:

72 часа(ов)



Новосибирск, 2013 г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры вычислительной техники ___ __________ 20__ г., протокол № ___.


Программу разработал

Директор ООО "Протекст" А.В. Михайлов


Директор НОЦ «ПАД»


Зав. кафедрой ВТ НГТУ, В.В. Губарев

д.т.н., проф.

«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе НГТУ
д.т.н., проф. А.А. Батаев

______________________

«___» __________ 2013 г.

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дисциплины «Разработка технических текстов и документации»


Цель: Подготовить специалистов, ориентирующихся в современных IT-технологиях, способных разрабатывать и создавать техническую документацию любого уровня сложности, а также работать на должности "Технический писатель".

^ Категория слушателей: IT-специалисты, начинающие и опытные технические писатели, студенты технических специальностей.

Форма обучения: очная / заочная.

Срок обучения: 4 дня (очная форма обучения), 2 недели (заочная форма обучения).

^ Режим занятий: 8 часов в день (очная форма обучения), 4 часа в день (заочная форма обучения).




п/п

Наименование разделов, дисциплин и тем

Всего часов

В том числе:

Формы контроля

лекции

индивидуальные занятия с преподавателем

1

Курс "Разработка технических текстов и документации"

72

32

40

зачет

2

Тема 1. Введение в специальность

4

4

-

текущий контроль

3

Тема 2. Технические тексты. Стили, виды, общие черты

3

3

-

текущий контроль

4

Тема 3. Технические тексты. Методология создания

5

5

-

текущий контроль

5

Тема 4. Единые стандарты в документировании

3

3

-

текущий контроль

6

Тема 5. Базовые приёмы работы с текстом

5

5

-

текущий контроль

7

Тема 6. Работа с переводной документацией. Технические переводы

4

4

-

текущий контроль

8

Тема 7. Применяемое программное обеспечение

5

5

-

текущий контроль

9

Тема 8. Производственные процессы

2

2

-

текущий контроль

10

Тема 9. Перспективы роста, что нужно освоить самостоятельно

1

1

-

текущий контроль

11

Выполнение итоговой работы

40

-

40

текущий контроль

12

Итого:

72

32

40





Продекан факультета АВТ НГТУ, к.т.н., доц. В.М. Зыбарев


Декан ФПК НГТУ, к.т.н., проф. Л.А. Голышкина

^ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«Разработка технических текстов и документации»
Программа повышения квалификации
72 часа


Автор программы:


Директор ООО "Протекст" А.В. Михайлов


2013

^ ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Подготовить специалистов, ориентирующихся в современных IT-технологиях, хорошо владеющих искусством изложения сложного материала простым и доступным языком, способных разрабатывать и создавать технические тексты, в том числе рекламного, аналитического и маркетингового характера, а также документацию любого уровня сложности. Выпускники курса получаются достаточные знания, чтобы работать на должностях: "Технический писатель", "IT-аналитик", "PR в IT-компаниях".

«Разработка технических текстов и документации» является самостоятельной дисциплиной.

^ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение в специальность.

Должности, связанные с разработкой документации. Корректор, Копирайтер, Технический писатель, Редактор, Технический коммуникатор. Области, где приходится работать с текстами. Задачи, которые необходимо выполнять. Носители информации. Глобальные читатели. Группы читателей. Техническая документация как основная область работы. Руководства. Варианты занятости. Территориальные возможности работы. Офис и удалённая работа. Формирование портфолио специалиста по текстам. Отличие "технического" писателя от "классического".

^ Тема 2. Технические тексты. Стили, виды, общие черты.

Формат и структура технического документа. Формат и структура статьи. Канон и отступления от него. Продающие технические тексты. Текстовые и графические презентации. Стили технической документации.

^ Тема 3. Технические тексты. Методология создания.

Основы написания документации: определение аудитории, уровень разъяснения, выбор стиля изложения, использование графических материалов. Руководства пользователя и администратора, ролевая документация. Стиль и логика изложения для максимальной простоты восприятия. Последовательность описания элементов, действий. Максимум данных в минимуме текста. Методика написания технических и аналитических статей. Методика разработки текстовых и графических презентаций. Методика описания кода, БД и принципиальных схем оборудования. Методика разработки видеопрезентаций. Методика разработки технических заданий. Корректировка имеющихся текстов.

^ Тема 4. Единые стандарты в документировании.

Понятие ГОСТ. Определение необходимости использования. Госты на тех. документацию: 19, 32, 34. Руководящая документация (РД). ISO как международный стандарт.

Тема 5. Базовые приёмы работы с текстом.

Организация и контроль единой терминологии. Графическое сопровождение текста и определение его необходимости. Методика разработки колонтитулов документа. Лексические тонкости и основные ошибки в технических документах. Распространённые ошибки при создании документации и их устранение. Особенности описания программ с англоязычным интерфейсом. Иностранные термины и слова с иностранной этимологией. Оценка времени, необходимого на разработку технического документа. Виды технических текстов и уровень их базовой сложности. Оценка времени на сбор материала, его обработку и систематизацию. Оценка объёма теста и графики при создании документации. Методика разработки графических элементов текста. Методология контроля сроков выполнения работ. Оптимизация трудозатрат и времени работы над текстом. Контроль оригинальности текстов.

^ Тема 6. Работа с переводной документацией. Технические переводы.

Сложности перевода на другой язык. Методика перевода. Редактирование переведённого текста. Применяемое ПО.

^ Тема 7. Применяемое программное обеспечение.

Базовые форматы документации: HTML, DOC(X), CHM, PDF. Средства MS Office. Средства Open Office. Средства Adobe. Стандарты автоматизации разработки документации: DockBook, TEX, DITA. Обзор, определение необходимости внедрения.

^ Тема 8. Производственные процессы.

При работе в компании. Взаимодействие технического писателя с работодателем на месте постоянной работы. Процедуры взаимодействия, руководством, ответственными специалистами. Работа на договорной основе, фриланс. Методика переговоров со специалистами, получение и анализ сведений.

^ Тема 9. Перспективы роста, что нужно освоить самостоятельно.


Тема 10. Выполнение итоговой работы.

Практическое применение полученных знаний и навыков. Работа обучающегося и преподавателя по схеме "заказчик-исполнитель". Выполнение трёх задач: аналитическая статья, документация на ПО, презентация продукта.

^ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В процессе обучения обучающиеся изучают девять тем, которые составляют дисциплину «Разработка технических текстов и документации».

В процессе изучения темы 1 «Введение в специальность» обучающиеся знакомятся с основами профессии: какие задачи приходится выполнять, в каких сферах могут работать технические писатели, какие бывают методы подачи информации, познакомятся с целевой аудиторией. Также рассматривают варианты занятости и организации труда технических писателей.

В процессе изучения темы 2 «Технические тексты. Стили, виды, общие черты» обучающиеся знакомятся со стилями технических текстов, узнают, какие виды текстов существуют, в чём их сходство и различие между собой.

В процессе изучения темы 3 «Технические тексты. Методология создания» слушатели узнают общую методологию создания технических текстов, подробно рассматриваются алгоритмы создания наиболее распространённых видов технических текстов.

В процессе изучения темы 4 «Единые стандарты в документировании» обучающиеся знакомятся с действующими в России и мире стандартами на различную техническую документацию и учатся применять эти стандарты в своей работе.

В процессе изучения темы 5 «Базовые приёмы работы с текстом» обучающиеся знакомятся с различными приёмами систематизации и структуризации текста, способами стилистического и графического оформления, исследуют лексические ресурсы языка и разбирают наиболее частые ошибки, допускаемые при создании технической документации. Также рассматриваются вопросы оценки сроков и стоимости работы при создании различных текстов.

В процессе изучения темы 6 «Работа с переводной документацией. Технические переводы» слушатели ознакомятся с методикой перевода технических текстов, способам их правки и корректировки, а также изучат применяющееся при переводах программное обеспечение.

В процессе изучения темы 7 «Применяемое программное обеспечение» обучающиеся знакомятся с различным ПО, применяемом при создании технической документации.

В процессе изучения темы 8 «Производственные процессы» обучающиеся знакомятся с основными схемами взаимодействия, с которыми сталкивается технический писатель при работе на штатной должности и работе по договорам.

В процессе изучения темы 9 «Перспективы роста, что нужно освоить самостоятельно» обучающиеся знакомятся другими особенностями профессии технического писателя, IT-аналитика и исследуют перспективы и возможности дальнейшего развития и обучения.

Прослушав лекционный курс, слушатели выбирают тему для итоговой работы, после чего самостоятельно собирают материал и выполняют работу, консультируясь с преподавателем на каждом этапе выполнения. Взаимодействие происходит дистанционно, по схеме "исполнитель-заказчик": преподаватель проверяет работу, комментирует её, даёт рекомендации. Проходит несколько циклов обработки каждого документа из итоговой работы, обучающийся учится на практике взаимодействовать с заказчиком, оценивать критику, аргументировать свою позицию. После окончательной сдачи работы и проверки её преподавателем, назначается время для защиты. Если работа выполнена неудовлетворительно или защита не состоялась – работа возвращается обучающемуся на доработку.

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПОСОБИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Обучающиеся должны иметь начальный уровень компетентности в области информационных технологий. Это значит, что обучающиеся умеют работать в операционной системе с графическим интерфейсом, например, Microsoft Windows XP или более новой, владеют приемами работы в текстовых редакторах, например, Microsoft Office Word, версии 2003 и выше, понимают общие принципы использования сети Интернет, умеют пользоваться браузерами и электронной почтой, в общих чертах знакомы с сетевыми технологиями и аппаратным обеспечением ПК.


^ ПРАВИЛА АТТЕСТАЦИИ

Целью итоговой аттестации является установление уровня подготовки обучающегося к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям нормативных документов программы повышения квалификации «Разработка технических текстов и документации».

К итоговой аттестации по дисциплине допускается обучающийся, успешно завершивший в полном объеме освоение дисциплины «Разработка технических текстов и документации».

При условии успешного завершения дисциплины «Разработка технических текстов и документации» и прохождения итоговой аттестации обучающемуся выдается сертификат установленного образца.

Итоговая аттестация по дисциплине представляет собой защиту итоговой работы.

Итоговая работа является учебно-квалификационной. Ее тематика и содержание должны соответствовать уровню знаний, полученных обучающимся в процессе обучения.

Обучающиеся имеют право выбора темы итоговой работы из перечня примерных тем, приведенных ниже. Кроме того, обучающийся может предложить собственную тему итоговой работы, которая обсуждается с руководителем итоговой работы.

Итоговая работа представляет собой три документа:

  1. Полное руководство пользователя к определённой компьютерной программе или промышленной установке

  2. Аналитическая статья по IT-тематике

  3. Презентационный материал, посвящённый представлению какой-либо компьютерной программы.

Каждый документ должен обладать логичной структурой, изложение должно быть простым для понимания и усвоения. Стиль каждого документа может быть определен как преподавателем, руководящим выполнением итоговой работы, так и предложен обучающимся.

Инструментальные программные средства, с помощью которых выполняется итоговая работа, выбираются обучающимся самостоятельно из перечня средств, изученных в процессе изучения дисциплины.

Итоговая работа является творческим проектом, который должен содержать результаты изучения дисциплины «Разработка технических текстов и документации».

Название каждого документа в составе итоговой работы должно быть кратким и определяться комплексом поставленных и решаемых в нём задач.

Выбор тем документов итоговой работы определяется следующими положениями:

  • соответствие темы содержательному наполнению дисциплины «Разработка технических текстов и документации»;

  • актуальностью и практической ценностью итоговой работы.

Исходными данными для выполнения итоговой работы являются учебные материалы, подготовленные при изучении тем дисциплины «Разработка технических текстов и документации».

Объем итоговой работы зависит от варианта, выбранного обучающимся, каждый документ должен быть не менее 10 страниц формата A4.

Примерные темы итоговых работ:

  • Разработка пользовательской документации для (указывается наименование программы);

  • Разработка FAQ для (указывается web-ресурс или программа);

  • Статья "Анализ... (указывается выбранная тема: сравнение ПО, технического оборудования и т.д.);

  • Презентация программно-аппаратного комплекса (указывается полное название комплекса)

При условии успешного завершения дисциплины «Разработка технической документации» выдается сертификат установленного образца.


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перечислите должности, известные вам, связанные с разработкой документации.

2. Перечислите производственные области, в которых приходится работать с технической документацией.

3. Какие носители информации известны вам?

4. Перечислите варианты занятости технических писателей и их особенности.

5. Расскажите о роли портфолио при поиске работы технического писателя.

6. В чём состоит отличие технического писателя от автора художественных текстов?

7. Приведите основные принципы формирования структуры технического документа.

8. Приведите основные принципы формирования структуры статьи.

9. Какие методы используются при создании "продающих" текстов?

10. Какие стили технической документации вам известны?

11. Каким образом меняется содержание технической документации от целевой аудитории?

12. В чём состоят особенности создания аналитических статей?

13. В чём состоят особенности создания презентаций?

14. В чём состоят особенности описания программного кода, баз данных и принципиальных схем оборудования?

15. Перечислите средства создания видеопрезентаций.

16. В чём состоят особенности создания технических заданий?

17. Каким образом необходимо действовать, если необходимо отредактировать собственный текст?

18. В чём состоят особенности создания текстов, которые должны соответствовать определённым стандартам?

19. Перечислите базовые приёмы работы с текстом.

20. Приведите основные схемы организации производственных процессов для штатного технического писателя и фрилансера. Укажите различия между этими схемами.

^ ОЦЕНКА И МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

За период обучения все обучающиеся проходят следующие виды контроля:

  • предварительный контроль (входной контроль знаний);

  • текущий контроль (контроль выполнения итоговой работы);

  • итоговую аттестацию по дисциплине.

Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня подготовки обучающихся. Предварительный контроль включает входной контроль знаний, предваряющий изучение дисциплины.

Входной контроль знаний проводится на первом занятии с целью определения подготовленности обучающихся к освоению данной дисциплины. Входной контроль осуществляется в форме анкетирования.

Полученная в результате входного контроля знаний информация используется преподавателем в учебном процессе для коррекции уровня подготовленности обучающихся в целях обеспечения последующего прироста знаний, формирования умений и развития навыков в процессе обучения.

Прослушав лекционную часть дисциплины, обучающиеся выбирают тему итоговой работы и приступают к её выполнению. В ходе выполнения итоговой работы, обучающийся консультируется с преподавателем, тем самым осуществляется текущий контроль. Преподаватель проверяет и утверждает все ключевые моменты итоговой работы.

Итоговая аттестация проводится по завершении обучения по дисциплине «Разработка технических текстов и документации» в виде защиты итоговой работы.

Целью итоговой аттестации является определение теоретической и практической подготовленности обучающегося к выполнению задач, установленных программой дисциплины.

Итоговая оценка уровня знаний обучающихся по дисциплине осуществляется в соответствии с принятой в практике работы вузов – зачет/незачет.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Ю. В. Кагарлицкий. Разработка документации пользователя программного продукта. Методика и стиль изложения / Ю. В. Кагарлицкий. - ООО "Философт Сервисы", 2012 г. - 232 с.

  2. А. А. Стрельцов. Научно-технические тексты. От понимания к переводу / А. А. Стрельцов. Феникс, 2012 г. - 400 с.

  3. Салимовский В. А., Дускаева Л. Р., Кожина М. Н. Стилистика русского языка /В. А. Салимовский, Л. Р. Дускаева, М. Н. Кожина. - М.: Флинта, 2011, 465 с.

  4. Н. М. Мусаткова. Деловая документация / Н. М. Мусаткова. - "Белорусская советская энциклопедия" имени Петруся Бровки, 2009, 128 с.

  5. К. М. Накорякова. Практическая стилистика русского языка / К. М. Накорякова. - Наука, 2010 г. - 200 с.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
программы повышения квалификации (учебной дисциплины) «Разработка технических текстов и документации»


Автор программы: директор ООО "Протекст" А.В. Михайлов

Продолжительность: 4 дня (очная форма обучения), 2 недели (заочная форма обучения)

^ Итоговый контроль: на 2 неделе обучения

Номер темы дисциплины

День/

Неделя

Педагогические технологии

Лекция

Практ.

занятие

Семинар

Лабор.

работа

Индивидуальные занятия с преподавателем

Консульт.

Коллоквиум

Контр.

работа

Тест

Итоговый контроль

1

1/1

4










-

х







вх. анкета




2

1/1

3










-

х













3

1,2/1

5










-

х













4

2/1

3










-

х













5

2,3/1

5










-

х













6

3/1

4










-

х













7

4/1

5










-

х













8

4/1

2










-

х













9

4/1

1










-

х













10

1,2 недели

-










40

х













Дисциплина




























защита итоговой работы

зачет

Похожие:

Рабочая программа курса повышения квалификации iconРабочая программа курса повышения квалификации
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры вычислительной техники 20 г., протокол №
Рабочая программа курса повышения квалификации iconПрограмма курса повышения квалификации в сфере инновационного предпринимательства для работников спбгэту

Рабочая программа курса повышения квалификации iconРабочая программа профессионально-ориентированной практики для студентов 4 курса
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта 2000 года высшего профессионального образования...
Рабочая программа курса повышения квалификации iconОгаоу дпо (повышения квалификации) специалистов «Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»

Рабочая программа курса повышения квалификации iconНазвание курса
Курс повышения квалификации «Декоративный френч» от тренера чемпионов — Елены Поповой
Рабочая программа курса повышения квалификации iconПрограмма повышения квалификации
Для психологов, психотерапевтов, специалистов вспомогательных профессий, людей, увлекающихся практической психологией
Рабочая программа курса повышения квалификации iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» для основного общего образования
В. Я. Коровиной (В. Я. Коровина программа курса литературы для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010...
Рабочая программа курса повышения квалификации iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» для основного общего образования
В. Я. Коровиной (В. Я. Коровина программа курса литературы для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010...
Рабочая программа курса повышения квалификации iconПрограмма проведения курсов повышения квалификации по специальности «Инструменты эстрадного оркестра»
А. Д. Хасаншин Мастер-класс по джазовой импровизации на духовых инструментах (открытый урок)
Рабочая программа курса повышения квалификации iconРабочая программа по производственной практики «Изготовление лекарственных форм» Для студентов 3-го курса по дисциплине «Фармацевтическая технология»
Рецензенты: Максудова Г. И. – председатель цмк специальных дисциплин специальности
Рабочая программа курса повышения квалификации iconНиклесовой Оксаны Владимировны, Высшая квалификационная категория, по учебному курсу «Физическая культура» 6 класс Г. Оренбург 2013-2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
Рабочая программа, разработана на основе нового фгос основного общего образования, по предмету «физическая культура» в мобу «сош...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы